к житию, – преп. Александр и св. Иоанн Златоуст , явившись одному крестьянину, который за неисполнение воли святых, сказать об этом духовенству в первый раз, был наказан так, что чуть не умер. Обитель, охраняемая святым ее создателем, своим благочестием благотворно влияла как на богомольцев, привлекаемых славой о чудесах преподобного, так и на окрестный Каргопольский край, создав в нем чисто русский строй жизни. Распространению влияния обители значительно содействовали ее земельные владения, ибо жители монастырских сел и работники при них и солеварнях усваивали у иноков взгляды на жизнь и деятельность. В те же века Ошевенская обитель воспитала у себя основателей более, чем 6 обителей, что представляет громадную ее заслугу перед православной церковью и государством. В ее стенах приготовились к подвигам, в заветах Препод. Александра, Препод. Пахомий Кенский, воспитавший Преподобного Антония Сийского, Препод. Кирилл Сырьинский, Священноинок Нифонт Кожеозерский и другие неизвестные лица – основатели Вазенгской, Макарьевской и Спасской пустынь. Кенской, Сырьинской, Вазенгской, Макарьевской и Спасской обителей ныне уже нет, но Сийская и Кожеозерская продолжают существовать, живя тихой иноческой жизнью и благотворно влияя на русский народ, как и их общая матерь – обитель Ошевенская. Из обителей же, по происхождению Соловецких, в тесной нравственной связи с Ошевенской находилась обитель преп. Диодора Юрьегорского, чему главным образом содействовало явление преп. Диодору преп. Александра. Однажды, когда в сей обители был голод, и братия роптала – преп. Диодору предстал светлый муж, говоря: «Не скорби, Дамиане (Диодор – имя схимонашеское), и укрепляй братию. В последнее же время прославится имя Божие. А ныне вели братии идти на озеро и ловить рыбу; тем пропитает вас Бог». О себе же явившийся сказал: «Я – постриженик Кириллова монастыря, игумен Ошевенского; имя же мое Александр». Все случилось по слову святого: улов был так велик, что остаток иноки продали и выручили 60 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Мисаил понял, что наступает конец его беспутной жизни, и стал молиться. Перебрав в уме всех угодников Божиих, каких знал, монах вспомнил наконец о преподобном Александре Ошевенском. «О преподобие отче Александре, – взмолился он. – Избавь меня от горького часа смертного, не воздавай мне по моему неверию, но помоги как чудотворец. И тогда и я буду проповедником твоих чудес! » (РГБ. Унд. 276. Л. 128 об. – 129). В ту же минуту Мисаил ощутил какуюто опору под своими ногами и сумел вылезти на лед по грудь. Но лед затрещал, и монах опять пошел ко дну. Тут он закричал во весь голос: «Великий чудотворец Александр! Избавь меня от напрасной смерти! » Он вынырнул из воды и по пояс оказался на льду. Хватаясь за снег и лед, он коекак дополз до берега, сбив руки и ноги в кровь. Сапоги его утонули в воде. Не помня себя, босой инок добрался до близлежащего села, где отогрелся у некоего Ивана. На рассвете Мисаил и Иван пришли на место ночного происшествия и увидели, что одежда не утонула, а примерзла одним рукавом ко льду. Глубина реки в этом месте оказалась равна четырем саженям. Можно задаться вопросом: зачем авторы житий рассказывали такие истории из монашеской жизни? В отличие от нас они понимали, что с человеком может случиться всякое, и не торопились с выводами. Для агиографа всегда был важен конечный результат, то, как человек сумел преодолеть свое искушение. Вот и автор этого Жития заметил, что написал о Мисаиле не в осуждение иноку, а чтобы рассказать, какое чудо сотворил преподобный Александр для вразумления монаха. Да и сам Мисаил, поведав братии о случившемся с ним, навсегда бросил пить. Много лет в больнице Волоколамского монастыря подвизался монах Исихий: он безропотно ухаживал за больными иноками, стирал свитки, переодевал и кормил больных. Однажды монах решил пойти в соседнее село выпить пива, хотя устав строго запрещал выходить из обители без благословения. В селе монах выпил одну кружку, а когда потянулся за второй, руки его затряслись и он упал без чувств. Так без сознания его и принесли в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1262 Житие в Правосл. Собес. 1865 г. ч. 1-я, стр. 211-я. Житие князя Владимира, как будто дает понять, что в древней Руси главными школьными деятелями были «попы», т. е. духовенство, когда говорит о Владимире: «и повеле попом по градом и по селом люди к крещению приводити и дети учити грамоте. Однако в летописи говорится о распоряжении Владимира иначе: дети нача поимати у нарочитых и даяти и на учение книжное». Житие Голубинского. Ист. Р. Цер. т. I. пол. I. см. стр. 232 и прим. 1. М. 1901. 1263 Сказание в Полн. Собр. Русск. Летоп. т. IV стр. 467. Вернее однако же говорят летописные показания, по которым Михаил был отдан не митроп. Феогносту, а архиепископу новгородскому Василию. В летоп., по Воскресенскому списку (Полн. Собр. Русск. Летоп. VII стр. 207) сказано: «то же зимы приехал в Новгород княжич Михайло Александрович». 1303 Так по рук. Моск. Дух. Акад. 632, л. 209. Но по изд. Синодск. СПБ. 1818 г. л 4 и об. вместо «написоваше – сказует». Григорьев, приводя указанное свидетельство из жития митр. Петра, видит здесь изображение способа обучения письму, но не указывает оснований для такого взгляда, стр. 13. 1305 Об этом говорят жития: Мартирия Зеленецкого. (Пам. Стар. Русск. Лит.), Петра, митр. Московского (Сл. Русск. Прол., стр. 69 и 197), Феодора, архиеп. Ростовского (Яросл. Епарх. Ведом. 1873 г. 32), Преп. Сергия Радонежского (Житие, сост. Епифанием, изд. Леонида, стр. 23; рук. Моск. Дух. Акад. 208, л. 30), Иосифа Волоколамского (Четьи Минеи, Сент. 9 ч. стр. 455), Иосифа Комельского, Серапиона Новгородского и др. В других житиях – общие указания на существование определенного возраста. В житии Варлаама Хутынского, митр. Филиппа, Ефросина Псковского, Антония Сийского: «по времени»; Стефана Пермскаго – «измлада»; Алексия митрополита, – «времени приспевщу», Александра Свирского – «егда приепе время»; Макария Колязинского – «егда достизающу ему возраста»; Авраамия Смоленского –«егда бе отрочищем в возраст смысла пришедша»; Зосимы Соловецкого – «преуспевающу отроку возрастом»; Макария Желтоводского – «егда устрабити отроку»; Игнатия Угличскаго – «егда прииде в разум», Игнатия Вологодского – «егда исполняшеся лета младенческая»; Александра Ошевенского – «егда времени учения достигше»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Итак, в продолжение столетия с последней четверти XII века по третью четверть XIII века вместо двоеперстая у греков вошло в употребление троеперстие. которое и осталось у них навсегда» (там же, стр. 163). «Положительное свидетельство, что после Стоглавого собора у нас продолжало оставаться троеперстие, содержится в житии преп. Александра Ошевенского (ум. 1479 г.), которое написано монахом Александрова монастыря Феодосием в 1567 г. Описатель жития рассказывает в заключении сего последнего о бывшем ему видении преп. Александра и говорит: «аз же возбнув от видения и никого же виде и наипаче начать плакати и рыдати, понеже иного пререковах святому; и уведе (древняя форма вместо: уведех) бывшая над собою, яко десная рука моя ослабе, длань же о запястии согнуся, три же перста верхних едва возмогох вместе содвинути, иже (вместо еже, – чтобы) на лице своем крестное знамение воображати, два же перста нижних ко длани прикорчишася». Примечание. «Неповрежденность чтения приведенного места не может подлежать сомнению» (там же, стр. 168–169). «Двоеперстие совершенно столь же православно, как и троеперстие, и наша в сем случае ревность с греками касалась обычая, принадлежащего к числу обычаев безразличных» (там же, стр. 173). б) Каптерев: «Перстосложение для крестного знамения было в христианской церкви в различное время очень не одинаково; знаменовали себя крестом и одним перстом, и двумя и тремя, при чем в различное время такому или иному перстосложению усвоилось обыкновенно известное, определенное символическое значение в связи с тем или другим вероучением, которое хотели выразить внешним, для всех видимым, знаком, так что правильность того или другого перстосложения определялась в данное время соединяемым с ним учением» («Патр. Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов». М., 1887 г., стр. 87–88). «То перстосложение православно и обязательно для каждого христианина, какое в данное время признает таким сама православная церковь , так как только ей одной исключительно принадлежит право, как устанавливать и освящать своим употреблением, так и производить в существующих обрядах те перемены, какие по ее мнению необходимы по требованию известных обстоятельств, в видах ограждения и упрочения православия. Обязанность же всякого православного христианина в этом случае состоит в том, чтобы беспрекословно подчиняться водительству церкви, признавать для себя обязательным и спасительным то, что таким признает святая церковь » (там же, стр. 90–91).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

от молнии. На месте их выстроена в 1794 г. нынешняя деревянная Троицкая церковь с приделами Введения во храм и преподобных Зосимы и Савватия соловецких; над папертью – колокольня, а под нею усыпальница с гробницею преподобного Дамиана» 54 . Карп. Докучаев-Басков 7 Архангельск. Губернск. Ведом.» 1851 г. 31. «Олонецкие Губерн. Ведомости», 1871 г. 14. – Этих слов в помещенном здесь «житии» не имеется. 8 Вероятно бывший до игумена – митрополита Филиппа, а не тот, который упоминается в Досифеевом описании под 1572–1581 г., ибо дело относится – как увидим ниже – к 1541–1550 годам. 9 В рукописи, которой мы пользовались, как в этот, так и в следующие два раза Дамиан назван Диомидом, вероятно, по ошибке. 11 Следовательно Дамиан оставил Соловецкий остров, имея около 25 и никак не более 32 лет от роду, не позже 1619 года. 16 Подобное видим и из жития препод. Александра Ошевенского: на месте основанного им монастыря жители слышали звон. 18 К сожалению грамота эта, как и другая – царская, полученная Дамианом же в 1632 г., до нас не сохранились. 19 Нечто подобное передает нам народное предание о Крестнозере, лодейнопольского у. (Олонец. Губ. Ведом» I860 г. 48), и Святозере, петрозаводского уезда 26 Царская грамота от 15 октября 1637 г. «Архангел. Губ. Вед.» 1852 г. «Олонец. Губ. Вед.» 1852 г. «Христ. Чтен.», 1885 г. 27 Подобное случилось и в Ошевенском монастыре, но после смерти основателя преп. Александра, когда никакого настоятеля не было. 30 В «Памятной книжке Олонецкой губ.» кажется «на 1864 г.» в ст. «Св. Преподобные Отцы, просиявшие и чествуемые в Олонецкой епархии» сказано, что будто бы преставился 20 ноября, в схиме, под именем Дионисия, тело его чрез два года перенесено в Юрьегорскую обитель»... но все это не верно!.. 31 Как «житие», так и ст. «о пророчестве препод. Диодора Юрьегорского», мы взяли из рукописного сборника XVIII в. (Каргопольск. мещанина Ш.) – величиною в 8 л. в кож. переплете, писанного различными почерками; «житие» же писано плохим полууставом, вероятно первоучкой, в конце его подписано тем же почерком: «Лета 7271 (1763) году, апреля в 17 день, на память преподобного отца нашего Зосимы Соловецкого чудотворца, писал Василий Феодоров сын».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, ссылаются на свидетельства жития преподобного Максима Грека. Но тот факт, что Максим Грек был хвалим за то, что был “словесного любомудрия зело преисполнен, священныя же философии до конца навыкл”, не в состоянии вполне обосновать заключение, будто “значение придавалось тогда лишь людям, вполне изучившим Священное Писание и святоотеческие творения и проникшим в их смысл, а сверх того, свободно владевшим церковнославянским языком”. Из свидетельства жития Максима следует лишь то, что тогда ценили таких начитанных людей, но, чтобы тогда мало или вовсе не ценились менее начитанные люди, этого житие прямо не говорит. Наконец, что касается предположения, будто бы Московская Русь XV–XVII веков имела еще особые училища, специальные для тех подростков, которые предназначались в священники и в диаконы, то ни слова святителя Геннадия и Стоглава, ни свидетельства жития Александра Ошевенского и грамматики Мелетия Смотрицкого не дают что-либо решительное в его пользу. Изучения “силы Писаний и церковного порядка” Геннадий и Стоглавый собор могли требовать и от обычных школ, к которым несомненно принадлежала и школа дьяка, “наказав­шаго добре божественным Писанием” и преданием Святых отец 20 преподобного Александра Ошевенского; Мелетий Смотрицкий знал и имел в виду древние обычаи, наверное, не Московской Руси, а Литовской. Необходимость новых изысканий в области первоисточников истории древнерусской школы и просвещения, таким образом, очевидна. Из этих первоисточников к числу наименее исследованных принадлежат древнерусские жития святых. Литературных работ, специально посвященных исследованию древнерусских житий как источника истории русской школы и просвещения, русская ученая литература до сих пор не имеет, хотя общее изучение памятников древнерусской житийной литературы сделало уже серьезные успехи 21 . Правда, ученые исследования по литературе древнерусских житий святых установили очень низкий взгляд на них как на исторический источник. Три особенности житий обусловливают такой взгляд.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

192 Соболевский А. И. Указ. соч. С. 9. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые… Январь 13. 195 Так по рук. МДА 632. Л. 209. Но по изд. Синодальной типографии. СПб., 1818. Л. 4 и об. вместо “написоваше — сказует”. Григорьев, приводя указанное свидетельство из жития митрополита Петра, видит здесь способ обучения письму, но не указывает оснований для такого взгляда. С. 13. 197 Об этом говорят жития Мартирия Зеленецкого (С. 52), Петра, митрополита Московского (Славяно-русский Пролог. Ч. I. С. 69 и 197), Феодора, архиепископа Ростовского (Ярославские Епархиальные Ведомости. 1873. 32), преподобного Сергия Радонежского (Житие преподобного… Сергия Чудотворца. С. 23; рук. МДА 208. Л. 30), Иосифа Волоколамского (Великие Минеи-Че­тии. Сентябрь, дни 1–13. Столб. 455), Иосифа Комельского, Серапиона Новгородского и др. В других житиях — общие указания на существование определенного возраста. В житии Варлаама Хутынского, митрополита Филиппа, Евфросина Псковского, Антония Сийского: “по времени”; Стефана Пермского — “измлада”; Алексия митрополита — “времени приспевшу”, Александра Свирского — “егда приспе время”; Макария Калязинского — “егда достизающему ему возраста”; Авраамия Смоленского — “егда бе отрочищем в возрасте смысла пришедша”; Зосимы Соловецкого — “преуспе­ваю­щу отроку возрастом”; Макария Желтоводского — “егда устрабити отроку”; Игнатия Угличского — “егда прииде в разум”; Игнатия Вологодского — “егда исполняшеся лета младенческая”; Александра Ошевенского — “егда времени учения достигше”. 199 “Тем же тому спешне писания извыкну, обаче во иных не упражнятися, разве иже в божественная ведущих. Доспевшу же к пятинадесятим летом возраста восхоте отрещися мирскаго пребывания”. — Там же. С. 17. 200 “Та же времени приспевшу и книжному учению вдан бывает, и бысть яко летом дванадесять”. — Житие Алексия, Митрополита Московского. С. 26–27. “Таже времени бывшу и книжному учению вдан бывает, пришедшим же 12 летом детское еще имуще, яко случися…”. — Житие по рук. МДА 634. Л. 170. “Бывшу же ему 15 летом прииде ему во ум любовь и рачение иночьского образа, и иде во един от монастырей”. — Житие по рук. МДА 634. Л. 171.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

20 апреля, в каковой день совершается его память. В соборном храме во имя Успения наверху и Сретения Господня внизу, построенном в 1707 г., покоятся под спудом мощи основателя в приделе его имени. “Истор. Росс. Иер.», V, 422, 427; Ратшин, 418; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 64; “Опис. монаст.», 1817 г., 5; Проценко, “М-ри в России», 4; Ключевский, “Жит. свят.», 298, 384, 385, 397, 406; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 38, 526; Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы», 49; Пушкарев, “Олон. губ.», 93; Дашков, “Олон. губ.», 120; “Памят. кн. Олон. губ. на 1857 г.», 140; на 1858 г., 5; на 1860 г., 18, 23; на 1867 г., Отд. III, 5, 19; “Словарь ист. о свят.», 15; “Олонец. губ. в.», 1842 г., 16–18 (опис. перепечат. из “Матер. для стат. Росс.» 1841 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 175, 337; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 995, 3; “Акты истор.», I, 202 (Ц. гр. 1578 г. об освобожд. от податей монастыр. крестьян; игум. Кирилл); “Дополн. к Акт. истор.», III, 36 (Акты 1647 г. о выдаче жалов.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 657 душ крест.; здесь назван Александро-Шевенский); 1878 г., III, христиан. в предел. Арханг. губ., 15 (сказано, что здесь подвизался от юности до старости преп. Кириак, основатель Успен. Сырьин. пуст. и скончавшийся в 1402 г., следоват. и м-рь Ошевенский существовал ранее?); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 130 двор. крест.); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Александра 20 апр.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1844 г., VIII, смесь, 159 (примечат. памятн. Олонец. губ.; основан в 1480 г.); “Русск. истор. Библиот.», III, 76 (празднов. в Москве около 1634 г. Александру Ошевевскому 21 апр.; благовест в лебедь, трезвон средний, а пети по общей минеи для того, что слог худ добре); IV, 852 (Палинодия 1621 г.; 20 апр. память Александра, игум. Ошевенского, нового чудотв.). 607. Александро – Свирский – Спасский – Троицкий, иначе Рощинский – Преображенский и Александрова пустынь, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Олонецкой губ., Олонецкого уез., в 36 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Некоторым ориентиром при определении состава общепочитаемых в этот период святых могли бы послужить рукописные месяцесловы XVI-XVII вв., но они остаются малоизученными (см., напр., 2 ркп. РНБ. Кир. Бел. 516/773; Погод. 637). Голубинский отмечает, что пополнение месяцеслова зачастую было делом справщиков Печатного двора. Этот произвол, а также отсутствие для большинства русских святых документов о К. привели Голубинского к заключению, что основным критерием установленного церковного почитания должна служить не месяцесловная запись, а свидетельства об отправлении церковной службы святому ( Голубинский. 1903. С. 261-264). Тем не менее рукописные святцы остаются важным источником по истории почитания святого, особенно для определения местных традиций. Прп. Иосиф Волоцкий. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦМиАР) Прп. Иосиф Волоцкий. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦМиАР) Первым официальным печатным изданием месяцеслова в Русской Церкви явились святцы, опубликованные (в виде самостоятельной книги, а не в качестве дополнения к др. богослужебным книгам) Московским Печатным двором в 1646 г. Святцы 1646 г. (это были Святцы «с летописью», т. е. с краткими биографическими сведениями) по объему значительно превосходили месяцесловы, которые являлись вспомогательной частью других богослужебных книг. В 30-50-х гг. XVII в. происходит заметное пополнение церковного календаря новыми русскими памятями, увеличивается количество служб русским святым в Служебных Минеях, появляются новые русские статьи в Прологе, создаются Четьи-Минеи свящ. Иоанна Милютина , значительно расширенные за счет русских житий (особенно княжеских). В сравнении с предшествующими изданиями богослужебных книг (Святцы Бурцова (М., 1639), Устав (М., 1641) и Псалтирь с восследованием (М., 1642)) Святцы 1646 г. содержали новые памяти: прп. Иосифа Волоцкого (9 сент.), свт. Киприана Московского (16 сент.), прп. Сергия Обнорского (7 окт.), мч. Меркурия Смоленского (24 нояб.), свт. Филиппа Московского (23 дек.), кн. Георгия Всеволодовича (4 февр.), прп. Кирилла Новоезерского (4 февр.), свт. Арсения Тверского (2 марта), свт. Варсонофия Казанского (26 марта), прп. Александра Ошевенского (20 апр.), прп. Корнилия Комельского (19 мая), прп. Игнатия Вологодского (19 мая), сретения образа прп. Димитрия Прилуцкого (3 июня), обретения мощей кнн. Василия и Константина Ярославских (8 июня), прп. Александра Куштского (10 июня), прп. Андроника Московского (13 июня), прп. Стефана Махрищского (14 июля), перенесения мощей прп. Зосимы и Савватия Соловецких (8 авг.), перенесения мощей прп. Феодосия Печерского (14 авг.).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Е. В. Романенко Иконография Образ А. М. представлен преимущественно на многофигурных иконах олонецких святых, но встречаются и единоличные изображения. В Описи собрания Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 г. упомянута икона «Прп. Афанасий Муромский», XIX в.: «Изображение на холсте [паволоке] преподобного в рост. В левой руке - четки, в правой свернутый свиток - символ учительства» (НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. 1/2. Л. 29а. 170). Сохранились 2 иконы с образом А. М. (МИИРК), происходящие из Муромского Успенского мон-ря. На иконе «Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские», 1-я пол. XIX в., святые изображены в рост, в молении Спасителю в сегменте неба. А. М.- с непокрытой головой, короткими волосами, темной окладистой бородой, заостренной книзу, в светло-зеленой рясе и коричневой мантии с золотопробельным письмом, в голубой схиме с куколем на плечах. Вверху надпись: «Св. пр(д). Aфahaciй Муром: чуд(о).». На иконе кон. XIX в. А. М. (надпись: «Стый пр. Aфahaciй Mypoмckiй чудо») изображен прямолично, в рост, с ниспадающими прядями волосами и длинной бородой, в темно-зеленой мантии и схиме, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке (с текстом: «Внимайте убо бpamiя моя и не согрешайте до ckohчahiя века»). А. М. среди олонецких святых изображен на иконе 2-й пол. XIX в. (ц. вмц. Екатерины, Петрозаводск) в мантии, с куколем на голове и четками в руках. На иконе кон. XX в. «Собор Карельских святых» (собор во имя блгв. кн. Александра Невского, Петрозаводск) А. М. держит в руках модель храма. В. Г. Платонов Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/77012.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010