Монахи Великой лавры Афона посетили Александро-Невскую лавру марта 2013 Сама Великая лавра отмечает в этом году 1050-летие. Делегация Великой лавры Афона из тринадцати человек братии во главе с архимандритом Продромом посетила 28 марта  Александро-Невскую лавру . Среди греческих гостей были певчие кельи святого Фомы Малого скита святой Анны " Фомадес " , в том числе игумен Фома и иеромонах Филипп. Визит афонских монахов был приурочен к  300-летию старейшего монастыря Санкт-Петербурга . Инициаторами поездки стали певчие братства  " Фомадес " . Монахи посетили Лазаревское и Тихвинское кладбища, на которых покоятся великие деятели русской культуры XIX. Особое внимание греки уделили могилам Федора Достоевского, которого назвали пророком, и священномученика Петра Скипетрова , история подвига которого тронула их до глубины души. Приветствуя гостей в братском Духовском корпусе монастыря,  епископ Кронштадтский Назарий  назвал себя наместником " маленькой лавры, самой молодой в России " . Ведь Великая лавра - единственная в мире носящая такой эпитет - отмечает в этом году 1050-летие своего основания. Гостям поакзали реставрационно-иконописную мастерскую, где они увидели иконы в процессе реставрации и написания. " Здесь работают реставраторы высокого класса, которые могут восстановить икону из состояния  черной доски. Можно с уверенностью сказать, что реставрационная школа в Санкт-Петербурге еще жива " , - сказал владыка Назарий. В Свято-Троицком соборе гости поклонились мощам святого Александра Невского, чудотворной иконе Божией Матери " Невская Скоропослушница " и другим святыням.  Вечером в Большом зале Филармонии имени Дмитрия Шостаковича в рамках великопостных концертов " Академии православной музыки " хор Великой лавры выступил перед публикой. В концерте, посвященном юбилею Александро-Невской лавры, также выступил Греческий Византийский хор под управлением Ликургоса Ангелопулоса. Гости показали глубочайшее знание древних греческих распевов. Традиция византийского пения фактически утрачена, в мире осталось не так много ее носителей. Тем ценнее стало выступление святогорцев - хранителей около 3 тыс старинных певческих рукописей. 

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=283...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Александро-Невскую лавру 20 мая 2022 г. 17:18 20 мая 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге. У врат Троицкого собора обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий и ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан , насельники Лавры, прихожане и паломники. В Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился мощам благоверного великого князя Александра Невского и чтимой иконе Божией Матери «Скоропослушница Невская». Затем Предстоятель обратился со словом к собравшимся в храме: «Христос Воскресе! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую! Всегда с особым чувством вступаю под своды этого храма, с которым связаны самые важные в моей церковной жизни события. И всегда трепетом наполняется сердце, потому что обращаешься к тому времени, когда эти события происходили, и понимаешь, как многое изменилось в Церкви, в стране, в народе нашем. Это были те времена, когда люди с опаской приходили в храм. В основном самыми отважными и смелыми были пенсионеры и пенсионерки, которым, как говорили в то время, терять было нечего. А вот все те, кто работал, тем более учился, с большой опаской приходили в храмы, стояли где-то так, чтобы мало было заметно. И тем не менее собор этот всегда был наполнен. Конечно, одна из причин — это небольшое количество храмов, всего 13 храмов на весь Петербург; другая — потому что вера людей все-таки была очень крепкой. И вот в моей зрительной памяти сохраняются эти замечательные образы переполненного до отказа Троицкого собора Александро-Невской лавры, особенно на праздники. Сейчас многое изменилось, живем в другой стране, у Церкви совсем другое положение. Все вы безбоязненно, ничем не смущаясь и ничего не боясь, приходите в храм Божий чтобы помолиться. Но Господь нам дал такое время, мы должны благодарить Его за все это. И одновременно помнить, что все в жизни может измениться и меняется, и поэтому нужно особенно сильно молиться за Отечество наше, чтобы Господь оградил его от врагов, чтобы дал нам мирное житие, чтобы то поступательное развитие жизни государства, народа нашего осуществлялось и чтобы никакие силы не изменили направление этого развития, тем более чтобы никакие силы его не приостановили.

http://patriarchia.ru/db/text/5927407.ht...

В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую Лавру, а Александро-Невская Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую академию. После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии. Она располагалась по-прежнему в Александро-Невской Лавре. Первым ректором СПбДА был архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов), первым ректором семинарии - архимандрит Анатолий (Максимович), ректором Александро-Невского училища - московский выпускник иеромонах Филарет (Дроздов), занимавший одновременно пост инспектора в Духовной семинарии. Став ректором академии в 1812 году, архимандрит Филарет, будущий святитель Московский, положил особенно много трудов на созидание духовного образования. Академия является его детищем. Расширение и реформа Духовной академии потребовали отдельного здания. 10 июня 1817 года митрополитом Амвросием была освящена закладка академического корпуса. Его построили в 1817-1821 годах на церковные средства и на лаврской территории рядом с Феодоровским корпусом. С 1 марта 1809 года начинается история Санкт-Петербургской духовной семинарии - среднего духовно-учебного заведения. В 1841 году семинария также переводится за стены Лавры в специально построенное здание, в котором размещается и поныне. В 1886-1887 годах по центру Семинарского здания со стороны двора была сделана трехэтажная пристройка, куда переместили церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и освятили ее в 1888 году. За многие миссионерские труды и высокую праведную жизнь был канонизирован выпускник академии 1860 года апостол Японии свт. Николай (Касаткин) (1836 – 1912). Среди выпускников СПбДА - великий молитвенник, замечательный проповедник, пастырь-благотворитель святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829 – 1909). После Октябрьской социалистической революции 1917 года, вскоре, в 1918 году, Духовные школы были закрыты. Академические традиции еще некоторое время продолжали существовать в Петроградском богословском институте, который был создан в 1920 году и закрыт в 1923 году. Во время Великой Отечественной войны в помещениях семинарии работал госпиталь, а в здание попала авиабомба. Все страшные дни блокады митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) оставался со своей паствой под бомбежками и артобстрелами в голодном и холодном граде святого апостола Петра.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви по завершении крестного хода с мощами Александра Невского поместил их в историческую раку, переданную из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру 12 сентября 2023 г. 16:52 12 сентября 2023 года, в праздник перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском храме Свято-Троицкой Александро-Невской лавры . По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил крестный ход c мощами благоверного князя Александра Невского из Благовещенского храма на площадь Александра Невского. На площадь также прибыли участники общегородского праздничного крестного хода священнослужителей и верующих с чтимым списком Казанской иконы Божией Матери, которые проследовали по Невскому проспекту от Казанского кафедрального собора. К памятнику Александру Невскому на площади, носящей имя святого великого полководца, были возложены цветы от Правительства Санкт-Петербурга и Законодательного Собрания города. По сложившейся традиции в День Александра Невского к могилам кавалеров Ордена Александра Невского была возложена памятная цветочная гирлянда. Волонтеры вручили цветы членам Клуба кавалеров ордена Александра Невского и участникам специальной военной операции. Затем, по прибытии крестного хода из Благовещенского храма, честные мощи святого князя были установлены на специальном помосте с сенью. Предстоятель Русской Церкви совершил молебное пение и прочитал молитву благоверному великому князю Александру Невскому. В молебном пении участвовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий , другие архипастыри и духовенство. На площади находились губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, первый заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин и другие официальные лица. Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор Санкт-Петербургской духовной академии под управлением Р.Г. Гундяевой.

http://patriarchia.ru/db/text/6058768.ht...

Это первая в Санкт-Петербурге мемориальная доска, посвященная одному из новомучеников и исповедников Российских. Она установлена непосредственно на том месте, где 1 февраля 1918 года протоиерей Петр Скипетров получил смертельное ранение от выстрела солдат, пришедших арестовать Петроградского митрополита Вениамина (Казанского). Мемориальная доска выполнена в виде креста из гранита и бронзы с иконой священномученика Петра в центре и памятной надписью. Ее создала петербургский скульптор Эвелина Соловьева. Инициатором установки и автором идеи выступила секретарь епархиальной комиссии по канонизации святых, директор музея Александро-Невской Лавры Лидия Соколова. Мемориальная доска создана и установлена на средства благотворителей. Справка: Протоиерей Петр Иванович Скипетров (1863 — 1918) – священномученик, прославленный Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Родился в семье священника. С 1884 по 1892 гг. служил в Исаакиевском кафедральном соборе. В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1898 г. священник, а с 1912 г. – настоятель церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Шлиссельбургском проспекте (снесена в 1932 г.). 1 февраля 1918 года отец Петр пришел в Александро-Невскую Лавру на прием к митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому). Зайдя в митрополичий корпус Лавры, он стал свидетелем противостояния между верующими и революционными солдатами, посланными арестовать владыку Вениамина. Отец Петр обратился к вооруженным солдатам с увещеванием не творить насилия и не издеваться над святынями. В ответ на свой призыв он получил смертельное ранение и скончался в муках вечером того же дня. 3 февраля состоялся всенародный крестный ход из всех петроградских церквей в Александро-Невскую Лавру и затем по Невскому проспекту к Казанскому собору. Здесь митрополит Вениамин обратился к народу со словом об умиротворении страстей и отслужил молебен и панихиду по отцу Петру. На следующий день при большом стечении народа сонм иереев во главе с митрополитом Вениамином отпевал протоиерея Петра Скипетрова в Скорбященском храме. Погребение его состоялось на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/03/pe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ Иннокентий (Полянский), еп. Воронежский. Фотография с портрета 50-х гг. ХХ в. Иннокентий (Полянский), еп. Воронежский. Фотография с портрета 50-х гг. ХХ в. (Полянский Иван Феодорович; 13.04.1751, с. Поляны Воронежской губ.- 15.04.1794, Воронеж), еп. Воронежский. Род. в семье сельского свящ. Феодора Иванова. В 9-летнем возрасте поступил в Рязанскую ДС, где получил фамилию Полянский - по названию родного села. В семинарии проходил «все классы латинские постепенно, и притом обучался греческому и еврейскому языкам, также истории, географии и арифметике». По окончании курса 26 авг. 1773 г. был пострижен в монашество. 1 сент. того же года рукоположен во диакона Рязанским еп. Палладием (Юрьевым) и определен в местную семинарию учителем поэзии, истории и географии. С 1 янв. 1774 г. преподавал риторику и греч. язык. 25 янв. того же года рукоположен во иерея и назначен вице-префектом Рязанской ДС, в 1776 г.- префектом и профессором философии. Организаторские навыки и педагогическое дарование И. были оценены: 22 июля 1778 г. по указу Святейшего Синода он был переведен префектом и профессором философии в Александро-Невскую ДС. В авг. 1782 г. указом Синода перемещен в Москву на должность префекта и профессора философии в Славяно-греко-латинскую академию. 14 сент. 1782 г. И. был возведен в сан игумена Московским архиеп. Платоном (Левшиным) и назначен настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря . В сер. дек. 1783 г. указом Синода возвращен в Александро-Невскую ДС на должность ректора и профессора богословия. 1 янв. 1784 г. возведен в сан архимандрита Новгородским и С.-Петербургским митр. Гавриилом (Петровым) и назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря . С нояб. 1785 г. настоятель Вяжищского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , с мая 1787 г.- санкт-петербургской Троице-Сергиевой пустыни 9 июля 1784 г. избран членом Российской академии. Участвовал в рассмотрении правил правописания рус. языка, активно работал над подготовкой «Словаря Академии Российской» (СПб., 1789-1794. 6 т.). В 1785 г. И., оставаясь ректором Александро-Невской ДС, исправлял при имп. дворе чреду священнослужения и проповеди, был присутствующим в С.-Петербургской консистории, служил катехизатором в Пажеском корпусе и в Главном немецком уч-ще св. Петра (Петершуле).

http://pravenc.ru/text/468749.html

Гостям показали реставрационно-иконописную мастерскую, в Свято-Троицком соборе они поклонились мощам святого Александра Невского, чудотворной иконе Божией Матери ‘Невская Скоропослушница’ и другим святыням. 29 марта. ПРАВМИР. Делегация Великой лавры Афона из 13 человек во главе с архимандритом Продромом посетила 28 марта Александро-Невскую лавру. Среди греческих гостей были певчие кельи святого Фомы Малого скита святой Анны «Фомадес», в том числе игумен Фома и иеромонах Филипп. Визит афонских монахов был приурочен к 300-летию старейшего монастыря Санкт-Петербурга. Инициаторами поездки стали певчие братства «Фомадес», сообщает «Вода Живая» . Монахи посетили Лазаревское и Тихвинское кладбища, на которых покоятся великие деятели русской культуры XIX. Особое внимание греки уделили могилам Федора Достоевского, которого назвали пророком, и священномученика Петра Скипетрова, история подвига которого тронула их до глубины души. Гостям показали реставрационно-иконописную мастерскую, в Свято-Троицком соборе они поклонились мощам святого Александра Невского, чудотворной иконе Божией Матери «Невская Скоропослушница» и другим святыням. Вечером в Большом зале Филармонии имени Дмитрия Шостаковича в рамках великопостных концертов «Академии православной музыки» хор Великой лавры выступил перед публикой. Гости показали глубочайшее знание древних греческих распевов. Традиция византийского пения фактически утрачена, в мире осталось не так много ее носителей. На концерте была представлена книга иеромонаха Филиппа Святогорца «Старцы пустыни Афонской». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 марта, 2020 18 марта, 2020 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 23 сентября, 2020 22 сентября, 2020 28 мая, 2020 27 марта, 2020 20 марта, 2020 18 марта, 2020

http://pravmir.ru/monaxi-velikoj-lavry-a...

По мере возведения монастыря у его стен вырос городок (слободы с деревянными домами для работников и слуг), был разбит сад и огород, которые кормили братию. Вокруг поднялись хозяйственные постройки – кузница, столярная мастерская, конюшенный и скотный дворы, пильная мельница. Произведённое и выращенное хранилось в погребах для последующей реализации через торговые лавки. В 1720 году на территории монастыря была открыта школа для детей священнослужителей, через 6 лет преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию. Впоследствии она именовалась Александро-Невской Главной семинарией, а в 1797 году Павел I предоставил ей статус академии. В стенах Невской лавры было подготовлено не одно поколение архиереев. Многие представители епископата Русской церкви XVIII—XIX вв. в то или иное время служили в этом монастыре. С 1719 года при лавре действовала Санкт-Петербургская типография, с 1714 года – богадельня для отставных солдат. Пётр I, посетив вновь устроенный монастырь 29 мая 1723 года, повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Останки князя прибыли в Санкт-Петербург 30 августа 1724 года, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра. Синодальный период Реализация плана Трезини затянулась на долгие годы. Основная часть строительных работ пришлась на правление Елизаветы Петровны и на первую половину царствования Екатерины II. Собор, возведённый по первоначальному проекту, пришлось разобрать. Его новый проект разработал Иван Старов, который включил в состав монастырского комплекса всё левобережье Монастырки и разбил перед входом в обитель Александро-Невскую площадь. С учреждением в 1742 году Санкт-Петербургской епархии её правящие архиереи стали священноархимандритами (настоятелями) монастыря. До этого на протяжении 20 лет он служил местом пребывания новгородских архиереев. В 1797 году по указу Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных. Благодаря покровительству монархов и членов их семей главный монастырь столицы был одним из богатейших в стране. Его капитал оценивался в 3 млн рублей, а земельные угодья составляли 13 090 десятин. Число насельников колебалось в районе 130—150 человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Продолжается реставрация исторического здания СПбДА августа 2020 С 1946 года Санкт-Петербургская духовная академия осуществляет деятельность в помещениях бывшей семинарии, но планирует вернуться в родные стены - в конце 2013 года учебному заведению передали его историческое здание на Обводном канале. В ряде помещений возобновилась студенческая жизнь, остальные ждут реставрации. В ходе ремонтных работ были сделаны интересные находки. Понемногу открывается старое убранство академического здания. В актовом зале сохранился балкон с балюстрадой, а в церкви, использовавшейся как спортивный зал, под штукатуркой обнаружена фреска. Кто именно из апостолов на ней изображен, предстоит выяснить, что, скорее всего, и будет сделано в ходе разработки проекта реставрации храма. Также в планах перенести в здание церковно-археологический музей и воссоздать коллекцию, изъятую в 1922 году и хранящуюся в Государственном Русском музее. В историческом здании академии планируется разместить пропедевтический факультет, общежитие и учебные классы бакалавриата богословского факультета и факультета иностранных студентов, а также педагогическое отделение для подготовки преподавателей основ православной культуры. Предтечей современной Санкт-Петербургской духовной академии стала открытая в 1721 году при Александро-Невском монастыре Славянская (Словенская) школа, которая в 1726 году была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. Первоначально семинария помещалась в здании, расположенном на северном берегу Черной речки (современное название - Монастырка). В 1741 году на особо отведенном месте по Шлиссельбургскому тракту (нынешнему проспекту Обуховской обороны) " за монастырскими конюшенными дворами " был выстроен новый деревянный одноэтажный семинарский дом с двумя флигелями. В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру , а семинария была преобразована в Александро-Невскую академию. Поэтому в 1811 году было решено построить для академии отдельное здание. В конкурсе архитектурных проектов победил проект Джакомо Кваренги. Участие в разработке проекта принимал и Луиджи Руска. Торжественная закладка и освящение с водружением креста в основание " назначенного посреди дома академического храма во имя Двенадцати апостолов " состоялись 10 июня. Строительные работы вчерне были выполнены в один сезон и завершены осенью 1817 года. В мае 1818 года в связи с отставкой Луиджи Руска в строительный комитет вошел его ученик Иосиф Шарлемань. Все отделочные работы были закончены к началу лета 1820 года, и 16 июня состоялось освидетельствование академического дома.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

В 1721 году при Александро-Невском монастыре появилась Славянская школа для обучения азбуке, письму, псалтири, арифметике, грамматике и толкованию евангельских блаженств. Через четыре года ее переименовали в Славяно-греко-латинскую семинарию с преподаванием богословия, философии, риторики, красноречия, истории, географии, древних и новых языков. Ученики набирались из разных сословий. Количество их составляло до ста человек. Славяно-греко-латинская семинария в 1736 году объединилась с семинарией, действовавшей в доме епископа Феофана (Прокоповича) на Карповке. В 1761 году Святейший синод предоставил разрешение выпускникам семинарии на обучение медицине за границей с выплатой им двойного жалованья. Они направлялись в Англию – в Кембриджский и Оксфордский университеты, в немецкий Гетгинген. В 1788 году учебное заведение было преобразовано в Главную семинарию, куда посылали учиться лучших воспитанников из многих епархиальных семинарий России. Новгородская семинария была также переведена в Александре-Невский монастырь, и число воспитанников в Главной семинарии достигло двухсот человек. В Главной семинарии были введены церковная история, механика, естественная история, а также открыт класс математики и опытной физики. Лучшие из старшеклассников, коих уже называли студентами, назначались лекторами в низших классах. В 1797 году одновременно с переименованием Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря в Александро-Невскую лавру и семинарию преобразовали в Александро-Невскую академию. В высочайшем указе императора Павла I от 18 (29) декабря 1797 года было отмечено: «Признали Мы за благо следующее распоряжение: как просвещение и благонравие духовного чина способствует просвещению и утверждению добрых нравов и в мирских, повелеваем кроме бывших доныне духовных академий в Москве и Киеве, учредить такие духовные академии в Санкт-Петербурге при Александро-Невском монастыре, и в Казани, вместо находящихся там семинарий, снабдя их всем, соответствующим званию и для преподавания потребным».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010