Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Куликовская битва в отечественной мультипликации: Народность и Православие «Лебеди Непрядвы» и «Пересвет и Ослябя» 11.03.2023 959 Время на чтение 5 минут Фото: " Пересвет и Ослябя " . кадр Куликовская битва, или Донское побоище, является одним из самых значимых событий в русской истории. Эта военная победа явилась одной из важнейших вех в обретении Московской Русью самостоятельности и грядущем избавлении от татарского ига. Отразить данную эпическую битву на киноэкране – очень ответственная и сложная задача: от режиссёра поистине требуется соблюдение достаточной исторической достоверности в воссоздании картины Руси XIV века, адекватное воссоздание образов исторических лиц (где реальность исторических хроник должна талантливо разбавляться авторской интерпретацией) и, наконец, демонстрация значения Куликовской битвы в истории Российского государства. Масштабной игровой киноленты о событиях 1380 года не снято. Повод ли это горевать или радоваться – вопрос непростой. Ибо даже такой новаторский и масштабный для своего времени фильм, как «Александр Невский» 1938 года, являет пример очень вольного отношения к истории, во многом с целью угождения действовавшей во время съемок фильма идеологии. Зато о Куликовской битве было снято два анимационных фильма: «Лебеди Непрядвы» 1980 г. и «Пересвет и Ослябя» 2010. По нашему скромному мнению режиссёры обоих мультфильмов, Роман Давыдов и Станислав Подивилов, со своими задачами справились на весьма высокую оценку. Тем не менее, мультфильмы получились весьма разными по своему посылу, на что повлияло как целеполагание создателей, так и дух и настроения эпох, в которые создавались данные анимационные фильмы. Мультфильм «Лебеди Непрядвы» приурочен к шестисотлетию Куликовской битвы, которое наша страна отмечала в 1980 году. Он являет собой наидостойнейший образчик самобытной советской анимации и великолепной драматической школы. Основная идея картины – это борьба русского народа против татаро-монгольских захватчиков, внутреннее стремление к обретению свободы своей Родины, выраженное в словах княжича Василия, обращённых к отцу – Дмитрию Московскому, будущему Донскому, где княжич негодует, почему русским князьям приходится ездить в Орду.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/11/ku...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Вспоминая поэта Сэду Вермишеву 02.03.2023 693 Время на чтение 4 минуты Сегодня я хочу вспомнить дорогого мне поэта - Сэду Вермишеву , покинувшую нас три года назад - 18 февраля. Она часто и много публиковалась в журнале " Берега " , и мне сегодня видится совершенно актуальным, будто сегодня написанным её " Послание Блока " - Берега (19) - 2017, с 172 . В статье Сэда Вермишева обращается к циклу стихов Александра Блока «На поле Куликовом» и к стихотворению «Скифы», считая, что великим поэтом «в безупречной художественной форме проведён широкий геополитический, цивилизационный и этнопсихологический анализ отношений как противостояния и противоборства, так и возможного сотрудничества и союзов на всём Евразийском пространстве». Кроме того, - полагает Сэда Константиновна, - Блок выстраивает гипотезу возможного развития исторических событий, в случае, если из архитектуры будущего планеты будет устранён или повреждён один из её важнейших элементов − Россия. Блок отстраняется от классовых и социальных интересов, опираясь на литературу древней Руси, свою интуицию и национальное сознание: «Блок ведом духом истории, где исконным объектом интереса противостоящих сторон являются территории, борьба за господство над ними и населяющими их народами, демонстрирует геополитический подход к проблеме, видя в ней борьбу за сферы влияния, продвижение своих интересов на больших пространствах, которая ещё недавно называлась территориальным экспансионизмом или противостоянием ему». Обращаясь к истории России, Блок пишет: «Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,//В твоей тоске, о, Русь!//И даже мглы – ночной и зарубежной −//Я не боюсь.» Через века Блоку необходимо было осмыслить сражение на поле Куликовом в свете вызова его времени и грядущего России в метафизике столкновений, порождающих новые коллизии и новую проблематику. Сверхсмысл в словах А. Блока «До боли//Нам ясен долгий путь!//Наш путь – стрелой татарской древней воли//Пронзил нам грудь.» Жертвенность, самопожертвование, гибель во имя дальнейшего пути. Гибель Пересвета не остановила врага навсегда: «И вечный бой! Покой нам только снится//Сквозь кровь и пыль…//Летит, летит степная кобылица//И мнет ковыль…»

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/02/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О неоязычестве и о мавзолее Письмо коммунистам 19.04.2019 2094 Время на чтение 5 минут Я давно уже не коммунист. И не печалюсь от этого и этим не горжусь. Для меня борьба за нашу любимую Россию не означает обязательной принадлежности к какой-либо партии. Я готов поддерживать любое объединение людей, если оно противостоит нашествию на Россию чужебесия, ограбления её, втягивания в войну. В этой борьбе должно быть главное: возрождение русского национального духа. Духа, основанного в веках на скальной основе Православия, уважения к русской истории, понимания, что именно Россия спасала и спасает гибнущий мир. Если что с ней случится, остальной мир тут же провалится в преисподнюю. Отчётливо вижу: как бы демократы всех мастей не поливали грязью КПРФ, фактически, она - единственная из фракций Думы, занимается конкретными делами защиты народных интересов. Прежде всего в области того, что готовит будущее страны - школы. Самые добрые слова надо сказать о деятельности общественного созидательного движения «Русский лад», созданного именно компартией России. Оно свершает много добрых дел для защиты русского языка и русской литературы. Выступает за то, чтобы День Русского языка, 6-го июня, стал государственным праздником. В прошлом году я стал участником празднования Дня рождения Пушкина . Русский гений его хранит всех нас, словесность России, благодаря ему и русская литература - ведущая в мире. Он навсегда первый во всех жанрах: в поэзии, прозе, критике, очерке, путевых записках, исторических исследованиях. Везде он явил высочайшие примеры простоты и глубины человеческой мысли, дал образцы гражданского поведения. Празднование свершилось на площадках ВДНХ. И всё прошло прекрасно: и чтение стихов, и концертные номера, и выступления поэтов. Но одно смущало меня, о чём сейчас и хочется сказать нынешним коммунистам, совершенно по-братски, с надеждой на понимание. Уже давно замечал я участие в общественных акциях КПРФ художественных коллективов в костюмах с языческой символикой. Это оживившееся, благодаря разнузданной либеральной всеядности, которую демократы называют толерантностью, неоязычество. И оно более чем опасно для нравственной жизни Отечества. Оно прямо выступает против Православия, доходя до уверений, что христианство погубило Русь, что князь Владимир, Креститель Руси - тайный иудей. Тогда почему же он выбрал христианство? Ведь иудеи - прямые враги Христа. А без единой веры Русь бы не сплотилась, ведь уже накатывалось монголо-татарское иго. На поле Куликовом только единая вера во Христа помогла победить. Не воин-язычник начинал битву, а православный монах Александр Пересвет.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/19/o_...

Тайная тайных Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина «Тайная Тайных» – древнерусский вариант памятника, пользовавшегося исключительной популярностью во всей средневековой Европе и известного там под заглавием «Secretum Secretorum». Сочинение это восходит в конечном счете к арабскому оригиналу VIII–IX вв. и представляет собой собрание житейских наставлений по различным вопросам – от политики до алхимии, которые будто бы были преподаны Аристотелем его ученику Александру Македонскому. Арабский текст «Secretum Secretorum» известен в двух редакциях – полной и краткой. В отличие от большей части европейских переводов, которые берут начало от полной редакции через посредство латинского перевода Филиппа Трипольского, древнерусский вариант наряду с неполным кастильским и еврейским происходит от краткой редакции. Некоторые особенности древнерусской версии памятника позволяют связать ее с еврейским переводом «Secretum Secretorum», сделанным аль-Харизи в XII–XIII вв. К числу следов еврейского оригинала, сохранившихся в русском тексте, относятся, во-первых, оставшиеся непереведенными еврейские слова; во-вторых, указания при главах на дни недели – характерная черта еврейских текстов (параши-гофтары); наконец, подразделение глав на «врата» (на «врата» делится и «Логика» Моисея бен Маймонида, также переведенная с еврейского). Вместе с тем в древнерусском тексте «Тайной Тайных» имеются отдельные чтения и даже целые разделы, не находящие аналогии в других версиях сочинения. Этим определяется значение русского варианта памятника не только для истории литературы Древней Руси, но и для реконструкции его утраченного оригинала. Точной датировке перевод не поддается. Считается, что он сделан либо в конце XV, либо в начале XVI в.; во всяком случае к середине XVI в. он уже существовал. По мнению некоторых исследователей, именно «Тайная Тайных» называется в «Стоглаве» «Аристотелевыми вратами» и упоминается в числе еретических книг. Идеи, сформулированные в этом произведении, оказали влияние на памятники русской публицистики XVI в. В частности, многие советы политического характера, которые дает Аристотель своему ученику, повторяются в сочинениях Ивана Пересветова («Сказание о Магмете-салтане», «Большая челобитная»). Высказывались предположения о влиянии «Тайной Тайных» на политическую концепцию князя А. М. Курбского. Обнаружено также заимствование из памятника в первом послании Ивана Грозного беглому князю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Человек дела, патриот России и малой Родины, боевой генерал Председателю правления МОО Брянское землячество «Пересвет» генерал-полковнику Михаилу Ивановичу Каратуеву исполняется 75 лет 05.11.2020 907 Время на чтение 3 минуты Сегодня исполняется 75 лет генерал-полковнику Михаилу Ивановичу Каратуеву, кандидату военных наук, доктору исторических наук, профессору, председателю правления МОО Брянское землячество в Санкт-Петербурге и Ленинг радской области «Пересвет». В связи с юбилеем Михаил Иванович был награждён губернатором Брянской области Александром Богомазом Почетной грамотой за активное участие в жизни МОО Брянское землячество в Санкт-Петербурге и Ленинградской области «Пересвет» и плодотворное сотрудничество. По слову члена правления Брянского землячества «Пересвет» Александра Павловича Цыбульского, юбиляр — человек дела, патриот России и малой Родины, боевой генерал. Михаил Иванович особое внимание уделяет военной истории, прославлению русских героев. Под его руководством изготовлен и установлен на мемориале «Синявинские высоты» в октябре 2020 года обелиск брянцам, погибшим при обороне и прорыве блокады Ленинграда. Брянское землячество в Санкт-Петербурге и Ленинградской области «Пересвет» и редакция «Русской народной линии» сердечно поздравляют Михаила Ивановича с юбилеем, благодарят за сотрудничество и желают помощи Божией в его служении Отечеству. Каратуев Михаил Иванович родился 5 ноября 1945 года, город Потсдам, Германия в семье военнослужащего. Отец, капитан Каратуев Иван Николаевич (1923—1955 г.г), начал Великую Отечественную войну артиллеристом. Мать Мария Ефимовна (род. 1923 г.) военный медик, старший сержант медицинской службы. На момент рождения сына семья жила по месту службы родителей в Группе советских оккупационных войск в Германии, где и родился Михаил. Ввиду того, что органы ЗАГС в ГСВОГ ещё отсутствовали, ребенок был зарегистрирован в ЗАГС по месту прописки матери в городе Клинцы Брянской области и указан в документах родившимся там же. Жил в Потсдаме, после смерти отца и увольнения матери из армии жил в г.Клинцы. Там окончил среднюю школу.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/05/ch...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Александр-Пересвет. Икона Поединок инока Александра-Пересвета с Челубеем. Миниатюра Лицевого летописного свода (XVI в.) Тело преподобного Александра Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы " на старом Симонове " . Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби . Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве - древнейший известный рассказ " О побоище, иже на Дону " , а также летописная " Повесть о Куликовской битве " сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в " Сказании о Мамаевом побоище " . Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики. Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы . В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: " Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша " . В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в " Описание о российских святых " . В 1896 году их имена были помещены также в " Троицком патерике " (в числе " учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных " ). Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в " палатке каменной под колокольней " . После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом. Хранившийся алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан , а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.

http://drevo-info.ru/articles/16984.html

Вопрос: В настоящее время подвергается сомнению тот факт, что Александр Пересвет и Родион Ослябя были иноками. Некоторые утверждают, что на момент Куликовской битвы они даже не были христианами. Такое утверждение содержится в статье «Быль про “инока” Пересвета или как церковь к Русскому подвигу “примазалась”». Есть ли какое-то противоядие от таких нападок? Есть ли научные работы, подтверждающие позицию Церкви? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Перед нами небольшая заметка, в конце которой стоит подпись «Озар Ворон». Подлинное же имя автора – Лев Рудольфович Прозоров. Вопрос о том, были ли Александр Пересвет и Андрей Ослябя иноками Троице-Сергиевой обители, лишь повод. Цель автора – внушить читателю мысль, что Церковь и «церковники» не только не боролись с иноземным завоевателями, но даже помогали им. Известно, что всякая клевета исходит из демонического источника. Во время страшного нашествия, прокатившегося по стране в 1237–1240-х годах, Церковь вместе с князьями и воинами защищала свою землю. Без вести пропал в 1240 году во время штурма Киева митрополит Иосиф. Погибло много архиереев, священников и монахов. Огромное число храмов было разрушено или осквернено. Когда борьба закончилась, князья и Церковь стояли перед тяжелым выбором: либо признать завоевание реальным фактом, либо обречь людей на физическое уничтожение, призывая к дальнейшей борьбе. Дальновидную и мудрую политику повел тогда святой благоверный князь Александр Ярославич (Невский), который в 1242 году сопровождал своего отца великого князя Ярослава Всеволодовича в Орду. По смерти отца (1246 г.) он в 1247 году вместе с братом Андреем вновь отправился в Орду. На эту поездку он употребил два года и возвратился с ярлыком на княжение в Киеве и Новгороде. Затем, после очередной поездки в Орду, получил ханский ярлык на княжение во Владимире. Всего благоверный князь Александр Невский ездил в Орду четыре раза. Хватит ли дерзости у Льва Рудольфовича кинуть камень в великого защитника русской земли? За 188 лет (с 1242 г.

http://pravoslavie.ru/6989.html

ЖМП 7 июль 2016 /  14 июля 2017 г. 14:30 Два бойца Состоявшийся в феврале Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением 1 благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место. Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать. — Ваше Высокопреподобие, сорок лет назад церковь Рождества Богородицы, в стенах которой мы беседуем, была компрессорным цехом столичного завода электротехнического оборудования «Динамо». От какого события ведет отсчет история ее возрождения? — Лично для меня такой точкой отсчета стало проходившее в сентябре 1980 года празднование 600-летнего юбилея победы в Куликовской битве. Я, в то время студент, пел в братском хоре Троице-Сергиевой лавры , который участвовал в праздничном богослужении в Успенском соборе. Немногие тогда поняли, что это торжество послужило своеобразной предперестроечной ласточкой. Но когда архидиакон мощным басом провозгласил «Вечную память» великому князю Димитрию (до канонизации святого благоверного Димитрия Донского оставалось еще восемь лет), воинам Александру Пересвету и Андрею Ослябе, мы почти физически ощутили единение Церкви и народа и осознали: у не справившейся с атеистической пропагандой советской власти впереди огромные проблемы. Однако у правительственного решения о воссоздании церкви Рождества Богородицы — поначалу в статусе музея-мемориала героев Куликовской битвы — была собственная предыстория. В ее начале — посещение завода «Динамо» знаменитым живописцем Павлом Кориным, воспользовавшимся своим депутатским статусом, чтобы осмотреть стены церковного строения. Увидев около бывшего храма рабочих, Корин спросил их, знают ли они, что здесь погребены герои нашего Отечества Александр Пересвет и Андрей Ослябя. «Какой храм? — недоверчиво посмотрели те на подозрительного гостя-интеллигента. — Здесь компрессорный цех!» По итогам этого визита Павел Дмитриевич составил открытое письмо, которое подписали многие известные люди. После этого союзный Совет министров своим постановлением 2 исключил прихрамовый земельный участок из заводской территории и распорядился отреставрировать саму церковь. А проект поручили разработать самым маститым на тот момент архитекторам-реставраторам Советского Союза Льву Давиду и Борису Могинову.

http://e-vestnik.ru/church/peresvet_i_os...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Святые защитники Руси 7/20 сентября - память прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380) 19.09.2018 998 Время на чтение 6 минут На рубежах России АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ (+8. IX.1380) АНДРЕЙ ОСЛЯБЯ Во 2-й половине XIV в. на месте, избранном преподобным Сергием, святитель Алексий (Бяконт) учредил Московский Симонов монастырь. Вместе с Кириллом Белозерским и Ферапонтом под руководством игумена Феодора (+1394 г.), племянника Сергия Радонежского, там подвизались бывшие брянские бояре Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Московский великий князь Димитрий Иванович (1350-1389) перед сражением с темником Мамаем прибыл с соратниками в Сергиев монастырь помолиться и получить благословение св. Аввы. В залог предсказанной им Божией помощи великий князь упросил Преподобного благословить витязей Пересвета и Ослябю в русскую рать. Богу содействующу, Старец благословил их изготовиться на трудный подвиг приня тием великой схимы. Посвятив их, преподобный Сергий сказал: " Вот вам, други мои, нетленное оружие на враги!... " . А Димитрию рек: " Вот тебе, княже, мои оруженосцы!... " . Благословив схимников и великого князя с его соратниками, великий игумен воодушевил их: " Мир вам, мои возлюбленные! Мужайтесь, доблии воины Христовы! Пришло время постоять вам за землю Русскую... " . 8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, татары числом до 120000 увидели русских (до 60000) на Куликовом поле у р. Непрядвы. С татарской стороны вперед вырвался на коне богатырь-печенег Челубей. Похулив русских и веру их, он угрожающе потрясал копьем, вызывая на единоборство. Из полка князя Владимира Александровича (Всеволожа) отделился Александр Пересвет, обратился к Димитрию Ивановичу: " Дозволь мне, княже! " . Потом, поклонившись на четыре стороны света, великому князю, также собрату Андрею Ослябе и прочим русским ратникам, сказал: " Простите меня, грешного, и благословите " . " Бог простит тебя, благословит и молитвами отца Сергия да поможет! " - был ответ.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В Стародубском муниципальном округе Брянской области открылась выставка «Русская Атлантида» 21.03.2024 56 Фото: vk.com/wall-156921965_6925 «Русская Атлантида» - уникальный международный пленэрно-выставочный проект, участие в котором принимают только профессиональные художники на конкурной основе. Жителям и гостям округа выпала уникальная возможность познакомиться с выставкой «Русская Атлантида», старт которой дан 20 марта и которая продлится до 27 апреля 2024 года, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Инициаторами проведения выставки выступили Брянская и Севская епархия Брянской митрополии Русской Православной Церкви и лично митрополит Брянский и Севский Александр (Агриков), председатель Брянской областной организации ВТОО «Союз Художников России» Александр Хомрачёв и руководитель Духовно-просветительского объединения «Архангельский Собор» протоиерей Сергий Рыбкин. Главным движителем проекта выступил соучредитель и член правления МОО Брянское землячество в Санкт-Петербурге и Ленинградской области «Пересвет» Александр Цыбульский, благодаря которому родилась сама идея и организационная установка по проектной работе в регионе. Руководитель проекта – Васильев Виталий Васильевич, заслуженный работник культуры РФ, директор АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ». На торжественном открытии выставки, собравшем жителей округа, учащихся образовательных учреждений, присутствовали глава Стародубского муниципального округа Н.Н. Тамилин, глава администрации Стародубского муниципального округа А.В. Подольный, иерей Димитрий (настоятель храма Георгия Победоносца п. Десятуха). Открывая выставку, Александр Владимирович Подольный отметил, что Александр Цыбульский, соучредитель и член правления МОО Брянское землячество в Санкт-Петербурге и Ленинградской области «Пересвет», родом из с. Пятовск. Отрадно осознавать, что такие известные, увлеченные творчеством люди не забывают о своей малой Родине. Картины каждого художника этой выставки имеют свой, неповторимый стиль.

http://ruskline.ru/politnews/2024/03/21/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010