учебных заведений. Мнения эти с замечаниями местных преосвященных были представлены к об. -прокурору св. Синода в 1858–59 гг. и из них сделан общий свод, для рассмотрения которого, с представлением окончательных заключений, по определению св. Синода от 25 февр./8 марта 1860 г., учрежден особый комитет, вследствие предложения об. -прокурора, который при этом случае снова заявил, что «состояние дух. учебных заведений, сделавшееся в настоящее время предметом всеобщих рассуждений и обратившее на себя Высочайшее внимание Государя Императора, требует существенного изменения и многих улучшений Комитету «предоставлено приглашать к совещанию как духовных, так и светских лиц, и даже вызывать для сего, кого будет нужно, из других епархий... и затем окончательные соображения: о преобразовании дух. уч. заведений представить на рассмотрение св. Синода». В комитете переданы разные материалы, между прочим и замечания кн. Урусова об осмотренных им семинариях и училищах 375 . В тоже время в печати, как духовной так и светской, постоянно появлялись статьи и сочинения, имевшие предметом своим печальное состояние наших дух. заведений н требование их всесторонней реформы 376 . Комитет 1860 г. состоял, под председательством архиепископа херсонского Дмитрия (Муретова), из ректоров – спб. дух. ак. (еп. Нектария, потом Иоанникия Руднева, ныне моск. митр.) и семинарии (Платона), двух чередных архимандритов, (Феофилакта Губина, впоследствии еп. кавказского и Феодосия Шаповаленко впослед. еп. тамбовского), двух протоиереев, по избранию спб. митрополита (Дебольского и Крупского) к светских членов, по назначению об. -прокурора, (Н. Гаевского, чиновника за об. -прок. столом и Т. Филиппова, чиновника особых поручений при об. -прок., на которого возложено было и делопроизводство). Кроме того приглашены были законоучители: университетский – протоиерей В. Полисадов и, по особому Высочайшему повелению, состоящий при училище правоведения протоиерей М. Богословский . В 1861 г. эти протоиереи сделаны членами комитета, в замене выбывших чередных архимандритов 377 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мысль об упразднении Дух. уч. управления, илп реформировании его, высказывалась и в 1860 г. в комитете о преобразовании дух. уч. заведений (см. стр. 541 и мнение Филиппова). Прот. Горский находил «нужным управление в роде прежней Комиссии дух. уч.» Митр. Филарет высказывал: «можно было бы назначить одного из членов св. Синода собственно для занятий дух. учебными делами. Об. -прокурор гр. Толстой в 1865 г. в разговоре с прот. Горским о необходимости некоторой децентрализации в духовном ведомстве и о возможности сокращения чиновничества по дух. уч. управлению и вообще о его преобразовании, заявил между прочим: «теперь в Дух. уч. управлении нет людей, которые могли бы заниматься собственно учебными делами. Нужно в прежнем или измененном виде Комиссию дух. уч., т. е. управление архиерейское». Горский прибавляет далее: «граф, повидимому, имел в виду учреждение ученого комитета с президентом из архиереев, высказывал нужду, чтобы члены комиссии были постоянные, не сменяющиеся ежегодно, как в Синоде, – чтобы они свободны были от посторонних дел. Ученый комитет должен заниматься пересмотром программ, учебных книг и т. п.» (Дневник Горского, Тв. св. отц. 1885. I. 199, 249, 250). – Председателем Дух. -учебного комитета в 1867 г. назначен был, однако же, не архиерей, а настоятель русской посольской церкви в Париже, протоиерей Иосиф Васильев, постоянно присутствующими членами избраны: инспектор спб. акад. архим. Хрисанф, протоиерей церкви Констант. дворца Сам. Михайловский, законоучитель Горного инст. А. Рудаков , ордин. проф. спб. унив. Благовещенский, орд. проф. спб. д. акад. Чистович, проф. истор. филол. института Кедров, членами-ревизорами: об. -секретарь св. Синода Ненарокомов, начальник отдел. канц. об. -прокурора Керский, служивший прежде в ведомстве мин. нар. просвещения и бывший в отставке ст. сов. Лебедев (Отч. об. -пр. 1867 г. 119–123). В 1870–71 г. число ревизоров увеличено еще двумя, и членов комитета после допущено было больше. По смерти прот. Васильева (дек. 1881 г.), его должность исправлял в течение года прот. И. В. Толмачев, потом председателем назначен из членов, бывший дотоле законоучителем училища правоведения, прот. А. И. Парвов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На обратный проезд ему было выдано 120 р., но он просил еще 55 руб., которые и были исходатайствованы из Дух. -уч. управления. В том же году поступил серб Михаил Геориадес, по ходатайству директора азиатского департамента, генерала Ковалевского. В 1861 г. приняты в семинарию черногорцы – Джуро-Лазов Ябучанин и Дим. Пунашевич – для изучения церк. живописи. С тою же целию еще в 1853 г. допущен был к посещению классов икокописания обучавшийся в академии художеств болгарин Стан. Доспевский. В 1861 г. араб Георий Маркос просил с другом еще арабом Нифонтом Мусеем о перемещении из киевской семин. в спб., так как они в киевской возбудили против себя неудовольствие других иностранцев, особенно сербов и болгар «за то, что не разделяют питаемого ими нерасположения к греческой нации». Семин. правление отказало по тесноте помещения, а также потому, что и в петерб. семинарии с ними может случиться тоже, что в киевской. Но, по распоряжению исправлявшего должность об. -прокурора князя Урусова, Маркос принят в спб. семинарию, причем учившиеся здесь греки (Ив. Георгиадес, Конст. Иеропас и Ант. Филиппеос) дали подписку, что согласны жить с Маркосом вместе в одной комнате; впрочем два последних грека вскоре вышли из семинарии по болезни. В 1864 г. Афонской Хиляндрской обители иеродиакон Евстафий допущен был к слушанию уроков в семинарии, с помещением в лавре. В 1865 г. принят грек Эммануил Пападаки, а в 1868 г. бежавший из Турции черногорец Георгий Филиппович и серб Явт Георгиевич. Были в семинарии и присоединившиеся из римско-католического вероисповедания, напр. Антон Залесский – из поляков (с 1848 г.), Мефодий Цехановский (в средн. отд. 1865 г.), чрез два года вышедший по расстроенным обстоятельствам; а также не мало обращенных евреев: Михаил Фалеев (с 1845 г.) Гавр. Архангельский (1847 г.); – в 1855 г. отказано в приеме в семинарию крещеному из евреев Зендерберу, за малолетством (12 лет); Ошер Дзягилер (1862 г.), Липкин (1864 г.) – оба последние имели уже детей, которых привезли потом в С.-Петербург – «для приготовления к православию»; Матвей Беккер (1866 г.), по обращении отданный под нравственное наблюдение семин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Активизировать сбор пожертвований в пользу Русской Палестины призваны были епархиальные отделы Палестинского Общества, право на создание которых было предоставлено Обществу еще в 1885 г., но первым из возникших отделов стал самый отдаленный, Якутский, открытый 21 марта 1893 г. В нем было 18 членов, в кассе отдел имел 3084 руб. (из них 1800 руб. – единовременных взносов, 375 руб. – ежегодных членских взносов и 904 руб. – пожертвований). В конце того же года, 19 декабря, открывается Одесский отдел ИППО. Далее, с января 1894 г. до апреля 1895 г., было создано еще 16 отделов. Цель создания отделов была двоякая. Во-первых, нахождение новых средств финансирования деятельности ИППО в Святой Земле. Во-вторых, развертывание – для достижения первой цели – научно-популярной и пропагандистской работы среди широких слоев населения по ознакомлению народа с историей Святой Земли и значением русского присутствия на Востоке. Вертикаль управления обществом Особенностью Палестинского Общества было сочетание широкой демократической инициативы и августейшего возглавления. Председателями Общества в императорский период были последовательно великий князь Сергий Александрович (18821905) и великая княгиня Елизавета Федоровна (1905–1917) 142 . Структура управления включала несколько звеньев: Председатель, Вице-Председатель, Помощник Председателя, Секретарь, Уполномоченный ППО (с 1898 г. Управляющий подворьями) в Палестине. Состав Совета (10–12 человек) и численность служащих Общества всегда были минимальны, динамизм и качество работы на всех уровнях обеспечивались четким исполнением устава, правильной и прозрачной отчетностью и сознанием патриотической и религиозной ответственности каждого из сотрудников, начиная с Председателя. На первом собрании Общества его вице-председателем стал государственный и общественный деятель, сенатор, писатель, богослов Тертий Иванович Филиппов (1825–1899), занимавший этот пост в 1882–1884. В 1884–1895 гг. пост вице-председателя занимал Федор Петрович Корнилов (1809–1895) – бывший московский гражданский губернатор (1859–1861), управляющий делами Комитета министров Российской Империи (1861–1874), член Государственного Совета. Коллеги добродушно посмеивались над его стариковским дреманием на заседаниях Совета, но, когда требовалось его твердое, обоснованное суждение или беспристрастная оценка, Федор Петрович всегда был на высоте. Его сменил Николай Николаевич Селифонтов (1835–1900) – известный государственный и общественный деятель и историк. Его серьезное отношение к делу, добросовестное исполнение принятых на себя обязанностей, опыт государственного служения давало ему в совокупности такую меру мудрости и такта, какими не обладал никто из коллег. Как сказал в поминальном слове В.Н. Хитрово , «до него, до его участия в делах, Общество, можно сказать, переживало свою детскую пору, с Н.П. оно возмужало и стало на ноги» 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По каталогу Любопытного известны два «жития» Андрея Дионисиевича: одно принадлежит Ивану Филиппову 310), автору «истории Выговской пустыни»; другое 130) –Андрею Борисову, знаменитому настоятелю Выговской пустыни в царствование Екатерины II. Что «житие», которым мы пользовались (рукопись Импер. Публ. Библ. не принадлежит Ивану Филиппову, это видно из того, что автор его, по его же словам, только «пользовался сочинением писателя Ивана Филиппиевича» историей Выговской пустыни. «Наиболее от слышания жительствовавших с ним (с Андреем) … сие повествование происходит, ничто же убо сами от сего видевше, но от списавших таковая яко цветы собрахом… еще же и от истории Ивана Филиппиевича» .... Итак, это компиляция, принадлежащая Андрею Борисову (род. 1734, ум. 1791 или 1809 г, см. Кат. Люб.; и хронологию Любопытного – в раск. делах XVIII ст., т. 1). 2). «История Выговской пустыни», сочинение одного из преемников Андрея, Ивана Филиппова, описывающее все события в Выговской пустыни от начала появления там раскола до 1740 г., – события, в которых Андрей Денисов большею частью был главным деятелем. 3). Сочинение Ивана Алексеева – «о тайне брака»: здесь несколько подробностей об отношениях Андрея к раскольнической общине, отчасти его учение о браке. 4). «Раскольничьи дела ΧVIII стол., извлеченные из дел Преображ. приказа и тайной канцелярии, Есипова»; – здесь несколько подробностей из жизни Андрея и Семена – официального происхождения. 5). Сочинения православных обличителей раскола: преимущественно обличение неправды раскол. преосв. Феофилакта Лопатинского, и «дополнение» … к этому сочинению преосв. Арсения Мациевича (рукопись Имп. Публ. Библ. в каталоге Строева – «описание б-ки Толстого», IV, 60, это сочинение ошибочно приписывается Неофиту; – что оно не принадлежит последнему, видно из самого заголовка его: «дополненное обличение неправых ответов выгорецкими пустосвятами честному иеромонаху Неофиту составленное… в нынешнем 1745 году...): оба эти сочинения посвящены разбору Поморских ответов, – последнее – преимущественно введения Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

51 В 11 и 12 словах «Просветителя» Иосифа Волоколамского находим пояснение этим неопределенным словам, –– здесь именно показало, что жидовствующие еще отвергали церковный институт монашества, как образа жизни, противного будто-бы человеческой природе. 53 Название «хлысты» или произошло от религиозного обряда этих сектантов, во время совершения которого они бичуются, хлыщут друг друга под слова песни: «хлыщу, хлыщу, Христа ищу " … или же есть искаженное произношение «христы», –– произношение, встречающееся в «Розыске» св. Димитрия Ростовского , который в первый раз из церковных писателей упоминает о хлыстах. «Христовщиной» названа была эта секта потому, что в среде ее постоянно являлись люди, слышавшие за одаренных высшими дарами благодати, которых сектанты считали христами. Сами себя хлысты называют «людьми Божиими», в которых будто бы за их богоугодную жизнь обитает Бог. 54 Его «Изъяснение раскола, именуемого хлыстовщина или христовщина», представленное в 1809 году через просвещ. Феофилакта в св. Синод. 56 С этими средневековыми мистическими сектами Западной Европы поставляют хлыстовщину в связь преосвящ. Филарет (Ист. русск. Ц. 1848 г., Москва, т. V, стр. 85 и дл.), Ливанов («Рационализм русских сектантов» в Всем. Труде 1868г., Февр., стр. 49), Н. Реутский («Люди Божии и скопцы», Москва 1872г, стр.4–6; 75–88), И. Соколов (Странник 1880г., т. I. стр. 96–112) и др. 57 Напр, Максимов (Отеч. Зап. 1867 г. стр. 500–521), Мельников Русский Вестн. 1868 г., т. 75, стр. 14–20. и др. 59 Добротворский, «Люди Божии, русская секта так называемых духовных христиан», Казань, стр. 25–27. Эта ссылка находит себе подтверждение в рассказах Кельсиева («Русские двоеверы», Отеч. Зап. 1867г.), который в данном отношении имеет большой авторитет, как человек, собравший свои сведения на месте, в Турции. 60 С. Маргаритов, «История русских рационалистических и мистических сект», Кишинев, 1894 г., стр. 50. 63 В обществе хлыстов, вопреки одной из существенных заповедей Данилы Филиппова: «плотского греха не творить», начал царить самый грубый разврат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Колокольня вместе с теплым Филипповским храмом была заново отстроена в 1850 году. На колокольне было восемь колоколов. Самый большой колокол весил 150 пудов. В 1928 году Знамено-Филипповский храм с колокольней были разрушены. В 1809 году построен каменный корпус настоятельских и братских келий, а так же каменная стена с двух сторон. Работы проводились при иеромонахе Гаврииле иждивением великоустюжской купеческой вдовы Анны Васильевны Курочкиной. Род Курочкиных был одним из древних и самых богатейших в Устюге. По преданию относящемуся к XVIII веку Курочкины были настолько богаты, что все улицы от своего дома (находился рядом с церковью Симеона Столпника) до Успенского собора могли вымостить серебряными рублевиками. Анна Васильевна Курочкина была второй супругой Ивана Яковлевича Курочкина (скончался в 1800 году) одного из создателей храма Симеона Столпника и последнего представителя рода Курочкиных. О строительстве каменного корпуса настоятельских и братских келий рассказывается в статье под названием: «Случай изъ жизни преосвященнаго Евгения, бывшаго епископа Вологодского » опубликованной в Вологодских епархиальных ведомостях в 1868 году. Рассказ этот был доставлен в редакцию священником Великоустюжской Всеградской Всемилостивого Спаса церкви Арсением Михайловичем Поповым. А.М. Попов записал этот рассказ со слов настоятеля Знамено-Филипповской пустыни Вениамина Базилевского (настоятель с 1828 по 1836 г. и с 1842 по 1860 г.), который в 1809 году был послушником монастыря. По словам отца Арсения, рассказ этот был подтвержден и другими старожилами Великого Устюга. В 1808 году в Устюге объявился юродивый под именем Степанушка, который вошел в доверие к Анне Васильевне Курочкиной. Перед приездом епископа Вологодского Евгения в Великий Устюг Степанушка попросил у А.В. Курочкиной построить возле ворот Яиковского монастыря келью для его постоянного проживания. Курочкина согласилась исполнить просьбу юродивого. Осталось получить разрешение епархиального начальства на постройку кельи. Курочкина обратилась к настоятелю Яиковского монастыря строителю Гавриилу (настоятель с 1803 по 1812 гг.) и членам устюжского Духовного Правления доложить о своей просьбе епископу Евгению по прибытию того в Устюг. Когда епископ Евгений осматривал Яиковский монастырь, настоятель Гавриил доложил ему о просьбе Курочкиной. Владыка, наслышанный о богатстве Курочкиной, попросил передать ей, что на следующий день он будет служить в ее приходской церкви Симеона Столпника и сам лично переговорит с ней о ее просьбе. Во время разговора с Курочкиной епископ предложил ей построить настоятельский и братский корпус монастыря по чертежам протоирея Устюжского Успенского собора Василия Аленева, на которых уже имелось благословение епископа Евгения на постройку. Курочкина согласилась. В 1809 году корпус для настоятельских и братских келий был построен. Что касается Степанушки, то он из города исчез.

http://sobory.ru/article/?object=27690

В предписании Комиссии дух. уч. чрез академию от 24 мая 1828 г. между прочим говорилось, «чтобы ученики низших училищ тщательно обучаемы были церковному чтению и пению, и, переходя в высшие, не переставали в свободные от учения дни заниматься чтением и пением в церквах, по распоряжению, какое по местным обстоятельствам за удобнейшее признано будет». – В 20-х годах были и особые учители для семинарского хора, напр. Филиппов, из учителей училища. Библиотека Семинарская библиотека составлялась постепенно посредством покупки книг, пожертвований, присылки их из комиссии дух. уч. и из академий. До 1819 г. пока академия не была переведена в новое помещение, библиотека семинарская имела помещение вместе с академической, в холодной бане Александро-невского монастыря, (выходящей на нынешний училищный двор), где и осталась после перемещения академии. Но семинарские наставники, с разрешения ректора академии, могли пользоваться и книгами из академической библиотеки, откуда был даже выдан в 1810 г. особый список книг, назначенных для пользования в семинарии. Первый ректор семинарии архим. Анатолий составил в сентябре 1809 г. каталог книг, нужных для семинарии и препроводил его в Комиссию дух. уч. Получив оттуда разрешение, он издержал на покупку книг в 1809–11 г. 1046 р. 52 к. из суммы присланной Комиссией в количестве 2153 р. 45 к. Следующий ректор Мефодий из той же суммы истратил на книги 242 р. 10 к. В 1813 г. Иннокентий купил книг на 215 р. Как видно из расписок в приеме книг первого семинарского библиотекаря Гронского, для библиотеки покупались такие книги, как русская история Татищева, риторика Ломоносова, творения Златоуста, похождения Телемака на франц., геометрия Гурьева и т. д. Вновь выходящие книги и руководства выписывались правлением и по репортам преподавателей, но иностранные книги, особенно в большем количеств, приобретались непременно с разрешения Комиссии дух. уч., которая не всегда его давала. В 1820 году Комиссия обратила внимание на то, что при выписке книг в семинарскую библиотеку, не точно обозначаются их названия, не принимается во внимание дорогая цена книг и в число классических книг (руководств) помещаются такие, которые Комиссией не признаны классическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преображенский богаделенный дом с видом кладбища. Гравюра Р. Курятникова. 1852 г. (ГИМ) Преображенский богаделенный дом с видом кладбища. Гравюра Р. Курятникова. 1852 г. (ГИМ) К нач. 60-х гг. XVIII в. филипповское согласие значительно усилилось за счет присоединения к нему мн. поморских общин. В эти годы филипповские общины существовали не только в Поморье, но и в С.-Петербурге, Москве и практически во всех областях Центр. России, с нач. XIX в.- в Зап. Сибири. Для филипповского согласия с самого начала его формирования был характерен полицентризм, какого не было ни в одном др. беспоповском согласии. В немалой степени это было связано с быстрым разгромом первого центра филипповцев и гибелью самого Филиппа. Впосл. филипповские общины, объединенные по сути только одной идеей - неприятием молитвы за государя, др. вопросы решали самостоятельно и очень часто по-разному. В 60-х гг. XVIII в. большой авторитет в согласии приобрела московская община, появившаяся в 1762 г. в результате перехода значительной части московских поморцев в филипповское согласие и размежевания как с Выговским общежительством, так и с федосеевцами. Община, к-рую возглавили братья Г. и А. Яковлевы , находилась на Балчуге, отчего ее членов называли «балчужными», в 70-х гг. XVIII в. там была устроена часовня. В 70-х гг. XVIII в. в Москве появились еще 2 филипповские общины, наставники к-рых - И. Алексеев и С. Андреев - сначала признавали главенство А. Яковлева, но ок. 1777 г. заявили о своей полной самостоятельности. К Москве как центру в 60-70-х гг. XVIII в. тяготели ярославские и кимрские (из с. Кимры в Тверской губ.) филипповцы, а также часть филипповцев, живших в Поморье. В то же самое время шел процесс усиления и распространения (до Урала и Зап. Сибири на восток и до Царицына, Астрахани и Сев. Кавказа на юг) федосеевского согласия, центром к-рого также стала Москва. Этому в немалой степени способствовала деятельность московского наставника И. Иванова († 1770) и особенно И. А. Ковылина († 1809), в 1771 г. основавшего Преображенское кладбище, к-рое еще при жизни Ковылина превратилось в наиболее влиятельный центр федосеевщины. Москва во 2-й пол. XVIII в. стала главной ареной противостояния между федосеевцами и филипповцами, к-рое имело наиболее жесткий характер в 60-70-х гг. Филипповцы характеризовали своих оппонентов (не только федосеевцев, но и представителей др. старообрядческих согласий) как еретиков и требовали от них покаяния и полного отказа от своих «лжеучений». Очень ярко позицию московских филипповцев характеризует полное заглавие «Стостатейника» - устава согласия, принятого в 1777 г.: «Православное исповедание и содержание православныя Христовы церкви в сохранение от федосеева и новомонастырскаго согласия и прочих соблазнов в нынешнее последнее время» (РГБ. Барс. 940. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/78246.html

Филимоново. Церковь Димитрия Солунского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Филимоново, при речке Сотьме, находится в 14 верстах от уездного города и в 120 от губернского. С начала XVII в. село Филимоново принадлежало Переславскому Никитскому монастырю. Церковь в селе существовала уже в начале XVII ст., как свидетельствуют писцовые книги: в селе церковь Страстотерпца Христова Димитрия, деревянная, в церкви деисус и двери царские, образа местные, ризы, книги, все церковное строение монастырское. Деревянная церковь в честь того святого значится в описи села 1702 г. Деревянная церковь в Филимонове существовала до 1809 г. В 1809 г. вместо деревянной церкви прихожанами устроен каменный храм с такою же колокольнею. Престолов в нем два: в холодном - во имя св. вмч. Димитрия Солунского, в приделе теплом - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На царских вратах главного храма имеется резное изображение Тайной вечери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы в приходе: Тихвинская икона Божией Матери; по местному преданию, эта икона явилась на кладезе за селом, куда и доселе ежегодно 26 июня совершается крестный ход; икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали», написанная в память избавления села от холеры в 1848 г. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1791 г., исповедные росписи с 1823 г. Особого причта при церкви нет, богослужения и требы отправляет причт села Филипповского. На содержание их получается: процентов с причтового капитала в 300 руб. - 10 руб.; от земли пахотной и сенокосной 300 руб.; от служб и треб 150 руб.; а всего 460 руб. в год. Земли при церкви: усадебной 2 десятины, пахотной и сенокосной 33 десятины 1600 кв. саж.; план и межевая книга на землю, кроме усадебной, имеются. Пахотную землю причт отдает в аренду, а сенокосной пользуется сам. Приход состоит из одного села Филимонова, в котором по клировым ведомостям числится 198 душ муж. пола и 243 жен.; все православные. В селе есть школа. Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=12381

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010