Описание Спасо-Нуромского монастыря вошло в состав кн. 43 (л. 27–56). Эта рукопись осталась неизвестна И. А. Булыгину, составившему обширный перечень дел, содержащих описание монастырей 1701–1705 Рукопись обнаружил и описал Н. В. Башнин. Он же опубликовал содержащуюся в ней переписную книгу Дионисиева Глушицкого Здесь также находятся описания Ферапонтова и Александро-Куштского монастырей. Рукопись реставрирована. На листах имеются дыры и пятна от сырости. Во многих местах текст угасает, едва читается. Листы пронумерованы карандашом в правом верхнем углу. Вместо зачеркнутой старой фолиации. Переписная книга написана скорописью, двумя почерками. (л. 26–64 и л. 47–56). Скрепы по нижнему полю: к сим переписным книгам игумен Патрикий руку приложил. Скрепы по правому полю л. 27–46: Дьяк Иван Иванов; Василей Кошелев, л. 47–56: дьяк Герасим Патапиев; Василей Кошелев. На л. 47 внизу пометы мелким почерком: присланы июля в 10 день. Вологоцкого уезду… далее неразборчиво. На л. 48 – Вологоцкого уезду. Описание Спасо-Нуромского монастыря открывается преамбулой, где содержится дата начала составления документа – 1701 г. – и объясняются причины предпринятой переписи: «по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырского приказу». Спасо-Нуромский монастырь, как и другие монастыри Вологодского уезда, описывал стольник Василий Иванович Кошелев. Он приезжал сюда дважды. 30 сентября 1701 г. началось описание монастыря, а уже 23 октября переписная книга поступила в Монастырский приказ: «подал… Вологоцкого архиепископа подьячей Яков Воробьев». Для описания монастырской вотчины стольник В. И. Кошелев прибыл 20 июня 1702 г. Первым в переписной книге приводится краткое географическое местоположение монастыря: «В Вологодском уезде в Обнорской волости… на реке Нурме». Затем последовательно описываются монастырские храмы,   в которых составитель основное внимание сосредоточивает на характеристике икон, церковной утвари и одежды священнослужителей в отдельной «коробье» – вещей, представлявших значительную материальную ценность.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

По смерти князя Димитрия его вдова, княгиня Мария, которая очень почитала преподобного Александра, пожертвовала на поминовение мужа село в пользу обители. Однажды она пришла в обитель и вошла в храм, где преподобный Александр, с обнаженной грудью, которую терзали насекомые, читал Псалтирь . Преподобный огорчился таким ее посещением и сказал: " Не следует тебе, княгиня, надзирать за нашим убожеством " . Княгиня смиренно просила прощения. Преподобный благословил ее, но сказал: " Корми свою нищету в доме " . Возвратясь, княгиня занемогла и приехала просить молитв о выздоровлении. Но преподобный Александр прозрел ее кончину и сказал: " Пусть готовится к той жизни " . Спустя 20 дней княгиня Мария скончалась. На монастырском гумне была собрана пшеница. Один крестьянин решил своровать мешок, но никак не мог поднять его. Преподобный застал его и сказал: " Напрасно ты, сын мой, поднимаешь не по силам " . Обличенный вор бросился к ногам святого, прося прощения, но преподобный Александр велел ему еще прибавить пшеницы и, сделав наставление впредь не брать чужого, благословил взять мешок и идти с Богом. Прощенный крестьянин легко понес благословенную ношу, благодаря великодушного старца. Предчувствуя близость кончины, преподобный Александр сказал пребывавшим с ним: " Слабею я, а вы терпите на этом месте, храните смирение и взаимную любовь " . В воскресный день он совершил Божественную литургию, причастился Святых Таин. Потом со слезами на коленях помолился за себя и за свою обитель и на 68 году мирно предал свой дух Господу 9 июня 1439 года. По завещанию преподобного Александра его тело было положено у полуденной стороны алтаря. Год спустя над его гробом выросло рябиновое деревце. Однажды в праздник Успения Пресвятой Богородицы крестьянский мальчик отломил ветку от этого дерева и внезапно рука его разболелась. Родители с молитвой привели сына на гроб преподобного, и он исцелился. С тех пор народ стал брать с дерева ягоды на исцеление. Ученики построили над гробом преподобного Александра теплую церковь в честь святителя Николая и осветили ее в день памяти преподобного Александра. Многие больные, которых приводили в храм, видели преподобного Александра вместе со святителем Николаем, молящихся вместе или кадящих храм. Больные получали исцеления при гробе преподобного Александра Куштского.

http://drevo-info.ru/articles/10839.html

В 1893 году на стенах верхнего храма были сделаны 15 больших живописных клейм, возможно тогда были расписаны и стены в притворе. 9 июня 1893 года храм вновь освящен. Описание 1893 года: «Каменная двухэтажная, двухпрестольная церковь с каменною над папертью колокольнею построена в 1835 году, при настоятеле Ионе. Имеет 11,5 сажень длины и 5 сажень с аршином ширины. Северная часть церкви, устроенная на месте отломанного по ветхости правого крыла Успенской церкви, соприкасается с ее южной стеной. В нижнем этаже престол во имя святителя Николая Мирликийского. Место погребения преподобного Александра у левого клироса, ограждено иконами снизу до самого наката. В верхнем этаже престол во имя преподобного Александра, в нем на месте левого клироса под балдахином устроена медная посеребренная гробница. Около нее служат молебны. Иконостасы в обоих этажах нового устройства, равно и иконы нового письма. В паперти верхней церкви обращает на себя внимание старинный образ Страшного суда особенностью рисунка». К 1909 году над местом погребения преподобного Александра установлена металлическая рака с изображением угодника в полный рост. В 1922 году из церкви изъяты церковные ценности (богослужебные принадлежности). В мае 1924 года монастырь был закрыт, церковь оставалась действующей еще 9 лет. Описание 1927 года: «церковь построена в 1835 году. Каменная, двухэтажная. Снаружи отбелена, внутри оштукатурена и окрашена масляной краской с клеймами. Покрыта железом. Одна большая глава и четыре малых. 14 окон, 1 наружная дверь, 2 – внутренних. При церкви двухярусная колокольня со шпилем». Церковь оценена в 11 200 руб. В 1932 году богослужения в церкви прекращены, здание передано под хозяйственные нужды Усть-Кубинского инвалидного дома, открытого на территории монастыря. В 1948 году верхний этаж церкви святителя Николая Чудотворца использовался под жилое помещение для инвалидов, нижний – под склад и столовую. На 1956 год церковь еще являлась памятником архитектуры, об этом свидетельствует заявление заместителя заведующего областным отделом соцобеспечения начальнику областного отдела по делам архитектуры: «Районный пожарный инспектор Усть-Кубинского района предписанием от 5.04.1956 года предложил Усть-Кубинскому дому инвалидов выпилить металлические решетки в здании бывшей церкви (каменное здание). В связи с тем, что здания бывших церквей Усть-Кубинского дома инвалидов являются памятниками архитектуры, просим Вашего разрешения на выпиливание металлических решеток».

http://sobory.ru/article/?object=61919

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. Источником сведений об основании А. К. м. является житие прп. Александра Куштского , составленное насельником обители (XVI в.), а также «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. XVI в.). На месте А. К. м., в 2 верстах от впадения р. Кушты в Кубенское оз., в нач. XV в. подвизался прп. Евфимий Сянжемский († 1465). Ища уединения, к нему пришел постриженик Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря и основатель мон-ря на р. Сянжеме прп. Александр. Подвижники поменялись построенными ими кельями: прп. Александр остался на Куште, а прп. Евфимий поселился на Сянжеме. Ок. 1420 г., когда к прп. Александру пришли еще 2 старца, он испросил благословение у свт. Дионисия Грека , архиеп. Ростовского, на строительство храма. Ростовский святитель, некогда управлявший Спасо-Каменным мон-рем, благословил своего постриженика и снабдил его богослужебной утварью «на устроение пустынное». Близ первоначальной кельи прп. Евфимия прп. Александр построил ц. Успения Пресв. Богородицы. Деятельную поддержку новооснованной обители оказал владевший Заозерской вотчиной близ Кубенского оз. кн. Димитрий Васильевич, дав жалованные грамоты на неск. деревень, а также некий боярин Василий, пожертвовавший дер. Колябино. Кнг. Мария и после смерти князя передавала новому храму иконы и напрестольное Евангелие, продолжила благотворительствовать мон-рю. После кончины первого игумена А. К. м. прп. Александра (1439) по его завещанию братия (в житии упомянуты иноки Савватий и Симеон) построила деревянный храм свт. Николая Чудотворца, освятив его в день преставления своего наставника - 9 июня. В 1519 г. при игум. Нафанаиле в результате пожара обе церкви сгорели, однако вскоре были выстроены заново. С сер. XVII в. до 1764 г. А. К. м. управлялся строителями: Митрофаном, Варсонофием, Маркеллом, Иосифом, Феодосием, Варлаамом, Иринархом, Варлаамом (другим). Не отличавшийся большим количеством насельников и материальным благосостоянием (в 1744 к обители были приписаны 60 крестьян), мон-рь при учреждении штатов в 1764 г. был закрыт, а Никольская ц. обращена в приходскую. В 1833 г. обитель была восстановлена и приписана к Спасо-Каменному мон-рю, в ведении к-рого состояла до 1918 г.

http://pravenc.ru/text/64478.html

Князь Димитрий Васильевич Заозерский очень рад был тому, что являются новые молитвенники к малонаселенной его отчине. Он помогал пустынникам при основании монастыря; супруга его, княгиня Мария, часто присылала припасы для обители, а по кончине мужа отдала ей сельцо на поминовение его. Однажды она нечаянно пришла в монастырь и вошла в церковь , где преподобный Александр читал Псалтирь в простоте пустынной, с обнаженной грудью, которую терзали насекомые; преподобный Александр огорчился безвременным посещением и сказал: «Не следует тебе, княгиня, назирать за нашим убожеством и недостоинством». Княгиня смиренно просила прощения. Отшельник простил ее и дал ей наставление: «Корми свою нищету в доме своем». Скоро она занемогла и прислала просить молитв, но Александр отвечал: «Пусть готовится к вечной жизни». Спустя двадцать дней княгиня скончалась. Бог хранил Своего угодника во время опасности чудесным образом. Татарские полчища опустошали села близ его обители, пять татар заскакали в ограду монастырскую. Преподобный встретил их спокойно, осеняя крестом, и все они пали, как мертвые, и лежали дотоле, пока сам святой пустынножитель не поднял их от нечувствия именем Живоначальной Троицы. В обители Куштской народилось довольно пшеницы, посеянной трудами преподобного и братии; однажды работавшие на гумне выгребли пшеницу и разошлись отдыхать; пришел поселянин и вздумал воспользоваться чужим добром; он насыпал полный мешок пшеницы, но никак не мог приподнять его; нечаянно застал его Александр и с кротостью сказал: «Для чего, сын мой, берешь ты не по силам своим?» Обличенный вор бросился к ногам его, но незлобивый старец велел ему еще насыпать пшеницы, сколько было можно вместить ее и, внушив, чтобы впредь не похищал чужого, разрешил взять мешок; прощеный поселянин легко поднял его, как только обещал исправиться, и, не чувствуя никакой тягости, возвратился в дом свой, благословляя великодушного старца. Предчувствуя близость блаженной кончины, старец сказал ученикам своим, Савватию и Симеону: «Я ослабеваю и оставляю вас, а вы, чада мои, терпите на этом месте, храните смирение и любите друг друга, как самих себя».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дионисия, который в то же время, был замечательно искусный книгописец, ковачь и одеждоделатель. Житие преподобного Александра Куштского Преподобный Александр, в миру Алексей, был родом из Вологды, но имена родителей его и мирское звание их неизвестны. Однажды, в бывший Спаса – Каменный монастырь, что на Кубенском озере, пришел никому неведомый юноша, и со слезами просил игумена монастыря Дионисия постричь его в иноки. Желанье это было высказано столь искренно и трогательно, что игумен, не смотря на юные лета пришельца, оставил его в монастыре, и по прошествии некоторого времени постриг в монахи. Юноша этот был преподобный Александр, Много лет пробыл преподобный в обители и житье его, как образец иноческих добродетелей, прославило имя его. Но уваженье, которое оказывала ему братья, смущало смиренье и кротость преподобного. Постоянно помышляя лишь, о том, чтобы провести жизнь свою в совершенной безвестности, преподобный Александр, тайно оставил Спаса – Каменный монастырь и пошел на реку Сянжему. Там полюбилось преподобному одно дикое, болотистое место. Он поставил на нем небольшую келью и в ней, в непрестанной молитве и пощении, стал проводить многотрудное, отшельническое житье свое. Но и здесь не достиг желанья своего великий подвижник. Благочестивые жители окрестных мест, узнав о житии Богоугодного инока, стали приходить к нему за благословеньем. Тогда преподобный Александр услышав, что близ Кубенского озера, на реке Куште, спасается преподобный отец Евфимий, оставил свою келью, пришел к преподобному Евфимию и умолял его поменяться пустынножительствами. Преподобный Евфимий, по смирению своему, не осмелился не исполнить желанья преподобного Александра, благословил его честным животворящим крестом и удалился в келлию сооруженную преподобным, Александром. Такой обмен келий, конечно, совершался по указанию и по воле Божией, ибо наступало время, когда Господу угодно было, благодатью своею прославить ищущих безвестности иноков Александра и Евфимия. Когда преподобный Александр поселился в келии Евфимия, сердце его исполнилось желаньем построить на месте своего водворения церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и обитель под Ее всесильным покровом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Усть-Река. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1817. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская область, Сямженский район, Устьрецкое с/п, село Усть-Река Координаты: 60.035253, 40.770087 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Николая Чудотворца на Усть-Сянжемы реки, в Сянжемской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года. По преданиям, существовала с конца XVI века. Усть-Рецкая Николаевская (Богородицерождественская) церковь построена и освящена в 1817 году. Холодная, каменная, одноэтажная, четырехугольная, пятиглавая, с вызолоченными крестами. В 1862 г. построена отдельно от церкви каменная колокольня. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, Рождества Пресвятой Богородицы, Всех Святых. Обновлённый холодный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящён 16 октября 1877 г. Усть-Рецкая Спасская церковь построена и освящена в 1842 г. Тёплая, каменная, одноэтажная, четырехугольная, одноглавая, глава вся вызолочена, с колоннами византийского стиля, " довольно замечательной архитектуры " . Престолы в честь: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня - главный, сщмчч. Харалампия и Власия, прп. Александра Куштского. Приписная Русиновская Николаевская церковь, 1908 года, каменная (севернее д. Макаровская). Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. Деревни в приходе: Челюковская, Лиственницы, Лисиченская Борок, Григорово, Макаровская, Закостельн.., Савинская, Ермачик, Истоминская, Марково, Воронино, село Косково, Худяковской, Полуяниныо, Кочержино, Рычковская, Любовицы, Погребное. Вторая половина прихода: Слоботка, Кузминская, Пумих, Бурдуково, Пономариха, Папин, Лодейка, Шокша, Хомутиха, Березник, Ониковская, Новосельская, Флориха, Тупичиха, Феодосиха, Погорелка. В 1868 г. церковный староста Устьрецкой Николаевской церкви государственный крестьянин Иван Федоров Полинцев приобрел для своей церкви новый колокол в 310 пуд. стоимостью 4650 р. Пожертвовал сам (?) 1000 руб., крестьянин Егор Яковлев Соколов 600 руб, а остальные деньги пожертвованы всеми прихожанами. На колоколе помещены слова: «По благословению Преосвященного Павла, Епископа Вологодского и Устюжского в воспоминание избавлении жизни Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича от руки убийцы в 25 мая 1867 года в Париже».

http://sobory.ru/article/?object=42744

В 1764 г. монастырь был закрыт, а соборный храм обители превращен в приходскую церковь . В 1850 г. рядом с ним построили новую приходскую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сюда из Никольского храма перенесли мощи преподобного, на раке находились его вериги. В советское время церковь разрушили. В 2000 г. в поселке Нюксеница (Тотемского района Вологодской области), ближайшем населенном пункте к бывшему Агапитову монастырю, началось строительство храма во имя прп. Агапита Маркушевского. Адриан Монзенский (в миру Амос, 5 мая 1619) – преподобный (память 5 мая), в 80–90–х гг. XVI в. возобновил запустевший Благовещенский монастырь близ устья реки Монзы – правого притока реки Костромы (ныне село Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1764 г. монастырь упразднен, собор обращен в приходскую церковь , которая была закрыта в 1937 г. Мощи преподобного находятся под спудом Благовещенской церкви, в 1998 г. в храме возобновлено богослужение. Адриан Пошехонский (5 марта 1550) – преподобномученик (память 5 марта, 19 ноября – обретение мощей), в 1543 г. основал пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Адриано-Пошехонский монастырь). Около 1928 г. обитель была закрыта, а братия репрессирована. 7 марта 2000 г. монастырь возобновлен. Александр Куштский (в миру Алексий; 9 июня 1439) – преподобный, основатель Александро–Куштского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Мощи преподобного почивают под спудом в бывшей Никольской церкви обители. В 1764 г. монастырь был закрыт, а Никольская церковь стала приходской. В настоящее время в монастыре размещается дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, самим преподобным. Вериги святого хранятся в приходском храме Святого Афанасия Александрийского современного поселка Устье Усть–Кубинского района Вологодской области. Александр Ошевенский (в миру Алексий; 20 апреля 1479) – преподобный (память 20 апреля), основатель Александро–Ошевенского монастыря (находился в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (ныне г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сравним структуру месяцесловной записи Святцев 1646 г. с месяцесловами предшествующих изданий богослужебных книг – Святцев Бурцова (М., 1639) 909 , Устава (М., 1641) 910 35 и Псалтири следованной (М., 1642) 911 . Все эти издания имеют очень схожий в русской части месяцеслов, однако сама структура месяцесловной записи различна. В Святцах Бурцова назван только день памяти (без «летописи», тропарей и кондаков), Устав содержит указания чинопоследования Службы святому с полным текстом тропаря и кондака, в Следованной Псалтири также помещён текст тропаря и кондака. Таким образом, ни одно из предшествующих изданий не могло явиться источником Святцев 1646 г., так как не содержало «летописи», т. е. биографических сведений о святом. С другой стороны, структура памяти святого в Святцах ближе всего к записи в Следованной Псалтири. Имея в виду тему русских памятей, обозначим то новое (помимо «летописи»), что появилось в Святцах в сравнении с вышеперечисленными изданиями. Во-первых, это новые памяти: Иосифа Волоколамского (9 сентября), Киприана Московского (16 сентября), Сергия Обнорского (7 октября), Меркурия Смоленского (24 ноября), Филиппа митрополита (23 декабря), князя Георгия Всеволодовича (4 февраля), Кирилла Новоезерского (4 февраля), Арсения Тверского (2 марта) 912 , Варсонофия Казанского (26 марта), Александра Ошевенского (20 апреля), Корнилия Комельского (19 мая), Игнатия Вологодского (19 мая), Сретения образа Димитрия Прилуцкого (3 июня), обретения мощей князей Василия и Константина Ярославских (8 июня), Александра Куштского (10 июня), Андроника Звенигородского (13 июня), Стефана Махрищского (14 июля), перенесения мощей Зосимы и Савватия Соловецких (8 августа), перенесения мощей Феодосия Печерского (14 августа) 913 . Во-вторых, сравнительно с Псалтирью и Уставом добавлены тропари с кондаками в случаях, когда они прежде отсутствовали (Борису и Глебу 5 сентября, Иакову Ростовскому 27 ноября, Антонию Сийскому 7 декабря). В-третьих, меняется день празднования памяти Феодосия Печерского , вместо 11 января, который отмечен в Псалтири и Уставе, в Святцах празднование поставлено на 3 мая (у Бурцова так же).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиепископ Ростовский Дионисий Святогорец, бывший игумен Спасо-Каменного монастыря, управлявший в последние годы своей жизни Ростовской епархией (1418–1425), благословил своего постриженика и снабдил его всем необходимым для богослужения. Вернувшись, преподобный Александр сразу приступил к сооружению деревянного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, К тому времени относится его знакомство с владевшим этими землями князем Дмитрием Васильевичем Заозерским, благотворительность которого помогла скорому устроению иноческой обители. После кончины князя, павшего в сражении с татаромонголами в 1380 году, его супруга княгиня Мария, еще ранее передавшая в дар для нового храма иконы и напрестольное Евангелие, усилила свое попечение к монастырю. Глубоко почитая святого старца за его благочестивую жизнь и зная о его многочисленных хозяйственных заботах, она стремилась поддержать силы преподобного и присылала ему разнообразную пищу. Но и в игуменстве подвижник не изменял своим строгим правилам: пребывая в сугубом посте, он все раздавал больным и нищим. «Знаете ли, любимцы мои, – говорил он братии, – что подобает нам многими скорбями войти в Царство Небесное?» Северные пределы Руси в те времена неоднократно подвергались опустошительным набегам ордынских отрядов. Однажды четверо из них достигли Куштского монастыря. Спокойно встретил их преподобный. Осененные крестом, они пали без чувств, и только, когда игумен молитвенно призвал Имя Святой Троицы, пришли в себя и в страхе бежали, потрясенные чудесной силой и милосердием старца. Жизнеописатель преподобного рассказывает, что однажды был собран урожай пшеницы, посеянной трудами игумена и братии. Некий крестьянин, не видя никого вокруг, решил украсть мешок зерна. Но от алчности взял слишком много и потому никак не мог поднять свою ношу, Именно в этот момент и застал его преподобный Александр. «Напрасно ты, сын мой, поднимаешь не по силам», – только и сказал он. Эти кроткие слова вызвали искреннее раскаяние вора, и он пал со слезами к ногам старца. Преподобный после отеческого наставления отпустил его. Устыдившийся крестьянин легко поднял прежде неподъемную ношу и ушел, благодаря Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010