Переписка Алексея Афанасьевича Дмитриевского и протопресвитера Иоанна Королькова (19041928 гг.) В настоящей публикации представлена переписка Алексея Афанасьевича Дмитриевского – выпускника Казанской духовной академии, профессора Киевской духовной академии, секретаря Императорского православного палестинского общества, известного литургиста, церковного археолога, востоковеда – и протопресвитера Иоанна Николаевича Королькова – выпускника и многолетнего профессора Киевской духовной академии, одного из известнейших киевских священников. Этот материал продолжает цикл публикаций архивных документов, связанных с жизнью и деятельностью знаменитого русского литургиста А. А. Дмитриевского . Сохранившиеся письма в целом охватывают период с октября 1904 по январь 1928 г., однако подавляющее большинство их относится к 1920м гг., ставшим драматическим завершением плодотворной деятельности дореволюционной российской высшей духовной школы и богословской науки. «Скорбная летопись», нашедшая отражение в публикуемых письмах, свидетельствует о насильственном истощании богословских и церковных сил России. Лишь отдельным подвижникам науки удавалось довершать в это время начатые научные исследования – к ним относился А. А. Дмитриевский . Публикуемые письма содержат много фактов, важных для истории Русской Православной Церкви, истории российского духовного образования и богословской науки. Публикуемые письма А. А. Дмитриевского находятся в его личном архивном фонде в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (Ф. 253). Письма протопресвитера Иоанна Королькова отложились в его личном фонде в Институте рукописей Национальной библиотеки им. В.И.Вернадского (Ф. 162). Публикуемая переписка Алексея Афанасьевича Дмитриевского и протопресвитера Иоанна Николаевича Королькова – выпускника и многолетнего профессора Киевской духовной академии, одного из известнейших киевских священников – продолжает цикл публикаций архивных документов, связанных с жизнью и деятельностью знаменитого русского литургиста и востоковеда А. А. Дмитриевского .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Акишин С.Ю. Биография профессора А.А. Дмитриевского (1856–1929) и обзор его письменного наследия Начальный период жизни. Среднее образование Будущий профессор родился 11 марта 1856 г. в станице Дурновской Астраханской губернии в семье псаломщика Афанасия Петровича Дмитриевского и его жены Елены Феодоровны. Отец его был малообразован и вообще, как свидетельствует сам А.А. Дмитриевский , имел слабые природные способности 1 . Однако, скорее всего, именно отцом были привиты Алексею Афанасьевичу любовь к храму Божию и благоговейное отношение к поемому и читаемому в церкви. Его мать Елена Феодоровна была наделена от природы «острым умом и сильным характером», которые Алексей, несомненно, унаследовал во всей полноте. В семье Дмитриевских было 11 человек, и она не отличалась большим достатком, иногда они влачили даже нищенское существование, что, однако, не помешало пристроить троих детей, в том числе и Алексея, в духовное училище г. Астрахани. Жизнь будущего ученого в духовном училище 2 , куда он поступил ориентировочно в 1867–1868 гг. 3 , с точки зрения быта была не самой плохой: заботливые мать и отец, несмотря на бедность, старались, чтобы у их детей было все потребное для полноценной жизни и учебы. по окончании училищного курса А.А. Дмитриевский в 1872 г. поступил в Астраханскую духовную семинарию, где он был духовно близок и пользовался покровительством двух лиц духовного звания: преподавателя и священника семинарской церкви в честь преображения господня прот. Григория Григорьевича Покровского, нередко отдававшего, по словам Дмитриевского, весь свой церковный доход в его пользу, и настоятеля Знаменской церкви г. Астрахани прот. Михаила Константиновича Здравосмыслова, чьи внимание и забота имели огромное значение в жизни Алексея Афанасьевича 4 . Именно благодаря горячим советам о. Михаила Дмитриевский укрепился в желании продолжить богословское образование в казанской духовной академии, куда и поступил в 1878 г. на церковно-практическое отделение 5 . Обучение и преподавательская деятельность в Казанской духовной академии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

П. Уржумцев В 1975 году исполняется 75 лет со дня рождения и 50 лет научной деятельности видного литургиста современности, историка Церкви, музыковеда-медиевиста, ученого с мировой известностью, доктора Церковной истории и кандидата искусствоведения, профессора Ленинградской духовной академии, Николая Дмитриевича Успенского . Мы постараемся здесь, в связи с этим юбилеем, насколько это возможно в статье, показать пути становления Николая Дмитриевича Успенского , как ученого, рассказать о его научном кредо, принципах и направлении его научной работы, и преподавательской деятельности в духовной школе. Николай Дмитриевич Успенский родился 3 января (ст. ст.) 1900 года в семье священника погоста Поля Новгородской губернии. Здесь впечатления детства уже определяют его будущие интересы. Так, именно здесь, в сельском храме, где истово, благоговейно и проникновенно служил его отец, у него зарождается любовь к службам церковным. Здесь же начинает проявляться у него и наследственная любовь к церковной музыке и пению. Его родители и дедушка, певец новгородского Софийского собора, были музыкально одаренными людьми. Отец его организовал из крестьян церковный хор и столь умело направлял его рост, что этот хор исполнял произведения Д. Бортнянского, протоиерея П. Турчанинова, А. Архангельского . В 1909 году, Николай Успенский поступает в духовное училище в г. Старая Русса, по окончании которого учится в Новгородской духовной семинарии. Во время обучения в духовном училище, он был ведущим в партии дисканта в училищном церковном хоре. Годы гражданской войны Николай Дмитриевич провел в рядах Красной Армии, а по демобилизации продолжал богословское образование в Петроградском Богословском институте. По окончании института он пишет кандидатское сочинение «Происхождение чина агрипнии или всенощного бдения, и его составные части». По получении степени кандидата богословия Николай Дмитриевич, по ходатайству его руководителя профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского , был оставлен при кафедре литургики для научной специализации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Б.И.Сове (Сокращенный вариант исследовательской статьи Б. И. Сове , известного библеиста, историка и литургиста Русского Зарубежья «Русский Гоар и его школа», опубликованной в 4-ом томе «Богословских трудов»,1968. СС. 39–84) В марте исполнилось 150 лет со дня рождения одного из крупнейших русских церковных ученых с мировым именем Алексея Афанасьевича Дмитриевского . Выдающийся литургист и византолог XIX-XX веков, он стал основоположником русской православной исторической литургики и воспитал целую плеяду ученых-литургистов в духовных академиях Русской Православной Церкви. За свой неутомимый, самоотверженный труд и крупномасштабные исследования, которые А.А.Дмитриевский вел на протяжении всей своей жизни во многих странах православного Востока, он получил наименование «русского Гоара», в честь величайшего западно-христианского ученого-монаха XVII века Иакова Гоара, положившего начало научному изучению литургического богатства Православия. Великим тружеником русской литургической науки был профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский (11 марта 1856–10 августа 1929). Он принимал деятельное участие в ее создании, и с вдохновением самоотверженно всю жизнь разрабатывал ее проблемы. За труды по собиранию и изданию греческих литургических текстов Типикона и Евхология он заслужил наименование «русского Гоара». Им была создана Киевская школа русских литургистов (Прилуцкий, Пальмов, Неселовский, Дьяковский, Лисицын, Кекелидзе, Скабалланович, Барвинок, еп. Гавриил (Чепур). 1 Дмитриевский , радуясь быстрому росту литургической науки в России в начале XX века, не переставал указывать литургистам, среди которых были ученики его школы, на огромные задачи, стоящие перед ними, и на ответственность перед православным миром. Он призывал русских литургистов к напряженному труду. Дмитриевский был уроженцем Астраханской губернии, чем объясняется вспыхивавший у него по временам интерес к церковной истории этого края. 2 . По окончании Астраханской духовной семинарии он в 1878 г. поступил в Казанскую духовную академию на церковно-практическое отделение. Здесь он на студенческой скамье вдохновляется тем интересом к древнерусским церковным памятникам, который вызвало соловецкое собрание рукописей, полученное академией. Дмитриевского вдохновляют свежестью и интересом содержания лекции проф. Н. Ф. Красносельцева . Он пишет ему кандидатское сочинение по рукописным первоисточникам – «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке», пользуясь доброжелательностью и помощью Красносельцева. Он вспоминает, как его учитель тратил на беседы с ним «много времени в промежутках между лекциями и у себя на дому по вечерам, охотно снабжал источниками и пособиями и нередко из собственной библиотеки щедро и великодушно отдавал в руки неизданные материалы, почерпнутые из рукописей, и собранные им самим разного рода заметки». «Сердечные, истинно отеческие отношения» Красносельцева к Дмитриевскому продолжались до кончины Красносельцева (11 сентября 1898 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Акишин С.Ю., диак. А.В. Щепёткин. Лекционные курсы по литургике приват-доцента А.А. Дмитриевского в Казанской духовной академии Обзор содержания ОР РНБ. Ф. 253. Д. 196, 197, 135, 152, 154 Лекционные курсы казанского периода жизни А.А. Дмитриевского сосредоточены в нескольких архивных делах фонда ученого среди лекций, относящихся к более позднему, киевскому периоду: дела 135, 152, 154, 196 и 197, хранящиеся в ф. 253 Отдела рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. При систематизации в 30-е гг. XX в. В. Н. Бенешевичем фонда Алексея Афанасьевича лекции были перемешаны и рассредоточены по разным архивным единицам. Поэтому при определении принадлежности того или иного фрагмента определенным лекционным курсам мы руководствовались, во-первых, учебной программой, во-вторых, датировкой бумаги, в-третьих признаками в самих лекциях и ссылками на научную литературу. А.А. Дмитриевский читал лекции в казанской академии с ноября 1882 по февраль 1884 г., поэтому нас будет интересовать бумага, созданная в это время либо несколько ранее. В первый, 1882/1883 учебный год преподавательской деятельности А.А. Дмитриевский читал I и II курсам церковно-практиче ского отделения историю богослужения в Русской Церкви, а студентам IV курса историю богослужебных книг 217 . согласно отчету КазДА за следующий, 1883/1884 учебный год, Алексей Афанасьевич читал историю богослужения в Русской Церкви опять I и II курсам, что кажется маловероятным: скорее всего во второй год он продолжил чтение лекций уже студентам II и III курсов, преподав тем самым в течение полутора лет весь объем материала, либо студентам II курса дочитывал курс, а студентам I курса начал читать заново. Рассмотрим содержание архивных дел 196, 197, 135, 152 и 154 в порядке их значимости для нас. Названия фрагментам лекционного курса дано нами. 1) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 196. «Наука о православном богослужении». Лекции по литургике, прочитанные в Киевской духовной академии. Автографы и записи слушателей. 1880–1883 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие церковно-научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения А.А.Дмитриевского 24 марта 2006 г. 11:15 23 марта в Москве открылась церковно-научная конференция «Историк Православного Востока и Русской Палестины», посвященная 150-летию со дня рождения Секретаря Императорского Православного Палестинского Общества А.А.Дмитриевского. Организаторами конференции выступили Отдел внешних церковных связей и Паломнический центр Московского Патриархата, Императорское Православное Палестинское Общество, Научный совет Российской академии наук «Роль религии в истории». В конференции принимают участие ученые Российской академии наук, богословы, преподаватели церковных и светских вузов, архивисты и другие представители научной общественности. Предстоятель Русской Православной Церкви направил участникам конференции приветственное послание, текст которого приводится ниже: Участникам церковно-научной конференции «Историк Православного Востока и Русской Палестины (к 150-летию со дня рождения Секретаря Императорского Православного Палестинского Общества А. А.Дмитриевского)». Сердечно приветствую участников конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Алексея Афанасьевича Дмитриевского (1856-1929) — великого церковного историка-византиниста, основателя школы русской исторической литургики, выдающегося деятеля Императорского Православного Палестинского Общества, исследователя христианского Востока и русско-палестинских духовных связей. «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих», — сказано Псалмопевцем (Пс.142. 5). Это полностью применимо к научному служению Дмитриевского — профессора Киевской Духовной Академии, члена-корреспондента Академии наук, смиренного труженика Церкви, — духовное наследие которого имеет мировое значение. Одним из первых обратившийся к изучению памятников православного богослужения, которые годами разыскивал в монастырских книгохранилищах и ризницах Афона, Патмоса, Иерусалима и Синая, ученый сумел создать фундаментальное «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока» и множество других работ в области византинистики.

http://patriarchia.ru/db/text/99593.html

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 400-летию Киевских духовных школ   9 ноября 2015 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам торжеств, посвященных 400-летию Киевских духовных школ . Его Блаженству, Блаженнейшему Онуфрию, Митрополиту Киевскому и всея Украины Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Антонию, митрополиту Бориспольскому и Броварскому, ректору Киевской духовной академии и семинарии, управляющему делами Украинской Православной Церкви Членам профессорско-преподавательской корпорации и учащимся Киевских духовных школ, участникам и гостям торжеств, посвященных 400-летию Киевских духовных школ Ваше Блаженство, дорогой Владыка! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую участников и гостей праздничных торжеств в честь 400-летия Киевских духовных школ, которые на протяжении своей долгой истории играли важную роль в развитии христианского просвещения нашего народа. Отсюда вышла целая плеяда замечательных архипастырей, пастырей и богословов Русской Православной Церкви. Достаточно вспомнить имена святителей Феодосия Черниговского, Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского, Иоасафа Белгородского, ученых патролога Сергея Леонтьевича Епифановича, литургиста Алексея Афанасьевича Дмитриевского, гомилета Василия Федоровича Певницкого, а также многих и многих других выдающихся иерархов, церковных и общественных деятелей. Благодаря Киевским духовным школам в XVII веке отечественное богословское образование получило мощный импульс. В частности, у истоков Славяно-греко-латинской академии в Москве стоял их выпускник Симеон Полоцкий. В испытаниях, которые не раз выпадали на долю Православия на Украинской земле, Киевские духовные школы неизменно стояли на страже веры и вместе с Киево-Печерской лаврой были мощным оплотом церковного единства. Так было во времена острого противостояния унии, так происходит и сейчас, когда храмы канонической Церкви захватывают раскольники, а в средствах массовой информации развернута кампания против ее пастырей и верующих.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Патриаршее приветствие организаторам и участникам церковно-научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения А.А.Дмитриевского 24 березня 2006 р. 11:19 Участникам церковно-научной конференции «Историк Православного Востока и Русской Палестины (к 150-летию со дня рождения Секретаря Императорского Православного Палестинского Общества А. А.Дмитриевского)» Сердечно приветствую участников конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Алексея Афанасьевича Дмитриевского (1856-1929) — великого церковного историка-византиниста, основателя школы русской исторической литургики, выдающегося деятеля Императорского Православного Палестинского Общества, исследователя христианского Востока и русско-палестинских духовных связей. «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих», — сказано Псалмопевцем (Пс.142. 5). Это полностью применимо к научному служению Дмитриевского — профессора Киевской Духовной Академии, члена-корреспондента Академии наук, смиренного труженика Церкви, — духовное наследие которого имеет мировое значение. Одним из первых обратившийся к изучению памятников православного богослужения, которые годами разыскивал в монастырских книгохранилищах и ризницах Афона, Патмоса, Иерусалима и Синая, ученый сумел создать фундаментальное «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока» и множество других работ в области византинистики. Не менее важна и поучительна эпопея, связанная с его службой в Императорском Православном Палестинском Обществе, куда он был приглашен Председателем Общества — великой княгиней Елисаветой Феодоровной, причтенной ныне к лику святых Русской Православной Церковью. «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62. 1). Этот стих из пророка Исаии стал девизом Общества, созданного для того, чтобы заботиться о русских православных паломниках, о поддержании православия в Святой Земле. И Алексей Афанасьевич, двенадцать предреволюционных лет занимавший ответственный пост Секретаря ИППО, не умолкал и не успокаивался. Да пребудет благословение Божие на трудах вашей конференции. Научный и гражданский подвиг А.А.Дмитриевского, труженика и исповедника, принадлежавшего к той категории людей веры и долга, о ком Священное Писание говорит: «В нем лести несть» (Ин. 1. 47), — да будет высоким образцом и примером для современных ученых, продолжателей дела Императорского Православного Палестинского Общества. +АЛЕКСИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ   Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202797...

С 1-го марта 1884 г. 23 начинается плодотворная и многообразная деятельность А.А. Дмитриевского в Киевской духовной академии, с которой вплоть до 1907 г. будет связана его жизнь. До Алексея Афанасьевича литургику и церковную археологию здесь читал П.А. Лашкарев, который, думается, так же, как и Н.Ф. Красносельцев , повлиял на становление Дмитриевского как преподавателя. В архивном фонде А.А. Дмитриевского имеются учебная программа по церковной археологии, разработанная П.А. Лашкаревым, и некоторые его работы 24 . Вероятно, поступая в Киевскую академию преподавателем, А.А. Дмитриевский при составлении своего курса лекций руководствовался как программами, так и курсами лекций Н.Ф. Красносельцева и П.А. Лашкарева. В архиве Алексея Афанасьевича сохранились немногочисленные фрагменты лекций по общей литургике, созданные в это время и свидетельствующие о творческой переработке лекционного курса учителя Дмитриевского – Николая Фомича Красносельцева 25 . Кроме указанных фрагментов-автографов лекций ученого этого времени, сохранились лекции по литургике и церковной археологии в записи слушателей 26 . В начале XX в. курс лекций по литургике был напечатан студентами на машинке для учебных нужд 27 . А.А. Дмитриевский был выдающимся преподавателем, располагавшим и привлекавшим для общения с собой студентов. За время преподавания в Киевской духовной академии у него написали кандидатские сочинения по литургике и церковной археологии почти 50 студентов, 7 из них переработали свои сочинения в магистерские диссертации: Афанасий Неселовский, протоиерей Корнилий Кекелидзе, протоиерей Михаил Лисицын , священник Василий Прилуцкий , Евфимий Диаковский и Николай Пальмов. Каждый из этих людей, получив от Алексея Афанасьевича искру научного поиска, продолжил заниматься наукой, опубликовав несколько работ по литургике и церковной археологии 28 . Находясь на службе в академии, ученый не раз предпринимал путешествия по библиотекам православного востока; целью этих поездок было максимально подробное изучение знаменитых книжных и рукописных собраний на предмет выявления неопубликованных памятников православного богослужения. так появился знаменитый трехтомник «описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного востока», принесший ученому славу «русского Гоара». В 1896 г., представив первый том «описания» в Совет Казанской духовной академии, А.А. Дмитриевский получил звание доктора церковной истории 29 . Совет Казанской духовной академии присудил степень 31 мая 1896 г., 26 июня 1896 г. Синод утвердил ученого в степени, а 29 ноября того же года Алексей Афанасьевич был избран ординарным профессором кафедры литургики и церковной археологии (синодальное утверждение состоялось 24.01.1897).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Вечер жизни» о. Иоанна был связан с драматическими событиями в киевской церковной истории. Свято Владимирский собор, которому о. Иоанн посвятил 28 лет жизни, в 1924 г. был захвачен обновленцами («Живой церковью»), и о. Иоанн со всеми причтом перешел в Старо-Киевскую Свято-Георгиевскую церковь . Однако в 1926 г. и эта церковь была захвачена обновленцами, и оба причта перешли в малый Софийский собор, где оказалось «при соборе три причта» 7 . Однако и в эти тяжелые годы ревностное многолетнее служение о. Иоанна Церкви было отмечено последней наградой: в апреле 1927 г. на Светлой Седмице указом экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова) старейший служитель Киевской епархии был удостоен звания протопресвитера 8 . Протопресвитер Иоанн скончался на 82м году жизни 7/20 января 1928 г., на следующий день после Богоявления. Как писал А. А. Дмитриевскому П. П. Кудрявцев , «кончина Ивана Николаевича была тихая и безмятежная. До последних часов, даже минут жизни сохранял он ясность сознания, и Провидение избавило его от предсмертной агонии». Особый интерес представляет замечание того же автора, что в сам праздничный день – предсмертный – о. Иоанн «продиктовал дочери и подписал два письма, одно чуть ли не к Вам». И в самом деле, последнее письмо о. Иоанна к его бывшему коллеге датировано 6/19 января 1928 г. 37 в настоящей публикации). Так как в именных статьях последних лет и вводных статьях к прошлым публикациям документов, связанных с жизнью и деятельностью знаменитого русского литургиста А. А. Дмитриевского (11.03.1856–10.08.1929), неоднократно обозревались основные вехи его жизненного пути, отсылаем читателя к этим статьям и публикациям 9 . Отметим лишь, что трагедия 1917 г., постепенно разрушавшая жизнь духовных школ в последующее десятилетие, лишила практически всех церковных ученых возможности заниматься как учебной, так и научной работой. Однако А. А. Дмитриевскому все же удалось продолжить работу в любимой области. Обусловлено это было отчасти обстоятельствами, но более всего – невероятной работоспособностью Алексея Афанасьевича, увлеченностью и преданностью своим исследованиям, которые удивляли даже бывших коллег, знавших его много лет. Эти качества позволяли А. А. Дмитриевскому даже в жестких условиях 1920х гг. выстраивать иерархию ценностей, в которой «единым на потребу» было служение Церкви наукой, все остальное так или иначе прилагалось. Более того, Дмитриевскому удалось возобновить и преподавательскую деятельность в области литургики, которую он прервал в 1907 г. и по которой тосковал около 20 лет. Последним этапом учебно литургического служения А. А. Дмитриевского стало участие в 1925–1928 гг. в деятельности Высших Богословских курсов в Петрограде (Ленинграде). Именно там в декабре 1927 г. было отпраздновано 45летие профессорства великого литургиста с начала преподавания в КазДА в 1882 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010