19 июля 1922 г. был утвержден новый состав Московского обновленческого ЕУ под рук. Антонина, за к-рым было закреплено руководство Московской епархией (ВССПРЦ. 1922. 6/7. С. 22). Обновленческую К. к. также занимали Александр Введенский (1923-1924), Софроний Иванцов (1944-1946). 1944-1977 гг. 4 марта 1942 г. Киевский и Галицкий митр. Николай (Ярушевич) получил от митр. Сергия (Страгородского) полномочия по временному управлению приходами Московской епархии, к-рые раньше имел Куйбышевский архиеп. Алексий (Палицын) ( Сурков. 2012. С. 488); в документе от 17 апр. 1942 г. митр. Николай упомянут как «временно управляющий делами Патриархии в Москве». Секретарем Московской Патриархии являлся прот. Сергий Даев, настоятель Ризоположенской ц. на Донской ул. 14 мая 1944 г. состоялась его хиротония во епископа Можайского, викария Московской епархии (см. Макарий (Даев) ). Основной задачей еп. Макария являлось замещение митр. Николая во время его отсутствия в епархии (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 73. Л. 5). В отчетах уполномоченного Совета по делам РПЦ отмечалось, что еп. Макарий стал заместителем и помощником митр. Николая по управлению Московской епархией. Крутицкое подворье. Фотография. 1943–1944 гг. Крутицкое подворье. Фотография. 1943–1944 гг. Указом патриарха Сергия от 7 окт. 1943 г. за митр. Николаем было закреплено управление приходами в Московской обл., управление приходами Москвы патриарх Сергий принял на себя. 28 янв. 1944 г. Синод утвердил следующее предложение патриарха Сергия: «Нуждаясь в постоянной архипастырской помощи по управлению Московской Патриархией и идя навстречу желанию преосвященного Николая (Ярушевича), митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины, предлагаю перевести его на кафедру митрополита Крутицкого с сохранением за ним внешних отличий, присвоенных издревле Киевской кафедре, и с поручением ему, в качестве моего наместника, управления всей Московской епархией на правах епархиального архиерея, за исключением духовенства и приходов г. Москвы, остающихся в моем непосредственном управлении» (цит.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

2. Собравшиеся архиереи аннулируют решения обновленческих Соборов 1923 и 1925 гг. и признают покойного Патриарха Тихона в сущем сане. 3. Затем они лишают сана митрополита Александра за незаконное восприятие сана Первоиерарха и как нарушившего постановление Собора 1923 г. об однобрачности епископов и как введшего в своё время Собор 1923 г. в заблуждение, в результате чего последовало постановление о лишении сана Патриарха Тихона. 4. Обновленческий Собор архиереев приносит покаяние за себя и за своих предшественников и воссоединяется с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием. 5. Все обновленческие епископы принимаются в сущем сане. Неженатые и те, которые изъявят согласие расстаться с жёнами, разумеется, по обоюдному согласию со своими супругами, также получают кафедры. Те епископы, которые останутся в женатом состоянии, принимаются в сущем сане, им разрешается ношение панагии, но с пожизненным запрещением в священнослужении. Это соглашение было одобрено митрополитом Сергием. Гражданская власть также заявила, что у неё нет возражений, и дала согласие выдать обновленческим архиереям пропуска для проезда в Москву. Всё сорвалось из-за непредвиденного обстоятельства. Текст этого соглашения был разослан совершенно конфиденциально всем обновленческим архиереям. Однако совершенно неожиданно один из них (причём это был старый архиерей ещё дореволюционного поставления Митрополит Ярославский Корнилий) переслал текст этого проекта... Кому бы вы думали? Введенскому. Первоиерарх тотчас перевёл епископа Сергия в Ташкент. Сразу же проект заглох. Весной 1944 г., когда воссоединение обновленцев всё-таки произошло (на гораздо менее благоприятных условиях), Сергий Ларин тут же поспешил поднести Патриархии Среднеазиатскую епархию (90 приходов) на серебряном блюде. Для приёма епархии из Москвы был направлен архиепископ Куйбышевский Алексий Палицын, о котором речь шла уже выше. Сергий Ларин был затребован в Москву, принят в сане простого монаха, а через два месяца был вновь рукоположен в диакона, пресвитера и епископа и стал православным архиереем, занимал поочерёдно Одесскую, Ростовскую, Вятскую и Ярославскую кафедры. (Умер в сентябре 1967 г. в сане архиепископа Ярославского и Ростовского) " 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

2. Собравшиеся архиереи аннулируют решения обновленческих Соборов 1923 и 1925 годов и признают покойного Патриарха Тихона в сущем сане. 3. Затем они лишают сана Митрополита Александра за незаконное восприятие сана Первоиерарха и как нарушившего постановление Собора 1923 года об однобрачности епископов и как введшего в свое время Собор 1923 года в заблуждение, в результате чего последовало постановление о лишении сана Патриарха Тихона. 4. Обновленческий Собор архиереев приносит покаяние за себя и за своих предшественников и воссоединяется с Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием. 5. Все обновленческие епископы принимаются в сущем сане. Неженатые и те, которые изъявят согласие расстаться с женами, разумеется, по обоюдному согласию со своими супругами, также получают кафедры. Те епископы, которые останутся в женатом состоянии, принимаются в сущем сане, им разрешается ношение панагии, но с пожизненным запрещением в священнослужении. Это соглашение было одобрено Митрополитом Сергием. Гражданская власть также заявила, что у нее нет возражений, и дала согласие выдать обновленческим архиереям пропуска для проезда в Москву. Все сорвалось из-за непредвиденного обстоятельства. Текст этого соглашения был разослан совершенно конфиденциально всем обновленческим архиереям. Однако совершенно неожиданно один из них (причем это был старый архиерей еще дореволюционного поставления Митрополит Ярославский Корнилий) переслал текст этого проекта… Кому бы вы думали? Введенскому. Первоиерарх тотчас перевел епископа Сергия в Ташкент. Сразу же проект заглох. Весной 1944 года, когда воссоединение обновленцев все-таки произошло (на гораздо менее благоприятных условиях), Сергий Ларин тут же поспешил поднести Патриархии Среднеазиатскую епархию (90 приходов) на серебряном блюде. Для приема епархии из Москвы был направлен архиепископ Куйбышевский Алексий Палицын, о котором речь шла уже выше. Сергий Ларин был затребован в Москву, принят в сане простого монаха, а через два месяца был вновь рукоположен в диакона, пресвитера и епископа — и стал православным архиереем, занимая поочередно Одесскую, Ростовскую, Вятскую и Ярославскую кафедры. (Умер в сентябре 1967 года в сане архиепископа Ярославского и Ростовского.)

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

42 Собр. Л. Ник. IV. 48. 63. –„Тое же зимы промежу говенья февраля во 12, в пяток, в завтренную годину, преставился Прв. Алексий Митрополит всея России, в старости честне и глубоце, был в Митрополитех лет 24, и положен бысть на Москве, в церкви Св. Ар. Михаила честного его чуда, иже сам созда обчий монастырь». Примеч. к V т. Карамзина стр. 8 и 9. 61 Стоглавый собор ставит Рублева в образец иконописцам; и доныне образа, писанные в стиле Андрея Рублева, слывут рублевыми, т. е. ценными – редкими, а известная под его именем иконы, отмеченные позднейшими подписями, высоко ценятся любителями. Пам. Мос Древ. Снегирева, стр. XXI. 66 Св. Дионисий Архимандрит Троицкий и Авраамий Палицын, пользовавшиеся всеобщим уважением, рассылали по всем концам России грамоты, в которых убеждали «постоять за благочестие и отечество крепко и мужественно. Дионисий и Авраамий объявили на лобном месте царем России Михаила Федоровича и собирали «в Богоявленском на Белом городе» верноподданические подписи. В почетном посольстве в Кострому, для призвания царя на престол находился Авраамий. Истор. опис. Троицкой Лавры гл. VI стр. 93–114. 71 Пахомий писатель жития пр. Сергия, Троицкой обители дает название Лавры: следовательно, и тогда было уже распространено это название. В начале XV в. окончательно утвердилось за Троицкой обителью название Лавры. 75 Кроме Варсанофия, 9 настоятелей Андроникова монастыря, отличавшиеся благочестивою жизнью и духовным просвещением, удостоены Епископского сана: Митрофан из Архимандритов Андр. мон. был рукоположен в Епископа Коломенского; Симеон – в Еписк. Суздальского; Сергий – в Еп. Рязанского; Симеон Милюков – в Архиеписк. Смоленского; Никифор – Митр. Астраханского; Авраамий III Митр. Белгородский; AbpaaмuйIV. М Рязанский, Иосиф III Еп. Воронежский и Сильвестр– Старогородский. 88 Список Архимандритов Сим. мон. в Истории Р. Иерархии-неполный. Полный хранится в монастыре, пополненный на основании дарственных грамот. 90 В таком печальном положении Симонов оказался после 1771 года, без настоятеля и монашествующих, когда свирепствовала в Москве моровая язва, от которой люди гибли тысячами. Настоятель и братия были переведены в Новоспасский монастырь, но там все и погибли. Симонов же обращен был в карантин для больных. Описание Новоспасского монастыря. 1821 г. стр. 58.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

51 Келарь Аврамий Палицын в Троиц. летоп. стр. 258, говорит: «и видев же архиепископ и иже с ним, яко желаемого не получиши, и взем на руце свои чудотв. икону Богородицы, юже написа Петр митрополит, а Троицкий Келарь старец Аврамий взем образ великих Чудотворцев Петра, и Алексия и Ионы и принесоша пред Государыню.» Тоже в той грамоте о избрании, Госуд. грамот. 1, 625, сказано: «воздвигше честные кресты и чудотв. иконы Богородицы и чудотворцев Московских.» В Костромском Кафедральном Успенском соборе, на паперти в стенном письме, на картине, представляющей воцарение Михаила Феодоровича с Феодоровскою иконою, изображено лицо в облачении белого духовенства, и заметно, это – соборный протоиерей, каковым в то время был Алексий, упоминаемый в этом сане 1585 года в сентябре, в январе и марте 1614. Описан. того собора, напечат. 1837, стр. 66, 70, 72. В грамоте о избрании Михаила Феодоровича Госуд. грам., 624, сказано: «и молиша безпрестанно от третьего часа дни и до девятого.» У Аврамия Палицына, в Троиц. летоп. стр. 258: «моляше Государыню мног час.» 52 Выражения сии взяты из той грамоты о избрании Госуд. грам. 1, 625, только сокращенно. В том же почти смысле они помещены и у Аврамия Палицына в Троиц. летописце. 53 В той грамоте о избрании, Госуд. грам. 1, 627, сказано: «окрест церкви, и по всему монастырю и за монастырь православное Христианство с женами и детьми, плач и рыдательный глас и вопль мног испущаху и от горести сердца жены ссущих своих младенцев на землю с слезным рыданием пометаху у Государя Михаила Феодоровича милости просяще». До такой высокой степени даже простый Русский народ желал видеть Михаила Романова на царском престоле! Не лишним здесь будет рассмотреть ход этой народной к нему приверженности. Она видна и из того, что при избрании его 21 февраля 1613 года в Москве, ни один голос не возвысился в пользу кого-нибудь другого, хотя в эту пору многие были искатели царского достоинства, как об этом повестствует Летописец, напечатанный во Времени. Импер. Общ. Истор.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

Для непосредственной организации дела в Москве архиеп. Григорий предложил Патриарху в ректоры института о.Д.И.Боголюбова, а в проректоры (по рекомендации митр. Николая) магистра богословия С.В.Савинского. Однако кандидатура прот.Д.И. Боголюбова была отведена Советом. «Архиепископы Алексий Палицын и Иоанн Соколов все время указывали на меня, как ректора, но мне не улыбалось оставить епархию и быть только ректором; и Патриарх как будто не склонялся к этому, предполагая какую-то другую ситуацию, в частности и относительно меня. По крайней мере он оставил без внимания усиленную просьбу прот.А.Н.Архангельского о назначении меня в Горький на место Гришина. Вообще-то, у архиереев какие-то особенные мнения обо мне, как кандидате на выдающиеся места: одни прочили в митрополиты Крутицкие, другие – в ректоры, наконец один – Дмитрий Ульяновский – тот уже прямо решил, что я буду Киевским. Только Патриарх упорно молчит и никаких намеков на чьи бы то ни было переводы, назначения не подает, не замещает пока вакансию постоянного члена Синода, освободившуюся со смертью Гришина», – писал Владыка в дневнике. Последняя попытка организации в Ленинграде миссионерского Православного Богословского института со статусом всероссийского была сделана Владыкой в 1929 г., когда после закрытия Высших Богословский курсов он через Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия возбудил перед властями этот вопрос. Предоставленное «Положение» об Институте и учебный план были рассмотрены при участии прот. Николая в Административном Отделе ВЦИК в Москве, одобрены, а разрешение на открытие получено. Однако открытие не состоялась из-за того, что прот. Николай в 1930 году в очередной раз был арестован и заключен в тюрьму на девять месяцев. К тому времени когда он был освобожден (в марте 1931 года) скончались профессора б. Высших Богословских курсов И.Д.Андреев, А.А.Дмитриевский, проф. прот. А.В.Петровский и принял мученическую кончину проф. прот. М.Чельцов. Открытие Богословского института не представлялось реальным.

http://bogoslov.ru/article/2041545

На следующий день – 31 мая 1942 года, в Неделю Всех Святых, была совершена хиротония архимандрита Варфоломея во епископа Можайского. Хиротонию совершали: Блаженнейший Митрополит Сергий, архиепископ Горьковский Андрей (Комаров), архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын) и архиепископ Ульяновский Иоанн (Соколов) . После вручения новопоставленному епископу архиерейского жезла Блаженнейший Митрополит Сергий произнес назидательную речь, в которой сказал епископу Варфоломею, что возложенное на него служение призывает его «не к кабинетной работе с книгами и с выписками из книг, а к широкой всесторонней работе во спасение тех, среди коих Господь судит работать». Примечательно, что в самый день хиротонии, в награду за почти полувековую пастырскую деятельность новопоставленный епископ Варфоломей был возведен в сан архиепископа. Первую архиерейскую Литургию архиепископ Варфоломей служил в Казанском соборе города Ульяновска. За Литургией он произнес слово в похвалу Святителю Алексию, Митрополиту Московскому, и, начиная с этого дня, он, как и в бытность свою священником, не оставлял ни одного Богослужения без слова назидания верующим. 21 июня 1942 года по случаю годовщины воины архиепископ Варфоломеи служил в Казанском соборе Ульяновска Божественную Литургию, а после нее молебен о даровании победы русскому народу. Вскоре же архиепископ Можайский Варфоломей выехал в Москву, где он как викарий Блаженнейшего Сергия до конца ноября служил в различных храмах столицы, неустанно проповедывал Слово Божие и призывал всех молиться о скорейшей победе русских воинов в борьбе с немецкими фашистами. Архиепископ Варфоломей совершал Богослужения в Богоявленском Елоховском соборе, в церкви Иоанна Предтечи на Пресне, в Преображенской церкви, в церкви Илии Обыденного, в Николо-Кузнецкой церкви, в церкви с. Богородского и в Черкизове. Много раз он сослужил митрополиту Крутицкому Николаю. В августе 1942 года, несмотря на трудное военное время, он совершил поездку в свой кафедральный город – Можайск.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Надобно иметь ввиду и благодать Божию, подкрепляющую подвижников. Моисей и Илия постились по 40 дней и о преподобном Михаиле в службе говорится: Моисея нрав и Илиино житие подражая, видел еси Господа (песнь канона 4-я). 6 В житии не говорится о мощах преподобного и о чудесах от них, а об этом говорится в службе, конечно, потому что служба написана, после жития, по прославлении преподобного чудесами по смерти его. 7 В описании Московского кафедрального Архангельского собора (изд. 1880 года, стран. 178 и 179) говорится о двух иконах великомученика Феодора Стратилата, будто бы тезоименного боярину Феодору Никитичу, впоследствии всероссийскому патриарху Филарету, но несомненно, что тезоименный этому боярину был не великомученик Феодор Стратилат, которому празднуется 8-го февраля и 8-го июня, а святой мученик Феодор Пергийский, которому празднуется 21-го апреля. Это видно, во-первых, из того, что Государь Михаил Феодорович и Алексей Михайлович слушали панихиды по патриарху Филарету в Успенском соборе в 21-й день апреля (Выходы государей. Годы 1642, 1644, 1648), во-вторых, из того, что в церкви Афанасия Афонского , построенной Государем и патриархом в Знаменском монастыре, поставлены были в числе местных образов две иконы рядом: Феодора Пергийского и Михаила Малеина, в третьих, в самом Архангельском соборе (стр. 185) есть икона Печерской Божией Матери, гробовая царевича Василия Михайловича; на ней изображены ангелы-хранители: Феодора Никитича, деда царевича, – Феодор Пергийский, родителей царевича, – Михаил Малеин и преподобномученица Евдокия, брата царевича, – Алексий человек Божий. В описании чуда исцеления Арсения, архиепископа Элассонского, явлением преподобного Сергия, у Аврамия Палицына есть небольшие разности в сравнении с описанием пролога, – Аврамий Палицын говорит, что Арсением была уже прочитана отходная, что во время явления ему преподобного Сергия в келии был старец келейник Арсения, что преподобный Сергий сказал, между прочим, что Господь Бог за утро град Китай предает в руки христиан и врагов ваших вскоре всех низложит, и из града извергнет (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Она вдруг услышала как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут Святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери. Шествие это имело вид крестного хода. В числе Святителей шли Свв. Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие Святители. Когда этот собор Святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел Преподобный Сергий, а с другой - Преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор Святителей (По древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали: " Зачем они идут вон из города и на кого оставляют его при нашествии врагов? " Святители со слезами отвечали: " Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу " . Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа. Вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы. Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана. " Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы " . Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения (Сказание о Владимирской иконе Богом, изд. 1849 г.). В 1610 г. по молитвам Преподобных Сергия, Варлаама и других Святых земли Русской были изгнаны из Москвы и России поляки (Палицын об осаде Троицкой лавры). В 1663 году, в царствование царя Алексея Михайловича, Преподобный Варлаам новым чудесным видением явил, что он не оставляет своим попечением устроенный им монастырь Хутынский.

http://pravicon.com/info-1913

Ответа не последовало. Но в начале 1944 года в Ташкент был командирован архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), который принял епархию в лоно св. Церкви, архиепископа Анатолия Синицына он принял как мирянина и тогда же рукоположил во диакона и священника, с назначением в г. Алма-Ата. На этом в Средней Азии закончился обновленческий раскол, зажжённый в 1922 году злой рукой ныне покойного протоиерея Григория Крицкого. 5 января 1944 года в помещении Патриархии Святейший Патриарх Сергий принял в общение обновленческого митрополита Тихона Попова. Присоединённый был принят в сане протоиерея, каковым он был до обновленчества 670 . Со слов о. Тихона мне известно, что вскоре после присоединения его к православию к нему на дом явился А. И. Введенский в очень возбуждённом состоянии и заявил, что ему стало известно, что о. Попов присоединился к Патриарху Сергию и стал священником. Введенский назвал о. Тихона ненормальным и спросил: «Неужели Вы, профессор и магистр богословия, стали попишкой, и это после того, как наша действительно Православная Церковь облекла Вас саном святительским и достоинством митрополита. Вернитесь в лоно Церкви, уйдите от сергиевцев (так обновленцы часто называли Православную Церковь ), и я дам Вам право служения с предносимым крсстом и Ленинградскую кафедру. Вы будете моим заместителем. Неужели Вам лучше быть попишкой и бегать с кадилом по кладбищу, ища себе пропитания??» На это о. Тихон твёрдо ему ответил, что раз он убедился, что Церковь не у обновленцев, то он готов быть в ней не только священником, но даже иподиаконом. Введенский стал грозить, говоря, что все равно победа над тихоновцами, как он назвал Церковь, будет им (Введенским) одержана окончательно. Но и эти угрозы не помогли. Хлопнув дверью, Введенский ушёл из дома о. Тихона. Архиепископ Тульский и Белевский Пётр (Турбин) 17 января 1944 г. в помещении Патриархии был принят Святейшим Сергием в лоно св. Церкви в сане протоиерея, в каковом он состоял до уклонения в раскол 671 . 2 марта 1944 года в торжественной обстановке, в зале заседаний Священного Синода, Святейшим Патриархом Сергием, в присутствии Высокопросвященного Николая, митрополита Крутицкого, Преосвященного Димитрия, епископа Ульяновского, кафедрального протоиерея Н.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010