§ 112. Жизнь св. Афанасия Александрийского. а) при Константине Великом. Ни один из пастырей Церкви IV века не имел столько влияния на события IV века, сколько имел св. Афанасий архиепископ Александрийский, твердый и пламенный защитник Православия против арианства. Александрия, место рождения Афанасия, представляла Афанасию много средств для образования ума, и он пробрел сведения разнообразные 137 ; особенно же посвящал он труды дня и ночи на изучение всего относящегося к св. вере, и книги Свящ. Писания, по выражению св. Григория, знал он так хорошо, как другой едва ли может узнать одну из них 138 . Но, с образованием ума, соединялось у него образование сердца. Он любил подвижников пустыни и отыскивал случаи знакомиться с ними; так он не раз посещал св. Антония; так и его самого за строгую жизнь считали в числе подвижников 139 . Еще в молодых летах Афанасий уже стал известным архипастырю Александру и был поставлен им (в 319 г.) в диакона. Св. Александр так приблизил к себе Афанасия, что последний был как бы домашним его секретарем в письменных сношениях по делам церковным 140 . Вероятно, Афанасия сделали известным особенно сочинения его: против язычников и о воплощении Бога Слова. Это были первые сочинения его и писаны рано; в них нет и намека на арианские смуты, а живое изложение их говорит о юности души даровитой 141 . Когда открылось нечестие Ария, Афанасий принимал живое участие в борьбе Святителя с Арием и тем возбудил против себя ариан. Так было еще до Вселенского Собора 142 ; а на Никейском Соборе первенствующий диакон александрийский победоносно опровергал Ария, к утешению Отцов Собора 143 . Св. Александр назначил Афанасия в преемника себе на кафедре и общий голос паствы склонил собравшихся епископов исполнить над Афанасием волю почившего Святителя, против воли Афанасия. Это было в 326 г. 144 . С этого времени целые 48 лет были для архиепископа Афанасия временем тяжкой борьбы с арианами. ариане происками при дворе успели достигнуть того, что в 331 г. Арий, а в след за ним все единомышленные с ним епископы, возвращены были из ссылки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

§ 49. Черты его жизни и личного характера Этот величайший из учителей древней вселенской церкви родился в 185 г. в Александрии от благочестивых христианских родителей. Первоначальное образование он получил от своего отца, по профессии ритора, и у Климента Александрийского в огласительном училище, а позднее – учился у славного философа Аммония Сакка. 185 От природы склонный к мечтательности, дух его был в высшей степени экзальтирован чтением священного писания, а еще больше – видом страданий мучеников и исповедников в гонение Септимия Севера. Лишь усиленные старания матери удержали его, когда ему было не более 16-ти лет, от принятия мученической смерти вместе с отцом, в 202 г.; но энтузиазм по отношению к христианскому учению и самая глубокая и горячая преданность Церкви остались в нем на всю жизнь и определили сферу и размеры его последующей деятельности, даровав в нем Церкви Христовой одного из величайших гениев её истории. Когда, после смерти отца, семейство его впало в крайнюю бедность, одна богатая женщина христианка в Александрии приняла участие в нем и его семействе. Но Ориген скоро отверг её покровительство, когда заметил, что она точно также покровительствует гностицизму, и стал добывать необходимые для существования средства чрез обучение греческому языку и литературе. В это время преданный еще буквальному толкованию священного писания, он, следуя заповеди Спасителя, буквально не имел двух одежд, жил на четыре обола в день и, не довольствуясь самым суровым аскетизмом, буквально исполняя слова евангелия ( Мф. 19:12 ), оскопил себя. Позднее он сам безусловно 186 порицал этот грех юности и неведения, составляющий единственное темное пятно на светлом нравственном облике Оригена , послуживший для него источником бедствий на всю последующую его жизнь. Так как Ориген уже в звании частного учителя имел около себя массу учеников, и некоторых из них, которые позднее сделались знаменитыми церковными учителями и мучениками, 187 подвиг к принятию христианства, то епископ Димитрий сделал его, двадцатилетнего юношу, катехетом Александрийской церкви с правом начальника Александрийского огласительного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Абиссинцы Абиссиния находится в Восточной Африке, около Красного моря. Христианство содействовало укоренению за Абиссинией нередко встречающегося в Библии имени «Эфиопия», так что это библейское наименование, присвоенное абиссинцам (хотя современная Абиссиния ничего общего с древней Эфиопией не имеет), сделалось у них национальным и государственным. По распространенной среди абиссинцев легенде, их негусы (цари) ведут свое начало от Менилька, или Менелика, будто бы сына царя Соломона и Савской царицы Македы. Современные жители Абиссинии, за исключением принадлежащих к иудейству, магометанству и язычеству, исповедуют христианскую религию, которая и является господствующею. Христианство у абиссинцев было насаждено св. ап. Филиппом, а окончательно утверждено в IV в. св. Фрументием, первым епископом абиссинской церкви, принявшим епископский сан от св. Афанасия Александрийского . Во время арианских смут и споров оставшись верными православию, абиссинцы в начале VI в. отпали от союза со Вселенскою Церковью , приняв монофизитскую ересь. Абиссинская, или Эфиопская, церковь не пользуется автокефальностью, а составляет епархию коптского александрийского патриархата, откуда и посылается для управления ею митрополит, или «абуна» (или «папас» – отец наш), стоящий во главе ее. После абуны второе место в абиссинской иерархии занимает эчегге, глава черного духовенства (архимандрит-благочинный всех монастырей, число которых у абиссинцев весьма значительно), хотя не имеющий епископского сана, но тем не менее пользующийся большим влиянием, так как в его руках сосредоточено управление всеми церковными делами. После них следуют представители белого духовенства, причем церковное управление возлагается не на служащее духовенство, а на различного рода должностных лиц духовного звания, но не имеющих священного сана. Составы причтов довольно многочисленны, так что иногда при одной церкви состоит по нескольку десятков священников и дьяконов. По множеству церквей Абиссиния может быть сравниваема только с Россией: церковный крест увидишь на каждой горе, на каждом холме, на каждом возвышении. Все абиссинские храмы строятся вдали – на большом расстоянии от города или села, к которому принадлежат; место для них выбирается непременно возвышенное, видное. Кроме четырехугольных с плоской крышей и выдолбленных в скалах пещерных храмов, у абиссинцев в настоящее время большей частью строятся круглые, крытые конусообразной тростниковой крышей храмы, в которых алтарь устраивается посредине в виде квадратной комнаты с вратами на все четыре страна света, причем восточные всегда бывают заперты. Иконы неблагообразной, наивной и яркой живописи и отличаются крайним убожеством; но в общем церковная утварь подобна утвари православных храмов. Абиссинская церковь признает семь таинств, чины которых близки к православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Актуальные проблемы канонического права: государственно-церковные отношения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 Беседа в редакции с председателем Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви, профессором МДА протоиереем Владиславом Цыпиным — Взаимоотношения Церкви и государства, наверное, — один из самых болезненных и до сих пор актуальных узлов русской церковной истории по меньшей мере в последние 300 лет. Какие бы Вы выделили в этой теме наиболее важные проблемы с точки зрения канонического права? — Коли речь идет о таких крупных масштабах как столетия, нам уже приходится говорить не о деталях церковно-государст­венных отношений или о характере этих отношений в обстоятельствах, складывающихся в данный момент, а о моделях церковно-государственных отношений. Что касается строго канонической точки зрения на эту тему, то здесь следовало бы иметь в виду два аспекта. С одной стороны, каноны не указывают на идеальную модель таких отношений, они ее не формулируют прямым образом. В то же время в канонах отражены особенности церковно-государственных отношений тех лет, когда каноны издавались. Наиболее ранние каноны относятся ко временам гонений на Церковь со стороны государственных властей, и поэтому на фоне этих канонов вырисовывается полная самостоятельность Церкви, полная отделенность ее от государства, потому что государство эту Церковь гонит, и Церковь сама устраивает свои внутренние отношения, с учетом позиции государства, но без оглядки на нее. Она никаким образом не может вписаться в государственное законодательство. Это самые ранние каноны: правила священномученика Петра Александрийского, правила святителей Дионисия Александрийского, Григория Неокесарийского, двух поместных соборов — Анкирского и Неокесарийского; эти соборы состоялись уже после Миланского эдикта, но до Никейского собора, когда новая система церковно-государст­венных отношений уже начала складываться. А почти весь остальной канонический корпус относится к тем временам, когда сложилась та система церковно-государст­вен­ных отношений, которую мы называем симфонией. Сами правила принципов этой симфонии не обозначают, но в тех случаях, когда они затрагивают тему государства, тему взаимоотношений государства и Церкви, они исходят из реально сложившихся отношений — из союза Церкви и государства. Вот эти две модели, которые мы видим в самих канонах.

http://pravmir.ru/aktualnyie-problemyi-k...

Аннотация Публикация завершает цикл сочинений свт. Кирилла Александрийского , сквозной темой которых является критика антропоморфизма. Она представляет собой перевод его небольшого послания, адресованного одному из египетских епископов. В нем святитель опровергает воззрения антропоморфитов и решает иные вопросы богословского и дисциплинарного характера. В предисловии напоминается об антропоморфистском споре при предшественнике свт. Кирилла – архиепископе Феофиле Александрийском, сообщаются сведения об адресате послания, дается обзор его содержания, рукописной традиции и изданий. Представленное в русском переводе «Послание Калосирию» свт. Кирилла Александрийского по своей главной теме (критика антропоморфных представлений о Боге) продолжает сквозной мотив опубликованных в предыдущих выпусках «Богословского вестника» его же трактатов «Ответы диакону Тиверию» и «Разъяснение догматов» 1 . Но если там ему приходилось отвечать на вопросы монахов Палестины, то здесь критика антропоморфизма касается пустынников его собственного патриархата. Как известно, антропоморфизм в Египте вызвал серьезные проблемы в период, когда епископом был предшественник и дядя свт. Кирилла – архиепископ Феофил Александрийский. В монашеской среде возникли жаркие споры между «антропоморфитами», противниками некоторых положений аллегорической экзегезы Оригена и практики умной молитвы Евагрия Понтийского , и их оппонентами, которых называли «оригенистами». Согласно Сократу Схоластику , после того как в своем «Пасхальном послании» 399 г. архиепископ Феофил провозгласил, что Бога следует представлять бестелесным и чуждым человеческой формы, он столкнулся с мощным противодействием монаховантропоморфитов и сменил позицию, подвергнув оригенистов суровым гонениям 2 . Одним из последствий этого стало столкновение архиепископа Феофила со свт. Иоанном Златоустом , который позволил себе принять участие в судьбе преследуемых оригенистов, что, в конечном счете, вылилось в гонение на самого Златоуста и его осуждение на печально известном Соборе при Дубе 403 г. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Афанасьевский приход, получивший своё начало в 1765 году, образовался из Афанасьевской пустыни, так названной по главной, прославившей её, святыне – мощам праведного Афанасия Новолоцкого Чудотворца, почивающим под спудом нынешнего каменного Афанасиево-Александрийского храма. К сожалению, сведения об этом угоднике Божием скудны и недостаточно определённы. По свидетельству рукописи, хранящейся в Афанасьевской церкви, “какого рода и веси имел рождение и воспитание блаженный и приснопамятный Афанасий и из какого происхождения и звания и каких родителей — сведений не имеется“. По устным-же преданиям старожилов, — читаем в той-же рукописи, — сей муж в давние времена пришел из Новгородских пределов и страны Каргопольской в Важские пределы, в Верхоледскую слободку; отошедши от неё на три версты, тяжко заболел и скончался. Спустя сорок дней он явился одновременно четырём больным, жившим в разных волостях, и велел им предать тело его земле на том месте, где оно лежало. Эти больные, получив исцеление, одновременно сошлись все вместе как-бы по соглашению, похоронили останки святого Афанасия и на могиле его поставили часовню. Когда это было, в рукописи не говорится. Со времени погребения угодника мощи его стали прославляться совершаемыми от них чудесами. По одному из сказаний о чудесах праведного Афанасия, “в лето 7155 от сотворения мира“ (или 1647 от Рождества Христова) священник Верхоледской слободки Флор со священниками Ледским и Сюмским видели много чудес, совершавшихся у гроба св. Афанасия и, взяв несколько благочестивых крестьян, задумали посмотреть тело его и приступили к раскопке могилы. Но вдруг напал на них ужас, руки их ослабели, все почувствовали себя больными и, отслужив молебен, должны были отказаться от своего намерения и разойтись по домам. Затем уже в 1725 году, согласно распоряжению Священного Синода и по указу преосвященного Варнавы от 1 декабря того-же года, игумену Богословского монастыря Евфимию, протопопу Шенкурского Благовещенского собора Алексию и другим ближайшим священникам велено было достовернее освидетельствовать мощи. По вырытии их, они оказались нетленными, хотя лежали не в гробе, а прямо на земле; после того „положили их в новую раку, покрыли чистыми поволоками, написали образ Святого Афанасия и поставили для поклонения всем приходящим с верою“.

http://sobory.ru/article/?object=60690

Афинагор и его сочинения Об Афинагоре и его сочинениях В надписании к апологии, принадлежащем по мнению ученых, самому Афинагору, он называег себя афинянином, философом христианским. Дальнейших подробностей жизни этого апологета история не сохранила нам. Два только писателя говорят об Афинагоре: святой Мефодий и Филипп Сидет. Первый приводит одно место из апологии Афинагора 79 ; другой сказал только несколько слов, и то подлежащих большому сомнению; Евсевий и Иероним хранят глубокое молчание об этом писателе 80 . Вот что говорит Сидет: «Начальником александрийской школы быль Афинагор. Он жил во времена Адриана и Антонина, и представил им свою апологию в защиту христиан. Он исповедовал христианскую веру уже и в то время, когда ходил еще в тоге философа, и быль начальником в школе академиков. Намереваясь писать против христианства, для вернейшего достижения своей цели приступил к чтению свящ. книг, и плененный благодатью Св. Духа, подобно великому Павлу, сделался проповедником того самого учения, против которого восставал. Учеником его был Климент александрийский , у которого обучался Пантен». (См. Dodvel. Dissert, in Irenaenm, ad calcem). Ho и это почти единственное свидетельство много оспаривают, потому что оно в частных своих показаниях прямо расходится с свидетельством церковного историка Евсевия, который и жил прежде Филиппа и сочинениями своими (историческими) далеко превосходит жалкую, по отзывам Сократа (Церк. Ист. кн. 17 гл. 27) и патр. Фопя, (Cod. XXXV). Компиляцию Филиппову, с громким названием истории христианства. Так, напр., неверно Сидет утверждает будто Афинагор был начальником александрийской школы: ибо в таком случае непонятно, каким образом могли бы оставаться в неизвестности творения столь знаменитого лица даже для Евсевия? Далее, Климент александрийский был не учителем, а учеником Пантена: об этом ясно свидетельствуют Евсевий (Ц. Ист. кн. 5. гл. 10) и Фотий (Cod. cix). Сам апологет в начале своего сочинения о воскресении мертвых свидетельствует, что он написал не мало сочинений, доставивших ему почетное имя философа; но из всех них до нас дошли только два: апология и трактат о воскресении мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

Беседа в неделю Ваий. Святого Евлогия, архиепископа Александрийского 169 Верные! Празднуя ныне Царское пришествие, боголепно встретим Царя. Время уже перестать спать. Возвысим ум к Богу, не угасим духа, светло возжем светильники наши, переменим одеяние души, будем держать ваии, как победители; с народом воскликнем, как народ; с детьми восхвалим, как дети: Осанна! Благословен грядый во имя Господне ( Матф. 21:9 )! Вот пришел, вот явился, вот предстал Царь! Снова Он входит в Иерусалим, снова приготовляется крест, снова раздирается Адамово рукописание, снова отверзается рай, снова разбойник водворяется, снова Церковь ликует, снова злобная синагога вдовеет, снова демоны посрамляются, снова Иудеи неистовствуют, снова верные спасаются. Все участвует в празднике, все прославляет Владыку. Небеса радуются, горы играют. Реки, восплещите ( Пс. 97:8 ), притеките, возопийте, видя, как слова пророческие становятся делами. Холмы, отзовитесь; младенцы, воспойте; ученики, провозвестите; священники, возглагольте; богословы, прославьте; живущие в Сионе, изыдите в сретение; народы, соберитесь. Небесное, земное, преисподнее, всякий чин и возраст да стечется: ибо грядет Тот, Кто хочет облагодетельствовать всех; явился Тот, Кто хочет помиловать всех; дарующий радость всем, будучи Богом, соделался человеком, и на земли явися, и с человеки поживе ( Варух. 3:38 ). С рабами – Владыка, с должниками – удовлетворитель долгов, с погибшими – Спаситель, с осужденными – освободитель, с отчаянными – надежда, с лежащими долу – восстание, с жестокими – милосердый, с беглецами – праведный, с виновными – невинный, с грешниками – безгрешный, с неблагодарными – обильно дарующий всем! Видишь ли, возлюбленный, тайну настоящего торжества? Видишь ли чудеса нынешнего дня? Вчера праздновала Вифания: ныне вся Церковь наслаждалась Божественным пришествием. Вчера Господь даровал другому жизнь: ныне Он Сам грядет на смерть. Вчера восстал четверодневный: ныне предстает трехдневный. Он воскресил Лазаря четве- родневным для того, чтобы предуверить в общем воскресении естества нашего, состоящего из четырех стихий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Беседа на святой праздник Ваий. Святого Кирилла, архиепископа Александрийского Празднуя ныне пришествие Царево, верные, боголепно сретим Царя. Время уже перестать спать. Возвысим ум к Богу, не погасим духа, светло зажжем светильники наши, переменим одежду души, понесем ваии, как победители; с народом воскликнем, как народ; с детьми воспоем, как дети: Осанна! Благословен грядый во имя Господне ( Матф. 21:9 )! Вот пришел, вот явился, вот предстал Царь! Опять Он входит в Иерусалим, опять приготовляется крест, опять раздирается Адамово рукописание, опять отверзается рай, опять разбойник водворяется, опять Церковь ликует, опять злобная синагога вдовеет, опять демоны посрамляются, опять Иудеи неистовствуют, опять верные спасаются. Все участвует в празднике, все прославляет Владыку. Небеса радуются, горы играют. Реки, восплещите, притеките, возопиите, видя, как слова наши становятся делами. Холмы, отзовитесь; младенцы, воспойте; ученики, провозвестите; священники, возглагольте; богословы, прославьте; живущие в Сионе, изыдите в сретение; народы, соберитесь. Небесное, земное, преисподнее, всякий чин и возраст да стечется: ибо грядет Тот, Кто хочет облагодетельствовать всех; явился Тот, Кто хочет помиловать всех; дарующий радость всем, будучи Богом, соделался человеком, и на земли явися, и с человеки поживе ( Варух. 3:38 ). С рабами – Владыка, с должниками – удовлетворитель долгов, с погибшими – Спаситель, с осужденными – освободитель, с отчаянными – надежда, с лежащими долу – восстание, с жестокими – милосердый, с беглецами – праведный, с виновными – невинный, с грешниками – безгрешный, с неблагодарными – щедроподательный! Видишь ли, возлюбленный, тайну настоящего торжества? Видишь ли чудеса нынешнего дня? Вчера праздновала Вифания: сегодня вся Церковь наслаждалась Божественным пришествием. Вчера (Господь Иисус) даровал другому жизнь: сегодня Сам грядет на смерть. Вчера востал четверодневный: сегодня предстает трехдневный. Он воскресил Лазаря четверодневным для того, чтобы предуверить в общем воскресении естества нашего, состоящего из четырех стихий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Бросилась ли она под поезд, как Анна Каренина? Конечно, нет. В V веке в Египте не было поездов. Феодора обратилась за советом к другой христианке. В очередном выпуске своей передачи сестра Васса рассказывает о святой Феодоре, покаянии и хранении секретов. на видео доступны русские субтитры Добрый день! Меня зовут сестра Васса, и я снова с вами, пью кофе в начале рабочего дня, в Вене, Австрии. Идет вторая неделя сентября, и прежде чем я уйду на работу, я хотела бы посмотреть, что на этой неделе происходит в церкви. Чтобы выяснить, что грядет, иду ли я в свой любимый блог, где, вероятно, я разозлюсь, прочитав какой-нибудь околоцерковный скандал или вопрос, связанный с церковной политикой? Нет. Я обращаюсь к своему календарю. И я вижу, что во вторую неделю сентября есть два крупных праздника. 8 сентября – Рождество Божьей Матери Пресвятой Девы Марии. А 14 сентября – воздвижение Креста. Я полагаю, что мои зрители ждут, что я расскажу об этих праздниках. Но я не стану этого делать, потому что, на мой взгляд, об этих праздниках пишут достаточно, в наших приходах в эти дни проходят церковные службы, а в наших приходских школах рассказывают о значении и об истории этих великих праздников. Поэтому сегодня я уделю внимание менее известному празднику, который отмечают 11 сентября. Это день Святой Феодоры Александрийской, монахини, которая жила в Vbeke после Рождества Христова. Когда я упоминаю 11 сентября, в памяти немедленно возникает (по крайней мере, у тех, которые в последние десять лет не жили в пещере) вовсе не монахиня, жившая в Vbeke, а, скорее, самолеты, врезающиеся в здания, и, возможно, даже победа несправедливости. Что бы кто ни думал об атаке на Нью-Йорк 11 сентября, эти события, действительно, могут подразумевать, что в тот день восторжествовала несправедливость. Хотя житие Святой Феодоры Александрийской, разумеется, никак не связано с недавними событиями, мне кажется, что ее жизнь дает свежий взгляд на эту концепцию «победы несправедлливости». Давайте послушаем о ее жизни и подумаем об этом. Житие святой

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010