Наталия Солженицына: Два часа в неделю мало, Владимир Владимирович! У нас ведь всё делается только сверху – литературу надо бы вернуть. Выкинули её, а что ввели? Учить коммуникации? Как друг другу улыбаться? Да этому люди и без уроков научатся. 6 ноября, 2012 У нас ведь всё делается только сверху – литературу надо бы вернуть. Выкинули её, а что ввели? Учить коммуникации? Как друг другу улыбаться? Да этому люди и без уроков научатся. Владимир Путин встретился с руководителем Фонда Солженицына Наталией Солженицыной. Встреча состоялась в преддверии юбилейной даты – 50-летия со дня публикации в журнале «Новый мир» произведения Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», принесшего ему мировую известность. В.ПУТИН: Наталия Дмитриевна, совсем скоро мы будем отмечать 50-летие [со дня публикации произведения Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»]. Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: 50 лет как вышел «Иван Денисович». И, видите, нам удалось напечатать две книги (показывая книги). Вот эта самая интересная книга, маленькая, но наиболее интересная, – это письма читателей, которые никогда ещё не публиковались, присланные [главному редактору] Александру Твардовскому в редакцию журнала «Новый мир». Они не были напечатаны. Это просто письма из архива. И, видите, начинаются: «Дорогой Иван Денисович», – потому что люди не знали, как зовут Александра Исаевича [Солженицына], к нему обращались «Дорогой Иван Денисович». Вы знаете, я думаю, что это 50-летие, и вообще сам «Иван Денисович», который послужил пьедесталом к «Архипелагу», потому что поток писем обрушился после «Ивана Денисовича» и дал огромный дополнительный материал, сейчас мы устраиваем конференцию в связи с «Иваном Денисовичем», – я думаю, что это и причина, и знак – не терять памяти. «Иван Денисович» необходим как лекарство против беспамятства. Потому что беспамятство – это болезнь слабого человека, слабого общества и слабого государства. Помнить нужно и хорошее, и плохое – обязательно. Иначе мы хромать будем. В.ПУТИН: Это правда. Кстати говоря, как в школах идёт изучение [творчества А.Солженицына]?

http://pravmir.ru/nataliya-solzhenicyna-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Исаевич Солженицын 22.11.2018 997 Время на чтение 28 минут Предлагаем вниманию читателей главу из книги Михаила Михайловича Дунаева " Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв " . В 1952 году Александр Исаевич Солженицын (р. 1918) написал стихотворные сроки, через которые можно осмыслить всю его жизнь: Но пройдя между быти и небыти, Упадав и держась на краю, Я смотрю в благодарственном трепете На прожитую жизнь мою. Не рассудком моим, не желанием Освещён её каждый излом - Смысла Высшего ровным сиянием, Объяснившимся мне лишь потом. И теперь, возвращённою мерою Надчерпнувши воды живой, - Бог Вселенной! Я снова верую! И с отрекшимся был Ты со мной... Бытие Солженицына в русской культуре не может быть осознано вне действия Промысла Божия. Разумеется, и во всякой жизни действует промыслительная воля Творца, но Солженицын не просто был ведомым этой волей, но сумел сознательно ей следовать. Это дало ему силы выдержать тягчайшие испытания, и малой доли которых достаточно было бы, чтобы сломить натуру, не опирающуюся на подлинность веры. Солженицын стремительно обозначился в литературе, возвысившись в ней сразу, резко. Появление " Одного дня Ивана Денисовича " (1962) стало рубежной вехой в её истории: теперь всё разделилось в ней, на до и после этой повести. Само вхождение Солженицына в литературу показало как действует Промысл: в соработничестве с человеком. Конечно, не политбюро, не Хрущёв создали возможность публикации " Одного дня... " - они лишь выполнили то, что было определено Промыслом. Но... Была создана возможность, была и ответная готовность. Мог ведь победить здравый смысл: зачем силы класть на то, чего не только не напечатать, а и показывать страшно, и хранить небезопасно. И создалась бы возможность, да ответить бы нечем было. Нужна была сильная воля, чтобы одолеть то «здравое» внутреннее нашёптывание, и она ответила воле Творца. Солженицын вошёл в литературу и сразу стал в ней классиком. Ему уже не было нужды вырабатывать своё художественное своеобразие, искать и выстраивать систему идей, потому что уже остались позади все муки становления.

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/22/al...

Письмо владыки Василия (Кривошеина) митрополиту Антонию (Блуму)в связи с высылкой из СССР Александра Солженицына РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_51017.html 21 февраля 2008 Письмо владыки Василия (Кривошеина) митрополиту Антонию (Блуму)в связи с высылкой из СССР Александра Солженицына Источник:  http://bogoslov.ru/text/286310.html Богослов. ру Богослов.Ru предлагает вниманию читателей письмо владыки Василия (Кривошеина) митрополиту Антонию (Блуму), написанное вскоре после высылки из СССР А.И.Солженицына. Письмо любезно предоставлено Никитой и Ксенией Кривошеиными и публикуется впервые. " ...недовольны митр. Антонием за то, что он подал в отставку сразу после своего выступления в пользу Солженицына. На своём заседании 05.04.1974 Священный Синод РПЦ, заслушав прошение митрополита Антония от 21.02.1974г. об отставке с поста Патриаршего Экзарха по состоянию здоровья, поставил освободить его от должности и иметь суждение о назначении Патриаршего Экзарха Западной Европы после праздника Святой Пасхи. Митрополит Антоний предлагал на этот пост митрополита Берлинского Филарета (Вахромеева), Патриаршего Экзарха Средней Европы " . 6.С.4) Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Антонию, Митрополиту Сурожскому, патриаршему экзарху в западной Европе. Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Получил Ваше письмо от 28 февраля с сопровождающими его приложениями (впрочем, я получил всего одну проповедь, а Вы пишете о двух). Постараюсь ответить прежде всего на самое главное, то есть, конечно, на предполагаемую Вашу отставку от должности Экзарха. Конечно, я определенно против, хотя бы потому, что Вас некем заменить и некоторую пользу благодаря Вашей популярности среди западных инославных Вы несомненно приносите. Ведь что будет в случае Вашего ухода? Меня Патриархия никогда не назначит, да и я не соглашусь по возрасту. Владыка Петр совершенно не подходит, не пастырская личность, не русский, и к тому же большевизан (его назначение было бы началом советизации Экзархата, он уже сейчас дошел до того, что бывает в посольстве на праздник красной армии). Во всяком случае мы его здесь как Экзарха не примем, а будем просить о непосредственной зависимости от Патриархии. Нечего и говорить, что советский Экзарх еще менее приемлем. Нет у них ни одной подходящей личности, все они не разбираются в положении на Западе, сотрудничать с ними я не смогу и не желаю (хотя бы в вопросе о " Вестнике " ). Придется тоже просить о непосредственной зависимости от Патриархии (по принципу: Москва далеко, Париж близко, значит, иго ее будет менее чувствительным).

http://religare.ru/2_51017_1_21.html

Председатель ОВЦС принял участие в открытии первого в России Музея русского зарубежья 29 мая 2019 г. 10:12 28 мая 2019 года в Москве состоялось торжественное открытие Музея русского зарубежья — первого подобного музея в России. Он входит в структуру Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. В церемонии открытия приняли участие министр иностранных дел России С.В. Лавров, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , советник Президента России по вопросам культуры В.И. Толстой, директор Дома русского зарубежья им. А Солженицына В.А. Москвин, руководитель Департамента культуры города Москвы А.В. Кибовский, президент Русского благотворительного фонда Александра Солженицына Н.Д. Солженицына, а также статс-секретарь — заместитель министра иностранных дел России Г.Б. Карасин, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский, митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий, архиепископ Михаил (Донсков) , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , заведующий Сектором протокола ОВЦС игумен Феофан (Лукьянов) , председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин , директор департамента МИД России по работе с соотечественниками за рубежом О.С. Мальгинов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьян, многочисленные представители организаций соотечественников за рубежом. Перед началом церемонии митрополит Волоколамский Иларион совершил освящение здания музея. С.В. Лавров, владыка Иларион, И.О. Щеголев, Н.Д. Солженицына, В.А. Москвин перерезали символическую ленточку перед входом в музей, затем участники и гости церемонии осмотрели музейные экспозиции. Далее состоялась официальная церемония открытия музея. Собравшихся в концертном зале приветствовал директор Дома русского зарубежья В.А. Москвин.

http://patriarchia.ru/db/text/5443375.ht...

Великий церковный " неспециалист " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_56676.html 08 августа 2008 Павел Умнов Великий церковный " неспециалист " Источник:  Русский журнал Умер Солженицын. За прошедшие сутки-двое уже все рассказали, какой он был великий писатель и гражданин. (И это правда.) На одной известной радиостанции опросили людей – оказалось, что почти все Солженицына читали тайно, ночью и под одеялом, а некоторые читали в школе или в интернете. Автор этих строк – промежуточный вариант – прочел Солженицына впервые в начале-середине 90-х, никогда Солженицына живьем не видел, но хочет затронуть одну тему, к которой еще не очень многие обращались в эти дни: Солженицын и Русская православная церковь. Отношения эти были довольно сложные. Великий русский писатель никогда не скрывал своей веры. В годы гонений на религию он писал художественные произведения, рассказывающие о тяжелой судьбе верующих в Советском Союзе (рассказ " Пасхальный крестный ход " ); довольно широко было известно и Великопостное письмо патриарху Пимену, в котором Солженицын просил тогдашнего предстоятеля РПЦ МП вступиться за Церковь. (Это письмо вызвало переписку Александра Солженицына с известным православным священником отцом Сергием Желудковым.) Затем были короткие встречи с протопресвитером Александром Шмеманом, о которых последний упоминал в своих дневниках, выступления перед представителями Русской православной церкви За границей, а уже в 90-х годах Солженицын участвовал в Рождественских чтениях. Все это очень разные тексты, но их объединяет одна особенность – боль за Церковь, которая для Солженицына была во многом силой, способной возродить Россию. При этом писатель не идеализировал РПЦ МП, он видел ее проблемы и пытался найти пути выхода из кризиса. Одна из главных тем, которая всегда волновала писателя, была тема церковно-государственных отношений. К проблеме Церкви в советское время мы еще вернемся, а пока отметим, что Солженицын совсем не идеализировал и дореволюционную практику, сложившуюся в этой сфере. В 1996 году на Рождественских чтениях писатель произнес фразу, над которой стоит задуматься нашим современникам, рассказывающим о золотом веке монархии в России: " Под имперской дланью правительства, пригнетенно теряя свою независимость и свой духовный авторитет, наша Церковь вслед за потерей большей части образованного класса стала в конце XIX века и в начале XX терять верующих в самой цельной и преданной части народа – в крестьянстве, в селе, не говоря уже о простонародье городском. Это нравственное отпадение уже тогда открылось внимательным взорам, а с приходом революционных лет оно стало питательной почвой, поставщиком кадров молодежи, так потребных революционерам для их разрушительных действий " .

http://religare.ru/2_56676_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Родить дракона В год столетия А.И.Солженицына 04.02.2018 1481 Время на чтение 32 минут Ни для кого не секрет, что российская власть, а равно и провластные СМИ очень любят Александра Исаевича Солженицына. Причём поистине какой-то странной любовью, так даже, что двухсотлетний юбилей И.С. Тургенева померк на фоне столетия Александра Исаевича. К столетию этому страна начала готовиться загодя, и, признаться, будет странно, если вдруг 11 декабря 2018 года не объявят в России выходным днём или хотя бы каким-нибудь новым праздником. А пока что именем Солженицына, вопреки желанию граждан, называют улицы, устанавливают на этих или других улицах ему памятники или мемориальные доски; произведения его включают в обязательную школьную программу; а в прессе отзываются о нём с придыханием как о гениальном писателе, мыслителе всех времён и народов, пророке и отважном правдолюбе. В народе к Александру Исаевичу относятся по-разному. Одни считают его предателем, лжецом и корыстолюбцем. Другие - гением, правдоискателем и выразителем некой «нутряной русскости». В интернете и по сей день, например, можно встретить комментарии такого рода: «Если Пушкин - наше всё, то Александр Исаевич - это наша история». Однако зачастую суждения основываются на мифах, и поклонники, как, впрочем, и неприятели Александра Исаевича порой неверно представляют себе, кем же он был и откуда свалился на наши головы. Так давайте коротко проследим путь Александра Исаевича хотя бы до отъезда его из СССР в 1974 г. и постараемся понять, кого же нам благодарить за явление этого «мессии» и за все его деяния. Источниками нам послужат его собственные сочинения (художественные произведения, «Архипелаг ГУЛАГ», «Бодался телёнок с дубом», статьи и письма), прижизненная биография, записанная Л.И. Сараскиной, а также воспоминания первой жены писателя Н.А. Решетовской, материалы, собранные чешским журналистом Томашем Ржезачем, немецким писателем Франком Арнау, В.С. Бушиным, Лией Горчаковой-Эльштейн, множество публикаций в отечественной прессе и воспоминания старых лагерников, на которых так любил ссылаться сам Александр Исаевич.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/05/...

Протоиерей Николай Чернышёв: О чем меня спрашивал Солженицын «Свободы много, правды мало» и другие важные слова 10 декабря, 2018 «Свободы много, правды мало» и другие важные слова «И вроде бы серьезные люди говорят: “Ну, как же? Ведь он уехал из страны”. То есть ты слышишь это и понимаешь, что человек абсолютно не знает, как именно все происходило». Своими воспоминаниями и своим взглядом на наследие Александра Исаевича Солженицына делится протоиерей Николай Чернышёв, клирик храма в честь святителя Николая в Кленниках, который был духовником семьи Солженицыных после их возвращения на Родину. Солженицына интересовала жизнь современных православных – Отец Николай, что для вас лично стало сейчас особенно значимым в том, что делал, писал, говорил Солженицын? Что, вспоминая общение с ним, вы переосмыслили, заново открыли? – Во-первых, с годами все больше подтверждается явный пророческий дар Александра Исаевича. За прошедшее время сотрудники фонда Солженицына сделали документальные фильмы с различными архивными записями его выступлений разных лет. Смотришь и поражаешься, о каких актуальных вопросах он говорил тогда – и о тех проблемах, которые мы сейчас переживаем внутри страны, и том, что происходит у нас в отношениях с Украиной, с Западом, что происходило раньше в отношениях с Чечней, с Афганистаном. Он в буквальном смысле – как в воду глядел. Во-вторых, когда перечитываешь его художественные произведения, все больше убеждаешься, что Солженицын – не только великий мудрец, но и великий писатель. – Какое из его произведений вы открыли для себя заново? – Думаю, что мне еще предстоит открывать «Красное колесо»: когда-то я читал лишь отрывки, публиковавшиеся в периодических журналах, и очень хочется добраться и прочесть это многотомное произведение целиком, тем более, когда видишь, насколько сейчас все более значительно звучит то, что сказал писатель. Рядом с глобальными историческими произведениями Солженицына, в которых он раскрывает процессы, происходившие в нашей стране за последние сто с небольшим лет, мне дороги и его небольшие художественные, удивительно теплые вещи. Теплота языка видится и в крупных, и в тяжелых его произведениях, но в «Крохотках», в маленьких этюдах и зарисовках о природе и о человеческих взаимоотношениях, это видно еще явственнее.

http://pravmir.ru/protoierey-nikolay-che...

11 сентября 40-й день по кончине известного русского писателя А. И Солженицына. Его последнюю исповедь принял протоиерей Николай Чернышов, клирик храма святителя Николая в Клёниках. Он же совершил последнюю литию на могиле в день погребения. Предлагаем вам запись интервью с о. Николаем, прозвучавшую в эфире радиостанции «Радонеж». КОРР: Батюшка, повод, по которому мы встретились, печальный. Но в жизни каждого человека неизбежный, а в жизни великой личности, превращающийся - вольно или невольно – в событие публичное. Ушла великая личность, об эпитетах спорят, называть можно как угодно. На суд Божий предстала душа. Но, конечно, нам, соотечественникам великого гражданина России, и последующим поколениям в род и род еще осмыслять значение, творческое наследие Александра Исаевича Солженицына. Поэтому мы и обратились к вам в надежде узреть какие-то штрихи к духовному облику христианина Александра Исаевича Солженицына. Духовничество вообще дело столь сокровенное, что говорить об этом публично мы не дерзаем. Но Вы принимали последнюю исповедь Александра Исаевича, как состоялась ваше знакомство с писателем и его семьей. Священник Н. Чернышов: В начале 90-х годов, вскоре после возвращения Александра Исаевича и его семьи в Россию, он с супругой Натальей Дмитриевной пришел в наш храм святителя Николая в Клёниках. Подошел ко мне, думаю, просто как к первому встреченному в храме священнику.  Но по болезни Александр Исаевич, конечно, реже, а Наталья Дмитриевна регулярно бывала в нашем храме. И Господь судил мне принимать ее исповедь, и она приглашала в  дом к уже больному Александру Исаевичу, то и дома я принимал его исповедь. Тем не менее, не определил бы это как духовничество, но общение наше, верую, было ко взаимной пользе и, по милости Божией, ко спасению. И действительно, кто бы как бы ни относился к его личности, к его творчеству, к его жизни самой, к его вкладу в нашу с вами жизнь, этого не умалить. Уже написано множество трудов у нас в стране и за рубежом. И, конечно, еще больше будет написано и сказано - они не однозначны.

http://pravoslavie.ru/36983.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Солженицын - чей проект? Статья из сборника «Солженицын: кто он для России? Нужно ли его читать сегодня?» 21.11.2018 1738 Время на чтение 18 минут ПРЕДИСЛОВИЕ В одних кругах его модно осуждать, не читая (привычная уже черта для России), в других - восхвалять, не замечая ни единого огреха (хотя, как известно - не ошибается только тот, кто ничего не делает, и, тем более, не пишет). Что из этого хуже - понять сложно, поскольку и за тем, и за другим - не замечаются реальные достоинства творчества Александра Исаевича Солженицына, например - его ёмкие чёткие формулировки важнейших процессов в обществе и внутри личности, и не видны ошибки (не видят их в первую очередь те, кто огульно ругают). И то, и другое лишает нас возможности анализировать и учиться на ошибках, выявлять причины ошибок и по-настоящему, логически опровергать стереотипные навязываемые постулаты. Лишая себя всего этого, мы лишаем себя прекрасной возможности учиться думать, совершенствоваться в аналитическом мыслительном процессе. А для человека нет ничего страшнее максималистического бинарного мышления, которое делит мир только на чёрное и белое, абсолютно правильное и неправильное, а в глубине - на своё и чужое, то есть: привычное и нет. Ненужно и даже невозможно пытаться полностью согласиться с Солженицыным, но невозможно и полностью отвергнуть. Не только у двух человек может быть разное отношение к нему, но и у одного - могут быть диаметрально противоположные взгляды на разные утверждения писателя, чему и служит доказательством данная статья. Сегодня часто звучит, что Солженицын - это проект западных разведок и т.п. Что ж, то что его имя было активно использовано в идеологической борьбе против Советского союза сомнений не вызывает, да и сам Александр Исаевич говорил, что нобелевскую премию ему дали по политическим мотивам, а не за литературные достоинства. Правда, когда мне приходиться говорить об использовании кем-либо имени человека, любого, я невольно вспоминаю фрагмент из отечественного мини-сериала «Семнадцать мгновений весны», помните: «Пастор Шлак, или его доброе имя...», - представитель Ватикана в Берне собирался использовать имя честного служителя для усиления влияния католической церкви, как социальной организации? И, прямо надо сказать, что доброе имя часто оказывается куда удобнее самого человека.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > " История народа принадлежит поэту... " О трудностях, которые должна преодолеть Россия, рассуждает бывший диссидент, известный поэт Юрий Кублановский 23.06.2005 485 Время на чтение 5 минут Что будет со страной? Куда идет Россия? Недавнее интервью Александра Солженицына государственному телеканалу было пронизано тревогой за наше будущее. Великий писатель напомнил о национальной идее, изложенной еще 250 лет назад государственно мыслившим елизаветинским вельможей Петром Ивановичем Шуваловым, - сбережении народа. Корреспондент " Труда " беседует об этом с известным поэтом, лауреатом Литературной премии Александра Солженицына, заведующим отделом поэзии в журнале " Новый мир " Юрием Кублановским. О его творчестве Иосиф Бродский сказал, что " это поэт, способный говорить о государственной истории как лирик и о личном смятении - тоном гражданина " . - Юрий Михайлович, в вашем стихотворении " От лап раскаленного клена во мраке... " меня растревожили такие строки: " Все самое страшное, самое злое еще впереди " . Откуда такой пессимизм? Где для него основания? - Эти стихи еще начала 90-х. Перед тем я ведь прожил восемь лет в эмиграции, в которой оказался не по своей вине (в 1975-м Кублановский написал открытое письмо " Ко всем нам " в защиту Солженицына и в итоге был вынужден покинуть страну. - Ред.). Вернувшись из сытой Европы в Россию в декабре 1989-го, я нашел ее в таком упадке и разоре, что это был для меня настоящий шок. Но дело не только в этом. Я, как говорится, всей кожей почувствовал, что здесь происходит социальный и культурный обвал, а не возрождение. Чаялось, что выздоровление России от марксистской идеологии будет созидательным, кислородным. А тут все тогда помешались на историческом нигилизме и дилетантски понимаемом " рынке без берегов " . И я стал прозревать, что дело идет отнюдь не к восстановлению - на новом витке - традиций рухнувшей в 1917-м уникальной русской цивилизации. А к той " великой криминальной революции " , которая тогда закипала и потом продолжалась все последнее десятилетие прошлого века. Да, в общем-то, и теперь еще не потушена. Так что упомянутые Вами строчки оказались, увы, печальным полуинтуитивным пророчеством...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010