Такое положение, поставившее в недоумение как обновленцев, так и тихоновцев, вынудило местного Архиепископа Аверкия (владыка Аверкий в этом документе ошибочно назван Архиепископом – сост. ) выехать в Москву для выяснения вопроса о состоянии Церкви в настоящее время. Прибывший же на днях из Москвы Остальский, нового ничего не привёз, но возможно, что он имеет кое-какое представление о церковной жизни, и местное духовенство выносит мнение, что очевидно в Москве победили обновленцы. В настоящее время необходимо констатировать в церковной жизни Волыни абсолютное затишье, как со стороны экзархистов, так и обновленцев» 349 . Игумен Дамаскин (Орловский) об этом периоде в жизни о. Аркадия пишет: «В это время ему по церковным делам часто приходилось бывать в Киеве и в Москве. В Киеве он служил в Никольском монастыре, в Москве останавливался на Валаамском подворье, а служил в Пименовском храме на Новослободской улице. За каждым богослужением о. Аркадий обязательно проповедовал. Его проповеди и исповедь собирали много молящихся, желавших послушать вдохновенное слово пастыря, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин» 350 . На конец 1924 года в Житомире не было ни Епископа Аверкия, ни о. Аркадия. Оба они находились в это время в Москве. Уезжая из Житомира, 6 ноября 1924 года Епископ Аверкий хотел было передать управление епархией до своего приезда старшему по хиротонии из своих викариев Епископу Староконстантиновскому и Изяславскому Иакову (Немоловскому). Но тот отказался от управления епархией, и владыка Аверкий передаёт управление епархией недавно рукоположенному Епископу Полонскому Максиму (Руберовскому) 351 . На это время, по свидетельству Николая Борисовича Кирьянова, Епископ Аверкий уже принёс покаяние в своём пребывании в обновленческом расколе 352 . 15 декабря в Житомире состоялось заседание Волынской губернской межведомственной комиссии по делам об обществах и союзах (МЕКОСО), на которое явился секретарь Волынского епархиального управления протоиерей Александр Поникаров с уставами Изяславльского, Староконстантиновского, Новоград-Волынского и Полонского викарных церковных управлений, предоставив их для регистрации. На этом заседании о. Александр заявил присутствующим представителям губернского отдела ГПУ товарищам Ковалевскому и Разумовскому, что «епархиальное управление никому из высших духовных органов в настоящее время не подчиняется и в соответствии с этим в таких же отношениях состоят викарные церковные управления по отношению к епархиальному управлению» 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Далее патриарх Мелетий (Метаксакис) предложил к обсуждению вопрос юрисдикционной принадлежности православной диаспоры. В этой связи необходимо отметить, что еще 1 марта 1922 г. Константинопольский Патриархат издал Томос «Об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного " рассеяния " » . Инициирование обсуждения вопроса о признании за Вселенским Патриархатом прав на возглавлении православной диаспоры преследовало цель легитимации на всеправославном уровне изданного годом ранее Томоса. Апеллируя к 28-му правилу IV Вселенского Собора, патриарх Мелетий доказывал исключительное право Константинопольского Патриархата на духовное возглавление всех православных епархий, находящихся за пределами границ Поместных Церквей, которые он отождествлял с упоминаемыми в каноне «епископами иноплеменников» («ν τος βαρβαρικος  πισκπους») . Обращаясь к сложившейся в Северной Америке церковной ситуации, патриарх отметил отсутствие там единой православной канонической юрисдикции, что нарушает канонический порядок и не способствует православному свидетельству в инославном мире. В качестве возможного средства к устранению существующей разобщенности патриарх предложил учреждение Экзархата Константинопольского Патриархата в пределах североамериканского континента . Вполне естественно, что при обсуждении данного вопроса патриарх Мелетий не мог проигнорировать мнение архиепископа Александра (Немоловского), ранее управляшего Северо-Американской епархией Русской Православной Церкви. Согласившись с актуальностью озвученной проблемы, последний призвал участников Всеправославного Конгресса принять во внимание то положение, в котором находилась Русская Православная Церковь. По его мнению, согласие проживавших в Америке русских на переход в юрисдикцию Константинопольского Патриархата будет равнозначно предательству находившегося под арестом патриарха Московского Тихона. В качестве временной меры архиепископ Александр рассматривал потенциальную возможность назначения на четырехлетний срок русского архиерея в качестве Экзарха Константинопольского Патриархата. Однако в связи с трагическими событиями церковной жизни в России реализация подобного сценария представлялась ему преждевременной. Практическое разрешение вопроса разобщенности американских православных архиепископ Александр усматривал в усилении взаимодействия русских и греческих иерархов. После выступления архиепископа Александра началась активная дискуссия, которая была приостановлена патриархом Мелетием по причине недостатка времени .

http://bogoslov.ru/article/5724320

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕАМЕРИКАНСКИЙ СОБОР [англ. All-American Council (Sobor)], высшая законодательная и исполнительная власть Православной Церкви в Америке (ПЦА; до 1971 г.- Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Сев. Америке). Периодичность созыва Собора ориентировочно 1 раз в 3 года. В работе Собора участвуют правящий митрополит и все епископы Церкви, представители от каждого прихода - священники и миряне (священник, не имеющий прихода, аккредитуется Митрополичьим советом; не имеющий священника приход выбирает 1 представителя-мирянина), члены Митрополичьего совета и Ревизионной комиссии Церкви, по 2 делегата от каждой ДС, члены Предсоборной комиссии (подготавливающей созыв Собора), по 1 представителю от каждой церковной организации. Председательствует на заседаниях Собора Предстоятель Церкви - митрополит. С 1907 по 2002 г. было проведено 25 В. С. Первые 14 Соборов, состоявшиеся до провозглашения ее автокефалии, носили в офиц. документах название All-American Sobors (14-й Собор Русской Православной Греко-Кафолической Церкви стал 1-м Собором автокефальной Церкви); все последующие Соборы (начиная с 1971) именовались All-American Councils. Основной темой заседаний 1-го В. С. под председательством бывш. архиеп. Алеутского и Североамериканского Тихона (Белавина) , состоявшегося 20-23 февр. 1907 г. в Мейфилде (шт. Пенсильвания), было обсуждение дальнейшего расширения правосл. миссии на североамериканском континенте. Принимая во внимание значительный рост Алеутской и Североамериканской епархии и ее значение в жизни правосл. Америки, Собор утвердил ее новое именование - Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Сев. Америке под юрисдикцией священноначалия Церкви Российской. В работе собора принимали участие священники священномученики Александр Хотовицкий и Иоанн Кочуров , св. прав. Алексий Товт . Созыв 2-го Собора был вызван Октябрьской революцией 1917 г. в России и последовавшими за ней трагическими событиями в жизни РПЦ. На заседаниях 25-28 февр. 1919 г. в Кливленде (шт. Огайо) было принято решение об избрании еп. Канадского Александра (Немоловского) правящим архиереем. Еп. Евдоким (Мещерский), возглавлявший в то время Североамериканскую епархию, не вернулся из России после окончания Поместного Собора 1917-1918 гг. РПЦ. Это избрание было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 7 сент. 1920 г. Особое значение 2-го В. С. состояло в том, что выборы правящего архиерея заложили основу для буд. выборов Предстоятеля Православной Церкви в Америке. Решением 3-го Собора, состоявшегося 7-9 нояб. 1922 г. в Питтсбурге (шт. Пенсильвания), митр. Херсонский и Одесский Платон (Рождественский) сменил еп. Александра на архиерейской кафедре. Его избрание также было утверждено Патриархом Тихоном 29 сент. 1923 г.

http://pravenc.ru/text/155458.html

В этот период для правосл. жителей Аляски были выпущены книги: «Указание пути в Царствие Небесное» митр. Иннокентия (Вениаминова) (1901), Евангелие на алеутском языке (1903, Нью-Йорк; переиздано еп. Филиппом в 1916-1917), иером. С. Самойловичем издавался ж. «Православная Аляска» на рус. и местных языках (1904). Путевые журналы и этнографические заметки миссионеров о церковной жизни на Аляске были опубликованы в «Американском православном вестнике» или хранились в рукописях в различных архивах. Указом Святейшего Синода от 31 окт. 1906 г. на основании предварительного соглашения между архиеп. Тихоном, еп. Аляскинским Иннокентием и еп. Якутским Макарием (Павловым) к А. в. была присоединена Чукотская миссия , а также переданы выделявшиеся российским правительством средства. Подобное решение объяснялось тем, что миссионерам на Чукотку легче было добраться морем со стороны Аляски. Чукотская миссия была приписана к Куикпакской (Юконской) миссии Свято-Михайло-Редутского благочиннического округа, куда 1 авг. 1908 г. был переведен настоятелем с назначением на должность благочинного игум. Амфилохий (Вакульский) , впосл. еп. Аляскинский. После перевода еп. Иннокентия на Якутскую кафедру (1909) церковная жизнь вик-ства проходила в 1909-1916 гг. под архипастырским наблюдением еп. Александра (Немоловского) и в 1916-1920 гг.- еп. Филиппа (Ставицкого) . В этот период занимавшее обширную территорию А. в. делилось на Ситкинское (5 церквей и приписных к ним 4 молитвенных дома-часовни, 2 священника), Уналашкинское (9 церквей, 37 молитвенных домов-часовен, 5 священников) и Свято-Михайло-Редутское (3 церкви, 2 часовни и 2 священника) благочиния. Приюты на Юж. Аляске были закрыты, действовал лишь приют Куикпакской миссии на севере. В 1923 г. на Аляскинскую кафедру избран, а в 1924 г. хиротонисан архим. Амфилохий (Вакульский). К 1929 г. гл. обр. благодаря его трудам А. в. состояло из 27 приходов в составе 5 благочиний. В помощь больному и престарелому еп. Амфилохию 12 окт. 1930 г. в Сан-Франциско был хиротонисан во епископа Ситкинского настоятель Архангело-Михайловского собора в Ситке, бывш. военный свящ. Российской армии архим. Антонин (Покровский) . По обсуждавшемуся в епархиальном совете митрополии предложению еп. Антонина, разработанному им совместно с протоиереями Г. Прозоровым и А. Кашеваровым, единое А. в. предполагалось разделить на Аляскинское, с резиденцией епископа в Уналашке, и Алеутское, с кафедрой в Ситке. Однако этому предложению не суждено было претвориться в жизнь. Еп. Антонин, с титулом епископа Балтиморского, вскоре был переведен на вост. побережье США в помощь митр. Платону по управлению многочисленными восточноамер. приходами. На попечение еп. Амфилохия оставлено было дальнейшее архипастырское окормление А. в.

http://pravenc.ru/text/114214.html

Процесс формирования серб. правосл. церковных общин в стране шел медленно из-за отсутствия священников и тяжелого экономического положения переселенцев. Первая серб. правосл. община была учреждена в 1912 г. в г. Реджайна (пров. Саскачеван) и объединила 48 членов. По благословению еп. Аляскинского Александра (Немоловского; впосл. митрополит Брюссельский и Бельгийский) в 1915 г. община начала строительство храма Св. Троицы, к-рый был освящен в 1916 г. и до 1947 г. находился в юрисдикции РПЦЗ. Вторая серб. община возникла в 1913 г. в г. Гамильтон. Для совершения богослужений в частном доме община приглашала правосл. священников разных юрисдикций, а в 1917 г. построила храм во имя свт. Николая Чудотворца (2-й серб. храм в этом же городе, также во имя свт. Николая, был построен в 1965). В 1921 г. серб. общины, действовавшие на территории Канады, вошли в состав Американо-Канадской епархии СПЦ. Когда в 1925 г. главой епархии был избран архим. Мардарий (Ускокович ; впосл. епископ), в стране не было ни одного серб. священника. Владыка обращался к Североамериканскому митр. Платону (Рождественскому) с просьбой направить рус. священника в общину в Гамильтоне, но рус. священники лишь иногда приезжали для окормления сербской паствы. По ходатайству еп. Мардария и Синода СПЦ в 1935 г. Мин-во социальной политики и здравоохранения Королевства Югославия выделило ежемесячное жалованье для серб. священника-миссионера в Канаде, к-рое было определено свящ. Мано Момчиловичу. В 1935 г. сербы из Монреаля (пров. Квебек) обратились к архиеп. Североамериканскому и Канадскому Виталию (Максименко) с просьбой рукоположить для их общины священника в юрисдикции РПЦЗ. Против этой инициативы выступил еп. Мардарий, который считал, что рукоположение священника для серб. общины должно произойти в юрисдикции СПЦ. Американо-Канадский еп. Дионисий (Миливоевич; 1939-1963; см. ст. Миливоевич Д.) 14-29 окт. 1940 г. посетил серб. общины в Канаде и назначил на приход в Гамильтоне синкелла Димитрия (Балача), но канад. власти не впустили священника в страну. Чуть позже в Канаду приехал о. Владимир Мрвичин. После окончания второй мировой войны были основаны серб. церковные общины и построены храмы в городах Торонто, Уинсор и Ниагара-Фолс в пров. Онтарио, а также в Ванкувере (пров. Брит. Колумбия), Летбридже (пров. Альберта), Монреале.

http://pravenc.ru/text/1470183.html

Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис) – А сам Патриарх Мелетий был готов приехать? – Прямо он этого не подтверждал, выражался хитрее: «Если местные братья считают уместным направление нашей делегации, так, чтобы она присутствовала от имени Вселенской Патриархии на намечаемом в Москве церковном собрании и на месте поспособствовала благополучному направлению и мирному урегулированию ситуации в братской Церкви, то мы охотно бы направили такую делегацию». Есть и другие свидетельства из Константинополя о том, что в Патриархии с интересом относились к тому, что происходило в России, и в общем-то поначалу были не прочь отправить своего представителя на готовящийся обновленческий лжесобор. Надо заметить, что в августе 1922 года, как некая репетиция этого лжесобора, был проведен первый Всероссийский съезд так называемой Живой церкви. В тот момент эта Живая церковь была доминирующей фракцией у обновленцев. На этот съезд и явился архимандрит Иаков, был почетным членом президиума и даже пытался что-то сказать на тему женатого епископата, что обновленцы истолковали в свою пользу. Но на сам обновленческий лжесобор в апреле-мае 1923 года, на котором и произошло официальное, с точки зрения обновленцев, низложение Патриарха Тихона, архимандрит Иаков уже не пришел, причем не пришел по указанию Патриарха Мелетия. Это и по сей день апологеты Константинопольской Патриархии любят выставлять на вид: дескать, в решающий момент Константинополь выступил в защиту Патриарха Тихона. Это действительно исторический факт, но он имеет свое объяснение. Как раз в мае 1923-го Патриарху Мелетию, когда наступали последние месяцы его пребывания в Константинополе, было очень важно провести там так называемый Всеправославный конгресс. Ему требовалось, чтобы на этом конгрессе было хотя бы номинальное присутствие со стороны Русской Церкви, поскольку другие восточные Патриархи это собрание бойкотировали. – Ему удалось обеспечить это присутствие? – От Московского Патриарха там тоже никого не было, да и быть не могло, поскольку Патриарх Тихон был в тот момент в заключении. Но двух русских архиепископов, находившихся в Константинополе, – Анастасия (Грибановского) и Александра (Немоловского), – лично пригласили принять участие в этом конгрессе. И они согласились с целью добиться выступления конгресса в защиту Патриарха Тихона. И, в общем-то, им это удалось, хотя они, особенно архиепископ Анастасий, были не очень-то согласны с модернистской программой конгресса.

http://pravoslavie.ru/116129.html

1 апр. 1941 г. К. был назначен исполняющим должность управляющего делами Московской Патриархии. С окт. того же года К. находился в эвакуации в Ульяновске вместе с патриаршим местоблюстителем митр. Сергием. В мае 1942 г. назначен управляющим делами Патриархии. Служил в ульяновском Казанском соборе. В авг. 1943 г. вернулся к настоятельству в Богоявленском храме в Елохове. На Архиерейском Соборе РПЦ 8 сент. 1943 г. , избравшем митр. Сергия на Патриарший престол, К. был введен в состав Свящ. Синода в качестве временного члена. На церемонии интронизации патриарха Сергия в Елоховском Богоявленском соборе К. перед началом Божественной литургии огласил деяние Архиерейского Собора об избрании патриарха. После кончины патриарха Сергия († 15 мая 1944) К. принял деятельное участие в работе Архиерейского Собора РПЦ 21-23 нояб. 1944 г. , на к-ром он делал доклад о порядке избрания патриарха, а также в подготовке и проведении Поместного Собора РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г. , избравшего патриарха Алексия I (Симанского) . 25 февр. 1945 г. К. был возведен в сан протопресвитера. Как управляющий делами Московской Патриархии, являлся одним из наиболее влиятельных церковных деятелей. 10 апр. 1945 г. он участвовал вместе с патриархом Алексием I и Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) во встрече с главой Советского государства И. В. Сталиным , на к-рой обсуждались важнейшие вопросы государственно-церковных отношений. В мае-июне того же года К. входил в состав делегации во время патриаршего визита на Св. землю, потом посетил с митр. Николаем Великобританию. Зёрнов, увидевшийся там с К. впервые после гражданской войны, сказал о нем: «Теперь - потухший вулкан. Как и тогда, это был исключительный человек, волевой, умный, но отныне закрытый непроницаемой броней». Летом того же года К. вел в Москве переговоры о возвращении в правосл. Церковь главы обновленцев А. И. Введенского , к-рый, однако, отказался от предложенного ему принятия после покаяния в мирском чине. В сент.-окт. 1945 г., во время визита в Германию, К. сыграл большую роль в воссоединении с РПЦ находившегося ранее в юрисдикции К-польского Патриархата Брюссельского архиеп. Александра (Немоловского ; впосл. митрополит), временно управлявшего рус. правосл. приходами в Германии. В дальнейшем К. продолжал активно участвовать во внешнецерковной деятельности, входил в состав делегаций РПЦ во время визитов на Ближ. Восток (1946) и в Болгарию (1948).

http://pravenc.ru/text/1841816.html

  Архиепископ Александр (Немоловский) Что мои глаза видели в Москве и Киеве «И видевый это свидетельствово, и истинно есть свидетельство его» (Иоанн, 19:35). Когда-то в сказках читал о ковре-самолёте. Теперь это действительность. 5-го июля в 10 часов утра на русском самолёте вылетели из Берлина в Москву я и избранные мною спутники: благочинный берлинских церквей протоиерей Сергий Положенский и настоятель церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены в Тегеле священник Аркадий Закидальский. Так как путешествие моё было по вызову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Берлинская Русская военная комендатура предоставила нам эту возможность — вместо 3 ½ суток поездом совершить на самолёте переезд в Москву в 6 ½ часов. Летели мы над облаками, казавшимися сплошными сугробами, чрез которые земли не было видно. Над нами голубело небо, пронизанное солнечными лучами. Тихо плавал самолёт по воздушному океану — казалось, едем поездом, — совсем не замечалось быстроты полёта — более 300 километров в час. Временами показывались чрез облака чёрно-зелёно-белые крапинки, чёрные кривые линии — далёкая земля с её лесами, реками, городами. — Москва! Москва! — заговорили пассажиры. Всех их было двадцать пять. Самолёт вздрогнул, начал спускаться вниз. Быстро пробежали по земле. Приехали. Нас встретили на аэродроме наши старые знакомые — бывшие в Берлине в октябре 45 года — управделами Московской Патриархии протопресвитер Н. Колчицкий, по верности церкви, пастырской опытности и ясному пониманию современных церковных дел принадлежащий к славной плеяде И. Янышева и А. Желобовского; так напоминающий преподобного Антония Печерского — благодушный, но, как говорят, очень строгий — Благочинный протоиерей Ф. Казанский, а также представитель Г. Карпова — председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР. Быстро домчались автомобилем до гостиницы Savoy, где нам было отведено помещение. Оправились с дороги. Слава тебе, Господи! Мы в Москве — сердце России.

http://bogoslov.ru/article/6177696

«Святейший вас ожидает», — сказал отец протопресвитер после приветствий и дружеских объятий. Едем! Вот мы в Патриархии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси — не только в границах Русского государства, но и по всему свету разбросанных частицах Святой Руси (это наши храмы и группирующиеся возле них церковные общины). Когда в 1913 году Почаевскую Свято-Успенскую лавру посетил Блаженнейший Григорий IV, Патриарх Антиохийский, встретивший его у святых ворот архиепископ Антоний Волынский простёрся ниц, ясно показывая, что Патриарх не токмо архиерей, Ангел Церкви Божией, Великий Господин. (Уместно вспомнить, что в Бозе почивающий Патриарх Григорий в 1913 году с сонмом святителей в Древле-Софийском храме в Великом Новгороде хиротонисал нынешнего нашего Святейшего Патриарха во епископа.) Понятно, с каким душевным трепетом входили мы в патриаршие покои. И вот предстали мы пред светлым ликом Святейшего. Первое впечатление: это не восковое бледное лицо подвижника, но лик, удалённый от обычного вида, одухотворённый, озарённый лучистым блеском глаз, в коих виден и ум, и доброта, и жертвенная готовность всё совершить для блага церкви. Несколько ласковых приветственных слов и приглашение помолиться в Крестовой патриаршей церкви на Всенощной по случаю праздника в честь святой Владимирской иконы Богоматери (23 июня ст. ст.). Вошли в храм. Все стены в иконах — и на дереве, и на холсте, и в серебряных ризах. Вместо иконостаса — две больших напольных иконы в ризах и над ними икона Тайной Вечери. Царских Врат нет — одна Завеса. Служит архимандрит Иоанн с архидиаконом Георгием. Трогательно-молитвенно поёт квартет. Святейший принимает участие в пении. Сам изволит читать канон. Как-то особенно радостно звучат нам слова тропаря: «Днесь светло красуется славнейший град Москва…» После богослужения трапезовали у Святейшего. Мы смущены. «Кушайте! Не стесняйтесь. Вы, должно, у себя наголодались». На другой день Литургию совершает сам Святейший Патриарх Алексий в той же церкви. Сослужит один архиепископ Георгий. Облачение святительское, но без митры. Необычно, но очень умилительно. После Литургии обед у Святейшего. Вечером Всенощная в том же храме и трапеза у Святейшего.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Москва — сердце России; в миниатюре — вся Россия. «Город чудный, город древний», но и нового много в нём. Это настоящий европейский город с громадными площадями, широкими улицами, большими зданиями, магазинами, великолепным метро. Но есть в нём и нечто другое, это ласкает взор, умиляет душу, заставляет радостно трепетать измученное сердце. Это Кремль с Иваном Великим и золотыми куполами большого Успенского собора. Соборы: Архангельский, Благовещенский, церковь Святого Василия Блаженного и другие храмы. Это не музеи, не римский Капитолий, не египетские пирамиды, не остатки потонувшего — исчезнувшего — мира, это центры русской жизни, нечто живое, непреходящее, вечное, чем живёт Россия больше тысячи лет и чем она будет жить вечно. «Душа по природе христианка», — сказал Тертуллиан, и, прибавим мы, в особенности — душа русского народа. В жилах его течёт православно-христианская кровь. Её выплевать нельзя. Святое Православие — это наша национальность. Кто не православный, тот не русский. Святое Православие — это душа русского народа. Что эта душа жива — это видел и свидетельствую. Это видят все. Душа может дремать — крепко заснуть. Не напрасно в церковной песне говорится: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?». Страшные испытания послал Господь нашей Родине. И русская душа пробудилась… Свидетельствует о сем высокий подъём религиозный, который охватил весь русский народ и который проявляется в торжественных богослужениях в храмах, переполненных народом не только в праздничные, но и в будние дни. 8 июля с утра были на приёме у Святейшего. Трапезовали у него. После четырёх часов посетили храмы: 1) Святого Илии Пророка в селе Черкизове; 2) Воскресения Христова в Сокольниках. Здесь происходило избрание высокопреосвященного митрополита Ленинградского Алексия в Патриарха Московского и всея Руси. Пред великой святыней всея Руси чудотворной Иверской иконой Богоматери усердно со слезами молились я и мои собратья, берлинские спутники отцы Сергий и Аркадий. И это были слёзы радости — в иконе мы узрели саму Владычицу-Богородицу как бы живую, смиренно склонили головы пред Той, Которой молились наши предки; многие миллионы несли Ей — Матери Господа Вышняго — свои радости и свои печали, у Неё просили помощи и заступничества и по вере получали благодатное утешение. Есть у нас чудотворная Иверская икона Богоматери, значит — Пречистая не оставит России, как и в древности имели право дерзновения именовать нашу Родину домом Пресвятой Богородицы. Приложились и к другой великой святыне — чудотворной Боголюбской иконе Богоматери. Молитвенно-трогательно пели сильные певцы; 3) Знамения Божией Матери на Переяславке, где чудотворная икона святого мученика Трифона и крест из Страстного монастыря. Усердно молились пред сими святынями; 4) Церковь в честь Тихвинской чудотворной иконы Богоматери. Здесь совершал Всенощную высокопреосвященный Николай, митрополит Крутицкий. Мои собратья сослужили владыке. Я молился в алтаре. Молящихся еле вмещал храм. Толпа стояла и перед храмом.

http://bogoslov.ru/article/6177696

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010