Разделы портала «Азбука веры» Акафист святому преподобному Александру, игумену Куштскому, Вологодскому чудотворцу В Избранное Кондак 1 Возбранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, всем с верою прибегающым источая многоцелебныя дары, похвальная восписуем ти, творящии всечестную память твою, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, моли спастися душам нашым, да зовем ти: Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Икос 1 Ангельское твое во плоти житие провидев всея твари Создатель, от юности избра тя в жилище Себе, Егоже тя обиталище быти уведевше, похвальная восписуем ти: Радуйся, благочестивую родителю благоприятное испрошение. Радуйся, благочестиваго корене отрасле святейшая. Радуйся, от юности твоея Богу послуживый. Радуйся, воздержанием ангелов удививый. Радуйся, в молитвах теплый предстателю. Радуйся, скорбящых скорое утешение. Радуйся, просящым скорое поможение. Радуйся, болящым скорый и безмездный врачу. Радуйся, земный ангеле. Радуйся, небесный человече. Радуйся, сосуде избранный Духа Святаго. Радуйся, телес наших здравие и душ спасение. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 2 Видя тщету мирских попечений, Александре, жизнь твою не мирови, но Богу посвятил еси, сего ради оставил дом родителю своею и водворился еси с работающими в иночестем житии, во еже непрестанно и благоприятно вопити Ему: Аллилуиа. Икос 2 Плотский разум отринув и к небесным всю душу вперив, от юности твоея, преподобне отче Александре, горняя мудрствовал еси, а не земная, темже взываем ти: Радуйся, мудрости небесное жилище. Радуйся, братолюбия зерцало. Радуйся, иноков правило. Радуйся, на скрижали сердца твоего закон Божий написавый. Радуйся, сам себе и весь живот твой Христу Богу предавый. Радуйся, ум твой к небеси вперивый. Радуйся, страх Божий в сердце твоем до конца сохранивый. Радуйся, вместо тленных нетленная стяжавый. Радуйся, гордость мирскую поправый. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 3 Сила Вышняго осени твое сердце, преподобне отче Александре, егда на острове посреде Кубесскаго езера, братии ради неусыпно труждаяся и различная искушения и скорби мужественне претерпевая, родил еси дух спасения, поя Всесильному Богу: Аллилуиа. Икос 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, яко всякий недуг душевный и телесный врачуеши. Радуйся, в невечернем дни Царствия Божия почиваеши. Радуйся, злых помыслов прогонителю. Радуйся, беснуемых скорый целителю. Радуйся, во гресех закосневших исправление. Радуйся, немолчный наставниче. Радуйся, слепым прозрение даруяй. Радуйся, хромым и разслабленным хождение исправляяй. Радуйся, в Бозе нам потребная созерцаяй. Радуйся, многих прошения предваряяй. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 13 О великий чудотворче Александре! Моление сие наше прием, умоли Подвигоположника Иисуса, да избавит царствующий град и всякий град и страну христианскую от нахождения иноплеменных, от ересей и расколов, и от всякия напасти, да даст с тобою в селениих праведных сподобитися нам пети Триипостасному Богу: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангельское твое во плоти житие провидев всея твари Создатель, от юности избра тя в жилище Себе, Егоже тя обиталище быти уведевше, похвальная восписуем ти: Радуйся, благочестивую родителю благоприятное испрошение. Радуйся, благочестиваго корене отрасле святейшая. Радуйся, от юности твоея Богу послуживый. Радуйся, воздержанием ангелов удививый. Радуйся, в молитвах теплый предстателю. Радуйся, скорбящых скорое утешение. Радуйся, просящым скорое поможение. Радуйся, болящым скорый и безмездный врачу. Радуйся, земный ангеле. Радуйся, небесный человече. Радуйся, сосуде избранный Духа Святаго. Радуйся, телес наших здравие и душ спасение. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 1 Возбранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, всем с верою прибегающым источая многоцелебныя дары, похвальная восписуем ти, творящии всечестную память твою, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, моли спастися душам нашым, да зовем ти: Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Молитва преподобному Александру, игумену Куштскому О священная главо, преподобне отче авво, Александре великий! Не забуди нищих твоих до конца, поминай нас всегда во святых твоих благоприятных молитвах к Богу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, щитом веры стрелы лукаваго разженныя угасивый. Радуйся, онем главу сокрушивый. Радуйся, предводителю добрый в пути спасения. Радуйся, всем преподобным уравнивыйся труды. Радуйся, умерщвлением страстей миру умерый. Радуйся, возделыванием добродетели живый Богови. Радуйся, себе самаго, яко агнца в жертву Богу посвятивый. Радуйся, светильниче, елеем благодати кипяй. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 9 Всякое естество ангельское удивися твоим подвигом, яко столь далекий путь прошед, вшел еси ко епископу Дионисию и от него благословение и вся потребная на устроение пустынное получил еси. Мы же прославльшемуся чрез тя Богу взываем: Аллилуиа. Икос 9 Витийство человеческое твое о Христе мужество всеблаженне, изрещи не может, яко по устроении обители час от часу преуспевая в трудех, бдениих же и пощениих, тайно обнажая себе до персей, и тако снедию комаров бывая, от них же неизреченныя претерпевая болезни, плоть твою духови поработил еси. Сего ради вопием ти: Радуйся, алкаяй и жаждаяй правды, яко ныне насыщаешися. Радуйся, во всецелое послушание Богу себе предавый. Радуйся, нищетою твоею Богу Сыну подражавый. Радуйся, чистоту твою Богу Духу Святому сохранивый. Радуйся, во плоти ангельски поживый. Радуйся, воине Христов непобедимый. Радуйся, куплями житейскими не обязавыйся, да Воеводе угоден будеши. Радуйся, не восхотевый двема господинома работати. Радуйся, от юности на плоть, мир и диавола вооруживыйся. Радуйся, сих врагов славно победивый. Радуйся, отец по духу чадолюбивый. Радуйся, обитель насадивый. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 10 Спасти хотя душу твою, славы мирския всемерно бегал еси, и егда окрестнии народи начаша тя, яко велия подвижника почитати, удалился еси от них в пустыню, идеже Богу, яко в тимпане, во умерщвлении телесе непрестанно воспевал еси: Аллилуиа. Икос 10 Стена, ограждающая от всех прилогов диавольских, был еси братии, наставляя их, како избегати козней вражиих и како получити Небесное Царствие. Мы же зряще твое отеческое неусыпное попечение, благодарне вопием ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Имея помышление таковое в себе, преподобне Александре, яко всякая умрети имут, благоразумне разсудив краткость сея жизни и приобретения ради Христа, яко уметы вся быти вменивый, ныне убо на небесех безсмертныя насыщаяся славы, слышиши от нас таковая: Радуйся, отвергий богатство, яко терние, подавляющее семена духовная. Радуйся, возненавидевый то, яко вещество пламене греховнаго. Радуйся, блаженство нищеты духовныя сподоблейся прияти. Радуйся, восхотевый внити в Небесное Царство узкими враты и в пространстве стати. Радуйся, иго Христово благое и бремя легкое понесый измлада. Радуйся, не обративыйся вспять в шествии до Горняго града. Радуйся, прежде кончины твоея во умерщвлении страстей облеченный. Радуйся, во умерщвленнем телеси нетления ризою украшенный. Радуйся, богатства негиблющаго в животе вечнем обладателю. Радуйся, непостижимыя славы святых созерцателю. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 4 Буря безмерная лукавых духов многоразличне тщашася препяти твоему, преподобне Александре, трудолюбному житию, но ты мужественне молитвою вооружася, прогнал еси вся их бесовския полчища, не бояся козней их, но зовый Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаще твое терпеливодушное в безмолвии житие, мнози от окрестных стран стекахуся к тебе пользы ради, инии же хотяще с тобою жити и наставлятися на путь спасения, сего ради похваляем тя глаголюще: Радуйся, целомудрия столпе, имже бесовская шатания искоренишася. Радуйся, светильниче многосветлый. Радуйся, яко увядил еси плотская мудрования. Радуйся, в духовнем мужестве с древними пустынножители сравненный. Радуйся, молитвами твоими дивная сотворивый. Радуйся, господствию духа плоть покоривый. Радуйся, миром небесным приосененный. Радуйся, долготерпения искус стяжавый. Радуйся, земная мудрования презревый. Радуйся, Единаго Бога вседушно поискавый. Радуйся, сохранивый всечестне целомудрие. Радуйся, яко раб пред Господем по вся дни благочестно шествовавый. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Александр Куштский, прп. Описания иконы Александр Куштский, прп. - житие Преподобный Александр, игумен Куштский, Вологодский, родился около 1371 года в Вологде, в миру носил имя Алексей. Он был пострижен в Спасо-Каменном монастыре игуменом Дионисием Святогорцем, который ввел в обители Афонский устав. Здесь преподобный Александр прошел все виды послушания и строгого поста и был удостоен сана иеромонаха. Постоянно пребывал он в труде и молитве. Братия смотрела на него как на Ангела Божия, и это тяготило преподобного Александра. Тайно ночью он оставил монастырь и пришел на реку Сянжему, где был густой лес и озеро. Здесь он поставил себе келлию и проводил жизнь х молитве и крайнем воздержании. Но мало-помалу к нему стали приходить люди. Преподобный Александр ушел из этого места на берег Кубенского озера, на устье речки Кушты. Здесь в это время жил преподобный Евфимий (+ ок. 1465; память 11 апреля). Святой Александр предложил ему обменяться келлиями. Святой Евфимий согласился и при прощании оставил на благословение преподобному Александру свой крест. Тихая пусты[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 9 июнь (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3569.jpg:   Размер: 344x1200, 0.41 MPix, 80 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (196) , (6) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 3570.jpg:   Размер: 1018x525, 0.53 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (166) , (9) . Описание: [Вологда. XIX.] Господь Вседержитель с предстоящими вологодскими святыми (фрагмент). Икона. Вологда. XIX век. Храм св. Лазаря Четверодневного. Вологда. Файл 3571.jpg:   Размер: 682x1093, 0.75 MPix, 134 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (218) , (9) . Описание: Преподобный Александр Куштский. Первая половина XIX века. Материал, техника: масло, подгрунтовка, дерево, левкас, паволока. 158 х 64,8 х 2,6 см. Место создания: Вологодская губ. Усть-Кубинский районный краеведческий музей, Вологодская обл. Файл 33892.jpg:   Размер: 450x800, 0.36 MPix, 98 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (64) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1096

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Александр Куштский, Вологодский ( 1371 - 1439 ), игумен , преподобный Память 9 июня и в Соборе Вологодских святых В миру носил имя Алексей, родился около 1371 года в Вологде . Он был пострижен в Спасо-Каменном монастыре игуменом Дионисием Святогорцем , который ввел в обители Афонский устав. Здесь преподобный Александр прошел все виды послушания и строгого поста и был удостоен сана иеромонаха . Постоянно пребывал он в труде и молитве. Братия смотрела на него как на Ангела Божия, и это тяготило преподобного Александра. Тайно ночью он оставил монастырь и пришел на реку Сянжему, где был густой лес и озеро. Здесь он поставил себе келлию и проводил жизнь в молитве и крайнем воздержании. Но мало-помалу к нему стали приходить люди. Преподобный Александр ушел из этого места на берег Кубенского озера, на устье речки Кушты. Здесь в это время жил преподобный Евфимий Сянжемский (+ ок. 1465). Святой Александр предложил ему обменяться келлиями. Святой Евфимий согласился и при прощании оставил на благословение преподобному Александру свой крест. Тихая пустынь очень полюбилась преподобному Александру. Подойдя к озеру, он погрузил крест в воду и молил Господа, чтобы он собрал здесь ревнителей крестного пути. Спустя некоторое время к преподобному Александру пришел один старец, с которым он прожил 5 лет. Когда пришел третий брат, преподобный Александр решил устроить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой отправился в Ростов к архиепископу Дионисию (1418-1425) своему бывшему игумену, который благословил устроение храма. Однажды, когда в отсутствие Заозерского князя Димитрия Васильевича на его отчину напали татары , пятеро из них прискакали в Куштский монастырь . Преподобный Александр спокойно встретил их и осенил крестом. Татары пали, как мертвые, и пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный Александр не пробудил их от оцепенения Именем Живоначальной Троицы.

http://drevo-info.ru/articles/10839.html

К началу XX в. в монастыре было 2 храма: деревянный в честь Успения Пресвятой Богородицы (XVI в.) и двухэтажный (верхний - во имя прп. Александра Куштского, нижний - во имя свт. Николая Чудотворца, где у левого клироса под спудом покоились мощи прп. Александра Куштского). Успенская церковь была построена вскоре после пожара 1519 года. Деревянная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы одна из старейших в России. Крестчатый сруб храма завершен восьмериком под шатром с главкой, с запада окружен галереей на консолях. Рукава креста завершены кровлей бочкой. Перевезена в Спасо-Прилуцкий монастырь в 1960-х годах. Для богослужений не используется. Сохранился праздничный резной золоченый иконостас (ок. 1718) из Успенского храма с иконами вологодских мастеров XVI-XVIII вв., находящийся в Вологодском областном краеведческом музее. Использовалась информация из православной энциклопедии К вопросу о датировке храма Успения Пречистой Богородицы, находившейся в Александро-Куштском монастыре Успенская церковь Александро-Куштского монастыря относится к числу тех деревянных храмов Русского Севера, которые, к сожалению, до сих пор не стали объектом специального научного исследования. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в известных источниках она датируется 1519 годом. Датировка эта основана на сопоставлении с храмами, также не имеющими твердо обоснованной даты возведения. До настоящего времени во внимание не принимался тот факт, что храм 1519 года мог впоследствии быть перестроен или возведен заново, например, вследствие пожара или ветхости. Такие примеры известны во множестве в истории русского северного зодчества. Ряд особенностей облика Успенской церкви наводят на мысль о несколько более позднем времени возведения. Сходное предположение высказывал архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский, изучавший храм в 1922 году. Он датировал его рубежом XVI-XVII веков, произвел обмеры и составил проект реставрации Обратимся к наиболее характерным особенностям архитектуры этого храма.

http://sobory.ru/article/?object=05131

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Александр Куштский, прп. - житие Преподобный Александр, игумен Куштский, Вологодский, родился около 1371 года в Вологде, в миру носил имя Алексей. Он был пострижен в Спасо-Каменном монастыре игуменом Дионисием Святогорцем, который ввел в обители Афонский устав. Здесь преподобный Александр прошел все виды послушания и строгого поста и был удостоен сана иеромонаха. Постоянно пребывал он в труде и молитве. Братия смотрела на него как на Ангела Божия, и это тяготило преподобного Александра. Тайно ночью он оставил монастырь и пришел на реку Сянжему, где был густой лес и озеро. Здесь он поставил себе келлию и проводил жизнь х молитве и крайнем воздержании. Но мало-помалу к нему стали приходить люди. Преподобный Александр ушел из этого места на берег Кубенского озера, на устье речки Кушты. Здесь в это время жил преподобный Евфимий (+ ок. 1465; память 11 апреля). Святой Александр предложил ему обменяться келлиями. Святой Евфимий согласился и при прощании оставил на благословение преподобному Александру свой крест. Тихая пустынь очень полюбилась преподобному Александру. Подойдя к озеру, он погрузил крест в воду и молил Господа, чтобы он собрал здесь ревнителей крестного пути. Спустя некоторое время к преподобному Александру пришел один старец, с которым он прожил 5 лет. Когда пришел третий брат, преподобный Александр решил устроить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой отправился в Ростов к архиепископу Дионисию (1418 - 1425), своему бывшему игумену, который благословил устроение храма. Однажды, когда в отсутствие Заозерского князя Димитрия Васильевича на его отчину напали татары, пятеро из них прискакали в Куштскую обитель. Преподобный Александр спокойно встретил их и осенил крестом. Татары пали, как мертвые, и пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный Александр не пробудил их от оцепенения Именем Живоначальной Троицы. По смерти князя Димитрия его вдова, княгиня Мария, которая очень почитала преподобного Александра, пожертвовала на поминовение мужа село в пользу обители. Однажды она пришла в обитель и вошла в храм, где преподобный Александр, с обнаженной грудью, которую терзали насекомые, читал Псалтирь. Преподобный огорчился таким ее посещением и сказал: " Не следует тебе, княгиня, надзирать за нашим убожеством " . Княгиня смиренно просила прощения. Преподобный благословил ее, но сказал: " Корми свою нищету в доме " . Возвратясь, княгиня занемогла и приехала просить молитв о выздоровлении. Но преподобный Александр прозрел ее кончину и сказал: " Пусть готовится к той жизни " . Спустя 20 дней княгиня Мария скончалась.

http://pravicon.com/info-1689

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игумены Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря в честь Вознесения Господня, основанного Е. Наиболее ранним источником сведений о Е. служит Житие прп. Александра Куштского, первоначальная редакция к-рого была написана, по мнению В. О. Ключевского , ок. 1575 г. С. А. Семячко, исследовательница Жития, считает, что редакция, в к-рой повествуется о Е. (ред. B), была составлена в 1-й трети XVIII в. Эта редакция послужила главным источником Жития преподобных Александра Куштского и Е., сохранившегося в единственном списке 2-й пол. XVIII в.- ИРЛИ (ПД). Древл. Оп. 23. 322. Л. 14-30 (др. источником данного текста было Житие прп. Кирилла Новоезерского; см.: Карбасова Т. Б. Литературные источники Жития Кирилла Новоезерского//ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 365). Житие преподобных Александра Куштского и Е. было составлено в 1747 г. в Сянжемском мон-ре. О происхождении Е. ничего не известно (по предположениям авторов агиографических справочников XIX - нач. ХХ в., святой был уроженцем Вологды или Волока Ламского). Е. принял постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня монастыре на Кубенском оз. Отсюда он, стремясь к уединенному житию, ушел на р. Кушту на вост. берегу Кубенского оз., где поселился в «пустыне», построив себе «келейцу малу». Через нек-рое время, уступив Куштскую пуст. пришедшему сюда прп. Александру Куштскому († 1439), также постриженику Спасо-Каменного монастыря, Е. перешел на место подвигов последнего на р. Сянжеме (ныне Сямжена), близ оз. Шиченгского. Согласно Житию прп. Александра, «округ же того места блата, идеже дебри, непроходимо человеки», но невдалеке имелись и крестьянские поселения. Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Икона. 3-я четв. XVIII в. (ЦМиАР) Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Икона. 3-я четв. XVIII в. (ЦМиАР)

http://pravenc.ru/text/187778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 17.03.1371, Вологда - 9.06.1439, Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых). О жизни А. К. известно преимущественно из его жития, составленного предположительно иноком основанного А. К. мон-ря. Автор жития записал, что об А. К. он слышал «от отец своих» - монахов Савватия и Симеона, помогавших А. К. устраивать мон-рь. В нек-рых списках жития ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 300. Прим. 2) отмечены 20 чудес, совершившихся при гробе преподобного, последнее датируется 1575 г., на этом основании В. О. Ключевский считал, что житие было написано ок. 1575 г. Списков жития сохранилось немного, в основном XVII-XIX вв. (ГИМ. Увар. 422, XVII в.; ГИМ. Увар. 107, XVII-XVIII вв. и др.). Под 9 июня житие включено в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (РГБ. Троиц. 677, 1627-1632 гг.). Кроме того, об А. К. сообщает также «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. XVI в.). Алексий в юном возрасте пришел из Вологды в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. к игум. прп. Дионисию Греку (1389-1418; пам. 23 мая) и через неск. месяцев был им пострижен в монашество с именем Александр. Афонский устав мон-ря способствовал подвижнической жизни А. К. Строгой жизнью, послушанием, непрестанной молитвой он заслужил уважение братии. Ища уединения, А. К. удалился из мон-ря на сев. берег Кубенского оз., затем перешел на берег р. Сянжемы. Из-за близости своей кельи к деревням А. К. оставил и это место и ушел к устью р. Кушты. В 5 км от юго-вост. берега Кубенского оз. и в 4 км от с. Устья произошла его встреча с прп. Евфимием Сянжемским († 1465; пам. 20 янв., 11 апр.), к-рый уступил А. К. свою келью, а сам отправился на Сянжему, где построил ц. Покрова Богородицы и мон-рь. Вскоре на новом месте подвигов А. К. собралась братия. А. К. ходатайствовал перед Ростовским архиеп. Дионисием Греком (1418-1425), бывш.

http://pravenc.ru/text/64374.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010