Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  3.7 из  5) Алексей Божий человек (3) I Евфимий был знатный римлянин, полный и благодушный. Жил широко в великолепном доме у подножия Авентина. Любил гулять в своих садах, где кипарисы окаймляли Тибр, беседовать с философами, в жару сидеть под портиком и слушать флейту, запивая ледяной водой шербет. Все делалось вокруг легко и просто: кто-то подавал ему сандалии, застегивал одежду, накрывал на стол. И сами появлялись вина. Тридцать лет правила домом его жена, белая, красивая и добрая, такая же дородная, почтенная, как муж. Сотни рабов прислуживали ей. С ними обращались хорошо. И им завидовали рабы других господ. Каждый день Евфимий выставлял несколько столов для бедных – вдов, странников, детей, убогих. Правда, было это вблизи кухни и далеко от жилых покоев. Иногда он, улыбаясь, важно и приветливо проходил мимо обедающих, и те славили его. В другие дни, когда они слишком шумели, а он хотел читать возвышенное или поэтическое, то удалялся в сад, к Тибру, где у него был выстроен небольшой домик. Здесь шумел вечным, милым шумом Тибр. Евфимий безраздельно отдыхал за чтением – от своей роскошной жизни. Он полагал, что просвещение вещь величайшая. И к его сыну Алексею приходили ежедневно риторы, грамматики, философы. Диакон Петр из церкви св. Пуденцианы, огромный и лохмато-добродушный, обучал его катехизису. Алексей не был красив, как мать, и крупен, как отец. Казался даже слабоват. Не совсем правильная голова, с огромно-выдававшимся затылком. Глаза шире расставлены, чем надо, серые, с тонкими веками, иногда некрасивые, иногда вдруг заливались светом и воодушевлением. А улыбался он застенчиво. К философии и священной вере имел крайнее влечение. Особенно был им доволен высохший, как обезьянка, грек философ Хариакис и диакон Петр. – Не утомляй себя, – говорил отец. – Жизнь длинна. Посмотри на меня. Мне пятьдесят, а я молод, потому что никогда не признавал излишеств. Во всем мера. В этом мудрость и залог здоровья, силы, счастья. Алексей слушал почтительно. Не возражал и занимался своим делом с твердостью, восхищавшей Хариакиса.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Памяти великого летчика-космонавта Сегодня ушел из жизни летчик-космонавт Алексей Леонов — первый человек, который вышел в открытый космос. Алексей Архипович рассказывал о своей жизни в книге «Время первых. Судьба моя — я сам», которая вышла в 2017 году в издательстве АСТ. О вере Меня назвали Алексеем Архиповичем в честь отца – Архипа, деда – Алексея и Святого Алексея. Ведь когда я родился в 1934 году, был праздник Алексея – божьего человека. Тогда церковные праздники давно не отмечали, все уже были безбожниками. В сельской церкви устроили клуб и танцы. Но мама сказала: «Алексейбожий человек, и это имя сыну больше всего подойдет. Сердцем чувствую». Помню, находясь на обрезе шлюза «Восхода-2» в разбухшем скафандре, подумал – Господи, помоги мне войти обратно! А ведь я атеист, и не робкого десятка вроде! Это заложено в нас где-то внутри. Хочется пристального внимания к тому, что ты делаешь. И если это дело правое, и Кто-то видит, что ты не смалодушничал, честно трудишься – можно тебе и чуть-чуть помочь. Прожив долгую жизнь, я пришел к выводу: человек может верить. Если вера помогает ему жить и приносить пользу – окружающим, своей стране. Я периодически (каждый год на день шахтера) бываю в Кемерово, на своей родине, и по возможности посещаю Мариинск – сейчас на месте бывшего Сиблага построен мемориал памяти жертв политических репрессий. В Мариинских тюрьмах до революции побывали и Ленин и Сталин, а в 30-х годах сидел мой отец. До 1917 года эти тюрьмы выполняли функции так называемого полуэтапа, и там не было расстреляно ни одного человека, а за 1918–1953 годы, согласно документам, расстреляли двести тысяч. Страшное место!  И там была поставлена памятная часовня. Вот в этой часовне я прочел строки стихотворения современного поэта-иеромонаха Романа, которые заставляют задуматься. Без Бога нация – толпа, Объединенная пороком, Или слепа, или глупа, Иль, что еще страшней, жестока. И пусть на трон взойдет любой, Глаголющий высоким слогом, Толпа останется толпой, Пока не обратится к Богу. О милосердии

http://pravmir.ru/aleksej-leonov-o-kosmo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Алексей 5 мин., 29.03.2017 Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины» . Значение имени Алексей: Алексий — имя греческого происхождения, переводится как «защищать», «отражать», «предотвращать» Именины, день Ангела у Алексеев: 30 марта  — день памяти преподобного Алексия, человека Божьего Святые с именем Алексей Преподобный Алексий, человек Божий (конец IV — начало V вв.) Преподобный Алексий родился в Риме в знатной благочестивой христианской семье. С шести лет будущий святой начал изучение светских наук. При этом особое его внимание привлекало Священное Писание. Такой интерес к Слову Божьему решающим образом отразился на его последующей судьбе. С юношеского возраста Алексий начал вести строгую христианскую жизнь: исправно постился, раздавал милостыню, под дорогостоящей одеж­дой носил грубую ткань. Когда он достиг совершеннолетия, родители решили женить его. Святой же уже тогда мечтал сохранить свое девство в подражание Христу. Однако, не смея противоречить желанию родителей, Алексий согласился на брак. После того как завершились свадебные торжества, святой, находясь наедине со своей женой, передал ей обручальное кольцо со словами: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь». Той же ночью он тайно покинул город и на кораб­ле отправился в Эдессу (город на территории современной Турции). Здесь он раздал все свои деньги нуждающимся и сам начал нищенствовать около церкви. Хлеб и вода составляли его каждодневный рацион, а все деньги, которые ему жертвовали, он раздавал городским беднякам. Тем временем родители всюду разыскивали своего пропавшего сына. Их слуги побывали и в Эдессе, где видели Алексия на паперти у храма, но не признали и ни с чем вернулись к господину. Мать и жена святого долго еще оплакивали пропавшего. 17 лет преподобный прожил в городе. Однажды случилось необыкновенное. Пономарю, служившему в той церкви, у которой нищенствовал преподобный Алексий, был голос от Пресвятой Богородицы: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает на нем».

http://foma.ru/imya-aleksiy.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Алексей Артемьев – человек Божий 31.12.2022 668 Источник: блог автора Мое слушающее и вслушивающееся поколение не может представить этот мир без музыки Артемьева. Я и сам не знаю более впечатляющего самооткровения радостопечальной истории нашей эпохи. Как если бы само таинственное, необъяснимое, невыговариваемое время, время, не забывающее о вечности, заговорило музыкой Артемьева. С первой ноты именно она стала звучащей первоосновой мира. Древние, спорящие о воде и огне, обожествляющие числа и одушевляющие стихии, не слышали Артемьева. Тем, кто внутри своей жизни трагически переживал изгнание Божественного, откровение Артемьева было оставлено в качестве утешения. Небесные силы передали хрупкий и сильный огонь абсолютного хрупкому и сильному человеку, не боящемуся сотрудничать в своей литургии не только с Бахом, но и с Кинг Кримсон, созидающему музыку как Шехину - последний приют Абсолюта. Музыку Артемьева отличает безошибочно узнаваемая, самоочевидная интонация подлинного. Она стала живым самосвидетельством открытого бесконечного космоса. Интонация – то, что сразу выделяет из общего ряда Достоевского и Рильке, Ван Гога и Петра Фоменко, Джона Колтрейна и Бориса Рыжего. Эта интонация, «выпуклая радость узнаванья», характерная для большого художника, призванного в этот самый странный из всех возможных миров, чтобы скрепить, сохранить и пасти космос, была и у Эдуарда Артемьева. Но рядом с интонацией художника всегда звучала еще одна тайная интонация. В голосе Артемьева, в его неторопливых суждениях, в его просветленной простоте с какого-то момента я услышал что-то до боли знакомое, родное. Тайное – я долго не мог вспомнить, где еще звучал голос вечно удивляющихся ангелов, Адама, не вкусившего горького плода неблагословленного познания. Где еще абсолютное так просто сияет, не замечая собственного сияния? Ответ, как это часто бывает, пришел неожиданно. Я вспомнил интонацию. Это была интонация покойного схиархимандрита Гавриила (Стародуба), старца и подвижника святой жизни.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/31/alekse...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  3.7 из  5) Комментарии Церковь ( 1 ) Литературно-художественный альманах современных писателей «Поток». М.: Типолитографическое товарищество Вл. Чичерина, 1913. Печ. по этому изд. Люди Божии ( 2 ) Рассказы этого цикла впервые опубликованы: «Домашний лар» – в альм. «Стремнины». М., 1916. Кн. 1; «Республиканец Кимка» – в сб.: Зайцев Б. Путники. Рассказы 1916–1918 гг. Кн. 7. М.: Тво «Книгоиздательство писателей в Москве», 1919; «Сережа» – в журнале литературы и искусства «Москва». М.: Творчество, Печ. по сб.: Зайцев Б. Река времен. Нью-Йорк: Русская книга, 1968. Алексей Божий человек ( 3 ) Ежемесячный общественно-политический и литературный журнал «Современные записки». Париж, 1925. Кн. 26. Печ. по изд.: Зайцев Б. Странное путешествие. Париж: Возрождение, 1927. «Один из лучших зарубежных рассказов Зайцева, – сказал об „Алексее Божием человеке“ Глеб Струве и далее пояснил: –…Своим „приходом“ к религии и к Церкви он (Зайцев. – Ред.) из всех крупных русских писателей своего времени всех ближе разделил общую пореволюционную судьбу когда-то религиозно-равнодушной интеллигенции, явился выразителем характерных для нес новых настроений… И показательно, что, в отличие от Бунина, эмигрантских вещей Зайцева в СССР не издавали. Сам Зайцев оказался стоек в своем антибольшевизме и не поддался никаким соблазнам советского псевдопатриотизма, перед которым не устояли многие другие» (Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж: YMCA-Press; М.: Русский путь, 1996. С. 80). А вот мнение о рассказе протоиерея В. В. Зсньковского: «Поистине тайна церковности не окончательно утратилась для искусства слова, если возможны такие вещи» ( Зеньковский В. В. Религиозные темы в творчестве Б. К. Зайцева. К пятидесятилетию литературной деятельности//Вестник РСХД. Париж, 1952. С. 23). Алексей (Алексий) Божий человек – святой, сын знатного римлянина, прославившийся добродетелями и самоуничижительным смирением (ум. 411). Его память церковь отмечает 17 (30) марта. История жизни Алексия послужила сюжетом для многих духовных стихов и поэм. Древнейшее описание его жития с греческого списка вошло в славянскую редакцию – в Макарьсвские Четьи-Минеи.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

     «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9: 23), и «без Него [Бога] ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1: 3), – говорит наш Спаситель Иисус Христос. Верить ли в жизнь после смерти, верить ли в творческую силу вечного Бога, верить ли, что Бог жив и действует в мире и по сей день, верить ли, что Он управлял и управляет миром, – вот вопросы, в ответах на которые современный человек сомневается. Трудно говорить сегодня великие слова о монахах и монашестве в целом, поскольку многим монахи всё еще кажутся людьми, находящимися на периферии общества, отсталыми или неграмотными, которые не нашли своей цели в жизни или, возможно, пережили некое разочарование. Но для того, кто верит и имеет в себе хотя бы небольшую частичку сияния образа Божия, для тех, кто не исказил в себе образ Божий, мы решительно утверждаем – в духе со всеми теми, кто был пронизан лучом Пресвятого Духа, – что без монахов и монашества пропал бы мир, «пропало бы христианство в мирянах» . Такие императоры, как Феодосий, Юстиниан , Алексей Комнин, издавали законы, защищающие монашество. «Монашеская жизнь как созерцание, которому в ней предаются, есть священная вещь», полезная всем гражданам, «из-за чистоты их и заступничеств», молитв, совершенных монахами для всеобщего блага, – говорил Юстиниан в 133-й новелле. Алексей Комнин (1081–1118) писал: «Не думаю, что я когда-либо исполнял волю Божию, и поэтому убежден, что всё то, что Бог дал мне в этой жизни, было дано мне по благочестивым молитвам моих святых монахов и моему доверию к ним» . Такое же высокое осознание монашеской жизни мы находим и у славного господаря Стефана Великого, который называл монахов «молитвенники мои», а Путну считал своим «любимым монастырем» . Монашество, основанное и прочно стоящее на учении Христа Спасителя и святых отцов, а также на 2000-летнем опыте своего существования, доказало, что этот образ жизни является «искусством из искусств», «наукой из наук», точно так же, как истинно христианская жизнь есть «духовное искусство» .

http://pravoslavie.ru/79401.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Алексийчеловек Божий Рассказ-быль 05.01.2021 2116 Время на чтение 10 минут Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его. ( Еккл.11,1) Сделал добро - забудь, сделали тебе - расскажи всем. Народная мудрость Вот уж, действительно, неисповедимы пути Господни! Лет десять назад навалились на меня неразрешимые, как мне тогда казалось, жизненные проблемы. Не знаю и не помню, как это случилось, но ноги сами привели меня в храм " Всех скорбящих радость " , что на Большой Ордынке. Случайность? Но говорят, что случайностей не бывает. Огромный храм с чудотворной иконой Божьей Матери, множество икон с горящими перед ними лампадками, громадные подсвечники, чудом спасённые из приговорённого к взрыву храма Христа Спасителя, невыразимый дух чего-то вечного, неземного. В этом храме, говорят, любила бывать Анна Ахматова... Увидев мою растерянность, ко мне подошла пожилая женщина, служительница храма и участливо поинтересовалась, что меня привело сюда и чем она может мне помочь. Я ей в общих чертах всё, тяготившее меня, рассказала. Тогда она меня взяла за руку, повела вперёд, ближе к главной алтарной части, и указала на незнакомую мне доселе икону. - Это - Алексий, человек Божий, он помогает с верой к нему обращающихся. Святой Алексей был изображён не в канонической церковной, но в живописной манере, с глазами, словно устремлёнными в вечность, пишущим хартию, в которой он сам изложил историю своей жизни и просит прощения у родителей и у каждодневно и безутешно оплакивающей его невесты. (Житие Алексея, почувствовав внутреннюю тягу к этому святому, я прочитала позже). Поставив свечку святому, я вышла из храма и направилась в сторону находящейся рядом станции метро " Третьяковская " . Около церковной ограды увидела нескольких бомжей. Моё внимание привлёк один уже не молодой человек с болезненным страдальческим лицом: он стоял на коленях на куске обледеневшего картона словно бы кого-то ждал. Шапка, приготовленная для сбора милостыни, была обильно запорошена снегом. И я, увидев это, невольно приостановилась…

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/05/...

" ЖИВИТЕ С МИРОМ! " Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в канун Святой Пасхи ответил на вопросы " Собеседника " . ( " Собеседник " от 14 апреля 2001 года) ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ НОВОСТИ ИЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ИСТОЧНИКОВ " ЖИВИТЕ С МИРОМ! " Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II еженедельнику " Собеседник " . ( " Собеседник " от 14 апреля 2001 года) 14.04.2001 Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в канун Святой Пасхи ответил на вопросы " Собеседника " . " Я прятал куклы от младшей сестренки... " — Ваше Святейшество, в этом году исполняется 40 лет вашей архиерейской хиротонии. Что значили для вас эти годы служения Богу и Церкви, что прежде всего вспоминается сейчас? — Одному Богу известно, сколько каждому из оставшихся в советской России, а не уехавших за рубеж священнослужителей пришлось пережить!.. Архиерейская хиротония — это посвящение в довольно высокую степень священства, во епископа. Я же в Церкви, можно сказать, с малых лет. Сколько помню себя, служу Богу. — Как известно, в миру вы — Алексей Михайлович Ридигер. Само имя Алексей означает " человек Божий " . Выходит, ваши родители с колыбели готовили вас к священной миссии? — В шесть лет я разливал крещенскую воду в храме — это стало первым моим послушанием — и твердо знал: буду священником и никем иным! Разумеется, к столь бескомпромиссному выбору подвели меня мои бесценные родители. Отец, Михаил Александрович, уроженец Санкт-Петербурга, происходил из древнего рода Ридигеров. Наш род дал России знаменитых военачальников и юристов, в том числе и героя Отечественной войны 1812 года генерал-адъютанта графа Федора Ридигера, военного министра царского правительства в 1905—1909 годах Александра Ридигера, о мужестве которого во времена русско-турецкой войны 1877—1878 годов ходили легенды. Папа должен был продолжить семейную традицию и для начала поступил в Императорское училище правоведения — одно из самых привилегированных учебных заведений в те времена. Но грянула революция 1917 года, за ней — октябрьский переворот. Спасение отец нашел в эмиграции. Поселился в Эстонии, где через несколько лет сочетался законным браком с моей будущей мамой — Еленой Иосифовной Писаревой, уроженкой Ревеля, ныне Таллина. Я был единственным сыном у родителей. Нас связывали крепкая любовь и особый дух православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и сама семья воистину становится домашней Церковью. К десяти годам выучил наизусть литургию.

http://zavet.ru/news/news-p010415.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Его обзоры были ярки, точны, интересны Памяти политолога Алексея Николаевича Мусакова 17.09.2022 1120 Время на чтение 4 минуты Фото: musakov.ru Кто же мог подумать, что политологический час, прозвучавший 30 августа текущего года из студии «Православного радио Санкт-Петербурга» известного политолога Алексея Николаевича Мусакова, будет последним, и уже 16 сентября его отпоют в храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ, и телом новопреставленный раб Божий Алексий упокоится на Громовском кладбище города? Сердце бессменного политического обозревателя радио с первого дня вещания остановилось 13 сентября. По своему первому образованию Алексей Николаевич, скончавшийся на 63-м году жизни, был медиком и в данной профессии трудился добросовестно, добившись хорошего результата, став патологоанатомом и заведующим отделением больницы. Перестроечные веяния и кардинальные изменения в политической жизни России направили взоры и устремления успешного медика попробовать себя на общественно-политической стезе. Аналитический ум, широкая эрудиция, общительность и напористый характер позволили также на новом поприще делать успешные шаги. Достаточно сказать, что с 1990 по 1993 годы Алексей Николаевич являлся депутатом первого демократического Санкт-Петербургского парламента – Ленсовета-Петросовета, с 1989 по 1994 года он – сотрудник первой в СССР политологической московской корпорации Фонд ЭТЦ («Экспериментальный творческий центр»). В 2003 году Мусаков удостаивается почетного звания «Человек года в России» в номинации «Политолог года» с занесением его имени в «Книгу почета и чести России». Он никогда не афишировал и не кичился своими успехами и званиями, поэтому наши радиослушатели и не предполагали, что политические обзоры им делает доктор политических наук, профессор, эксперт Евразийского агентства по науке и образованию, руководитель Санкт-Петербургского центра Регионального развития, сопредседатель общественной организации «Православный Санкт-Петербург», под эгидой которого и работает все годы радио.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/17/eg...

О. Ю. Тарасов Указатель имен Краткие биографические сведения даются выборочно. Имена иконописцев выделены курсивом. А Аввакум Петрович (1620/1621–1682), протопоп, один из главных учителей старообрядчества. писатель 89, 105, 134, 148, 466, 468 Авгарь, по прозвищу Уккама (ок. 13–50), властитель Осроенского царства в Эдессе 54 Аверинцев С.С. 44, 51, 86, 108, 128, 349, 384, 433, 447, 449, 459 Авив (ум. 322), св. мученик 74, 169 Авраамий (Болгарский, ум. 1229), св. мученик 311, 379 Авраамий Галицкий (Чухломской) (ум. 1375), ученик Сергия Радонежского, святой 63, 67, 68 Агафья, святая 407 Адарюков В.Я. 80, 459 Адриан Пошехонский (ум. 1550). иконописец, святой 65, 130, 133 Адрианова-Перетц В.П. 458 Акепсим, святой 350, 355 Акимов-Сорокин Игнатий (конец XIX в.), основатель деревенской литографии во Владимирской области 429 Александр Павлович (1777–1825), император (с 1801) 107, 235, 421 Александр II Николаевич (1818–1881 император (с 1855) 235, 244, 273, 312, 350, 367, 368, 369 Александр III Александрович (1845–1894), император (с 1881) 25, 44, 184. 188, 236, 238, 244, 248, 251. 270, 271, 312, 318, 368, 386 Александр Невский (1220–1263), великий князь Владимирский, святой 240, 271, 287, 311, 312, 318, 357, 361, 379, 386 Александр Свирский (ум. 1641), святой 79, 240 Алексеев Александр (упом. в начале XV11 в.), иконописец 160 Алексей Михайлович (1 629–1676), царь (с 1645) 21. 34, 39, 77, 81, 86, 96, 100, 101, 103, 108, 109, 139, 148, 204, 206, 214, 221, 222, 241, 243, 244, 247, 249, 252, 270, 304, 305, 312, 338, 357, 360, 365, 367, 374, 384, 386, 395 Алексей, царевич (1654–1670), сын царя Алексея Михайловича 367 Алексий (ум. 1267). митрополит Московский, святой 24, 99, 188, 244 Алексий, человек Божий (ум. 411), святой 52 Алимпий (или Алипий) (ум. ок. 1114), первый известный по имени русский иконописец. инок Киево-Печерского монастыря, святой 130, 138, 139 Алоизий, святой 240 Альциат А. 347, 348, 356 Ананьева Т.А. 458 Анастасия, святая 305 Анатолий (Мартыновский , 1793–1872), архиепископ Бессарабский, духовный писатель

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010