К.А. Аверьянов Литература о Сергии Радонежском Августин (Никитин Д. Е.). Любовь безмерная. Св. Франциск Ассизский и прей. Сергий Радонежский// Истина и жизнь. 2003. 4. С. 36–43. Августин (Сахаров М. С.), архимандрит. Слово на память преподобного отца нашего Сергия, игумена радонежского чудотворца//Августин (Сахаров М. С.), архимандрит. Слова в присутствии членов святейшего присутствующего Синода, в Санкт-Петербурге в 1805 годе, сказыванные Второго кадетского корпуса учителем закона, Санкт-петербургской епархии второклассной Троицкой Сергиевой пустыни, состоящей по Петергофской дороге, архимандритом Августином. [СПб., 1805]. С. 19–26. Аверинцев С. «Тихое и чудное житие»//Родина. 1992. 5. С. 7–11. Агафангел, архимандрит. В день памяти преподобного Сергия Радонежского//Журнал Московской патриархии. 1974. 7. С. 24– 25. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену радонежскому, чудотворцу//Православный церковный календарь. 1978. М., 1977. С. 55–62. Перепеч.: То же на 1985-й год. М., 1984. С. 66–74. Александр, епископ Дмитровский. К торжеству 500-летия памяти преподобного Сергия, радонежского чудотворца, со дня блаженной кончины его (1392–1892 гг.). М„ 1892. Александров Г. У стен лавры (этюд)//Журнал Московской патриархии. 1946. 7. С. 25–28. Алексий (Кутепов), архимандрит. Преподобный Сергий как русский идеал святости//Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 183–193. Алексий, патриарх московский и всея Руси. Житие преподобного Сергия, радонежского чудотворца. 1319–1392//Ко дню церковного празднования 800-летия Москвы. М., 1948. С. 27–41. Перепеч.: Журнал Московской патриархии. 1972. 7. С. 63–68. Ангел-хранитель земли Русской. Памяти преподобного Сергия Радонежского. [Сборник. Сост. Н. А. Трофимчук]. М., 1994. Андроник (Трубачев А. С.), игумен. Воссияет в сердцах//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 453–458. Андроник (Трубачев А. С.), игумен. Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников//Тысячелетие крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва, 11–18 мая 1987 г. М., 1989. С. 127–135.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«От Господа стопы человеку исправляются...» (Пс. 36, 23) Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви      Интересное и запоминающееся сравнение привел митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, говоря о своем пути к вере, Церкви и монашеству. Когда морские черепашки вылупляются из яиц, то они, загребая по песку крошечными лапами-ластами, спешат к морю или к океану. Там их родной дом. Вот и он, московский школьник из рабочей семьи Андрей Кутепов, однажды случайно попавший с мамой в храм Всех святых на Соколе, остро ощутил в тот момент чувство родного дома. Позже оно окрепло во время посещения атеистического музея Киево-Печерской лавры, когда 16-летний подросток вошел в пещеры к преподобным одним человеком, а вышел оттуда совершенно другим. И хотя после школы он поступил на химический факультет Московского государственного педагогического института имени Ленина, однако со второго курса ушел, чтобы оказаться там, где всё освещает свет благодати. Живое дыхание исповедничества Владыка, у Вас широкая география служения. Но «по временным отрезкам» Вы дольше всего служили в Казахстане, и скоро будет 15 лет, как возглавили Тульскую кафедру. Давайте начнем нашу беседу с казахстанского периода. Ведь это были годы после распада Советского Союза, отмеченные особым размахом эмиграции славян из Казахстана. И, тем не менее, там стали открываться православные монастыри. Впечатляет цифра: к концу Вашего служения их насчитывалось семь. Кто становился насельниками обителей? Какой народ туда шел? Бог судил мне прослужить в Казахстане двенадцать с половиной лет, и я должен сказать, что как и везде на канонической территории нашей Церкви, относящейся к пространствам бывшего Советского Союза, всё в основном являлось восстановлением порушенного. Потому что в дореволюционное время на этих территориях достаточно хорошо была представлена вся полнота церковной жизни. Например, Семипалатинский Абалацко-Знаменский Петро-Павловский женский монастырь расположен в здании бывшей Киргизской Духовной миссии, закрытой в первые годы советской власти.

http://pravoslavie.ru/104551.html

Цель духовного чтения – укрепиться в выборе правильного пути взаимодействия человеческого духа, человеческой свободы со всеблагой Божьей волей Источник Скачать epub pdf Отвечает митрополит Тульский и Ефремовский Алексий Что читать христианину для духовного роста? Вопрос общий, на него трудно дать конкретный ответ. Во-первых, надо понимать о каком христианине идёт речь, каков его возраст, каков образ его повседневной жизнедеятельности, какая его профессия, какое у него образование, семейное положение, как осуществляется его духовная христианская жизнь, есть ли у него личный духовный наставник? Исходя из этого, можно уже будет отвечать конкретно. Если это шестилетний ребёнок – одно, если речь идёт о 12–14-летнем подростке – другое, 25–30-летний молодой человек – иное. Если человек только-только ещё приходит в Церковь – одно, если он уже в Церкви себя чувствует уверенно и знает, какие у него есть потребности, если имеется определённый навык к молитвенному деланью, к дисциплине воздержания, то есть духовного и телесного поста, – это совсем другое. Если семья человека глубоко воцерковлена – опять одно дело, а если его семья совсем другого мировоззрения, нет единства понимания цели жизни друг у друга – это совсем другая жизненная ситуация. Поэтому надо встречаться лицом к лицу с каждым конкретным человеком. Воистину каждому – своё. Что лучше читать не сразу или совсем не читать? Если нет внутренней потребности поставить правильно доброкачественный вопрос о цели своего интереса и найти в результате доброкачественный ответ, сопоставляя свое понимание с опытом авторитетных для нас жизненных примеров к подражанию, чтобы осуществлять свой разумный, предпочтительный выбор лучшего способа подбора средств к достижению интересующей нас цели, то не стоит терять времени напрасно, – зачем тогда читать? У нас не так уж много времени, а возможностей, которые предоставляет нам на сегодняшний день информационное пространство, огромнейший океан, в котором можно утонуть. Кто отважится на это, если нет желания тратить время на то, что неинтересно? Прежде всего, побуждающей мотивацией должно быть чёткое представление того, в чем имеем жажду, которая требует поиска для ее утоления, тогда уже ясно будет, куда идти, что и зачем искать. В таком случае начнет действовать закон, указанный Христом Спасителем: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф. 7, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Αρχεο «От Господа стопы человеку исправляются...» (Пс. 36:23) 21 Ιουνου 2017 τος 12:43 Интересное и запоминающееся сравнение привел  митрополит Тульский и Ефремовский Алексий , говоря о своем пути к вере, Церкви и монашеству. Когда морские черепашки вылупляются из яиц, то они, загребая по песку крошечными лапами-ластами, спешат к морю или к океану. Там их родной дом. Вот и он, московский школьник из рабочей семьи Андрей Кутепов, однажды случайно попавший с мамой в храм Всех святых на Соколе, остро ощутил в тот момент чувство родного дома. Позже оно окрепло во время посещения атеистического музея  Киево-Печерской лавры , когда 16-летний подросток вошел в пещеры к преподобным одним человеком, а вышел оттуда совершенно другим. И хотя после школы он поступил на химический факультет Московского государственного педагогического института имени Ленина, однако со второго курса ушел, чтобы оказаться там, где все освещает свет благодати. Живое дыхание исповедничества — Владыка, у Вас широкая география служения. Но «по временным отрезкам» Вы дольше всего служили в Казахстане, и скоро будет 15 лет, как возглавили  Тульскую кафедру . Давайте начнем нашу беседу с казахстанского периода. Ведь это были годы после распада Советского Союза, отмеченные особым размахом эмиграции славян из Казахстана. И, тем не менее, там стали открываться православные монастыри. Впечатляет цифра: к концу Вашего служения их насчитывалось семь. Кто становился насельниками обителей? Какой народ туда шел? — Бог судил мне прослужить в Казахстане двенадцать с половиной лет, и я должен сказать, что как и везде на канонической территории нашей Церкви, относящейся к пространствам бывшего Советского Союза, все в основном являлось восстановлением порушенного. Потому что в дореволюционное время на этих территориях достаточно хорошо была представлена вся полнота церковной жизни. Например, Семипалатинский Абалацко-Знаменский Петро-Павловский женский монастырь расположен в здании бывшей Киргизской духовной миссии, закрытой в первые годы советской власти.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4939288...

Алматы. Церковь Богоявления Господня. Свято-Богоявленский храм Карта и ближайшие объекты До 30 марта 2000 года храм именовался как Свято-Троицкий. Храм в честь Богоявления Господня, г. Алматы. Приход был образован в 1995 году по благословению архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (ныне митрополит Тульский и Ефремовский). В настоящее время возведен нижний этаж храма и возводится верхний, ведется кирпичная кладка стен. 23 января 1996 года архиепископ Астанайский и Алматинский Алексий (Кутепов) (ныне – митрополит Тульский и Ефремовский) подписал прошение православных верующих Алма-Аты об открытии нового прихода в честь Пресвятой Троицы в западной части города, где к тому времени не было ни одного православного храма. Из-за отсутствия собственного помещения, в течение нескольких лет люди молились в арендуемых у различных организаций помещениях. Только 28 декабря 2000 года епархия приобрела жилой дом, который был переделан для размещения церкви. Близость естественного водного источника – реки Большая Алматинка, образующей озеро Сайран, давала возможность осуществлять водоосвящение на Крещение, что послужило основанием для переименования прихода в Богоявленский (28 декабря 2000 года). Недостаточная площадь помещения храма требовала нового строительства. В сентябре 2003 года удалось изменить целевое назначение земельного участка, на котором находилась церковь, под строительство новой. Осенью 2008 года было снесено старое здание и выкопан котлован под здание будущего храма. С конца 2008 года храм размещался в арендуемом двухэтажном доме. С середины февраля 2009 года начались работы по расчистке территории и ее планировке. В конце мая 2009 года были получены разрешение на строительство и рабочие проекты. 14 июля 2009 года митрополит Мефодий (Немцов) (ныне – Пермский и Кунгурский) произвел закладку первого камня будущего храма. К октябрю 2009 года было построено двухэтажное деревянное здание под временный приход, где и стали проводиться богослужения. В декабре 2010 года службы стали совершаться в цокольном этаже нижнего храма, нареченного в честь Серапиона Новгородского. С января 2011 года службы в этом приделе стали совершаться ежедневно.

http://sobory.ru/article/?object=27138

«Кожен день молитвою про Казахстан». " ю митрополита Астанайського Казахстанського Олександра 4 березня 2015 р. 11:33 Глава Казахстанского митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр дал интервью пресс-службе Митрополичьего округа по случаю 5-летия служения на Казахстанской земле. — Владыка, пять лет Вы совершаете архипастырское служение в Казахстане. Поделитесь своими мыслями об этом периоде Вашей жизни. — В текущем году 5 марта исполняется ровно пять лет, как Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Кирилла определил мне новое послушание — быть главой Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Мои предшественники по казахстанской кафедре — архиепископ Алексий (Кутепов) (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) и митрополит Мефодий (Немцов) (ныне митрополит Пермский и Кунгурский) в период новейшей истории заложили прочный фундамент в основу деятельности Православной Церкви в Казахстане. Был возвращен верующим и восстановлен главный храм Алма-Аты — Вознесенский кафедральный собор, историческая и культурная жемчужина Семиречья, созданы монашеские обители и построены новые храмы, в числе которых величественный Успенский кафедральный собор в Астане, положено начало социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности, налажен конструктивный церковно-государственный и межконфессиональный диалог.  Сегодня координация просветительской, издательской, социальной и общественно-значимой деятельности епархий Митрополичьего округа — реально существующее положение дел. Регулярно все казахстанские иерархи собираются на заседание Синода, где принимаются конкретные решения, продумывается стратегия исполнения на местах определений Архиерейских Соборов, постановлений, принятых Священным Синодом и Межсоборным присутствием. Мы обсуждаем самые разные вопросы, касающиеся жизни Православия в стране, делимся радостями и говорим о возникающих проблемах.  В Казахстане существует особая атмосфера мира и добрососедства между людьми разных национальностей, религиозных взглядов и культур. В современном мире, раздираемом конфликтами и противоречиями, доходящими до братоубийственных войн, наша страна может стать по-настоящему добрым примером того, как можно вместе жить и трудиться представителям разных народов, вер и убеждений.  

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210566...

Павлодар. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В Павлодаре - русском городе, бывшей казачьей станице - в начале XX века были православные храмы: Троицкий собор, Воскресенская церковь, началось строительство Владимирского собора. В советское время все эти храмы были уничтожены. В 1944 г. была открыта церковь Рождества Христова, разместившаяся в бывшем жилом доме. До конца XX века она оставалась единственным православным храмом Павлодара. В 1990 г. архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Алексий (Кутепов) (ныне митрополит Тульский и Белевский) благословил начинавшееся строительство Благовещенского кафедрального собора. Но строительство началось только в 1993 г., а в следующем году было остановлено. Строительство собора возобновилось в 1998 г. Освящение храма состоялось 22 октября 1999 г. (По материалам сайта http://www.blagosobor.ru/) Благовещенский кафедральный собор города Павлодара – главный храм Павлодарской епархии, уникальное архитектурное сооружение и один из красивейших храмов Казахстана. Престол храма освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Монолитный купол, выполненный из железобетона, является самым большим из всех существующих в храмах страны. В Казахстане прецедента этой смелой идее не было. Арки и своды храма выполнены из красного кирпича. На храме — семь куполов, символизирующих семь Таинств и семь Вселенских соборов. Ещё три купола — символ Святой Троицы — расположены на звоннице. Купола собора обшиты металлом золотистого цвета, покрытым нитритом натрия. Кровля храма была изготовлена в городе Новосибирске по специальной технологии из оцинкованного железа, покрытого полимерной пленкой. Главный крест над собором возвышается на 51 метр от земли. Колокола отлиты в Москве на АМО ЗИЛ. Всего на звоннице собора 9 колоколов (по числу ангельских чинов). Самый большой колокол весит 1024 кг., самый маленький — 4 кг. Иконостас собора изготовлен по специальному заказу мастерами Художественно-производственного предприятия «Софрино» Русской Православной Церкви (Московская область) и смонтирован к 7 апреля 2000 года – дню Благовещения Пресвятой Богородицы – первому престольному торжеству собора. Иконостас имеет в ширину 27 метров, в верхней точке – 8 метров, состоит из 3-х ярусов, на которых размещены 54 иконы. Вес главного паникадила (центральный светильник) – 2 тонны, 232 килограмма, диаметр – 3,5 метра, высота – 6,5 метра, в нем – 168 свечей-ламп. Все паникадила и другая богослужебная утварь были изготовлены для Благовещенского кафедрального собора на Софринском предприятии.

http://sobory.ru/article/?object=15993

Николай (Кутепов Николай Васильевич), епископ Омский к Тюменский Родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове, Болоховского района, Тульской обл. По окончании средней школы был зачислен в Тульское пулеметное училище. В 1942 году участник Великой Отечественной войны. В сентябре 1944 года поступил на I-й курс Тульского механического института. С октября 1946 года был секретарем Тульского архиепископа. В 1947 году выбыл из числа студентов механического института. В сентябре 1950 года поступил в 3-й класс Московской духовной семинарии. В 1952 году окончил полный курс Московской духовной семинарии и уволен от должности секретаря. В 1953 году был принят в клир Вологодской епархии и назначен на должность сверхштатного псаломщика при Череповецком кафедральном соборе, а 12 июля того же года рукоположен во диакона к Казанской церкви г.Устюжны. В июне 1956 года окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской духовной семинарии и в ноябре 1959 года рукоположен во священника. В дек.1959 года пострижен в монашество и назначен инспектором Саратовской духовной семинарии. 26 авг. 1961 г. – архимандрит. 10 сентября 1961 года хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. Хиротонию совершали: митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим, митрополит Херсонский и Одесский Борис, архиепископ Эдмонтонский и Канадский Пантелеймон, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Подольский Киприан, епископ Костромской и Галичский Никодим и епископ Таллинский и Эстонский Алексий. С 9 октября 1963 года – епископ Омский.и Тюменский. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП” 1961, II, стр.41. Литература: «ЖМП” 1961, 9, стр.5. -“- 1961, II, стр.41–45. -“- 1963, 3, стр.9. -“- 1963, 5, стр.11, 13. -“- 1963, 6, стр.10. -“- 1963, II, стр.3. Vom 24.11. bis 21.12.1968 unternahm er eine Reise nach Westafrika (MP 1969,4,5). Am 16.12,1969 zum Bvon Rostov und Novoerkassk bestimmt (MP 1970,1 ,5).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Тульской области отметили годовщину Куликовской битвы Монастырщина – д. Ивановка (Тульская обл.), 17 сентября 2007 г. Праздничные мероприятия, посвященные 627-летней годовщине Куликовской битвы, прошли 15 сентября на Куликовом поле в трехстах километрах от Москвы. «Первое ратное поле России» расположено в Тульской области на правом берегу Дона в районе впадения в него реки Непрядвы. В субботу утром в церкви преп. Сергия Радонежского на Куликовом поле архиепископ Тульский и Белевский Алексий (Кутепов) совершил панихиду по павшим воинам. Несколькими часами позже на Красном холме, где в 1380 году находилась ставка хана Мамая, был торжественно открыт после реставрации столп-памятник Дмитрию Донскому, сообщает Благовест-инфо. Церемония началась с заупокойной литии, которую возглавил архиепископ Алексий. Архиерей в своем слове к собравшимся подчеркнул, что на поле Куликовом более шестисот лет назад «зажглось пламя негасимой жертвенной всенародной любви к своему Отечеству». Военнослужащие Тульского гарнизона возложили к подножию столпа венки с названиями городов, чьи полки бились с ордынцами в Куликовском сражении. Это Ростов, Муром, Ярославль, Брянск, Серпухов, Смоленск, Москва, Коломна, Новгород, Владимир, Переславль, Псков, Кашин. Колонна-памятник св. князю Дмитрию Донскому на Красном холме. Арх. А. Брюллов. 29-метровый чугунный монумент на Красном холме, увенчанный куполом, был воздвигнут в 1850 году по проекту архитектора Александра Брюллова – старшего брата Карла Брюллова. Его реставрация велась с 2005 года при поддержке Фонда Андрея Первозванного (ФАП) и Центра национальной славы (ЦНС). Предыстория такова: в канун юбилейных празднований 625-летия Куликовской битвы специалисты заглянули внутрь давшего крен столпа и к своему изумлению обнаружили причину нынешнего плачевного состояния памятника, до того успешно пережившего даже советскую эпоху. Дело в том, что колонна почему-то была установлена в нарушение проекта Брюллова: внутри отсутствовала предусмотренная архитектором несущая конструкция.

http://pravoslavie.ru/23971.html

Маргарет Тэтчер в Троице-Сергиевой Лавре. Журнал Московской Патриархии, 6, 1987. 10 апреля 2013 г. Архив ЖМП (1987): визит премьер-министра Маргарет Тэтчер в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру Во время первого официального визита в СССР премьер-министр Маргарет Тэтчер посетила Москву, Тбилиси и Свято-Троицкую Сергиеву Лавру в Загорске. Лавра произвела на «железную леди» особое впечатление: «Здесь, в Загорске, прошлое и будущее как бы сливаются воедино», отметила премьер-министр в ответном слове митрополиту Ювеналию. Об этом рассказывает Журнал Московской Патриархии 6, 1987 год. «У святых ворот Лавры делегацию Великобритании и сопровождающих ее лиц встречал наместник Лавры архимандрит Алексий (Кутепов) с братией обители. На всем пути в Троицкий собор госпожу Маргарет Тэтчер тепло встречали многочисленные паломники. Она останавливалась, по-русски говорила «Здравствуйте!», беседовала с ними. В Троицком соборе инок читал акафист преподобному Сергию. Маргарет Тэтчер поставила свечу к раке с мощами преподобного Сергия, осмотрела собор, Никоновский храм, Серапионову палату и последовала в Сергиевский трапезный храм, где присутствовала за божественной литургией, которую совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. После этого высокая гостья направилась в Московскую Духовную Академию. В сопровождении протоиерея Владимира Иванова она с большим интересом осмотрела собрание икон, древних книг, картин в Церковноархеологическом кабинете при Академии, мемориальный музей Святейшего Патриарха Алексия, который а 1964 году посетил Великобританию в качестве гостя Церкви Англии. В честь гостей студенческий хор под управлением преподавателя пения М.Х. Трофимчука выступил с концертом духовной музыки. Маргарет Тэтчер поблагодарила ректора за предоставленную возможность услышать прекрасное пение студентов и увидеть замечательное собрание икон. В книге почетных посетителей премьер-министр Великобритании оставила запись: «Это было удовольствием и вдохновением – пребывать с вами. Пусть это благовестие распространяется между всеми народами. М.Тэтчер».

http://e-vestnik.ru/news/thatcher_jmp_67...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010