Разделы портала «Азбука веры» Иерей Александр Асонов, Дмитрий Галахов " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" За последние годы несколько пасторов перешли из лютеранства в православие. О том, почему лютеранские священники меняют религиозную ориентацию, рассказывают бывшие пасторы настоятель храма Всех святых в Гатчине иерей Александр Асонов и прихожанин того же храма Дмитрий Галахов. Почему лютеранство? Отец Александр: Наверное, мой изначальный выбор сформировали родители, которые чаще всего действуют из добрых побуждений хотят, как лучше. Я был крещен в православии еще в детстве, но моя мать стала посещать баптистскую церковь. Баптизм одно из направлений протестантизма, и когда уже в постсоветский период эта ветвь христианства, так же как и прочие конфессии, стала оживать, многие примкнули к нему. Естественно, я периодически ходил с мамой на баптистские собрания. Потом я стал посещать мессы в лютеранском соборе святого Архангела Михаила. Многое меня заинтересовало, и, прослушав курс подготовительных занятий, я был конфирмирован, затем поступил в Теологический институт Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии, после учебы был рукоположен во диакона и затем во пресвитера. Дмитрий: В 1990х в России стали открываться различные религиозные организации. Когда мне уже было лет восемь-девять, я стал посещать воскресную школу пятидесятнической общины, там постепенно вырос в проповедника, окончил в Пскове колледж и готовился к рукоположению. Но с некоторыми вещами в пятидесятничестве я категорически не мог согласиться. Например, у пятидесятников бытует мнение, что сила, которую верующий получает в результате «Крещения Святым Духом», внешним образом проявляется говорением на иных языках. Из всех «говорящих», кого я знал, у большинства был не дар, а болтовня, у какого-то процента бесовщина и, может быть, у одного из нескольких тысяч действительно сверхъестественный дар. К моменту выхода из пятидесятнической общины у меня сформировалась точка зрения, согласно которой Церковь, будучи явлением древним, не может жить без Предания (или святоотеческого наследия), в частности, решений VII Вселенских Соборов, не может не крестить детей, и Евхаристия не может восприниматься как символ. Уже в Лютеранской Церкви ко мне пришло понимание важности апостольской преемственности. Православие по этим критериям вполне подходило, но у меня не было ни православного воспитания, ни культурного фона. Да, красиво. Поют хорошо. Иногда я на Рождество и Пасху в храме службу отстаивал, потом говорил: «Господи! Какие они герои! Столько стоять!» И католицизм подходил, но в Выборге католиков не было. А лютеранский приход церковь святых Петра и Павла есть, и когда я впервые оказался там, то встретил очень теплый прием. Почему не лютеранство?

http://azbyka.ru/way/iz-ljuteranstva-v-p...

6 ноября 1904 года академическая корпорация торжественно праздновала двадцатипятилетие преподавательской деятельности ординарного профессора по кафедре священного Писания Ветхого Завета Павла Александровича Юнгерова. Павел Александрович, сын священника Самарской епархии, среднее образование получил в своей родной семинарии, высшее – в Казанской Духовной Академии, курс которой окончил в 1879 году по богословскому отделению со степенью кандидата богословия и с правом при соискании степени магистра не держать новых устных испытаний. В этом же году началась и преподавательская деятельность Павла Александровича. Уже 21 октября он защитил диссертацию pro venia legendi под заглавием «История и значение пророческого служения в иудейском народе», а 24 и 31 октября прочел две пробных лекции: «Объяснение VII гл. 8 ст. XII гл. 30 ст. книги Исход» и «Повествование о творении мира и человека в 1, II и V гл. кн. Бытия в отношении к вопросу о происхождении и писателе книги», после чего и допущен был советом Академии к чтению лекций по Священному Писанию Ветхого Завета в качестве приват-доцента. Павел Александрович занял кафедру при исключительно трудных обстоятельствах. Ему даже не удалось выслушать на студенческой скамье полного курса своей науки и приготовиться к кафедре под систематическим руководством своего предшественника, как это по большей части бывает с другими молодыми преподавателями. Но богословское отделение Академии, избирая кандидата Юнгерова, очевидно, знало, кого оно выбирает. Молодой преподаватель, несмотря на свои усиленные занятия составлением лекций, уже в июне 1880 г. успел представить в Совет Академии магистерскую диссертацию под заглавием «Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни», и этой книгой открыл целую серию научных трудов, которыми он почти каждый год с этих пор стал дарить русскую литературу. Так в 1884 году он печатает в «Чтениях общества любителей духовного просвещения» статью «Библейский характер видений пророка Иезекииля» и там же (за 1885–86 годы) ряд статей под заглавием «Книга пророка Аввакума» (вышла отдельным изданием в 1887 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

VII. Достопамятные посещения обители Посещение монастыря Его Величеством Благочестивейшим Государем Императором Александром Николаевичем с августейшим семейством 110 В 1858 году, около половины июня, подучено было на Валааме известие, что Государь Император Александр Николаевич, на возвратном пути из своей поездки в северные губернии, соизволит посетить обитель с Августейшим своим семейством. Для приема высоких путешественников приготовлены были комнаты, в число которых вошли и так называемые „царския кельи”. Их Величества Император Александр Николаевич и Государыня Императрица Мария Александровна, с Их Августейшим Семейством на соборном молебствии в храме пред Св. мощами Преп. Германа и Сергия 28 июня, около шести часов утра, замечены были с монастырской колокольни, по направлению к г. Олонцу, два парохода „Александрия и Стрельна” шедшие к Валааму. Близ Св. острова Августейшие путешественники были приветствованы колокольным звоном. Постояв там некоторое время, пароходы направились к Никольскому острову, где также их встретили звоном, раздавшимся с колокольни церкви св. Николая; когда же пароход с императорским штандартом въехал в Монастырский пролив, то заблаговестил колокол и на монастырской колокольне. Медленно подвигались пароходы по проливу, левый, отвесный берег которого был унизан густою толпою народа до 6000 человек. Между тем на пристани ожидали прибытия Их Императорских Величеств: Финляндский генерал-губернатор граф Ф. Ф. Берг, с гражданскими губернаторами: Выборгским генерал-майором Индрениусом и Нюландским статским советником Антелем, благочинный монастырей С.-Петербургской епархии о. архимандрит Игнатий, казначей обители о. Виктор и другие из монастырской братии. По обеим сторонам пристани, в некотором отдалении, стояли толпы народа. Когда пароход с Императорскою Фамилиею, в восемь часов утра, подошёл к пристани, то с берега раздалось громкое ура! По трапу, постланному зелёным сукном, первым сошёл на берег Государь Император, за Ним следовала Государыня Императрица Мария Александровна с Августейшими детьми своими: Государем Великим Князем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем и Великими Князьями: Александром, Владимиром и Алексием Александровичами, Её Императорское Высочество Великая Княгиня Ольга Николаевна с супругом своим Наследным Принцем Виртембергским и наконец особы свиты Их Императорских Величеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митр. Ярославский и Ростовский Родился 27·IX·1854– в Тульской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тульской Духовной Семинарии. В 1881 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и 15.VIII назначен учителем Раненбургского Духовного училища, а с 7.XII помощником смотрителя Скопинского Духовного училища. Потеряв после II-мecячhoй супружеской жизни разом жену и сына, он 7.III.1895 года пострижен в монашество и I0.III рукоположен в иеромонаха. 4.ΧII.1886 назначен инспектором Томской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. 28.II.1888 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской Семинарии. 10.IX.1889 хиротонисан во епископа Киренского, II-ro вик. Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутске в Вознесенском соборе архиепископом Вениамином Иркутским и Нерчинским и епископом Макарием Селевгинским. С 17.VII.1893 – епископ Тобольский и Сибирский. С 4.Х.1897 – епископ Рижский и Митавский. 6.V.1904 возведен в сан архиепископа. С 13.VIII.1910 – архп. Литовский и Виленский и священно-архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. 6.V.1912 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 21.ΧII.1913 архиепископ Ярославский. В апреле 1917 года возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Как один из видных и стойких иерархов, он был избран в постоянные члены Священного Синода при Патриархе. 3 мая 1922 года Свят. Патриарх Тихон, ввиду невозможности самому управлять Русской Церковью , передал ему патриаршее пра­во и патриаршие обязанности. В том же году в конце мая митр. Агафангел лишается физической возможности управлять и Русской Церковью и своей епархией. В завещании от 25 декабря ст.ст. 1924 г. Патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом в Патриаршие Местоблюстители. 5/18 апреля 1926 года митр. Агафангел, возвращаясь в епархию, обратился к духовенству и мирянам с особым посланием, в котором извещал их о своем вступлении в управление Русской Церковью . О том же самом он уведомил 13/26 апреля и митр. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александр Аннинский История Армянской Церкви (до XIX века) Определением Святейшего Синода, от 29/30 апреля 1898 г., сочинение это в рукописи удостоено почетного отзыва, после того автором исправлено и дополнено. Содержание Предисловие Период предварительный I. Армяне пред принятием христианства Первый период II. Обращение армян в христианство и устроение армянской церкви III. Армянская церковь при первых преемниках св. Григория IV. Архиепископ Нерсес I. Усиление власти главного армянского епископа в ущерб царской и проявление стремлений к церковной независимости V. Прекращение обычая ходить в Кесарию за посвящением в арм. патриархи и положении арм. церкви в первое время после этого VII. Армянская церковь в смутную пору второй половины V века VIII. Общий взгляд на состояние внутренней жизни армянской церкви в первый период Второй период IX. Отделение армянской церкви от вселенской X. Первое столетие после отделения армянской церкви. Разделение в Армении по поводу собора 527 г. и усилия армянских католикосов привлечь к этому собору несогласных XI. Католикос грузинский Кирон и отделение грузин от общения с армянами XII. Стеснение православной партии в Армении после смерти имп. Маврикия и усиление ее после побед Ираклия над персами. Первое соединение армянской церкви с греческой XIII. Армяне по вине императоров отступают от унии. Вторичное принятие ими халкидонского собора XIV. Армянская церковь после Нерсеса III до кат. Иоанна Отцнийского XV. Католикос Иоанн IV Отцнийский XVII. Общий очерк внутренней организации армянской церкви Третий период XVIII. Армянская церковь после восстановления Армянского царства. Патриаршествование кат. Захарии. Новая попытка к примирению церквей XIX. Преемники кат. Захарии: Георгий II, Маштоц, Иоанн Историк, Стефан II, Феодор I XX. Католикос Анания Моккский XXI. Католикосы Ваган, Стефан III и Хачик I XXII. Католикосы Саркис, Петр и Хачик II Четвертый период XXIII. Армяне приходят в ближайшее соприкосновение с западными христианами XXIV. Григорий III и Нерсес Благодатный XXV.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Александр Ткаченко , психолог. Вечно молодой, вечно пьяный? или Как не спиться в ожидании старости . Фото Игоря Мухина и Mr. Insulation//Фома. – - – сентябрь 2014. - С.26-29. - (рубрика « Тема номера. Старость ждёт »). Нужно ли готовиться к старости ? [Пять мнений]. Подготовила Дарья Баринова //Фома. - – сентябрь 2014. – С. 30-31. - (рубрика « Тема номера. Старость ждёт »). На вопрос отвечают: Юлия Бредун , пресс-секретарь фонда «Старость в радость». Девиз от бабушки . – С.30; Константин Мацан , главный редактор портала «Views & Values» (vvpost.com). Старость начинается сейчас. – С.30-31; Матвей Масальцев , главный редактор электронного журнала о благотворительности «Филантроп». Инвестиция в любовь . – С.31; Алексей Токарев , писатель, блогер. Стать Человеком сегодня . – С.31; Антон Макарский , актер. Старики мечты. – С.31. Антоний , митрополит Сурожский . Научитесь быть. Духовные вопросы пожилого возраста. Текст печатается по книге: Митрополит Сурожский Антоний. Научитесь быть. – М.: Духовный щит, 2013. Фотоработы Mr. Insulation//Фома. - – сентябрь 2014. – С.32-37. – (рубрика « Тема номера. Старость ждёт »). ВЕРА (раздел). – С.38-53. Дмитрий Володихин , доктор исторических наук. Как святые меняли историю . [По результатам круглого стола, проведенного в августе 2014 в Арзамасе фондом «Фома Центр»]. Ил.: Крещение Руси. В. М. Васнецов. 1890. Репродукция предоставлена издательством «Белый город»; Святая равноапостольная княгиня Ольга; Княгиня Ольга посещает Константина VII Богрянородного. Книжная миниатюра. Византия, XII в.; Святой равноапостольный князь Владимир; Крещение великого князя Владимира. А. И. Иванов. 1829; Труды преподобного Сергия. М. В. Нестеров. Центральная часть триптиха. 1896; Преподобный Сергий Радонежский; Святитель Филипп; Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Я. П. Турлыгин (1857-1909); Алексей Михайлович и патриарх Никон перед гробницей святителя Филиппа. А. Д. Литовченко (1835-1890); Преподобный Серафим Саровский; Император Александр I у преподобного Серафима Саровского (с картины нач. ХХ в.). При реализации проекта использованы средства государственной поддержки (грант) в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 - – сентябрь 2014. – С.38-45. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-137-...

Архив Пн Председатель Отдела внешних церковных связей принял участие в открытии VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий 14 сентября 2022 г. 17:43 14 сентября 2022 года в столице Казахстана Нур-Султане состоялось открытие Съезда лидеров мировых и традиционных религий, который проводится казахстанскими властями уже в седьмой раз. В форуме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участвует делегация Русской Православной Церкви в составе: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний (глава делегации), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей архимандрит Филарет (Булеков) , секретарь Отдела внешних церковных связей по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов . Также в числе участников мероприятия — Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил , глава Казахстанского митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , митрополит Ахалцихский, Тао-Кларджетский и Лазский Феодор ( Грузинская Православная Церковь ), епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий , секретарь Бакинской епархии архимандрит Алексий (Никоноров), благочинный Астанайского городского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев), руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов, ключарь Успенского кафедрального собора казахстанской столицы протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Константино-Еленинского собора казахстанской столицы протоиерей Сергий Калиев, руководитель административного секретариата главы Казахстанского митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), председатель Наблюдательного совета Исследовательского института «Диалог цивилизаций» В.И. Якунин, президент Межпарламентской ассамблеи Православия, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям С.А. Гаврилов.

http://patriarchia.ru/db/text/5959346.ht...

Бычков В. В. Содержание Введение Часть первая. Христианские апологеты. II-III века Глава I. Основные тенденции развития позднеантичной культуры и эстетики 1. Перекресток культурных традиций 2. Попытка эллинистического синтеза Глава II. Культурология ранней патристики 1. Критика античной культуры Религия Этика Науки. Философия 2. Философско-богословская концепция ранней патристики Глава III. Религиозно-этическая доминанта художественной культуры 1. Концепция человека 2. Эстетика отрицания Изобразительные искусства Словесные искусства Зрелища 3. Предпосылки новой теории искусства Глава IV. Новая эстетическая проблематика 1. Творение как творчество 2. Прекрасное 3. Образ Глава V. Эстетическое в первой системе христианского вероучения 1. Неформализуемый гносис 2. Эстетика космического бытия Часть вторая. Эстетика блаженного Августина вводные замечания Вводные замечания Глава I. Жизнь как зеркало истории Глава II. Два града Глава III. Не ratio единым Глава IV. Порядок Глава V. Ритм Глава VI. Красота и прекрасное Глава VII. Творчество Глава VIII. Искусство Глава IX. Знак Глава X. Восприятие эстетического Заключение Список сокращений Указатель произведений отцов церкви Августин Аристид Арнобий Афинагор Гермий Философ Дионисий Александрийский Ерм Ипполит Римский Ириней Лионский Киприан Климент Александрийский Лактанций Минуций Феликс Ориген Татиан Сириец Тертуллиан Феофил Антиохийский Иустин Философ Псевдо-Иустин Zusammenfassung Summary RÉSUMÉ     Введение AESTHETICA PATRUM, эстетика Отцов Церкви – кому-то это словосочетание может показаться неожиданным, а кому-то даже и модернизаторским... Публика, интересующаяся духовной культурой, важной составной частью которой и является эстетика, хорошо знает, что существует античная эстетика, средневековая эстетика (западноевропейская, византийская, русская и т. п.), эстетика Возрождения и, само собой разумеется, разнообразные эстетические учения Нового и Новейшего времени по наш век включительно. Изучению этих этапов истории эстетики посвящены многочисленные научные труды 1 . Однако среди них и по сей день нет специального исследования по эстетике Отцов Церкви, хотя вскользь иногда и упоминается об эстетических суждениях отдельных представителей патристики. Как правило, с них начинается разговор о средневековой европейской эстетике 2 . Больше всего в этом плане повезло Блаженному Августину . Его эстетическим взглядам посвящен ряд специальных работ, на которых мы остановимся подробнее во второй части книги. Что касается других Отцов Церкви, историки эстетики упоминают лишь имена «великих каппадокийцев» ( Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского ), безымянного автора «Ареопагитик» да иногда еще Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/es...

В настоящем году исполнилась четырехсотлетняя годовщина со времени казни Савонаролы, знаменитого флорентийского проповедника. Несмотря на то, что прошли уже целые столетия с этого печального события, до сих пор едва ли еще найдется в истории столь загадочная личность, о которой были бы столь до противоположности различные мнения. Недаром папа Пий VII сказал, что на небе «он желал бы найти разъяснение трех великих тайн – непорочного зачатия, закрытия ордена иезуитов и смерти Савонаролы». Борьба мнений происходила вокруг Савонаролы в течение всей его жизни, и она никогда не прекращалась и после его смерти. Его считали святым, схизматиком, еретиком, невежественным вандалом, христианским художником, пророком, шарлатаном, поборником римской церкви, провозвестником освобожденной Италии, и никто еще не мог решить, кто же такой в действительности был Савонарола. Савонарола был сожжен, говорит Петавий, 1 «за упорные и коварные речи»; Поджио 2 написал трактат против «безумцев», которые отрицали, что этот доминиканец осужден ritè et justè; Полито Катерини утверждает, что он заслужил смерть; Растрелли 3 нападал на него почти с фанатической яростью: Брюше, 4 стараясь обелить личность папы Александра VI, утверждает, что Савонарола был наказан справедливо. Протестантские богословы, от Лютера 5 до Рейсса, 6 считали его пионером реформации, и Германия 7 отвела ему место на статуе, воздвигнутой Лютеру в Вормсе. С другой стороны, у него много было и сторонников. Доминиканцы, как Бенивиени, 8 Бенедетто, 9 Бурламакки, 10 Бартоли, 11 Кетиф, 12 Турон, 13 Маркезе, 14 Байонн 15 – все доказывали благочестие и правоту этого «Domini canis». Пико делла Мирандола написал его «Жизнь», «Апологию» и «Защиту», которые все можно найти в «Собраниях» Кетифа. Св.Филипп Нери постоянно молился перед изображением этого Campione ammirabile, св.Екатерина Риччи 16 приписывала ему свое чудесное исцеление, а Папебрукк 17 вносит его в число самых знаменитых лиц, какие только выступают в Acta Sanctorum. Сам папа Александр VI 18 говорил, что он не поколебался бы занести великого доминиканца в число римских святых; Павел IV 19 издал в 1556г. декрет, в котором заявлялось, что творения Савонаролы не содержат в себе, «ничего еретического, схизматического или ошибочного»; Бенедикт XIV, в 1751 году, в своем рассуждении «Об ублажении рабов Божиих» включает его в число служителей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/ieroni...

В.Я. Саврей Раздел VII. Влияние Александрийской школы на европейскую духовную культуру Лекция 16. Новоалександрийская школа: святители Афанасий Великий и Кирилл Александрийский Александрийская школа патристического периода представляет собой картину цельного философско-богословского знания. Мы называем ее Новоалександрийской школой, так как противоречия раннего александринизма в ней оказываются снятыми. Век становления этой школы – IV столетие, «золотой век» патристики – был временем развернутого переосмысления всего интеллектуального материала, накопленного за три века плодотворного синтеза библейской веры с эллинской образованностью. Крупные философские умы, «новые Сексты и Пирроны», по словам святителя Григория Богослова , выступали в Церкви со своими программами догматических преобразований; при неподготовленности церковного сознания они могли бы оказаться в числе великих реформаторов или даже создателей новых религий. Но церковное сознание за предшествующий период было подготовлено для ответа по всей форме философской и богословской науки. Ортодоксия в рассматриваемый период была верой большинства активных членов Церкви, которые выдвигали из своей среды наиболее образованных и красноречивых – «столпов православия». Основным требованием к ним было свидетельство об истине святостью жизни, благодаря которому их мнение на церковных соборах обладало высшим авторитетом. Александрия дала миру двух таких «столпов», богословские творения которых вошли в фундамент учения Вселенской Церкви, – святителей Афанасия Великого (р. до 297, † 373 г.) и Кирилла Александрийского (р. до 380, † 444 г.). Первый стоял у истоков Никео-Цареградского Символа веры , второй создал теологию православного почитания Матери Божией, имеющую прямое отношение ко всем узловым проблемам христологии и антропологии. Характерную черту новоалександрийцев, которая отличала их от плеяды Филона, Климента и Оригена , составляло то, что в своих сочинениях они касались высших догматических вопросов как бы против воли и по принуждению. О своих противниках, арианах, св. Афанасий отзывался так: «… если пишут о вере без всякой предположенной цели, то излишнее это предприятие, а может быть, и вредное; потому что, когда не настоит никакого вопроса, подают они повод к словопрению, расстраивая незлобивые сердца братий и всевая в них то, что никогда не приходило им на ум» (Окружное послание против ариан, 10). Была ли в таком отношении к слову какая-то поза, создающая риторически выгодную позицию для наступления? Чтение самих текстов новоалександрийских богословов, равно как их биографии, удостоверяет нас в обратном.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010