Ист.: Грамота царя Феодора Иоанновича Турчасовского стана выборным земским судьям об освобождении от податей деревень, полуурена и двора, принадлежащих Кожеезерскому мон-рю от 19 марта 1595 г.//АИ. Т. 1. С. 462-463. Лит.: Митрофан (Правоторов), иером. Описание Кожеозерской пуст. (в Архангельской губ.) от ее основания до наст. времени. СПб., 1882; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри крайнего севера: Кожеозерский монастырь//ХЧ. 1886. 1/2. С. 266-291; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Св. России. СПб., 1890. С. 36, 177-178, 184-185; Никодим (Кононов), еп. Прп. Александр Ошевенский чудотворец и церк.-просветительское значение его обители. СПб., 1895; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 81-82; Челмогорский В. Кожеозерский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1901. 18. Ч. неофиц. С. 472-481; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 372; Макарий (Веретенников), архим. Прп. Серапион Кожеезерский//АиО. 1996. 2(9). С. 5-14; Вкладная книга Кожеозерского мон-ря/Подгот.: А. С. Косцова. СПб., 2008. Кн. 1. С. 5, 10, 24-25, 29, 46, 48, 50, 66, 68, 202; Полетаева Е. А. Б-ка Кожеозерского монастыря: Вопросы реконструкции//Совр. проблемы археографии/Сост.: М. В. Карогодина. СПб., 2011. С. 138-152. Е. А. Полетаева Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/2577709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского , иером. Кириллова Белозерского мон-ря . Начало мон-рю было положено в 1452-1469 гг., строительством руководил отец преподобного, крестьянин Никифор Ошевень. Благословение на строительство А. О. м. было дано свт. Ионой , архиеп. Новгородским, а первые земельные владения пожалованы новгородской боярыней Анастасией. С самого основания А. О. м. прп. Александр ввел в нем строгий общежительный устав (см. Общежительные монастыри ). В XV в. в обители подвизались многие близкие родственники святого, а также местные жители. Перед кончиной прп. Александр поручил настоятельство в мон-ре своему брату иноку Леонтию. Первый монастырский храм, построенный прп. Александром, был освящен во имя свт. Николая Чудотворца. К XVI в. в обители было 2 деревянных храма, колокольня, хозяйственные и жилые постройки и ограда, запечатленные на многочисленных местных иконах прп. Александра. В XVIII-XIX вв. сложился каменный ансамбль мон-ря: в 1707 г. был освящен двухэтажный соборный храм: верхний - в честь Успения Пресв. Богородицы, нижний - в честь Сретения Господня. В особом приделе нижнего храма находились под спудом мощи прп. Александра. В 1752 г. был построен каменный братский келейный корпус. По плану реконструкции обители в 1834 г. построены каменная ограда с надвратной Никольской ц. и настоятельскими кельями. В 1900 г. была возведена деревянная Покровская ц. Согласно описи 1700 г., к мон-рю было приписано 130 крестьянских дворов, в сер. XVIII в. число монастырских крестьян составляло 657 чел. По штатам 1764 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу. В нач. XX в. А. О. м. владел 208 дес. земли и получал 669 р. 54 к. ежегодного казенного пособия. В 1919 г. мон-рь был закрыт. К 2000 г. здания мон-ря были почти полностью разрушены, сохранились остатки стены с 4 башнями и настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/64480.html

Некоторые их этих «следов» имели естественное происхождение, иные представляли собой древние наскальные изображения. Часто они отличались большими размерами, что как бы свидетельствовало о том, что их оставили великаны, герои, святые и т. д. Отпечатки следов на камне приписывали Христу, Богородице или святым (Александру Невскому, Зосиме, Кириллу Белозерскому, Александру Ошевенскому и др.), иногда и нечистой силе (ср. урочище «Бесовы следки» у г. Беломорска). Связанные с камнями легенды объясняли их появление в данной местности, особенно формы, нанесенные на них знаки. Напр., близ Каргополя пользовался почитанием небольшой гранитный валун с углублением на вершине в виде отпечатка босой человеческой стопы. По преданию, св. Макарий Желтоводский присел отдохнуть на камень, но местные крестьяне прогнали старца. У др. священного камня на Каргополье на вершине была трещина серповидной формы, в которой скапливалась дождевая влага. Легенда рассказывает, что Иисус Христос предложил местным жителям провести тут реку, а когда они отказались, наступил в гневе на камень и ударил по нему. К числу христианских реликвий России относится камень св. Антония Римлянина (XII в.), который хранится в соборе Рождества Богородицы новгородского Антониева монастыря. Согласно Житию, составленному в к. XVI в., св. Антоний родился в Риме. Постригшись в монахи, он поселился на берегу моря и молился, стоя на камне. Однажды буря подхватила камень и понесла святого «на камени яко бы на корабли леще». Через 2 дня камень пристал к берегу у Новгорода. Впоследствии Антоний основал на берегу Волхова монастырь. Ок. 1500 камень, на котором приплыл Антоний, был торжественно перенесен с берега. С к. XVI в. начинаются свидетельства об исцелениях, которые происходили у священного камня. В космогонических преданиях рассказывается о том, что в начале творения Сатана нырнул и достал камень со дна моря; Господь разломил его надвое, одну половину оставил себе, а вторую отдал Сатане; после этого Бог ударил о камень и из искр, вылетевших из него, появились ангелы; когда Сатана проделал то же, из искр появились бесы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На территории монастырей в Архангельской области завершены георадарные исследования, результаты которых могут стать сенсацией 2 апреля, 2013. Новостная служба Секретарь попечительского фонда ‘Император’ также отметил, что в монастырях были обнаружены объекты, которые с высокой долей вероятности можно считать захоронениями. 2 апреля. ПРАВМИР. На территории древних монастырей в Каргопольском районе Архангельской области завершились георадарные исследования, проведенные фондом сохранения исторического наследия «Император». Работы были проведены в Александро-Ошевенской и Кирилло-Челмогорской, обителях, а также в Каргополе. По мнению исследователей, результаты могут стать сенсационными, сообщает сайт Архангельской епархии . В ходе пресс-конференции, посвященной событию, епископ Архангельский Даниил отметил, что эти старинные северные места святы. «Душа человеческая преобразуется, когда она прикасается к чему-то великому и святому, — продолжил митрополит Даниил. — Хотелось бы воспитать поколение, которое помнит историю и традиции своего народа. Если мы не посеем христианские семена, то опять настанут времена, когда человека низвергнут до уровня животных. Хотелось бы, чтобы мы сохранили духовное богатство, которое нам досталось в наследство, и, используя современные технологии, делали его достоянием нашего общества. В Каргопольском районе — уникальной культурно-исторической территории — ученые уже получили с помощью георадара новые данные». Секретарь попечительского совета фонда «Император» Владимир Станулевич сообщил, что результаты исследований в Александро-Ошевенском монастыре могут оказаться научной сенсацией. «Там обнаружен объект, характеристики которого требуют дальнейшего уточнения. Окончательный ответ получим через пару месяцев. Надеемся, что это будет научное открытие уровня не только района, а региона и страны в целом», — подчеркнул он. Секретарь попечительского фонда «Император» также отметил, что в монастырях были обнаружены объекты, которые с высокой долей вероятности можно считать захоронениями.

http://pravmir.ru/na-territorii-monastyr...

Тоже согбение персту толкует; преклонь бо небеса и сниде на землю нашего ради спасения». Если же под тремя перстами разуметь три лица Св. Троицы, как толкуют старообрядцы, а согбение их, по Стоглаву, означает преклонение небес и снитие на землю, то в словах Стоглава будет заключаться мысль о сошествии на землю и страдании всей Св. Троицы, а не единого от Неё. В виду указанных неправильностей, постановление Стоглавого собора о двуперстии не только не было принято всею русскою церковью, никем не приводилось в подтверждение двуперстия и не имело обязательной силы, но и совсем было предано забвению. В простом народе и монастырях продолжали держаться троеперстия, как это ясно видно из жития преп. Александра Ошевенского, написанного в 1567 г. Составитель жития, ученик преп. Александра, иеромонах Феодосий, рассказывает о видении ему преподобного во сне; проснувшись, он заметил, что десная его рука ослабела. «Три же перста верхних, говорит он, едва возмогох вместо содвигнути, иже на лице своем крестное знамение воображати; два же перста нижних ко длани прикорчишася» 331 (Вып. Озер. 2, 383). Этими словами иеромонах Феодосий, очевидно, не имел намерения учить кого-либо троеперстию или распространять и утверждать этот обряд, а без всякого намерения, как бы мимоходом, упоминает о том, что считал для всех известным, – именно, что желая сотворить крестное знамение, он едва мог сложить потребные для этого «три верхних перста». Если бы троеперстие не было в то время общеупотребительным на Руси обрядом или, по крайней мере, Феодосий не считал бы его таковым, то не мог бы так говорить о нем, пот. что своими словами он ввел бы читателей лишь в недоумение, зачем ему понадобилось усиливаться сложить «три верхних перста» для крестного знамения, когда для этого требуется сложить большой да два нижних перста и самое крестное знамение изобразить двумя перстами – указательным и средним. Столь же ясные свидетельства об употреблении у нас троеперстия в XVI–XVII вв. находятся в записках о России иностранцев – Петрея и Адама Олеария.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В XIX в. исследователь отмечает появление «охристого оттенка» ликов, сильно вытянутые пропорции фигур и украшение одежд золотом и узорочьем. Среди икон, создававшихся в Выговском поморском общежительстве, преобладала традиционная иконография. При этом наиболее многочисленными были богородичные иконы (в особенности, образ Богородицы Тихвинской). Широкое распространение получила эсхатологическая тематика – композиция «Страшного суда», икона автора Апокалипсиса – «Святой Иоанн Богослов в молчании». Из русских святых чаще всего изображали московских святителей Петра, Алексия, Иону и Филиппа, основателей русского монашества – преподобных Антония и Феодосия Печерских , Зосиму и Саватия Соловецких, Александра Свирского , Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Кирилла Белозерского, Сергия Радонежского, реже – Никиту Новгородского, Леонтия и Авраамия Ростовских, Макария Желтоводского, Феодосия Тогемского, князя Феодора Ярославского. Однако в иконографии выговских икон были и свои особенности. «Одна из характерных примет выговского иконописания – изображение особо почитаемых у поморцев наставников и тезоименитых наставникам святых. Известны иконы и настенные листы с образами выговских киновиархов: Даниила Викулина, Андрея и Семена Денисовых, Петра Прокопьева и образы их святых соименников: Даниила пророка, Андрея Стратилата, Симеона Столпника, апостола Петра. Однако традиция почитания тезоименитых святых распространялась не только на соименников наставников. Изображения соименных святых получили исключительно широкое распространение на заказных иконах поморцев. Это могли быть и самостоятельные образы, и изображения в виде приписей на полях икон, сопровождавшие разнообразные композиции в среднике. Нередко святые соименники изображались вместе с Ангелом Хранителем как всеобщим заступником, молитвенное обращение к которому сопровождало повседневную жизнь “ревнителя древлего благочестия” ...» 17 . Одним из центров поморского иконописания в первой половине XIX в. был Шелтопорожский скит близ Данилова, в котором жили мастера-иконники Семен Кургин (род. 1821), Андрей Куйкин и Андрей Питерцов. На иконе «Собор архиереев», созданной в Шелтопороге, имелась характерная надпись: «Не стони, аде, ты наполнишися архиереями, попами, дьяками и неправедными судьями».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

2 После разрушения в древнее время Шведами Валаамской обители около Сяндебской пустыни подвизался Валаамский схимник Иринарх, погребенный в роще, близ часовни около деревни Перти–Сельга. 3 О нем, см. Н. С. «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах С.–Петербургской епархии, XIV– XVII в. СПБ. 1901 г. 4 В описании Андрусовой пустыни мы еще читаем следующее: За алтарем видны несколько холмиков. Под одним из них почил любитель безмолвия, добродетельный старец–схимонах здешней обители – Евфимий тут же, под другим холмиком, погребен ученый Архимандрит Гедеон, совершивший плавание вокруг света на корабле Нева (1803–1806). Некоторое время он начальствовал духовной миссией в бывших русских владениях в Америке, и был очевидцем высоких христианских добродетелей Валаамских старцев, проповедовавших диким сынам Нового Света Веру Христа Спасителя, о чем он свидетельствует в своем описании этого путешествия. По возвращении в отечество, он занимал разные почетные должности; наконец просвещенным умом своим и благочестивым сердцем, уразумел тщету земной славы и возжелал жития пустынного; почему, испросив дозволения начальства, поселился на спокойствие сперва в Коневце, а оттуда перешел в Андрусову пустынь. Между смиренными Андрусовскими старцами он скрывал свои достоинства под покровом юродства: простодушию его и нищете удивлялись самые простодушные и нестяжательные. 5 Для желающих подробнее ознакомится с жизнью и чудесами Пр. Александра Свирского обителью изданы подробные описания жизни и чудес Пр. Александра, акафист ему и описание обители. В Свирском монастыре в XIX в. Подвизался знаменитый в истории подвижничества старец, схим. Феодор, который тут и погребен со своими учениками: Варфоломеем, Игнатием, Мелетием и Антиохом (см. кн. «Подвижническая жизнь схимонаха Феодора» 1901 г.) 6 Источниками для этого труда послужили более ранние наши труды: 1) «Преподобные Александр Свирский и его ученики – подвижники», 2] «Олонецкие святые, их жизнь и церковное чествование. – Подвижники XIY–XY веков и их почитание»; 3) «Препод. Александр Ошевенский и церковно-историческое значение основанной им обители»; 4) «О церковном почитании Препод. Александра Ошевенского». 1–2 помещены были в «Ол. Еп. Вд.» 1902– 1903 гг.; 3–отд. брошюра 1894 г. и 4–в «Ол. Губ. Вд.» 1896 г.); равно и все, те труды, какие указаны в этих сочинениях. Текст же жития Пред. Александра Свирского взят из брошюры Я. С. Елпидинского,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Олонецкая епархия имеет счастье видеть почивающими в своих пределах Преподобных и Богоносных мужей: Александра Свирского , Александра Ошевенского, Адриана Ондрусовского, Афанасия Сяндебского, Иону Клименецкого, Иону Яшезерского, Кирилла Челмогорского, Корнилия Палеостровского, Лазаря и Афанасия Муромских, Геннадия и Никифора Важеозерских и Пахомия Кенского, которые прославлены Господом и на небе и на земле, в Церкви Небесной и в Церкви Земной. Здесь, в Олонецкой епархии, они жили, трудились, служили светильниками благочестия для Русского народа и местных племен, приведенных ими ко Христу. Здесь они почили, и доныне источают, от св. своих мощей, с верой приходящим, скорые и дивные исцеления от недугов душевных и телесных! Сказания о жизни и подвигах Святых сих Угодников Христовых и предлагаются в этом очерке в утешение и назидание всем, кому дороги родные святыни. В настоящее время, благодаря Архипастырской попечительности Преосвященного Владыки Никанора, имена Олонецких Чудотворцев возносятся на всех отпустах за богослужением в пределах Епархии. Пусть же скромное это повествование, составленное во исполнение желания Архипастыря и деятелей по церковно–школьному образованию, послужит оживлению в сознании верующих дивных образов тех носителей света Евангельского, имена коих так часто теперь оглашают своды православных храмов Олонии. В первую субботу после Богоявления Господня (после 6 января) – память преподобного Пахомия, Кенского чудотворца Много звезд на небе и далеки они от нас. Мало знаем мы о них, но они нам светят и сияют из глубины небес и по ним усталый путник правит путь свой по морю и по земле. Тихую отраду вливают в душу эти мерцающие таинственные светлые точечки на темном небе ночи! Далеко также от нас в глубину веков ушло и то время, когда жили и трудились на земле наши Олонецкие чудотворцы. Тьма веков и все пережитые краем невзгоды скрыли от нас подробные сведения о жизни многих из них. О некоторых из наших чудотворцев мы имеем совсем уже немного сведений о жизни и подвигах их, но и это малое очень дорого для нас! Не велики сведения о жизни некоторых преподобных, но и в этих кратких сведениях много поучительного. Своей жизнью святые влекут нас к небесам, сияя светом добродетелей, показывая всю красоту и привлекательность жизни святой, этого верного пути к райским селениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В 1764 г. монастырь был закрыт, а соборный храм обители превращен в приходскую церковь . В 1850 г. рядом с ним построили новую приходскую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сюда из Никольского храма перенесли мощи преподобного, на раке находились его вериги. В советское время церковь разрушили. В 2000 г. в поселке Нюксеница (Тотемского района Вологодской области), ближайшем населенном пункте к бывшему Агапитову монастырю, началось строительство храма во имя прп. Агапита Маркушевского. Адриан Монзенский (в миру Амос, 5 мая 1619) – преподобный (память 5 мая), в 80–90–х гг. XVI в. возобновил запустевший Благовещенский монастырь близ устья реки Монзы – правого притока реки Костромы (ныне село Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1764 г. монастырь упразднен, собор обращен в приходскую церковь , которая была закрыта в 1937 г. Мощи преподобного находятся под спудом Благовещенской церкви, в 1998 г. в храме возобновлено богослужение. Адриан Пошехонский (5 марта 1550) – преподобномученик (память 5 марта, 19 ноября – обретение мощей), в 1543 г. основал пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Адриано-Пошехонский монастырь). Около 1928 г. обитель была закрыта, а братия репрессирована. 7 марта 2000 г. монастырь возобновлен. Александр Куштский (в миру Алексий; 9 июня 1439) – преподобный, основатель Александро–Куштского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Мощи преподобного почивают под спудом в бывшей Никольской церкви обители. В 1764 г. монастырь был закрыт, а Никольская церковь стала приходской. В настоящее время в монастыре размещается дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, самим преподобным. Вериги святого хранятся в приходском храме Святого Афанасия Александрийского современного поселка Устье Усть–Кубинского района Вологодской области. Александр Ошевенский (в миру Алексий; 20 апреля 1479) – преподобный (память 20 апреля), основатель Александро–Ошевенского монастыря (находился в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (ныне г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды братия возроптала от голода и хотела разойтись. Преподобный умолял их остаться, уговаривал потерпеть. Выслушав игумена, иноки поклонились ему до земли и разошлись по своим кельям. Наутро, когда преподобный Антоний совершал свое молитвенное правило, пришел какойто незнакомец и принес хлеб, муку и масло, а также деньги на монастырские нужды. Игумен повелел отнести хлеб в трапезную и перед едой сказал инокам: «Видите ли, братия, дивные чудеса Божии, как посещает это святое место и не оставляет терпящих всякую скорбь с благодарностью». Братия стояли молча, опустив от стыда головы. После этого случая ученики уже не смели роптать на своего настоятеля ни при каких трудностях. Когда к подвижнику собиралась братия, ему необходимо было получить разрешение светских и духовных властей на создание новой обители. Кроме того, монастырь нуждался в защите от произвола и нападений. По прошествии зимы, которую преподобный Александр Ошевенский провел в одиночестве, он отправился в Новгород к архиепископу Ионе, чтобы получить его святительское благословение на устроение обители. Архиепископ с осторожностью встретил преподобного, долго расспрашивал его наедине, где он принял постриг, как подвизался и, наконец, удобно ли выбранное им место для создания обители. Ответы преподобного Александра понравились архиепископу. Он дал ему игуменскую грамоту, а также святой антиминс на освящение церкви. Поклонившись архиепископу Ионе, святой Александр отправился к новгородской боярыне Анастасии и ее сыну Юрию, которые владели землями по реке Чурьюге (левому притоку Онеги), где стояла келья Александра. Преподобный просил земли у боярыни, и она не отказала ему. Житие сообщает, что Анастасия даже хотела передать Александру во владение всю волость по реке Чурьюге. Но он не принял этот дар, так как в волости жили его родные. Если бы вся земля перешла во владение монастыря, то родные Александра стали бы «монастырскими слугами» и должны были арендовать свою землю у обители. Преподобный знал, что они оскорбятся и уйдут с этих мест, поэтому сказал Анастасии: «Дай мне земли на монастырское строение, а волостской владей сама». Боярыня дала Александру Ошевенскому четыре грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010