Елена 28 октября 2022, 16:11 Я знала отца Илию, когда он служил настоятелем в Крестовоздвиженском храме. Помню его проповеди после служб, которые каждый раз оказывались так своевременны и нужны, словно он обращался именно ко мне. В 2016 году он отпевал моего папу. Помню, что он всегда от сердца относился к прихожанам, жалел нас, грешных. Мог и строго пожурить. Но всегда справедливо. Это настоящий пастырь. Царствие ему Небесное, вечная память! Наталия Петрова 28 октября 2022, 15:22 Спасибо! Прочитала ваш рассказ о б. Илии=и слези потекли... Живу пол-жизни в Болгарии, родом из уральских казаков, а семья единственной сестры/Царствие р.Б.Ларисе Небесное, умерла год назад и тоже от Ковида/живет в Тобольске, где 10 лет назад мне посчастливилось крестить ее внуков именно в храме 7 отроков Еффеских!.. Как тесен мир и как ничего случайного у Господа! Б. Илию почувствовала родным. Слава Богу за все! Алексей 28 октября 2022, 13:51 Спаси Господи за рассказ! Я лично знаком с батюшкой, хороший, добрый человек... Ольга 28 октября 2022, 12:23 Да! Действительно, иметь такого духовного отца - это дар Божий! Спасибо! Анастасия 28 октября 2022, 10:25 Спасибо! Иметь такого духовного отца- это радость и дар Божий! Людмила 28 октября 2022, 09:34 Светлая память отцу Илие! Я знала батюшку чуть более года и познакомилась с ним благодаря его духовной дочери Ольге, которая так тепло о нем отзывалась, что захотелось побывать на службах в небольшом сельском храме недалеко от города, где отец Илья служил. Служил неторопливо, пел небольшой хор знаменным распевом, непривычным для большинства наших приходов. А после службы - обязательно трапеза и беседы... вдумчивые, интересные, а в ходе беседы ловишь себя на мысли, что батюшка как будто отвечает на вопросы, которые тебя волнуют. Отец Илия был настоящим пастырем! Царство небесное, вечная память! Ольга 28 октября 2022, 07:56 Спасибо Вам большое за рассказ о таком человеке! Упокой, Господи, его душу, прости все его согрешения и даруй ему Царствие Небесное!

http://pravoslavie.ru/148975.html

К подобному выводу ересиарх пришел исходя из логики дискурсивного мышления. Ее хорошо уловил один наш историк Церкви, передавая ход рассуждения Аполлинария таким образом: «Если Сын Божий, истинный Бог, соединяется с совершенным человеком, то при таком единении должна происходить упорная борьба между Его Божеством, как самодвижным и всегда Себе равным Умом, и человечеством, как умом также самодвижным, но ограниченным и изменчивым. Каждый будет управлять одной и той же плотью соответственно своей ограниченной или неограниченной природе, и «где Бог, там не будет человека, а где человек, там не будет Бога». Ум человеческий, по своей ограниченности и изменчивости приобвыкший ко греху и приявший преемство греха, и при единении с Умом Божественным не может освободиться от греха и его увлечения; так что Сын Божий, подобно нам, будет нуждаться в очищении и освящении от живущего в Нем и противоборствующего Его Божественному Уму греха» 370 . А подобная логика дискурсивного мышления, вполне приемлемая в ограниченной сфере некоторых областей тварного бытия, делается не просто абсолютно негодной, но и вредной там, где наш ум и мысль соприкасаются с заповедными тайнами Домостроительства спасения, лишь очень частично постигаемыми нами, только по благодати Божией, гармонией сердечного и умного понимания. Итак, предельный акцент на единстве Богочеловека является центральной интуицией всего лжеучения Аполлинария. В этом единстве человеческое начало во Христе, если не поглощается полностью началом Божественным 371 , то подавляется и попирается Им. Конечно, ересиарх не учил о том, что Свою плоть Слово «принесло с неба», в чем его неоднократно упрекали оппоненты 372 , но признание ущербности человеческого естества Господа искажало всю перспективу христианского вероучения, в том числе и учение об обожении 373 . Подобное кардинальное искажение понимания Домостроительства спасения в аполлинарианстве А. И. Бриллиантов сформулировал следующим образом: «Божественная природа не терпит при Воплощении никакого изменения, она принимает лишь, соединяясь с низшей стороной человеческой души и телом, орудие для выполнения своих целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И поскольку Христос есть истинная Жизнь, и Он даст верующим в Него истинную жизнь, то есть вечную жизнь 79 , и Он также предстоит пред Богом за верующих в Него (то есть, в то, что Он есть Сын Божий) и [знающих] это благодаря вере (per fidem), следовательно, мы примиряемся с Богом посредством Христа (per Christum) 80 . Но из- за того, что люди утратили память о самих себе и о Боге, существует необходимость в Святом Духе. В самом деле, если [человек] приобретет познание и постигнет, что есть широта Божия и долгота Его, что есть глубина и высота, и утвердится в любви и вере во Христа 81 то будет спасен 82 благодаря Святому Духу, Который есть Знание (scientia). Ведь Он в полноте свидетель- ствует о Христе 83 и учит всему 84 , будучи внутренней силой Христа (interior Christi virtus), сообщающей [людям] познание и постепенно ведущей [их] к спасению, почему Он и есть иной Утешитель 85 . И действительно, людям, умерщвленным грехами 86 , вначале было необходимо возвратить жизнь, чтобы они возродились в Боге через веру, то есть жили бы жизнью Божией, которую принес Христос, [пришедший] во плоти, чтобы и плоти оказать помощь. Поэтому, когда люди утвердились верой благодаря Христу, Сыну Божию, оказалось необходимым сообщить им познание о Христе, а также о Боге и о мире, чтобы этот мир был обличен 87 . И после того, как люди поняли бы это, они легче освободились бы для [восприятия] света Божия благодаря познанию самих себя и Божественных вещей, презрев вещи земные и мирские и исполнившись желанием, которое пробуждает [в них] познание вещей Божественных. 18. Итак, [познание] приходит позднее, то есть [когда] вера уже начала действовать вторично. В самом деле, после отшествия Христа, Который с помощью чудес и наставлений посеял семена веры в то, что Он есть Сын Божий и что Он дарует верующим в Него [вечную] жизнь, все исполнились Духом 88 , и по мере достижения зрелости в познании Христа (cognitione in Christum) [в них вторично] возросла вера, причем всегда в присутствии Самого Христа 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Таким образом, борьба идет не против плоти как таковой, но против плоти греховной, утвержденной в своей призрачной самости и потому одержимой мироправителями тьмы века сего ( Еф. 6:12 ). Поэтому, согласно учению апостола, вся жизнь христиан, «как призванных и освященных во Христе Иисусе, должна вполне соответствовать их высокому избранию: она должна быть свята во всем, и прежде всего в отношении плотской чистоты. Плотская чистота должна составлять отличие христианина от язычника, и потому забота о ней есть прямая обязанность всякого христианина. Христианин, призванный к особенному общению с Богом, должен во всем соблюдать чистоту и достойно владеть своим телом, этим своим сосудом, данным от Бога. Всякий христианин должен заботиться о подчинении своего тела духу и содержать свое тело в целомудренной чистоте, ибо тело христианина имеет высокое назначение быть храмом Св. Духа» 42 . Это показывает, что в Новом Завете отрицательный аспект устремленности к высшему совершенству мыслится связанным нерасторжимыми узами с аспектом положительным; единство обоих аспектов христианского аскетизма представляется само собою разумеющимся. А положительный аспект определяется в первую очередь тем, что «христианство и Новый Завет очищают и проясняют загрязненный и потемненный в человеке образ Божий, по коему создан человек, будят в душе человеческой усыпляемое грехом влечение ее к богосовершенству, поднимают горе – к добру низпадшую долу – в зло природу человека, вдохновляют жизнедеятельность в оплотнянный человеком и очеловеченный им идеал богочеловечества. В этом оригинальность Нового Завета и христианства – та сила, что сокрыта от мудрецов и разумников, руководящихся началами мира сего и пустой философии человеческой, и открыта младенцам, невидящим и верующим, ходящим по Христу, во Христе и для Христа ( Мф. 11:25 ; Ин. 20:29 ; Кол. 2:8  и др. мн.), – та Божественная сила, что в немощи совершается ( 2Кор. 19:9 ), посрамляет и оглупляет мудрость мира сего ( 1Кор. 1:18–25  и др.), делает Евангелие силою Божией во спасение всякому верующему, и иудею и эллину ( Рим. 1:16 ), а весь Новый Завет и всю Библию – Словом Божиим живым и действенным и острейшим более всякого меча обоюдоострого и проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, и судящим помышления и замыслы сердечные ( Евр. 4:12 ), неотразимо влекущим каждую добрую человеческую душу, как отобраз Божий, христианку по природе, к своему прирожденному Первообразу и идеалу, Логосу – Богочеловеку-Спасителю и к богосовершенству ( Мф. 5:48 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И нам ли, христианам, нужно доказывать, что слова эти – сущая, золотая правда. Молящийся христианин уходит от беспокойств и треволнений жизни мирской и входит в себя самого, во внутреннее святилище души своей; он погружается за молитвою в глубокую, святую тишину, в которой отдыхает, освежается его душа. Человек снимает личину мирских, часто нелепых обычаев, приличий, предрассудков и становится сам собою, каким создал его Господь. Уходя в самого себя, христианин приближается к Богу, потому что в глубине нашего существа Бог бывает близок к нам и в святилище души нашей Бог бывает с нами и мы с Ним. В молитвенном общении с Богом мы передаем Ему себя, со всем, что наполняет нашу душу: наши печали, горести и озлобления, наши желания, надежды и прошения. Оставляя в молитве весь, окружающий тело наше, мир временный и преходящий, душою вступаем мы в вечный мир Божий и дышим его небесным воздухом. Этот воздух – насущное питание нашей души, чтобы не замерла она, чтобы не ожесточилась и не окаменела окончательно в греховной атмосфере земного мира. А тот мир Божий, в который уносит нас молитва, есть мир мира и святыни, счастья и отрады; душа утихает в нем, умолкают все ее житейские волнения и страсти, беспокойства и заботы; все страхи и страдания ее теряют свою болезненность, всякое горе и мучение теряет свою жгучесть, и прилив новых сил, бодрости, энергии и радости духовной наполняет душу человека. Невольно вспоминаются прекрасные стихи поэта, замечательно верно охарактеризовавшего эту непостижимую, таинственную силу и влияние христианской молитвы: Но так ли в самом деле основательны и неопровержимы эти возражения, как может казаться с первого взгляда? Нет, нисколько. Возражения эти всею их тяжестью падают только на нас, недостойных величайшего благодеяния и счастья веры святой, а отнюдь не на самую веру. Это – наше великое горе, наше роковое преступление, что мы оказываемся на каждом шагу недостойны бесценного имени христианина, что мы так нагло и явно унижаем дарования святой веры, что мы, величаясь христианами, остаемся в жизни и поведении своем почти такими же, как и нехристиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

О них иное явил нам Бог, а иное блюдет в тайниках Своей премудрости, чем хочет обличить пустое тщеславие смертного; одно поставил Он здесь, а другое явится в последние дни» 223 . Разумеется, для св. Григория, как и для всех святых отцов, особым попечением Божиим всегда пользовался и пользуется человек: Творец «особенным образом печется о нашей участи, хотя жизнь наша и проводится среди различных противностей» 224 . Поэтому в творениях святителя большое место уделяется антропологии: человек мыслится как царь творения, «малый мир» («микромир») и образ Божий, долженствующий выполнить здесь великое предназначение; однако драма грехопадения не позволила осуществить это предназначение 225 . Впрочем, «своим падением человек исказил в себе образ Божий, но не уничтожил его: существенные черты его сохранились в нем. Он омрачил свой ум, но не совсем лишил его Божественного Света; отвратившись от Бога, человеческий ум и в падшем своем состоянии «стремится горé», жаждет и ищет этого Света. Он извратил свою волю, но не лишил ее уже всякой способности к доброму: хотеть и избирать доброе принадлежит ей и в падшем человеке. Одним словом, рассуждает Богослов, человек поражен грехом, но «не неисцельно», неисцельность свойственна злой и враждебной природе, людям же, после греха, свойственно обратиться» 226 . Целью Домостроительства спасения и является такое исцеление падшего естества человека 227 . В поле зрения св. Григория попадает, естественно, и ветхозаветный этап этого Домостроительства, но основной акцент делается им на Вочеловечении Бога Слова, которое является радикальным средством излечения человечества 228 . И здесь у Назианзина, как и у многих отцов Церкви, сотериология находится в неразрывном сопряжении с христологией. Такое сопряжение особо рельефно обозначается в двух посланиях св. Григория к Кледонию (101 и 102) 229 , которое дополняется еще посланием к Нектарию (202). Данные послания, являющиеся первым серьезным и обоснованным святоотеческим ответом на вызов ереси Аполлинария Лаодикийского, можно вне сомнения считать христологическим шедевром 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Действительно, он брал все на себя и к себе и отпускал людей радостными. Эта его любовь, озаренная Духом Святым, делала то, что батюшка всегда правильно понимал душевное состояние людей и их жизненное положение. Я не думаю, чтобы был хоть один человек, имевший дело с батюшкой, который мог бы сказать, что о. Алексей не понял его. Если человек приходил с бурей в душе, он никогда тут же не укорял его, не вменял ему его поступка. В эту минуту он только уходил обласканный и с легким сердцем. И уж только потом, если он снова приходил к нему в спокойном состоянии духа, батюшка выставлял весь грех его так, что не почувствовать этого или забыть было нельзя. И после такого наставления всегда было горячее желание исправиться. Удивительно, как батюшка не уставал духовно принадлежать народу, сколько бы его ни было. Человек в нем иногда сдавался, болезнь его одолевала, но дух горел в нем с такой же силой всегда. Помню, пришла в такой день, когда было мало народу, но свои, а свои сидели подолгу у него. Вхожу, батюшка лежит лицом к двери, подперши голову рукой. На груди рубашка расстегнута (так трудно было ему дышать), а рукав завернулся выше локтя, и когда он поднялся благословить меня, я увидала на его локте темно-красное пятно. И это несмотря на подушки. Сколько же времени о. Алексей, «человек Божий» принимал и утешал людей, находясь в одном положении. Он заметил у меня на глазах слезы. Быстро поправил рукав и наглухо застегнул ворот рубашки. Помолчав немного, чтобы отдышаться, он весело сказал: – Ну, рассказывай про себя. Уткнувшись головой в постель, я молчала. Мне было жаль его до смерти и больно за него, но душа моя была полна восторга перед великой душой великого нашего старца о. Алексея, действительно полагавшего душу свою за люди своя. – Александра, долго я буду тебя ждать? – услыхала я его ласковый голос. И в голосе его что-то дрогнуло. Я знала, что батюшка не любил, чтобы в нем замечали его праведность. Быстро оправившись, я стала рассказывать ему что-то незначительное и веселое, чтобы он отдохнул. Он смеялся и велел еще рассказать. Исполнивши его желание, несмотря на его уговоры остаться, я ушла. Я была последняя, и он мог хоть немного отдохнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

В повседневной жизни мы, православные христиане, не всегда решаемся войти в святой источник, осознавая, насколько холодная в нем вода. Алексей провел в таких температурных условиях треть часа, а Алина — и того больше. При этом у мужчины еще до погружения в ледяную воду была высокая температура, организм был очень ослабленным. Но уже спустя совсем недолгое время он вновь живет обычной жизнью и беседует с нами — что это, если не чудо?.. —Спасибо Господу, что даровал мне силы вытащить ребенка из воды,— подводит герой итог нашему разговору.— У меня только одни мысли в голове были: лишь бы ее не выпустить, лишь бы ее спасти и не потерять. Уже когда помог ей взобраться на лестницу, начал отходить от этого состояния и задумался о себе. Вспомнил своих детей, супругу… Коллектор после произошедшего заварили, но помимо него есть другие, в которые также может упасть любой человек. Вместе с местными жителями Алексей планирует исправить эту ситуацию в поселке. По его словам, подобные инциденты с открытыми люками необходимо предотвращать, не дожидаясь трагедий. Все время, пока мы беседовали, младшие дети обнимали отца, держали за руку. Глава семейства говорит, что детей и так не отпускал от себя, а теперь вообще ни на шаг отпускать не хочется. Семья Мельничук с семьей девочки до происшествия знакомы не были — живут на разных улицах, да и переехали родители Алины в поселок только в прошлом году. Но теперь они поддерживают дружеские взаимоотношения, пережитое их сблизило. К сожалению, в наше время мы довольно часто встречаемся с людским безразличием. Ведь гораздо проще и удобней пройти мимо чужой беды, а современный мир тяготеет к тому, что просто и удобно. Но даже человек, живущий самой обычной жизнью, способен на самом деле на очень многое — на бескорыстность, на жертвенность, на то, чтобы забыть о себе ради спасения ближнего. Особенно если человек живет с Богом, если он стремится быть христианином, то есть в каждый день и час своей жизни поступать так, как заповедал Христос. Не всем дано бывает рискнуть жизнью или отдать жизнь ради другого — это действительно Божий Промысл. Но иногда, чтобы совершить маленький подвиг ради другого человека, нужно потерпеть что-то гораздо меньшее. И такие возможности Господь каждому из нас дает. И человек, который испытывает трепетную, настоящую любовь ко Христу, для которого люди не подразделяются на «чужих» и «своих», непременно ими воспользуется. Ведь это и есть та настоящая любовь к ближнему, о которой говорит нам Евангелие.

http://pravoslavie.ru/112119.html

«Дяденька, вы ранены?»– спросил один из них. Сказал о перебитых ногах. Ребята о чем-то поговорили, и один из них убежал, двое остались, помогли достать фляжку, данную немецким солдатом, дали выпить несколько глотков, вероятно, коньяка, целлофановый пакет, пока полз, потерял. Вскоре прибежал третий мальчишка, принес большую ватрушку с творогом и бутылку молока. Немного поев, продолжал молиться, потом ребята говорили, что молился вслух. Вскоре все смешалось, когда очнулся, мальчишек около меня не было. Пролежал весь день в кустах, сломанные ноги стали болеть даже тогда, когда я не двигался, боль стала пульсирующей, сотрясающей все тело; чтобы унять боль, продолжал молиться. Пришла мысль, что никто не придет ко мне, ребят больше не было. Достал бутылку с молоком, пожевал ватрушку и, в который раз, отключился. Ночью почувствовал, кто-то толкал, что-то спрашивал, увидел высокого старика, двух женщин и одного из мальчишек, нашедших меня. Стали поднимать за плечи и сломанные ноги. Очнулся в избе на кровати, раздетый догола, как меня несли, не знаю. Около кровати стоял старик и женщина – оба осматривали меня. Говорили между собою: «Пулевых и осколочных ранений, вроде бы, нет, крови нигде невидно, а ноги багровы, распухли и словно бревна стали. Надо Анну позвать». Голос старика донес сказанные кому-то слова: «Беги, Марьюшка, к бабке Анне, человек верный, скажешь все как есть, пусть сейчас придет, хоть ночь». Хлопнула дверь, через какое-то время появилась невысокая старушка и стала меня осматривать. «Голова, руки, грудь, живот – ран нет, а с ногами плохо, кости во многих местах перебиты и опухоль до ужаса большая, как бы Антонов огонь не начался? Петр Сергеевич, пойди к дровам и с березовых поленьев мягкой коры надери, много надо будет, а ты, Марфа Павловна, щепок гладких и палок небольших с веревками принеси, воды ведро вскипяти, Марьюшка! Тряпки возьми и самогоном всего оботри, стеснение отбрось, наше дело бабье – за ранеными мужиками ухаживать». Старик принес охапку березовой коры, нагрели воду, принесли прямые щепки, палки, веревки, подошла бабушка Анна и сказала: «Звать-то как? Алексей, говоришь, имя хорошее, доброе. Ежели в Бога веруешь, молись Пресвятой Богородице, читай молитву «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых». Знаешь молитву, аль нет?» Ответил: «Знаю». – «В голос читай, в голос. Больно будет – кричи во все горло, сейчас все от Господа зависит, вся надежда на Него, я только бабка-костоправка, уложу косточки, распаренной корой обложу, щепки и палки веревкой к ногам привяжу и стяну крепко. Знаю, милый, больно, ох, как больно будет, а ты Богу и Пресвятой Богородице молись и мы все за тебя молить Господа будем, помощник у тебя какой великий – Алексей, человек Божий, и он с нами здесь будет. Молись».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

“Дяденька, вы ранены?”– спросил один из них. Сказал о перебитых ногах. Ребята о чем-то поговорили, и один из них убежал, двое остались, помогли достать фляжку, данную немецким солдатом, дали выпить несколько глотков, вероятно, коньяка, целлофановый пакет, пока полз, потерял. Вскоре прибежал третий мальчишка, принес большую ватрушку с творогом и бутылку молока. Немного поев, продолжал молиться, потом ребята говорили, что молился вслух. Вскоре все смешалось, когда очнулся, мальчишек около меня не было. Пролежал весь день в кустах, сломанные ноги стали болеть даже тогда, когда я не двигался, боль стала пульсирующей, сотрясающей все тело; чтобы унять боль, продолжал молиться. Пришла мысль, что никто не придет ко мне, ребят больше не было. Достал бутылку с молоком, пожевал ватрушку и, в который раз, отключился. Ночью почувствовал, кто-то толкал, что-то спрашивал, увидел высокого старика, двух женщин и одного из мальчишек, нашедших меня. Стали поднимать за плечи и сломанные ноги. Очнулся в избе на кровати, раздетый догола, как меня несли, не знаю. Около кровати стоял старик и женщина – оба осматривали меня. Говорили между собою: “Пулевых и осколочных ранений, вроде бы, нет, крови нигде невидно, а ноги багровы, распухли и словно бревна стали. Надо Анну позвать”. Голос старика донес сказанные кому-то слова: “Беги, Марьюшка, к бабке Анне, человек верный, скажешь все как есть, пусть сейчас придет, хоть ночь”. Хлопнула дверь, через какое-то время появилась невысокая старушка и стала меня осматривать. “Голова, руки, грудь, живот – ран нет, а с ногами плохо, кости во многих местах перебиты и опухоль до ужаса большая, как бы Антонов огонь не начался? Петр Сергеевич, пойди к дровам и с березовых поленьев мягкой коры надери, много надо будет, а ты, Марфа Павловна, щепок гладких и палок небольших с веревками принеси, воды ведро вскипяти, Марьюшка! Тряпки возьми и самогоном всего оботри, стеснение отбрось, наше дело бабье – за ранеными мужиками ухаживать”. Старик принес охапку березовой коры, нагрели воду, принесли прямые щепки, палки, веревки, подошла бабушка Анна и сказала: “Звать-то как? Алексей, говоришь, имя хорошее, доброе. Ежели в Бога веруешь, молись Пресвятой Богородице, читай молитву “Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых”. Знаешь молитву, аль нет?” Ответил: “Знаю”. – “В голос читай, в голос. Больно будет – кричи во все горло, сейчас все от Господа зависит, вся надежда на Него, я только бабка-костоправка, уложу косточки, распаренной корой обложу, щепки и палки веревкой к ногам привяжу и стяну крепко. Знаю, милый, больно, ох, как больно будет, а ты Богу и Пресвятой Богородице молись и мы все за тебя молить Господа будем, помощник у тебя какой великий – Алексей, человек Божий, и он с нами здесь будет. Молись”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010