14 авг. участники Собора обсудили доклад Святейшего Патриарха. Особое внимание в ходе дискуссии было уделено вопросу о статусе Украинской Православной Церкви (УПЦ) и межконфессиональным и церковно-гос. отношениям на Украине. По этой теме выступили Львовский архиеп. Августин (Маркевич) , речь к-рого носила остропроблемный характер, а также Одесский митр. Агафангел, архиепископы Винницкий Макарий (Свистун) , Черкасский Софроний (Дмитрук) , епископы Тульчинский Ипполит (Хилько) , Каменец-Подольский Феодор (Гаюн) , Белоцерковский Серафим (Зализницкий) и др. архипастыри, представлявшие УПЦ. Положение правосл. Церкви в Эстонии осветил в своем выступлении архиеп. Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) . В дискуссии по его докладу прозвучал призыв к признанию правительством Эстонии Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата правовым субъектом, не прекращавшим своего существования в 1940 г. и неизменно действовавшим на территории Эстонии, приспосабливая свою структуру к обстоятельствам времени. Среди др. тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Святейшего Патриарха, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхрист. связям. На вечернем заседании председатель синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) представил доклад о прославлении новых мучеников и исповедников Российских XX в., а также подвижников веры и благочестия, подвизавшихся в разные исторические эпохи, особо в докладе говорилось о прославлении имп. Николая II и др. царственных мучеников. В состоявшейся затем дискуссии в центре внимания оказался вопрос о канонизации императора и членов его семьи. Предложение о прославлении царственных мучеников поддержали митрополиты Ставропольский Гедеон (Докукин) , Челябинский Иов (Тывонюк) , Рязанский Симон (Новиков) , архиепископы Львовский Августин, Астанайский Алексий (Кутепов) , Псковский Евсевий (Саввин) и др. архипастыри. Сомнение в церковной пользе такого акта выразил только Брюссельский архиеп. Симон (Ишунин) , к-рый сказал, что вопрос о прославлении имп. Николая II не объединяет, но разделяет его паству. После обстоятельной дискуссии А. ю. С. единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. С включением в Собор ранее канонизированных местночтимых новомучеников число прославленных новомучеников и исповедников составило более 1200; в результате соборной канонизации сонм рус. святых по меньшей мере троекратно превзошел число рус. святых, канонизированных ранее за всю историю Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/Архиерейским ...

Архив Пн «Всякий мой день начинается и завершается молитвой о Казахстане». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра 4 марта 2015 г. 11:33 Глава Казахстанского митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр дал интервью пресс-службе Митрополичьего округа по случаю 5-летия служения на Казахстанской земле. — Владыка, пять лет Вы совершаете архипастырское служение в Казахстане. Поделитесь своими мыслями об этом периоде Вашей жизни. — В текущем году 5 марта исполняется ровно пять лет, как Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Кирилла определил мне новое послушание — быть главой Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Мои предшественники по казахстанской кафедре — архиепископ Алексий (Кутепов) (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) и митрополит Мефодий (Немцов) (ныне митрополит Пермский и Кунгурский) в период новейшей истории заложили прочный фундамент в основу деятельности Православной Церкви в Казахстане. Был возвращен верующим и восстановлен главный храм Алма-Аты — Вознесенский кафедральный собор, историческая и культурная жемчужина Семиречья, созданы монашеские обители и построены новые храмы, в числе которых величественный Успенский кафедральный собор в Астане, положено начало социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности, налажен конструктивный церковно-государственный и межконфессиональный диалог.  Сегодня координация просветительской, издательской, социальной и общественно-значимой деятельности епархий Митрополичьего округа — реально существующее положение дел. Регулярно все казахстанские иерархи собираются на заседание Синода, где принимаются конкретные решения, продумывается стратегия исполнения на местах определений Архиерейских Соборов, постановлений, принятых Священным Синодом и Межсоборным присутствием. Мы обсуждаем самые разные вопросы, касающиеся жизни Православия в стране, делимся радостями и говорим о возникающих проблемах.  В Казахстане существует особая атмосфера мира и добрососедства между людьми разных национальностей, религиозных взглядов и культур. В современном мире, раздираемом конфликтами и противоречиями, доходящими до братоубийственных войн, наша страна может стать по-настоящему добрым примером того, как можно вместе жить и трудиться представителям разных народов, вер и убеждений.  

http://patriarchia.ru/db/text/1111161.ht...

Храм в честь Богоявления Господня (Алматы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Богоявления Господня — храм Астанайской и Алматинской епархии Русской Православной Церкви в Алматы. Содержание История [ править править код ] 23 января 1996 года архиепископ Астанайский и Алматинский Алексий (Кутепов) (ныне – митрополит Тульский и Ефремовский) подписал прошение православных верующих Алма-Аты об открытии нового прихода в честь Пресвятой Троицы в западной части города, где к тому времени не было ни одного православного храма. Из-за отсутствия собственного помещения, в течение нескольких лет люди молились в арендуемых у различных организаций помещениях. Только 28 декабря 2000 года епархия приобрела жилой дом, который был переделан для размещения церкви. Современное состояние [ править править код ] Храм типовой, имеет два придела. Близость естественного водного источника – реки Большая Алматинка, образующей озеро Сайран, давала возможность осуществлять водоосвящение на Крещение , что послужило основанием для переименования прихода в Богоявленский (28 декабря 2000 года). Недостаточная площадь помещения храма требовала нового строительства. В сентябре 2003 года удалось изменить целевое назначение земельного участка, на котором находилась церковь, под строительство новой. Осенью 2008 было снесено старое здание и выкопан котлован под здание будущего Дома Божия. С конца 2008 храм размещался в арендуемом двухэтажном доме. С середины февраля 2009 начались работы по расчистке территории и ее планировке. В конце мая 2009 были получены разрешение на строительство и рабочие проекты будущего Дома Божия. 14 июля 2009 года митрополит Мефодий (Немцов) (ныне – Пермский и Кунгурский) произвел закладку первого камня будущего храма. К октябрю 2009 года было построено двухэтажное деревянное здание под временный приход, где и стали проводиться богослужения. В декабре 2010 службы стали совершаться в цокольном этаже нижнего храма, нареченного в честь Серапиона Новгородского . С января 2011 года службы в этом приделе стали совершаться ежедневно.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_Б...

Мы пробыли в батюшкиной келии примерно полчаса. Семинаристы задавали старцу разные вопросы (не только духовные, но и обычные, мирские), он не спеша отвечал, задавал встречные вопросы - беседа была весьма оживленная. Подробностей я, к сожалению, не помню. Наконец мы поняли, что пора и честь знать, дружно поднялись, поблагодарили отца Кирилла за чудесное угощение. На прощание он благословил каждого из нас, и мы гуськом, один за другим, покинули гостеприимную келию. Настроение у нас было превосходное - и не столько оттого, что мы вкушали вкусную рыбу, сколько оттого, что мы общались с духовным человеком, который вел себя так просто и естественно, что мы почти не ощущали никакой дистанции. Братский молебен Находясь в Лавре, я всегда старался попасть на братский молебен, который начинался, если не ошибаюсь, в половине шестого утра. Он отличался редкой духовной красотой, и я решил записать его на магнитофон. Это мое желание диктовалось еще и тем, что на каждом молебне в обязательном порядке присутствовал о. Кирилл. И вот ранним утром, когда на куполах лаврских храмов заиграли первые солнечные «зайчики», я поспешил в Троицкий собор. Здесь царил полумрак, перед иконостасом теплились разноцветные лампады. Я думал, что вошел в храм самым первым, но ошибся - около раки преподобного Сергия уже стоял один человек; присмотревшись, я узнал о. Кирилла. В собор один за другим входили монахи - в строгих темных облачениях, в темных клобуках, с бледными серьезными лицами; никто из них не садился, хотя все стасидии были свободны; приблизившись к своему духовнику, они замерли на месте. На возвышение, находившееся у изголовья раки, поднялся наместник обители - архимандрит Алексий (Кутепов). -Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков, - подал он возглас. -А-аминь, - дружно отозвались монахи. Я весь превратился в слух, молясь вместе с насельниками обители; все постороннее, мирское отодвинулось в сторону, как бы перестало существовать, осталось только чувство сопричастности с Богом и Его великим угодником.

http://pravoslavie.ru/101817.html

Отец Серафим стал насельником Троице-Сергиевой лавры в 1947-м году. Он был человеком деятельным, внимательным к духовным нуждам людей и великим молитвенником. «Отец Серафим даже внешне напоминал преподобного Серафима Саровского. Хотя он был немногословным человеком, но народ к нему тянулся», – вспоминает митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов), бывший наместником Троице-Сергиевой лавры с 1984 по 1988 год . Во время Великой Отечественной войны отец Серафим сумел дважды собрать большие денежные суммы, которые пожертвовал на формирование танковой колонны «Димитрий Донской», создававшейся по инициативе Московской Патриархии на средства верующих и переданной в 1944-м году танковым войскам СССР. Однажды он сказал маме двадцатилетней студентки медицинского института Александры Конковой, будущей игуменьи Сергии, настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря, что та будет монахиней. Впоследствии он стал ее духовным отцом. Сама матушка вспоминала о нем: «…Мой будущий духовник архимандрит Серафим (Шинкарев)… поступил в лавру и больше никогда не выходил за пределы обители… У него был дар рассуждения. Сила его духа была такова, что Господь открывал ему многие тайны. Бывали случаи, что придешь к нему, а батюшка молится, и пока ожидаешь, все твои вопросы разрешаются. Отец Серафим молился о своих духовных чадах, и все ему было открыто» . Имя преподобного Серафима получил при пострижении в великую схиму выдающийся лаврский подвижник архимандрит Петр (Семеновых), возродивший школу старчества в лавре после ее открытия в 1946-м году, трижды удостоившийся видения Божией Матери. Под его духовным руководством возрастали такие известные старцы, как архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), схиархимандриты Пантелеимон (Агриков) и Иоанн (Маслов), игумен Косма (Алехин), а также многие другие подвижники благочестия ХХ столетия. Появление в лавре придела в честь Саровского старца подтверждает неразрывную связь между двумя самыми почитаемыми на Руси святыми Начиная с 1950-х годов, в лавре отмечается престольный праздник в честь преподобного Серафима Саровского: Святейший Патриарх Пимен, будучи наместником лавры, устроил в Сергиевском Трапезном храме два придела – Преподобного Серафима и Святителя Иоасафа Белгородского.

http://pravoslavie.ru/143932.html

История создания собора и его использования в конце 20-х — начале 30-х годов описаны в романах Юрия Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей». С 1985 года в связи с переездом Центрального музея Казахской ССР в новое здание в соборе разместился концертно-выставочный павильон. Был возвращён Русской православной церкви правительством Республики Казахстан и после реставрационных работ в мае 1995 года в Соборе были возобновлены православные службы. С 1995 по 2002 год в возвращенном кафедральном соборе совершал регулярные богослужения и проповедовал слово Божественной истины архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский (с 1999 года – Астанайский и Алма-Атинский) Алексий (Кутепов). При владыке Алексии началась роспись собора. Митрополит Мефодий (Немцов) (ныне – Пермский и Кунгурский), управлявший Астанайской и Алма-Атинской епархией с 2003 по 2010 год, приложил много усилий для продолжения реставрации и росписи Вознесенского собора. По благословению митрополита Мефодия в 2005 году группой энтузиастов художников-иконописцев был воссоздан иконостас собора в русско-византийском стиле. 18 января 2010 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), в Вознесенском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию и великое освящение воды. «Юрисдикция Русской Церкви, совершающей пастырское попечение о многих народах, распространяется на территорию многих государств, и в каждом государстве есть свои особенности, – отметил в своем слове Предстоятель. – И Патриарх должен это видеть, знать, понимать, чувствовать, чтобы не делать ошибок и содействовать нашему православному народу в том, чтобы люди жили согласно воле Божией и Божиему закону в тех условиях, в которых они находятся». В марте 2010 года на Казахстанскую кафедру был назначен митрополит Александр. Собор встретил своего архипастыря в Вербное воскресенье, 28 марта. Накануне в городе выпал снег, но радость Литургического общения со свои архипастырем согревала сердца многочисленных прихожан соборного храма. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Если говорить о богословских дисциплинах – литургике, догматике, нравственному богословию, апологетике, сравнительному богословию, – то в какой последовательности рекомендуется их постигать? Зависит от того, кто стремится к этому постижению. Если человек никогда не отвечал себе на запрос разума в поисках истины, то хорошо начинать с основного богословия . Если у человека встают внутренние вопросы о таких нравственных ценностях, как голосе совести, о своём соответствии и несоответствии своему совестливому поиску, то тогда нужно обратиться к нравственному богословию. Если у него есть вопросы о том, какова же конечная цель всего моего движения, есть Бог или нет Бога, если Бог есть, то тогда, как об этом мыслит и как в себе видит и чувствует Бога православная христианская традиция? Тогда надо обращаться к догматическому богословию. Если живёшь и общаешься среди инославных христиан, изучай сравнительное богословие. Если же у человека поиск духовной жизни обращён к тому, чтобы в своей духовной практике свободно и правильно ощущать себя в пространстве литургической жизни Православной Церкви, молитвенной Ее жизни, то следует ознакомиться с литургическим богословием. Всё зависит от того, на какой стадии становления и развития духовной жизни находится тот или иной человек. Насколько вообще готов читать современный христианин, или книги всё же вытесняются аудио- и видеоформатами? Я думаю, если человек серьёзно ставит перед собой вопросы духовной жизни, то эти современные ресурсы очень важны. Во всяком случае, аудиокниги, слушать лучше, чем тяжёлый рок, криминальную хронику, развлекательную музыку и тому подобное. А когда мы много времени тратим на дорогу из одной точки города до другой, то полезней слушать святоотеческую боговдохновенную мысль. Какие книги в большей степени помогли Вашему приходу в Церковь Христову? Для меня большим даром в своё время оказалась книга отца Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский ». Она небольшая, но в ней полнота и догматического, и аскетического наследия, причём отличное речевое изложение, сам слог замечательный, и содержательная часть радостоносна. Доброкачественные мысли и слова помогают живой практике повседневной жизни. Я бы всем советовал эту книгу иметь рядышком у себя под руками и перед глазами, особенно письма преподобного Силуана.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Следующим управляющим епархией был назначен епископ Серапион (Фадеев) (1933-1999; на кафедре 1975-1980), хиротонисанный во епископа Подольского, викария Московской епархии в 1972 г. Его правой рукой стал 22-летний архимандрит Алексий (Кутепов), назначенный настоятелем Знаменского кафедрального собора и секретарем архиерея (ныне – митрополит Тульский). Об отношении к новому архиерею уполномоченного свидетельствует достаточно шаблонная характеристика 1977 г., в которой тем не менее проскальзывает умеренное недовольство: «недостатком в его деятельности является излишняя резкость во взаимоотношениях с кадрами духовенства, стремление иметь служителей культа во всех церковных приходах» . 27 апреля 1980 г. состоялась хиротония нового иркутского архиерея – епископа Мефодия (Немцова) (род. 1939, на кафедре 1980-1982, ныне митрополит Пермский). При нем удалось организовать и в 1980-1981 гг. зарегистрировать (впервые с конца 1940-х гг.) 4 новых прихода (г. Братск Иркутской области, гг. Комсомольск-на-Амуре и Совгавань Хабаровского края, г. Арсеньев Приморского края). Теперь в Иркутской епархии было 18 приходов, в Хабаровской – 12, штат клириков составлял 50 человек. 16 июля 1982 г. в связи с крайне напряженными отношениями архиепископа Воронежского Ювеналия (Тарасова) с местным уполномоченным Синодом была произведена перестановка архиереев: архиепископ Ювеналий (род. 1929, на кафедре 1982-1984; ныне схимитрополит на покое) был назначен на Иркутскую кафедру, а еп. Мефодий отправлен в Воронеж. При архиепископе Ювеналии в 1983 г. был открыт новый приход в г. Находка Приморского края. В церковный хор Знаменского собора г. Иркутска был принят 23-летний выпускник истфака Иркутского государственного университета Сергей Попов (ныне архиепископ Белгородский Иоанн), в 1984 г. являвшийся директором свечного завода и иподиаконом владыки Ювеналия. В 1983 г. году иркутский уполномоченный В.Ф. Коростелев скончался. Новым уполномоченным стал Н.Я. Косымов, в целом продолживший политику своего предшественника.

http://pravoslavie.ru/44165.html

Архиепископ Клинский Лонгин (Талыпин), викарий Московской епархии, представитель Русской Православной Церкви в Германии Казахстан Архиепископ Астанайский и Алма-Атинский Алексий (Кутепов) Архиепископ Уральский и Гурьевский Анионий (Москаленко) Епископ Чимкентский и Акмолинский Елевферий (Козарез) Канада Архиепископ Каширский Марк (Петровцы), викарий Московской епархии, управляющий Патриаршими приходами в Канаде Латвия Митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) Литва Митрополит Виленский и Литовский Хризостом (Мартишкин) Молдова Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян), постоянный член Священного Синода Епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт (Чекан) Епископ Кагульский и Лапушнянский Анатолий (Ботнарь) Епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан (Овчинников) США Епископ Зарайский Меркурий (Иванов), викарий Московской епархии, управляющий Патриаршими приходами в США Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) Франция Архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев) Эстония Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобе) Япония Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нуширо) Архиепископ Раменский Николай (Саяма), викарий Московской епархии Епископ Сендайский Серафим (Цудзиэ) Русская Православная Церковь за рубежом Первоиерархи: Антоний (Храповицкий) б. Киевский и Галицкий, член Синода при патриархе Тихоне. Председатель Архиерейского Собора и Синода. Рукоположен 7 сентября 1887 года. Скончался 28 июля 1936 года Анастасий (Грибановский) б. архиепископ Кишиневский и Хотинский, член Синода при патриархе Тихоне.Рукоположен 29 июня 1906 года. Скончался 9 мая 1965 года Филарет (Вознесенский) б. епископ Брисбенский, Председатель Архиерейского Собора и Синода, Рукоположен 13 мая 1963 года. Скончался 8 ноября 1985 года Виталий (Устинов) митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский. С января 1986 года Председатель Архиерейского Собора и Синода, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Рукоположен 29 июня 1951 года Епископат Русской Зарубежной Церкви (1920–1988)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

163 . Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М. 1892. 144, 210. 2 М. 1916. Die Legenden des heiligen Sergij von Radone Nachdruck der Ausgabe von Tichonravov/Einl., Inhaltsübersicht Müller L. München 1967. 164 . Житие преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. (Память его 25 сент. и 5 июля). М. 1911. 46, ил. Загорск 1991. 165 . Казанский П. И. Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского. Сергиев Посад 1913. 104. 166 . [ Епифаний Премудрый ]. Житие Сергия Радонежского. С пер. на совр. рус. яз./Публ., комм. Буланин Д. М.//ПЛДР XIV-cep. XV в. М. 1981. 256–429. 167 . Жизнь и житие Сергия Радонежского/Сост., послесл. и коммент. Колесова В. В., подгот. текстов Колесова В. В., Рогожниковой Т. П. М. 1991. 366, ил. Рогачевская Е. Сергий Радонежский: взгляд из 1991 года//Лит. обозрение. М. 1992. 5–6. 77–79. 168 . Никон (Рождественский) , архиеп. Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. М. 1998. 431. [То же, что в 9 .161]. 169 . The «Vita» of St. Sergii of Radone. Belmont, MA 1980. 170 . La vie de Saint Serge de Radonéje/Trad. Nikon, hiérom. Monastère de l’icone de la Mère de Dieu de Korssoun 1994. 171 . Vita del santo monaco teoforo e padre nostro, l’igumeno Sergio taumaturgo. Trad., pres. a cura di Fasolini M.//SR 9 .246). 285–291. [Итал. пер. краткой редакции «Жития» Пахомия Логофета, включенной в «Пролог», по критич. изд.://Славяно-руский пролог. 1: Сентябрь-декабрь//Памятники древнерусской церковно-учительной литературы/Изд. Пономарев А. И. СПб. 1896. 12–20]. Исследования и материалы 172 . Аверинцев С. С. Тихое и чудное житие//Родина. М. 1992. 5. 7–11. 173 . Азарьин Симон. О чудесах преподобного Сергия//Москва. 1992. 9–10. 194–202. 174 . Алексий (Кутепов), архим. Преподобный Сергий как русский идеал святости//БТ 1989. 29. 183–193. 175 . Андроник (Трубачев) , игумен. Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников//БТ 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010