Форма Во первых великих ектениях на вечерне, утрене и литургии. О Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыне нашей Императрице Анне Иоанновне всея России. О Благоверной Государыне Цесаревне Елисавете Петровне, о Благоверной Государыне Принцессе Анне и о супруге Ея, о всей палате, и воинстве их Господу помолимся. В сугубых ектениях на вечерне, и на литии, на утрене и литургии. Ещё молимся о Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыне нашей Императрице Анне Иоанновне всея России, о державе, победе, и прочая. Ещё молимся о Святейшем Правительствующем Синоде, и прочая. Ещё молимся о Благоверной Государыне Цесаревне Елисавете Петровне, о Благоверной Государыне Принцессе Анне, и о супруге Ея. На великом выходе в литургии. Благочестивейшую Самодержавнейшую Великую Государыню нашу Императрицу Анну Иоанновну всея России, да помянет Господь Бог , и прочая. Благоверную Государыню Цесаревну Елисавету Петровну, Благоверную Государыню Принцессу Анну, и супруга Ея да помянет Господь Бог, и прочая. А во время архиерейского служения в возглашении многолетия воспоминание чинить таким образом. Пред Трисвятым. Святейший Правительствующий Синод на многа лета. Благочестивейшую Самодержавнейшую Великую Государыню нашу Императрицу Анну Иоанновну всея России на многа лета. Благоверную Государыню Цесаревну Елисавету Петровну, и Благоверную Государыню Принцессу Анну, и супруга Ея на многа лета. А потом и прочих по чиноположению церковному. А по приёме дискоса и потира и по Достойне возношение чинить, применяясь к вышеписанному. А по окончании всякой службы на многолетии воспоминать тако: Благочестивейшую Самодержавнейшую Великую Государыню нашу Императрицу Анну Иоанновну всея России. И Благоверную Государыню Цесаревну Елисавету Петровну, и Благоверную Государыню Принцессу Анну, и супруга Ея, и прочая по поряду. И во всех священнослужениях, где подобает возносити имя Благоверной Государыни Принцессы Анны, прилагать и супруга Ея. Печатано в Санкт-Петербурге при Троицком Александро-Невском монастыре 1739 г. июля дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Несомненно, он тяготился унижением Руси» — историк детально разбирает популярные заблуждения об Александре Невском 15 мин., 12.09.2018 Имя Александра Невского для многих прочно связано с государственным официозом. Люди считают, что, пользуясь моральным авторитетом святого князя, власти тем самым хотят оправдать любые свои действия. А, кстати, не дутый ли это авторитет? Может, всё это выдумки, средневековые мифы и легенды? А как же было на самом деле? Об этом мы беседуем с доктором исторических наук Сергеем Алексеевым. — Сергей Викторович, о князе Александре Невском сейчас много спорят. Одни считают, что его чуть ли вообще не было, другие не сомневаются в его подвигах, но боятся, что его имя могут превратить в патриотический лубок. Видите ли Вы такую опасность?  — Такая опасность есть. Если правители, прибегающие к образу святого князя Александра, действительно будут пытаться походить на него в своих поступках, то народ это воспримет нормально. Но если образ благоверного князя будет использоваться как этакий парадный портрет в советском стиле, который вынимается по праздничным дням, отряхивается от пыли, а затем ставится обратно, — в этом будет фальшь и, как следствие, раздраженная реакция народа. Но есть и другая опасность. Мы все знаем, что когда указания даже самого мудрого, ответственного и высоконравственного руководителя спускаются на низовой уровень и начинают исполняться нашим обширным аппаратом, который видит свою задачу в том, чтобы формально отчитаться о проделанной работе, — тогда-то и начинается превращение всего и вся в лубок и соответствующе воспринимается народом. «Вчера хвалили Минина с Пожарским, сегодня Невского хвалят, завтра, может, Сталина хвалить будут, но какое это имеет отношение к нашей жизни?» — так рассуждают многие. У нас за десятки лет выработался такой мощный иммунитет к официальной пропаганде, что любые административные меры могут вызвать лишь обратный эффект.

http://foma.ru/ne-naprasno-nosil-mech.ht...

Святой благоверный князь Александр Невский был именно таким правителем, и Господь споспешествовал ему. Имея горячую веру, твердую надежду на помощь Божию, он не побоялся, будучи 20 с небольшим лет отроду, возглавить дружину, которая должна была остановить шведские войска, вошедшие в устье реки Невы и угрожавшие всей Новгородской земле. Он не побоялся встретить грозного врага, во много превосходящего по силе, на льду Чудского озера, — ливонских рыцарей, закованных в броню. И на Неве, и на Чудском озере он победил, хотя было мало надежд и никто не верил, что этот совсем молодой человек, неопытный, не владеющий полководческим искусством, не имеющий надежного войска, сумеет победить. Но, отправляясь на рать, святой благоверный князь Александр, выходя из Софийского собора Новгорода, сказал слова, вошедшие в историю: «Не в силе Бог, а в правде». Защищая правду своего народа, он победил; и не только управлял войсками, но и сам, взяв в руки меч, шел впереди войска своего, участвовал в единоборствах и одолел грозного предводителя шведского воинства — не только в переносном смысле, как полководец, но и в прямом — в открытом бою. Затем святой благоверный великий князь должен был решить самую главную задачу — не допустить нового вторжения монгольских завоевателей на Русскую землю, особенно на север Руси, который местами оставался свободным от оккупации. Александр, несомненно, понимал всю стратегическую важность этих территорий, куда устремился народ из центральной, южной, юго-западной и западной Руси — из тех мест, которые мы сейчас называем Беларусью, Украиной, югом России. Люди устремлялись на север, зная, что там безопасность. В этих местах созревала мощь нашего народа и нашего государства, и нужно было всеми силами предотвратить преждевременное нашествие врага. И Александр смиренно идет в Орду, склоняется перед ханом, принимает его волю и, возвращаясь, продолжает ему служить, вызывая нарекания и обвинения со стороны своего народа. Многие называли его предателем, многие считали, что настало время дать битву. Но Александр, зная военное и экономическое состояние Северной Руси, понимал, что этого делать нельзя: нужно было время для накопления материальных средств, для создания войска, для воспитания людей, которые были деморализованы поражениями, падением Киева и других великих русских городов.

http://patriarchia.ru/db/text/2635938.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото (фрагмент): Андрей Петров/ mitropolia.spb.ru Представитель Церкви поддержал установку памятника Александру Невскому на Лубянке 1 мин., 26.02.2021 На Лубянской площади Москвы должен быть уставлен памятник именно святому благоверному князю Александру Невскому , такое мнение высказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. «В ситуации выбора между святым князем Александром Невским и жезезным Феликсом никакого выбора, конечно, нет. Страница истории с ФЭ должна быть перевернута (но не забыта). А на Лубянке должен появиться памятник святому благоверному князю», – прокомментировал Владимир Легойда у себя в Telegram-kahaлe проходящее сейчас онлайн-голосование. Напомним, что в четверг 25 февраля  на онлайн-платформе «Активный гражданин» началось голосование , в ходе которого москвичи могут выбрать, кому, возможно, будет установлен памятник на Лубянской площади – святому благоверному князю Александру Невскому или революционеру Феликсу Дзержинскому, который был  основателем и главой ВЧК . Голосование проходит с 25 февраля по 5 марта 2021 года. Каждый его участник может сделать выбор в пользу одной из двух предложенных кандидатур. Для участия в голосовании в него необходимо войти через учетную запись на портале mos.ru. Вопрос об использовании территории в центре Лубянской площади Москвы и, в т.ч. установки на ней памятника кому-либо из исторических деятелей, обсуждается несколько лет. В последнее время это обсуждение снова активизировалось, в частности в Интернете. Читайте также: О святом князе Александре Невском также  читайте здесь Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/predstavitel-cerkvi-podde...

Она была старицей, а от нее требовали «духовного младенчества» Любимое слово монахини Елены было – «ответственность», она не уставала повторять, что христианин должен быть ответственным: ответственным за свои слова, за дела, за поступки, даже за мысли. И, тогда, в конце концов, это ответственное, взрослое отношение к жизни превращается в служение. Идеалом такого служения для матушки был святой благоверный князь Александр Невский. Ему она посвятила одну из самых вдохновенных своих статей, которая сначала была прочитана как лекция студентам духовной академии. Прошло почти 15 лет с тех пор, но и сейчас, когда с кем-нибудь из священников вспоминаешь монахиню Елену, они говорят: «Да, я слышал ее лекцию об Александре Невском, это было новое, живое слово». Глубина постижения подвига благоверного князя была дана ей за то, что она в какой-то степени повторила его подвиг: она прожила в католическом окружении большую часть своей жизни, в католичестве (Ватикан в наше время очень поощряет научные занятия) ей могла бы открыться широкая дорога, а монахиня-ученый с мировым именем наверняка обрела бы там широкую известность, славу. Но Елена Ивановна выбрала «поклон перед ханом» – поехала в Советский Союз, сдавала для кандидатского минимума экзамен по марксизму-ленинизму, работала в советском ВУЗе, общалась с «первым отделом» по поводу своих иностранных коллег и т.д. и т.п. Монахиня Елена читает лекцию в Ленинградской Духовной Академии. 1988 г. Именно так монахиня Елена понимала смирение. Не «опущенные глаза, платочек и смиреннословие», а принятие существующих условий жизни, обстоятельств, которые посылает Господь. И мудрое, ответственное поведение в соответствии с той или иной ситуацией (когда надо, молчать, когда надо, говорить; когда надо – сражаться, а когда надо – кланяться). Даже в предсмертном бреду Елена Ивановна продолжала говорить о св. Александре Невском (говорить с ним?), до последнего издыхания она вела битву со своей физической немощью (последний год была почти обездвижена) и, при этом все так же была заботлива по отношению к другим людям. Как завещание нам, она оставила слова, которые повторяла, уходя из земной жизни: «Выше! Выше!»

http://pravoslavie.ru/147952.html

Любимое слово матушки было — «ответственность», она не уставала повторять, что христианин должен быть ответственным: ответственным за свои слова, за дела, за поступки, даже за мысли. И тогда, в конце концов, это ответственное, взрослое отношение к жизни превращается в служение. Идеалом такого служения для матушки был святой благоверный князь Александр Невский. Ему она посвятила одну из самых вдохновенных своих статей, которая сначала была прочитана как лекция студентам Духовной академии. Прошло уже немало времени с тех пор, но и сейчас, когда с кем-нибудь из священников вспоминаешь матушку Елену, они говорят: «Да, я слышал ее лекцию об Александре Невском, это было новое, живое слово». Глубина постижения подвига благоверного князя была дана матушке за то, что она в какой-то степени повторила его подвиг: она прожила в католическом окружении большую часть своей жизни, в католичестве (Ватикан в наше время очень поощряет научные занятия) ей могла бы открыться широкая дорога, а монахиня-ученый с мировым именем наверняка обрела бы там широкую известность, славу. Но матушка выбрала «поклон перед ханом» — поехала в Советский Союз, сдавала для «кандидатского минимума» экзамен по марксизму-ленинизму, работала в советском вузе, общалась с «первым отделом» по поводу своих иностранных коллег, и т. д., и т. п. Именно так мать Елена понимала смирение. Не «опущенные глаза, платочек и смиреннословие», а принятие существующих условий жизни, обстоятельств, которые посылает Господь. И мудрое, ответственное поведение в соответствии с той или иной ситуацией (когда надо — молчать, когда надо — говорить; когда надо — сражаться, а когда надо — кланяться). Даже в предсмертном бреду матушка продолжала говорить о св. Александре Невском (говорить с ним?), до последнего издыхания она вела битву со своей физической немощью (последний год была почти обездвижена), и при этом все так же была заботлива по отношению к другим людям. Как завещание нам она оставила слова, которые повторяла, уходя из земной жизни: «Выше! Выше!»

http://azbyka.ru/fiction/zhertva-vechern...

Архиерейский хор Александро-Невской лавры совершит юбилейные гастроли по городам Украины 27 февраля 2013 г. 17:10 С 1 по 10 марта 2013 года состоится юбилейное турне по Украине праздничного Архиерейского хора Александро-Невской лавры под управлением Валерия Рязанова. Хор выступит с концертами в ряде городов Украины: Харькове, Изюме, Полтаве, Киеве, Виннице, Почаеве. Вместе с исполнительским коллективом страну посетит наместник лавры епископ Выборгский Назарий . Гастрольный тур приурочен к празднованию 300-летнего юбилея Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 400-летию династии Дома Романовых, 1025-летию Крещения Руси. В концертной программе прозвучат духовные песнопения, императорские гимны Российского государства и полковые песни царской армии. Также в программе будут звучать духовные песнопения, посвященные Александро-Невской лавре и ее покровителю святому благоверному князю Александру Невскому, написанные известным композитором Владиславом Панченко. Организаторами тура выступают: студия «Православное пение» Эдуарда Вакина и общественная организация «Русь Триединая». Мероприятия проходят при поддержке представительства Росструдничества в Украине, а также Генерального консульства Российской Федерации в г. Харькове. Программа Решение о создании Архиерейского праздничного мужского хора Александро-Невской лавры было принято в 2010 году. Хор был создан по инициативе епископа Выборгского Назария. Регент хора — заслуженный работник культуры Российской Федерации В.М. Рязанов. Практически с самого начала своего существования коллектив хора начал подготовку к мероприятиям 300-летнего юбилея Александро-Невской лавры. В рамках юбилейного года проходит конкурс композиторов «К 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры», где Архиерейский праздничный хор исполняет богослужебную и духовную музыку современных композиторов. Коллектив записал компакт-диск, посвященный юбилею лавры и ее святому покровителю святому благоверному великому князю Александру Невскому. 13 апреля 2013 года в рамках традиционных Великопостных концертов, в этом году посвященных 300-летию Александро-Невской лавры, хор выступит в большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича. С 12 по 16 июня 2013 года хор примет участие в Международном Александро-Невском хоровом Соборе в Санкт-Петербурге, также посвященном юбилею лавры. Хор выступит среди ведущих церковных и профессиональных хоровых коллективов из России, Белоруссии и Украины на лучших площадках города. Синодальный информационный отдел /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2817222.ht...

  разделы   рассылка slideshow_new_no=1; slideshow_cur_no=1; slideshow_count=3; slideshow_transition=0; function slideshowTransition() document.getElementById( " df_slide_ " document.getElementById( " df_slide_ " slideshow_transition++; if (slideshow_transition> 5) slideshow_transition=0; document.getElementById( " df_slide_ " +slideshow_cur_no).style.visibility="" ; slideshow_cur_no=slideshow_new_no; clearInterval(slideshowmotion); function DFSlideJump(param,cnt) if (slideshow_transition==0) slideshow_new_no=param; shift_pager=0; if (cnt 19)//document.getElementById( " df_slider_pagebar " " df_slider_pagebar " ).style.left=shift_pager; .ch112_cnvs position: relative; float: left; width: 600px; max-width: 600px; min-height: 100%; text-align: center; margin-left: 0px; margin-right: 0px; margin-top: 0px; margin-bottom: 10px; padding-left: 16px; padding-right: 16px; padding-top: 20px; padding-bottom: 20px; background-color: #ffffff; border-stylw: none; text-decoration: none; p.m_ttl display: inline-block; position: relative; font-family: " Open Sans Condensed " ; font-size: 36px; color: #214584; line-height: 36px; text-align: left; margin-top: 20px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; p.m_sttl font-family: " Open Sans Condensed " ; font-size: 20px; color: #505050; line-height: 22px; text-align: left; margin-top: 10px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; .m_info font-family: inherit; font-size: 14px; color: #898989; font-weight: bold; line-height: 16px; text-align: left; text-decoration: none; margin-top: 5px; margin-bottom: 5px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; a.m_dt:link, a.m_dt:active, a.m_dt:visited, a.m_dt:hover font-family: " oscb " ; font-size: 14px; color: #898989; font-weight: bold; line-height: 20px; text-decoration: none; p.m_dscr font-family: " Arial " ; font-size: 14px; color: #445566; line-height: 16px; text-align: left; margin-top: 5px; margin-bottom: 0px; p.m_src font-family: " Arial " ; font-size: 11px; color: #666666; text-decoration: none; margin-top: 15px; margin-bottom: 2px; a.m_bind:link, a.m_bind:active, a.m_bind:visited, a.m_bind:hover position: relative; display: block; float: none; min-height: 45px; font-family: " Arial " ; font-size: 13px; color: #445566; line-height: 15px; font-weight: normal; margin-left: 70px; text-align: left; text-decoration: none; margin-bottom: 15px; img.m_bind_icon position: absolute; top: 0px; left: -70px; width: 60px; height: 45px; border: 29 ноября 2020 В Неделю 25-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту 29 ноября 2020 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола и евангелиста Матфея, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь .

http://religare.ru/2_120082.html

Скачать epub pdf Источники, пособия I. Рукописные жития Главным источником наших сведений о жизни и деятельности св. Александра служит сказание о нем, написанное современником, который называет себя «самовидцем возраста его». По исследованию проф. Ключевского, оно известно в пяти редакциях: Начало: «Преставися великий князь Александр Ярославич в лето 6741. Скажем мужество его и житие его». В библ. Московской духовной академии. 576, XVI века. В Моск. публ. музее 1772, XVI–XVII века. «Первоначальное житие св. князя Александра Невского составляет большую редкость в уцелевших древнерусских рукописях: по-видимому, отдельные списки его попадались редко и старинным нашим переписчикам 430 . Это можно отчасти объяснить тем, что в позднейшей письменности, наиболее сохранившейся, древнее житие было вытеснено из обращения несколькими редакциями его, составленными в XVI веке в духе позднейшего житейного стиля. При такой редкости списков первое сличение их может возбудить некоторые сомнения относительно первоначального состава жития. В списке, дополненном летописными известиями, есть подробности, не встречающиеся в других. Сличая этот список с древней новгородской летописью, легко видеть, что эти подробности не принадлежат автору жития: почти все они относятся к Невскому и Ледовому побоищу и заимствованы почти дословно из новгородской летописи, а автор жития – не новгородец и опускал многое, касавшееся собственно Новгорода 431 . С другой стороны есть черты, опущенные в списке псковской летописи и удержанные другими; самая крупная из них – рассказ о шести русских удальцах, отличавшихся в невском бою. Этот рассказ интересовал не исключительно одних новгородцев, ибо далеко не все эти удальцы вышли из их среды: четверо принадлежали к дружине князя, от которого и слышал этот рассказ автор, по его собственному показанию: «Си же вся слышах от господина своего кн. Александра Ярославича и от иных, иже обретошася в той сечи " ». Автор – не новгородец: у него нет обычных выражений новгородца о родном городе, даже есть, напротив, некоторое разногласие с новгородским летописцем в рассказе о невском бое: умалчивая о подробностях, которые могли занимать одних новгородцев и отмечены их летописцем, он не без ударения указывает, что Александр поспешил выступить против врагов «в мале дружине» и потому много новгородцев не успело присоединиться к нему, тогда как новгородский летописец выводит Александра в поход только с новгородцами и ладожанами, не упоминая о княжеской дружине.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Если Млечин открыто признается, что о Невском почти ничего не знает, то на чем же основаны его обвинения? Можно предположить, что жажда личной власти в поступках Александра Ярославича, привиделась Млечину в тяжелом забытьи, когда сей писатель отдыхал от непосильных трудов, создавая очередной телешедевр о «кровавом тиране Сталине». Навязчивый бред о Сталине, погубившем Троцкого, замечательного, «бескорыстного интеллигента и гуманиста», который от бремени власти всячески уклонялся, плавно перетекает в млечинские фантазии о святом князе Александре Невском. Повествуя о своих фантазиях, Млечин так неестественно изгибается стоя у трибуны и при этом так временами завывает, что становится страшно за его здоровье. Для пущего воздействия на зрителей, произнося свои страшные обвинения, Млечин делает ударения на каждом гласном звуке, словно пытаясь свои слова впечатать, вколотить в сознание зрителей. Похоже, на следующих заседаниях суда Млечин будет каждое свое слово отбивать ударами бубна, а в конце передачи впадет в шаманский экстаз и забьется в падучей. Г-н судья представляет также весьма любопытное зрелище. Туловище сгорбившегося за столом судьи неподвижно, а носатая голова на тонкой шее, сверкая глазами, движется во все стороны, кажется, разворачиваясь на 360 градусов. Судья при этом поразительно напоминает грифа-стервятника, обитателя американских прерий. Его взгляд необычайно оживляется, когда появляется возможность явить народу «темное и позорное пятно» «страшной» Русской истории. «Свидетели обвинения» Эта весьма колоритная парочка судейских, которых в последнее время в телеэфире становится все больше и больше, возможно и не обязана хорошо разбираться в Русской истории. Им поручено обвинять и судить Россию, а вердикт суда хозяевами российского ТВ давно вынесен: «Виновна во всем. И перед всеми. В любую эпоху, как в XIII веке, так и в XXI веке. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит». И не всегда адекватное поведение этих судей и обвинителей можно, пожалуй, объяснить. Кипучая энергия Сванидзе и Млечина уже много лет направлена на разоблачение Сталина. Огромные усилия приложили, доказывая, что мы победили в Великой Отечественной войне ценой неоправданных жертв, завалив врага трупами, вопреки «кровавому диктатору», который только и делал, что мешал народу воевать. И с надрывом всегда спрашивали: «Какова цена такой победы?» А «темный и архаичный народ» все продолжает праздновать и чтить свою Победу. Тут уж поневоле потеряешь способность спокойно рассуждать. Тем более, когда тебя в комиссию по борьбе с фальсификацией истории включают. Т.е. сам с собой бороться должен, а это же раздвоение личности.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010