Через два дня его рукоположили во иеродиакона, а 17 (30) октября – в сан иеромонаха. Отца Афанасия назначили преподавателем литургики и гомилетики в Полтавскую духовную семинарию. Перед отъездом 28 октября 1912 года он первый раз за литургией во Владимирском Успенском кафедральном соборе как иеромонах сослужил архиепископу Николаю (Налимову). В Полтаве молодого преподавателя сразу отметили, оценили его способности: в августе 1913 года отца Афанасия повысили в должности – он был назначен смотрителем Клеванского духовного училища Волынской епархии. Сердце, однако, тянуло на родину. В сентябре 1913 года иеромонах случайно узнал, что во Владимирской семинарии требуется преподаватель как раз по его предметам. Шанс оказаться на родине упустить было никак нельзя. Подать прошение о переводе обычным путем значило потерять время и не добиться желаемого. Будущий владыка решается на отчаянный шаг. Он тут же берет благословение, едет в столицу и прямо с вокзала – к обер-прокурору Синода Владимиру Карловичу Саблеру. Сановник в парадной форме находился в кабинете последние минуты. Он должен был ехать куда-то сопровождать государя. Вот в этот момент и предстал перед ним отец Афанасий. Иеромонаха не смутил высокий пост вельможи, не ослепил блеск золотого шитья и орденов, он быстро, четко и с достоинством изложил свою просьбу. Саблер справился у секретаря, подписано ли назначение преподавателя во Владимирскую семинарию, и, получив отрицательный ответ, тут же без всяких проволочек сделал распоряжение внести в приказ имя иеромонаха Афанасия (Сахарова) и подписал бумагу. Обер-прокурору явно понравился молодой человек. Он по-отечески осведомился: «А где вы остановились?» – «Да я прямо с вокзала». – «Ну вот что, батенька, вам в гостинице останавливаться неудобно. Я вам дам записку в Александро-Невскую лавру. Там вам будет хорошо». Такой прием и решение, которое изменило всю судьбу, наверное, были знаком свыше. Господу было угодно, чтобы молодой иеромонах оказался во Владимире – там начиналась новая страница его особой судьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Помещения архиерейского жалче здешнего на своем веку я нигде не видел: мебель была крайне скудная, но и ту слышно предместник вашего преосвященства вывез в собственное имение; иконы для архиерейских комнат, слышно, куплены только на днях; едва ли есть при архиерейском доме экипаж и лошади… Излишним считаю говорить об архиерейских церковных облачениях и утварях: как все это ни было жалко, многие вещи, слышно, взяты предместником, как собственность. При архиерейском доме один только иеромонах. Регента нет, был регент старик диакон Кутузов, но тот уезжает в Александро-Невскую лавру. Есть и, архидиакон и протодиакон, но протодиакон состоит не при кафедральном соборе, а архидиакон протодиаконского в себе имеет мало. Иподиаконов при кафедральном соборе нет. Полного прибора облачения на всех служащих сколько-либо добропорядочного нет; все сборное, многое, в самые великие дни, крайне ветхое и грязное, особенное же диаконские стихари. Хор жалкий и те заморены голодом и заедены всякого рода скудостью. Довольно. Для практических соображений вашего преосвященства теперь пока на месте вашего пребывания будет достаточно этих сообщений. А здесь по неволе усмотрите вещи баснословного свойства. А главное – вашему преосвященству придется здесь чуть не все создавать, и страница в истории церкви ожидает вас, как первого искони православного преемника униатских и униатствовавших архиереев. А ждут ваше преосвященство здесь с некоторою тревогою, немногие с боязнью, а большинство с благими надеждами по той причине, что, не говоря об известном здесь факте – сюда искали архипастыря доброго и милостивого, не говоря об общем мнении, приписывающем особе вашей прямоту и мягкость нрава, ухудшить, более исковеркать здесь отношения святительской власти к подчиненным, ей невозможно». В ответе на письмо о. архимандрита я писал ему от 25-го июля следующее: «Усердно благодарю, вас. за благовременное сообщение мне известий, хотя и не весьма утешительных. Но в вашем письме сообщаются сведения, большею частью предположительные и основанные на слухах; а мне хотелось бы и необходимо иметь сведения точные и положительные. Посему прошу вас доставить мне и без замедления точные ответы на следующие вопросы:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Так жил и так трудился на пользу своей обители, а отчасти и для устроения своей будущей судьбы Софроний Тернавиот во время пребывания своего в Москве в начале 1756 г. Когда он находился еще в Москве, из Киева было получено (11 января) уже ивестное нам распоряжение («архипастирский ордер») о том, кому какие «презенты» должны были быть поднесены, а также поручение хлопотать в св. синоде о выдача в пользу Киево-Печерской лавры денег, вещей и книг, оставшихся после смерти иероманаха Рудзенского 302 , а в гражданских учреждениях по делу «о великороссийских дворах, поселившихся на лаврской земле около крепости Печерской» 303 . Вскоре после 22 января 1756 года Софроний Тернавиот выехал из Москвы и к 10 февраля был уже в С.-Петербурге. 27 февраля 1756 года он так писал об атом архим. Луке: «Сего февраля 10 числа прибил я в Санкт-Петербург и в силу к означенному числу, за великием бездорожием, поспеть могл» 304 . На первых порах он остановился в С.-Петербурге на прежней квартире, которая находилась в доме царского духовника, или где-то вблизи его дома, но потом, вследствие разных неудобств, вынужен был перебраться в Александро-Невскую лавру. «Хотя, по милости господина отца духовника», – писал Софроний Тернавиот тогда же архим. Луке, – «определена была мне прежняя квартира, в которой рад бы я жить, толко от частых гостинных постоев вся загажена и много подчинки требовала и оную очистить моему карману было бы с убитком, а болше того, что жить было в оной опасно: около двора забору, а в хоромах в окошках затворов нет, а близ двора батюшки живут многи промысловые люди и на другом дворе стоит князь Долгоруков, и по той причине утруждал я преосвященного Санкт-петербургского о квартере, и, по милости его преосвященства, определена мне квартера в Невском монастыре, где ныне уже и живу» 305 . 25 февраля 1756 года Софроний Тернавиот представлялся императрице, наследнику и супруге его. «И поднесенные мною презенты», – писал 27 февраля Софроний Тернавиот архим. Луке, – «всемилостивейшая государиня сама изволила все в моленной церкве милостиво з благодарением принять, и их высочества такожде милостиво от мене писма и презент принять изволили, и о здравии вашего ясне в Богу високопреподбия спрашивали, и от рук его высочества румку вина венгерского выпить я удостоился» 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

„Желая свято исполнить поручение Ваше, спешу сообщить Вам добытые из достоверного источника сведения о Высокопреосвященнейшем Филофее. Сведения эти, к тяжкому прискорбию, не порадуют Ваше Высокопреосвященство. Мая 26, Г. Синодальный Обер-Прокурор получил от Митрополита пакет на своё имя; но по вскрытии пакета оказалось в нём прошение на Высочайшее имя. Прошение написано было на почтовом листе малого формата и притом с явным отсутствием логической последовательности – это раз, а другое – то, что и предмет прошения в высшей степени странный. Митрополит пишет, что Св. Синод будто бы отлучил его от церкви и проклял, как еретика, вследствие чего он, Митрополит, не ища ничего для себя, предлагает Государю некоторые верноподданнические советы. Доложено было (конфиденциально) Императору; созван был совет врачей, которые нашли, что Владыка слишком истощён и что в мозгу его – ни кровинки. Теперь не знают, что с ним делать: он так слаб, что не только не может доехать до своей епархии, но у него не найдено и столько сил, чтобы перевезти его в Александро-Невскую Лавру. Вследствие всего этого он оставлен на „Подворье“. Не месяцы, а недели, и, пожалуй, дни Первосвятителя Киевского сочтены. Доехал я от Вас до Питера благополучно, но тут наткнулся на казус: дорогой мой приятель не хочет выпустить меня от себя, доколе не отпразднуем день его Ангела, т. е. до 24 числа сего июня – дня, в который я рассчитывал быть уже в Харькове! Вот какие казусы встречаются путнику – нашему брату, а преосвященные архипастыри наши и в резон не принимают подобных обстоятельств, а знают лишь одно: „как смел превысить срок отпуска?“ Горе нам бездольным! Если не успею осилить вышеупомянутое препятствие, то предстану пред Вами не раньше 25 сего июня.“ 11-го числа, Начальник губернии, Тайный Советник А. Н. Сомов, обратился ко мне с секретным письмом 1881 за 639 следующего содержания: „Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Отец, Архипастырь! Препровождая при сём в копиях три циркуляра Г. Министра Внутренних Дел от 6, 23 мая и 3 июня по поводу современных событий и сопряжённых с ними разного рода слухов, распространяемых злонамеренными лицами, долгом считаю обратиться к Вашему Высокопреосвященству и покорнейше просить не отказать в распоряжении, чтобы приходское духовенство во всех нужных случаях оказывало разумное противодействие распространению в среде крестьян нередко превратных суждений о явлениях государственной жизни вообще и в частности относительно предстоящих, будто бы, изменениях в поземельных отношениях“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В связи с приближавшейся 100-летней годовщиной со дня смерти А.С. Пушкина, было решено превратить Тихвинское кладбище в «Некрополь мастеров искусств и современников А.С. Пушкина». Внешний облик этого некрополя, освобожденного от «обывательских» могил, не должен был походить на облик традиционного кладбища. Исходя из этой задачи, архитектурно-планировочный отдел Ленсовета начал разработку проекта мемориального парка. Его авторами стали Е.Н. Сандлер и Е.К. Реймерс, при участии главного архитектора города Л.А. Ильина. Работы по реконструкции были начаты в 1935 г. и планировались к завершению на 15 августа следующего года. Это привело к крайней спешке и небрежности. Реконструкцию осуществлял трест «Похоронное дело», не заинтересованный в сохранении памятников выдающегося исторического и художественного значения. Снос памятников принял спешный и несистематический характер. Несмотря на спешку, основные работы по созданию парка-некрополя были окончены лишь к августу 1937 г. Доделки продолжались еще многие годы. В результате реконструкции Тихвинское кладбище перестало существовать. Из множества его памятников, в мемориальном парке сохранилось менее ста надгробий. Ряд памятников был перенесён в соседний «Некрополь XVIII века». По-видимому, причиной этого было их несоответствие тематике создаваемого некрополя. Прах некоторых деятелей науки перенесли с Тихвинского кладбища в музейный некрополь «Литераторские мостки» на Волковском кладбище (А.Д. Градовский, А.Ф. Кони, В.В. Пашутин и др.). В соответствии с названием создаваемого некрополя, здесь осуществлялись перезахоронения выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. К ним прибавились лицейские друзья Пушкина: А.А. Дельвиг, Ф.Ф. Матюшкин, К.К. Данзас. Перезахоронения осуществлялись как с кладбищ, обреченных на уничтожение (Митрофаниевское, Фарфоровское, Выборгское католическое и др.), так и с сохранившихся (Смоленских, Волковских, Новодевичьего, Никольского). Некрополь создавался во времена воинствующего атеизма, поэтому памятники с религиозной символикой часто заменялись надгробиями, изготовленными музеем.

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинское_кла...

3 Первый том описан в Описании док. и дел, хран. в Архиве Св. Синода, т. XVI 318/89; второй еще нет (см. прежний шифр: Дело 14 декабря 1737 г. за 89, о смерти Феофана Прокоповича) ; См. также Полное Собрание Пост, и Расп. по вед. Прав. Исповедания, т. IX, 3010, 3011; Полное Собрание Законов, т. X, 7658, 16 Сентября 1738 г. О хранении в Архиве Св. Синода писем и бумаг Феофана Пропоковича (в настоящее время оных в Архиве не имеется); Сборник Императорского Русского Исторического Общества, т. 114, стр. 448; т. 120, стр. 293; Отчет И. Публичной Библиотеки 1893 г. стр. 106 и сл. 8 Гос. Арх. XVIII, 83. При этом, надо думать, навсегда погибли для истории черновые заметки и бумаги Феофана, столь ценные для изучения и критики его сочинений, получивших даже законодательную силу (Духовный Регламент, Правда воли Монаршей и проч.). Часть вещей была расхищена. Чистович, 652. 10 Архив Св. Синода, Дело о смерти Феофана т. II, л. 1951–1953, 2130. В переписанном виде эта опись занимает до 240 страниц писчей бумаги. В скором времени она будет мною издана. 13 Архив Св. Синода, Дело о смерти Феофана т. II, л. 2202, 2203, 2204 2206. Однако теперь этой описи в Семинарской Библиотеке не находится. 14 Профессор В. С. Иконников (Опыт русской историографии, т. I книга 2 стр. 886) сообщает, что частъ книг до 1742 г. поступила в Академию Наук (быть может, именно те, которые присвоил, было, себе келейник Феофана Илья Борисов), частъ в Новгородскую Семинарию (см. Бакмейстера, стр. 100; Ратшин, 378), а частъ в Александро-Невскую лавру и оттуда С.-Петербургскую Духовную Академию (Чистович, Феофан Прокопович , 652; История Спб. Д. Академии, 33). Однако последнее известие едва ли верно, так как запрошенная официально С.-Петербургская Духовная Академия 31 марта 1913 г. за ? 358 сообщила, что в ее Библиотеке нет книг, принадлежавших некогда Феофану Прокоповичу , и старых описей его библиотеки (см. протоколы заседаний И. А. Н. за 1913 г.). Во всяком же случае, огромное большинство книг Феофана несомненно попало в Новгородскую Семинарию. По указанию В. С. Иконникова (т. I, кн. 1 стр. 766) о Библиотеке Новгородской Духовной Семинарии имеются сведения еще в след. сочинениях: Указатель библиотек в России, Г. Геннади (Ж. Μ. Н. Пр. 1864, т. 122, Μ. Евгений, Словарь Духовных Писателей; Архиеп. Филарет, Обзор русской духовной литературы; П. Строев, Библиологический словарь, редакт. А. Ф. Бычковым; Μ. Коркунов, Отрывки из путевых записок (Архив ист. и стат. свед. о России Калачова, 1858 кн. I, 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Василий Муравьев очень быстро из «мальчиков на побегушках» перешел на должность приказчика, а потом и старшего приказчика. Было ему в то время всего лишь 17 лет, а на эту должность обычно назначались люди в возрасте и многоопытные, десятки лет служившие простыми приказчиками. Но, видно, такие незаурядные способности и нравственные качества проявил юноша, что кроме него не нашлось во всей конторе человека, которого можно было бы назначить первым заместителем хозяина, правой его рукой, принимавшим иногда и полномочия владельца предприятия. Хозяин прочил Василия в будущем себе в компаньоны. Любому другому молодому человеку такой «коммерческий успех» (жалование у него в ту пору было очень высоким, и большую его часть он отправлял родным) и «карьерное продвижение» вскружили бы голову, но не так было с Василием. Уже в это время он твердо избирает свой путь – монашество. Вот что об этом сказано в пространном житии старца Серафима: «Настал момент, когда с непостижимой силой охватило Василия его давнее стремление к жизни монашеской. “Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое” ( Пс. 107, 1 ), – взывала чистая душа отрока... В горячем порыве пришел он в Александро- Невскую Лавру и просил о встрече с наместником. Однако он в тот день отсутствовал. В ту пору в Лавре подвизалось несколько старцев-схимников, известных всей России. Василию предложили встретиться с одним из них. На коленях, со слезами, поведал отрок старцу о своем заветном желании. В ответ же услышал наставление, оказавшееся пророческим: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. В заключение старец сказал: “Васенька! Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши его перед Богом и совестию, Господь вознаградит тебя”». 1 Слово лаврского духовника раб Божий Василий воспринял как волю Божию, которую, как нелегкое послушание, исполнял 40 лет. Ему, как и многим нашим старцам, прежде, чем они вышли на монашеское служение людям, суждено было испытать различные треволнения мирской жизни, радость и скорби отцовства, суждено было столкнуться с разнообразием человеческих судеб и характеров. Ведь в миру Василию Николаевичу Муравьеву пришлось быть начальником над многими людьми – когда он открыл свое «пушное дело», и многим благодетельствовать. В этом ему сопутствовала супруга – Ольга Ивановна, с которой он обвенчался 1 в 1890 году в возрасте 25 лет, прожив до этого самые трудные годы юношества в полном целомудрии и чистоте, что, несомненно, было подвигом при той многозаботливой жизни, которую ему приходилось вести.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Выйдя замуж, Анна Ивановна переехала с мужем в Санкт-Петербург, но всегда уверительно говорила: «Не умру без того, чтобы не побывать в Сергиевой Лавре». Избранным местом ее паломничества в Петербурге стала Троице-Сергиева пустынь: «Было мне года полтора от рождения, когда подвергся я какой-то опасной болезни. Матушка отправилась со мною, больным ребенком, к Преподобному Сергию в Пустынь, куда и прежде и после того ежегодно ездила на богомолье. Я выздоровел и с тех пор не знаю, был ли хоть один год, чтобы я не посетил Сергиеву Пустынь, пока жил в Петербурге. Эти богомольные странствия были для меня приятнее всех удовольствий, и я чтил Преподобного как особенного своего покровителя». Таким образом, когда в 1834 г. в Сергиеву пустынь настоятелем был назначен архимандрит Игнатий Брянчанинов, Лев Васильевич Краснопевков оказался одним из первых его духовных сыновей. Беседы с архимандритом Игнатием, о которых он вспоминал до самой своей кончины, производили на него глубокое впечатление, они и привлекли его к монашеской жизни. В 1838 г. Лев Васильевич Краснопевков, с благословения Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского Филарета, оставляет службу во флоте и поступает в Санкт-Петербургскую Духовную академию. О своем знакомстве с Митрополитом Филаретом он оставил весьма прочувствованные воспоминания: «Помню, что в первый раз приехал я сюда [в Александро-Невскую Лавру, где Митрополит Филарет жил во время своего пребывания в Петербурге] расфранченным флотским офицером, в узеньких саночках своих на шведской лошадке, в новенькой шинели с щегольским бобровым воротником, в треуголке циммермановского дела. Это было в генваре 1837-го. Тогда я не был еще известен Владыке. Счастье быть ему представленным ожидало меня к Великому посту того же года. То был ясный мартовский день, с освежающим к вечеру морозцем. Владыка узнал обо мне от Киевского Митрополита Филарета и пожелал меня видеть, встретил с ясным взором, с ласковым словом. " Вы так молоды (мне было ровно 19 лет) и уже пользуетесь таким доверием начальства " , — заметил он с тонко одобрительною улыбкою, когда на его вопрос, чем я занимаюсь, я отвечал: временным командованием лагерем в Петергофе. Указывая движением головы на мою подвязанную щеку, сказал: " Не надобно хворать военному человеку "  — и перешел к разговору серьезному. Высказал свою примечательную для нашего времени мысль о классических языках, он лучший наш гебраист и отличнейший знаток языков греческого и латинского: " Надобно изучать эти языки настолько, чтобы они были для вас орудием при богословских занятиях, чтобы могли читать Отцов в подлиннике " . На прощаньи я просил позволения бывать у него хотя изредка в толпе. «Только не в толпе, среди которой ничего нельзя сказать», — ответил милостиво Архипастырь, провожая до дверей своей гостиной».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

По окончании секций для участников был проведен практический квест на тему " Церковное социальное служение разным категориям населения " . В этот же день в РХГА прошла секция " Социальное служение религиозных организаций Российской Федерации: прошлое, настоящее, будущее " . На ней выступили сотрудники епархиального " тюремного " отдела : председатель протоиерей Олег Скоморох с докладом " Тюремные священнослужители - применение международных пенитенциарных стандартов в уголовно-исполнительной системе России " и его заместитель Петр Белов, член общественного совета УФСИН по СПб и ЛО, с докладом " Практика межконфессионального сотрудничества в пенитенциарной системе Санкт-Петербурга в 2014-2015 гг. " . 5 июня также состоялась экскурсия в Александро-Невскую лавру . Заключительный день работы конференции прошел 6 июня в Российском государственном педагогическом университете имени Александра Герцена. В этот день прошла секция " Социальное служение в образовательной среде: психолого-социальная работа, духовно-нравственное воспитание и просвещение " , дискуссионный " круглый стол " по проблемам биоэтики, а в завершение - киноклуб с просмотром и обсуждением короткометражных фильмов по социальной проблематике. Ценность подобных конференций в том, что представители разных епархий, ответственные за социальную работу, могут встречаться, делиться опытом. Так, координатор конкурса " Православная инициатива " по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Наталья Грохольская рассказала, что встретилась на конференции с коллегами из Смоленска, которые по благословению митрополита Смоленского и Рославльского Исидора создали ресурсный центр социального проектирования, и они договорились о сотрудничестве - в частности, о проведении конференции в режиме онлайн в начале июля. ИА " Вода живая " , 06.06.15 Поделиться 11 апреля 2024 10 апреля 2024 3 апреля 2024 21 марта 2024 16 марта 2024 8 марта 2024 28 февраля 2024 26 февраля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Мы никогда не знаем, какими путями действует Господь В первый раз, когда родился старший, при родах многое в госпитале сделали неправильно, и на этот раз, готовясь к рождению второго сына, мы подготовили материал на 20 страниц - как вести роды при возможном рождении ребенка с гемофилией. Мы спросили медперсонал, знают ли они, как принимать роды, если существует вероятность рождения ребенка с гемофилией. Врач сказал, что не знают, и попросил всех ознакомиться с нашим материалом. Так что мы фактически подготовили медперсонал. К счастью, Алексей родился совершено здоровым, но в тот же день в этом госпитале родился другой ребенок - с гемофилией, к рождению которого медики оказались полностью готовы. Это я к тому рассказываю, что мы никогда не знаем, какими путями действует Господь. Но вернемся к нашей поездке. В Санкт-Петербурге мы собрались поехать в Александро-Невскую лавру. Вызвали такси, нам обещали прислать бежевый «Рено». Потом говорят, чтобы мы прошли к Исаакиевскому собору: там такси удобнее остановиться. Мы ждем - никого. Вдруг видим бежевый «Рено». Мы направляемся к нему быстрым шагом. Водитель останавливается, мы садимся, поехали. Водитель спрашивает адрес. Вдруг у Лизы звонит телефон, и нам говорят, что бежевый «Рено» нас все еще ждет на перекрестке. Оказалось, мы по ошибке сели не в такси, а в обычную машину! Я спросил водителя: «Почему же вы остановились? Ведь могли бы отказаться везти?» Он отвечает: «Я увидел священника в рясе, с крестом, направляющегося к моей машине. Решил, что нужно остановиться и подвезти». Мы начали извиняться за недоразумение, но водитель, совсем молодой человек, просто был рад помочь. Ново-Коренная пустынь - Только что исполнилось 10 лет воссоединения двух ветвей Русской Церкви. Давайте вернемся на 10 лет назад. Какое у вас было чувство, когда вы впервые услышали разговоры о возможном воссоединении? На какой стороне были вы? Все ли ваши близкие поддержали воссоединение? - Начну с того, что в 2006 году я был делегатом на IV Всезарубежном Соборе в Сан-Франциско, на котором мы проголосовали за воссоединение. Я, тогда еще мирянин, был под большим впечатлением от явного действия Святого Духа на Соборе. Как я тогда рассказывал жене по телефону из Сан-Франциско, в первые дни собора, если нужно было бы проголосовать о такой мелочи, как время обеда, мы бы все умерли от голода - настолько серьезные были разногласия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010