Патриаршие приходы в США. Современное состояние 23 марта 2011 г. 13:00 Статья игумена Иосифа (Крюкова) опубликована в «Церковном вестнике» от 22 марта 2011 г. 10 апреля 2010 года исполнилось 40 лет со дня подписания Святейшим Патриархом Алексием I Томоса об автокефалии Православной Церкви в Америке . Одним из этапов подготовки этого решения стало упразднение Экзархата Русской Православной Церкви Северной и Южной Америки и создание на его основе Патриарших приходов в Соединенных Штатах и Канаде. В 1987 году эти административно-церковные изменения завершились разделением управления в этих двух странах и назначением в каждую из них викарных архиереев Московской епархии . К началу XX века Русская Православная Церковь была единственной из Поместных Церквей, обладавшей в Соединенных Штатах организованной и разветвленной системой епархиальной жизни. Накануне 1917 года здесь служили пять епископов и 309 священников и диаконов. В состав 27-ми церковных округов входили 461 церковь и часовня. Зарегистрировано было 100 тысяч прихожан, но фактическое их число превышало 300 тысяч, а вместе с верующими Сирийско-Арабской, Сербской и Албанской миссий — 600 тысяч. После трагических событий 1917 года финансовое обеспечение жизнедеятельности епархиальных структур и приходов, ранее в значительной мере обеспечивавшееся путем ассигнований из государственного бюджета Российской империи, полностью легло на плечи православного духовенства и мирян США. В письме из Одессы епископу Алеутскому и Северо-Американскому Александру (Немоловскому) митрополит Платон (Рождественский), занимавший эту кафедру до него, писал, что в России на русское духовенство в США «смотрят как на рать людей, обреченных на голодную смерть». (Позднее митрополит Платон снова вернется в Америку, чтобы возглавить церковное движение, на основе которого впоследствии сформируется Православная Церковь в Америке). Острая нехватка средств и общеполитические процессы, повлекшие за собой ослабление административного контроля, стали причиной обособления приходов. К 1933 году, когда в Америку — с титулом архиепископа Алеутского и Североамериканского и в звании экзарха — был назначен Вениамин (Федченков), лишь считанные единицы храмов сохранили верность Московскому Патриархату. В экзархат входило 50 храмов — максимум, достигнутый за все время его существования.

http://patriarchia.ru/db/text/1435567.ht...

Высшее Церковное Управление, в которое вначале кроме епископов входили также представители клира и мирян, признавало своим верховным кириерархом патриарха Московского Тихона и свое вынужденное отделение от него рассматривало как временное и считало себя ответственным перед будущим Собором Всероссийским по освобождении России от безбожной власти. Патриарх Московский Тихон признавал назначения, сделанные Высшим Церковным Управлением Заграницей. Даже давал ему указания, например о назначении епархиальным архиереем Северной Америки митрополита Платона, о производстве ревизии [деятельности временно управляющего Алеутской и Северо-Американской епархией епископа Александра (Немоловского)] посвященным в Белграде настоятелем церкви в Копенгагене епископом Антонием [Дашкевичем]. В ноябре 1921 года в Сремских Карловцах, в Югославии, состоялся первый Заграничный Собор, в котором кроме 24 епископов приняли участие представители клира и мирян. Являясь, таким образом, голосом всех русских, сумевших уйти из-под советской власти, Собор счел себя обязанным высказаться о положении в России, где томилось под гнетом той власти остальное население России. Собор обратился к Генуэзской конференции с просьбой не поддерживать большевистскую власть и помочь русскому народу освободиться от нее. Большевистская власть, усмотрев в этом угрозу для себя, решила оказать давление на находившихся за границей русских через церковную власть. Под сильным давлением советского правительства патриарх Тихон подписал указ о запрещении Высшего Церковного Управления, поручив митрополиту Евлогию [Георгиевскому] позаботиться об образовании нового управления. После этого патриарх Тихон был немедленно арестован. Руководствуясь прежним его распоряжением от 7/20 ноября 1920 года, заграничные архиереи собрались 31 августа 1922 года и постановили вместо Высшего Церковного Управления избрать Архиерейский Синод. Председателем его избран был, как старший по сану, занимавший старейшую русскую кафедру и являвшийся единственным, кроме патриарха, постоянным членом Российского Синода митрополит Киевский Антоний [Храповицкий].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Когда гестапо арестовало в мае 1940 г. архиеп. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского) , обличавшего Гитлера в своих проповедях, возведенный в сан митрополита Серафим (Лядэ) добился у властей передачи архиепископа ему на поруки и поместил его в Русском доме для престарелых в Тегеле, где тот пребывал до окончания войны. 22 мая 1942 г. правосл. храмы Германии вошли в Среднеевропейский митрополичий округ, образованный с согласия нем. правительства и возглавляемый митр. Серафимом. После окончания войны и подписания Германией акта о капитуляции начался процесс перехода приходов РПЦЗ в юрисдикцию РПЦ. В окт. 1945 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I направил в Германию делегацию во главе с протопр. Николаем Колчицким, управляющим делами МП, осуществившую 11 окт. воссоединение рус. приходов, временно управляемых архиеп. Брюссельским и Бельгийским Александром (Немоловским): Воскресенского собора и ц. во имя равноап. кн. Владимира в Берлине, ц. во имя равноапостольных Константина и Елены при рус. кладбище в Тегеле, Александро-Невского храма в Потсдаме, храма во имя св. Симеона Дивногорца в Дрездене и храма-памятника русской славы во имя свт. Алексия, митр. Московского, в Лейпциге. По возвращении делегации на родину Свящ. Синод вынес решение об управлении приходами РПЦ в Германии архиеп. Александром (Немоловским) на правах викария Патриаршего экзарха в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского). Послевоенные годы были благоприятны для возрождения церковной жизни в Германии, для восстановления правосл. храмов. С окт. 1946 г. правосл. приходы Московского Патриархата в Германии были включены в состав образованного Среднеевропейского Экзархата РПЦ, главой к-рого стал архиеп. Венский Сергий (Королёв) . В 1945-1948 гг. церковной жизнью правосл. общин в Германии непосредственно руководил архиеп. Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский), в нояб. 1948 г. возвратившийся в Брюссель. Церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Потсдаме. Фотография. 1998 г.

http://pravenc.ru/text/78160.html

в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания) свт. Тихон освятил Тихона Задонского мон-рь и приют для сирот при нем, основал Сербскую духовную миссию. Одновременно по почину владыки был издан расширенный служебник на англ. языке в переводе И. Ф. Хапгуд. 20-23 февр. 1907 г. состоялся 1-й Всеамериканский церковный Собор в Мейфилде (шт. Пенсильвания). В послании к Собору свт. Тихон подчеркнул необходимость обеспечения материальной независимости епархии, что способствовало бы укреплению правосл. Церкви на Американском континенте. В 1906 г. архиеп. Тихон в докладе Предсоборному Присутствию РПЦ рекомендовал предоставить автокефалию Американской миссии, объясняя свое предложение многонациональным характером епархии. В 1916 г. такое же предложение сделал Предсоборному Совещанию архиеп. Евдоким (Мещерский) , возглавлявший А. и С. е. с 29 июля 1914 по 6 авг. 1917 г. При архиеп. Платоне (Рождественском) , управлявшем епархией с 8 июля 1907 по 20 марта 1914 г., и сменившем его архиеп. Евдокиме епархия продолжала расти в основном за счет возвращения из унии правосл. русинов. В 1909 г. была создана Болгарская духовная миссия. 6 июля 1916 г. было учреждено вик-ство в Канаде во главе с еп. Александром (Немоловским) . В том же 1916 г. было создано Карпаторосское вик-ство в Питтсбурге во главе с еп. Стефаном (Дзюбаем). В марте 1918 г. еп. Александр учредил Албанскую правосл. миссию во главе со свящ. Фаном Ноли . До революции 1917 г. РПЦ полностью осуществляла каноническую власть среди православных различных национальностей. Правосл. епископы в Сев. Америке назначались и утверждались Святейшим Правительствующим Синодом. Епархия получала от российского правительства ежегодную финансовую субсидию. К кон. 1917 г. в А. и С. е. (в составе 31 благочиния) был 271 храм и 51 часовня, 257 священнослужителей и до 300 тыс. прихожан. В связи с отъездом в Москву для участия в Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. архиеп. Алеутский и Североамериканский Евдоким временно передал управление епархией еп. Канадскому Александру (Немоловскому), к-рый приступил к исполнению своих обязанностей 6 авг.

http://pravenc.ru/text/115924.html

Тем временем, Константинопольское подворье в Москве все-таки было на общих основаниях муниципализировано, после чего представители Фанара стали предлагать большевикам различные услуги, чтобы им его вернули. Так, согласно советским источникам, в июне 1922 г., после ареста Патриарха Тихона и возникновения обновленческого раскола, архимандрит Иаков, «сообщил, что “его господин, святейший вселенский патриарх” мог бы прибыть на собор (обновленческий – свящ. А. М.) в Москву, признать Высшее церковное управление, участвовать в суде над патриархом Тихоном, словом, сделать все, что нужно Высшему церковному управлению, вплоть до низложения Тихона “по всем каноническим правилам”. Он дал понять, что в общем итоге это стоит: возвращения к моменту прибытия в Москву “его святейшества” дома Константинопольского патриархата и 10.000 турецких лир» . Весной 1924 г. Фанар издал целый ряд угодных большевикам постановлений. Проживавшим в Константинополе русским архиепископам Анастасию (Грибановскому) и Александру (Немоловскому) было предписано поминать за богослужениями только Константинопольского Патриарха и, соответственно, не поминать Святейшего Тихона Московского. « По приглашению со стороны церковных кругов Российского населения» (имелись в виду обновленцы) в Москву из Стамбула должна была отправиться «особая патриаршая комиссия», причем специально оговаривалось, что она «в своих работах должна опираться на те тамошние церковные течения, которые верны существующему в России правительству». Одновременно NampuapxГpuropuй VII пожелал , чтобы Патриарх Тихон «пожертвовал собой, немедленно удалившись от управления церковью», и чтобы вообще московское патриаршество было упразднено, «как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах в начале гражданской войны, и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения» . Раскол в Русской Церкви, ее дезорганизация, упразднение в ней патриаршества – всё это было на руку фанариотам, поскольку вполне соответствовало их планам по установлению гегемонии в православном мире.

http://bogoslov.ru/article/4892553

В 1916 г. архиеп. Алеутским и Североамериканским Евдокимом (Мещерским) был назначен благочинным правосл. приходов в Канаде, в том же году объединенных в Канадскую епархию. Помогал еп. Канадскому Александру (Немоловскому) в осуществлении миссии среди карпаторосских униатов, участвовал в диспутах с ними. В 1917 г. был назначен настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора в Виннипеге (Канада). В 1917 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита еп. Канадским Александром (Немоловским). 24 окт. 1922 г. еп. Питтсбургский Стефан (Дзюбай), рукоположенный в 1917 г. архиеп. Евдокимом для возглавления правосл. миссии среди униатов-карпатороссов и устроения их духовной жизни в лоне РПЦ в Сев. Америке, в сослужении с еп. Моравско-Силезским Гораздом (Павликом) Сербской Православной Церкви, также апологетом Православия среди униатов Чехословакии, рукоположил себе в помощники А. на освободившуюся после отъезда из Сев. Америки архиеп. Александра Канадскую кафедру. Эта хиротония была совершена без согласия митр. Платона (Рождественского) , еще не вступившего в полной мере в управление Североамериканской епархией, в крайне сложной обстановке: вмешательство обновленцев способствовало ускорению процесса раздробления единой правосл. епархии в Сев. Америке на неск. образований по этническому признаку, проводившемуся рядом Поместных Православных Церквей. А. осуществлял архипастырское окормление группы карпаторосских общин. В 1935 г. А. вошел в митрополичий округ, возглавляемый митр. всей Америки и Канады Феофилом (Пашковским) , и был назначен на Филадельфийскую и Карпаторосскую епархию. В 1936 г. возведен в сан архиепископа. 21 нояб. 1944 г. Архиерейским Собором РПЦ в соответствии с прошением А., направленным Патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) , был принят в юрисдикцию РПЦ, вошел в состав епископата Экзархата РПЦ в Сев. и Юж. Америке и с 21 по 31 авг. 1947 г. временно управлял им. В 1945 г. А. был инициатором меморандума, направленного послу СССР и в ООН, о присоединении Холмщины, Лемковщины и Карпато-Руси к бывш. СССР. Провел для этого в США съезды представителей орг-ций, приходов и общественности. В 1946 и 1950 гг. посетил СССР. 30 июля 1954 г., согласно прошению, по состоянию здоровья А. уволен на покой. Скончался после тяжелой болезни. Погребен на кладбище Маунт-Оливет (Лонг-Айленд, Нью-Йорк).

http://pravenc.ru/text/63458.html

В Оксфорде иеромонах Василий продолжил свои исследования, публикуя статьи в британских, французских, немецких, итальянских или греческих научных журналах, участвуя в международных конгрессах по патрологии, византинистике и догматическому богословию 10 . Важнейшим творением во время его пребывания в Великобритании стало критическое издание писаний преподобного Симеона Нового Богослова , византийского мистика XI века. Эта работа, на которую у него ушло несколько лет, была издана в 1963–65 гг. в знаменитом патристическом собрании «SourcesChretiennes» 11 . Блестяще увенчать ее ему удалось уже в 1980 г. изданием биографии преп. Симеона 12 . Возведенный в сан архимандрита в 1957 г., владыка Василий был вскоре призван Церковью к епископскому служению. По избрании его епископом Волоколамским 26 мая 1958 г., он посвящается в Лондоне 14 июня 1959 г. и назначается викарием патриаршего экзарха Западной Европы (с местопребыванием в Париже) 13 . В своей речи на интронизации, новопоставленный епископ произнес: «Я счастлив принадлежать к Русской Православной Церкви, Московской Патриархии, Церкви исповедников веры Христовой, высоко держащей яркий светоч Святого Православия. […] Верю, что наше пребывание в Западной Европе не есть нечто случайное, но определено Промыслом Божиим, и что на всех нас возложена задача свидетельствовать пред народами Запада об истине православной веры, распространять ее в инославной среде, содействовать созданию и укреплению Западного Православия с конечной целью воссоединения всего христианского мира во Едину, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь » 14 . Отныне его постоянной заботой станет свидетельство о Вселенском Православии и русской культуре. Епископу Василию, однако, не пришлось надолго задержаться в Париже. В 1960 он был назначен на место скончавшегося 15 бельгийского епархиального архиерея – митрополита Александра (Немоловского) 16 . По своем назначении в Брюссель 31 мая 1960 г. 17 , владыка Василий прибыл в бельгийскую столицу 12 июля того же года. Немного спустя, он совершает поездку в Россию, где 21 июля 1960 г. его возводят в сан архиепископа 18 . Епархия Московского Патриархата в Бельгии произошла от старейшего в стране православного храма святителя Николая Чудотворца, основанного в Брюсселе в 1862 г. 19 После прибытия в Бельгию первого православного епископа в 1929 г., храм получил статус «кафедрального собора», а Брюссель стал «кафедральным» городом православного архиерея 20 . Бельгийское государство утвердило сложившееся положение: королевский указ 1937 г. признал за епархией статус «общественно-полезного учреждения», а за ее главой титул «русского православного архиепископа Брюссельского и Бельгийского» 21 . С назначением владыки Василия в Брюссель, бельгийская православная епископская кафедра приобрела значительный вес. Действительно, как писал «Вестник русского западноевропейского патриаршего экзархата»:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Брюссельский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. Василий (Кривошеин), архиеп. Брюссельский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. В период жизни в Оксфорде В. занимался активной церковно-научной деятельностью, принимал участие в съездах и собраниях Албания св. и прп. Сергия содружества , выступал на международных научных конгрессах и конференциях: участвовал в работе 1-го Международного съезда патрологов в Оксфорде (1951, затем вплоть до 1979 - в каждом из оксфордских патрологических съездов, являвшихся самыми представительными богословскими собраниями своего времени), в 1958 г. был на съезде византологов в Мюнхене. В апр. 1957 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) В. был возведен в сан архимандрита; 26 мая 1958 г. постановлением Святейшего Патриарха и Свящ. Синода был назначен 2-м викарием экзарха МП в Зап. Европе архиеп. Клишийского Николая ( Ерёмина ; впосл. митр. Корсунский) с титулом еп. Волоколамского и пребыванием в Париже. Хиротония В., однако, неск. задержалась из-за трудностей с получением франц. визы. В марте 1959 г. был назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде; 14 июня 1959 г. в Лондоне, в храме Успения Пресв. Богородицы (РПЦ), была совершена хиротония В. архиеп. Николаем (Ерёминым) и еп. Сергиевским Антонием ( Блумом ; впосл. митр. Сурожский) (ЖМП. 1959. 9. С. 27-32). В наречении принял также участие еп. Иаков Апамейский (Вирвос, К-польский Патриархат). В нояб. 1959 г. В. переехал в Париж, где нес архипастырское служение в качестве помощника архиеп. Клишийского; в том же году (11-15 нояб.) состоялась его поездка в Фессалонику для участия в торжествах, посвященных 600-летию со дня кончины свт. Григория Паламы (ЖМП. 1960. 2. С. 72-80). После смерти (в апр. 1960) митр. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского) указом Патриарха Алексия I и Свящ. Синода В. был назначен на Брюссельскую кафедру, на к-рой пребывал вплоть до своей кончины. Вскоре после назначения В. посетил Москву, где 21 июля 1960 г., в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, был возведен в сан архиеп.

http://pravenc.ru/text/150717.html

постановил принять ВЦУЗ под свое покровительство с предоставлением ему на своей канонической территории права особой юрисдикции над рус. духовенством и беженцами. В состав ВЦУЗ были включены архиеп. Евлогий и проживавшие в Сербии рус. епископы Гавриил (Чепур) и Михаил (Космодемянский). Деятельность ВЦУЗ заключалась в организации церковной жизни рус. эмиграции и управлении зарубежными рус. духовными миссиями и приходами. Уже 29 нояб. 1920 г. на заседании ВВЦУ ЮВР в эмиграции рассматривался вопрос об упорядочении пришедших в упадок дел Русской духовной миссии в Иерусалиме , временным начальником к-рой был назначен иером. Мелетий. 13 апр. 1921 г. для управления делами миссии ВЦУЗ направило в Иерусалим архиеп. Анастасия (Грибановского). После переезда в февр. 1921 г. в Сербию митр. Антония ВЦУЗ передало ему управление рус. церквами в Сербии. В нач. апр. 1921 г. оно поручило митр. Платону (Рождественскому) упорядочить церковную жизнь в США и принять Североамериканскую епархию от архиеп. Александра (Немоловского) , 15 апр. 1921 г. направило архиеп. Евлогию указ, подтверждавший его статус управляющего рус. церквами в Зап. Европе, включая Болгарию и Румынию. В том же месяце по согласованию с архиеп. Евлогием ВЦУЗ назначило Лубенского еп. Серафима (Соболева) настоятелем рус. храма в Софии с последующим поручением ему управления рус. приходами в Болгарии. Окормление рус. приходов в Греции и на Кипре по решению ВЦУЗ передавалось еп. Ермогену (Максимову) . 23 июля 1921 г. митр. Антоний, архиеп. Феофан (Быстров) и еп. Вениамин (Федченков) составили прошение Патриарху свт. Тихону о предоставлении ВЦУЗ полномочий высшего органа церковного управления над всеми рус. церквами за границей, в т. ч. в Сев. Америке, Японии, Китае, Финляндии, Прибалтике и Польше, и о назначении председателя ВЦУЗ Наместником Всероссийского Патриарха за границей. 13 окт. Синод РПЦ под председательством Патриарха свт. Тихона рассмотрел полученное 25 сент. прошение членов ВЦУЗ и постановил: «Ввиду нецелесообразности подчинения существующему за границей Высшему Церковному Управлению Русской Церкви всех православных церквей и общин Московского Патриархата за пределами Сов.

http://pravenc.ru/text/161107.html

Впоследствии официальное наименование форума еще дважды претерпит изменения, о чем будет сказано ниже. Обращаясь к составу Комитета Православных Церквей, необходимо отметить не только наличие в нем авторитетных лиц, но и отсутствие непосредственных представителей ряда автокефальных Церквей. В частности, отсутствовали представители Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей. Полномочными представителями Константинопольского Патриархата выступили митрополит Кизический Каллиник, профессор Богословской школы на острове Халки Василий Антониадис и генеральный секретарь Патриархии архимандрит Герман; представителями Сербской Православной Церкви являлись митрополит Черногорский и Приморский Гавриил (Дожич), в 1938-1950 гг. являвшийся Патриархом Сербским, и автор новоюлианского календаря, профессор математики и механики Белградского Университета Милутин Миланкович; представителями Румынской Православной Церкви были профессор Центральной семинарии в Бухаресте архимандрит Юлий (Скрибан) и сенатор Петр Дрангич; представителем Элладской Православной Церкви выступил митрополит Диррахийский Иаков. Полномочия представителя Кипрской Православной Церкви были делегированы иерарху Константинопольского Патриархата митрополиту Никейскому Василию (Георгадису), в 1925-1929 гг. являвшемуся Константинопольским патриархом . Особого рассмотрения требует вопрос статуса и полномочий принимавших участие в работе Комитета Православных Церквей архиепископов Анастасия (Грибановского) и Александра (Немоловского). В официальных документах Комитета они позиционируются как иерархи Русской Православной Церкви. При этом архиепископы Анастасий и Александр именуются не ее представителями (ντιπροσωπευντοι), а приглашенными со стороны Константинопольской Церкви (κατ’ ατεπγγελτον πρσκλησιν ατν π μρους τς κκλησας Κωνσταντινουπλεως). Вместе с тем, русские иерархи занимают вторую позицию в списке участников и следуют за представителями Константинопольского Патриархата . В ходе работы Комитета Православных Церквей (впоследствии переименованного во Всеправославный Конгресс) статус русских иерархов изменился.

http://bogoslov.ru/article/5724320

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010