17 февраля 2015 г. 23:00 26-28 марта. Москва. XI Международная научная конференция «Икона в русской словесности и культуре». 26-28 марта, в Москве, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына, состоится XI Международная научная конференции «Икона в русской словесности и культуре». Программа. 26 марта, четверг  Музей русской иконы (Гончарная ул. Д. 3 стр. 1) Регистрация участников. 10.30. ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ. 11.00 – 13.15.  Лепахин Валерий Владимирович, д. ф., н., профессор, Сегедский университет (Венгрия). «Иконичность в поэзии Блока». Шалина Ирина Александровна. к. иск., ГРМ, Санкт-Петербург. Музей русской коны, Москва. Тема будет объявлена позже. Чапнин Серегей Валерьевич, Журнал Московской Патриархии,  Москва. 2Иконичность в контексте современной культуры». Лидов Алексей Михайлович, академик РАХ, Москва. «Райские реки в иеротопии и иконографии византийского храма». Закуренко Александр Юрьевич, Москва. «Проблемы аксиоматики в теории литературы и понятие " иконического " ». 13.15 -13.30— перерыв  ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ. 13.30-15.00 Дорофеева Л.Г. д. ф., н., профессор Балтийский Федеральный университет им. И. Канта, Калининград. «Иконичность в современной агиографии о новомучениках и исповедниках российских». Маслов Илья, диакон, Институт современного управления, кино и телевидения, Москва. «Утрата иконичности как современная форма иконоборчества: философско-эстетические аспекты».  Губарева Оксана Владимировна, к. иск., член СХ России, Санкт-Петербург. «Об М. Алпатове, иконах и  второй венской школе искусствознания». Дмитрий Андреевич Остроумов, архитектор, Минск (Белорусь). «Обратная перспектива как синергийный образ в иконологии храма». Языкова Ирина Константиновна, к. культ., Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, Москва. «Иконическое и антииконическое в современной культуре». Перерыв 15.00- 16.00 ТРЕТЬЕ ЗАСЕДАНИЕ. 16.00 – 18.30. Цеханская Кира Владимировна, д.и.н., институт этнологии РАН, «Икона как выразитель социо-религиозного самосознания русских».

http://e-vestnik.ru/db/ikona_v_russkoy_s...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28685.html 21 апреля 2006 " Мы решительно против того, чтобы церковь превращалась в государственную структуру " Открытое письмо Леонида Гозмана Его Высокопреосвященству Владыке Кириллу, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Источник:  http://www.polit.ru Полит.ру Ваше Высокопреосвященство, Внимание общественности к Вашему выступлению на Х Всемирном Русском Народном Соборе говорит не только об уважении лично к Вам и авторитете Русской Православной Церкви, но и, прежде всего, о том, что Вы подняли исключительно важные для всего общества вопросы. Разделяя, как и большинство граждан России, Ваше беспокойство о будущем страны, считаю, что высказанные Вами идеи нуждаются не просто в одобрении или отвержении, но в серьезном содержательном обсуждении. Я не стал бы писать Вам, если бы Вы адресовались только своим прихожанам, поскольку не отношусь к их числу. Но Вы говорите обо всей стране, поэтому позволю себе обратиться к Вам с рядом вопросов и высказать определенные несогласия с Вашей позицией. Говоря о необходимости соотнесения поведения человека и законов государства с нравственными нормами, Вы обходите вопрос о том, кто будет производить это соотнесение. По-видимому, Вы считаете, что это является естественной прерогативой Церкви, а фактически, ее иерархов. Вопрос о нравственных ограничителях стоит и в либеральной традиции, только там это задача самого человека и тех, кто волею людей, а не церкви или государства, приобретают статус моральных авторитетов и личным примером показывают людям, как следует жить, для чего использовать данные им или завоеванные ими свободы. Для многих из нас таковыми были Андрей Сахаров и Дмитрий Лихачев, для кого-то – это Александр Солженицын, для кого-то, наверняка – иерархи РПЦ. Но в любом случае это личный выбор, директивы и самоназначения здесь неуместны. Вы фактически ставите знак равенства между народом России и российским государством с одной стороны, и Вашей паствой и Русской Православной Церковью с другой.

http://religare.ru/2_28685_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_35873.html 08 декабря 2006 Ольга Мартыненко Уязвленное самосознание народов Издательство " Русский Путь " выпустило книгу Дмитрия Гойченко " Сквозь раскулачивание и голодомор " Источник:  http://www.mn.ru Московские новости Книга вышла перед тем, как на Украине был принят закон о голодоморе, окрашивающий одну из самых страшных в русской истории народных трагедий голод 1932-1933 годов – националистическими мотивами. Это одна из первых записей по живым следам, сделанных не просто свидетелем, но участником раскулачивания: их автор Дмитрий Гойченко, сам родом из крестьян, волей судеб оказался среди воинствующих противников своего сословия. Основатель мемуарной серии " Русского пути " Александр Солженицын еще из Вермонта призывал всех, испытавших на себе тяготы советских лет, записать свои воспоминания: уничтожались материалы, хранящие правду, и свидетельство каждого бесценно. Дмитрий Данилович Гойченко, который жил тогда в Америке затворником, свои воспоминания давно записал, не надеясь их напечатать даже за границей. Да и в стране, которая называлась уже не СССР, а Россия, книга ждала выхода около 10 лет. Бывший советский гражданин, ныне прихожанин церкви Фатимской Божьей Матери в Сан-Франциско Евгений Зудилов рассказывает в предисловии, как в феврале 1994 года, приводя в порядок церковную библиотеку, он наткнулся на несколько пыльных папок, перевязанных тесемочками. Внутри были пожелтевшие растрепанные страницы, исписанные неровным почерком. Начав их читать, он забыл, где находится и какой сейчас год. У человека, который примется читать эти воспоминания в книге, изданной в мемуарной серии " Русского пути " (редактор серии Н.Д. Солженицына) со всем приличествующим такой публикации аппаратом – подробными комментариями и послесловием, ощущения будут абсолютно схожие. Далеко не сразу Евгению Зудилову удалось разгадать, кто автор пожелтевших страниц. Варлам Шаламов, прошедший ад колымских лагерей, считал этот опыт лишенным смысла. Для Гойченко он не пропал даром.

http://religare.ru/2_35873_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_64974.html 14 мая 2009 Мария Моисеева " Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия " Источник:  Православная книга России 12 мая в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына прошла презентация книги Андрея Зайцева " Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия " , вышедшей недавно в издательстве " Эксмо " . Книга адресована широкому кругу читателей. Она представляет собой попытку познакомить человека, возможно даже не церковного, с личностью митрополита Антония. В презентации приняли участие редактор издательства " Эксмо " , руководитель направления " Религия " Андрей Богословский, насельник московского Свято-Данилова монастыря Игумен Петр (Мещеринов), научный секретарь Синодальной богословской комиссии, публицист Александр Кырлежев. Редактор издательства " Эксмо " , руководитель направления " Религия " Андрей Богословский рассказал о новинке и поделился своими личными впечатлениями от знакомства с ней: – Что представляет собой книга " Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия " ? – Это приглашение к знакомству с личностью и творчеством владыки Антония. Автор предпринял попытку соединить рассказ о чертах личности митрополита Антония с идеями, которые владыка излагал в своих проповедях и выступлениях. Для своей работы Андрей Зайцев выбрал самые актуальные для современной церковной жизни темы и показал, как относился к ним герой его книги. Конечно, материал, вошедший в книгу, пропущен через личность автора, и читатель, взяв книгу, почувствует это личное отношение, которое объясняет сам автор: так уж получилось, что некоторые ключевые события в его жизни были тесно связаны с митрополитом Антонием Сурожским. Книга Андрея Зайцева – это личный взгляд, приглашение к разговору и, конечно, к изучению наследия и жизни владыки Антония. – Вы сказали, что в мире существуют на сегодняшний день только две книги о владыке Антонии. Одна из них написана английской журналисткой и секретарем лондонского прихода Джилиан Кроу, вторая – русским журналистом Андреем Зайцевым, о которой мы говорим сегодня. Как случилось, что книг, посвященных такому известному проповеднику, в мире всего две, а в России – одна?

http://religare.ru/2_64974_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_87312.html 08 апреля 2006 Леонид Гозман Открытое письмо Леонида Гозмана Его Высокопреосвященству Владыке Кириллу, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Источник:  http://www.sps.ru/?id=212434 Сайт СПС Будучи либеральной партией, " Союз Правых Сил " выступает за свободу совести и, безусловно, поддерживает церковь как институт гражданского общества. При этом мы решительно против того, чтобы церковь превращалась в государственную структуру, что, как это ни печально, происходит сейчас Ваше Высокопреосвященство, Внимание общественности к Вашему выступлению на Х Всемирном Русском Народном Соборе говорит не только об уважении лично к Вам и авторитете Русской Православной Церкви, но и, прежде всего, о том, что Вы подняли исключительно важные для всего общества вопросы. Разделяя, как и большинство граждан России, Ваше беспокойство о будущем страны, считаю, что высказанные Вами идеи нуждаются не просто в одобрении или отвержении, но в серьезном содержательном обсуждении. Я не стал бы писать Вам, если бы Вы адресовались только своим прихожанам, поскольку не отношусь к их числу. Но Вы говорите обо всей стране, поэтому позволю себе обратиться к Вам с рядом вопросов и высказать определенные несогласия с Вашей позицией. Говоря о необходимости соотнесения поведения человека и законов государства с нравственными нормами, Вы обходите вопрос о том, кто будет производить это соотнесение. По-видимому, Вы считаете, что это является естественной прерогативой Церкви, а фактически, ее иерархов. Вопрос о нравственных ограничителях стоит и в либеральной традиции, только там это задача самого человека и тех, кто волею людей, а не церкви или государства, приобретают статус моральных авторитетов и личным примером показывают людям, как следует жить, для чего использовать данные им или завоеванные ими свободы. Для многих из нас таковыми были Андрей Сахаров и Дмитрий Лихачев, для кого-то – это Александр Солженицын, для кого-то, наверняка – иерархи РПЦ. Но в любом случае это личный выбор, директивы и самоназначения здесь неуместны.

http://religare.ru/2_87312_1_21.html

А. Г. Денисов: - Прежде всего, Александр Исаевич Солженицын – это художник. Великий художник, писатель, имя которого принадлежит и русской и мировой культуре. И отменить этого уже никто не может. Что же касается первого вопроса: почему сегодня опять, так же как когда-то в 70-е, 80-е годы, да и в начале 2000-х, и при жизни его постоянно предпринимались попытки его дискредитировать. И его самого, и его творчество, и сделать все, чтобы народ не читал. А народ его читает. Читают, да еще как. Например, вот по последней информации, которая у меня есть на сегодня, 5 -6 крупных российских издательств вновь собираются публиковать «Архипелаг ГУЛАГ». Каждый год в России и в мире издается «Архипелаг ГУЛАГ», на разных языках. Это одна из самых читаемых и издаваемых книг в мире. И то, что сегодня опять российские издательства обратились к творчеству Солженицына, и именно к этой книге, говорит о том, что Россия переживает очередной тяжелейший период своей истории, судьбоносный. Давайте сейчас не будем вспоминать тех, кто уже писал и подметные письма, и выступал со статьями, и целые отделы в КГБ занимались тем, чтобы создать ярлыки и штампы, какие-то фальшивые факты о его жизни, вот сегодня те люди, которые опять стали говорить о том, что надо исключить Архипелаг из школьной программы, о них можно сказать русской поговоркой: слышал звон, да не знаю где он. Потому что «Архипелаг ГУЛАГ» не является обязательным произведением для школьной программы по литературе. Он включен в дополнительный список. И на усмотрение учителя: изучать или не изучать, будет время его пройти или нет. В обязательную программу включены «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича». Это вот, во-первых. Во-вторых, почему сейчас опять такая волна? Это связано с тем, что опять встал вопрос: что такое Россия, кто мы такие, куда мы идем, и какое общество мы хотим построить? И произведение Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в этом смысле является для нас таким краеугольным камнем, в понимании того, что произошло с Россией в ХХ веке. Ведь это не просто роман, это опыт художественного исследования. Это судьба и крестный путь России на Голгофу и распятие целой страны во имя каких-то идей. Романтических, может быть, иногда…

http://radonezh.ru/2023/02/13/ob-aleksan...

Ад Данте начинается в Раю. Прежде всего потому, что Ад, по утверждению Данте, – создание Бога Троицы 16 февраля в просветительском лектории портала «Правмир» состоялась лекция Ольги Седаковой «Под небом насилия. Седьмой круг», посвященная творчеству Данте. Предлагаем вниманию наших читателей текст и видеозапись этой лекции. Ольга Александровна Седакова — поэт, филолог, переводчик, прозаик. Родилась в Москве. Окончила филфак МГУ и аспирантуру Института славяноведения и балканистики, кандидат филологических наук. Ведущий научный сотрудник Института мировой культуры (МГУ). Автор 25 книг, среди которых — 14 книг стихов (включая переводные на английский, французский, немецкий, датский, иврит) и двухтомное собрание стихов и прозы, 5 книг прозы, 2 книги переводов, том исследований по традиционной славянской обрядности, а также «Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославянско-русские паронимы» (2008). Публиковала поэтические переводы из Р. М. Рильке, П. Целана, П. Клоделя, Т. С. Элиота и др. Лауреат Премии Андрея Белого (1982), Европейской премии поэзии (Рим, 1995), Премии имени Владимира Соловьева «Христианские корни Европы» (Ватикан, 1998), Премии Александра Солженицына (2003) и др. Доктор теологии honoris causa Европейского гуманитарного университета в Минске (2003). Кавалер Ордена искусств и словесности Французской Республики (2005). Я прошу прощения у тех, кого это может огорчить, но вместо Земного Рая мы сегодня окажемся в Аду, и довольно глубоко в Аду. Я подумала, перебирая дантовские работы, что о Земном Рае мне уже приходилось говорить ( текст был опубликован на Правмире и в моей книге «Апология разума»), а то, что я хочу сегодня вам изложить, по-русски еще не звучало. Кроме того, мне кажется, что по нынешнему расположению светил нам эта тема больше подходит. Итак, «Под небом насилия. Седьмой круг». Это тот круг Ада, в котором заключены насильники. Я расскажу, каким образом появилась эта работа. Она сделана по заказу, а песни, о которых пойдет речь, выпали мне по жребию. Несколько лет назад меня пригласили в Миланский государственный университет участвовать в дантовском марафоне, то есть, в цикле лекций под общим названием «Дантовские эксперименты».

http://pravmir.ru/pod-nebom-nasiliya-sed...

Беседовала Ольга Орлова «Третий Рим» – нет-нет да и услышишь эти слова в адрес Руси из уст даже людей, далеких от Церкви. Между тем в попытке воплощения этого концепта в XVII веке сплоченная тремя века мира нее преподобным Сергием Радонежским Святая Русь раскололась. А без раскола XVII века, по часто цитируемому сегодня замечанию Александра Солженицына, не было бы и революции 1917 года. О святости как преодолении расколов и разломов Руси, уврачевании разобщенности и исправлении ошибки в понимании христианской власти, допускаемой даже апостолами ( Мк.10:37 ) и сыгравшей роковую роль в русской истории, – наша беседа с богословом игуменом Дионисием (Шлёновым). Монастыри всегда были крепостями, цитаделями безопасности государства. С богоустановленного порядка, воссоздаваемого в монастырях, на Руси брали пример и для обустройства жизни в миру. С основания преподобным Сергием Радонежским в XIV веке Троице-Сергиевой Лавры началось возрождение Руси. Поэтому и данное интервью о чаемом сегодня подъеме государства наш журнал приурочил к первой после 1917 года монашеской конференции Русской Православной Церкви «Монастыри и монашество: традиции и современность». Разговор с заведующим Греко-латинским кабинетом Московской духовной академии и Академической библиотекой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, доцентом Московской духовной академии игуменом Дионисием (Шлёновым) состоялся после его доклада на конференции. В нем речь шла о трех монашеских обетах – девстве, послушании и нестяжании. Отец Дионисий рассказал поучительную историю из жития преподобного Пахомия Великого , который однажды повелел послушникам, усладившимся красотой новопостроенной часовни, разрушить ее. Доклад взволновал умы слушателей: интервью, о котором мы условились заранее, никак не могло начаться – к отцу Дионисию подходили заинтересованные. Я стояла и думала – можно ли провести аналогию между Святой Русью со всем разрушением ее благолепия в годы революции и последующих гонений и той разрушенной часовенькой святаго Пахомия. Но тут вдруг к нам подошел переводчик греческого и оспорил рассказанную историю – по его словам, в греческом подлиннике речь идет не о полном разрушении часовни, а о частичном демонтаже колоннады, выстроенной на манер Парфенона. «И вообще, – сокрушался переводчик, – вы так быстро прочитали доклад, что я не успел ничего перевести грекам! Чувствую себя китайским летчиком!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В.А. Юлин Святые бутовские мученики, молите Бога о нас! Жестокие и кровавые события XX века стали особенно трагическими для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и внутренних, гонителей-богоборцев. Только на одном Бутовском расстрельном полигоне – этой Русской Голгофе – в период с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г. было расстреляно и захоронено 20 765 человек, из них 940 мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. 160 «Когда перед ними стал выбор – пойти на страдания и смерть или отречься от Христа, – они шли на смерть. По милости Божией, вопреки усилиям гонителей, мы помним все имена мучеников, и кровь мучеников снова стала семенем Христовым», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Прославление в лике святых сонма Новомучеников и Исповедников Российских на рубеже двух тысячелетий как бы подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божиего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных тяжких заблуждений народа. Прав был Александр Исаевич Солженицын, когда говорил: «Мы должны осудить публично самую идею расправы одних людей над другими». Ведь ответственность – коллективная: и общества, и государства. Виноваты все мы. Покаяние – это и есть беспристрастный суд, которым мы судим себя самих перед Богом. Бутовский полигон – это урок: нужно «жить не по лжи». Когда входишь под своды бутовского храма Воскресения Христова и святых Новомучеников и Исповедников Российских, то испытываешь чувство глубокой признательности ко всем, кто немало потрудился, чтобы воздать должное памяти верных чад Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христову Веру. На стенах храма размещено более пятидесяти икон Бутовских святых – по дням расстрелов. В их числе – шесть икон пострадавших в Бутове иерархов во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым) , во имя которого освящен правый придел храма. В центральном алтаре храма на столпах алтаря помещены две соборные иконы. На правом столпе находится икона Собора Новомучеников и Исповедников Российских, которая является копией центральной части иконы, написанной к прославлению новомучеников и исповедников в 2000 г. (оригинал в храме Христа Спасителя). На левом столпе – икона Собора Новомучеников, в Бутове убиенных. Эта икона написана по образцу иконы Собора Российских Новомучеников. Отличие только в том, что на первой иконе мученики изображены на фоне храма Христа Спасителя, а на другой иконе бутовские святые стоят на фоне бутовского деревянного храма, перед которым – бутовский голгофский крест, а ниже – рвы со святыми останками убиенных праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В последние десятилетия часть наших соотечественников пыталась извлечь из исторических морских глубин литературного Ахава. Вроде бы, извлекли и даже поставили памятник к его 100-летнему юбилею. Но «народная тропа» к нему так и не образовалась. И не образуется теперь уже никогда. У Бориса Пастернака есть замечательные строки: Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Уж не знаю – кого конкретно имел в виду поэт, но то, что эти строки подходят к фигуре Александра Исаевича, – несомненно. Да, время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все дорогостоящие медийные попытки и даже все усилия верховной российской власти вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились. Почему? – Ответ снова находим в русской (и мировой) классике – у Николая Васильевича Гоголя. Солженицын напоминает гоголевского персонажа Чичикова, который преуспел в торговле мёртвыми душами. Да и хлестаковщину он довёл до мирового масштаба. Что же – тоже своеобразное достижение. Но у хлестаковщины есть одно непреложное свойство: её в конце концов всегда разоблачают. Именно это и произошло с автором «Архипелага Гулага». А с Иосифом Виссарионовичем – картина обратная: чем больше пытались его разоблачать в последние десятилетия многочисленные либеральные СМИ, тем более величественным становился его образ, тем больше он становился «притчей на устах» народа. И этот процесс возрастания продолжается, и ничего здесь уже не поделаешь. Ярким доказательством этого возрастания является тот факт, что 21-го декабря, в день рождения Сталина, на его могилу люди принесли более 13000 гвоздик. И никто этих людей специально не организовывал – они пришли по зову сердца и ума. В одном из разговоров с генералом де Голлем Сталин, прозревая свою загробную судьбу, сказал, что после его смерти на его могилу навалят много мусора, но ветер истории этот мусор развеет. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается один из важнейших итогов прошедшего года: юбилей Солженицына реально превратился в бенефис Сталина. И наша верховная власть должна в конце концов определиться – какое знамя она развернёт в будущем году – солженицынское знамя поражения или сталинское знамя победы.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/29/yu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010