Следует признать, что существуют заметные особенности и отличия святоотеческого истолкования экзегезы книги Иова в различных экзегетических и богословских традициях – прежде всего в греческой и латинской. Это связано в том числе и с тем, что принадлежащие к этим традициям толкователи пользуются различными, изобилующими смысловыми разночтениями, библейскими переводами: Септуагинтой, старолатинским, Вульгатой и другими. Именно Септуагинта (в отличие, например, от Вульгаты) заметно смягчает острые смысловые углы библейского текста книги Иова – прежде всего обращенные к Богу весьма резкие слова страдальца. Это определенным образом отражается и на содержании тех или иных святоотеческих толкований: так, в греческой экзегетической традиции личность Иова трактуется как в гораздо большей степени смиренная и «неконфликтная», нежели в традиции латинской. Если же говорить о самих принципах святоотеческого истолкования книги Иова, то здесь следует констатировать, что древние церковные писатели используют при ее изъяснении ряд традиционных методов экзегезы Священного Писания. Среди них: 1) буквально-исторический, 2) аллегорически-нравственный и 3) типологический (преобразовательный). Буквально-исторический и типологический методы принято по преимуществу связывать с Антиохийской богословской школой, в то время как аллегорическинравственный – с Александрийской. Если буквальное толкование стремится обнаружить в Священном Писании его реальный исторический смысл, в то же время делая из него и важные морально-нравственные выводы, то аллегория пытается (зачастую за счет принижения значения истории) найти в библейском тексте глубинные иносказания, скрытые символические значения. Кроме того, антиохийские экзегеты достаточно активно пользуются при истолковании библейского текста и типологическим методом. Однако и многие лучшие древние экзегеты Александрийской традиции также весьма часто, подобно антиохийцам, прибегают к типологии. Типологическое толкование является некоей «золотой серединой», примиряющей крайности первых двух указанных методов (буквально-исторического и аллегорически-нравственного). Ведь типология, отыскивая в фактах ветхозаветной истории духовные прообразы новозаветной реальности, не отказывается при этом и от принципа историчности, но обнаруживает именно в реальных библейских событиях их сокрытые пророческие смыслы. В соответствии с этим третьим методом весь Ветхий Завет рассматривается святоотеческой традицией как единое, целостное пророчество о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Африканские провинции были житницей Рима, и поэтому Карфаген процветал во всех отношениях. Там был свой сенат, свой капитолий и почти самостоятельное управление. Карфаген был также известен на всю Империю своими риторами, поэтами, учеными, особо славился он юридической школой. Этот, по выражению Ювенала, «рассадник адвокатов» поставлял своих питомцев в Рим и другие города Империи. В Афинах в тот период функционировали важнейшие философские школы: Платоновская Академия и основанный Аристотелем Ликей. Философия процветала и в Риме, Александрии и некоторых других центрах Империи. Мыслители того времени активно развивали идеи стоиков, киников, эпикурейцев, скептиков. Возникли неопифагорейство и неоплатонизм. Последний сыграл важную роль в духовной жизни Средневековья и Возрождения, активно питал христианство и ислам и дожил в ряде философских направлений до XX в. В эпоху поздней античности творили такие известные философы, как Филон Александрийский, стоики Луций Анней Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий (римский император), пропагандист кинизма Дион Хрисостом, главный представитель позднего скептицизма Секст Эмпирик, неопифагореец Аполлоний Тианский, неоплатоники Плотин, Порфирий, Ямвлих, раннехристианские мыслители Климент Александрийский, Ириней Лионский, Тертуллиан, Ориген, Киприан, Арнобий, Лактанций. В области гуманитарных наук и искусства поздняя античность дала миру писателя, философа-моралиста и историка Плутарха, сатириков Лукиана из Самосаты и Юния Ювенала, крупнейшего поэта «золотого века» римской литературы Овидия и писателя Апулея, историков Иосифа Флавия, Корнелия Тацита, Аппиана, Кассия Диона, баснописца Федра, автора трактата «О возвышенном» и прославившегося своими «Жизнеописаниями двенадцати цезарей» Светония. В этот период были созданы знаменитые трактаты Филостратов (Старшего и Младшего) «О картинах» и «Описание статуй» Калистрата, положившие начало европейскому искусствознанию. В 20-е гг. н. э. появился капитальный труд по географии Страбона, а во 2-й пол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

26 Пока число отшельников было незначительно, недостаточная подготовка некоторых из них к уединенной созерцательной жизни мало бросалась в глаза; но в конце III-ro и в начале IV-ro веков, когда в христианском обществе возникло необычайное стремление к пустынному подвижничеству, и когда всему миру известны стали высокие его образцы, прославившиеся в Египте, начинают появляться попытки к устранению неустройств внутренней жизни отшельничества. Разбросанные в пустыне одиночники соединяются в общества и, под руководством опытного подвижника, упражняются в избранном роде жизни. Такие общества не были пока формальными монастырями, но составляли прямой переход к ним. Аскитирия, настоятельницей которой была преп. Сосанна, настолько приближалась, по своему устройству, к монастырям, что арх. Антонин, рассмотрев житие этой святой, пришел к тому выводу, что около 275 г. не только в пустынях египетской и иорданской, но и в самом Иерусалиме уже процветало правильно организованное жительство с уставом, братством, игуменом, с монастырскими стенами, с монашеским образом. . 27 Родиной преп. Илариона (род. 291 г.) было селение Фавафа, лежавшее в пяти милях к югу от палестинского города Газы, вблизи потока, который впадал в море. 29 Население Газы и её окрестностей состояло по преимуществу из язычников; язычниками были и родители преп. Илариона, о которых блаж. Иероним говорит, что они предавались идолослужению и что в лице Илариона как бы роза расцвела от терния. 30 О первых годах жизни Илариона его биограф ничего не говорит; можно, однако, предположить, что первоначальное образование он получил в газских языческих школах. Благодаря частым торговым сношениям Газы с Египтом, жителям первой было известно высокое состояние просвещения в александрийских школах. Некоторые из александрийских грамматиков пользовались большой известностью на востоке; под их руководством изучались гуманные и богословские науки. Во главе знаменитой катехизаторской александрийской школы, бывшей в III-м в. высшей школой церковного богословия, находился Ахилла или Архелай, которому Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полизел, отец Пифодора IX 54 Поликрат Самосский (VI в.), прославленный тиранн Самоса, известна легенда о перстне Поликрата II 2; VIII 3 Поликрат (ок. 400–370), афинский ритор и оратор, прославившийся подложной речью против Сократа, которая долгое время считалась подлинной речью обвинителя Анита II 38, 39 Поликрит Мендейский, врач при дворе Артаксеркса, историк-парадоксограф. См. Ук. ист. Поликсен, софист, современник и противник Платона, находившийся вместе с последним при дворе Дионисия II II 76 Полимнаст Флиунтский, один из самых ревностных древних пифагорейцев VIII 46 Полистрат, эпикуреец, принявший школу от Гермарха, полемизировал с киниками X 25 Полиэн, математик, оставивший свои занятия после знакомства с Эпикуром, один из старейших учеников и друзей последнего II 105; X 18, 19 Поллид, спартанский флотоводец, воевавший против Афин; возвращаясь от Дионисия, продал Платона в рабство на Эгину III 19, 20 Помнил, философ-раб Феофраста V 36, 54, 55 Посидипп (III в.), видный поэт новой комедии VII 27, ср. Ук. ист. Посидоний, отпущенник Ликона V 73 Посидоний Александрийский (II в.), ученик Зенона Китийского VII 38 Посидоний из Апамеи (135–50), стоический философ, математик, астроном, историк, преемник Эратосфена в руководстве школой VII 41; X 4; ср. Ук. ист. Потамон Александрийский, жил во времена Августа и Тиберия, основал школу эклектиков I 21, ср. Ук. ист. Потона, или Периктиона, мать Платона III 1 Потона, сестра Платона и мать Спевсиппа III 4; IV 1 Праксиад, отец Анаксимандра Милетского II 1 Пракситель, знаменитый афинский скульптор сер. IV в. V 52 Праксифан Родосский, ученик Феофраста, перенесший свою деятельность по его смерти на Родос, за свои филологические интересы прозван первым грамматиком III 109, ср. Ук. ист. Праксифан, предполагаемый учитель Эпикура, вероятно идентичный Навсифану; часто смешивается с перипатетиком Праксифаном, X 13 Праил (ок. 320–230), ученик, но не последователь Тимона Флиунтского IX 115 Прокл (нач. VI в.), тиранн Эпидавра, отец Мелиссы, жены Периандра I 94, 99

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Мы не очень много знаем об обрядах христианского посвящения в Египте в первые три века. Но то немногое, что мы знаем, позволяет увидеть близкие литургические и богословские аналогии с ранней сирийской традицией, как она описана в авторитетных исследованиях Габриэлы Винклер 264 , Себастьяна Брока 265 и др. Источниками для нас в данном случае являются сочинения Климента Александрийского (ок. 150–215) и Оригена Александрийского (ок. 185–253). К сожалению, они не оставили нам полного описания ни предкрещального оглашения, ни особенностей самого обряда, а потому нам следует быть осторожными в выводах. Климент Александрийский Климент Александрийский , афинянин по рождению (ок. 150), около 190 года стал преемником своего учителя Пантена, родившегося на Сицилии, – первого известного главы знаменитой богословской школы в Александрии. Хотя эту школу иногда называют «катехизической школой» (или огласительным училищем) и хотя среди ее учащихся вполне могли быть некрещеные катехумены, школа эта была скорее философской и богословской академией, чем учреждением для предкрещальной, или катехизической, подготовки. Но сам Климент, конечно, уже был христианином, когда он прибыл в Александрию, чтобы учиться у Пантена. В то же время в одном из сочинений Климента, возможно, содержатся указания на то, что в то время в Египте существовало довольно продолжительное предкрещальное оглашение. Так, он пишет в «Строматах» (II 18): ...земледельцы пользовались предписаниями закона в таких случаях. Там говорится, например, что в течение первых трех лет надлежит весьма заботливо ухаживать за вновь посаженными деревьями: ненужные ростки должны обрезаться, чтобы деревья не упали под лишней тяжестью и не ослабли из-за недостатка питания. Затем следует рыхлить и окапывать землю вокруг этих молодых растений, чтобы сорняки и паразиты не помешали их росту. Не дозволяется также снимать с молодых деревьев незрелые плоды. Лишь три года спустя, когда дерево полностью вырастет, предписано принести начатки плодов Богу. Эти земледельческие предписания могут служить аналогией обучения, показывая, что ростки грехов и сорные травы мысли, растущие вместе с молодым плодом, надо вырывать и искоренять до тех пор, пока зерно нашей веры не достигнет развития и полной силы. Только к четвертому году (поскольку новичку нужно время для катехизации) Богу посвящаются четыре добродетели, из которых третья уже соединена с четвертой, с Господом 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Мы, как православные христиане, знаем довольно много. Если бы даже из всего православного вероучения мы знали только один Символ веры  и притом плохо его понимали и не могли его объяснить, то этого уже было бы для нас достаточно в деле спасения. Это минимальные догматические познания, необходимые для всякого христианина. Приведу такой пример. В первые века христианства некий мученик, чрезвычайно простой, малообразованный, боялся, что во время допроса его собьют с толку и он запутается, не сможет правильно ответить. В темнице, где он находился, был священник, у которого он и спросил: «Как мне себя вести? Я боюсь, что меня запутают на допросе». Тот ему ответил: «Ты на все вопросы отвечай только одно: „Я – христианин“ и больше ничего не говори». И вот начался допрос. Обычно сначала человека просто расспрашивали, все делалось формально, по правилам. А затем, если он отказывался поклониться римским богам, это воспринималось как нелояльность к Римскому государству, и тогда применялись пытки: человека заставляли отречься от Христа. На все вопросы этот мученик отвечал: «Я – христианин». Потом, когда начались пытки с требованиями отречься от веры, он также отвечал: «Я – христианин». Так он исполнил свой христианский долг и пострадал за Христа. И это, конечно, лучше, чем все понимать, но не иметь благодати, не иметь твердости, чтобы исповедовать Христа перед гонителями. Приведу другой, противоположный пример. Всем известен выдающийся, гениальный мыслитель древности Ориген . Во многом он уклонился от православного вероучения, но в то же самое время был учителем многих святых отцов, которые отзывались о нем с похвалой, помня то доброе, что они от него получили. Он руководил Александрийской огласительной школой. Это было самое знаменитое философское учебное заведение именно христианского направления. Языческое образование в то время было на весьма высоком уровне, а христианское как нечто самостоятельное стало только появляться. Ориген проделал огромную работу по сбору и сопоставлению различных переводов Библии и издал так называемые «Гекзаплы» – синоптическое издание Ветхого Завета. Это был необыкновенно гениальный человек. Но он явился родоначальником многих ересей и впоследствии был осужден сначала Поместным собором Александрийской Церкви (еще при жизни), а потом – V Вселенским собором. Помимо всего этого существует мнение, что он отрекся от Христа. Интересно, что Ориген с юности мечтал пострадать за веру, его отец умер как мученик. Когда возобновились гонения на христиан (Ориген жил в ту эпоху, когда христианство еще окончательно не восторжествовало), то его схватили и он под пытками отрекся от Христа 27 . Так что же лучше: быть таким мудрым, как Ориген , но не устоять и отпасть от Христа или таким простым, как тот мученик, который не умел ничего сказать, кроме как «я – христианин»? Конечно же, все прекрасно понимают, что лучше быть простым и твердым в вере, как этот необразованный мученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Сказанного, кажется, довольно для того, чтобы утверждать, что воззрения александрийцев и антиохийцев не вполне совпадали одни с другими: в их богословствовании замечается предел, за который одни смело переходили, находя не позволительным останавливаться пред ним, а другие доходили до этого предела и считали неуместным, опрометчивым идти дальше. Со времен Феодора Мопсуетского и до конца последнего периода в истории антиохийской школы можно было бы найти в ней и еще больше разницы в воззрениях, по сравнению со школой александрийской, но мы не пойдем так далеко, тем более, что сам о. Иванцов, кажется, признает существование различия в воззрениях у антиохийцев и александрийцев позднейшего времени, эпохи христологических споров (стр. 40). Итак, мы видели, как определяет о. Иванцов общий характер школалександрийской и антиохийской, познакомились с его взглядами на сходство и различие этих двух направлений, на то, в чем выражалось это различие, и как далеко заходило, – все это мы обозрели и, по возможности, оценили, но на этом еще речь не кончается о школах у о. Иванцова. Он задается еще вопросом, преимущественно теоретического свойства: какие достоинства и недостатки имела каждая из двух школ? Какая из них более послужила прогрессу (это слово критика) христианского богословия? Вопросы, чисто русские. Сколько знаем, в более опытной и солидной литературе западной, таких вопросов себе не предлагают ученые. И это очень понятно. Ведь, это то же, что рассуждать: о наилучшем времени года, о счастливейшем возрасте жизни человеческой и т. д. В сущности, рассуждения о. Иванцова сводятся к разрешению дилеммы: что лучше – синтез или анализ в науке?! Неудивительно, если рассуждения о. Иванцова выходят, довольно, курьезны и, как часто случается с ним, неопределенны, шатки и противоречивы. Сначала критик указывает, что и то, и другое направление богословствования отличалось достоинствами, но имело и свои недостатки, он рассуждает: «тот и другой методы (какие – это сейчас уяснится) могли приносить свою пользу развитию христианского богословия, ибо христианские истины требуют и того, и другого метода разъяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В сравнении с ним свидетельство Филиппа Сидета имеет все преимущества исторического источника. Филипп, – пусть он даже не точен в хронологии, – в своем перечне катехетов не называет ни одного (умолчим пока об Афинагоре), о котором бы прямо могли сказать, что он не был катехетом. Следовательно, здесь он прав. Почему же считают ложным его сообщение о том, что и Афинагор был в числе этих катехетов и притом первым из них? Оно было бы ложным лишь тогда, когда прямо противоречило бы Евсевию или Иерониму. Но ни тот, ни другой из этих историков нигде не сказал, что Афинагор не был начальником школы прежде Пантена. С другой стороны, они и Пантена нигде не называют первым начальником школы. Евсевий (Η. Е. V, 10) просто говорит: „в то время (в царствование имп. Коммода) в Александрии обучением верующих заведывал (γετο) весьма знаменитый ученостию муж, по имени Пантен». Слово γετο отнюдь нельзя переводить словами „первый заведывал», потому что тоже самое слово Фотий употребляет, например, о Пиерии, который был далеко не первым начальником; и Филипп Сидет, говоря об Афинагоре, употребляет не просто γετο, но πρτος γετο. Если, таким образом, Ф. Сидет не противоречит ни Евсевию, ни Иерониму, то непонятно, говорит Герике, зачем нам стараться всеми силами отвергать его свидетельство. Свой общий вывод из всех вышеизложенных рассуждений Герике формулирует так: „может быть (но не более, как может быть), прежде Пантена александрийской школой управлял Афинагор» 19 ). Герике, как видим, очень осторожен в своем выводе. Но это не мешает ему во второй части своего историко-догматического сочинения рассматривать учение Афинагора, как учение одного из катехетов александрийской школы. А главное, и многие другие историки, основываясь вероятно на его авторитете, признают, как мы видели, вопрос о катехуменатстве Афинагора решенным в положительном смысле. Это обстоятельство побуждает нас сделать критическую оценку доводов Dodwell«a и Герике в пользу свидетельства Филиппа Сидета. Повторяем, что кроме них никто, кажется, серьезно не занимался этим свидетельством.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Цель и задачи спецкурса «Александрийская школа» – понятие, включающее в себя как историю развития первого христианского университета (высшей школы эллинского типа), так и своеобразное направление, объединившее несколько самостоятельных течений философии поздней Античности 1 , и даже целую эпоху в истории европейской цивилизации, которую многие исследователи называют «александрийским периодом» 2 . Значение этого феномена для развития ключевых философских и богословских идей, во многом определивших облик традиционной европейской культуры и общества, еще ожидает своей достойной и объективной оценки. Некогда слава ведущих мыслителей Александрийской школы распространялась далеко за пределы эллинистического Египта; их идеи были результатом глубоких научных обобщений и предметом непримиримых разногласий. Позднее их имена были почти забыты в истории философии, однако следы напряженного умственного труда запечатлелись в ее глубинных пластах. В современную эпоху, которую объединяет с александрийским периодом основная культурная предпосылка – признание множественности смыслов текста, – опыт преодоления синкретистской дезориентации в области духовных ценностей, пройденный Александрийской школой, не только должен быть изучен, но и может оказаться востребованным. Основной скрепой человеческого общества является слово. Поэтому фундамент любой культуры представляют собой тексты, устные или письменные. Поднявшаяся на уровень саморефлексии, культура создает определенные правила толкования этих текстов: известно, например, что идеи, которые разрабатывались философами Древней Индии, возникли в комментариях к Ведам, которые составлялись мудрецами для прояснения «темных» мест. Аналогично и в греческой культуре толковали изречения пифий, поэтов, а в еврейской – пророков. «Гомер был для греков тем, чем для иудеев – Ветхий Завет . И Гомера использовали своеобразно, толкуя, как и Ветхий Завет, аллегорически. Аналогия здесь бесспорна» 3 . Когда методы толкования были приведены в единую, несамопротиворечивую систему, возникла герменевтика – наука об интерпретации текста.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

При всех различиях в методологии толкования библейских текстов и систем богословских интерпретаций общим для александрийской и антиохийской традиций было обращение к эллинскому истоку — древнегреческой диалектике, риторике, логике. Христианская догматика вырабатывалась в контексте древнегреческого интеллектуализма. Александрия и Антиохия, таким образом, представляют не только древнейшие христианские кафедры, но и крупнейшие богословские центры христианской учености и образованности. История христианства на Востоке знает огромное количество имен святых, многие из которых были не просто «людьми из народа», а представителями христианской интеллигенции — богословами и филологами высочайшего уровня. Конечно, интенсивную интеллектуальную жизнь в этих региональных богословских центрах вряд ли можно сравнить со спокойным и размеренным существованием академической теологии в позднейшей религиозной культуре Европы. Восточное богословие часто выходило за рамки канонической нормативности, которые к тому же еще и не успели окончательно сложиться. Интеллектуальное бурление и богословские споры приводили к появлению апостасийных и еретических концепций. Однако же без подобного рода заблуждений не было возможностей для образования кристально чистого православного вероучения в период Вселенских Соборов и в более позднюю византийскую эпоху. В этом плане ересеучения своим отпадением от истины и доктринальными противоречиями косвенным образом служили становлению христианской догматики в целом. Пожалуй, наиболее древней фундаментальной школой богословия была Александрийская богословская школа, которую вполне можно сравнить по своему значению для современников с классическим университетом в сегодняшние дни. Здесь еще с дохристианских времен существовали образовательные традиции, известные и прославленные во всем античном мире. Именно в Александрии создавался знаменитый греческий перевод Библии — Септуагинта («Перевод Семидесяти»). Так или иначе, наряду с переводческими традициями Александрия славилась своей филологической ученостью, поскольку именно здесь существовала и древнейшая во всем мире знаменитая Александрийская библиотека. Таким образом, Александрия была крупнейшим историческим центром эллинистической образованности и культуры.

http://bogoslov.ru/article/5297797

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010