Да благословит и да хранит тебя Бог. Нежно целую, твой искренне преданный, любящий, верящий и верный старина, Ники Волфсгартен, 27 августа 1894 года, письмо А-85. Мой родной дорогой Ники, Я только что пришла в мой домик. Воздух прекрасный, звезды ярко сияют. Мы играли за большим столом в глупые игры. Наш визит во Фридрихсгоф был очень успешным… Но дороге туда мы увидели Луизу и Филиппа… так что мы взяли их в нашу карету, потому что они тоже ехали к тете Вики. Она была забавнее, чем когда-либо, дергала свои кудряшки и рассказывала смешные истории. Это так сильно напомнило мне Кобург… Люсси была во Фридрихсгофе, и это было хорошо, так как в этом году я еще ее не видела. Я долго играла с ее милым, но некрасивым ребенком — он все время так спокойно вел себя у меня на руках и на коленях. Выразить не могу, как я обожаю детей. Эрни всегда надо мной смеялся, когда во Швальбахе я знакомилась с малышами, родителей которых совершенно не знала. Тетя Вики была очень дружелюбна и добра, но сперва, конечно, прочитала мне лекцию по поводу того, что я ее не навещаю… У нее есть такие великолепные старинные вещи, в основном итальянские, но она очень боится, чтобы что-нибудь не испачкали, и поэтому там едва осмеливаешься где-нибудь присесть… …Как забавно, что ты крестил внука Евгения! Невероятно, но он уже дедушка… Не верю, что ты неуклюж, когда держишь детей, это только в твоем воображении, они должны тебя любить. Могу себе представить, с каким нетерпением твой дорогой Отец стремится уехать. Надеюсь, с Божией помощью перемена воздуха и отдых пойдут ему на пользу. Пожалуйста, передай ему самый нежный привет от меня. Спасибо, что ты послал мне вырезку из газеты. Крепко обнимаю и нежно благословляю, вечно дорогой Ники… Твоя глубоко преданная, вечно любящая невеста, Аликс Петергоф, 13/25 августа 1894 года, письмо Н-76. Моя бесценная, дорогая Аликс, Много горячих благодарностей за два твоих дорогих письма, которые я с таким нетерпением ждал. После ланча я помчался в свой домик и нашел их лежащими на столе! Не могу тебе выразить, как глубоко я был тронут, читая и перечитывая твои наполненные любовью письма! Но как ты, Солнышко мое, могла задать мне такой вопрос: не боюсь ли я брать тебя в жены? Что делало меня все эти годы таким несчастным, если не страх потерять тебя навсегда? О! Такой ужасный кошмар!!! Я также могу сказать: “Горе тому человеку, который осмелился бы отнять у меня мое сокровище — будь он даже моим лучшим другом, я не знаю, что бы я с ним сделал!” И сейчас, когда ты моя и я полностью уверен в твоей любви, разве я не счастливейшее создание во всем мире? Я даже не думаю, что ты можешь чувствовать такое же блаженство, что и я — потому что оно глубже, чем океан с ясным голубым небом над ним! Всю свою жизнь я буду благодарить Бога за великий дар, который Он мне дал.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

Великолепное утро, Алиса уехала кататься верхом, Эрни пишет, остальные гуляют. Я на диване, в новом легком розовом платье; через широко открытое окно светит солнце. Плещет фонтан, щебечут птицы, воздух свежий – обычное осеннее утро, но все так радуются солнцу после этих дождей… Ага, я слышу, как маленькая Алиса торопится вернуться домой, чтобы успеть на свои уроки. Прошлой ночью погода была такая замечательная, что мы ехали домой со станции в открытой карете. Ярко светила луна и горели звезды, и все выглядело так красиво! Как бы я хотела, чтобы ты сейчас сидел рядом со мной в моей маленькой комнате. Так одиноко без тебя… вдали кашляет старый садовник, очищая граблями дорогу. Вот бы ты соскользнул ко мне с этого солнечного луча. Да, вчера на час приезжал профессор Телль, он был добрым и милым, так что я успокоилась… Просто стыд сидеть дома в такое прекрасное утро, но что может сделать такая хромоножка? Я должна удовлетвориться тем, что лежу у открытого окна, а солнечный луч падает на мои бумаги – он милостиво убрался с моего лица. У меня над головой висят две картины, которые мне очень нравятся: “Первые слова любви” и “Новобрачные”, вторая лучше… Бюстик, изображающий тебя ребенком с милыми кудряшками, стоит в одной из твоих комнат – мне бы хотелось тоже иметь что-нибудь подобное…! Ну пока, миленький мой, мой вечно дорогой Ники – твое нежно любящее и преданное Солнышко, Аликс. Беловежа, 1/13 сентября 1894 года, письмо Н-97. Мое дорогое Солнышко, Мне не хватает слов, милая, чтобы достаточно отблагодарить тебя за те два прелестных письма, которые как раз сейчас пришли. Как прекрасно ты украсила свое письмо 100 – надо же, сколько их уже, и горе мне, я так отстал. О! Девочка моя, как хорошо, что ты так много написала своему мальчику, который чувствует гораздо сильнее, чем может выразить. Спасибо тебе также за твое милое письмо 101). Я прихожу в такое волнение, когда мне приносят твои письма, и не знаю, чего бы только я не отдал, чтобы полететь к тебе и покрыть жадными, горячими и любящими поцелуями твое милое лицо.

http://pravmir.ru/perepiska-nikolaya-i-a...

Так-то и жили люди. А у меня к обыденным чувствам примешалась ещё и мечта: любо было взглянуть на одну необыкновенную для сердца особу. Звали её Нелли Багрий, дипломированный инженер-конструктор нашего отдела, сидит напротив меня, и разделяет нас только проход. Стараюсь сдерживать своё любопытство, тупо поглядываю, казалось бы, равнодушно. Но, видно, женское сердце - вещун, Нелли почувствовала затаённую жадность в моих глазах и ответила очаровательной улыбкой. Приятно переглянуться, поздороваться утром и снова за чертёж. Но чертёж чувств проявляло воображение, а оживлял его тревожный сон. Бывало, лежу в летнем домике на Огородном, отделанном моим отцом, а всё её повторяю имя - мило мне. Даже стишок нацарапал белый, без рифм. «Без тебя, мой друг, в ночи долгие, Молодая грудь тоской полнится, Золотая мечта отпугнула сон, Раскалённым кольцом давит заживо!». Незаметно подложу Багрий на стол, пускай потешится. Но не такова была Нелли, не нахмурилась, а лишь заметно повеселела. И всё же заметили мои наставники, что в душе юного их слушателя что-то происходит. Кудряшов на очередной прогулке, как бы между прочим заметил: пора вам одну сказочку пересказать. Называется она «Юлия, или Встречи под Новодевичьим». Спрашиваю, да где же её взять? Отвечает: трудно, почти недоступно. И, встрепенувшись, добавил: «Вы же читатель в Доме Пашкова, можно сказать, в дворцовом зале сидите, среди хрустальных люстр и жирандолей. Так вот по соседству находится корпус, а в нём Отдел редкой книги, где эту книжку и обрящете. Она без указания Александра Чаянова, подлинного автора повести. Для отвода глаз там на титуле выведено: «Романтическая повесть, написана Ботаником Ха», Москва 1928. Такой подвох и спас книжку от уничтожения, не тронули. Всё чаяновское извели, а «Ботаник Ха» уцелел. Прочтите, и в следующее свидание в Новодевичьем поговорим. Взял в Отделе редкой книги Романтическую повесть, напечатанную Ботаником Ха в Москве в 1928 году, и тоненькая книжка меня, юношу, потрясла остросюжетной мистикой, с призраками и наваждениями, отсылкой к реальным историческим лицам описываемой эпохи, поражал и язык изложения - энергичный, изящный. Читал полный воскресный день, тогда библиотеки оставались открытыми и в выходные. Александр Чаянов стал моим кумиром, но где взять что-либо ещё из его писаний? Мои наставники, кажется, и сами не знали. Их глухие ответы на мои слишком дерзкие вопросы подсказывали: лучше не любопытствовать, а косвенно собирать сведения, что попадётся по старым и доступным библиографическим указателям. Карточки «пропалывались» цензурой, а это признак верный - писатель запрещён. Как раз такие-то потаённые имена и начинали разжигать мою библиофильскую страсть.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/08/...

В тот день в Вырице были паломники из Новгорода. Когда я была у могилки, один из них поинтересовался: «Почему не берете земельку?» Я поправила свечи, прижала руки к батюшкиной могилке и некоторое время перебирала земельку больными пальцами. У меня была одна мысль: «Батюшка, помоги!..» Через два дня боли прошли навсегда. «Подарок от преподобного» В творчестве фотохудожника Людмилы Сергеевны Ивановой отражены особые, сокровенные, моменты жизни Святой Руси. Это трогательные картины, пронизанные незримым светом, тихой радостью и несомненной любовью. По богоугодным трудам своим получила Людмила Сергеевна подарок от преподобного Серафима Вырицкого . ... 3 апреля 1999 года. Закончилась панихида на могиле батюшки. Отсняв пленку и зарядив другую, я осталась стоять у деревянной оградки. «Простите, вы – фотограф?» – спросил незнакомый мужчина благообразной внешности. «Да», – ответила я. «Можно подарить Вам “Зенит” со сменными объективами?» – спросил он. «Спасибо, у меня это есть», – отказалась я от подарка. «...А широкоугольник 20 мм нужен?» – «Тоже есть, – кивнула я и спросила, – А почему вы мне все это предлагаете?» «Просто я бывший фотолюбитель, но уже давно не занимаюсь фотографией». Он помолчал, потом тихо вздохнул: «Ну, чем же мне перед батюшкой Серафимушкой отличиться?» Снова спрашивает: «...А объектив “Рыбий глаз” тоже у вас есть?» Я засмеялась и призналась, что давно мечтаю о такой оптике. «Вот я вам его и подарю!» – обрадовался мой собеседник. После небольшой паузы он пытливо спросил: «И фоторужья нет?» «Нет!.. Вообще это дорогие объективы, их можно продать», – посоветовала я, но мужчина отрицательно покачал головой. Попросив оставить телефон, он попрощался. Через неделю я позвонила подруге (я дала номер ее телефона, так как своего в Вырице не имела). Она сообщила, что для меня оставлен тяжелый пакет. Когда я открыла пакет, в нем лежали два совсем новых объектива и записка со скромной надписью: «Александр». «Блаженны милостивые...» «Господь отвел руку убийцы» О чудесном случае небесного заступления отца Серафима Вырицкого , который произошел незадолго до прославления вырицкого старца, рассказывает Валентина Яковлевна Давыдова.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Конфессии Латвии обеспокоены предложенными поправками к Уголовному кодексу 15 февраля 2007 г. 16:03 В Риге состоялось очередное заседание Совета по духовным делам, которое провел премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис. Во время заседания глава Кабинета министров, министр юстиции и главы крупнейших христианских конфессий обсудили ряд серьезных вопросов, в том числе и поправки к Уголовному закону. Как сообщает официальный сайт Латвийской Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЛЕЛЦ), во встрече приняли участие предстоятель Латвийской Православной Церкви митрополит Александр (Кудряшов) , глава ЛЕЛЦ архиепископ Янис Ванагс, глава Римско-Католической Церкви Латвии кардинал Янис Пуятс и другие. Поводом для встречи послужили два события. Во-первых, такие встречи Совета по духовным делам предусмотрены уставом раз в квартал, а последнее заседание прошло 14 июля 2006 года. Во-вторых, священнослужители обеспокоены двумя грядущими событиями — поправками к Уголовному закону Латвийской республики, а также реорганизацией Управления по делам религии. «Нас тревожат предстоящие изменения в Уголовном законе, поскольку мы видим, что из него предусмотрено исключить ответственность за поругание и унижение религиозных чувств. Это напрямую задевает жизнь и интересы Церкви. Юридическое бюро сейма неоднократно нам объясняло, что при разработке поправок, которые касаются общественных организаций, нужно учитывать и их мнение. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что с Церковью такие переговоры не велись», — говорится в письме, направленном от имени Совета по духовным делам премьеру. Как уже сообщалось, в ближайшее время на рассмотрение латвийского парламента будет вынесен законопроект об изменениях в Криминальном кодексе. Если эти изменения вступят в силу, возможна уголовная ответственность, например, даже за критику образа жизни представителей сексуальных меньшинств. Поправки, по мнению их авторов, необходимы для того, чтобы каждый житель Латвии мог чувствовать себя уверенно и был бы уважаем, несмотря на пол, возраст, социальное положение, политическое убеждение, сексуальную ориентацию, религию, расу, национальность или какое-либо другое различие. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/197327.htm...

Драматург Александр Островский, актер и мемуарист Иван Горбунов и Аполлон Майков (фото 1860-х годов) И эти великовозрастные дети, задевая друг друга своими «хотелками», тупо настаивая на своей стопроцентной правоте, не желая понять внутренний мир другого человека, устраивают вокруг себя ад. То самое «темное царство», о котором писал Добролюбов. Вздорный купец Дикой поедом ест домашних и своих наемных работников, старуха Кабанова шпыняет сына, невестку и дочь, сумасшедшая барыня запугивает своими бреднями окружающих... Но и жертвы их подчас не лучше. К примеру, молодой приказчик Дикого Ванька Кудряш — это в будущем точно такой же самодур. Варвара, дочь Кабанихи, беспринципна и цинична, и легко предположить, что с годами она перещеголяет мамашу. Безвольными, вялыми Борисом и Тихоном помыкают, а их это устраивает, потому что так проще — не надо напрягаться и что-то решать самостоятельно. И конечно, главная героиня, Катерина. Мне она из всех героев показалась самой младшей психологически. Лет на семь-восемь тянет, не больше. Крайне наивная, крайне внушаемая, без внутреннего стержня, нервная, боязливая... в общем, обычная такая девочка с особенностями психического развития. Еще не патология, но где-то рядом. Ну какой из нее луч света? Она — органическая часть того самого темного царства, которое потому и темное, что его обитатели не доросли до света. А сюжет драмы — что это, как не буллинг в детском коллективе? Есть классический лидер травли, свекровь Кабаниха. Есть подручный — муж Катерины Тихон. Есть провокаторы — Варвара и, в еще большей степени, сумасшедшая барыня. Есть равнодушные сторонние наблюдатели. И такая травля — в замкнутой среде, без вмешательства «взрослых» — просто не может не кончиться трагически. Братья Достоевские Такой взгляд у меня возник после перечитывания «Грозы». Но я стал думать дальше. Только ли всеобщую инфантильность можно разглядеть в драме? Не заложено ли там чего-то поглубже? Да и сама эта инфантильность — она же не финальный диагноз, а лишь симптом. Симптом каких-то серьезных духовных заболеваний. А каких?

http://foma.ru/tragedija-kateriny-iz-gro...

К участникам конференции с приветствиями обратились: ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ Андрей Третьяков, проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена профессор Елена Лактионова, ректор САФУ им. М.В. Ломоносова профессор Елена Кудряшова, председатель экспертного совета ВАК при Министерстве образования и науки России по теологии, председатель научного совета НОТА профессор Дмитрий Шмонин, президент Петровской академии наук и искусств, президент Института истории и социальных наук РГПУ им. Герцена профессор Алексей Воронцов, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. В своем приветствии Вахтанг Кипшидзе, в частности, отметил: «Крайне важным остается научно обоснованное осмысление влияния пандемии на религиозную жизнь. Пандемия показала, что есть определенный запрос на виртуализацию церковной жизни. Насколько религиозная жизнь может быть редуцирована до виртуального формата? Вероятно, что в отличие от коммерции и других сфер жизни, религиозная составляющая не может быть лимитирована узкими рамками индивидуального пространства. Эмоционально-психологическое влияние на верующих коронавирусной повестки, которое было широко представлено в публичном пространстве, также оставалось весьма актуальным. Часть религиозно настроенной аудитории спокойно приняло пандемийные ограничения, часть категорически не приняла эти вызовы. В любом случае, Церкви пришлось добиваться того, чтобы эти разномыслия, подчас противоречия, оставались за пределами религиозной ограды и ненужные разделения не вносились в сердцевину церковной жизни». Приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия огласил протоиерей Александр Пелин. Всего на форуме было заслушано 33 доклада и сообщения; работали секции «Религиозные институты и их трансформация в условиях пандемии COVID-19», «Религиозные ритуалы и практики в условиях пандемии COVID-19», «Инициативные исследования религиозной ситуации».

http://sinfo-mp.ru/vahtang-kipshidze-pri...

Поэт располагает прошения великопостной молитвы по-своему и заканчивает стихотворение словами:   И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.   Он подчеркивает, что для него важен именно такой порядок: вначале добиться чистоты сердца, избавив его от тягот «греха алчного», который как лев гонится по пятам. Очистить сердце, чтобы затем наполнить его сокровищами Небесными. Переменив порядок прошений, перечисленных в молитве, Пушкин целомудрие ставит в конце, видя в нем верхнюю ступень восхождения на Небо. От смирения и терпения - к любви и целомудрию. Ведь целомудрие в духовном плане - это духовная чистота, это цельная мудрость, не раздробленная грехом на осколки, это чистота сердца.  Отринув поклонение разуму, поклонение, которым в юности вольнолюбиво перестрадал Пушкин, как и все его поколение, плененное ценностями Просвещения, поэт понимает, что не земной человеческий рассудок, а чувствилище души - сердце - способно «возлетать» к Небесному. Пушкин, уже неоднократно высказавший к этому времени свое православное понимание мира, человека, власти, творчества, спасения, еще и еще раз высказывает - сердце, очищенное от грехов и страстей, способно познать и вместить Бога. И мы вспоминаем слова заповедей Блаженства: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). И слова Святой Псалтыри: «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс. 50, 12). Как всё это близко и знакомо православному верующему человеку! Не об этом ли мы и просим в течение всего своего земного пути Господа? Не в борьбе ли за чистоту сердца проходит, между отчаянием и надеждою, вся наша духовная невидимая брань? Иногда на это уходит вся жизнь человека. Удалось ли в полной мере достичь этой высоты Александру Сергеевичу Пушкину, назвавшему себя «духовным тружеником»? Господь веси. Мы же, в который раз, преклоним голову перед его духовной чуткостью, глубиной его души и силой его поэтического дара.   Лариса Пахомьевна Кудряшова , русский поэт и литератор   Использованные источники:   1. А.С. Пушкин. Избранные сочинения. В двух томах. «Художественная литература» М. 1980.

http://ruskline.ru/analitika/2018/03/05/...

Упомяну еще одно знакомство, очень на меня повлиявшее. В Риге тогда жил интереснейший человек, можно сказать, человек-легенда, Иван Никифорович Заволоко. Блестяще образованный, с разносторонними научными интересами, яркий и талантливый ученый, имевший самое широкое научное признание, непревзойденный знаток русской старины, культуры и, особенно, книжности, он всю жизнь оставался глубоко верующим человеком, старообрядцем-федосеевцем. Глубина его знаний, широта взглядов, подлинно научное мышление поражали. Заволоко открыл для науки целый ряд интереснейших памятников древнерусской письменности. Книги эти были переданы им в знаменитое хранилище манускриптов – ленинградский Пушкинский дом. Заволоко до войны был издателем журнала «Родная старина». С этим удивительным человеком и ученым меня познакомили ленинградские исследователи из Пушкинского дома. Знакомство это поддержало мой интерес к древней книге и укрепило меня в вере. Эти и многие другие удивительные люди, особенно, конечно, мои дорогие родные, и многие события, укрепляли меня в вере. Владыка, Ваш путь к священству был долгим: Вы стали священником в достаточно зрелом возрасте. Как это получилось? Первым, кто заговорил со мной о священстве, был наш владыка, митрополит Леонид (Поляков), мой духовный наставник и предшественник по кафедре, который и сегодня остается для меня примером духовности, интеллигентности, образцом архипастыря. Я познакомился с ним, работая учителем в Риге. В школе я трудился много лет, я ведь педагог по образованию, да и, наверное, по призванию. Учительскую работу очень любил, на уроки всегда шел с радостью. В то же время я увлекался собиранием старинных рукописей – это так интересно! – сотрудничал с Пушкинским домом, в котором и сегодня существует фонд из найденных мною книг и названный моим именем «Фонд Александра Ивановича Кудряшова». Мне предлагали заняться научной работой, поступить в аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию. Но мне хотелось служить в Церкви. Это желание появилось еще в школьные годы, окрепло в студенческие, и, работая в школе, я всегда знал, что рано или поздно уйду отсюда и буду служить в храме. Поэтому на предложение владыки Леонида о принятии сана я сразу согласился, но как было осуществить задуманное? Время-то было советское, и желания владыки и моего согласия не хватало. Требовалось одобрение уполномоченного Совета по делам религий. А тот, само собой, ответил «нет». «Поставить священником школьного учителя – да вы что?! Это категорически недопустимо, это просто невозможно! Он начнет служить – и все пойдут смотреть: учителя, ученики, родители. Ага, скажут, Бог-то есть, вот даже учителя в Него веруют», – примерно так, очень резко, ответил уполномоченный на осторожный вопрос владыки обо мне. Что же было делать? И владыка нашел выход.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/28/...

День чудесный». И сразу вспоминаю, что на дворе сейчас декабрь, а Пушкин опять же точно написал: «Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе». В декабре погода обычно серая, хмуроватая и часто даже без снега. Знаю, ни один народ на свете так не любит своего поэта, как русские Пушкина. Они, западные, гордятся своими Гете, Шекспирами, Данте, а мы, русские, Пушкина любим. Пушкин – это наше все! Он проник во все уголки нашей жизни, нашей души. Как Александр Сергеевич удивительно точно сказал о мальчишках: «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед». Конечно, сразу слышишь все покрывающее вжиканье коньков о лед, но главное тут, замечательное, что мальчишки — это народ. Народ чистый, радостный, охваченный одним порывом. Посмотрите, как они вместе играют — они именно радостный народ. У девчонок, пусть они не обижаются, такого качества души нет. Пушкин во всем белом свете самый народный поэт. На-родный. Родный. Самый наш родной. Ни у одной нации нет такого родного поэта. А у нас еще есть Есенин, Рубцов… Мариша моя вообще затейница. Никогда от нее покоя нет. На этот раз придумала заявление в сельсовет подать, чтобы на нашем столбе фонарь повесили, чтобы гулять перед домом при свете, а не в потемках. Я знаю: в сельсовете каждой копейкой дорожат и очень нелегко с ней расстаются. Придется туда не один раз ездить, трепать нервы и себе, и им. Выслушав меня, Мариша вроде бы отступилась. Но вскоре подговорила Кудряша, своего верного дружка, мастера на все руки, и предложили они вместо фонаря на столбе, не связываясь с сельсоветом, устроить один фонарь на гараже, другой — на углу дома. Мол, энергии они потребляют капельку: каждая лампочка по пятьдесят ватт. За три часа Кудряш все оборудовал. После обеда я, как обычно, предложил Марише съездить за Демьяны погулять, а она: «Вечером снег обещают, и будет под фонарями не хуже, чем при солнце». Я согласился: надо фонари «обновить». Вышли из дома в 16 часов 12 минут. Вскоре стемнело. Мариша неожиданно радостно вскрикнула: «Гляди, гляди…» Поглядел на фонарь на гараже.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/27/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010