Гавриил (Петров), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. XIX. (РГБ) Гавриил (Петров), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. XIX. (РГБ) Г. занимался изданием вероучительных и исправлением богослужебных книг (Пролог - в 1767; Постная Триодь - к 1774; молебное пение о болящих - в 1798). Составил толкования Свящ. Писания (в т. ч. апостольских посланий) и обрядов Церкви. Соч. «О служении и чиноположениях правосл. греко-российской Церкви» (1780) носило компилятивный характер, но Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) считал его одним из первых произведений нарождающейся рус. богословской лит-ры. В 1775 г. Г. предписал собрать по епархии печатные и рукописные книги до XVII в. и хранить их при Софии Св. соборе в Новгороде . Оказывал покровительство переводческой и издательской деятельности, содействовал выходу в свет перевода трактата «О подражании Христу». Убедил прп. Паисия (Величковского) издать его перевод «Добротолюбия» . В 1776 г. Г. был избран почетным членом С.-Петербургской АН, в 1783 г.- членом Российской академии, где возглавил работу по составлению толкового словаря рус. языка (25 нояб. 1786 удостоен золотой медали), при отсутствии президента Е. Р. Дашковой часто председательствовал на заседаниях академии. Г. способствовал переводу преподавания в семинариях с лат. на рус. язык, включению в курс новых (в т. ч. естественнонаучных) предметов. По его инициативе в 1775 г. С.-Петербургская ДС была переведена в здания Александро-Невского мон-ря, в 1788 г. объединена с Новгородской ДС в Александро-Невскую ДС, 18 дек. 1797 г. преобразована в академию. (В 1800 ДС в Новгороде была восстановлена). Г. участвовал в разработке академического курса обучения студентов, значительно отличавшегося от семинарского. Приглашал в духовные школы лучших преподавателей. При Г. в епархии возросло количество приходов, улучшилось положение мон-рей. Митрополит выхлопотал для престарелых настоятелей мон-рей пенсии, в 1793 г. добился учреждения больниц для монашествующих во всех епархиях.

http://pravenc.ru/text/161309.html

Создание школы-семинарии Школа при Александро-Невском монастыре, ставшая родоначальницей блестящего сонма петербургских духовно-учебных заведений, создана распоряжением архиепископа Феодосия, от 25 октября 1721 года. " По содержанию Его Императорского Величества указов и Духовного регламента " указано было " учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре для учения юных детей чтения и писания Славянскую школу, в которой как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от 5-и до 13-и лет, - учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, и потом и грамматике " . Главным учебным пособием был " Букварь или начальное учение отроком " Феофана Прокоповича . В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария . Она давала будущим служителям церкви серьезное по тем временам общее и богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Миткевича) , ректора Новгородской семинарии, были подготовлены переиздания житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским , и Киево-Печерского патерика . После екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. - в Александро-Невскую Академию . Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать " из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям " . В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов) , снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию .

http://drevo-info.ru/articles/320.html

в 1680 или 1682 г. в Черниговской губ. Воспитанник киевской академии, иеромонах Печерской лавры, он был с 1710 г. преподавателем московской академии и затем ея префектом. Оцененный Петром, Иннокентий был вызван им в Александро-Невскую лавру, став потом ея наместником. В 1721 г. он был хиротонисан во епископа, с наименованием переяславским, предназначенным для посылки «в Хинское государство (Китай) для проповеди слова Божия и ради размножения православной веры». Для успеха миссии не подчеркивалось, по желанию царя Петра, его епископство. По интригам иезуитов он не был допущен богдыханом в Пекин. Во время переговоров с китайскими властями, в иркутском Вознесенском мон. было открыто училище китайского и монгольского языков. Владыка Иннокентий проживал до назначения своего в Иркутск в Селенгинском монастыре. Трудна была его жизнь там без средств и в полной неизвестности судьбы своей. «Молитва, ежедневные богослужения, занятия иконописанием, беседы о вере с бурятами-буддистами, желание насадить среди них семена православия – все это придавало ему и бодрость духа, и утешение, и радость, что не безполезно его здесь пребывание» (Прав. Богосл. Энциклопедия). В 1727 г. владыка Иннокентий был поставлен во главе самостоятельной Иркутской епархии. Ревностно устроял он епархию и продолжал развивать миссионерское дело среди бурят и монголов. Много заботился он об иркутском училище. Проповедями просвещал грубых и порочных жителей, искоренял нестроения среди духовенства. Много скорбей пережил он в Сибири, перенося их со смирением. Преставился владыка 26 ноября 1731 г. Совершались чудеса у его гроба. Причислен к лику святых в 1804 г., с установлением празднования 26 ноября. Открытие мощей – 9 февраля 1805 г. Преемник его, епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий (Нерунович), правивший с 1732 по 1746 г. сделал очень много для просвещения того края. Кроме бурят, он крестил многих тунгузов и якутов. Крещеные и облагодетельствованные им тунгузы именовали себя неруновскими. В 1728 г. сообщено было правительству, что крестившиеся сибирские инородцы, вопреки имперским правилам, внесены в податное состояние частными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

У преосвященного Гедеона записано одно замечательное чудо, случившееся, как пишет он, «в числе многих исцелений, истекавших от гроба преподобного». В 1742 году, когда преосвященный Никодим переносил св. мощи Макария из трапезной церкви монастыря в обновленный им каменный соборный храм обители, в и это время полковник Алексей Глебов, не владевший руками и ногами, принесен был родственниками ко гробу преподобного, и по и отпении молебна, приложившись к св. мощам получил совершенное исцеление. 451 Память святого преподобномученика Макария празднуется 7 сентября в день его кончины. Тропарь, глас 8-й. Божественным желанием весь сам себе от юного возраста господски воздожив, явился еси светильник светлый граду твоему, поучая всех истинней вере и житию богоугодному, священномучениче Макарие, Овручская похвало. Сего ради, ако агнец непорочный гонимый от распрелюбивых врагов, восшел еси во обитель Каневскую, идеже яко пастырь добрый душу твою положил еси за овцы твоя. И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих мы грешнии со умилением притекающе, дар исцеления приемлем многострадально, ты бо присно источаяши болящим здравие, печальным утешение, и всем чтущим тя всякое исполняеши требование, молящися Христу Богу спастися душам нашим. Кондак, глас 2-й. Постническое и равноангельное житие твое страдальческими уяснил еси подвиги, и Ангелом совсельник боговлаженне явился еси Макарие, с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас (Сообщены из Переяславского монастыря Полтавской губернии, где почивают мощи св. Макария). 3) Краткий очерк жизни святителя Иннокентия, епископа Иркутского, урожденца Волынского Святый Иннокентий родился в конце XVII века от древней Волынской дворянской фамилии Кульчицких 452 и первые годы своей юности провел в Киевской Академии. Здесь он обучался всем наукам тогдашнего образования и немедленно, по окончании курса учения, отказался от мира, постригся в Киево-Печерской лавре и приняв священство. В 1710 году Московская Академия требовала из Киева наставников из воспитанников Киевской Академии. Между другими выбор пал и на св. Иннокентия, который отправлен был в Москву вместе с двумя товарищами по назначению. Спустя четыре, года после этого св. Иннокентий получил звание префекта и в том же 1714 году переведен в Петербург в Александро-Невскую Лавру со званием соборного иеромонаха. Здесь он выполнял также должность обер-иеромонаха по флоту, т. е., как говорить пр. Филарет Черниговский , «был начальником флотских иеромонахов, надзирал за их поведением, разрешал сомнения их и о нуждах их духовных сносился с Синодом».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В настоящее время рака Александра Невского экспонируется в Концертном зале Зимнего Дворца. Хотя уже долгое время ведутся переговоры о возвращении святыни в Александро-Невскую лавру, однако пока, увы, безрезультатно. Обитель быстро становилась центром духовного просвещения. В феврале 1716 г. сюда прибыли шесть монахов из Москвы, в марте - тринадцать из Киева. В 1722 г. братию составляли уже 78 иноков, из них 46 иеромонахов. Император распорядился воспитывать учёное монашество и повелел «кроме Невского монастыря монахов во архиереи и в знатные архимандриты никого не производить». Обитель стала своего рода школой высшего духовенства; многие из насельников позже стали архиереями в разных городах Российской империи. В 1721 г. при монастыре открылась Славянская школа, преобразованная спустя пять лет в Греко-Латинскую семинарию: в 1788 г. она становится Главной семинарией с расширенным курсом наук и с числом воспитанников 200 человек. А в 1797 г. это уже Александро-Невская Академия, с 1809 г. - Санкт-Петербургская Духовная Академия. С 1719 г. здесь действовала типография, одна из первых в новой столице, и, конечно же, была устроена библиотека. В 1726 г. монастырь получил статус ставропигиального. Описывая богатый некрополь лавры, Пыляев перечисляет множество имен, знаменитых в отечественной истории... Между прочим напоминает, что на Лазаревском кладбище покоится известный лаврский духовник схимонах Алексий (Шестаков † 1826), тот самый, что по легенде дал императору Александру I «совет преобразиться в старца Феодора Кузьмича». «...с этим схимонахом беседовал в келье император Александр I перед своим отъездом в Таганрог сентября 1825 г.]... При входе государя, Алексий, пав пред Распятием, пропел тропарь " Спаси Господи " и в то же время, обратясь к высокому гостю, сказал: " Государь, молись! " Государь положил три поклона. Схимник, взяв крест, прочёл отпуст и осенил императора. После этого монарх сел с митрополитом на скамью и, посадив схимника, вполголоса разговаривал с митрополитом и, между прочим, сказал: " Все ли здесь имущество его? Где он спит? " Схимник...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (Бужинский) Родился в польской Малороссии. Окончил Киевскую духовную академию. В 1706 году был вызван митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) , местоблюстителем патриаршего престола, в Москву и назначен учителем Славяно-греко-латинской академии. В 1707 году пострижен в монашество. В 1709 году рукоположен во иеромонаха. В 1714 году был вызван императором Петром I в Александро-Невскую лавру. В 1718 году назначен обер-иеромонахом флота. С 1720 года – префект славяно-греко-латинской академии. 22 января 1721 года возведен в сан архимандрита Ипатьевского монастыря. 25 декабря того же года назначен советником Святейшего Синода, а также директором и протектором над всеми от Святейшего Синода зависящими типографиями и училищами. С 20 марта 1722 года – настоятель Троице-Сергиева монастыря. 30 октября 1726 года хиротонисан во епископа Рязанского. На Рязанскую кафедру прибыл 22 января 1727 года. Особое внимание в Рязани преосвященный Гавриил обратил на славяно- греко-латинскую школу, произвольно упразднившуюся за неимением учителей. При активном содействии епископа Гавриила уже через два года в названной школе обучалось 339 учеников. Для них было выстроено пять «светлиц», учреждена особая «школьная контора». Преосвященному Гавриилу в Рязанской епархии пришлось встретить и ряд неприятностей. Рязанский воевода Неронов и некоторые лица из духовенства, недовольствуясь его действиями, стали писать на преосвященного в Святейший Синод жалобы с вымышленными обвинениями. Он, как мог, защищался и сам писал на своих доносчиков, опровергая их ложные доносы. Такая обстановка в епархии привела к тому, что была назначена следственная комиссия. Но следователь был «неправедный и взятколюбивый ». Сам епископ Гавриил был вызван для ответа в Москву, где пробыл около двух лет, живя на «наемном дворе » за неимением места на Рязанском подворье. Только в 1730 году следствие было закончено, но оно сильно подорвало здоровье и энергию епископа Гавриила. В январе 1731 года Святейший Синод выдвигал его кандидатуру на Киевскую или Ростовскую кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ювеналий – архиепископ Литовский и Виленский. 21 октября 1826 † 12 апреля 1904. В мире Иван Андреевич Половцев. Родился в городе Ораниенбауме Петербургской губернии. Образование получил в Михайловской артиллерийской академии, состоял на военной службе. После тяжелой болезни оставил службу с чином подпоручика артиллерии и 15 марта 1847 г. поступил послушником в Предтеченский скит Оптиной Пустыни. 29 апреля 1855 г. пострижен в монашество, в 1856 г. посвящен в иеродиакона, 11 июля 1857 г. – в иеромонаха. С 22 октября 1857 г. по октябрь 1861 г. был вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелиным) членом Иерусалимской духовной миссии. 10 октября 1861 г. назначен настоятелем Глинской Богородицкой пустыни с возведением в сан игумена. С 8 мая 1862 г. – настоятель Коренной Рождество-Богородицкой пустыни с возведением (15 августа) в сан архимандрита. 21 декабря 1867 г. переведен наместником в Александро-Невскую лавру. 26 июня 1871 г. уволен по болезни на покой в Оптину Пустынь. 21 мая 1884 г. назначен наместником Киево-Печерской лавры. 25 октября 1892 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 3 сентября 1893 г. возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Литовским и Виленским. С 1899 г. – почетный член Казанской духовной академии. Скончался в городе Вильно и погребен в Свято-Духовом монастыре. Высокопреосв. Ювеналий с детства отличался благочестием. В юности его товарищи-артиллеристы сулили ему в насмешку белый клобук. В Оптиной Пустыни подвизался под руководством старца Макария, будучи у него в беспрекословном послушании. Главным занятием его была подготовка к печати святоотеческой литературы; перевел с новогреческого на русский книгу преп. Дамаскина. В совершенстве владел языками французским, немецким и английским, а приняв монашество, прекрасно изучил греческий, латинский и сирийский языки. О. Ювеналий был связан узами тесной духовной дружбы с о. Леонидом (Кавелиным) , игуменом Исаакием(Антимоновым), имел особое расположение к старцу Агапиту (Беловидову), который за пять-шесть лет до возведения его во епископы в Киево-Печерской лавре увидел его (еще архимандритом) сияющим в архиерейском саккосе и омофоре. В продолжении многолетнего служения Церкви являл собою образец твердой веры и благочестия, горевший любовью к обездоленным, неимущим, вдовам и сиротам. Особо заботился о просвещении юношества. Во время его управления в Вильно был сооружен величественный Знаменский собор, выстроены и отремонтированы многие другие храмы. Высокопреосв. Ювеналию принадлежит «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной Пустыни архимандрита Моисея ». – 100, 101, 102, 103, 113, 122, 123, 133, 134, 136, 158, 167, 171, 205, 294, 295, 297.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Русская Православная Церковь во главе с Алексием I, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, 10 апреля 1970 года приняла решение о прославлении святителя Николая в лике святых с имено­ванием – равноапостольный. Его могила и теперь остается в Японии святыней народной и обще­церковной, а сам святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенный предстатель пред Господом. Память равноапостольного Николая, архиепископа Японского, совершается 3 февраля, в день блаженного преставления. День двенадцатый. Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской губернии. В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духовную семина­рию. Как лучший ученик, он был направлен архиепископом Екатери- нославским Платоном в Петербург в Александро-Невскую академию. Окончив духовную академию в 1814 году со степенью магистра бо­гословия, он был определен адъюнкт-профессором греческого языка. С 11 марта 1817 года Михаила Леонтовича назначили секретарем учрежденного при академии строительного комитета. 30 июля 1817 года его перевели в Киевскую духовную семинарию на должность инспектора, где он был профессором церковной истории и греческого языка. Когда 28 сентября 1819 года была открыта Киевская духовная академия, Михаил Леонтович стал ее первым инспектором. 11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского , в соборном храме Киево-Братского монастыря он был пострижен в монашество с именем Мелетия. Постриг совершил Киев­ский митрополит Евгений (Болховитинов) . 22 февраля 1820 года инок Мелетий был посвящен митрополитом Евгением в сан иеродиакона, 25 февраля во иеромонаха. 9 августа 1821 года иеромонах Мелетий был назначен ректором Мо­гилевской духовной семинарии и настоятелем Кутеинского Оршанского монастыря с возведением в сан архимандрита. В августе 1823 года его перевели на должность ректора Псковской духовной семинарии, а 24 ян­варя 1824 года архимандрит Мелетий был назначен ректором Киевской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архив Пн Научная делегация Сербской Патриархии посетила Россию 5 декабря 2023 г. 15:35 В соответствии с решением Священного Синода Сербской Православной Церкви в период с 22 ноября до 2 декабря 2023 года в России находилась делегация в составе декана Православного богословского факультета Белградского государственного университета протопресвитера Зорана Ранковича, директора Библиотеки Сербской Патриархии З. Недельковича и сотрудницы Библиотеки Сербской Патриархии Е. Славкович. 22-27 ноября делегация Сербской Православной Церкви посетила Санкт-Петербург, где 24 ноября состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Российской национальной библиотекой и Библиотекой Сербской Патриархии. В ходе пребывания в Северной столице России гости из Сербии посетили Казанский кафедральный собор, Александро-Невскую лавру и монастырь преподобного Александра Свирского, а также часовню блаженной Ксении Петербургский и могилу праведного Иоанна Кронштадтского в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на Карповке. 27 ноября делегация прибыла в Москву, где ее встретил и сопровождал сотрудник секретариата Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям А.Ю. Хошев. В Покровском женском ставропигиальном монастыре гости поклонились мощам блаженной Матроны Московской, а в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре — мощам благоверного князя Даниила Московского и другим святыням обители. 29 ноября состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Российской государственной библиотекой и Библиотекой Сербской Патриархии. В тот же день члены делегации посетили Андреевский ставропигиальный мужской монастырь , где встретились с директором Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиереем Александром Троицким и наместником Андреевского монастыря, руководителем аспирантуры Московской духовной академии игуменом Дионисием (Шлёновым), которые ознакомили гостей из Сербской Православной Церкви с историей и современным состоянием Андреевского монастыря, Синодальной библиотеки и аспирантуры Московской духовной академии, обсудив перспективы взаимодействия с Православным богословским факультетом Белградского университета и Библиотекой Сербской Патриархии.

http://patriarchia.ru/db/text/6082620.ht...

Великий аскет и подвижник, он для внешних был пышный сановник екатериненского времени, кавалер ордена Андрея Первозванного. Однажды, сопровождая крестный ход из Казанского Собора в Александро-Невскую Лавру (около 3-х верст), Екатерина всю дорогу провела в разговоре с митрополитом и нашла, что он «муж острый и резонабельный». Она ему посвящает перевод Мармонтелева Велизария и заказывает его портретный мраморный барельеф для лаврского собора, которого он был строителем. Митрополит несет еще на себе и чисто светское почетное звание: он состоит вице-президентом Академии Наук, где часто председательствует в отсутствии Дашковой. Он много потрудился и при издании словаря, куда вложил и свой личный труд. Он охраняет церковные древности и археологические ценности. Спасает древние книги. Но с другой стороны – в своей келейной жизни – этот пышный вельможа и ученый муж – является смиренным подвижником «все молится в землю», питается гретыми щами, говоря, что, быть может, скоро и этого не будет. Он не вступает в открытую борьбу с правительством, не пытается переубеждать власть имущих и внушать им свою точку зрения, но он твердо ведет свою линию: созидает, возрождает и обновляет церковную жизнь. Мы здесь не будем входить во все детали его широкой деятельности, его забот по созданию Невской Академии, которую он поставил на должную высоту, его заботу о семинариях и низших школах. Скажем только, что он не только занимался учебной программой, но входил сам во все мельчайшие подробности быта подведомственных ему учебных заведений. Церковная проповедь , раскол, богослужение, духовенство – все было предметом его величайших забот. Келейник митрополита Гавриила, арх. Феофан, приводит случай обращения в Православие ожесточенного раскольника. Случай этот дает понятие о духоносности и силе молитвы преосвященного Гавриила. «Видя, что никакими убеждениями нет возможности вразумить раскольника, митрополит Гавриил обратился к образу Божьей Матери с такою молитвою: «не могу это жестокое сердце привести в чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010