Ярославль. Часовня Александра Невского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня Александра Невского построена в 1892г. архитектором Поздеевым Н.И. Шатровый храм, с одной апсидой (апсида увеначана декоративной главкой). К западному фасаду примыкает шатровое крыльцо. Отличается богатым декором, совершенством кирпичной кладки. Архитектура часовни выполнена в русском стиле и напоминает собой невысокую шатровую колокольню (восьмерик на четверике), богато украшенную кирпичным декором, характерным для русской архитектуры конца XVII столетия (городчатые карнизы, кокошники, ширинки с изразцовыми вставками). Шатер покрыт серой керамической плиткой, имитирующей древний лемех. В XX веке было разобрано крыльцо, в 1982-1984 годах разобранное крыльцо восстановлено в прежних формах. Возведена в 1892 году по проекту Поздеева на территории, где в то время находился Мытный рынок. Представляет собой тип постройки " восьмерик на четверике " , крытый невысоким шатром. С западной стороны - восстановленное в 1982 году крыльцо на кубышках, также с шатровым завершением. Представляет собой подлинную энциклопедию приемов декоративного убранства, разработанных ярославскими зодчими 17 века. Ныне здесь размещается подворье Толгского монастыря. Часовня Александра Невского возведена в честь чудесного спасения при крушении поезда семьи Александра III 17 октября 1888 года. Освящена в честь небесных покровителей членов царской семьи: князя Александра Невского, Николая Чудотворца Марии Магдолины, Архистратига Михаила, Георгия Победоносца, преподобной Ксении, пророка Осии и княгини Ольги. Принадлежала часовня раньше Успенскому собору. Гармоничные пропорции, интересная композиция и удачное расположение сделали ее настоящей достопримечательностью города. Часовня Александра Невского была построена в 1892 году по проекту Поздеева на территории, где раньше размещался Мытный рынок. Тип постройки " восьмерик на четверике " , крытый невысоким шатром. Шатровый храм с одной апсидой. С западной стороны - восстановленное в 1982 году крыльцо на кубышках с шатровым завершением. Этот миниатюрный памятник являет собой подлинную энциклопедию приемов декоративного убранства, разработанных ярославскими зодчими 17 века. Шатер покрыт керамической серой плиткой, имитирующей древний лемех. Отличается совершенством кирпичной кладки, богатым декором. Городчатые карнизы, кокошники, ширинки с изразцовыми вставками украшают её. Подворье Толгского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00581

IX. Приход Приход монастырской церкви ограничивался воспитанницами двух заведений Смольного монастыря и лицами, служащими при этих заведениях, хотя, по отдаленности приходских церквей, тот край, который теперь составляет приход соборный и часть прежде Скорбященской Надворотней, а ныне Христорождественской Песковской церкви, всегда тянул к церкви монастырской. С отстройкой собора, согласно Высочайшей воле – быть ему и приходской для окрестностей церковью, указом Св. Синода от 5-го декабря 1834 г. за 14,079, предписано епархиальному начальству «Войти в предварительные соображения и рассмотрения о назначении к оному собору прихода, о избрании церковного старосты, об употреблении свечного дохода и о преобразовании ныне существующего причта храма по новому штату»; в следствие чего консистория, собрав сведения о границах, прикосновенных к упомянутому собору приходов Невско-Скорбященской, что над вратами Александро-Невской лавры, церкви Рождественской, что на Песках, и Сергиевского собора, и истребовав от священно церковнослужителей этих церквей отзыв, какую они из своих приходов ближайшую к упомянутому собору часть находят удобным и для себя безобидным отчислить к помянутому собору», согласно заявлению причта Песковской церкви положила: «Отчислить от ее прихода дома, в окрестностях оного собора находящиеся, а именно: от реки Невы по Болотной улице, так чтобы обе стороны (?) сей Болотной улицы оставались в Песковском приходе, а от сей улицы направо в Дегтярный переулок (который также весь остался в Песковском приходе), помимо артиллерийских конюшен, через Конногвардейский переулок к Преображенскому параду, у коего к Песковской церкви угловое пустопорожнее место 46 наследников Рухтуевой и Косицкой 4-й, а на другом углу (тоже пустопорожнее место, на котором впоследствии построен Мариинский институт) к Смольному собору, мимо Таврического дворца к Неве». Таким образом, приход ограничен с севера и востока Невой, с юга и юго-запада Песковским приходом, с запада – садом Таврического дворца, самим дворцом и прежде пристанью Таврического дворца Ковжею, называвшейся в просторечии Ковшами, а ныне выстроенным на том месте, зданием городских водопроводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

София. Кафедральный собор Александра Невского. Храм-паметник " Свети Александър Невски " , Патриаршеска църква " Свети Александър Невски " Карта и ближайшие объекты Кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Расположен в столице Болгарии Софии, на площади Александра Невского. Идея воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому была выдвинута 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в Велико-Тырново Петко Каравеловым. 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней; 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма, который был завершён строительством в 1912 году. Автором проекта храма был российский архитектор Александр Померанцев. После вступления в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора — в честь святых Кирилла и Мефодия, что официальным органом российского Святейшего Синода было названо «великим грехом Болгарии». По отречении царя Фердинанда от престола в 1919 году, Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора, вопрос о чём был внесён в Народное Собрание Болгарии, которое постановило возвратить собору первоначальное наименование. 12 сентября 1924 года, в день памяти князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, а на следующий день северного придела — во имя святых Кирилла и Мефодия, а 14 сентября — южного во имя святого царя Бориса. Крупнейший православный собор на Балканах. Высота главного купола собора — 45 м, колокольни — 53 м, площадь собора — 3170 кв.м. Храм вмещает до 5000 человек. На колокольне находится 12 колоколов общим весом 23 тонны. Среди авторов писанных маслом 82 икон, а также 273 фресок храма — 17 посланцев России, в том числе В.

http://sobory.ru/article/?object=11800

Закрыть itemscope itemtype="" > Возрождая православные трезвеннические традиции Состоялась очередная онлайн-конференция «История праздника трезвости в моем городе» 15.09.2022 472 Время на чтение 6 минут Фото: Из интернет-источников 11 сентября, в праздник Усекновения честныя главы святаго и славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня и во Всероссийский день трезвости, в режиме онлайн на платформе «Zoom» состоялась очередная конференция «История праздника трезвости в моем городе», сообщает наш корреспондент. Напомним , что аналогичная конференция состоялась 2 января с.г., в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Организовал мероприятие руководитель Православного братства трезвения «Неупиваемая Чаша» в Красноярске Виктор Михайлович Белошапкин. Конференция была посвящена организации праздников трезвости в прошлом и настоящем. Предваряя конференцию, В.М. Белошапкин отметил важность возрождения православных трезвеннических традиций, в том числе и касающихся проведения праздников трезвости. Необходимо привлекать к работе ученых-историков, краеведов, которые могли бы на основе архивных и других исторических источников раскрыть особенности проведения праздников трезвости до революции в различных городах России. Опыт проведения праздников трезвости может быть востребован и сегодня. Привлечение в ряды новых сторонников трезвости немыслимо без демонстрации позитивных сторон трезвеннического движения. Нужно говорить и писать не только о вреде алкоголя и курения, но и предложить обществу достойную альтернативу – жизнь в православном трезвении. Затем на конференции выступил к.и.н., доцент, специальный корреспондент газеты «Трезвение», выпускающий редактор РНЛ Дмитрий Игоревич Стогов. Он рассказал о прошедшем 29 августа (ст.ст.) 1913 г., в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, празднике трезвости в Санкт-Петербурге. Ранним утром крестные ходы из различных районов Санкт-Петербурга и из его пригородов двинулись к Казанскому собору, а оттуда – к Исаакиевскому собору. Как отмечалось в отчете Александро-Невского общества трезвости (АНОТ) за 1913 год, «отсюда соединенная процессия с множеством хоругвей, запрестольных крестов и образов, усиленная по пути еще несколькими крестными ходами из-за Невской заставы, с Выборгской стороны, из церквей Литейного района и центральных столичных храмов, проследовала к Казанскому собору».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/15/vo...

" ПОЧАЕВСКАЯ " ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ мая 2002 Из уст в уста передается сегодня в городе радостная весть о приезде почаевских святынь: 1 апреля в 9.30 в Александро-Невскую Лавру прибыла икона Божией Матери " Почаевская " и ковчежец с частицей мощей преподобного Иова Почаевского. Из уст в уста передается сегодня в городе радостная весть о приезде почаевских святынь: 1 апреля в 9.30 в Александро-Невскую Лавру прибыла икона Божией Матери " Почаевская " и ковчежец с частицей мощей преподобного Иова Почаевского. В феврале прошлого года эти святыни были привезены из Успенской Почаевской Лавры в Москву. Там они находились до конца апреля, после чего начали свое путешествие по стране. С почаевскими монахами икона и ковчежец побывали в Екатеринбурге, Томске, Оренбурге, Перми, Нижнем Новгороде и затем были привезены в Санкт-Петербург. После торжественного входа в Троицкий собор Александро-Невской Лавры, когда народ благоговейно стал на колени и склонился будто уже не перед иконой, несомой священнослужителями, а перед самой Царицей Небесной с преподобным Иовом шествовавшей по собору, наместником Лавры архимандритом Назарием соборно с лаврским духовенством был отслужен молебен. Затем к иконе и мощам стали прикладываться верующие. Архимандрит Назарий поздравил всех пришедших в собор с этим знаменательным и радостным днем. По словам архимандрита, в приезде иконы усматривается промысел Божий: " Почаевская " икона Божией Матери всегда находилась на рубежах противостояния католицизма и православия, и сегодня, когда вновь обостряются отношения с католиками, " Почаевская " икона в Санкт-Петербурге очень нужна. Архимандрит Назарий поблагодарил епископа Владимира, наместника Почаевской Лавры, за то, что он благословил привезти " Почаевскую " икону в Петербург, чтобы здесь она послужила делу укрепления православной веры; поблагодарил братию Почаевской Лавры. По словам архимандрита, икона и мощи пробудут в Троицком соборе Лавры до тех пор, пока к ним не иссякнет поток верующих.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ночным волкам» надо крепче держаться за Православие В Александро-Невском соборе Новосибирска совершен молебен о путешествующих участниках мотопробега «Космос наш – 60!» 04.07.2017 954 Красногорское отделение Международного Мотоклуба «Ночные волки» организовало мотопробег «Космос наш - 60!» по маршруту Мотопробег посвящен 60-летию запуска первого искусственного спутника Земли. Сегодня «ночные волки» остановились в Новосибирске. Встреча с новосибирцами запланирована на территории Большого Новосибирского Планетария. Утро «ночные волки» начали с молебна о путешествующих в соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского. Служил молебен руководитель спортивного отдела Новосибирской Епархии иерей Борис Левитан. На молебне присутствовал и молился благочинный церквей города Новосибирска, настоятель Александро-Невского собора протоиерей Александр Новопашин. После молитвы с приветственным словом к членам мотоклуба обратился иерей Борис Левитан. Он сказал, что мотоклуб известен не только своими масштабными патриотическими акциями, но и своей приверженностью к Православию. «Ваша организация яркая и многочисленная, - подчеркнул священник, - и очень важно, чтобы вы показывали свою веру со всей очевидностью - как говорит Господь: «Вы - свет мира.... Пусть так же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Небесного Отца». И пусть ваш мотопробег будет наполнен прежде всего светом Христовым». Члены мотоклуба «Ночные волки» принесли собору в дар икону небесного покровителя летчиков и космонавтов преподобного Иоанна Лествичника. По словам представителя Международного Мотоклуба «Ночные волки» из Красногорска Виталия Военного, привозить в города православные иконы стало традицией мотоклуба. «Это знак нашего глубокого уважения к православной вере, к Православной Церкви, к православным традициям», - сказал Виталий Военный. Иерей Борис Левитан окропил мотоциклистов, а затем и их «железных коней» святой водой, а настоятель Александро-Невского собора протоиерей Александр Новопашин пожелал «ночным волкам» крепче держаться за Православие.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/04/no...

IV. Исправление собора Для необходимого, в последствии, ремонта такого огромного здания, каков собор, требовались и значительные суммы, чего нельзя было надеяться получить от прихода, очень ограниченного и по количеству, и по качеству – прихожан. В виду этого обстоятельства, по воле Государя Императора, в штат собора, при его открытии, внесены были две статьи сумм, долженствовавших образовать капитал, достаточный для поддержания собора в исправном виде, именно: а) сверх ассигнования суммы на мелочные починки и поделки, назначено было ежегодно отпускать из государственного казначейства по 2 т. руб. ассиг. (571 руб. 43 коп. сер.), для составления капитала большого ремонта, который для расходов на другие предметы должен был оставаться не прикосновенным; б) кроме того, из сумм собственного Его Императорского Величества кабинета положено к ежегодному отпуску 8756 р. ассиг. (2501 руб. 75 коп. сер.), на усиление того же капитала и на поддержание и обновление ризницы. Такой суммы к 1846 году с процентами образовалось уже в сохранной казне 39 697 руб. 44 3 / 4 . коп. сер., а за израсходованием в этом году 5956 руб. 75 коп. на пополнение ризницы, осталось 33 740 руб. 69 3 / 4 коп. Но с 1849 года источники для пополнения сей суммы значительно сократились. До сего года к собору принадлежала церковь во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, при Обществе благородных девиц, в которой священно-служение отправляемо было соборным причтом, а протоиерей и один священник занимались и преподавание Закона Божия как в Обществе благородных девиц, так и в Александровском училище. Но по оставлении, в конце 1848 года, протоиереем Недешевым должности законоучителя, начальству Общества благородных девиц показалось неудобным для соборных священнослужителей совмещать обязанности по собору и приходу с обязанностями законоучительскими. Поэтому означенное начальство ходатайствовало о назначении особого законоучителя, который вместе с тем был бы и священником при церкви Общества благородных девиц, без всякого уже отношения к собору; таким лицом был избран из соборных же священников, уже прежде занимавший законоучительскую здесь должность Симеон Красноцветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Лаврский инок. Годы монашества отца Серафима в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре (1920–1930) Свершилось «Брат наш постригает власы главы своей, в знамение отрицания мира и всех, иже в мире, и во отрезание своей воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святого Духа...» (Из чина пострижения в монашество).   Как много рассказывают порою сухие строки архивных документов: Рапорт казначея Духовному Собору Александро-Невской Лавры Честь имею доложить Духовному Собору, что через Его Высокопреосвященство Митрополита Вениамина мною получено пожертвование от Муравьева 25000 (Двадцать пять тысяч) рублей на праздник святого Александра Невского 30 августа 1920 года. Казначей А-Н Л иеромонах Иоасаф. Означенная сумма была передана через владыку Вениамина на нужды Александро-Невской Лавры в золотой монете. Обладавший в ту пору подобным состоянием мог в кратчайшее время беспрепятственно оказаться за кордонами большевистского государства. Услужливо распахнули бы перед ним двери многие европейские дома. Однако, буквально через день в документах Лавры появляется следующая запись: Выписка из журнала Духовного Собора Александро-Невской Лавры от 1/14сентября 1920года Дальнейшие документы показывают, как свершилась воля Божия над Василием Муравьевым и его супругой: 2) Слушали: прошение Василия Николаевича Муравьева с просьбой принять его в число братии. Постановили: принять Муравьева в число послушников Лавры, назначить ему послушание пономаря. Выписка из журнала Духовного Собора Александро-Невской Лавры от 13/16 октября 1920 года 1) Слушали: Резолюцию Его Высокопреосвященства Митрополита Вениамина от 7/20 октября следующего содержания: «Благословляется послушника Василия Муравьева постричь в монашество одновременно с его женой, поступившей в Воскресенский Новодевичий монастырь». Митрополит Вениамин Выписка из книги прихода и расхода церковных лаврских сумм за 1920 год Согласно ст. 5 журнала Духовного Собора от 13 октября 1920 г. за 29 записывают на приход полученное пожертвование от послушника Василия Муравьева на церковные расходы при пострижении его в монашество – 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Симферополь. Церковь Всех Святых. Всехсвятская церковь на Старом кладбище Церковь. Действует.   Престолы: Всех Святых Год постройки:не позже 1864. Адрес: Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, 5, первое гражданское кладбище Координаты: 44.941304, 34.089499 Проезд:Старое кладбище Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Симферопольская церковь во имя Всех Святых стоит на возвышенности за Центральным рынком рядом с Первым городским гражданским кладбищем, называемом в народе Старым. Церковь построена в классическом стиле. Это прямоугольное, вытянутое с востока на запад здание с полукруглой апсидой и возвышающимся в центре куполом. Западную часть здания украшает колокольня, проемы которой оформлены арками, а углы капителями. Над входом в церковь — треугольный фронтон. В храме два придела: центральный во имя Всех Святых и малый боковой, освященный в память великомученика Георгия Победоносца. В 2009 году Симферопольской церкви Всех Святых исполняется 145 лет. Возведенная на средства местного купца В. Б. Масленникова, он был освящен 14 июня 1864 года, первоначально в честь Успения святой праведной Анны. По прошествии некоторого времени церковь была переосвящена во имя Всех Святых. Кладбищенский храм приписали к кафедральному Свято-Александро-Невскому собору, откуда в него был перенесен деревянный резной искусно выполненный иконостас. Этот старинный иконостас сохранился здесь до сегодняшнего дня. По-прежнему радуют глаз и душу и многие святые образа, некогда принадлежавшие кафедральному собору. Часть из них была передана церкви с самого начала ее существования, часть появилась позднее, когда главный храм православной Тавриды был варварски уничтожен. Это прекрасные образцы отечественной иконописи, по большей части XIX века, исполненные с высоким мастерством и в проникновенно православном духе живописцами академической школы. Многие из них помещены в большие деревянные резные киоты, выполненные в том же стиле, что и иконостас. В среде православных верующих, причем не только в Крыму, но и за его пределами Симферопольский храм Всех Святых, единственный на полуострове, который никогда не закрывался, именуют благодатной церковью. В разные годы здесь служили выдающиеся архипастыри и многие пастыри добрые, питавшие православный люд словом Божиим, утверждавшие надежду на спасение, утиравшие слезы на исстрадавшихся лицах. Некоторых из них, двое из которых нашли свое временное упокоение в ограде Всехсвятского храма, Православная Церковь уже причислила к лику святых. Это святитель и исповедник Крымский Лука и архиепископ Таврический Гурий (Карпов).

http://sobory.ru/article/?object=20425

Г. Э. Щеглов Содержание К читателю Список сокращений Глава 1. Формирование мировоззрения и начало научной деятельности (1867–1899) 1.1. Детство и годы учебы 1.2. Санкт-Петербургская духовная академия и первые научные труды 1.3. Определение на службу и расширение церковно-общественной деятельности 1.4. Магистерская диссертация 1.5. Последние труды по истории православия на Беларуси 1.6. «Народная Академия» Глава 2. На вершине творчества (1900–1907) 2.1. Большие замыслы и новые горизонты 2.2. Доктор церковной истории 2.3. Архив Александро-Невской Лавры. Религиозно-философские собрания. Взгляд на церковную жизнь Петровской эпохи 2.4. Предсоборное Присутствие Глава 3. Служба (1908–1914) 3.1. Особые поручения 3.2. В Учебном комитете 3.3. К вопросу о кодификации церковных законов 3.4. В духовных семинариях 3.5. Юбилеи. Летописец Александро-Невской Лавры Глава 4. Великий перелом (1914–1924) 4.1. Война. Утраты 4.2. Подготовка к Всероссийскому Поместному Собору 4.3. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов 4.4. Делегация Высшего церковного управления 4.5. Архивы Высшего церковного управления Послесловие Библиография. Источники 1. Опубликованные 1.1. Печатные труды С.Г. Рункевича Издания под редакцией С.Г. Рункевича Готовились к печати (в 1914 г.) Статьи С.Г. Рункевича в «Православной богословской Энциклопедии» 1.2. Отзывы на труды С.Г. Рункевича 1.3. Делопроизводственная документация 2. Архивные материалы 3. Фотоматериалы Литература Приложение Труды С.Г. Рункевича, вышедшие отдельными изданиями Под редакцией С.Г. Рункевича     Монография посвящена жизни и трудам крупнейшего церковного деятеля и ученого Степана Григорьевича Рункевича (1867–1924). Это глубокая и сложная фигура, ознакомление с которой дает возможность проследить не только судьбу отдельного человека, формирование его мировоззрения, становления С.Г. Рункевича как ученого, но и позволяет через него проследить судьбу Русской Православной Церкви в ее наиболее сложный период – конец XIX–haчaлo XX века, вплоть до революционных потрясений и начала гонений на Церковь . Книга написана главным образом на основе многочисленных архивных и опубликованных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010