11. Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Глас 7-й. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского. Прп. Феодоры Александрийской. Сщмч. Автонома (с 12 сентября) . Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (службу зри 28 июня) . Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой попразднства Рождества Пресвятой Богородицы и полиелейной службой прп. Силуана Афонского (по 2-й Марковой главе Типикона под 8 сентября: «Аще случится попразднство Рождества Пресвятыя Богородицы в Неделю») . Примечание. Служба прп. Феодоры Александрийской и сщмч. Автонома (с 12 сентября) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 3, праздника, глас 2-й (см. в службе прп. Феодоры Александрийской, на стиховне вечера, без стиховных припевов) – 3, и преподобного, глас 5-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Веселися и радуйся...», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо...». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в службе прп. Феодоры Александрийской, на стиховне утрени, без стиховных припевов); и стихиры преподобного, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без стиховных припевов). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Приидите, вси Христу...» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «В благознаменитый день...» (см. в службе прп. Феодоры Александрийской, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «О всеблаженне отче Силуане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Неплоды безчадная Анна...» (см. в службе прп. Феодоры Александрийской). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

http://patriarchia.ru/bu/2023-09-24/

Правилами (καννες) называются те письменные определения, которые законодательная власть церковная издала в течение нескольких веков и которые доселе имеют силу в православной церкви, как положительные и вообще обязательные законы для всех и каждого, кто есть член этой церкви. Все эти определения или правила изложены в основном каноническом сборнике православной церкви, который издан в Константинополе в 883 году и известен под именем Номоканона в XIV титулах В этом сборнике находятся правила св. Апостолов, правила вселенских соборов, десяти поместных и правила тринадцати св. отец. Рядом с этими основными правилами имеют еще силу, как дополнительные правила, несколько канонических сочинений Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго и Анастасия. Все упомянутые правила, как основные, так и дополнительные, содержатся в Афинской Синтагме, изданной в 1852-59 годах, с одобрения константинопольского патриаршего синода и священного синода элладской церкви А эти правила суть следующие. А. Основные правила: I. Правила св. Апостолов. II. Правила вселенских соборов: 1. никейского первого, 2. константинопольского первого, 3. эфесского, 4. халкидонского, 5. трулльского и 6. никейского второго. III. Правила вселенских соборов: 1. анкирского, 2. неокесарийского, 3. гангрского, 4. антиохийского, 5. лаодикийского, 6. сердикского, 7. константинопольского 394 г., 8. карфагенского 419 г., 9. константинопольского 861 и 10. константинопольского 879 гг. IV. Правила св. отец: 1. Дионисия александрийского, 2. Григория неокесарийского, 3. Петра александрийского, 4. Афанасия Великаго, 5. Василия Великаго, 6. Тимофея александрийского, 7. Григория Богослова, 8. Амфилохия иконийского, 9. Григория нисского, 10. Феофила александрийского, 11. Кирилла александрийского, 12. Геннадия константинопольского и 13. Тарасия константинопольского. Б. Дополнительные правила: I. Каноникон Ванна Постника, II. Правила Никифора Исповедника, III. Синодальные ответы Николая Грамматика и

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Пролог Феофила Александрийского: основные аспекты установления дня Святой Пасхи В статье рассматривается Пролог к пасхальной таблице, автором которого является архиепископ Феофил Александрийский. На основании данного произведения были выявлены основы богословского подхода к определению дня христианской Пасхи. Проанализирована принципиальная позиция Феофила Александрийского: Пасха должна определяться в соответствии с библейскими нормами и праздноваться в воскресный день после 14-й луны «месяца новых». Статья Архиепископ Феофил Александрийский — личность, несомненно, масштабная, незаурядная, при этом неоднозначная (к сожалению, в основном упоминаемая в связи с изгнанием святителя Иоанна Златоуста). Но, как пишет профессор А.И. Сидоров, «вряд ли можно описывать личность этого Александрийского архиепископа в однотонных мрачных цветах. Человеком он был, судя по всему, сложным и неодноплановым, а его деятельность в качестве архипастыря также не может быть подвергнута однозначной оценке» С. 312]. Существуют свидетельства о том, насколько большим авторитетом он обладал в Египте еще при жизни, и о том, что сразу же по кончине началось его почитание среди египетских христиан Св. Кирилл Александрийский, племянник и преемник святителя Феофила на Александрийской кафедре, в начале своего архиерейского служения в пасхальной проповеди 414 г. воздает хвалу своему дяде и предшественнику, «называя его славной и всечестной памяти отцом нашим Феофилом, а тем самым как бы намекает на определенную преемственность и связь своего архипастырства с его служением» С. 314]. Современные исследователи жизни и богословского наследия Феофила Александрийского также отмечают его значение для Египетской Церкви, его верность и ревность в утверждении православия, незаурядный ум и несомненные пастырские способности в сочетании с качествами сильного церковного политика

http://bogoslov.ru/article/5319381

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 2. Александрийский Патриархат 2.1. Краткий исторический очерк 2.1.1. История основания Александрийской Церкви и первые века ее существования Александрия была основана как портовый город в 332–331 г.г. до Р.Х. Александром Македонским на западной оконечности дельты реки Нила в Египте. Как резиденция династии Птолемеев она стала средоточием эллинистической науки и культуры. Именно здесь был совершен первый перевод Библейских книг с еврейского на греческий, который носит название Септуагинты – перевода Семидесяти Толковников. Этот перевод способствовал распространению христианства в античном мире, и именно он лег в основу славянских переводов Библии . Наиболее авторитетная традиция приписывает основание Александрийской Церкви св. апостолу Марку. Это могло произойти в 39–40 г.г. Он благовествовал в Египте, Фиваиде и Пентаполе, основал много церквей в Александрии и мученически завершил там свой земной путь по одним сведениям в 62 г., по другим – в 68 г. Его тело было погребено в церкви Букола. В этой церкви впоследствии у гроба апостола обретали упокоение его преемники по Александрийской кафедре. Это место привлекало к себе множество паломников. В 828 г. венецианские купцы тайно изъяли мощи апостола и перевезли их в Венецию. Первоначально юрисдикция Александрийской Церкви распространялась на Египет и часть Северной Африки, входившей в Римскую империю. В первые века христианства православные в Египте претерпели гонения от римских императоров. В 202 г. император Септимий Север посетил Палестину, после чего стал гнать христиан. Следующий император Деций также преследовал христиан. Другой император, Валериан, сначала благосклонно относился к христианам, но в последние годы своего правления (257–260 г.г.) стал их преследователем. Но его сын Галлиен в 260 г. прекратил гонения. Но уже при императоре Диоклетиане в 303–304 г.г. Православной Церкви вновь пришлось пережить гонение. Во II–III в.в. Александрийская Церковь знала немало мучеников и исповедников за веру Христову, претерпевавших страдания от язычников и местных властей. Среди них – пострадавший в 311 г. предстоятель Церкви святой епископ Петр. И только после того, как император Константин Великий (306–337) издал указ о прекращении гонений на христиан, а в 313 г. был утвержден Миланский эдикт, дающий право исповедовать религию по собственному выбору, Александрийская Церковь обрела мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник Максим Никулин Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источник Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444 гг.) был одним из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также являлся одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большую часть которого представляют собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях свт. Кирилл полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Святитель был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском Соборе в Эфесе (431 г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святого отца, чтобы аргументировать свое учение. Содержание Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источники и литература Источники Литература Сокращения     Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагментах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют епископ Александр Иерапольский (432 г.), «Синодик Рустика», Феодорит Кирский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий бар Саливи. Однако большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также в Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф. Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Содержание Предисловие 1. Вопрос об истине и том, что ей противоположно 2. Соответственно с разницей в понимании истины понимается божественное и боги 4. Разница в понимании правоты: ρθς и rectum 5. Разница в понимании справедливости: δκη и iustitia 6. Разница в понимании человека: ζον λγον χον и animal rationale 7. Разница в вопросах о свободе и спасении 8. Разница в понимании добродетели: àρετ и virtus 9. Разница в понимании счастья: υδαιμονα и beatitude 10. Разница в вопросе о том, что есть община: πλις и imperia Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии Предварительные замечания Отдел I. Очерк исторического развития идеи Логоса до Филона Александрийского и Иоанна Богослова I. Общая характеристика главных направленийв дофилоновской и доиоанновской истории учений о Логосе II. Греческая философия III. Идея Логоса у палестинских иудеев IV. Александрийские иудеи – предшественники Филона Отдел II. Логос в сочинениях Филона Александрийского I. Исходный пункт, задача и характер Филоновой логологии II. Логос как имманентно-безличная форма самооткровения Божества Отдел III. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе Сущность вопроса Исходный пункт, задача и характер Филоновой логологии Логос как имманентно-безличная форма самооткровения Божества Логос как тварно-личный посредник между Богом и миром Логос как средняя, между бесконечным и конечным, (богочеловеческая) природа Логос как первосвященник и искупитель мира     Предисловие Т. Г. Сидаш «Пишущая рука не поспевала за мыслящим духом», – писал свмч. архимандрит Иларион (Троицкий) о своем учителе – профессоре М. Д. Муретове , образованнейшем человеке, неутомимом исследователе и переводчике, отдавшем 38 лет своей жизни преподаванию в духовных учебных заведениях. Митрофан Дмитриевич Муретов родился 12 августа 1851 г. в семье сельского священника Рязанской епархии, впоследствии принявшего монашеский постриг и ставшего духовником Данилова монастыря в Москве. С детства будущий ученый был весьма религиозен, в студенческие годы склонялся к изучению философии, и по окончании семинарского курса в Рязанской Духовной семинарии молодой человек поступил в Московскую Духовную академию. За годы учебы (1873–1877) он блестяще выучил греческий язык и глубоко изучил Новый Завет , что во многом определило дальнейшее направление его деятельности. Тогда же был написан первый вариант исследования о Филоне Александрийском. Большое влияние на Муретова в те годы оказал один из его преподавателей – философ В. Д. Кудрявцев-Платонов, ученик Ф. А. Голубинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Состоялась встреча Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей 7 октября 2007 г. 10:36 В субботу 6 октября в Патриаршей резиденции московского Данилова монастыря прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II . На встрече присутствовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент , архиепископ Рязанский и Касимовский Павел , архиепископ Истринский Арсений , епископ Дмитровский Александр , заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк , епископ Бронницкий Амвросий , а также наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки игумен Леонид (Горбачев). Среди членов делегации Александрийского Патриархата — митрополит Кейптаунский Сергий, епископ Мадагаскарский Игнатий, представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси епископ Киринский Афанасий, настоятель монастыря святого Георгия в Каире архимандрит Нифон, сотрудник Йоханнесбургской митрополии архимандрит Петр, великий логофет и глава архонтов Александрийского Патриархата Спиридон Камалакис, заведующий пресс-службой Александрийского Патриархата Николай Кацикас. «С радостью приветствуем Вас, Предстоятеля апостольской древней Александрийской Церкви, в качестве нашего возлюбленного гостя», — сказал Святейший Патриарх Алексий, отметив давние и крепкие связи двух сестринских Поместных Православных Церквей. «Укреплению этих связей помогает и то, что Представительство Александрийского Патриархата есть в Москве и Московского Патриархата — в Каире», — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

http://patriarchia.ru/db/text/304818.htm...

Состоялась встреча Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей Москва, 7 октября 2007 г. В субботу 6 октября в Патриаршей резиденции московского Данилова монастыря прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II, сообщает Служба коммуникации ОВЦС. На встрече присутствовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, архиепископ Истринский Арсений, епископ Дмитровский Александр, заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк, епископ Бронницкий Амвросий, а также наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки игумен Леонид (Горбачев). Среди членов делегации Александрийского Патриархата — митрополит Кейптаунский Сергий, епископ Мадагаскарский Игнатий, представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси епископ Киринский Афанасий, настоятель монастыря святого Георгия в Каире архимандрит Нифон, сотрудник Йоханнесбургской митрополии архимандрит Петр, великий логофет и глава архонтов Александрийского Патриархата Спиридон Камалакис, заведующий пресс-службой Александрийского Патриархата Николай Кацикас. «С радостью приветствуем Вас, Предстоятеля апостольской древней Александрийской Церкви, в качестве нашего возлюбленного гостя», — сказал Святейший Патриарх Алексий, отметив давние и крепкие связи двух сестринских Поместных Православных Церквей. «Укреплению этих связей помогает и то, что Представительство Александрийского Патриархата есть в Москве и Московского Патриархата — в Каире», — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

http://pravoslavie.ru/24273.html

Учение святителя Кирилла Александрийского и преподобного Максима Исповедника о животворящем Теле Христа Источник Скачать epub pdf В статье прослеживается преемственность в учении о животворящем теле Христа в наследии святителя Кирилла Александрийского и преподобного Максима Исповедника . Выделяются общие темы тленности всего тварного, педагогического придания Богом после грехопадения негативных характеристик материи человеческого тела, временного характера плотского способа продолжения рода человеческого, животворящего тела Христа, евхаристического реализма. Учение святителя Кирилла Александрийского о животворящем теле Господа Иисуса Христа частично разбиралось исследователями в более широких рамках богословия святителя о святой Евхаристии и домостроительстве спасения рода человеческого в целом (прот. Г. Флоровский , диакон М. Желтов ) 1 . Однако подробного исследования выбранной нами тематики произведено не было, и тем более не была прослежена связь учения о святом животворящем теле Христа у святителя Кирилла и преподобного Максима Исповедника . Так, согласно посвященной таинству Евхаристии рубрике в современной Православной энциклопедии 2 , включившей в себя исследования наиболее известных специалистов-патрологов, предикат «животворящее» использовался в отношении тела Христова только в статьях о святителях Афанасии 3 , Феофиле 4 и Кирилле Александрийских , Евсевии Кесарийском 5 и святителе Евтихии Константинопольском (VI в.) 6 . Затем такое определение встречается, согласно Энциклопедии, уже в знаменитом «Точном изложении православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина 7 . В статье В. В. Петрова, посвященной учению о Евхаристии преподобного Максима Исповедника , наличие этой темы в евхаристическом учении знаменитого богослова VII века не отмечено. Однако, как мы покажем ниже, преподобный Максим , несомненно, наследовал и развил учение святителя Кирилла о животворящем теле Господнем. Остановимся сначала на творениях святителя Кирилла Александрийского , а затем проследим преемство богословия животворящего тела Христова в трудах преподобного Максима Исповедника . По замечанию священника М. Желтова , термин «животворящий» ( ζωοποις) имеет центральное значение в евхаристическом богословии святителя Кирилла 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

15-16 марта в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое в 2012 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 15-16 марта в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое в 2012 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода:   15 марта были приняты следующие журналы: ЖУРНАЛ 1 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся визите в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II. Справка: В период с 20 по 24 января 2012 года состоялся визит в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II. 21 января в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя Предстоятелю Александрийской Православной Церкви была вручена премия Международного общественного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Святейшего Патриарха Алексия II. 22 января, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, Предстоятели Александрийского и Московского Патриархатов и Православной Церкви Чешских земель и Словакии совершили Божественную литургию в кафедральном Храме Христа Спасителя. 24 января в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Предстоятеля Александрийской Православной Церкви  со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В поездке в Москву Блаженнейшего Патриарха Феодора сопровождал Генеральный секретарь Священного Синода Александрийского Патриархата архимандрит Пантелеимон (Арафимос). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение состоявшимся визитом Предстоятеля Александрийской Церкви.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010