— Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры. — Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде. — На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви. — Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». Официальная канонизация князя произошла в 1547 году. Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского Автор А. Ю. Карпов, историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий» Портал «Слово». Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейший, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. 11 сентября, 2012 Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252). Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года). Александр Невский : только факты (Журнал «Фома» январь 2009) — Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского. — Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. — Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

с, 1820D, 1821АВС); 4, Василия Вел. (из 1-й книги против Евномия, 2 цит.: с. 1821В), 5., Кирилла Александ. (из письма к царю Феодосию 2 цит. с. 1821CD); 6, Григория Нисского (2 цит. из книги против Евномия с. 1821D), 7, Иоанна Златоуста (против Аполлинария с. 1821D – 1824АВ); 8, Кирилла Александ. (4 цит. с. 1814D, – 1825А); 9, Иоанна Златоуста (с. 1825С); 10, Иустина Муч. (из книги о св. Троице, с. 1825D); 11, Амвросия Медиолан. (с. 1825D – 1828А); 12, Юлия Римского (с. 1828А); 13, Григория Нисского (2 цит. с. 1828В); 14, Иоанна Златоуста (с. 1828С); 15, Ефрема Сирина (из слова на жемчуг, с. 1829С); 16, Исидора Пилусиота (к Кириллу Алекс. 1828С); 17, Павла Емесского (с. 1828D); 18, Кирилла Алекс, (к Иоанну Антиох. с. 1829 АВ; о воплощении с. 1829CD; к Иусту, еп. Римск. с. 1832А); 19. Афанасия Александ. (с. 1832D); 20., Кирилла Алекс, (с. 1832ВС; 1832Б; из слова о вере: 1833А; из письма к Сукенсу: 3 цит. с. 1833ВС; к Евлогию, Иоанну и из слова о сокровищах: с. 1833CD); 21, Григория Нисского (против Аполлин. с. 1833D); 22, Исидора Пилусиота (из письма к Тимофею: с. 1836D); Феодота Антиохийского (против синусиастов с. 1836А); Кирилла Иерусалим. (с. 1836А); 25, Петра Александ. с. 1836В); 26, Севириана Гавальского (с. 1836В); 27, Прокла Константин. (2 цит. с. 1836ВС); 28, Сильвестра Римского (с. 1836С); 29, Ипполита Римского (с. 1836С), 30, Илария Пиктавийского (2 цит. с. 1836D); 31, Амвросия Медиол. (7 цит. с. 1837АВС); 32, Амфилохия Иконийск. (2 цит. из писем против арйан и к Селевку с. 1837CD); 33, Августина Ригитского (т. е. Иппонского, из писем к Волузиану с. 1837D); 34, Флавиана Антиох. (2 цит. с. 1840А); 35, Исидора Пилусиота (из письма к диакону Феодосию с. 1840А); 36, Кирилла Александр. (2 цит. с. 1840В); 37, Евстафия Антиох. (с. 1840С); 88, Иоанна Златоуста (из письма к Кесарию, с. 1840С); 39, Амфилохия Иконийского (из письма к Селевку с. 1840D); 40, Григория Нисского (с. 1841 А). К этой части присоединены выдержки из сочинений: 41.. Амфилохия Сидского (из его письма к имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Здесь же наконец помещены два предисловия к номоканону в XIV титулов и реперториум этого номоканона, т.е. заголовки титулов и глав с относящимися к ним цитатами канонов, без приведения самого текста канонов. В первой части кормчей книги, составляющейся из сорока одной главы содержатся: 85 канонов апостольских, к которым присоединены еще несколько канонов, заимствованных из апостольских постановлений, напр. каноны апостола Павла и проч., каноны соборов вселенских и поместных в следующем порядке: никейского, анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, II вселенского, III всел., IV всел., сардикского, карфагенского, константинопольского при Нектарие 974 , трулльского 692 г., VII всел., двукратного, в церкви св. Софии, – далее правила отцов: Василия Великого , Дионисия александрийского , Петра александрийского , Григория неокесарийского , Афанасия александ., Григория Назианзина , Амфилохия, Григория нисского , Тимофея александ., Феофила александ., Кирилла александ., 975 Геннадия константиноп., Тарасия константинопольского . В последних главах первой части кормчей книги (37–41) помещены послание константинопольского собора к Мартирию о принятии в церковь еретиков, золотая булла Юстиниана о рабах, прибегающих в церковь (т. е. о том, какую защиту могла оказывать софийская церковь прибегавшим в нее рабам), Дмитрия митрополита кизического о яковитах и проч., послание Петра антиохийского к епископу венецианскому и послание черноризца или монаха Нила к пресвитеру Хариклию о допущении грешников к покаянию. Вообще состав первой части кормчей книги соответствует синопсису, комментированному Аристином 976 , толкования к канонам принадлежат Аристину и только некоторые Зонаре 977 . Вторая часть печатной кормчей начинается с церковного законодательства императора Юстиниана, содержащегося в сборнике Иоанна Схоластика из 87 глав. Этот сборник составляет 42-ю главу. В 43 гл. помещены три новеллы императора Алексея Комнена; в 44-ю главу вошли некоторые извлечения из тех юстиниановских законов (κεμενα), которые содержатся в номоканоне из XIV титулов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Далее особым письмом пишется: помяни Господи душы святейших моех, патриархов: Иова, Ермогена, Филарета, Иосафа, Иосифа, Иосафа, Питирима, Никона, Иоакима,. Адриана. Князи Владимирские: вел. кн. Георгия, в. к. Андрея, в. к. Всеволода, нареч. в святом крещении Димитрия, в. к. Ярослава. Князи Московские: в. к. Даниила, в. к. Георгия, в. к. Димитрия, в. к. Иоанна, в. к. Симеона, в. к. Иоанна, в. к. Димитрия, в. к. Василия, в. к. Иоанна, в. к. Василия, в. к. Георгия, в. к. Василия, во иноцех Варлаама. (Чрез две страницы – ). Помяни Господи души преосвящен. митрополитов Киевских, Владимирских и Московских: Михаила, Леонтия, Иоанна, Ферапонта, Кирилла, Илариона, Ефрема, Георгия, Иоанна в. Никифора, Никиты, Михаила, Феодора, Константина, Иоанна, Никифора, Гавриила, Петра, Дионисия, Матфея, Кирилла, Алексия, Кирилла, Максима, Иосифа, Пимена, Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Феодосия, Филиппа, Геронтия, Зосимы, Симона, Варлаама, Даниила, Иосифа, Макария, Афанасия, Кирилла, Филиппа. Далее скорописью приписано: Архиепископа Варлаама, схимонаха Василия Киевского, Архиеп. Иосифа, Архиеп. Платона, Митроп. Тимофея, Митр. Арсения, Архиеп. Амвросия убиенного, Митр. Рафаила. Потом на трех четвертушках разорванного листа пишется: Помяни Господи души митрополитов и Архип. Новгородских: Иоакима, Луки, Стефана, Феодора, Германа, (Никиты) (Нифонта), Аркадия, Иоанна, Григория, Мартирия... Митрофана, А.... Спиридона, Дал... Давида, Климента,.... Феоктиста, M... Иоанна, Симеона,... Андроника, К... Иоакима, Саввы,... Митр. Александра, Митр. Варлаама, Митр. Исидора, Митр. Киприана, Митр. Авфония, Митр. Макария,... Евфимия... Корнилия,... Иова, ....фана, Епископа Аарона, Еписк. Маркелла. На следующей странице: благоверные цари московские: благоверн. царя и в. кн. Иоанна, во иноцех Ионы, царевича Димитрия, царевича Василия, Иоанна, благоверн. царя и в. кн. Феодора, благоверн. царя и в. кн. имярека (?) во иноцех Боголепа, царевича Феодора, ц-ча Иоанна, ц-ча Василия бл. и в. к. Василия, бл. ц-ча в. к. Михаила Феодоровича всея России, ц-ча Димитрия, ц-ча Симеона, бл. ч-а и в. к. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

20) «Татарский погром и св. благоверный вел. кн. Александр Невский». П. Рогов, СПб., 1890. 21) «Сказание о св. благоверном вел. кн. Александре Невском». А. Петрушевский. Изд. СПб. ком. грам. СПб., 1885. 22) «Святый благоверный вел. князь Александр Ярославич Невский». Изд. Правосл. Бр. св. Ал. Невского во Владимире. Вязники, 1888. 23) «Житие св. благоверного вел. кн. Александра Невского с приложением стихов в честь благоверн. князя». СПб. Изд. иеродиак. Серафима, 1888. 24) «Св. благоверный кн. Александр Невский». М., Изд. Преснова, 1876. 25) «Александр Невский». СПб. Тип. Штауфа, 1876. 26) «Жизнеописание вел. кн. Александра и указ о перенесении мощей в СПб.» в статье «Владимирск. Рождественск. монастырь». (Материалы для истории и археологии). Влад. губ. вед. 1869 24, 26, 31, 32, 34, 39 и 40. 27) Святый благоверный великий князь Александр Невский. Бронзова. Странник. 1880. Июнь–июль. IV. По истории России 1) Татищева (1686–1750): «История Российская с самых древнейших времен, неусыпным трудом через тридцать лет собранная и описанная». В 1769–1774 гг. изданы были, впрочем, не в полном составе первые три тома при Моск, университете. В 1784 г. в Петербурге был напечатан IV том. Пятый, случайно найденный Погодиным в его рукописях, издан в 1848 г. Моск. Общ. Ист. и Древн. в «Чтениях Общ. Ист. и Др», т. 3, кн. IV и IX. 2) Князя М.М. Щербатова (1733–1790) «История России» в 5 т. СПб., 1770–1792. 3) «Ядро Российской истории, соч. ближним стольником и бывшим в Швеции резидентом князем Андреем Яковл. Хилковым». М., 1784. 4) Карамзина «История государства Российского с древнейших времен». Изд. А. Смирдина. СПб., 1851. 5) «Русская история, сочиненная Сергеем Глинкою». Ч. III, М., 1823. 6) «История русского народа» Н. Полевого. Т. IV, 1833. 7) Арцыбашева «Повествование о России» в 2 т. М., 1837–43. 8) Соловьева «История России с древнейших времен». 9) Бестужева–Рюмина «Русская история». СПб., 1872. 10) Погодина «Древняя русская история до монгольского ига». М., 1872. 11) Беляева «Рассказы из русской истории». М., 1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Реклама: С.61. Наталья Ключарева . Юркино Рождество . Рассказ. Рисунки Наталии Кондратовой. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – январь 2009. – С.62-66. – (раздел « Книжный компас », рубрика « Читальный зал »). Имеется биографическая справка « Наталья Ключарева » (С.62). См. также подборку: «Это и есть христианская мораль?». На рассказ Натальи Ключаревой «Юркино Рождество», за январь 2009 года. Включает письмо в редакцию читательницы Светланы Лубенец и ответ на него священника Димитрия Струева , руководителя православного молодежного культурного центра «Экклезиаст», г. Липецк//Фома. - – март 2009. – С.98. – (рубрика « Отклики »). Врезка к теме: Рекомендуем: Список произведений мировой литературы, связанных с темой Рождества Христова (11 назв.)//Фома. - – январь 2009. – С.65. – (раздел « Книжный компас », рубрика « Читальный зал »). Реклама: С.67. КУЛЬТУРА (раздел). – С.68-91. (на заставке – фото Russian Look) Александр Невский :   Путь воина . Вступительная статья от Редакции. Об осуществленном в 2008 году телеканалом «Россия» уникальном телепроекте «Имя Россия», где среди двенадцати исторических «финалистов» реальным претендентом на «победу» является князь Александр Невский, прославленный Русской Церковью в лике святых//Фома. - – январь 2009. – С.69. – (раздел « Культура », рубрика « Александр Невский »). Во имя Александра. Информация о православных храмах в честь святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге, Пскове, Новосибирске, Москве и о том, как почитается его имя в Городце – городе, где он принял монашеский постриг и скончался//Фома. - – январь 2009. – С.70-71. – (раздел « Культура », рубрика « Александр Невский »). Только факты. Подборка биографических сведений о князе Александре Невском//Фома. - – январь 2009. – С.71. - (раздел « Культура », рубрика « Александр Невский »). Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Постижение России, или Открытый урок гражданственности. Беседовал Владимир Легойда . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Александр Невский в Орде. Генрих Семирадский; Князь Александр Невский. Виктор Васнецов. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве; Военные ордена Александра Невского: орден Российской империи (XIX век) и советский орден, введенный в 1942 году//Фома. - – январь 2009. – С.72-73,74-75,77,78-79,80,82. – (раздел « Культура », рубрика « Александр Невский »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-69-y...

2) Филарета, архиепископа Черниговского в сочинении: «Русские святые, чтимые всею Россиею или местно». Ноябрь. 3) «Жизнь св. благоверного князя Александра Невского, в Христианск. Чтении за 1852 г. ч. II. Есть отд. издание, сокращ. СПб., 1853. 4) Житие св. благоверного вел. князя Александра Невского в «Житиях святых российской церкви также Иверских и Славянских». Ноябрь, 1856. 5) «Великий князь Александр Ярославич Невский» во «Времени.» IV. Есть оттиск. Ив. Беляева. 6) «Князь Александр Ярославич Невский» Костомарова в сочин. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Вып. I. 7) «Жизнь и деятельность вел. князя Александра Ярославича Невского в связи с событиями на Руси в XIII столетия». Соч. Холодного. Тамбов, 1883. Подробное и обстоят. изложение. 8) «Жизнь св. благоверного великого князя Александра Невского» в описании открытия и освящения Зеленчукской пустыни, впрочем, целиком заимствованное из Христианского Чтения (см. выше). 9) «Александр Невский» в Энциклопедическом лексиконе Устрялова. Т. I. СПб., 1835, с. 465–466. 10) «Александр Невский» в Энциклопедическом словаре, составленном русскими учеными и литераторами. Т. III, 1861. С. 149–152. 11) «Александр Невский» в Энциклопедическом словаре, под ред. проф. И.Е. Андреевского. Т. I, 1890, с. 390–391. 12) «Александр Невский и Дмитрий Донской». В. Кельсиев. Нива. 1872. 3 и 11 (с рисунком). 13) В рассказах из истории русской церкви графа М. Толстого . Кн. 2, гл. I, 1870. 14) В кратких жизнеописаниях русских святых, составленных архимандритом Игнатием. СПб., 1875. 15) «Святый Александр Невский». Нива. 1870. 9. 16) «О святом благоверном и вел. князе Александре Невском». Сост. св. В. Гуляев. Мирск. слово, 1876, 34, 35, 36. 17) «Сказание о подвигах св. благоверного и вел. князя Александра Невского». И.С. Ремезов. СПб., 1874. 18) «Жизнь и подвиги св. благоверного вел. кн. Александра Невского. Изд. В.Г. Шатаева, 1866. 19) «Великий князь Александр Ярославич Невский и великий князь Александр Александрович, наследник цесаревич». Грамотей, 1865, 6, с. 13–14.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

На Заседании обсуждались программы на 2007-2008 гг. Особое внимание было уделено образовательной составляющей проекта. Принято решение об объявлении Всероссийского конкурса «Александр Невский» на лучшую творческую, научную и методическую работу среди школьников, учащихся, студентов, курсантов, аспирантов, педагогов и журналистов по проблемам актуализации исторического наследия. Конкурс проводится в номинациях: творческая работа (художественные, публицистические произведения, мультимедийные презентации, теле- и радиопередачи, документальные фильмы, социальная реклама); научно-исследовательская работа (курсовые работы, дипломы, диссертационные работы, отчеты о поисковых экспедициях); научно-методическая работа (конспекты урока, лекции, сценарии внеклассного мероприятия, викторины, олимпиады). Примерная тематика конкурсных работ: «Великий князь Александр Невский как выдающийся государственный деятель», «Дипломатическая политика князя Александра Невского», «Святой Александр Невский и Русская Православная Церковь», «Великий князь Александр Невский — защитник Отечества». В настоящее время в рамках реализации программы «Александр Невский» осуществляется подготовка круглого стола по теме «Александр Невский — мудрый правитель и искусный дипломат», создается документальный фильм об Александре Невском телеканалом «Россия»; готовятся учебные пособия и научно-просветительские книги об Александре Невском. Рабочей группе было поручено доработать детальный план мероприятий на 2007-2008 гг. по другим направлениям программы. На Заседании выступали представители Министерства обороны, Министерства иностранных дел, представители ведущих ВУЗов страны, которые говорили об исторической значимости Александра Невского, как персоны, заложившей основы российской государственности, русской идентичности, межцивилизационного диалога. Посол РФ по особым поручениям М.В. Майоров отметил, что «Александр Невский заложил основы единого русского государства, основы веротерпимости в нашей повседневной жизни». По его словам, «дипломатия, служившая Старой России, считала своим покровителем Александра Невского». По его мнению, необходимо возрождение традиции почитания Александра Невского, как покровителя российской дипломатии.

http://patriarchia.ru/db/text/247651.htm...

Отписка вотчин от Александро-Невскаго Монастыря влекла за собою совершенный его хозяйственный разгром. «Не для сожаления тех Троицких и Иверских вотчин», – писал в августе 1730-го года архимандрит Петр Святейшему Синоду: «но понеже причина от того состоит и крайняя нужда, понуждены мы сим донести: 1) еше не успели мы настоящего о том указа получить, уже из Троице-Сергиева Монастыря в вотчины служители с заказом присланы, что ни в чем Невеких вотчинных управителей не слушать и ничего не отправлять; и которые припасы обыкновенными отправлениями в Невский отпускались, а паче заготовленный Тверскими и Новоторжскими монастырскими вотчинными доходы и людьми в Невский на строение белый камень отправлялся, остановили и прочие подобные помешательства оказались; 2) ежели с сего числа ничего в Невский из тех вотчин отпущаться не будет, а вместо них вскоре другие вотчины с денежными и хлебными доходами пожалованы не будут, то конечное в здешнем монастырском содержании учинится немалое помешательство и остановка, и как содержать Невский Монастырь, недоумеваемся; 3) в Невском Монастыре, по новости, кроме Иверских и Троицких, единого служителей и работников нет, из них многие изучены для строения монастырского разным художествам, каковых вскоре и сыскать невозможно, и ежели указ оный будет прислан, то могут они, покиня вдруг все монастырские дела и службы, на старину, где их природа влечет, сойти, – то, кроме одних монахов, ни единого человека не останется, и наличного смотреть и караулов содержать будет некому». Между тем присланные во все вотчины из Троице-Сергиева и Иверского Монастырей монахи и служители «Невских управителей от команд отрешили и денежных и прочих доходов отправлять в Невский воспретили, отчего в Невском конечная учинилась в содержании братства и служителей и в строении остановка. А в Старой Руссе соляные заводы, которые от Невского Монастыря немалою суммою возобновлены и камор-коллежская прибыль для новости того Монастыря на строение пожалована была, Иверского Монастыря монахи с подьячими описали и наличной соли близ 100.000 пуд запечатали и продавать в отпуски на продажу отпускать запретили». «И затем ниоткуду никакого доходу Монастырю нет», – жаловались Святейшему Синоду в августе и сентябре 1730-го года наместник, иеромонах Симон и эконом, иеродиакон Иосиф (Жданов): «и жалованья служителям и мастеровым произвесть не из чего, отчего опасно, дабы они послушаниев и мастерств монастырских не покинули и врозь не разбрелися; да и братству питаться нечем, ибо, вместо Иверских, отколь лучшие доходы были, награждения никакого в Невском не учинено» 2648 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010