Впоследствии, над гробом преподобного была сооружена церковь во имя чудотворца Николая. Куштский монастырь, под именем Александров – Успенский, существовал до 1764 года, в этом же году был упразднен. Св. мощи преподобного до ныне почивают под спудом, в Николаевской церкви, обращенной в приходскую. Июня 12-го Вологодская церковь совершает память преподобных Авксентия и Онуфрия. Из кратких, сохранившихся сведений известно только, что преподобные Авксентий и Онуфрий Вологодские, основали в 1499 году, пустынь и церковь во имя Живоначальной Троицы, в Грязовецком уезде, в 35 верстах от города Вологды. Пустынь называлась Перцовой. Она упразднена в 1764 году. Св. мощи преподобных поныне почивают под спудом, в церкви Св. Троицы, обращенной в приходскую. Житие преподобного Стефана Озерского или Комельского Преподобный Стефан родился в Вологде. Отец его служил при дворе потомков князей Ярославских, у княгини Софии Бородатых. В доме благочестивых родителей, своих преподобный Стефан научился грамоте и много упражнялся в чтении Божественных книг. Придя в возраст, преподобный пожелал оставить мир и постригся в монаха в Глушицком Покровском монастыре. Пробыв здесь несколько лет, преподобный пошел странствовать по пределам новгородским, пожил некоторое время в Тихвинском Богородицком монастыре, и чувствуя в себе довольно духовной силы для безмолвного отшельничества, по обычаю тружеников того времени, решился поселиться в уединенной пустыне. Непроходимые, лесные дебри в Вологодских пределах были особенно возлюблены великими подвижниками. Туда направился и преподобный Стефан и у истока реки Комелы, на берегу Комельского озера, поселился в небольшой келии и поставил часовню, во имя Святителя Николая Мирликийского, икону которого принес с собою. Более двух лет провел преподобный в совершенной безызвестности. Чтобы изобразить весь подвиг его отшельнической жизни укажем только на его воздержания. Преподобный принес с собою не более двух пудов хлеба и только питался этим количеством, в течение более двух лет, но когда два зверолова, сбившейся с известной им, в лесу дороги, случайно обрели преподобного, то у него еще оставался некоторый запас хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он то же, что и Михайловский. Ефремовская Преображенская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Тульской Епархии в городе Ефремове. Соборная церковь этой пустыни в 1764 году обращена в приходскую города Ефремова . Евфимиев или Спасо-Евфимиев монастырь Мужской, Вологодской Епархии, с 1764 года упразднённый и обращённый в приходскую церковь . Находился в Кадниковском уезде на реке Сянжеме от Вологды к северу по Архангельской дороге в 120 вёрстах. Избирателем сего места был прежде Преподобный Александр Куштский, уединённо там живший несколько времени; а основателем сего монастыря был Преподобный Евфимий, живший до того на реке Куште близ Кубенского озера и местом своим поменявшийся с Преподобным Александром. Оба сии Преподобные жили в начале XV века, а потому и начало монастырей их должно отнести к сему же времени. Спасо-Евфимиев монастырь так назван по Спасской Вознесенской церкви, первоначально построенной, и по основателю своему Преподобному Евфимию, которого и мощи там под спудом почивают, а также и преемника его Преподобного Харитона, скончавшегося 7017 года, Апреля 11. До Штатов за монастырём сим было 530 душ крестьян и настоятельство Игуменское. Ныне там один священник с клиром, имеющий в приходе несколько окрестных селений. Евфимиев или собственно Евфимиин монастырь Новгородский упразднённый девичий. Находился в Великом Новгороде на торговой стороне, в Никольском Плотническом конце, на правом берегу реки Волхова, от кремля вниз по течению в одной версте. Основан этот монастырь в 6705/1197 году Архиепископом Новгородским Мартирием, а потом в 6923 году после пожара, бывшего в Новгороде и истребившего этот монастырь, возобновлён при Архиепископе Иоанне. Но и после того в 7029/1521 году паки весь выгорел, а когда и кем возобновлён, неизвестно. В 1615 году при описи Новгорода, после Шведского разорения, была в нём одна только церковь с трапезой и приделом. Около половины XVII столетия паки возобновлён этот монастырь и были в нём Здания следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

•  Спасо-Каменский монастырь находится на острове Кубенского озера. Это одна из древнейших обителей на Русском Севере — основана в XIII в. при Иоанне Калите, пользовалась покровительством белозерских князей. Во времена св. Димитрия Донского (память его 19 мая) настоятелем был поставлен св. Дионисий Святогорец, введший здесь Афонский устав.  •  Основанный преподобным Покровский монастырь находится в 23 верстах от г. Кадникова (Сокольский р-н Вологодской обл.), в 4 верстах от этой обители — Сосновецкий Дионисиево-Глушицкий монастырь. Управлялись эти монастыри одним игуменом, духовно окормлялисъ Ростовским епископом, ныне эти места — святые памятники в Вологодской епархии.  •  Св. Дионисий был прославлен на Московском церковном соборе в 1547 г. при свт. Макарии. Жизнеописание преподобного составлено иноком Иринархом Преподобный Александр, игумен Куштский (+ 1439) Память его празднуется 9 июня в день преставления Прп. Александр, в миру Алексий, был уроженцем города Вологды и поступил в юности в Спасо-Каменный монастырь, что на Кубенском озере, при игумене Дионисии Святогорце. Избегая похвалы человеческой за свои подвиги, он оставил монастырь и поселился на реке Сянжеме, которая протекала в глухом лесу среди болот. Но и там нашли его миряне, и он ушел еще дальше — на реку Кушту, туда, где она впадает в Кубенское озеро. Там он нашел отшельника-инока Евфимия (память его 20 янв.). Подвижники обрадовались друг другу и ради безмолвия решили обменяться пустынями: прп. Евфимий ушел на Сянжему, а Александр остался на Куште. Рядом со своей кельей прп. Александр воздвиг большой крест.  Вскоре к нему пришли два ученика, Савва и Симеон, которые и были его единственными сподвижниками до самой его кончины. Тогда бывший настоятель прп. Александра, архиепископ Ростовский Дионисий (память его 23 сент.), в епархии которого находилась пустынь, благословил его соорудить церковь во имя Успения Божией Матери и снабдил его иконами, книгами и всей богослужебной утварью. Местный князь Димитрий Васильевич Кубенский и супруга его, княгиня Мария (родители прп. Иоасафа, память которого 10 сент.), благотворили бедной Куштской обители. Но во время набега татар князь Димитрий был убит при защите Ярославля; пятеро татар прискакали к пустыни прп. Александра, но преподобный спокойно вышел к ним навстречу, осенил их крестом, и татары упали мертвыми. Преподобный же воскресил их именем Святой Живоначальной Троицы и отпустил с миром. После этого овдовевшая княгиня Мария посетила Куштскую пустынь. Преподобный не ожидал ее, и, когда она вошла в церковь, он молился, полуобнаженный и терзаемый комарами. Сильно огорчился старец и сказал ей: «Не подобает тебе, княгиня, наблюдать втайне наше странничество!» Она же испросила у него прощения, и старец посоветовал ей не оставлять своего дома и у себя творить милостыню и кормить нищих. За 20 дней до ее кончины прп. Александр послал предупредить ее о ее грядущем исходе. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Несмотря на то что местное почитание началось до XVIII в., изображений М. ранее XIX в. не обнаружено. В иконописном подлиннике содержится описание облика святого: «Сед, брада меньше Власиевы, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 154 об., под 13 мая; 20-е гг. XIX в.). В ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого мон-ря в дер. Покровское Вологодской обл. справа от царских врат находится икона «Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие» (XIX в.) с гробницы этих святых. Преподобные изображены традиционно для надгробного портрета - в рост, с закрытыми глазами; М.- в центре. В отличие от святых Тарасия и Феодосия, руки к-рых сложены на груди крестообразно, правая поверх левой, М. правой рукой благословляет, на приложенной к сердцу левой руке - лествица. Он изображен средовеком с темными вьющимися волосами, лежащими на плечах, и с короткой округлой бородой также без проседи, облачен в мантию, темную рясу, епитрахиль вишневого цвета. Образ М. не был включен в композицию икон Собора Вологодских святых до XIX в. Так, на иконе «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» (ВГИАХМЗ), написанной в 1778 г. московским иконописцем Лазарем Климовым Ершовым и мастерской, образ М. отсутствует. Тогда как на иконе кон. XIX в. «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми» (ц. св. Лазаря Четверодневного в Вологде) М. изображен крайним во 2-м ряду левой группы святых как седовласый старец, в коричневой мантии, в схиме, куколь опущен на плечи ( Рыбаков. 2014. Ил. 64). Образ М. входит в состав Собора Глушицких святых. Так, на изображении «Святые преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие» (опубл. в кн.: Филарет (Гумилевский). Жития святых. Окт. СПб., 1892. С. 133) М. изображен фронтально, с поднятой правой рукой и раскрытой ладонью, в опущенной левой - лествица, его голова не покрыта, борода короткая, щеки впалые; М. в мантии, в схиме, куколь опущен на плечи. Образ М. представлен в галерее русских святых работы художников иеродиаконов Паисия и Анатолия в ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., роспись поновлена в 70-х гг. ХХ в., ок. 2010), в группе с преподобными Тарасием Глушицким и Александром, игум. Куштским. М. первый в ряду изображен в профиль с чуть склоненной головой, с седой бородой клиновидной формы, на нем зеленые мантия и епитрахиль, на голове куколь.

http://pravenc.ru/text/2561290.html

К приведённым нами выше святым в нашем списке последних на основании списка Евгениева должно быть прибавлено ещё значительное количество местных Вологодских святых. В хронологическом порядке жизни эти святые суть следующие. Александр Куштский, основатель упразднённого Александрова (по его имени) Успенского Куштского монастыря, который находился в Кадниковском уезде, в 40 верстах к северу от Вологды, скончавшийся 9-го Июня 1439-го года. Филипп Рабанский, основатель упразднённого Рабанского Спасопреображенского монастыря, который находился в Вологодском уезде, на реке Сухоне, в 32-х верстах к северо-востоку от Вологды, живший в середине XV столетия (память 15-го Ноября). Леонтий, юродивый Устюжский, живший в XV столетии (память 18-го Июня). Харитон Сянжемский, игумен упразднённого Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря, который находился в Кадниковском уезде, в 120 верстах к северу от Вологды, скончавшийся 11-го Апреля 1509-го года. Иннокентий Охлебинин, ученик преп. Нила Сорского , основатель упразднённого Иннокентиева (по его имени) Спасопреображенского монастыря, который находился в Грязовецком уезде, в 12-ти верстах от Грязовца, скончавшийся 19-го Марта 1511-го года 1779 . —8— Иоанн, в монашестве Игнатий, сын Угличского князя Андрея Васильевича, заточённый дядей вел. кн. Иваном Васильевичем в Вологодский Прилуцкий монастырь и скончавшийся здесь 19-го Мая 1522-го года. Лаврентий, ученик Корнилия Комельского и второй преемник его на игуменстве в Комельском монастыре, скончавшийся 1й-го Мая 1547-го года. Симон Сойгинский, основатель упразднённой Спасопреображенской Сойгинской пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде, в 75-ти верстах вверх от Сольвычегодска по реке Вычегде, скончавшийся 24-го Ноября 1562-го года. Антоний, епископ Вологодский, поставленный из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря в 1586-м году, скончавшийся 26-го Октября 1588-го года. Вассиан Тиксненский, основатель упразднённой Тиксненской Спаса Нерукотворенного пустыни, которая находилась в Тотемском уезде, в 50-ти верстах к западу от Тотьмы, скончавшийся 12-го Сентября 1633-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. Основа всего сооружения, сруб и шатер, в основном еще достаточно прочен и оснований для опасения его обрушения в ближайшие годы не имеется. Предварительные выводы обследования: учитывая высокую художественно-архитектурную ценность памятника и то, что он находится в труднодоступной местности, связанной с другими населенными пунктами только проселочной дорогой через болото, и в крайне неблагоприятном окружении, было бы наиболее правильным перевезти его (с одновременной реставрацией) в ближайший комплекс памятников архитектуры, доступных для массового музейного показа. В октябре 1959 года Главное управление культурно-просветительских учреждений Министерства культуры РСФСР ознакомилось с предложением перенести памятник архитектуры бывшую церковь Успения 1540 года из Местечка Александрово Вологодской области на территорию бывшего Прилуцкого монастыря в с. Прилуки Вологодского района, и запросило у управления Культуры Вологодского облисполкома и главного архитектора Вологодской области предоставить общий топографический план указанной территории, с показанием на нем места предполагаемого расположения памятника, с объяснением как будет оформлен южный фасад, чтобы новая территория расположения памятника позволяла свободное обозрение его со всех сторон. В декабре 1959 года из Главного управления культурно-просветительских учреждений Министерства культуры РСФСР поступило предложение организовать в Вологде специальную территорию для комплексного размещения на ней переносимых памятников и там разместить церковь Успения, т.к. выбранное место в Спасо-Прилуцком монастыре «слишком затеснено» и «не удовлетворяет вышеуказанным условиям». Одновременно было сделано предложение о переносе памятника в Кирилло-Белозерский монастырь. 30 августа 1960 года памятник поставлен на государственную охрану. В 1962 году Успенская церковь была перевезена на охраняемую территорию реставрируемого тогда Спасо-Прилуцкого Дмитриева монастыря. Перед разборкой и перевозкой ее обследовал архитектор ЦНРМ Б.В. Гнедовский. Непосредственно разборку и перевозку осуществили реставраторы Центральных научно-реставрационных мастерских Госстроя РСФСР. Предварительно 30 марта 1962 года из иконостаса были извлечены 58 икон, они были пронумерованы в соответствии с порядком их размещения и оставлены на время в продуктовом складе Усть-Кубинского дома инвалидов.

http://sobory.ru/article/?object=61920

Вологодской губернии: муж, монастыри: – 1) авнежский троицкий, 2) антониевская п., 3) арсеньева масленская, 4) архангельская под болотом или подболотная, 5) бабозерская николаевская 6) борисоглъбская пуст., 7) белявинская богоявленская или маркова введенская 134 , 8) верхомоломская спасониколаевская, 9) верхопежемская пуст., 10) верхосицкая, 11) верхотерменский, 12) воломская симонова пуст., 13) вондожская пуст., 14) голубинская рождественская пуст., 15) дружининский зосимо-саватиевский м. 16) дунилова богородицкая, 17) дюдикова предтеченская п., 18) евфимиев, 19) заозерский введенский, 20) зосимосавватиевская великоустюжская, 21) зубовская николаевская пуст., 24) ильинский вологодский, 23) иннокентиев спасопреображенский, 24.) кайсаровский троицкий герасимов, 25) спасокаменный , 26) дедова троицкая , 27) катарминский или катромский николаевский, 28) коптева сретенская пуст., 29) кохтынский иоаннобогословский, 30) крестогорский тиханов, 31) коряжемский, 32) куштинский или куштский александровский 33) дальский архангельский, 34) маркушевский николаевский, 35) мокрая николаевская пустынь, 37) александро-коровенская пуст., 38) нуромский спасопреображенский, 39) озерский николаевский-комельский, 40) перевисьевский покровский, 41) перцова троицкая пуст., 42) песочный успенский, 43) печенский спасский, 44) печенский грязовецкий спасопреображенский, 45) печорская троицкая пуст., 46) подольный успенский, 47) покровский глушицкий, 48) преображенская кубеницкая или кубенская, 49) рабанский спасопреображенский монастырь или спасская на Шухе. п., 51) репная спасская, 52) рябинина п., 53) святолуцкий, 54) соезерская троицкая пуст., 55) сойгинский преображенский , 56) спасская капитоновская пуст., 57) стефановская вотчинская пуст., 58) темгов троицкий, 59) теплогогорская богогодицкая пуст., 60) тикененская спаса нерукотворного пуст., 61) ульяновская пуст., 62) усть-недумский, 63) Устюжский троицкий, 64) устьвимский архангельский, 65) христофорова богородицкая цуст., 66) цилибинская арганиельская, 67) цывенскаях николаевская пуст., 68) троицкий гледеной, 69) борисоглебская на глебове пустынь 135 , 70) троицкая что на чевце пуст. 136 , 71) троицкий крестовоздвиженский 137 , 72) спасогорский белоезерский и 73) воздвиженский вологодский. Женские монастыри – 1) сольвычегодский сретенский, 2) тотемский богородицкий, 3) никольский 138 , и 4) устюжский преображенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Дионисия, который в то же время, был замечательно искусный книгописец, ковачь и одеждоделатель. Житие преподобного Александра Куштского Преподобный Александр, в миру Алексей, был родом из Вологды, но имена родителей его и мирское звание их неизвестны. Однажды, в бывший Спаса – Каменный монастырь, что на Кубенском озере, пришел никому неведомый юноша, и со слезами просил игумена монастыря Дионисия постричь его в иноки. Желанье это было высказано столь искренно и трогательно, что игумен, не смотря на юные лета пришельца, оставил его в монастыре, и по прошествии некоторого времени постриг в монахи. Юноша этот был преподобный Александр, Много лет пробыл преподобный в обители и житье его, как образец иноческих добродетелей, прославило имя его. Но уваженье, которое оказывала ему братья, смущало смиренье и кротость преподобного. Постоянно помышляя лишь, о том, чтобы провести жизнь свою в совершенной безвестности, преподобный Александр, тайно оставил Спаса – Каменный монастырь и пошел на реку Сянжему. Там полюбилось преподобному одно дикое, болотистое место. Он поставил на нем небольшую келью и в ней, в непрестанной молитве и пощении, стал проводить многотрудное, отшельническое житье свое. Но и здесь не достиг желанья своего великий подвижник. Благочестивые жители окрестных мест, узнав о житии Богоугодного инока, стали приходить к нему за благословеньем. Тогда преподобный Александр услышав, что близ Кубенского озера, на реке Куште, спасается преподобный отец Евфимий, оставил свою келью, пришел к преподобному Евфимию и умолял его поменяться пустынножительствами. Преподобный Евфимий, по смирению своему, не осмелился не исполнить желанья преподобного Александра, благословил его честным животворящим крестом и удалился в келлию сооруженную преподобным, Александром. Такой обмен келий, конечно, совершался по указанию и по воле Божией, ибо наступало время, когда Господу угодно было, благодатью своею прославить ищущих безвестности иноков Александра и Евфимия. Когда преподобный Александр поселился в келии Евфимия, сердце его исполнилось желаньем построить на месте своего водворения церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и обитель под Ее всесильным покровом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, не словом, а житием поучаяй. Радуйся, нетления вечности искателю. Радуйся, непостижимыя славы святых в Небеснем Царствии обладателю. Радуйся, струе, напаяющая благочестием Церковь. Радуйся, свещниче, непрестанным благочестием сияяй. Радуйся, светильниче, любовию к Богу и ближним светяй. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 7 Хотя обещание Богу исполнити, преподобне, приял еси путь ко епископу града Ростова и от него благословение приим, возвратился еси в путь свой, и достиг места к сооружению обители на брезе Кушты реки, водрузил еси крест Богу с радостными слезами воспевая: Аллилуиа. Икос 7 Новыя слезы радости и благодарения Богу излиял еси преподобне отче, поставив кущу пребывания своего ради и водрузив крест на месте сооружения храма, егда с коленопреклонением и слезами моляся, рекл еси: «Благословен Бог, иже показа место, идеже вселюся в век века». Сего ради вопием ти: Радуйся, древним общежития начальником уподобивыйся. Радуйся, истинный Богу поклонниче. Радуйся, великий Его угодниче. Радуйся, делателю винограда Христова неленостный. Радуйся, благий и верный Его рабе. Радуйся, данный ти благочестия талант возрастивый. Радуйся, вмале быв верен, над многими ныне поставленный. Радуйся, горлице пустыннолюбивая. Радуйся, древо при исходящих вод насажденное. Радуйся, грядущая, яко настоящая предрекий. Радуйся, душевныма очима выну Господа созерцавый. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 8 Странно бе видети, како убогий старец един обитает в непроходимей пустыни, презирая видимыя и невидимыя враги и обитель создати тщится. Мы же очима нашима вся по воли Бога совершаема зряще, благодарственно Ему вопием: Аллилуиа. Икос 8 Весь, пречудне Александре, телом и душею посвятился еси Богу, пребывая в непрестанных трудех и молитвах, постех и бдениих, и имея по Бозе велию веру и любовь к Заступнице рода христианскаго, Пречистей Деве Богородице, и во имя славнаго Оныя Успения помыслив создати церковь, абие потекл еси ко епископу града Ростова Дионисию. Мы же столь далекий путь зряще, сретаем тя сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Уздринская пустынь в Шенкурском уезде при Шенкурском Свято-Троицком монастыре. Уздринская, иначе называемая Уздренгская, женская пустынь находится в Липовской волости; в 112 верстах от города Шенкурска на юго-запад. Она расположена в довольно красивой местности при впадении реки Уздры в реку Тую. Основание этой пустыни относится к XVII веку, а точнее – к 1646 году, когда упоминается строитель ее Сергий. При введении монастырских штатов в 1764 году пустынь была упразднена. В настоящее время она приписана к Шенкурскому Св.-Троицкому монастырю. В ней имеется один храм в честь рождества св. Иоанна Предтечи. Вологодская губерния Обителей мужских 28, женских 5. Мужские обители Александро-Куштский Успенский монастырь в Кадниковском уезде. Александро-Куштский монастырь находится в 43 верстах от уезднаго города Кадникова и в 8 верстах от Спасо-каменного монастыря на восток. Он расположен на правом низменном берегу реки Кушты в 2 верстах от впадения ее в реку Кубену. Местность здесь луговая и болотистая, окаймленная густыми хвойными лесами, среди которых в безмолвном уединении приютилась Куштская обитель. Время основания монастыря относится к XV веку. Обитель возникла стараниями, неусыпными трудами и горячими молитвами прп. Александра Куштского, долгое время подвизавшегося здесь (ск. в 1439 г.). Деятельную поддержку новооснованная обитель нашла в лице князей Димитрия и Симеона, владевших Заозерской вотчиной вокруг Кубенского озера. Тем не менее, по причине своего неблагоприятного местоположения, монастырь никогда не отличался материальным благосостоянием. Поэтому при учреждении монастырских штатов в 1764 г. он был закрыт и обращен в приходскую церковь . А в 1833 году он был приписан к Спасокаменному монастырю, в ведении которого состоит и поныне. Храмов в обители два. Один древний деревянный храм, в честь Успения Божией Матери, построенный в половине XVI в., после пожара, истребившего почти все монастырские строения. В высоком старинном иконостас находится много древних икон. Рядом с этим храмом находится двухэтажная церковь : вверху во имя прп. Александра Куштского, внизу – во имя Николая Чудотворца. В верхнем храме на месте левого клироса стоит пустая гробница (кенотафий) над мощами прп. Александра, которые покоятся в нижнем храме под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010