Среди икон, исполненных для храмов Мурома в XIX в., выделялись иконы - «памятники о некоторых исторических событиях», хранившиеся в городском соборе. Это «складень 1855 г. с муромскими чудотворцами, Александром Невским, Николаем Чудотворцем», который был поднесен «муромскими гражданами дружине государственного ополчения»; «икона Александра Невского, Николая Чудотворца, Марии Магдалины с надписью: «1861 г. 19 февраля Владимирской губернии дворовые люди, вышедшие из крепостной зависимости, приносят сию икону муромскому Богородицкому собору»»; 2 иконы, «Александра Невского и Иосифа Песнопевца 1880 г.,- от муромского градского общества в воспоминание о спасении Александра Николаевича 1866 г.»; «образ Александра Невского... в киоте 1887 г. в память пятидесятилетия пребывания в городе наследника Александра II»; икона равноап. вел. кн. Владимира, «поставленная от граждан Мурома в память 900-летия Крещения Руси в 1888 г. 15 июля» ( Травчетов. 1903. С. 82-84). Муромские иконописцы выступали в качестве экспертов по определению древних икон, а также занимались их «исправлением». Таким мастером был «живописец» Иван Иванович Патырмин ( Добрынкин. 1915. С. 28. Примеч. 1; Науч. арх. МИХМ. Инв. 26. Л. 5 об.- 7 об.). В Муроме ему принадлежала мастерская на Козьмодемьянской (Мечниковой) ул. Ремесло Патырминых было семейным: дед И. И. Патырмина, Михаил, был иконописцем, отец, Иван, учился у Путилова в с. Холуй, брат, В. И. Патырмин,- в С.-Петербурге у своего земляка Морозова. От потомков Патырминых в МИХМ поступили 2 иконы, в исполнении к-рых заметна академическая выучка, и 3 картины религ. содержания, в т. ч. «Крещение муромского народа». Возможно, одним из муромских иконописцев, принадлежавших к академическому направлению, была создана Муромская икона Божией Матери (кон. XIX - нач. XX в., МИХМ; см.: Иконы Мурома. 2004. Кат. 77, автор описания О. А. Сухова). Сохранившиеся произведения, как храмовые образы, так и домашние иконы, а также упоминания в краеведческой лит-ре и воспоминания старожилов свидетельствуют о том, что иконописное ремесло существовало в Муроме до 20-х гг. XX в.- времени закрытия городских храмов ( Сухова. 2004. С. 42). Возрождение иконописного ремесла и монументального храмового искусства на территории М. и В. е. приходится на кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

" ПОЧАЕВСКАЯ " ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ мая 2002 Из уст в уста передается сегодня в городе радостная весть о приезде почаевских святынь: 1 апреля в 9.30 в Александро-Невскую Лавру прибыла икона Божией Матери " Почаевская " и ковчежец с частицей мощей преподобного Иова Почаевского. Из уст в уста передается сегодня в городе радостная весть о приезде почаевских святынь: 1 апреля в 9.30 в Александро-Невскую Лавру прибыла икона Божией Матери " Почаевская " и ковчежец с частицей мощей преподобного Иова Почаевского. В феврале прошлого года эти святыни были привезены из Успенской Почаевской Лавры в Москву. Там они находились до конца апреля, после чего начали свое путешествие по стране. С почаевскими монахами икона и ковчежец побывали в Екатеринбурге, Томске, Оренбурге, Перми, Нижнем Новгороде и затем были привезены в Санкт-Петербург. После торжественного входа в Троицкий собор Александро-Невской Лавры, когда народ благоговейно стал на колени и склонился будто уже не перед иконой, несомой священнослужителями, а перед самой Царицей Небесной с преподобным Иовом шествовавшей по собору, наместником Лавры архимандритом Назарием соборно с лаврским духовенством был отслужен молебен. Затем к иконе и мощам стали прикладываться верующие. Архимандрит Назарий поздравил всех пришедших в собор с этим знаменательным и радостным днем. По словам архимандрита, в приезде иконы усматривается промысел Божий: " Почаевская " икона Божией Матери всегда находилась на рубежах противостояния католицизма и православия, и сегодня, когда вновь обостряются отношения с католиками, " Почаевская " икона в Санкт-Петербурге очень нужна. Архимандрит Назарий поблагодарил епископа Владимира, наместника Почаевской Лавры, за то, что он благословил привезти " Почаевскую " икону в Петербург, чтобы здесь она послужила делу укрепления православной веры; поблагодарил братию Почаевской Лавры. По словам архимандрита, икона и мощи пробудут в Троицком соборе Лавры до тех пор, пока к ним не иссякнет поток верующих.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Это первая в Санкт-Петербурге мемориальная доска, посвященная одному из новомучеников и исповедников Российских. Она установлена непосредственно на том месте, где 1 февраля 1918 года протоиерей Петр Скипетров получил смертельное ранение от выстрела солдат, пришедших арестовать Петроградского митрополита Вениамина (Казанского). Мемориальная доска выполнена в виде креста из гранита и бронзы с иконой священномученика Петра в центре и памятной надписью. Ее создала петербургский скульптор Эвелина Соловьева. Инициатором установки и автором идеи выступила секретарь епархиальной комиссии по канонизации святых, директор музея Александро-Невской Лавры Лидия Соколова. Мемориальная доска создана и установлена на средства благотворителей. Справка: Протоиерей Петр Иванович Скипетров (1863 — 1918) – священномученик, прославленный Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Родился в семье священника. С 1884 по 1892 гг. служил в Исаакиевском кафедральном соборе. В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1898 г. священник, а с 1912 г. – настоятель церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Шлиссельбургском проспекте (снесена в 1932 г.). 1 февраля 1918 года отец Петр пришел в Александро-Невскую Лавру на прием к митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому). Зайдя в митрополичий корпус Лавры, он стал свидетелем противостояния между верующими и революционными солдатами, посланными арестовать владыку Вениамина. Отец Петр обратился к вооруженным солдатам с увещеванием не творить насилия и не издеваться над святынями. В ответ на свой призыв он получил смертельное ранение и скончался в муках вечером того же дня. 3 февраля состоялся всенародный крестный ход из всех петроградских церквей в Александро-Невскую Лавру и затем по Невскому проспекту к Казанскому собору. Здесь митрополит Вениамин обратился к народу со словом об умиротворении страстей и отслужил молебен и панихиду по отцу Петру. На следующий день при большом стечении народа сонм иереев во главе с митрополитом Вениамином отпевал протоиерея Петра Скипетрова в Скорбященском храме. Погребение его состоялось на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/03/pe...

Усерднейшим жертвователем на храм был церковный староста Григорий Михайлович Петров: на нужды храма он положил до 5000 руб. и обязался ежегодно давать на содержание церкви до 300 руб. серебром. Лучшими из икон по достоинству рисунка можно признать образ Распятия, Тайной вечери, Александра Невского и Георгия Победоносца. Икона Александра Невского устроена чинами фельдъегерского корпуса в память 4 апреля и стоит 800 руб. Причт, состоящий из священника и причетника, не имеет определенных средств содержания, а пользуется доходами от посетителей храма и на наем квартиры получает пособие из церковных сумм… «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 6, Санкт-Петербург, 1878 г., в синодальной типографии В 1898 г. в центре здания над церковью по проекту военного инженера Н.А. Архангельского был надстроен барабан с куполом. В.В. Антонов, А.В. Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Том 2, СПб, издательство Чернышева, 1996. Купол виден, в частности, на  фотографии ателье Буллы 1902 г.  (справа). В советское время он был уничтожен. Фельдъегерский корпус был учрежден Павлом I в 1799 для передачи военных и государственных сообщений, хотя, начиная с 1716, для этой цели в России использовались „полевые курьеры“. В построенном Ф. И. Волковым доме у Семеновского моста, куда в 1862 вселился корпус, на втором этаже, над воротами со стороны Фонтанки, уже имелась домовая церковь св. Александра Невского, освященная 27 апреля 1815 для лейб-гвардии Московского полка. Когда полк переехал на Выборгскую сторону, забрав с собой церковное имущество, пот. поч. гражд. Г. М. Петров предоставил деньги для оборудования на прежнем месте нового храма. Этот храм с хорами был освящен 2 февраля 1865 епископом Ревельским Герасимом и приписан к Введенскому собору. Иконостас позаимствовали из упраздненной церкви Смоленского батальона кантонистов; роспись в церкви исполнил В. А. Фаддеев, резьбу – охтинский резчик К. Куликов. Здесь висел образ св. Александра Невского кисти Н. А. Лаврова; его в 1837 подарил Фельдъегерскому корпусу Цесаревич Александр Николаевич.

http://sobory.ru/article/?object=24633

Участники четырех молитвенных шествий посетили более 100 городов и населенных пунктов в двух государствах, преодолев более 35 тысяч километров. Честным мощам поклонились сотни тысяч верующих. В разных городах к святыне притекало множество местных жителей и паломников, в ряде случаев по улицам проходили многолюдные молитвенные шествия со святыней. Так было, например, в Минске, где от Всехсвятского храма-памятника к Свято-Духову кафедральному собору прошли тысячи священнослужителей, прихожан и просто жителей белорусской столицы. О важности в этот юбилейный год чествования памяти великого князя Александра Невского не только как выдающегося государственного деятеля и дипломата, храброго воина и искусного полководца, но и как святого Православной Церкви напомнил заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва . «Наше общество порой забывает, что сам благоверный князь Александр Невский в первую очередь воспринимал себя как православного человека, как христианина», — подчеркнул иерарх, выразив надежду, что молитвенные шествия с мощами святого, которые посетят десятки городов России и Белоруссии, помогут и нецерковным людям осознать эту очень важную сторону личности благоверного князя. В различных точках маршрута происходили торжественные богослужения, собиравшие сотни и тысячи людей. Порой приходилось делать круглосуточным доступ в храм, где временно пребывала святыня, чтобы все желающие успели приложиться к честным мощам Александра Невского. На протяжении крестного хода каждому пришедшему поклониться святыне дарили на память о 800-летии князя Александра Невского его образок с Патриаршим благословением. В общей сложности в различных городах было роздано около миллиона икон. Святому покровителю православного воинства смогли поклониться также защитники Отечества. В частности, в Крыму перед ковчегом помолились морские пехотинцы 810-й отдельной гвардейской бригады, в Ярославле — курсанты Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, в Смоленске — учащиеся Военной академии войсковой противовоздушной обороны имени маршала А.М. Василевского, в Воронеже — курсанты Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Во многих городах святого князя встречали воинскими почестями.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Задачей крестного хода было показать единство Крыма и материковой России на примере общей молитвы двум князьям перед иконами с их мощами — северному св. блгв. кн. Александру Невскому и южному св. равноап. кн. Влади — миру. Начался крестный ход с города Сочи. Здесь во Владимирском соборе, а потом в древнем храме Михаила Архангела были отслужены молебны с присоединением особой молитвы о мире для всего мира. Из Сочи крестоходцы отправились в Новороссийск. Здесь молитва о единении и мире была вознесена в храме Новомучеников и исповедников Российских, построенном на легендарной “Малой земле”. Следующей точкой на карте в маршруте яхты “Мэри 2” был город Керчь. Но перед этим по благословению митрополита Лазаря с разрешения нашего президента и правительства мы подошли к строящемуся керченскому мосту. Впервые на этом месте состоялось молитвенное пение перед иконами с мощами святых князей Владимира и Александра. Священнослужители благословили строительство и осенили трудящихся иконами и ковчегом с частицами мощей с молитвой об укреплении всех строителей, об устранении искушений и завершении строительства стратегически важного объекта в намеченные сроки и с должным качеством. В Керчи крестоходцев встречали многочисленные прихожане храмов города, был отслужен молебен в храме св. блгв. кн. Александра Невского. После Керчи “Мэри 2” взяла курс на другие города Крыма. Первым городом, который принял крестоходцев, была Феодосия. Молебен был отслужен в Казанском храме, а также на том месте, где прежде стоял собор в честь св. блгв. кн. Александра Невского в “матросском саду”. Незабываемо посещение Ялты, потому что прямо на набережной там стоит часовня, построенная в честь новомучеников и исповедников Российских. Здесь был отслужен первый молебен, потом крестный ход прошел по городу к красивейшему собору св. блгв. кн. Александра Невского, перед которым стоит памятник св. Царевичу Алексею. Здесь также был отслужен молебен о мире всего мира. В Балаклаве яхта приняла на свой борт крымских журналистов, была дана пресс-конференция. Ее основной темой было подтверждение слов, которые произнес наш президент, посетив Херсонес: “Здесь духовные истоки многоликой русской нации и централизованного государства заложил святой равноапостольный князь Влади — мир”. Мы верим в то, что основанное святым князем православное царство существует до сих пор. Недаром старец Николай Гурьянов на вопрос, когда воскреснет Россия, отвечал: “Она не умирала”. И мы верим, что то, что создал князь Владимир, существует по сей день.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-yu...

 5) Петр Степанов Гребневский, сын московского священника. По окончании учения был в Москве священником при церкви Пресвятой Богородицы Гребневской, откуда и перемещен к Петропавловскому собору ключарем, а потом назначен и протоиереем. Был проповедником и присутствующим в консистории. В последствии времени он принял монашество с именем Парфения, и был наместником, и потом архимандритом Тихвинского монастыря; скончался епископом во Владимире, куда был назначен из архимандритов Тихвинского монастыря.  6) Петр Симеонов Гусь, сын священника из города Галича. По окончании курса в Александро-Невской семинарии, он провел все время своего служения при Петропавловском соборе, где был сначала диаконом, потом священником, ключарем и наконец, протоиереем; присутствовал в духовной консистории и скончался в 1772 году.  7) Василий Алексеев, сын Санкт-Петербургского священника. Получил воспитание в Александро-Невской семинарии, и по окончании курса, 1760 года 6 января посвящен в диакона в морской церкви святого Николая Чудотворца, что ныне – Никольский морской собор; потом так же он был священником и протоиереем. В 1772 году 6 июня перемещен в Петропавловский собор, с оставлением за ним звания настоятеля и Никольской морской церкви. В 1775 году, по случаю отбытия в Москву государыни императрицы Екатерины II, а вместе с ней и перемещения туда же заседаний Святейшего Синода, в Санкт-Петербурге открыта была контора Святейшего Синода; членом этой конторы был и протоиерей Василий Алексеев.  8) Протоиерей Иоанн Семенов, обучался в Александро-Невской семинарии и слушал богословие, 1762 года произведен в диакона в Успенский собор на петербургской стороне 63 ; в 1763 году переведен в  Петропавловский собор диаконом же; в 1759 году посвящен в священника в тот же собор; был ключарем 15 лет, а в протоиереи произведен в 1800 году.  9) Протоиерей Стахий Иоаннов Колосов, сын диакона, обучался в новгородской и Санкт-Петербургской семинариях. По окончании курса был учителем в здешней семинарии языкам: латинскому, греческому, французскому, немецкому и математике.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Домовая церковь Серафима Вырицкого. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Серафима Вырицкого Год постройки:не ранее 2007. Ссылки:     Адрес: Санкт-Петербург, пл. Александра Невского, д. 1, Федоровский корпус Александро-Невской Лавры Координаты: 59.920455, 30.389321 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Возведение симметричного Духовскому юго-восточного Феодоровского корпуса Лавры было начато Т. Швертфегером в 1725 году, а завершено в 1748 году П.-А. Трезини. Замыкает юго-восточный угол монастырского каре двухэтажная Николо-Феодоровская церковь, построенная по проекту архитектора П.-А. Трезини. К 1767 году отделка церкви была закончена, в 1770 году верхний храм был освящен во имя святого князя Феодора, брата Александра Невского, а нижний во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1791 году в ближнем к собору флигеле устроили большую Кавалерскую залу для собраний кавалеров ордена Александра Невского. В конце XVIII века остальные помещения Феодоровского корпуса занимали Санкт-Петербургская Духовная консистория (до 1801 года), Главная семинария, больница. В начале XIX века в двух флигелях корпуса разместилась Духовная академия, а также Русская школа. В 1840-1842 годах оба храма были перестроены и вновь освящены: верхний – во имя святителя Николая Чудотворца, нижний - во имя святого князя Феодора. С 1806 года до начала XX века в Феодоровском храме производились захоронения. Николо-Феодоровская церковь служила усыпальницей членов грузинской царской фамилии и епископов. В 1930-е годы интерьеры храма были уничтожены, большинство надгробий погибло. В здании разместилось рабочее общежитие. В 1996 году Феодоровская церковь и корпус были возвращены епархии. После проведения ремонта в части Феодоровского корпуса поселились насельники обители, были открыты мастерская по художественной обработке металла, столярная и ювелирная мастерские. В 2007 в Феодоровском корпусе была устроена домовая церковь в честь святого преподобного Серафима Вырицкого. По выходным в храме совершаются богослужения, в которых участвует воскресная школа Александро-Невской Лавры. В 2012 в корпус и храм реставрировались – были восстановлены фасады и проезд. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=42823

Санкт-Петербург. Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь. Церковь Александра Невского при Воспитательном обществе благородных девиц (Смольном институте). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Смольный институт Екатерина II основала в 1764 по образцу знаменитого Сен-Сирского института во Франции. Это было привилегированное и закрытое учебное заведение для девочек из дворянских семей. Его разместили в построенном Б. Растрелли Смольном монастыре на Неве, давшем заведению его обиходное название. Желая соблюсти волю основательницы монастыря – Императрицы Елизаветы Петровны, Екатерина назначила в институт 14 монахинь, которые учили грамоте малолетних учениц и ухаживали за больными. Для монахинь и „смолянок“ в башнях монастыря 4 августа 1764 и 10 февраля 1765 были освящены две церкви: вмц. Екатерины и правв. Захарии и Елизаветы, в которых образа написали И. И. Бельский и П. Пильников, и 12 ноября 1798 во дворе – деревянная св. Марии Магдалины, которую упразднили, когда все сестры в институте умерли, а новых принимать перестали. 30 мая 1806, в день рождения Петра I, к югу от Смольного было заложено огромное здание Вдовьего дома, автором которого являлся Д. Кваренги. Строительство еще шло, когда Императрица Мария Феодоровна велела произвести обмен: Вдовий дом перебрался в корпуса Смольного монастыря, а институт – в новое здание, соединенное крытым переходом с юго-восточной монастырской башней, где Д. Адамини по проекту Кваренги отделал в ампирном стиле церковь, оформив ее коринфскими пилястрами. Сам митрополит Амвросий в присутствии всей Императорской семьи 18 августа 1808 торжественно освятил институт и его храм. При этом он благословил Марию Феодоровну иконой св. Александра Невского, которую она вместе с дорогими сосудами и облачениями поднесла новоосвященной церкви. Иконостас сделали мастера А. Волков и М. Сергеев. Образа написал А. Бруни, лепку исполнил Я. Железнов, роспись – П. Скотти. Храм до 1849 подчинялся Смольному собору.

http://sobory.ru/article/?object=05819

В 1915 г. болг. царь Фердинанд, недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя рус. святого, и А. Н. с. был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия; заменены памятные доски, изменено расположение икон. Только в 1919 г., когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, к-рое возвратило собору первоначальное наименование. 12 сент. 1924 г., в день празднования памяти св. блгв. кн. Александра Невского, митр. Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь св. Александра Невского, сев. придел во имя святых равноап. Кирилла и Мефодия был освящен 13 сент., а юж.- во имя св. царя Бориса - 14 сент. А. Н. с. занимает центр большой площади, носящей его имя. Крестово-купольный собор (площадь 70 ´ 52 кв. м., объем 86 тыс. м, высота главного купола 45 м, колокольни 50 м, накупольных крестов ок. 5 м, главный барабан 16 м в поперечнике) вмещает более 5 тыс. человек. С сев., вост. и юж. сторон собор опоясывают крытые галереи, в вост. их части размещаются ризница и б-ка. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболг. стиле. Колокола А. Н. с. отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг, самый маленький - ок. 16 кг, звон колоколов слышен за 30 км. В украшении А. Н. с. принимали участие выдающиеся рус. и болг. художники: проф. П. Е. Мясоедов (Господь Саваоф в главном куполе), проф. М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), проф. И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в сев. нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), акад. А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), акад. Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), акад. А. Н. Новоскольцев, проф. А. Митов, проф. Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и др.

http://pravenc.ru/text/64446.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010