—41— нас до сих пор – александрийской пасхалии представляет собою область, очень мало разработанную в науке. Это и понятно. Это – такая научная отрасль, где история церкви соприкасается с астрономией, и работы в ней требуют таких познаний, совмещение которых трудно ожидать в одной голове. Обычно историки церкви, даже самые выдающиеся, обладают только самыми элементарными сведениями в астрономии и технической хронологии, и наоборот хронологии (и из астрономов, и из филологов) мало сведущи в истории церкви. Поэтому и у Гарнака, и у Цана, и у Дюшена и у других корифеев истории древней церкви и патрологии не редкость встретить очень грубые промахи в отношении к вопросам технической хронологии, и наоборот даже у самых выдающихся хронологов встречаются ошибки церковно-исторического характера. Неудивительно поэтому, что весь XIX-й век выставил – на западе, кажется, только двух действительно компетентных хронологов-пасхалистов: Пипера и Круша. Вышедшее в 1880 году исследование Круша: «84-летний пасхальный цикл и его источники» относится собственно только к западной пасхалии, и тем не менее в течение целой четверти века оставалось последним словом науки в данной области. Высказанные Крушем гипотезы, не исключая и довольно рискованных, почти всеми принимались на веру, без всякой критики. И только в 1905 году Эдуард Швартц в исследовании: «Христианские и иудейские пасхальные таблицы» сделал первую серьезную попытку критики взглядов Круша (не везде, впрочем, основательной критики) к привлек к делу и восточные пасхалии. Но и его работа нуждается в критическом к себе отношении. Что касается в частности Анатолия лаодикийского, то я не знаю, чт написано о цикле Анатолия у знаменитого голландского пасхалиста ван-дер-Хагена в сочинении cyclis paschalibus. Этой книги я никогда не видел и сомневаюсь, имеется ли хотя один экземпляр ее в России. Только со слов Иделера я знаю, что Хаген пытался восстановить цикл Анатолия, но – каким образом – мне это неизвестно. За весь 19-й век – насколько знаю – не появилось в печати ни одного опыта реконструкции цикла Анатолия. И обычно ученые, которым приходится вести речь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«До разрушения Иерусалима Титом в 70 г. по Р. X. иудеи, по-видимому, ничего не хотели знать ни о каких лунных циклах и вставляли свой веадар без определенного периода, просто по мере надобности» (Свящ. Д.А. Лебедев. К истории времясчисления у евреев, греков и римлян. — Пгр., 1914. — С. 19.). Не раньше конца I в. по Р. X., вероятнее же, лишь во II в., иудеи стали пользоваться 8-летним циклом, который, однако, был «неточным и совершенно непригодным при юлианском календаре» (там же, с. 23). Цикл этот употреблялся еще в 20-х годах III в. и, вероятно, лишь в 3-й четверти III в. иудеями был введен 19-летний цикл, который лег в основу современного иудейского календаря, представляющего «в астрономическом отношении такое превосходное произведение, что и до настоящего времени дни иудейских месяцев замечательно близко соответствуют истинному течению луны» (Болотов В.В. Из церковной истории Египта, с. 281, примеч. 35). Сторонники более ранней практики празднования Пасхи (т. е. всецело полагавшиеся на расчеты иудеев) увещевали приверженцев независимой христианской пасхалии не вводить новшеств, хотя бы эти новшества и были направлены на устранение явных погрешностей иудейской практики. Св. Епифанию Кипрскому была известна такая рецензия «Апостольских Постановлений», в которой говорилось: «Вы не делайте вычислений (μ ψηφζετε), но совершайте праздник, когда совершают это братья ваши, сущие от обрезания; вместе с ними (μετ " αυτν) в то же время (μα) совершайте. Хотя бы они и заблуждались, но вам об этом да не будет заботы». Но возвращение к прежнему порядку зависимости от иудеев было уже, как правило, невозможным. Христианская мысль продолжала работать над выработкой принципов своей, независимой пасхалии. На этом пути не все шло легко и гладко. Тень протопасхитства легла на некоторые опыты западной христианской пасхалии. Свящ. Д.А. Лебедев склонен считать «совершенно сознательными протопасхитами» и первых христианских пасхалистов: св. Ипполита и анонима 243 года. Однако с течением времени начинает доминировать твердое убеждение, что Пасху должно праздновать только после весеннего равноденствия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Во время пребывания Юлия Цезаря в Египте царица Клеопатра представила ему знаменитого александрийского астронома и математика Созигена, которому Цезарь поручил составить календарь. Созиген был знаком не только с гелиоцентрической системой Аристарха Самосского, но и с космоцентрическими системами пифагорейцев, которые считали центром Вселенной космическое пламя – энергетический источник, не видимый с земной орбиты. Александрийские астрономы во главе с ним создали одну из самых совершенных в мире календарных систем (созданная в 46 г. до Р. Х., она подверглась незначительной коррекции в I и IV веках по Р. Х.). Созиген взял за основу календаря звездный год с учетом тропического года и создал астрономическую таблицу такой красоты и гармонии, которая могла привести в восхищение самого Пифагора. Существует мистика чисел. Школа Пифагора считала особенно значимыми в мистическом значении те числа, из которых можно извлечь корень. Платоническая традиция, имеющая много общего с пифагорейством, выделяла 1, 3 и 10 (1 – точка, внематериальное число; 3 – первое реальное число, трехгранник – атом огня и основа других многогранников – моделей атомов; 10 – полнота, плерома, заключает в себе цифры, из которых составляются все числа). В христианской символике единица и триада относятся к Божеству и Его Ипостасям, а десять означает совершенство, полноту и законченность. Представим математическую картину юлианского года в его элементарных циклах – сутках: 3 5 (243)3 4 (81)3 3 (27)3 2 (9)3 1 (3)3 (1)1 1 (1)0,5 2 (0,25)=365,25 – число дней юлианского года. Три основных цикла юлианского календаря дают нам следующую картину: первый цикл – чередование трех простых и одного високосного года (3 и 1), триада и единица – священный символ Божества. Второй цикл – совпадение чисел месяца и дней недели через 28 лет; сумма этих чисел (28) дает 10 (плерома, совершенство и законченность). Третий цикл – совпадение фаз Луны с числами месяца через 19 лет (19=10). Также плерома. Священным циклом христианизированного и воцерковленного юлианского календаря является Великий Индиктион – Пасхальный круг, это 532 года. Сумма цифр 532 опять дает плерому – 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

§14. Поскольку христианская Пасха празднуется всегда в первое воскресенье после полнолуния (т.е. после 14 нисана), даты ее должны лежать в пределах недельной седмицы от 15 до 21 нисана, так как связаны с воскресеньем. Еврейская Пасха тоже празднуется всегда после полнолуния 14 нисана, но дата ее приурочена именно к 15 нисана и ни к какому другому дню, так как она никак не связана с воскресеньем. Из этого неизбежно следует вывод: почти во всех тех случаях, когда воскресенье падает на 15 нисана, христианская Пасха неизбежно совпадет с еврейской, и, следовательно, нарушится одно из основных догматических условий этого христианского праздника. Какой же выход из этого сложного положения нашли христианские пасхалисты, когда столкновения двух Пасх становились неизбежными? Или, говоря иными словами, какой календарно-астрономический механизм был приведен ими в действие, чтобы новозаветная Пасха всегда наступала после Пасхи ветхозаветной? Этим механизмом оказался знаменитый метоно-созигеновский цикл, создание которого восходит к эпохе Юлия Цезаря. Как мы уже упоминали выше, цикл этот есть не что иное, как объединение метоновского лунного круга с юлианским календарем, выполненное с помощью так называемой «поправки Калиппа» (§7). Ввиду того что величина лунного месяца в цикле Калиппа (29 d 12 h 44 m 25 s ) превышает на 22 секунды его истинную астрономическую величину (29 d 12 h 44 m 3 s ), то в отношении Луны он дает ошибку, равную примерно одним суткам за 304 года. Это значит, что через каждые 304 года от начала цикла даты юлианского календаря будут опережать истинные фазы Луны на один день. Чтобы этого не произошло, следует каждые 304 года от начала цикла сокращать указанные даты на одни сутки, или, иными словами, сокращать возраст Луны (эпакту) на один день. Если не соблюдать данное правило, то метоно-созигеновский цикл постепенно разойдется с Луной, а следовательно, и с еврейским календарем и с датами ветхозаветной Пасхи. Но именно это расхождение и нужно было Никейским пасхалистам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Нужна некая дробь. Чем точнее дробь, тем длиннее у тебя цикл будет. И вот гармония между точностью и простотой - это юлианский календарь и александрийская Пасхалия. Идеальная гармония: короткий четырехлетний цикл високосный, 19-летний лунный цикл... - Но ведь и здесь бывают сдвиги. Даже астрономы всего мира до сих пор пользуются юлианским календарем. Он удобен. Он цикличен - Да, есть небольшие сдвиги. Раз в 300 лет уходит Луна на один день. Раз в 124 года на один день от тропических узлов уходит Солнце. Но какая это проблема? В чем пафос исправления этих погрешностей? Папа Римский писал, что невозможно праздновать Пасху не весной, а летом или осенью. Но, во-первых, Пасха на лето перейдет через несколько десятков тысяч лет. А во-вторых, уже сейчас Пасху справляют осенью на половине Земного шара - в Южном полушарии. А там много и католиков, и православных. Самое главное, что даже астрономы всего мира до сих пор пользуются юлианским календарем. Он удобен. Он цикличен. «Это не мы должны " догонять " Запад, а Запад - нас» Павел Кузенков - Почему Европа всё же перешла на григорианский календарь? - Тяжело перешла. Изначально протестантская среда приняла этот календарь как бесовский. - Но все-таки приняли? - Коммерция, коммерция!.. Ломка была. Что важнее: деньги или церковные традиции? В конечном счете Европа выбрала деньги. Мы тоже. Но мы даже и не деньги. Удивительно, Ленин воспринимается нами как антизападник, на самом деле он был ультразападник. И вообще коммунизм в России - это ультрарадикальная западная идеология. Да, она проводилась и насаждалась у нас азиатскими методами, но ее интеллектуальное ядро абсолютно западное. Это квинтэссенция гуманизма. Человекобожие, возведенное в абсолютный принцип. Это будто бы материализм, за которым стоит глубокий идеализм, основанный на вере в человека - во всемогущество человека. И совсем неслучайно большевики всё время ждали мировую революцию в Европе: в Германии, во Франции, в Англии... Им Россия была нужна лишь как база. - В России переход на новый календарь был идеологическим жестом? С ощущением нашей будто бы культурной неполноценности нужно усиленно и целенаправленно бороться - Большевики тогда прямо заявили, что культура находится там, на Западе, а мы находимся в ситуации догоняющего развития.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Третий пасхальный фестиваль открылся в Москве Москва, 15 апреля 2004 г. Событием культурной жизни России стал третий Московский пасхальный фестиваль, участники которого - звезды мирового музыкального искусства - выступят не только в столице, но и еще в девяти городах нашей страны. Торжественное открытие традиционного смотра состоялось в светлый день Пасхи в Московском международном Доме музыки (ММДМ), передает ИТАР-ТАСС. В этот вечер в Светлановском (Большом) зале ММДМ выступили симфонический оркестр Мариинского театра и всемирно известный дирижер Валерий Гергиев - он же художественный руководитель фестиваля. Прозвучала Первая ( " Классическая " ) симфония Сергея Прокофьева и Вторая симфония Сергея Рахманинова. Концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса вместе с российскими музыкантами исполнил скрипач из Греции Леонидас Кавакос, признанный одним из наиболее самобытных исполнителей среднего поколения. 12 апреля в понедельник форум переместился в Большой зал Московской консерватории. В программе фестиваля - более 70 концертов, включая выступление оркестра Мариинского театра 9 мая на Поклонной горе. В числе участников смотра - скрипачка Виктория Муллова, альтист Юрий Башмет, пианисты Владимир Фельцман и Ланг Ланг (Китай), хор и оркестр старинных инструментов " Коллегиум вокал джент " под управлением Филиппа Херрвега (Бельгия). В рамках фестиваля в столице пройдет музыкальный цикл " Дни Баха в Москве " . Программу смотра украсят выступления хоровых коллективов из разных регионов России, а также Грузии, Болгарии, Армении, Словении и Сербии. " Звонильная неделя " , начавшаяся колокольным концертом у храма Христа Спасителя, завершится здесь же 24 апреля. В течение 14 дней в исполнении лучших звонарей России можно будет услышать колокольные мелодии московского Кремля, Свято-Данилова, Рождественского и Новодевичьего монастырей. В ближайшие пятницу и воскресенье прозвучит перекличка замоскворецких и таганских колоколов. Московский пасхальный фестиваль основан весной 2002 года по инициативе правительства Москвы и с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В прошлом году смотр обрел статус федерального. 15 апреля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9488.html

—483— б) Ординарного профессора Академии по кафедре греческого языка С. И. Соболевского: «Указанное сочинение посвящено исследованию 19-летнего цикла, положенного Анатолием Лаодикийским в основу христианской пасхалии. Впрочем, этому основному исследованию автор отводит только первые 91 стр. (148–238); значительно большую часть книги (стр. 238–380) занимают разные приложения, необходимые автору для его главного исследования. Основное исследование разделяется на след. 4 главы: 1) эпоха анатолиевой еннеакедекаэтириды и 1-й год его пасхальной таблицы; 2) день весеннего равноденствия по Анатолию; 3) таблица пасхальных границ в 19-летнем цикле Анатолия; 4) в какие годы пасха по Анатолию не совпадала с александрийской? Выводы, к которым приходит автор в своем основном исследовании, он сам формулирует на стр. 237–8 в след. 7 положениях: 1) 19-летний цикл Анатолия лаодикийского не был древнейшим из христианских 19-летних циклов: ему предшествовал сирийский «лунный» круг, которого около 325 года держались протопасхиты. 2) 1-й год 19-летняго цикла Анатолия соответствует 12-му году александрийского «19-летнего» круга=9-му году сирийского «лунного» круга. 3) Пасхальная таблица Анатолия начиналась с 277 года по Р. X., не с 258-го (и не с 281-го, и не с 285-го), и едва ли обнимала 95 лет. 4) За день весеннего равноденствия Анатолий принимал 23-е φαμενθ=19-е марта (не 21-е марта, и не 22-е, и не 18-е). 5) 19-летний цикл Анатолия имел устройство аналогичное с устройством александрийского 19-летнего и сирийского лунного циклов: распадался на огдоаду и ендекаду, и емволимическими годами в нем были: 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19 годы. 6) Самая ранняя пасхальная граница у Анатолия приходилась – в 16-й год цикла – на 20-е марта (24 φαμενθ, самая поздняя – в 8-й год цикла – на 17-е апреля (22 φαρμουθ), самая поздняя пасха, след., на 24-е апреля (29 φαρμουθ), самая ранняя – на 21-е марта (25 φαμενθ). 7) К 325-му году цикл Анатолия не исчез бесследно, и в важнейших случаях (как в 326, 333, 346 и 349 гг.) сами

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нет никакого сомнения, что кульдеи 84-летний цикл, или вычисление лунных фаз по этому циклу, сличали с действительными небесными явлениями. Конечно, нет ни одного астронома, который не знал бы, что, когда является луна по захождение солнца, то значит, что полнолуние уже прошло; и что когда луна является до захождения солнца, то значит, что полнолуния еще не было. Всякий охотник, рыбак и пастух знает это. Когда теперь в 84-летнем цикле принимается за полнолуние такой день, к вечеру которого луна показывается еще до захожденья солнца, то не очевидно ли будет для всякого, что эта таблица неверна? И если это будет продолжаться из месяца в месяц, из года в год, из десятилетия в десятилетие, то не должны ли эти люди когда-нибудь прийти к мысли исправить подобные ошибки? В самом Риме 84-летний цикл был в употреблении от 298–381 г. 237 ; прежде пришествия Патриция в Ирландию на западе требовали исправления этого цикла; и Британцы в VI столетии могли ли пользоваться неисправленным циклом со всеми его грубыми ошибками? Притом исправление этих ошибок было делом очень легким. Древний 84-летний цикл через каждые 12-лет допускает, следовательно, 7 раз в 84 года один лунный скачок (saltus), то есть, он дозволяет епактам возрасти на 1 день, то есть, дозволяет лунным фазам наступать одним днем раньше; случалось и так, что по 84-летнему циклу лунные фазы наступали ранее 1-м днем, 6-ю часами и 48-ю минутами. Исправление этого цикла принадлежит в 454 году папе Льву: в продолжение 84-х лет полагается уже не 7 скачков лунных, но 6, следовательно, один в продолжение 14-ти лет. Можно предполагать, что кульдеи в начале VI столетия держались этой простой формы исправления; а потому вычисление лунных фаз в продолжении всего VII столетия и VIII совпадало с действительным лунным течением на небе и вообще с вычислением Викторовой таблицы. Итак, с полной уверенностью можно сказать, что пасхальный спор Британцев с Римом состоял не в разности пасхальных циклов – 84-летнего и 19-летнего, а собственно в том, законно ли празднование Пасхи в 14 день марта, если она падет на воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 Протопасхистами называли тех, кто праздновал Пасху «вместе с иудеями», т.е. в один день. Такие разногласия в определении дня празднования Пасхи происходили из-за несоответствия эмболисмического года еннеакэдекаетириды с простым годом лунного цикла. Против протопасхистов направлено решение Первого Вселенского Собора (325 г.) и первое правило Антиохийского Собора (ок. 333 г.). – Прим. ред. 11 Огдоада и эндекада – восьмилетка и одиннадцатилетка. Их сочетание образует девятнадцатилетний цикл. – Прим. ред. 12 Метон – афинский астроном (ок. 500 г. до Р.Х.), предложивший девятнадцатилетний цикл, Калипп – греческий астроном (330 г. до Р.Х.). – Прим. ред. 13 За первый год цикла в Александрийской Церкви был принят 285 г., т.н. эра Диоклетиана (римский император в 284–305 гг.), когда пасхальное новолуние приходилось на 23 марта, а первое новолуние года – на 23 января. Год Диоклетиановой эры начинался 29 или 30 августа. В настоящее время применяется в Коптской Церкви. – Прим. ред. 19 Идами назывались 15-е дни марта, мая, июля, октября и 13-е дни в остальных месяцах римского календаря. Ноны (лат. Nonae, от nonus – девятый, т.е. девятый день до ид) в римском календаре 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев. Ноны служили для счета дней внутри месяца. Счет дней в римском календаре велся в следующем порядке: сначала от календ до нон, затем от ид до нон, и от календ следующего месяца до ид, т.е. как бы в обратном порядке. – Прим. ред. 23 Romana Supputatio – цикл празднования Пасхи с 213 по 312 год, составленный в Риме. – Прим. ред. 24 Natalis Urbis Romae (парилии) – праздник дня основания Рима (IX день до майских календ ­­ 21 апреля). – Прим. ред. 25 Это свидетельство κεφλαια отец Д. А. Лебедев приводит в 19-м примечании на с. 160: « См. κεφλαιον на этот год E. Schwartz. Zur Geschichte des Athanasius. Mittheilung II, in Nachrichten der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen, Philologisch-historische Klasse, 1904. Hefr 4. S. 379: Εν Σερδικ συμφνας γεννομνης περ τ Πσχα ξδωσαν πνακα πεντκοντα τν στε κατ τ τος παραγγελαι πανταχ τος Ρωμαους κα τος Αλεξανδρους.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Лишь исключительные и разносторонние познания отца Д. А. Лебедева в вопросах технической хронологии и пасхалии и даже астрономии (с которой техническая хронология тесно связана) позволили ему выступить со своим самостоятельным опытом реконструкции Анатолиевой еннеакэдекаетириды. При той широкой и глубокой аргументации, которой отец Д. А. Лебедев обосновывает каждое свое положение, его опыт разросся в целую обширную книгу. Работа отца Д. А. Лебедева является единственным на земном шаре исследованием, посвященным специально Анатолиевой еннеакэдекаетириде. Такого исследования еще не было и, можно с уверенностью сказать, долго не будет. В результате исследования отца Д. А. Лебедева получился ряд тезисов, составляющих несомненное научное приобретение. Вот эти тезисы. 1) 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского не был древнейшим из христианских 19-летних циклов: ему предшествовал сирийский «лунный» круг, которого около 325 года держались протопасхиты 10 . 2) Первый год 19-летнего цикла Анатолия соответствует 12 году александрийского 19-летнего круга или 9 году сирийского «лунного» круга. 3) Пасхальная таблица Анатолия начиналась с 277 года по Р. Х., не с 258 (не с 281 и не с 285), и едва ли обнимала 95 лет. 4) За день весеннего равноденствия Анатолий принимал 23 θαμεν θ, то есть 19 марта (не 21 марта, и не 22, и не 18). 5) 19-летний цикл Анатолия имел устройство аналогичное с устройством александрийского 19-летнего и сирийского лунного циклов: распадался на огдоаду и ендекаду 11 , и эмболисмическими годами в нем были: 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19 годы. 6) Самая ранняя пасхальная граница у Анатолия приходилась – в 16 год цикла – на 20 марта (24 Θαμεν θ), самая поздняя – в 8 год цикла – на 17 апреля (22 Θαμεν θ), самая поздняя Пасха, следовательно, на 24 апреля (29 Θαμεν θ), самая ранняя – на 21 марта (25 Θαμεν θ). 7) К 325 году цикл Анатолия не исчез бесследно, и в важнейших случаях (как в 326, 333, 346 и 349 гг.) сами александрийские папы, может быть, наводили справки и в таблице Анатолия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010