Высокопреосвященный митрополит Иоанн благословил меня чудной иконой святого равноапостольного князя Владимира в сребропозлащённой ризе. Сердечно, как с близким родным, прощались мы с первосвятителем Киевским. Не надо пуд соли съесть, чтобы узнать человека. Душа сразу узнаёт, кого встречает. Так мило беседовал с нами владыка митрополит, как будто знакомы были с ним многие годы. С 16 на 17 июля последняя наша ночь в Киеве. Последняя?! Почему? Неужели никогда больше не будем в Киеве?! Провожу эту ночь без сна у своих сродников. Две замужних сестры — одна за протоиереем в Золотоноше, другая — за доктором в Киеве. Они с мужьями и милая моя племянница Наташа, капитан советской армии, доктор-бактериолог, 4 ½ года пребывания на фронте… Прощай, Киев! III. Опять в Москве. Последние дни пребывания на Родине 17 июля на самолёте возвращаемся в Москву. Узнаём: Святейший со свитой отбыл в Сергиеву лавру и нас приглашает сослужить его Святейшеству в храмовый праздник лавры — день преподобного Сергия (5 июля ст. ст.). Всенощную я и мои спутники служили в Елоховском Богоявленском соборе. С нами и настоятель собора протопресвитер Н. Колчицкий, и протоиерей Ф. Казанский — наши милые друзья-покровители. Долго идёт торжественная Всенощная. Народу видимо-невидимо. Здесь двойной праздник: молятся и преподобному Сергию, и святым мученикам Виленским — их гробница с нетленными мощами находится в соборе; пробудут и ещё несколько дней и потом будут перевезены в Виленский Свято-Духов монастырь, где и раньше почивали. В каноне чередуются возгласы: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас» и «Святые мученики Антоние, Иоанне, Евстафие, молите Бога о нас!». Длинной вереницей подходят ко святому елеопомазанию. Неустанно начертываю святой крест на челе подходящего. Говорю молитвенные возгласы. Многие конфузливо дают мне в руку деньги: возьмите, помолитесь! Вам деньги нужны. Смущаюсь и радуюсь! Вот она — вся наружу — русская православная душа. Конечно, отказываюсь; «у меня всё есть». 5 (18) июля — Сергиев день. Мы в Троице-Сергиевой лавре. 5 июля 1422 года, по особому Божьему откровению, игумен Никон открыл гроб своего предшественника блаженнопочивавшего игумена Сергия. Несмотря на то, что прошло 30 лет по смерти преподобного Сергия, «не токмо честное тело святаго цело и светло соблюдеся, но и одежда его, в ней же он погребен бысть, цела быше всяко и тлению никакоже сопричастна».

http://bogoslov.ru/article/6177696

Высшее Церковное Управление, в которое вначале кроме епископов входили также представители клира и мирян, признавало своим верховным кириерархом патриарха Московского Тихона и свое вынужденное отделение от него рассматривало как временное и считало себя ответственным перед будущим Собором Всероссийским по освобождении России от безбожной власти. Патриарх Московский Тихон признавал назначения, сделанные Высшим Церковным Управлением Заграницей. Даже давал ему указания, например о назначении епархиальным архиереем Северной Америки митрополита Платона, о производстве ревизии [деятельности временно управляющего Алеутской и Северо-Американской епархией епископа Александра (Немоловского)] посвященным в Белграде настоятелем церкви в Копенгагене епископом Антонием [Дашкевичем]. В ноябре 1921 года в Сремских Карловцах, в Югославии, состоялся первый Заграничный Собор, в котором кроме 24 епископов приняли участие представители клира и мирян. Являясь, таким образом, голосом всех русских, сумевших уйти из-под советской власти, Собор счел себя обязанным высказаться о положении в России, где томилось под гнетом той власти остальное население России. Собор обратился к Генуэзской конференции с просьбой не поддерживать большевистскую власть и помочь русскому народу освободиться от нее. Большевистская власть, усмотрев в этом угрозу для себя, решила оказать давление на находившихся за границей русских через церковную власть. Под сильным давлением советского правительства патриарх Тихон подписал указ о запрещении Высшего Церковного Управления, поручив митрополиту Евлогию [Георгиевскому] позаботиться об образовании нового управления. После этого патриарх Тихон был немедленно арестован. Руководствуясь прежним его распоряжением от 7/20 ноября 1920 года, заграничные архиереи собрались 31 августа 1922 года и постановили вместо Высшего Церковного Управления избрать Архиерейский Синод. Председателем его избран был, как старший по сану, занимавший старейшую русскую кафедру и являвшийся единственным, кроме патриарха, постоянным членом Российского Синода митрополит Киевский Антоний [Храповицкий].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Архив Пн Патриаршие приходы в США. Современное состояние 23 марта 2011 г. 13:00 Статья игумена Иосифа (Крюкова) опубликована в «Церковном вестнике» от 22 марта 2011 г. 10 апреля 2010 года исполнилось 40 лет со дня подписания Святейшим Патриархом Алексием I Томоса об автокефалии Православной Церкви в Америке . Одним из этапов подготовки этого решения стало упразднение Экзархата Русской Православной Церкви Северной и Южной Америки и создание на его основе Патриарших приходов в Соединенных Штатах и Канаде. В 1987 году эти административно-церковные изменения завершились разделением управления в этих двух странах и назначением в каждую из них викарных архиереев Московской епархии . К началу XX века Русская Православная Церковь была единственной из Поместных Церквей, обладавшей в Соединенных Штатах организованной и разветвленной системой епархиальной жизни. Накануне 1917 года здесь служили пять епископов и 309 священников и диаконов. В состав 27-ми церковных округов входили 461 церковь и часовня. Зарегистрировано было 100 тысяч прихожан, но фактическое их число превышало 300 тысяч, а вместе с верующими Сирийско-Арабской, Сербской и Албанской миссий — 600 тысяч. После трагических событий 1917 года финансовое обеспечение жизнедеятельности епархиальных структур и приходов, ранее в значительной мере обеспечивавшееся путем ассигнований из государственного бюджета Российской империи, полностью легло на плечи православного духовенства и мирян США. В письме из Одессы епископу Алеутскому и Северо-Американскому Александру (Немоловскому) митрополит Платон (Рождественский), занимавший эту кафедру до него, писал, что в России на русское духовенство в США «смотрят как на рать людей, обреченных на голодную смерть». (Позднее митрополит Платон снова вернется в Америку, чтобы возглавить церковное движение, на основе которого впоследствии сформируется Православная Церковь в Америке). Острая нехватка средств и общеполитические процессы, повлекшие за собой ослабление административного контроля, стали причиной обособления приходов. К 1933 году, когда в Америку — с титулом архиепископа Алеутского и Североамериканского и в звании экзарха — был назначен Вениамин (Федченков), лишь считанные единицы храмов сохранили верность Московскому Патриархату. В экзархат входило 50 храмов — максимум, достигнутый за все время его существования.

http://patriarchia.ru/db/text/1435567.ht...

Церковь вмц. Александры в Бад-Эмсе. 1874–1876 гг. Архит. Гольдман. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Церковь вмц. Александры в Бад-Эмсе. 1874–1876 гг. Архит. Гольдман. Фотография. 90-е гг. ХХ в. В 1941 г. НСДАП запретило проводить епархиальные собрания под предлогом, что в военное время власти не в силах обеспечить безопасность людей. Запрещены были издательская деятельность, подписка на епархиальный листок «Сообщение», священникам не дозволялось пастырское окормление военнопленных и лиц, привезенных на работу в Г. После ареста в мае 1940 г. архиеп. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского) , выступавшего в проповедях с критикой политики Гитлера, митр. Серафим (Ляде) добился от властей передачи архиепископа ему на поруки и поместил его в Русском доме для престарелых в Тегеле, где тот пребывал до окончания войны. С нач. второй мировой войны в 1939 г. в Г. стали прибывать иностранные рабочие, что привело к росту уже существовавших рус. общин (в окрестностях Берлина, Гамбурге, Лейпциге, в Мюнхене) и к возникновению новых (в Мангейме, Аугсбурге, Ландсберге, Нюрнберге, Ганновере и в др. городах). Рус. храмы в Г. во время войны стали единственным прибежищем для рус. военнопленных и насильно вывезенных в Г. на работу. 22 мая 1942 г. правосл. храмы Г. вошли в т. н. Среднеевропейский митрополичий округ РПЦЗ, образованный с согласия нем. правительства и возглавляемый митр. Серафимом. Число рус. правосл. верующих в Г. на конец войны так и остается невыясненным, хотя оно должно было достигать неск. миллионов, из к-рых лишь часть могла участвовать в церковной жизни, поскольку военнопленные такой возможности были лишены. После окончания войны и подписания Г. акта о капитуляции судьба приходов в вост. и зап. частях Г. складывалась по-разному. На востоке начался процесс их перехода из РПЦЗ в юрисдикцию РПЦ. В окт. 1945 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I направил в Г. делегацию во главе с протопр. Николаем Колчицким, управляющим делами МП. 11 окт. 1945 г. произошло воссоединение рус. приходов в Вост. Германии с РПЦ. Свящ. Синод вынес решение об управлении приходами РПЦ в Г. архиеп. Александром (Немоловским) на правах викария Патриаршего экзарха в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского), принявшего решение о возвращении в лоно РПЦ. Архиеп. Александр руководил правосл. общинами с 1945 г. до возвращения в Брюссель в 1948 г. Важный вклад в восстановление церковной жизни внесло возобновившее деятельность Владимирское братство, возглавлявшееся настоятелем Владимирской ц. Берлина прот. Сергием Положенским. С окт. 1946 г. правосл. приходы МП в Г. были включены в состав образованного Среднеевропейского Экзархата РПЦ, главой к-рого стал архиеп. Венский Сергий (Королёв) . (см. ст. Берлинская и Германская епархия РПЦ).

http://pravenc.ru/text/529057.html

В 1921 году он принял от епископа Александра (Немоловского), уехавшего в Европу, управление Северо-Американской епархией. В 1922 году был признан Американским церковным Собором правящим архиереем и утвержден митрополитом всея Америки и Канады. В сентябре 1923 года Свят.Патриарх Тихон назначил его Управляющим Северо-Американской епархией с освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией в России. Взяв неверное антиканоническое направление в управлении епархией, он уклонился от чисто церковных дел и превратил кафедру в амвон политических выступлений, враждебных отечеству и Матери-Церкви. Этим он положил начало расколу. С 16 января 1924 года Святейшим Патриархом Тихоном и Свящ. при нем Синодом уволен от управления Северо-Американской епархией. Патриарший указ об его увольнении он не выполнил и потому продолжал управлять Северо-Американской епархией. Всеамериканский Собор, состоявшийся 19 апреля 1924 года в Детройте подтвердил права митр.Платона на звание правящего епископа Русской Православной церкви в Америке и постановил объявить Северо-Американскую епархию самоуправляющейся Церковью впредь до созыва Всероссийского Собора. Ограждая свою самостоятельность от влияния карловчан, он, без всякого на то согласия Московской Патриархии, объявил в 1933 году Американскую Церковь автономной. Этим он снова нарушил единство Матери-Церкви. За этот грех против Матери-Церкви Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Священный при нем Синод в постановлении от 16 авг.1933 года признали провозглашение автономии Северо-Американской епархии, сделанное по инициативе митр.Платона, грубым нарушением церковной дисциплины и отменили его, как канонически несостоятельное действие, а митрополита Платона, за учинение раскола, постановили предать суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до церковно-судебного о нем решения. Скончался 20 апреля 1934 года, не покаявшись в грехе учиненного им раскола. 19 апр.1946 года, внимая просьбе паствы митрополита Платона, Святейший Патриарх Алексий разрешил совершать панихиды по митрополите Платоне с тем, чтобы с этого момента тяготевшее над ним церковное прещение считалось посмертно снятым. Труды:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Очередной, десятый, номер издания прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Академии постдипломного педагогического образования «Зерно горчичное» поступил в продажу. Журнал по традиции открывает проповедь настоятеля храма – протоиерея Георгия Митрофанова. В этом номере она посвящена Апостольскому чтению в Неделю о мытаре и фарисее (2 Тим. 3:10-15). В рубрике «Православие и культура» опубликованы статьи доктора филологических наук, профессора СПбГУ Петра Бухаркина («Об отце Павле Флоренском – в начале нового века»), и также доктора филологических наук, профессора Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Светланы Шешуновой («Пост и праздник в эпопее Солженицына «Красное колесо»»). В рубрике «Знаменательные даты» три статьи отмечают 90-летие 1917 года: «Размышление о причинах и последствиях революции 1917 года» Роберта Битюкова, «К 90-летию Октября. З.Гиппиус» Раисы Васильевой и «Революция глазами детей» – уникальный материал, основанный на фрагментах сочинений детей, переживших революцию, и изданный Русским Педагогическим Бюро в Праге под редакцией В.В.Зеньковского в середине 1920-х годов. Далее в той же рубрике публикацией одного стихотворения отмечается 70-летие со дня рождения Сергея Аверинцева и статьей Константина Махлака «…Еще она не перешла порогу» – 490-летие начала Реформации и возникновения протестантизма. В рубрике «Беседа с настоятелем» публикуется интервью с отцом Георгием Митрофановым, озаглавленное «Новомученики. Проблемы канонизации». В рубрике «In memoriam» опубликованы статья Марины Митрофановой «Священник Павел Розанов», воспоминания Натальи Рейнгардт о митрополите Александре (Немоловском) и архиепископе Василии (Кривошеине) – «Два Владыки», а также статья «Памяти протоиерея Виктора Грозовского» Роберта Битюкова. В журнале 256 страниц. Издание осуществляется при поддержке Отдела Администрации Санкт-Петербурга по связям с религиозными объединениями (по «Программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге»). Журнал можно приобрести в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д.11-13). «Вода живая», 02.03.2008.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-03-02/5...

В 1940 г. митр. Серафим сумел вызволить из гестапо Брюссельского архиепископа Александра (Немоловского) и т.п. . Ему содействовало германское церковное министерство и даже МИД — их подход отличался от подхода национал-социалистической партии и органов безопасности . В межведомственных отношениях в Германии имелось пространство для маневра — в этом смысле оно отличалось от ситуации в советской России 20х-30-х гг., где было несравнимо тяжелее. Послевоенная ситуация делала невозможным дальнейшее существование митрополичьих округов в зарубежье: Югославия стала коммунистической, на Дальнем Востоке распоряжались советские и китайские коммунисты, а в Восточной Германии — немецкие. В Европе и на Ближнем Востоке начала свою деятельность Московская Патриархия, получившая от Сталина после победы над нацизмом небольшие послабления. В Московский Патриархат перешел не только митр. Евлогий, но и глава Западно-Европейского округа РПЦЗ, митр. Серафим (Лукьянов). Затем, в 1950 г. скончался митр. Серафим (Ляде). РПЦЗ вследствие этих событий в Европе перешла на епархиальную структуру управления . С тех пор в Русской Зарубежной Церкви только один митрополит, а именно — ее Первоиерарх. Однако с учетом исторического пути Русской Зарубежной Церкви, обширности окормляемых ею территорий и рассеянности их по всему миру было бы неосновательным считать ее одним митрополичьим округом, и гораздо более органичным было бы для нее, пожалуй, внутреннее деление на три митрополичьих области (американскую, европейскую, австралийскую). Во всяком случае в нынешнем своем виде РПЦЗ представляет собой церковное образование некоего иного, высшего порядка, чем митрополичья область, и конечно, по отношению к той Русской Зарубежной Церкви, которую мы имеем сейчас как исторически сложившуюся церковную единицу, было бы неуместно применять исключительно «территориальный принцип». Необходимое в этой связи обсуждение канонического понятия «этноса», которое зиждется на общности «этоса» и имеет мало общего с пресловутым «филетизмом» (национализмом в Церкви), выходит далеко за рамки данной статьи .

http://pravoslavie.ru/5441.html

«В конце литургии сказал поучение сам Владыка, в котором наставлял нас, як треба жити и постулата так, щоб никто не мог сказати, що мы называемся православными только по имени. По окончанию литургии Владыка пойшол в братский зал, где собрались прихожане и их дети. Владыка пытался детей молитвы и св. историю... Тут же Владыка наставлял нас, як лучше устроити нам новый иконостас, который не о долгом часе будем ставити, и показовал, яки маем зробити поправки внутри своей церкви. Преподавши благословение нам и деткам нашим, Владыка, провожаемый глубокою благодарностью нашею, выехал от нас в Ольд-Фордж» 536 . В Олдфорджской церкви владыка Тихон отслужил вечерню с молебном Божией Матери 537 . 25 ноября/8 декабря 1902 г. Утром епископ молился в Архангело-Михаиловской церкви Олдфорджа. «В понедельник я служил Литургию. В храме были только – Вл. Тихон, я и псаломщик. Приблизилось время выхода со св. Евангелием. Беру Евангелие и вижу: Вл. Тихон зажег свечу и пошел впереди Евангелия. Это меня очень поразило. «Боже, – думаю, – какое смирение у Вл. Тихона!» Положив св. Евангелие на престол, я поклонился в ноги Владыке. Он благословил меня и сказал: “Продолжайте Литургию”» 538 . В 19 ч. архипастыря встретили в Свято-Троицком храме Катасаквы. Епископ прошел в алтарь и благословил свящ. Александру Немоловскому начать всенощное бдение; сам Тихон выходил на литию и полиелей. «После елеопомазания всех богомольцев Преосвящ. Тихон, разоблачившись, обратился – с солеи – с краткою речью к прихожанам. Похвалив их преданность православию, являемую делом и истиною, Владыка убеждал и на будущее время быть духом горящими, и двоих из них – Иосифа Стегнача и Стефана Гузаго – отличил благословенными грамотами. Обрадованные милостивым вниманием Архипастыря, некоторые прав, катасаквинцы пришли на квартиру священника, где долго беседовали с Преосвященным» 539 . 26 ноября/9 декабря 1902 г. Во вторник Тихон оставил Катасакву. 30 ноября/13 декабря 1902 г. Субботним вечером Тихон (Беллавин) и Хотовицкий А.А. поездом из Нью-Йорка прибыли в Трою. На железнодорожной станции их встретил иером. Тихон 540 , настоятель церкви селения Colonie 541 , западного предместья Трои; затем все проехали к Васильевскому храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Брюссельский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. Василий (Кривошеин), архиеп. Брюссельский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. В период жизни в Оксфорде В. занимался активной церковно-научной деятельностью, принимал участие в съездах и собраниях Албания св. и прп. Сергия содружества , выступал на международных научных конгрессах и конференциях: участвовал в работе 1-го Международного съезда патрологов в Оксфорде (1951, затем вплоть до 1979 - в каждом из оксфордских патрологических съездов, являвшихся самыми представительными богословскими собраниями своего времени), в 1958 г. был на съезде византологов в Мюнхене. В апр. 1957 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) В. был возведен в сан архимандрита; 26 мая 1958 г. постановлением Святейшего Патриарха и Свящ. Синода был назначен 2-м викарием экзарха МП в Зап. Европе архиеп. Клишийского Николая ( Ерёмина ; впосл. митр. Корсунский) с титулом еп. Волоколамского и пребыванием в Париже. Хиротония В., однако, неск. задержалась из-за трудностей с получением франц. визы. В марте 1959 г. был назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде; 14 июня 1959 г. в Лондоне, в храме Успения Пресв. Богородицы (РПЦ), была совершена хиротония В. архиеп. Николаем (Ерёминым) и еп. Сергиевским Антонием ( Блумом ; впосл. митр. Сурожский) (ЖМП. 1959. 9. С. 27-32). В наречении принял также участие еп. Иаков Апамейский (Вирвос, К-польский Патриархат). В нояб. 1959 г. В. переехал в Париж, где нес архипастырское служение в качестве помощника архиеп. Клишийского; в том же году (11-15 нояб.) состоялась его поездка в Фессалонику для участия в торжествах, посвященных 600-летию со дня кончины свт. Григория Паламы (ЖМП. 1960. 2. С. 72-80). После смерти (в апр. 1960) митр. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского) указом Патриарха Алексия I и Свящ. Синода В. был назначен на Брюссельскую кафедру, на к-рой пребывал вплоть до своей кончины. Вскоре после назначения В. посетил Москву, где 21 июля 1960 г., в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, был возведен в сан архиеп.

http://pravenc.ru/text/150717.html

С такой же просьбой в августе 1960 г. он обратился к Председателю Христианских мирных конференций, чешскому профессору-богослову И. Громадке, главе Американского Экзархата митрополиту Борису. Через них Владыка Николай хотел привлечь внимание мировой общественности к положению Церкви в Советском Союзе, рассчитывая с ее помощью остановить возрастающие масштабы Хрущевских гонений. Василий (Кривошеин) (19001985) архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Всеволод Александрович Кривошеин родился 17.07.1900 в С.-Петербурге. В 1916 г. В.А. Кривошеин окончил гимназию и поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Петроградского университета. Весной 1917 г. переехал в Москву, где продолжил образование на историко-филологическом факультете Московского университета. В годы гражданской войны уехал на Юг, чтобы вступить в Добровольческую армию; после потери 2 пальцев руки был эвакуирован из Новороссийска в Каир. С 1920 г. жил в Париже. В 1921 г. окончил филологический факультет Сорбонны. В 1924 г. записался студентом в только что основанный митр. Евлогием (Георгиевским) Православный богословский институт прп. Сергия Радонежского в Париже. В 19241925 гг. В.А. Кривошеин принимал участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД), присутствовал на его съездах в Аржероне; в сент. 1925 г. выехал на съезд РСХД в Хоповском монастыре в Югославии, откуда вместе с С. Сахаровым (в посл. схиархим. Софроний) отправился в паломническую поездку на Афон, которая определила всю его последующую жизнь. Пробыл в Афоне до 1947 г. В сентябре 1947 г. гражданскими властями был выслан со Св. горы. При этом формально он оставался в составе братии Свято-Пантелеимонова монастыря. С 1951 года его жизнь была связана с Оксфордом. 26 мая 1958 г. постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода был назначен 2-м викарием экзарха в Западной Европе архиепископа Клишинского Николая (Еремина) с титулом епископ Волоколамский и пребыванием в Париже. 14 июня 1959 г. в Лондоне, в храме Успения Преев. Богородицы (РПЦ), была совершена епископская хиротония. В ноябре 1959 г. переехал в Париж, где нес архипастырское служение в качестве помощника архиепископа Клишийского. После смерти (в апр. 1960) митр. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского)указом Патриарха Алексия I и Священного Синода В. был назначен на Брюссельсую кафедру, на которой пребывал вплоть до своей кончины. Погребен на Серафимовском кладбище в С.-Петербурге, согласно его желанию быть похороненным в родной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010