Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Афанасий Сяндемский. Литография П.Ф. Бореля. XIX в. Афанасий Сяндемский [Сямженский] (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в субботу между 31 окт., 6 нояб.- в Соборе Карельских святых и 7 авг.- в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Сяндемской в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь О жизни преподобного известно из сказаний, собранных Е. В. Барсовым и игум. Дамаскином (Кононовым) в монастырских архивах Олонецкого края. Существовала древняя традиция отождествлять А. С. с Афанасием, учеником и сотаинником прп. Александра Свирского , присутствовавшим при явлении прп. Александру Пресв. Богородицы, к-рое случилось за неск. лет до преставления прп. Александра ( 1533). Прп. Александр рассказал о чуде Иродиону (Кочневу), позднее составившему житие преподобного, будто бы со слов своего ученика Афанасия (РГБ. Унд. 1253. Л. 183об.-186). Барсов и архим. Никодим (Кононов) предполагали, что А. С. был одним из наиболее юных учеников прп. Александра и пришел к нему в Александров Свирский мон-рь приблизительно в кон. 20-х гг. XVI в. Церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сяндемской пуст. Литография П. Ф. Бореля1855 г. Церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сяндемской пуст. Литография П. Ф. Бореля1855 г. Кто были родители А. С., неизвестно. В XIX в. в Сяндемской пуст. хранился древний монастырский синодик, в к-рый был вписан род «игумена Афанасия, начальника Сяндемския пустыни», в числе первых в нем упомянуты имена Алексия, Иоанна, монахини Анны, Агафии ( Дамаскин. С. 21-22). Согласно преданию, после преставления прп. Александра Свирского А. С. ушел в Валаамский мон-рь , где начинал свой монашеский подвиг прп. Александр Свирский. Пробыв здесь нек-рое время, он вернулся на олонецкий берег Ладожского оз. В 30 верстах от г. Олонца на перешейке между Сяндемским и Рощинским озерами А. С. основал Сяндемскую пуст., впервые упоминаемую в тарханной грамоте Новгородского архиеп.

http://pravenc.ru/text/77032.html

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 2. Александрийский Патриархат 2.1. Краткий исторический очерк 2.1.1. История основания Александрийской Церкви и первые века ее существования Александрия была основана как портовый город в 332–331 г.г. до Р.Х. Александром Македонским на западной оконечности дельты реки Нила в Египте. Как резиденция династии Птолемеев она стала средоточием эллинистической науки и культуры. Именно здесь был совершен первый перевод Библейских книг с еврейского на греческий, который носит название Септуагинты – перевода Семидесяти Толковников. Этот перевод способствовал распространению христианства в античном мире, и именно он лег в основу славянских переводов Библии . Наиболее авторитетная традиция приписывает основание Александрийской Церкви св. апостолу Марку. Это могло произойти в 39–40 г.г. Он благовествовал в Египте, Фиваиде и Пентаполе, основал много церквей в Александрии и мученически завершил там свой земной путь по одним сведениям в 62 г., по другим – в 68 г. Его тело было погребено в церкви Букола. В этой церкви впоследствии у гроба апостола обретали упокоение его преемники по Александрийской кафедре. Это место привлекало к себе множество паломников. В 828 г. венецианские купцы тайно изъяли мощи апостола и перевезли их в Венецию. Первоначально юрисдикция Александрийской Церкви распространялась на Египет и часть Северной Африки, входившей в Римскую империю. В первые века христианства православные в Египте претерпели гонения от римских императоров. В 202 г. император Септимий Север посетил Палестину, после чего стал гнать христиан. Следующий император Деций также преследовал христиан. Другой император, Валериан, сначала благосклонно относился к христианам, но в последние годы своего правления (257–260 г.г.) стал их преследователем. Но его сын Галлиен в 260 г. прекратил гонения. Но уже при императоре Диоклетиане в 303–304 г.г. Православной Церкви вновь пришлось пережить гонение. Во II–III в.в. Александрийская Церковь знала немало мучеников и исповедников за веру Христову, претерпевавших страдания от язычников и местных властей. Среди них – пострадавший в 311 г. предстоятель Церкви святой епископ Петр. И только после того, как император Константин Великий (306–337) издал указ о прекращении гонений на христиан, а в 313 г. был утвержден Миланский эдикт, дающий право исповедовать религию по собственному выбору, Александрийская Церковь обрела мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Chadwick; Шмеман, Исторический путь; Болотов; Quasten. 1. Преемником Климента в катехетической школе стал Ориген (184-254), роль которого в истории христианства трудно переоценить. Его по праву называют основателем христианского богословия. По своим интеллектуальным данным и по объему проделанной им работы он был на голову выше всех раннехристианских мыслителей. Ориген был великим христианским философом, впервые предпринявшим серьезную попытку систематического объяснения христианства в категориях эллинской мысли. Он считал, что Церковь, утратившая контакт с людьми, спасение которых есть ее миссия, отказывается от своей кафоличности, превращается в секту. Попытку сформулировать христианство в категориях, привычных для греческой аудитории, до Оригена сделал Климент Александрийский, учение которого сильно окрашено склонностью к гностицизму. Вообще любое переложение целостной системы взглядов на чуждый ей язык всегда чревато опасностью утраты или искажения ее смысла. Признавая в Оригене одного из величайших богословов всех времен, повлиявшего на все дальнейшее развитие христианской мысли, нужно признать, что на этом поприще он преуспел не вполне - его учение во многом отклонилось от основного смысла христианского откровения. Кроме того, в более поздние времена «оригенизм» дал начало многим другим разнообразным течениям, несовместимым с православием. Но тем не менее невозможно отрицать величие личности Оригена - и как замечательного христианского мыслителя, и просто как привлекательного человека. Хотя Ориген ни разу не упомянул Климента в своих писаниях, он, несомненно, был его внимательным читателем и во многих отношениях продолжил его работу. Один из ранних его трудов также называется «Строматы». Несколько сохранившихся отрывков из этой книги показывают, что она была по форме и замыслу близка к одноименному труду Климента: Ориген также попытался дать толкование христианской мысли на платоновском языке и также перемешивал философские дискуссии с толкованием трудных мест Библии (например, он считает, что ссора между свв. Петром и Павлом в Антиохии была лишь спектаклем, разыгранным для поучения ранних христиан).

http://sedmitza.ru/lib/text/434700/

XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Chadwick; Мейендорф, Введение; Болотов; Шмеман, Исторический путь; Quasten. 1. Александрия была вторым по величине городом Римской империи. Она была основана в 331 г. до Р.Х. Александром Македонским. Это был громадный космополитический город, столица Египта, житницы Рима. Александрия была центром блестящей интеллектуальной жизни. Можно сказать, что она была родиной эллинизма - культурного явления, возникшего в результате завоеваний Александра Македонского. Город, лежащий на стыке двух континентов, всегда характеризовался смешением множества цивилизаций. На него наложили свои отпечатки и древнеегипетское наследие, и ближневосточные общества, и греческая культура, и римская государственность. Все это дало начало новой цивилизации, впитавшей в себя самые разнородные элементы. В самом городе говорили по-гречески, в сельских местностях - на коптском языке, который произошел от древнеегипетского. При Птоломеях была открыта знаменитая школа-университет, названная Музеем (от греческого Мусион, храм муз - покровительниц наук и искусства), где преподавали все известные тогда науки. Музей и основанная при нем библиотека стали самым уважаемым во всем античном мире научным центром. Иудаизм также издавна существовал в Александрии. Впервые евреи пришли в Египет во времена Иосифа, и с тех пор там не прекращали существования иудейские общины. Конечно, иудеи селились в Египте и в более поздние времена. Вспомним, что в Александрии была создана Септуагинта и что именно там жил Филон Александрийский. Христианство, очевидно, пришло в Египет еще в первом веке, хотя у нас нет почти никаких сведений о нем до второй половины II в. Распространялось оно там чрезвычайно быстро: к IV в. почти все население Египта стало христианским. По всей видимости, происхождение египетской Церкви не было непосредственно связано с проповедью апостолов: предание о проповеди в Александрии апостола Марка впервые упоминается Климентом Александрийским. Конечно, египтяне хорошо помнили, что в их стране побывало Святое Семейство, и пункты его пребывания там стали центрами паломничества. Но на Востоке было достаточно много и более знаменитых святых мест.

http://sedmitza.ru/lib/text/434697/

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность Николай Сомин   00:08 05.01.2011 1220 Время на чтение 51 минут 1. «Кто из богатых спасется?» Когда православные богословы хотят указать на святоотеческие источники учения Церкви о богатстве, бедности, собственности и милостыне, то прежде всего они говорят о сочинении учителя Церкви III в. Климента Александрийского «Кто из богатых спасется?» (мы будем ссылаться на издание/1/, текст которого является переложением в современную орфографию перевода Н. Корсунского 1888г.). Действительно, это небольшое творение, упоминаемое уже Евсевием Кесарийским/8:98/, приобрело исключительную популярность и зачастую рассматривается в православной традиции как нормативный церковный взгляд на вопрос. По форме это сочинение является развернутым толкованием на известный евангельский эпизод с богатым юношей (Мф.19,16-30; Мк.10,17-31;Лк.18,18-30). Климент (которого из уважения часто называют «святителем», хотя он, по-видимому, никогда не был канонизирован/2:198/) утверждает, что слова Христа богатому юноше «все, что имеешь, продай и раздай нищим» (Лк.18,22) понимать буквально нельзя: Христос имел в виду не внешний отказ от имения, а внутреннее отвержение той власти, которую имеет богатство над людьми. Климент пишет:

http://ruskline.ru/analitika/2011/01/05/...

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf Содержание Предисловие Предисловие ко второму изданию I. Предмет истории Церкви II. Понятие об исторических источниках III. Две родины Церкви I. Начало Церкви II. Мужи апостольские. Церковное устройство III. Гонения V. Апологеты VI. Гностицизм VII. Священномученик Ириней Лионский VIII. Судьба иудаизма IX. Рост Церкви X. Распространение христианства XI. Монтанизм XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы XIII. Тертуллиан XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли XVII. Великое гонение Диоклетиана и Галерия I. Император Константин и христианство II. Первый Вселенский Собор в Никее III. Арианские споры после Никейского Собора (1) IV. Юлиан Отступник V. Арианские споры после Никейского Собора (2) VI. После II Вселенского Собора VII. Христианство и Рим VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним IX. Свт. Иоанн Златоуст X. Блаженный Августин XI. Послание апостола Павла к Римлянам, 5в понимании св. Иоанна Златоуста и блж. Августина XII. Третий Вселенский Собор XIII. Разбойничий собор XIV. Халкидонский Собор XV. Церковь и общество после обращения Константина XVI. Церковь: устройство и богослужение XVII. Распространение христианства на Востоке XVIII. Распространение христианства на Западе XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства XX. Монофизитские споры после Халкидонского Собора XXI. Эпоха императора Юстиниана XXII. Христианский Восток после Юстиниана XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства» XXIV. Император Ираклий. Персидские войны и зарождение ислама XXV. Моноэнергизм и монофелизм. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор XXVI. Юстиниан II и Пято-Шестой (Трулльский) Собор XXVII. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Верховным имамом шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом 12 апреля 2010 г. 17:59 12 апреля 2010 года в Каире состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Верховным имамом шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом. Во встрече приняли участие Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II , члены официальной делегации Московского Патриархата: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий и другие. Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал А. Ат-Таиба и поздравил его с избранием на должность шейха университета «Аль-Азхар». Обращаясь к собеседнику, Его Святейшество, в частности, сказал: «Я наношу официальный визит Блаженнейшему Патриарху Феодору, он возглавляет Александрийский Патриархат . Я недавно был избран Патриархом Московским и всея Руси, и у нас есть такой обычай: после избрания Патриарха наносить визиты своим собратьям — Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Патриархат Александрии — один из старейших Патриархатов, поэтому я и прибыл в гости к Патриарху Феодору. Я также очень рад нашей с Вами встрече. Мы в Русской Церкви хорошо знаем значение университета Аль-Азхар, знаем, что здесь очень сильная богословская школа. Я давно хотел побывать здесь и очень радуюсь в связи с возможностью сделать это. Мне хотелось бы обсудить сегодня несколько важных вопросов, в первую очередь касающихся роли религии в современном глобализирующемся мире. На мой взгляд, мы живем в эпоху, когда во многом решается будущее человечества, и оно будет зависеть от того, какое место в человеческом обществе будет занимать религия. Потому что если та огромная власть, которую человек имеет над природой, над миром, отделена от веры и нравственности, то это ставит будущее под большую угрозу. И это наша общая тревога — христиан и мусульман, всех, кто верит в Единого Бога, кто признает существование объективного понятия добра и зла, это общая тревога всех людей, которые признают такое понятие, как грех. Сегодня род человеческий делится на тех, кто признает наличие греха, и тех, кто вообще не знает этого понятия. Мы как верующие люди знаем, что такое добро, а что такое зло. Мы знаем, что такое Божий нравственный закон. Мы знаем, что отступление от этого нравственного закона является грехом.

http://patriarchia.ru/db/text/1136663.ht...

Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Василий Великий , Григорий Богослов Том 1 Том 2 Том 3 Содержание От составителя Общая библиография Святитель Афанасий Александрийский Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, оригинальный текст Слово o воплощении Бога-слова и o пришествии его к нам во плоти Окружное послание. Поместным сослужителям, возлюбленным господам К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание 1 Пасхальные послания Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь Творения Библиография. Творения, оригинальный текст Слова тайноводственные Святитель Василий Великий Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, русский перевод Святитель Григорий Богослов Жизнь Творения. Слова на догматические темы Библиография. Творения, оригинальный текст Слово 11. Говоренное брату Василия Великого, святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову, по рукоположении его в епископы Слово 18. Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное Слово 28. О богословии второе Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе Слово 40. На святое Крещение Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской Слово 44. На неделю новую, на весну и на память мученика Маманта Слово 45. На Святую Пасху Песнопения таинственные. 1. О началах Стихотворения. Стихи о самом себе, в которых св. Богослов скрытным образом поощряет и нас к жизни во Христе Послание к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое Послание к Кледонию против Аполлинария – второе Послание к Нектарию, епископу Константинопольскому     Настоящее издание осуществляется в рамках реализации программы Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, созданного Отделом Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Введение Знаменное пение на Руси повсеместно звучало с начала принятия Христианства до конца XVII века. В середине XVII века в певческом искусстве определилась тенденция к упрощению напевов. В XVIII веке в Богослужение было введено европейское партесное пение. Партесное пение вызывает у верующего чувство эстетического наслаждения, мирской радости. С точки зрения теории музыки подобные переживания вызываются вследствие использования простоты ритма, ладовых тяготений, хроматических тонов, характерных для этой музыкальной системы. Еще на заре Христианства Святой Климент Александрийский призывал изгнать из церковного пения хроматические мелодии, используемые в светской музыке. Сопоставляя нравственную сущность Христианства с характером грекоязыческой светской музыки, пришел к выводу, что она несовместима с духом Христианства и решительно отрицал ее в Богослужебном обиходе. «К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов. Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная... Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомудрием, мелодии же разнеживающие и расслабляющие душу не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположений». (Климент Александрийский. Педагог, II, 4). Мысли Святого Климента разделяли Святые Киприан, Епископ Карфагенский (III в.), Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский ( 407г.), и Блаженный Иероним Стридонский ( 420г.). Отцы Русской Православной Церкви высказывались о знаменном роспеве, как о явлении высокой духовной ценности. Преподобный Варсонофий Оптинский о европейской музыке говорил, что она «отвлекает мысль и внимание человека от слов и обращает их к музыке, и потому мешает молитве. Душа молчит. Слышны только сладкие звуки, без смысла, без содержания». Не допускавший влияния светской и языческой музыки, знаменный роспев был устроен таким образом, что ни одна деталь песнопения не должна была обратить на себя внимание, привести в волнение чувственную природу человека. Он основан на гамме, сложенной из соединенных тетрахордов. Последний звук низшего тетрахорда является первым для следующего высшего. Тетрахорд имеет строение: тон-тон-полутон. Роспев записывался с помощью специальных безлинейных знаков, крюков. Мелодизм знаменного роспева – результат интонационно-ритмического отбора, в результате которого были отстранены песенная периодичность, танцевальная упругость, маршевая поступательность. Звукоряд диатоничен, поэтому роспев строг, величествен и бесстрастен. В знаменном роспеве отсутствует понятие тональности, нет ярко выраженных ладовых тяготений. Он имеет богатейший фонд мелодий-попевок, связь и последовательность которых подчиняется определенным правилам. В музыкальном строении он имеет наиболее богатое содержание и совершенное выражение теории осмогласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Война как обыденность Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: Прощание с Александрийским  Патриархом. – Поминальная молитва. – Держаться корней. – Ответ за Беслан – за нами. – Спасать, а не обустраивать. – Исламский фактор. – Комплексующие задворки Европы. – Переговоры в Мюнхене. – Болезни православной журналистики. – Какая секта самая опасная? – «Сменить бренд» Соловков. – Пастырь Внутренних войск. На прошлой неделе отечественные СМИ, как церковные, так и светские, много писали о гибели Патриарха Александрийского Петра VII. Напомним, 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, в результате катастрофы вертолета над Эгейским морем погиб Предстоятель православных христиан Африки, Папа и Патриарх Александрийский Петр VII. Вместе с ним погибли еще 16 человек. «Военный вертолет «Чинук», принадлежавший министерству обороны Греции, поднялся в воздух с авиабазы Мегара 11 сентября в 10 часов 35 минут и взял курс на Афон… По сообщению греческого оборонного ведомства, через двадцать минут после взлета в идеальных погодных условиях вертолет исчез с экранов радаров. После того как афонские монахи, ожидавшие приезда Патриарха, обратились к властям с известием о том, что тот к ним так и не прибыл, начались поиски пропавшей машины, в которых были задействованы три военных корабля и 11 военных самолетов. Обломки вертолета и тела всех семнадцати погибших были найдены в 12 милях от святой Афонской горы в Эгейском море. Причины катастрофы пока не установлены», - пишет о случившемся автор «Газеты» Надежда Кеворкова . Далее в статье приведены фрагменты интервью, которые Патриарх Александрийский дал «Газете» во время своего последнего визита в Россию. В статье «Гибель Патриарха» в «Российской газете»  Елена Яковлева также рассказывает о подробностях катастрофы в Греции и приводит комментарий секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, священника Михаила Дудко  по поводу трагических событий в Греции. О произошедшей катастрофе сообщает сайт НТВ в репортаже «Греция прощается с Патриархом Александрийским» , РИА «Новости» в информации «Греция прощается с Патриархом Александрийским» и автор «Новых известий» Михаил Поздняев в статье «Тринадцатый Апостол» . Также в статье Михаила Поздяева подробно рассказывается о состоянии Александрийского Патриархата на сегодняшний день. 

http://pravoslavie.ru/4905.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010