Закрыть itemscope itemtype="" > «Несравненная» В Духовно-просветительском центре «Святодуховский» состоится вечер-концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Анастасии Дмитриевны Вяльцевой 04.03.2021 3131 Время на чтение 4 минуты «…Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением!» Илья Репин об Анастасии Вяльцевой Знаменитая русская певица, «королева романса» Анастасия Дмитриевна Вяльцева (1871-1913) родилась в семье простых бедных крестьян Орловской губернии. С тринадцати лет Вяльцева начала серьезно заниматься музыкой и в шестнадцать лет она уже исполняла ведущие партии в оперных театрах Москвы . В начале основу репертуара певицы составляли цыганские романсы, но затем она создала собственный «вяльцевский» репертуар, исполняя произведения своего постоянного аккомпаниатора А. Таскина и других композиторов-современников: Н. Зубова (автор вяльцевского шлягера «Под чарующей лаской твоею»), М. Штейнберга («Гайда тройка», «Я вас ждала»). По масштабу популярности в свое время Анастасия Вяльцева могла сравниться разве что с великим Федором Шаляпиным, легко обойдя творческих «соперниц» - Варвару Панину и Раису Раисову. А силач Иван Поддубный говорил: «В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева». Творчество этой выдающейся исполнительницы, обладающей глубоким меццо-сопрано уникального тембра и особым очарованием, стало яркой страницей в истории русской эстрады. Ее своеобразная манера исполнения нашла свое продолжение у многих артистов нового поколения, в том числе в концепциях музыкальных номеров Александра Вертинского. Могила Анастасии Дмитриевны Вяльцевой находится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры . Архитектором часовни-усыпальницы, созданной в 1915 году, стал Л. А. Ильин , скульптор С. Н. Судьбинин . 9 марта 2021 года в 19.00 в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской лавры (Набережная реки Монастырки, 1 Б) при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии, Александро-Невского братства, Брянского землячества «Пересвет», АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ», «Русской народной линии» , Творческого объединения «АбиАрт» состоится вечер-концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Анастасии Дмитриевны Вяльцевой, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/24/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Под сенью Брасовских аллей» О Великокняжеских Михайловских Днях на Брянщине 14-16 Июня 13.06.2019 992 Время на чтение 5 минут С 14 по 16 июня 2019 года в посёлке Локоть Брасовского района Брянской области проходит праздник «Под сенью Брасовских аллей», посвящённый Дому Романовых. По результатам независимого экспертного отбора праздник входит в топ-200 лучших событийных проектов России. Ему присвоен статус «Национального события 2019 года». Дорогие Друзья! Дамы и Господа! Рада приветствовать Вас на открытии Выставочно-музейного историко-культурного центра имени Великого Князя-Мученика Михаила Александровича. К моему глубокому сожалению, по причине заранее запланированных в Москве мероприятий Благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны и по состоянию здоровья я не смогла приехать в Брасово-Локоть на сегодняшнее торжество. Поэтому обращаюсь к Вам заочно. В современной России общенародная память о Великом Князе Михаиле - Пермском Страдальце - с каждым годом множится и ширится. Во многом вижу заслугу в том местных крестьян, церковных, культурных, общественных деятелей, рабочих, военных, учителей и молодёжи Священной Брянской Руси. Очевидно, есть в этом процессе и вклад выходцев с Брянщины. Те самые Иваны да Марьи, помнящие свое родство с Отечественной духовной историей, которые трудятся на ответственных постах в Столицах, которые знамениты художественным и литературным творчеством, блистают на сценах России и киноэкранах, дорожат не только собственной нынешней знаменитостью, но и свидетельствуют, что они помнят и великих брянских предков - Благоверного Князя Давида Черниговского и Князя-Мученика Игоря Ольговича Киевского, Преподобных Князей Николу Святошу и Олега Брянского, героя Куликовской Битвы - Преподобного богатыря Александра Пересвета, Святителя Иоанна (Максимовича), Тобольского и всея Сибири Чудотворца, Преподобного Зосиму (Верховского) и Святителя Феодосия Углицкого - в общем, весь многочисленный Собор Брянских Святых.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Подвиг схимонаха Пересвета Память 20 сентября 18.09.2022 1650 Время на чтение 5 минут Фото: П.Рыженко. Куликовская битва   Куликовская битва – ключевой момент в истории России. Знаменательно, что она состоялась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Многим известно, что русских воинов, объединенных под стягами Димитрия Донского, благословил на бой преподобный Сергий Радонежский. Что Игумен земли Русской послал с воинами двух своих монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Но в чем состоял смысл этого благословения, кажется, не имевшего аналогов в русской истории? И почему Пересвет и Ослябя прославлены в лике святых – только ли за сам факт сочетания монашеского и воинского служения?   Ища ответ на эти вопросы, понимаешь, как важна была духовная составляющая в деле освобождения Руси от татаро-монгольского ига, значимым моментом которого стало Куликовское сражение. Известно, что преподобный Сергий духовно объединил Русь – и благодаря этому стало возможно обретение независимости, которую наша страна потеряла именно из-за усобиц между княжествами. Авва Сергий примирял враждующих князей, а его ученики, основывая монастыри в разных концах страны, способствовали духовному пробуждению русских людей. Уходила подавленность, приходила вера и надежда на Бога, готовность к самоотверженному служению Ему, а значит – и родной земле. Кульминацией этого стала Куликовская битва, о которой философ Лев Гумилев мудро сказал, что « На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него – русские». Когда благоверный князь Димитрий Донской пришёл к преподобному Сергию Радонежскому просить благословения на бой против грозившего Руси Мамая, игумен прежде всего спросил, можно ли избежать столкновения: откупиться данью, изъявлением покорности. Димитрий ответил, что предпринял все попытки к замирению, но монголы жаждут крови. Тогда преподобный благословил русское войско и предрек ему победу. Он послал с Димитрием двух бывших бояр, а ныне иноков Пересвета и Ослябю. При этом – благословил их не возлагать на себя воинских доспехов, лишь схимы с изображением креста. Преподобный произнес: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных. Мужайтесь, яко добрые воины Христовы!»

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Сергий Радонежский как покровитель воинских сил России 22.07.2015 716 Время на чтение 56 минут Статья посвящена малоизученному аспекту почитания преподобного Сергия Радонежского как поборника русского воинства. В ней впервые представлен презентативно-аналитический обзор литературных источников XV- начала XX вв., свидетельствующих о формировании особенного отношения к Святому со стороны правящей династии Рюриковичей и Романовых, и в народной среде, а также впервые рассматривается предание о его заступническом служении Отечеству. Почитание основателя Троице-Сергиевой лавры и великого игумена земли Русской преподобного Сергия издавна связано не только с его духовной и цельбоносной помощью людям, но и с идеей его небесного заступничества за Отечество.Эта тема отражается в Службах в дни памяти Святого 25 сентября и 5 июля по ст. ст. и наиболее четко - в тексте икоса по шестой песни всех трех посвященных ему канонов: «...Радуйся, яко молитвами твоими сопротивнии поб ждаются. Радуйся, православному воинству нашему похвала и утверждение. Егоже соблюди молитвами твоими отъ врагъ ненав тно, да зовем ти: радуйся, Сергие Богомудре!» Выраженное в этом стихословии убеждение в небесном служении Преподобного России, несомненно, опирается на издревле сложившееся предание Церкви, причем зафиксированное разновременными литературными свидетельствами, значительное число и разнообразие которых совершенно не позволяет сомневаться в правомерности народной веры. Среди них следует различать свидетельства о прижизненном участии Святого в деле защиты своей Родины и свидетельства о его посмертной, чудесной помощи в военном противостоянии Руси внешнему врагу. Главным прижизненным «воинским» подвигом преподобного Сергия является, как известно, факт духовного укрепления им благоверного князя Димитрия Ивановича на твердую борьбу с ордынским правителем Мамаем, который вознамерился воцариться в Русской земле . Известно, что Святой благословил московского князя на битву с ордынцами, предсказал ему победу и дал ему в поддержку двух иноков своего монастыря Александра Пересвета и Андрея Ослябю, канонизированных впоследствии [память отмечается 7(20) сентября, а также в Неделю Всех святых и в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1-е и 2-е воскресенье после Святой Троицы), в дни празднования Соборов Московских святых (воскресенье перед 26 августа (8 сентября), Радонежских святых (6(19) июля), Тульских святых (22 сентября (5 октября)), Брянских святых (20 сентября (3 октября)].

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь никогда не отделяла себя от своего народа Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий 07.02.2020 566 Время на чтение 8 минут В дни XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, ответил на вопросы «Монастырского вестника» о значении Великой Победы для нашего народа и о том, для чего монашествующим нужно хранить память о войне. Владыка, в дни XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений выступления участников направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» были посвящены 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Почему молодому поколению монахов важно помнить об этой Победе? Почему важно помнить о войне? Тысячелетняя история Русской Православной Церкви неразрывно связана с историей нашего народа и нашей страны. Во все времена чада Церкви находились в гуще событий и никогда не уклонялись от необходимости созидать свое Отечество. Ярчайшим примером тому является для нас преподобный Сергий Радонежский – отшельник, пустынник, молитвенник, который принимал самое непосредственное участие в жизни своего народа. Он ходил в Нижний Новгород, когда потребовалось примирить нижегородцев с Москво й, в Рязань, чтобы поговорить с князем Олегом «о пользе душевной, о мире и о любви», и, как повествует житие благоверного Олега Рязанского, «кроткими словесы и тихими речьми» смягчил Олега Ивановича, и умиленный душой Рязанский князь «взял с князем (Димитрием) мир вечный», тем самым примирил Рязань и Москву. Преподобный благословил на Куликовскую битву благоверного князя Дмитрия Донского и направил ему в подкрепление двух монахов братьев Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), которые до принятия монашества были хорошими воинами, чтобы они личным примером вдохновляли на ратный подвиг русское войско. В нашей стране Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, каждого человека. Кого бы вы ни спросили, у всех среди родственников есть кто-то – дедушка, отец, дядя, мать, бабушка, – кто до дна испил чашу горестей войны. Заповедь положить душу за друзей своих, воспринятую от предков, русские люди и сейчас продолжают ощущать в своих душах. Мы наследники народа, который, преодолев великое горе, остался победителем.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/07/cerkov...

Закрыть Илия Муромец изображен в воинском облачении В Храме Заиконоспасского монастыря представителями Международного Фонда славянской письменности и культуры был освящен киот иконы прп. воина Илии Муромца 11:25 24.12.2021 842 Время на чтение 3 минуты Фото: slavfond.ru 22 декабря 2021 года в Храме Заиконоспасского монастыря г. Москвы представителями Международного Фонда славянской письменности и культуры был освящен киот иконы святого преподобного воина Илии Муромца. «Работа по созданию иконы Илии Муромца началась еще в 2015 году, - говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию Русской народной линии. - Сама идея еще за несколько лет до написания иконы зародилась среди православных и воцерковляющихся участников традиционных трезвых забегов движения ЗОЖ и проекта " Братский путь " на базе Международного Фонда славянской письменности и культуры. Перед ее написанием было получено благословение настоятеля Заиконоспасского монастыря игумена Петра (Афанасьева) (отошел ко Господу 11.04.2016). Для этой важной миссии был выбран Владимирский художник-иконописец Андрей Орехов, за плечами которого было уже много замечательных художественных работ на исторические темы: основание г. Боголюбово князем Андреем Боголюбским, а также картина « За други своя», изображающая ключевое событие Куликовской битвы 1380 года - бой Александра Пересвета с Челубеем. Церковное почитание святого Ильи Муромца в позапрошлом и прошлом столетиях ограничивалось лишь обычным упоминанием его имени в день памяти. В последние же десятилетия ушедшего ХХ-го и начала XXI века с возрождением местных святынь церковное почитание Ильи Муромца заметно вы росло. Однако, до сих пор икон Илии Муромца и мест почитания святого богатыря насчитывалось немного. Помимо Киево-Печерской Лавры, где почивают мощи Святого Илии, в 1998 г. в микрорайоне «Вербовский» округа Муром была освящена часовня во имя святого богатыря; в 1999 году Президент Международного Фонда славянской письменности и культуры, скульптор В.М. Клыков установил в городском Окском парке г. Мурома на высоком берегу Оки бронзовый памятник Илье Муромцу; в Муромском Спасо-Преображенском монастыре был создан «Надгробный» комплекс святого Илии Муромца.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/24/o_...

Закрыть Картины русского гения Павла Рыженко под угрозой Спасти национальное достояние! Валентина Клишина   08:03 17.06.2023 777 Время на чтение 6 минут Источник: Русский Вестник Главному редактору газеты «Русский Вестник» Платонову Олегу Анатольевичу; копия: Шаргунову Сергею Александровичу, депутату Государственной Думы, заместителю председателя комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации; копия: Толстому Владимиру Ильичу, советнику Президента Российской Федерации по вопросам культуры; копия: Артамонову Анатолию Дмитриевичу, председателю комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представителю от исполнительного органа государственной власти Калужской области, бывшему губернатору Калужской области от Клишиной Валентины Михайловны Открытое письмо Уважаемый Олег Анатольевич! Всех знающих и любящих творчество заслуженного художника России Павла Викторовича Рыженко, ныне покойного, беспокоит судьба его картин, доставшихся в наследство его вдове Анастасии Юрьевне Максимовой и их сыну Тихону. Следование традициям русской школы исторической живописи делает Павла Рыженко достойным преемником великих мастеров отечественного изобразительного искусства В. Сурикова, И. Репина, В. Верещагина, В. Васнецова, М. Нестерова. Постепенно художник приходит к поиску духовных основ, и в его творчество органично входит религиозная тема. Павел Викторович Рыженко родился 11 июля 1970 года в Калуге. 1982–1988 – годы учебы в Московской средней художественной школе при институте им. Сурикова. Служба в армии укрепила в правильности выбранного пути – пути живописца. Первая половина 1990-х годов – учеба в Российской академии живописи, ваяния и зодчества народного художника Ильи Глазунова. 1997–2007 – годы преподавания там же. 2007–2014 – работа в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Павлом Рыженко создана галерея образов эпического масштаба «Победа Пересвета», «Царево молчание» и др. Работая в студии им. М.Ю. Грекова, Павел Рыженко сформировался не только как выдающийся исторический живописец, но и как мастер диорамного искусства. Всеобъемлющую панораму истории отражают диорамы: «Крещение Руси», «Великое Стояние на реке Угре. 1480 год», «Начало войны 22 июня 1941 года».

http://ruskline.ru/opp/2023/06/17/kartin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Мина (Шелаев). Икона. 2007 г. Худож. В. А. Любченко (Шелаев Иван Власович; 15.09.1882, с. Пересветово Дмитровского у. Московской губ.- 4.11.1937, Сусловское отделение Сибирского ИТЛ), прмч. (пам. 22 окт.; в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи владельца небольшой фабрики по производству бахромы. В 1885 г., после развода родителей, дети остались с матерью, к-рая устроилась работать прислугой. В 1892-1896 гг. И. Шелаев учился в Московском городском Петрово-Пятницком уч-ще. В 1902-1906 гг. работал меднолитейщиком на одном из заводов Москвы; занимался самообразованием, изучал Свящ. Писание, святоотеческое наследие, православно-догматическое богословие и труды по истории Церкви. В нояб. 1906 г. сдал экстерном экзамены в Заиконоспасском ДУ, получил свидетельство учителя церковноприходских школ. В том же году стал преподавателем церковной школы при Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя московском мужском монастыре . 23 авг. 1910 г. перешел на должность учителя в церковноприходскую школу при московском Никольском единоверческом монастыре . Был близко знаком с настоятелем Никольского мон-ря игум. Миной (Шустовым; † 17 апр. 1911), общение с которым повлияло на его стремление стать миссионером; во время каникул он регулярно проводил публичные беседы со старообрядцами. 19 авг. 1914 г. Михайловским еп. Амвросием (Смирновым ; впосл. архиепископ) был назначен исполняющим должность псаломщика в с. Знаменское Егорьевского у. Рязанской губ. Осенью 1914 г. стал окружным миссионером по 1-му, затем по 2-му Егорьевскому благочинию, был активным членом Егорьевского миссионерского Братства во имя вмч. Георгия Победоносца. 7 марта 1915 г. переведен на должность миссионера в Егорьевск. 15 марта назначен штатным псаломщиком с посвящением в стихарь в егорьевский Успенский собор. 5 апр. определен послушником рязанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , 12 апр. принял постриг с именем в честь прмч. Мины Палестинского, 15 апр. рукоположен во диакона, 26 апр. был назначен рязанским уездным миссионером. М. совмещал с новым назначением все имевшиеся у него миссионерские обязанности. 20 сент. того же года рукоположен во иерея. 1 янв. 1917 г. назначен рязанским епархиальным миссионером. 8 окт. 1919 г. переведен 2-м священником в Александро-Мариинский женский монастырь в дер. Евлево Егорьевского у. Вскоре мон-рь был закрыт, в 1921 г. должность епархиального миссионера была упразднена.

http://pravenc.ru/text/2563242.html

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами 9 января 2024 г. 15:00 Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами , рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» о том, как священнослужители несут пастырское служение в зоне специальной военной операции, какие задачи решают и каковы перспективы увеличения штата военных священников. PDF-bepcuя.  - Ваше Высокопреосвященство, уважаемый владыка Кирилл! В Российской империи православные богословы говорили о защитниках Родины как о христолюбивом воинстве. С тех пор и армия, и общество в целом очень изменились. На ваш взгляд, возможно ли сегодня заново осмыслить данное понятие?  - Уместно вспомнить, что сама российская государственность созидалась и защищалась прежде всего двумя общественными институтами — армией и Церковью. Они на протяжении всей истории Руси были в этом смысле соработниками. Для армии крайне важна духовно-нравственная основа воинской дисциплины, призванная формировать кодекс поведения каждого воина — от солдата до генерала. Для русской армии такой исторически сложившейся основой стало Православие. С момента Крещения Руси в 988 году каждый поход княжеских дружин сопровождался молитвой, а со времен Ивана Грозного получили распространение походные храмы для регулярного совершения богослужений в местах стоянок войск. Для окормления бойцов в штате каждого полка Российской армии до революции был священник. Кодекс чести российского воина формировался в служении Отечеству. Чего только стоит эпохальный пример благоверного князя Димитрия Донского, который собрал войско и перед Куликовской битвой пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского испросить благословение на предстоящее сражение. В помощь князю преподобный Сергий отправил двух монахов-схимников — Андрея Ослябю и Александра Пересвета, предсказав победу в сражении. Имена этих святых воинов навсегда вошли в историю героического сражения.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие благоверного великого князя Димитрия Донского Житие благоверного великого князя Димитрия Донского День памяти: 19 мая/1 июня Текст читает: Заслуженный артист России В.В.Клементьев Содержание аудиокниги соответствует главе текстовой версии «Полное Житие» Димитрия Донского Житие благоверного великого князя Димитрия Донского Краткое житие Благоверный великий князь Димитрий Донской  родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Полное житие Благоверный великий князь Московский Димитрий, прозванный Донским, родился в 1350 году. О детстве будущего великого князя сына Иоанна Красного и великой княгини Александры известно совсем немного. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, – говорится в «Слове о житии» Димитрия Иоанновича, – и с младенческих лет возлюбил Бога. Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал». Детство святого Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия, бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010