В 1940 г. митр. Серафим сумел вызволить из гестапо Брюссельского архиепископа Александра (Немоловского) и т.п. . Ему содействовало германское церковное министерство и даже МИД — их подход отличался от подхода национал-социалистической партии и органов безопасности . В межведомственных отношениях в Германии имелось пространство для маневра — в этом смысле оно отличалось от ситуации в советской России 20х-30-х гг., где было несравнимо тяжелее. Послевоенная ситуация делала невозможным дальнейшее существование митрополичьих округов в зарубежье: Югославия стала коммунистической, на Дальнем Востоке распоряжались советские и китайские коммунисты, а в Восточной Германии — немецкие. В Европе и на Ближнем Востоке начала свою деятельность Московская Патриархия, получившая от Сталина после победы над нацизмом небольшие послабления. В Московский Патриархат перешел не только митр. Евлогий, но и глава Западно-Европейского округа РПЦЗ, митр. Серафим (Лукьянов). Затем, в 1950 г. скончался митр. Серафим (Ляде). РПЦЗ вследствие этих событий в Европе перешла на епархиальную структуру управления . С тех пор в Русской Зарубежной Церкви только один митрополит, а именно — ее Первоиерарх. Однако с учетом исторического пути Русской Зарубежной Церкви, обширности окормляемых ею территорий и рассеянности их по всему миру было бы неосновательным считать ее одним митрополичьим округом, и гораздо более органичным было бы для нее, пожалуй, внутреннее деление на три митрополичьих области (американскую, европейскую, австралийскую). Во всяком случае в нынешнем своем виде РПЦЗ представляет собой церковное образование некоего иного, высшего порядка, чем митрополичья область, и конечно, по отношению к той Русской Зарубежной Церкви, которую мы имеем сейчас как исторически сложившуюся церковную единицу, было бы неуместно применять исключительно «территориальный принцип». Необходимое в этой связи обсуждение канонического понятия «этноса», которое зиждется на общности «этоса» и имеет мало общего с пресловутым «филетизмом» (национализмом в Церкви), выходит далеко за рамки данной статьи .

http://pravoslavie.ru/5441.html

«В конце литургии сказал поучение сам Владыка, в котором наставлял нас, як треба жити и постулата так, щоб никто не мог сказати, що мы называемся православными только по имени. По окончанию литургии Владыка пойшол в братский зал, где собрались прихожане и их дети. Владыка пытался детей молитвы и св. историю... Тут же Владыка наставлял нас, як лучше устроити нам новый иконостас, который не о долгом часе будем ставити, и показовал, яки маем зробити поправки внутри своей церкви. Преподавши благословение нам и деткам нашим, Владыка, провожаемый глубокою благодарностью нашею, выехал от нас в Ольд-Фордж» 536 . В Олдфорджской церкви владыка Тихон отслужил вечерню с молебном Божией Матери 537 . 25 ноября/8 декабря 1902 г. Утром епископ молился в Архангело-Михаиловской церкви Олдфорджа. «В понедельник я служил Литургию. В храме были только – Вл. Тихон, я и псаломщик. Приблизилось время выхода со св. Евангелием. Беру Евангелие и вижу: Вл. Тихон зажег свечу и пошел впереди Евангелия. Это меня очень поразило. «Боже, – думаю, – какое смирение у Вл. Тихона!» Положив св. Евангелие на престол, я поклонился в ноги Владыке. Он благословил меня и сказал: “Продолжайте Литургию”» 538 . В 19 ч. архипастыря встретили в Свято-Троицком храме Катасаквы. Епископ прошел в алтарь и благословил свящ. Александру Немоловскому начать всенощное бдение; сам Тихон выходил на литию и полиелей. «После елеопомазания всех богомольцев Преосвящ. Тихон, разоблачившись, обратился – с солеи – с краткою речью к прихожанам. Похвалив их преданность православию, являемую делом и истиною, Владыка убеждал и на будущее время быть духом горящими, и двоих из них – Иосифа Стегнача и Стефана Гузаго – отличил благословенными грамотами. Обрадованные милостивым вниманием Архипастыря, некоторые прав, катасаквинцы пришли на квартиру священника, где долго беседовали с Преосвященным» 539 . 26 ноября/9 декабря 1902 г. Во вторник Тихон оставил Катасакву. 30 ноября/13 декабря 1902 г. Субботним вечером Тихон (Беллавин) и Хотовицкий А.А. поездом из Нью-Йорка прибыли в Трою. На железнодорожной станции их встретил иером. Тихон 540 , настоятель церкви селения Colonie 541 , западного предместья Трои; затем все проехали к Васильевскому храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Еще более характерно дело евлогианского архиепископа Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского). В 1938-1940 гг. он неоднократно в своих проповедях и обращениях к пастве резко осуждал деятельность нацистов. Например, 31 июля 1938 г. в своей проповеди говорил: «Нам посланы страшные испытания... В Германии жестокий варвар Гитлер уничтожает христианскую веру, одновременно насаждая язычество. Мы молим Бога, чтобы он спас эту страну от этого ужасного человека, так как там еще хуже, чем в советской России». В других выступлениях владыки осуждалась также и расовая теория Гитлера. После оккупации Бельгии архиепископ был 4 ноября 1940 г. арестован гестапо. С укрепленной на груди табличкой с надписью «Враг 2» он оказался перевезен в тюрьму Аахена, а затем Берлина. Митрополит Серафим (Ляде) сумел вызволить владыку Александра из заключения, взяв его на поруки и поселив при русском храме в Тегеле, где последний оставался до конца войны . В то же время митрополит Серафим в своей официальной переписке с ведомствами Третьего рейха иногда использовал антисемитскую риторику, хотя не одобрял нацистскую политику и не разделял ее целей. В частности, в октябре 1940 г. он писал в Министерство церковных дел о своем противнике украинском профессоре И. Огиенко, в дальнейшем ставшем архиепископом Холмским Иларионом в юрисдикции автокефальной Православной Церкви генерал-губернаторства: «Тот, кто еще недолгое время назад клялся в верности польскому правительству или тот, кто только четыре года назад поставил общественность в известность о том, что он состоял в дружбе с евреями, учитывал их интересы, обещал им основать в университете Каменец-Подольска кафедру по изучению еврейства и 25% еврейских студентов принимать в этот университет, убедил еврейского раввина в том, что этот университет принесет еврейству огромную материальную и духовную пользу, — подобным людям я не могу подарить свое доверие, даже если они пользуются в настоящее время милостью высоких и высших инстанций» . Осенью 1942 г. митрополит Серафим даже планировал издать антисемитскую богословскую статью, правда, из этого ничего не вьшло. 6 ноября настоятель прихода РПЦЗ в Мюнхене о. Александр Ловчий писал владыке о неудаче дела: «Имею честь при сем представить Вам предполагаемую к печатанию в Епархиальных Ведомостях статью “Вина иудеев и язычников перед судом правды Божией” на немецком языке... С великой охотой я исполнил бы Ваше желание, святой Владыко, и отпечатал бы эту статью в количестве 300 экземпляров, но, к сожалению, у меня нет такого количества бумаги» . В епархиальном журнале эта статья в дальнейшем также не была опубликована.

http://bogoslov.ru/article/6024224

Церковь Нерукотворного Образа Христа Спасителя (Лондон — Онтарио) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Всех Святых входит в состав Монреальской и Канадской епархии Русской Православной Церкви Заграницей; приход был основан в 1949 году. Находится в канадском Лондоне (не путать со столицей Великобритании). Английское название — Russian Orthodox Church of Christ the Savior. Содержание История [ править править код ] В 1949 году небольшая группа молодых людей, приехавших в Канаду на работу по контракту, решила, что православным жить без церкви не годится. Обратились к о. Георгию Бурдикову в Виндзоре за содействием. Отец Георгий в это время был благочинным. С его посредством связались с Джорданвилем откуда был прислан священник о. Николай Марцишевский. И вот на Рождество 1950 года была проведена первая православная служба в помещении англиканского собора святого Павла. Нужно отметить, что это не была самая первая православная служба в Лондоне. В 1916 г. В Лондоне был открыт Преображенский приход Русской Православной Церкви под омофором Епископа Северо-Американского и Алеутского, Александра (Немоловского). К 1917 году, у этого прихода был уже выстроен храм и служили настоятели присланные из России. После революции в России, началось брожение в приходе под влиянием «красных». В 1921 году церковь продали, а деньги от продажи пропали. Вместо церкви был открыт русский киноклуб. Здание этой первой церкви теперь в частных руках, находится по сей день на Leard St. Жизнь прихода постепенно развивалась в уже арендованном помещении на втором этаже 212 Dundas St., где был отпразднован первый храмовой праздник. К началу 1950-х годов в приход влились многие русские, украинцы, белорусы, сербы, сирийцы и греки. Это была Пан-Православная община. Приход менял свое место несколько раз. Новый храм решили строить по возможности своими силами. Хотелось чтоб архитектура храма была русско-православная. Был объявлен конкурс на возможный внешний вид храма. В этом конкурсе победил проект Александра Владимировича Зауера. Архитектором-строителем стал Д. Д. Поляков, инженер-строитель из Торонто, который взялся создать полный строительный проект – даром.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Неруко...

– Как же оно действовало? – Это братство, понимая, что Церковь не может существовать без епископа, обратилось к епископу РПЦ Александру (Немоловскому) , родом из Волыни, с прошением стать во главе «Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде» (так они решили назвать свою церковную организацию). Епископ Александр сначала согласился помочь с организацией церковной жизни этих православных украинцев и председательствовать на предполагаемом Соборе, но затем, благодаря стойкости администратора и начальника Канадской миссии, настоятеля Свято-Троицкого храма в Виннипеге архимандрита Адама (Филипповского), уроженца Галиции и «строгого русина», твердого поборника единства Русской Православной Церкви и Прикарпатской Руси со всем русским народом, отказался. Несмотря на всю клевету на него, отсутствие поддержки своего архиерея, отцу Адаму, твердому стороннику нерушимого единства «Канадийской (Канадской) Руси» с Великой Русью, удалось добиться, что в 1918-м году епископ Александр не присутствовал на съезде украинских сепаратистов и не поддержал их. Национализм и нарушение церковных канонов и присяги в церковной жизни Галиции и канадских галичан он называл «австро-галицийским болотом». – Но Собор таки состоялся? Без благословения епископа это был не Собор, а самочинное сборище – Без благословения епископа это был не Собор, а самочинное сборище, которое состоялось 28 декабря 1918 года. Так как на нем не было ни одного архиерея, то никаких решений о каноническом образовании церковной жизни украинцев не принималось. Зато были приняты решения об организации духовной семинарии в г. Саскатун. А вскоре состоялся второй «собор» – 27 ноября 1919 года, на котором присутствовал Антиохийский митрополит Герман, незаконно принявший под свое окормление украинские приходы в Канаде, как это он сделал ранее в США. Очередное сборище, так называемый «Собор Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде» (УГПЦК) 16–17 июля 1924 года, так же, как и ранее сборище украинцев в США, принял решение пригласить Ивана Теодоровича возглавить их церковь, которое он и принял.

http://pravoslavie.ru/115850.html

3. Нарушение связей между Русской Православной Церковью и ее заокеанской паствой антиканоническая деятельность митрополита Платона; учреждение Экзархата Северной и Южной Америки; продолжение линии митрополита Платона его преемником; стремление американской паствы к восстановлению единства с Матерью-Церковью; поездка в Америку митрополита Григория; запрещение на раскольнических епископов   События Первой мировой войны нарушили связи между Русской Православной Церковью и ее заокеанской паствой. Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Америке оказалась в очень тяжелом положении. Главной причиной наступивших затруднений была утрата постоянной связи между епархией и Матерью — Русской Православной Церковью.    Архиепископ Евдоким (Мещерский), возглавлявший епархию с 1914 по 1917 год, уезжая в 1917 г. на Поместный Собор Русской Православной Церкви, поручил временно окормлять всю американскую православную паству епископу Канадскому Александру (Немоловскому). После Собора архиепископ Евдоким в Америку не вернулся (уклонился в обновленческий раскол). Для решения церковных дел в 1919 г. в т. Кливленде был созван Всеамериканский Собор, на котором епископ Александр был избран правящим архиереем епархии. Но занимал он этот пост недолго. Встретившись с трудностями управления в условиях вынужденного отрыва от Матери-Церкви, он не пожелал не только оставаться на кафедре, но даже продолжать свое пребывание в Америке. Как только из России в Америку прибыл митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), занимавший до этого Североамериканскую кафедру с 1907 по 1914 год, Преосвященный Александр передал ему все дела по управлению епархией (1922), а сам отбыл в Европу.    Положение митрополита Платона как правящего архиерея в Америке было определено на Американском Соборе 1922 года, а в 1923 году ему было направлено официальное уведомление о назначении его на Североамериканскую кафедру и от Святейшего Патриарха Тихона с освобождением от управления епархией Херсонской и Одесской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Богослужения в братских храмах после ареста протоиерея Аркадия до своего собственного заключения совершал второй священник Крестовоздвиженского храма протоиерей Юлиан Красицкий, который был и председателем общины Свято-Николаевского братства 334 . Епископ Волынский и Житомирский Аверкий (Кедров), понимая, что в скором времени и он сам, и о. Юлиан будут посажены в тюрьму, и заботясь о том, чтобы братчики не остались без богослужений, а Игнатьевский храм не был бы закрыт, назначает в братский храм священником последнего ректора Волынской духовной семинарии протоиерея Иакова Немоловского (впоследствии Епископа). Он и совершал для братчиков богослужения вплоть до освобождения протоиерея Юлиана Красицкого 335 . Освобождённого из житомирского допра протоиерея Аркадия, Епископ Аверкий наградил крестом с украшениями. О. Аркадий также начинает совершать богослужения в братской Игнатьевской церкви. Именно этот храм становится центром православной жизни города. Сюда, ещё до выхода из заключения о. Аркадия, на должность регента был приглашён иерей Иоанн Серов 336 . На храмовые богослужения и братский праздник святителя Николая, кроме протоиерея Юлиана Красицкого, приходят служить единомышленники о. Аркадия: настоятель Серафимовской церкви – иерей Александр Гаврилюк, настоятель храма Иисуса Сладчайшего (с. Крошня) – протоиерей Илья Николаев, священник кладбищенской Иаковлевской церкви – иерей Василий Малахов (будущий священноисповедник) 337 . Настоятель Крестовоздвиженской церкви, бывший делопроизводитель братства – протоиерей Александр Поникаров – отошёл от деятельности в братстве. Самой большой болью для протоиерея Аркадия, как и для всех православных, было появившееся в то время обновленчество, которое ничего общего не имело со Христовой Церковью. На борьбу с обновленчеством о. Аркадий направляет свой, данный ему от Бога, миссионерский талант. Начало обновленчеству в Житомире было положено ещё в 1922 году 338 . Тогда священник житомирского Иаковлевского кладбищенского храма протоиерей Константин Лебедев согласился сотрудничать с ГПУ для организации в Житомире обновленческой псевдоцеркви, или, как тогда её ещё называли, «живой церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Такое положение, поставившее в недоумение как обновленцев, так и тихоновцев, вынудило местного Архиепископа Аверкия (владыка Аверкий в этом документе ошибочно назван Архиепископом – сост. ) выехать в Москву для выяснения вопроса о состоянии Церкви в настоящее время. Прибывший же на днях из Москвы Остальский, нового ничего не привёз, но возможно, что он имеет кое-какое представление о церковной жизни, и местное духовенство выносит мнение, что очевидно в Москве победили обновленцы. В настоящее время необходимо констатировать в церковной жизни Волыни абсолютное затишье, как со стороны экзархистов, так и обновленцев» 349 . Игумен Дамаскин (Орловский) об этом периоде в жизни о. Аркадия пишет: «В это время ему по церковным делам часто приходилось бывать в Киеве и в Москве. В Киеве он служил в Никольском монастыре, в Москве останавливался на Валаамском подворье, а служил в Пименовском храме на Новослободской улице. За каждым богослужением о. Аркадий обязательно проповедовал. Его проповеди и исповедь собирали много молящихся, желавших послушать вдохновенное слово пастыря, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин» 350 . На конец 1924 года в Житомире не было ни Епископа Аверкия, ни о. Аркадия. Оба они находились в это время в Москве. Уезжая из Житомира, 6 ноября 1924 года Епископ Аверкий хотел было передать управление епархией до своего приезда старшему по хиротонии из своих викариев Епископу Староконстантиновскому и Изяславскому Иакову (Немоловскому). Но тот отказался от управления епархией, и владыка Аверкий передаёт управление епархией недавно рукоположенному Епископу Полонскому Максиму (Руберовскому) 351 . На это время, по свидетельству Николая Борисовича Кирьянова, Епископ Аверкий уже принёс покаяние в своём пребывании в обновленческом расколе 352 . 15 декабря в Житомире состоялось заседание Волынской губернской межведомственной комиссии по делам об обществах и союзах (МЕКОСО), на которое явился секретарь Волынского епархиального управления протоиерей Александр Поникаров с уставами Изяславльского, Староконстантиновского, Новоград-Волынского и Полонского викарных церковных управлений, предоставив их для регистрации. На этом заседании о. Александр заявил присутствующим представителям губернского отдела ГПУ товарищам Ковалевскому и Разумовскому, что «епархиальное управление никому из высших духовных органов в настоящее время не подчиняется и в соответствии с этим в таких же отношениях состоят викарные церковные управления по отношению к епархиальному управлению» 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

антиканоническая деятельность митрополита Платона; учреждение Экзархата Северной и Южной Америки; продолжение линии митрополита Платона его преемником; стремление американской паствы к восстановлению единства с Матерью–Церковью; поездка в Америку митрополита Григория; запрещение на раскольнических епископов События Первой мировой войны нарушили связи между Русской Православной Церковью и ее заокеанской паствой. Русская Православная Греко–Кафолическая Церковь в Америке оказалась в очень тяжелом положении. Главной причиной наступивших затруднений была утрата постоянной связи между епархией и Матерью — Русской Православной Церковью. Архиепископ Евдоким (Мещерский), возглавлявший епархию с 1914 по 1917 год, уезжая в 1917 г. на Поместный Собор Русской Православной Церкви, поручил временно окормлять всю американскую православную паству епископу Канадскому Александру (Немоловскому). После Собора архиепископ Евдоким в Америку не вернулся (уклонился в обновленческий раскол). Для решения церковных дел в 1919 г. в т. Кливленде был созван Всеамериканский Собор, на котором епископ Александр был избран правящим архиереем епархии. Но занимал он этот пост недолго. Встретившись с трудностями управления в условиях вынужденного отрыва от Матери–Церкви, он не пожелал не только оставаться на кафедре, но даже продолжать свое пребывание в Америке. Как только из России в Америку прибыл митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), занимавший до этого Североамериканскую кафедру с 1907 по 1914 год, Преосвященный Александр передал ему все дела по управлению епархией (1922), а сам отбыл в Европу. Положение митрополита Платона как правящего архиерея в Америке было определено на Американском Соборе 1922 года, а в 1923 году ему было направлено официальное уведомление о назначении его на Североамериканскую кафедру и от Святейшего Патриарха Тихона с освобождением от управления епархией Херсонской и Одесской. Жизнь Православной Церкви в Америке несомненно вошла бы в нормальное русло, если бы митрополит Платон сделал правильные выводы из событий, происшедших в России, и, сохраняя сыновнее послушание высшей церковной власти, направил бы все свои духовные силы на строительство местной церковной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Очередной, десятый, номер издания прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Академии постдипломного педагогического образования «Зерно горчичное» поступил в продажу. Журнал по традиции открывает проповедь настоятеля храма – протоиерея Георгия Митрофанова. В этом номере она посвящена Апостольскому чтению в Неделю о мытаре и фарисее (2 Тим. 3:10-15). В рубрике «Православие и культура» опубликованы статьи доктора филологических наук, профессора СПбГУ Петра Бухаркина («Об отце Павле Флоренском – в начале нового века»), и также доктора филологических наук, профессора Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Светланы Шешуновой («Пост и праздник в эпопее Солженицына «Красное колесо»»). В рубрике «Знаменательные даты» три статьи отмечают 90-летие 1917 года: «Размышление о причинах и последствиях революции 1917 года» Роберта Битюкова, «К 90-летию Октября. З.Гиппиус» Раисы Васильевой и «Революция глазами детей» – уникальный материал, основанный на фрагментах сочинений детей, переживших революцию, и изданный Русским Педагогическим Бюро в Праге под редакцией В.В.Зеньковского в середине 1920-х годов. Далее в той же рубрике публикацией одного стихотворения отмечается 70-летие со дня рождения Сергея Аверинцева и статьей Константина Махлака «…Еще она не перешла порогу» – 490-летие начала Реформации и возникновения протестантизма. В рубрике «Беседа с настоятелем» публикуется интервью с отцом Георгием Митрофановым, озаглавленное «Новомученики. Проблемы канонизации». В рубрике «In memoriam» опубликованы статья Марины Митрофановой «Священник Павел Розанов», воспоминания Натальи Рейнгардт о митрополите Александре (Немоловском) и архиепископе Василии (Кривошеине) – «Два Владыки», а также статья «Памяти протоиерея Виктора Грозовского» Роберта Битюкова. В журнале 256 страниц. Издание осуществляется при поддержке Отдела Администрации Санкт-Петербурга по связям с религиозными объединениями (по «Программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге»). Журнал можно приобрести в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д.11-13). «Вода живая», 02.03.2008.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-03-02/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010