3); но место, где река берет свое начало, называется истоком, а не устьем. Монастыри Дионисия Глушицкого и Александра Куштского автор ставит на Кубенском озере; но так нельзя выражаться о монастырях, возникших в нескольких верстах от берега озера на матерой земле. Рассказ о Коне-камне, из истории основания преп. Арсением Коневского монастыря, передан автором на основании какого-то современного известия (стр. 4); но это известие сохранено паданием, уже много позже Арсения занесенным в его житие. Автор вообще не мастер точно извлекать известия из источников. Он говорит, опять цитируя житие, что, услышав об основании Соловецкого монастыря, целые толпы направились к северу, и многие из посетителей оставались жить там (стр. 10). Надо думать, что речь идет о толпах русского народа. Но в житии основателей Соловецкого монастыря нет такого известия, а есть известие XVI века, которое прямо говорит о монастыре конца XV и начала XVI века: «Еще бо в то время от иных градов немнози прихождаху воеже постригати главы своя (Соч М. Грека. III, 265)». Ниже, приводя известие о распространении христианства на 3000 верст в окружности от Соловецкого острова, автор ссылается на «современника первоначального заселения острова», а в примечании опять цитирует житие Зосимы и Савватия. Но эта цитата, очевидно, поставлена только по незнанию истинного источника известия, которое принадлежит не житию, а тому же Максиму Греку , не бывшему ни автором жития, ни современником первоначального заселения острова; притом Максим ясно дает понять, что известие это относится к его времени, то есть лет сто спустя после первоначального заселения острова (там же, стр. 2б6). Особенно любопытно встретить в ученом сочинении наивное известие, что «плач земля Пермской» о смерти св. Стефана, статья Епифания. приложенная им к житию этого святого и написанная по всем правилам тогдашнего церковного витийства, есть действительный плач дикой, едва окрещенной перми и только записан с ее слов Епифанием (стр. 23). Стоит только заглянуть в источники, цитируемые автором, и сверить их с его изложением, чтобы открыть неисчислимый рой неточностей, легко устранимых при малейшей доле внимательности в изучении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Богослужебные одежды преподобного – фелонь и стихарь – также чрезвычайно просты. Они сшиты из бледно–серого мухояра (бумажной ткани с примесью шерсти), подкладка фелони сделана из серого льна, а крест – из синей камки. Оплечье и нарукавники стихаря выполнены из голубого шелка со светло–зеленым орнаментом из стилизованных цветов. Даже для своего времени эти вещи были простыми и дешево стоили. Но для нас они много дороже тех, что расшиты золотом и драгоценными каменьями. Иногда кажется, что время пощадило их как вещественное свидетельство величайшего смирения души наших преподобных. Эти вещи имеют на себе печать той исторической подлинности, которая всегда так остро пронизывает душу. Они позволяют нам сквозь глубину веков увидеть наших святых как реальных людей, одетых в свои простые и многошвейные ризы. Некоторые преподобные ( Нил Сорский , Даниил Переяславский, Симон Воломский) по примеру древних подвижников носили власяницы. Власяница преподобного Нила сохранилась до наших дней. Святые отцы называли эту одежду «тягчайшим (то есть самым тяжелым. – Е. Р.) оружием в битве духовной». Монахов часто называют Христовым воинством. Объясняя символику монашеской одежды, святые отцы постоянно использовали военную терминологию: клобук – шлем спасения, параман – броня правды. Как в любом войске, так и в монашеском есть тяжело- и легковооруженные воины. Власяница считалась оружием воина, выступавшего на битву с самым грозным врагом. Не случайно, даже по внешнему своему виду, власяница напоминает кольчугу, только связана она не из металлических звеньев, а из колючей шерсти (например, верблюжьей). Одевали власяницу прямо на голое тело, под свитку, для удручения и смирения своей плоти. Другим орудием смирения были вериги. Некоторые монахи, постоянно носившие вериги, имели прозвище верижников. Но обычно этот подвиг совершали втайне. В Спасо–Прилуцком монастыре в Вологде и сейчас хранятся древние вериги преподобных Димитрия Прилуцкого и Игнатия Вологодского, а в храме села Усть–Кубенское (под Вологдой) находятся двое вериг, принадлежавших, по преданию, преподобному Александру Куштскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рядом со Спасским собором возвышается ярусная колокольня, построенная в середине XVII в. Помещения её мощного нижнего четверика были отданы под кельи и церковь. Развитый вверх восьмерик имеет открытые арки звона. Первоначально на колокольне было три колокола. Когда в 20-х гг. XVIII в. решили перевесить колокола со старой колокольни, пришлось изменить верхнюю часть сооружения. Над звоном были сооружены два последовательно уменьшающихся восьмерика с главой в завершении. Килевидные арки и узорные карнизы колокольни находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей. С обеих сторон Святых ворот с церковью Вознесения расположены пристройки: с запада - корпус зимних настоятельских келий XVIII в., превращённый позже в гостиницу для паломников, а с востока - монастырские кладовые и протяжённое здание братских келий XVII в. Пространство между ними и монастырской стеной занимает узкий Казённый двор. В 1830 г. с восточной стороны Введенской церкви была построена маленькая Екатерининская церковь-мавзолей. Подобного типа мемориальные надгробные сооружения часто строились на городских и монастырских кладбищах в эпоху классицизма. На территории монастыря сейчас находится деревянная Успенская церковь первой половины XVI в., перевезённая из Александро-Куштского монастыря близ села Устья на берегу реки Кушты, в 3-х км от Кубенского озера. Эта церковь - один из древнейших памятников деревянного шатрового зодчества на Русском Севере. В её архитектуре сильно подчёркнуто динамичное устремление всех форм ввысь. Над крестообразным в плане объёмом в центре возвышается больших размеров восьмерик, который имеет расширение в верхней части, именуемое повалом. Восьмерик увенчан стройным высоким шатром с небольшой главкой, боковые пониженные части завершены красиво изогнутыми бочечными кровлями. Серебристый цвет лемеха, покрывающего шатёр и кровли, гармонично сочетается с мягким бархатисто-коричневым тоном брёвен. Все формы церкви неразделимо связаны друг с другом, образуя неповторимо-цельный и пропорциональный объём.

http://sobory.ru/article/?object=00237

Архив Пн Вышел в свет шестой номер «Журнала Московской Патриархии» за 2020 год 27 августа 2020 г. 14:53 Вышел в свет шестой номер  «Журнала Московской Патриархии»  за 2020 год. К читателям обратился председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии»  митрополит Волоколамский Иларион : «В июньском номере публикуются определения Священного Синода, заседание которого по причине эпидемии коронавируса прошло в дистанционном формате. Один из важнейших принятых на Синоде документов — Заявление в связи с решением государственного руководства Турции лишить храм Святой Софии музейного статуса и передать его в богослужебное пользование мусульманской общине. Тем самым нанесен удар по всему мировому Православию. Храм Святой Софии был построен в честь Христа Спасителя, в сознании миллионов христиан он продолжает оставаться храмом, имеющим особое историческое и духовное значение. В статье, посвященной созданию и особенностям архитектуры Святой Софии, публикуемой в настоящем номере, можно познакомиться с историей этого шедевра древнехристианского зодчества, с уникальными идеями его строительства и особенностями внутреннего оформления, которые из века в век восхищали паломников. Тему христианских святынь продолжает материал из Вологодской митрополии . Это репортаж о возрождении Александро-Куштского Успенского монастыря, которому в этом году исполнилось 600 лет. Вопросам церковного социального служения в номере посвящено несколько материалов. Это рассказ об уникальном опыте православных центров реабилитации наркозависимых, методиках и подходах, основанных на православной вероучительной традиции. Отмечу, что в Церкви идет подготовка к сертификации таких центров помощи, что свидетельствует о профессиональном подходе в их работе. Другой материал рассказывает о новых, заслуживающих внимания, данных, полученных в ходе социологического исследования, посвященного бездомным людям (в частности, их отношению к вере). История Русской Православной Церкви в XX веке продолжает интересовать современных авторов. Протоиерей Димитрий Сазонов рассказывает об особенностях приходской жизни во второй половине прошлого века в условиях гонений, исследованию которых посвящена его новая монография».

http://patriarchia.ru/db/text/5683712.ht...

Усть-Река. Церковь Спаса Преображения. Усть-Рецкая Спасская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Николая Чудотворца на Усть-Сянжемы реки, в Сянжемской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года. По преданиям, существовала с конца XVI века. 1) Усть-Рецкая Николаевская (Богородицерождественская) церковь построена и освящена в 1817 году. Холодная, каменная, одноэтажная, четырехугольная, пятиглавая, с вызолоченными крестами. В 1862 г. построена отдельно от церкви каменная колокольня. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, Рождества Пресвятой Богородицы, Всех Святых. Обновлённый холодный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящён 16 октября 1877 г. 2) Усть-Рецкая Спасская церковь построена и освящена в 1842 г. Тёплая, каменная, одноэтажная, четырехугольная, одноглавая, глава вся вызолочена, с колоннами византийского стиля, " довольно замечательной архитектуры " . Престолы в честь: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня - главный, сщмчч. Харалампия и Власия, прп. Александра Куштского. Приписная Русиновская Николаевская церковь, 1908 года, каменная (севернее д. Макаровская). Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. Вновь устроенный в тёплом храме придел во имя вмц. Параскевы освящён 19 октября 1869 г. Обновлённый придел во имя Всех святых освящён 22 ноября 1870 г. Церкви были закрыты в 1933 г. Зимняя церковь использовалась под склад зерна, летняя также под склад, колокольня к 1948 г. разрушена. Источник: Православные приходы и монастыри Севера В древние времена в деревне действовали два храма. В 1817 году здесь была построена и освящена Усть-Рецкая Николаевская церковь — каменная, холодная (летняя), одноэтажная, пятиглавая, с вызолоченными крестами. В 1842 году была построена и освящена Усть-Рецкая Спасская церковь — теплая (зимняя), одноглавая, с колоннами византийского стиля. Церкви закрыли в 1933 году и стали использоваться под склады зерна.

http://sobory.ru/article/?object=31896

Кроме переводов с Греческого языка, библиотека Лавры содержит в себе многие русские Церковные сочинения, как-то: жития русских Святых, похвальные им Слова и Каноны. В рукописных четьих-минеях и сборниках встречаются жития или исторические похвальные слова на дни памяти следующих Святителей, Преподобных и Мучеников Российской церкви: – Аврамиев Ростовского, Смоленского и Чухломского, – Александров Свирского , Ошевенского, Куштского и Невского, – Алексия Митрополита, – Князя Андрея Смоленского, – Антониев Печерского, Римлянина и Сийского, – Артемия Веркольского, – Князей Бориса и Глеба, – Варлаамов Хутынского и Пинежского, – Князей Василия и Константина Ярославских, – Василия Блаженного, – Владимира Равноапостольнаго, – Князя Всеволода-Гаврии­ла Псковского, – Геннадия Костромского, – Германа Соловецкого, – Григория и Кассиана Авнежских, – Григория Пельшемского, – Гурия и Варсонофия Казанских, – Даниила Переяславского, –Димитрия Прилуцкого, – Димитрия Царевича, – Дионисиев Глушицкого и Радонежского, – Князя Довмонта Псковского, – Евфросиний Полоцкой и Суздальской, – Евфросина Псковского, Евфимиев Суздальского и Ар­хиепископа Новгородского, – Зосимы и Савватия Соловецких, – Игнатия Еп. Ростовского, – Князя Игоря Киевского, – Исаии Еп. и Исидора Юродивого Ростовских, – Исидора Юрьевского (Дерптского), – Иакова Боровицкого, – Иоаннов Архиеп. Новгородского, Юро­дивого Устюжского и Мученика Казанского, – Иоасафа Каменского, Ионы Митрополита, – Иосифа Волоколамского, – Кириллов Белоезер­ского и Новоезерского, – Князя Константина Муромского и чад его, – Корнилия Комельского, – Леонтия Еп. Ростовского, – Лукиана Пере­яславского, – Макариев Калязинского и Желтоводского, – Мартиниана Ферапонтовского, – Меркурия Смоленского, – Князей Михаила и Феодора Черниговских, – Князя Михаила Тверского, – Михаила Клопского, – Никиты Архиеп. Новгородского и Никиты Столпника Переяслав­ского, – Николы Радонежского, – Нила Столобенского, – Княгини Ольги, – Павла Обнорского, – Пафнутия Боровского, – Князя Петра и Февронии Муромских, – Петра Царевича, – Петра Митрополита, – Прокопия Устюжского, – Саввы Звенигородского, – Саввы Вишерского, – Серапиона Архиеп. Новгородского, – Сергия Обнорского, – Стефана Махрищского, – Филиппа Митрополита, – Князя Феодора Смоленского и Ярославского и чад его, – Феодосия Печерского и прочих подвижников Печерских. В рукописях Лавры можно читать и жития некоторых Святых других Славянских церквей: Вячеслава Чешского, Иоанна Белогородского, Илариона Меглинского, Симеона и Саввы Сербских , Стефана Дечанского и, наконец, Апостолов Славянского мира: Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

312 Однако и он (в притче о человеческой душе и о теле) настойчиво требует «прилежно почитати святыя книги: се и душу цломудрену сотворяет, и к смирению прилагает, ум и сердце на добродетели взостряет». Ср. Сухомлинов. О сочинениях Кирилла Туровского в Исследованиях по древней русской литературе. Спб. 1908, 273 и сл. 314 В Изборнике Святослава (1073 г.) находятся следующие достопримечательные слова о пользе книги для праведной жизни: «как для коня правитель и воздержание – узда, так для праведника – книга; как не ставится корабль без гвоздей, так праведник без почитания книжнаго; как пленник думает о родителях своих, так и праведник о почитан.книжном; красота воину – оружие, а кораблю– ветрило; так и праведнику – почитанье книжное». 315 См. статью Христианское образование русск. князей в Х – XII вв. Воронежских Епарх. Ведомостях 1894 г., 2 и сл. 317 «Слово о погибели русския земли», вновь найденный памятник литературы XIII в. Спб. 1892, 18–19. 318 Всех канонизованных иноков на Руси насчитывается до 270; если сюда присоединить 54 канонизованных русских иерархов, то окажется, что почти все русские святые прошли путем иночества»говорит Терновский. I, 169. 319 Голубинский. О значении преп. Сергия в истории нашего монашества, «Богосл. Вест.», ноябрь 1892. Ключевский. Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства, там же. 322 По житиям Прокопия Устюжского, Дионисия Глушицкого, Александра Куштского. Сергия Нуромского, Павла Обнорского и Арсения Комельского 330 Там же, и его же: «Как служили миру подвижники древней Руси? Св. Троицкая Сергиева Лавра. 1903, 17. К Варлааму Хутынскому «отовсюду собирались князи и бояри и убозии, он же никогда не ленив о учити люди». 331 В записке Иннокентия о последних днях учителя его, Пафнутия Боровского (в приложении к Ключевскому, Древнерусск. жития, 445–446), читаем: «не токмо же от князь и от княгинь, но и от прочаго народа, от бояр же и от простых (со златом со всех стран приходящих) мы же о сих ничто же рещи смеяхом старцу», возвращавшему присланное князем со словами: «ничто же требую от мира сего, ниже чести желаю, ниже страха от мира сего боюся». «Мирским и странным не по человекоугодию, но по Божию закону вся глаголаше, паче же делы творяще; не устыдеся никогда же лица княжеска, или болярска, ни приносом богатых умягчися когда»... «Многим и сердечныя тайны беседою отверзаше». Там же, стр. 449.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Необычна и храмовая икона «Прор. Илия в пустыне», появившаяся после пожара 1658 г. Это житийный образ нового для рус. культуры направления. В центре на фоне пещеры со сложными дробными краями сидит И., опираясь на посох. В правую руку ворон кладет ему хлеб, а чуть выше - ворон несет мясо. Необычна постановка фигуры пророка. В отличие от традиционной иконографии, когда сгорбленный И., повернувшись, смотрит наверх, здесь он восседает торжественно и величественно. Вокруг него в разном масштабе на фоне горок и в архитектурном обрамлении представлены житийные композиции. Вверху в небесном сегменте «Отечество». Эта икона оказала сильное влияние на житийные композиции И. и имеет повторения (икона из Успенского собора в Ярославле, кон. XVII в. (ГТГ)). В 1672 г. Федором Зубовым для Илиинской ц. была написана еще одна икона той же иконографии (ЯХМ): вместо пустыни райские кущи, И. сидит на фоне пещеры, утопающей в разнообразной растительности, вверху изображено «Огненное восхождение». Эта иконография воспроизводилась и в XVIII в. (ярославская икона «Прор. Илия в пустыне, с житием», кон. XVIII в., собрание Елизаветина). Небольшие по размеру житийные иконы И. предназначались для аналоя либо для домашней молитвы. Нек-рые из них имели индивидуальный подбор клейм, включающих редкие сюжеты (икона «Илия Пророк в пустыне, с житием», кон. XVII в., собрание Набокова-Алексеева,- в последнем клейме изображено побиение прор. Елисея камнями). Для ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) Семеном Спиридоновым Холмогорцем была написана икона «Прор. Илия, с житием в 26 клеймах» (1678, ЯХМ). И. изображен в рост, со свитком в руке, в молении к Господу, в небесном сегменте слева, со сферой в руках, сидящим на херувимах. Композиция средника заключена в арку на фоне изысканных трав. Архитектура и пейзаж в клеймах необычайно сложны и разнообразны. В XVII в. расширился круг святых, вместе с к-рыми изображался И.: напр., на иконе из Александрова Куштского мон-ря И. представлен вместе с мучениками Флором и Лавром, со сщмч. Власием, предстоящими в молении Христу Еммануилу (2-я пол. XVII в., ВГИАХМЗ), или с рус. святыми, канонизированными в XVI в., или с местночтимыми (икона из Борисоглебского мон-ря на Устье «Святые Зосима и Савватий Соловецкие, Иоанн Большой Колпак и прор. Илия в молении Богоматери «Знамение»», 1-я пол. XVII в., ГТГ) и др.

http://pravenc.ru/text/389301.html

врат (1746), деревянные хозяйственные постройки. В 1954-1990 гг. архитектурный ансамбль каменных храмов и строений мон-ря восстановлен; архитекторы - Г. П. Белов, А. А. Асафов (НПО «Союзреставрация»). В 60-х гг. XX в. в Д. м. была перевезена деревянная шатровая крестообразная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы из Александро-Куштского мон-ря (сер. XVI в.). Святыни В ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого в подклети Спасского собора под спудом почивают мощи преподобных Димитрия Прилуцкого, Игнатия Прилуцкого (блгв. кн. Иоанна Андреевича Угличского) и св. блгв. кн. Димитрия Андреевича Угличского. Согласно «Описной книге» 1623 г., над мощами прп. Димитрия была установлена деревянная рака, обитая тканью, к 1675 г. обложенная серебряной позолоченной басмой. В 1882 г. над гробницами преподобных Димитрия и Игнатия устроены медные литые сени. В 1896 г. над местом погребения кн. Димитрия Андреевича была устроена новая деревянная гробница с живописным изображением князя. Рака над мощами прп. Димитрия Прилуцкого. Фотография. 2004 г. Рака над мощами прп. Димитрия Прилуцкого. Фотография. 2004 г. В Д. м. также хранились предметы, к-рые предание связывало с прп. Димитрием: «...деревянный осьмиконечный крест, сделанный им собственноручно и водруженный при избрании им места для Спасо-Прилуцкой обители... фелонь шелковой атласной материи, синяя с красными цветами; оплечье красноватого бархата - дар вел. князя Димитрия Донского; черный деревянный костыль с железным наконечником, обвитый красным бархатом и золотым кружевом; деревянные четки с перламутровыми вставками» ( Димитрий (Самбикин) . Месяцеслов. С. 133-134). На нижнем этаже собора слева, близ алтаря, находилась «палатка», отмечающая место в храме моленной кельи прп. Димитрия. К 2007 г. рядом с гробницей прп. Димитрия находится копия 1996 г. особо почитаемой чудотворной иконы прп. Димитрия Прилуцкого с Житием работы Дионисия (подлинник в ВГИАХМЗ), часть вериг и игуменский посох прп. Димитрия, а также вериги прп. Игнатия Вологодского.

http://pravenc.ru/text/172064.html

В 1-й песни “Канона” им были прибавлены имена двух печерских преподобных: Герасима (п. 3) и Пимена Постника (тр. 5), а также прозвище третьего — (Никон) “Сухой” (тр. 5); в 8-й песни иноком Сергием были вычеркнуты имена двух пермских святителей — Питирима и Герасима (тр. 4). Помимо правки, внесенной иноком Сергием (Шелониным), в публикуемом списке “Канона” сохранилось еще несколько исправлений, выполненных другим почерком. Им, в частности, прибавлена целая фраза в 3-й песни (тр. 5): со Александрома двъма, в пощении твердыми и славно чюдесы осиявшима, относящаяся к преподобным Александру Ошевенскому и Александру Куштскому; а также дописано имя великого князя Василия в 7-й песни “Канона” (тр. 5). 5 Филиграни XVII века по рукописным источникам ГИМ: Каталог/Сост. Т. В. Дианова, Л. М. Костюхина. М., 1988. 6 Иеромонах Мелетий Сириг (ум. в 1662 г.) был потомком благородного рода с острова Крит. Получив образование в Венеции и Падуе, он получил должность протосинкела Константинопольского патриарха. В 30–50 гг. XVII в. он неоднократно выступал от имени патриарха по различным богословским вопросам. На соборе представителей Восточных Церквей в Яссах (1642–1643 гг.) ему было поручено рассмотреть представленный собору “Катехизис” Петра Могилы и исправить его “от чуждых мыслей и новшеств”. После утверждения собором исправленного текста “Катехизиса” Мелетий Сириг прибыл в Киев, где в 1643 г. по просьбе Петра Могилы сочинил “Канон преподобным отцам киево-печерским и всем святым в Малой России просиявшим”. Сергий (Шело­нин) был хорошо знаком с этим сочинением иеромонаха Мелетия Сирига и даже включил его в один из своих сборников (Древлехранилище Псковского музея-заповедника, фонд Никандровой пустыни, 292, л. 3–13). Вместе с “Каноном” Мелетия Сирига он включил в этот сборник и несколько своих сочинений, в том числе — тропарь преподобному Нилу Столобенскому: “Нила струями словесными просвьщаетца всяка душа мысленая, иже никогдаже устна возбранилъ воспьвати во псалмьх Владыку, не престай, моляся прильжно избавитися от тля и бьд и скорбей, преподобне” (л.

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010