«Нынешний год для отмечен радостным событием общецерковного прославления святых Аланской земли — в мае 2023 года Священный Синод принял историческое решение об установлении празднования в честь Собора Аланских святых. Это литургическое торжество Владикавказская епархия отмечает ныне в дни празднования Джеоргуыба [недельное празднование в честь святого Георгия в преддверии Рождественского поста — Ред.]. В кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца впервые в истории главного храма епархии при огромном стечении верующих была совершена Божественная литургия на осетинском языке. Завершением праздничных торжеств станет великое освящение храма в честь равноапостольного князя Владимира исторической архиерейской резиденции града Владикавказа, которому будет предшествовать общегородской крестный ход», — подчеркнул правящий архиерей. «Общецерковное прославление Собора Аланских святых явилось непосредственным продолжением празднования 1100-летия Крещения Алании и долгожданным событием для Владикавказской епархии. Уверен, что процесс канонизации подвижников веры и благочестия, просиявших на нашей земле, будет продолжен», — заключил владыка Герасим. С докладами на пленарном заседании выступили сотрудники Института истории и археологии РСО-А канд. ист. наук М.Э. Мамиев («Алания как часть восточнохристианской цивилизации») и канд. ист. наук С.Н. Малахов («Аланы в древнерусской летописной традиции»). М.Э. Мамиев выступил также как модератор секции «История и культура Алании» Работу секционного заседания на тему «Богослужение и почитание святых в Алании-Осетии» возглавил архиепископ Варлаам. Особое внимание было уделено вопросам почитания Аланских святых в свете данных агиографии и исторической науки. Собравшиеся обсудили вопросы, связанные с изучением массовых репрессий прошлого века, истории гонений на Церковь и подвига новомучеников, пострадавших на территории исторической Владикавказской епархии, которая включала, в том числе, пределы современных Чечни, Ингушетии и Дагестана. Как отметил архиепископ Варлаам, для увековечения памяти новомучеников Северного Кавказа целесообразно объединить усилия представителей Владикавказской и Махачкалинской епархий.

http://patriarchia.ru/db/text/6080136.ht...

с. Н. Архыз Зеленчукского р-на) - вероятно кафедральный собор епархии. К кон. Х - нач. XI в. относятся Северный Зеленчукский храм в Н. Архызе, вероятно монастырский, и храм у горы Шоана (близ совр. с. им. Коста Хетагурова Карачаевского р-на) на р. Кубань. Судя по наличию в Нижнеархызском городище 2 крупнейших в Алании крестово-купольных храмов (Северный и Средний Зеленчукские храмы), можно предположить, что здесь находился центр Аланской митрополии. Исследователи предлагают отделять его от столицы алан. правителя - г. Магасы, возможно располагавшегося на соседнем Кяфарском городище (в 14 км от Н. Архыза) ( Белецкий, Виноградов. 2011. С. 49-50). В Notitiae episcopatum не указан кафедральный город Аланской епархии, но с 12-й нотиции, т. е. со 2-го упоминания Алании, митрополия называется Αλανα, ее предстоятель имеет титул Αλανεας. Вероятно, название кафедрального города, к-рое использовали византийцы, было создано ими как омоним названия страны. XI век стал временем стабильности для Аланской Церкви. В этот период упрочились политические и династические связи между правосл. гос-вами Аланией, Картли и Византией. О положении Церкви в Алании свидетельствует прежде всего сложившаяся традиция богослужения в храмах Х в. В Сентинском храме с 965 г. до рубежа XI и XII вв. живописная декорация обновлялась трижды и каждый раз усложнялась. В последней декорации кон. XI в. использована разработанная в том же столетии визант. схема росписи крестово-купольного храма. О том, что церковная жизнь шла в нач. XI в. и на Нижнеархызском городище, свидетельствует каменный крест 1012/13 г., найденный рядом с Северным храмом (крест не является надгробием, скорее всего это памятный знак). У Сентинского храма жизнь продолжалась и при монголах (рядом с памятником раскопано помещение XIII-XIV вв.), а рядом с Северным Зеленчукским храмом захоронения совершались вплоть до XV в. Руины храмов XI-XII вв. обнаружены на территории Адиюхского (в 2 км от аула Хабез Хабезского р-на) и Кяфарского городищ, Малозеленчукского городища на р.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

927 История становления аланской государственности и церковной жизни на протяжении многих столетий шла самостоятельным и независимым от Грузии путем. Так, уже на рубеже VI-VII ст. было образовано Аланское государство 928 . Период VI-VII ст. является началом проникновения христианства к осетинам, не имевшего, тем не менее, массового характера. Однако, что весьма немаловажно, проникновение Православной веры к осетинам совершалось не из Грузии, а из Византии 929 . Произошедшее между 921 и 925 гг. крещение осетинской правящей династии привело к провозглашению христианства государственной религией Алании, что повлекло за собой массовое принятие христианства осетинским народом при непосредственном содействии византийских миссионеров 930 . Данное обстоятельство способствовало учреждению Константинопольским Патриархатом в начале Х в. Аланской епархии, просуществовавшей в юрисдикции Вселенского Патриархата до конца XVI ст. 931 Следует отметить, что Аланская епархия простирала свои пределы вдоль Главного Кавказского хребта от Азовского моря до Дагестана 932 . Сразу же после своего учреждения Аланская епархия получила статус митрополии и в списке кафедр Константинопольского Патриархата заняла 61 место, то есть была следующей после Киевской митрополии 933 . Об исторической значимости осетинской епископской кафедры свидетельствует и то обстоятельство, что Аланский архиепископ Пахомий поставил свою подпись под определением Константинопольского собора 1590 г., подтвержавшим патриаршество в России 934 . Епархиальный центр осетин в ст. размещался в долине реки Большой Зеленчук, на территории современного Карачаево-Черкесского Автономного Округа Российской Федерации. В означенное время Алания переживала период активного проникновения Православия во все сферы общественной жизни, интенсивное храмостроительство и восприятие народным сознанием христианского мироощущения. В ст. Аланская архиерейская кафедра была перенесена в Малую Азию, что ослабило епископское присутствие среди осетин и во многом способствовало широко распространившимся процессам эклектического смешения народных языческих верований и культовых традиций с христианством, имеющим место и в настоящее время 935 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История становления аланской государственности и церковной жизни на протяжении многих столетий так же шла самостоятельными независимым от Грузии путём. Так, уже на рубеже VI–VII столетия было образовано Аланское государство. Период VI–VII столетий является началом проникновения христианства к осетинам, не имевшего, тем не менее, массового характера. Однако, что весьма немаловажно, проникновение Православной веры к осетинам совершалось не из Грузии, а из Византии. Произошедшее между 921 и 925 годами крещение осетинской правящей династии привело к провозглашению христианства государственной религией Алании, что повлекло за собой массовое принятие христианства осетинским народом при непосредственном содействии византийских миссионеров. Всё это способствовало учреждению Константинопольским Патриархатом в начале X века Аланской епархии, просуществовавшей в юрисдикции Вселенского Патриархата до конца XVI столетия. Следует отметить, что Аланская епархия простирала свои пределы вдоль Главного Кавказского хребта от Азовского моря до Дагестана. Сразу же после своего учреждения Аланская епархия получила статус митрополии и в списке кафедр Константинопольского Патриархата заняла 61 место, то есть была следующей после Киевской митрополии. Об исторической значимости осетинской епископской кафедры свидетельствует и то обстоятельство, что Аланский архиепископ Пахомий поставил свою подпись под определением Константинопольского Собора 1590 года, подтверждавшим патриаршество в России. Епархиальный центр осетин в X–XI столетиях размещался в долине реки Большой Зеленчук, на территории современного Карачаево-Черкесского Автономного Округа Российской Федерации. В означенное время Алания переживала период активного проникновения Православия во все сферы общественной жизни, интенсивное храмостроительство и восприятие народным сознанием христианского мироощущения 901 . В XI столетии Аланская архиерейская кафедра была перенесена в Малую Азию, что ослабило епископское присутствие среди осетин и во многом способствовало широко распространившимся процессам эклектического смешения народных языческих верований и культовых традиций с христианством, имеющим место и в настоящее время 902 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЖМП 9 сентябрь 2020 /  17 декабря 2020 г. 13:00 Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид: «Осетия-Алания — форпост России и Православия на Северном Кавказе» Народ Северной Осетии (или Алании, как ее называли в древности) принял Православие в Х веке. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю этого народа, православные осетины выстояли, сумев сохранить в жестокой борьбе с чужеземными завоевателями свою веру, язык, национальную идентичность и культуру. О религиозных вызовах, которым сегодня противостоят наследники древних алан, возрождении храмов, издании духовной литературы на осетинском языке, реконструкции и росписи кафедрального собора «Журналу Московской Патриархии» рассказал архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачев).   PDF-bepcuя. Наследники древней Алании — Ваше Высокопреосвященство, Владикавказская епархия находится на окраине России, и, к сожалению, происходящие здесь события не так часто попадают в главные православные новости. Вы могли бы рассказать о наиболее важных моментах епархиальной жизни? — Для начала напомню, что Владикавказская епархия находится на южном рубеже нашего Отечества, а Осетия-Алания — это форпост российской государственности и Православия на Северном Кавказе. Несмотря на небольшую территорию, духовное и общественно-политическое значение ее велико. Город Владикавказ в свое время неслучайно был назван таким именем. Он расположен у входа в Дарьяльское ущелье, соединяющее Северный Кавказ с Закавказьем. В старину говорили: «Кто владеет Дарьялом, тот владеет Кавказом». Владикавказ сегодня выступает преемником Магаса — исчезнувшей столицы Алании — центра православной цивилизации и византийской культуры в древней Осетии. Безусловно, важнейшим событием в жизни епархии, определившим направление нашей деятельности на ближайшие несколько лет, стал Указ Президента Российской Федерации о праздновании 1100-летия Крещения Алании1. В рамках подготовки к этой значимой дате в республике идут работы, связанные с реставрацией памятников архитектуры и истории, проводится реконструкция кафедрального собора Георгия Победоносца.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhiepisk...

Кроме того, благочиние обрело статус епархии, получившей наименование «Православная епархия Алании». Данное деяние расценивается южными осетинами как возрождение исторической кафедры и восстановление её изначальной канонической зависимости от Византийской Церкви. Как символ восстановления духовной связи между осетинским народом и греческой иерархией Председателем «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции были преподнесены в дар новоучреждённой епархии мощи святых Георгия, Антония Великого , Иосифа Каппадокийского, Макария Великого , Косьмы и Дамиана, Киприана и Иустины, а игумен Георгий был возведён в сан архимандрита и назначен наместником Аланской епархии 909 . 7/20 ноября 2005 года в монастыре святых Киприана и Иустинии (Фили, Аттика, Греция) архимандрит Георгий (Пухатэ) был рукоположен во епископа Аланского. В его хиротонии приняли участие председатель «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции митрополит Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас), епископ Сиднейский и Нового Южного Уэльса Хризостом (Алемагос), епископ Христиану польский Хризостом (Марласес) и епископ Мефонский Амвросий (Байрд). Предстоятель Аланской митрополии занял особое место в иерархии «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции, поскольку был включен в число постоянных членов священного синода, в то время как из одиннадцати архиереев данной юрисдикции только шесть являются постоянными членами, а пять остальных рядовыми епископами 910 . В составе Аланской епархии «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции находится кафедральный собор Рождества Божией Матери (Цхинвал), храм святых равноапостольных Константина и Елены (Цхинвал), храм Иверской иконы Божией Матери (Цхинвал), храм святого великомученика Георгия Победоносца (деревня Хетонгурово), храм Святых Архангелов (деревня Икорта). По всей территории Республики Южная Осетия открыто около шести десятков церквей и часовен. Духовенство раскольнической епархии состоит из епископа Аланского Георгия (Пухатэ), иеромонаха Арсения (Яркова), иерея Алексия Аристинова, диакона Иакова Кцатурова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости 20 ноября, 2011 Святейший Патриарх Кирилл принимает поздравления по случаю своего 65-летия По окончании Божественной Литургии в храме Христа Спасителя, куда вчера вечером прибыла святыня с Афона - пояс Пресвятой Богородицы, начался торжественный прием для делегаций поместных Православных церквей и духовенства Москвы по случаю дня рождения Святейшего Патриарха. 19 ноября, 2011 Архиепископ Зосима: " Поставлена задача успокоить верующих и вернуть церковную жизнь в епархии в нормальное русло " Сейчас священноначалием поставлена задача успокоить верующих и вернуть церковную жизнь в епархии в нормальное русло " , а информация обо всех принятых решениях будет " оперативно публиковаться в официальных общецерковных и епархиальных СМИ " . 19 ноября, 2011 Ситуацию во Владикавказе обсудили в Управлении делами Московской патриархии Собеседники пришли к заключению, что первоочередной задачей в настоящее время является скорейшая нормализация обстановки в епархии и восстановление церковного мира и отметили недопустимость вовлечения посторонних сил в решение сугубо внутрицерковных вопросов о кадровых назначениях духовенства. 18 ноября, 2011 Премьера фильма о Предстоятеле Русской Церкви на главных телеканалах Документальный фильм «Жизнь в служении», посвященный Предстоятелю Русской Православной Церкви, будет показан на российском Первом канале 20 ноября, в день 65-летия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 18 ноября, 2011 Архимандрит Антоний остается служить в Аланском монастыре Владикавказское агентство «15-му Регион» сообщает, что архимандрит Антоний останется служить в Свято-Успенском Аланском мужском монастыре. По информации агентства, решение было принято в Патриархии, куда на встречу с митрополитом Варсонофием в среду были вызваны архиепископа Зосима и архимандрит Антоний. Источник во Владикавказе подтвердил корреспонденту Правмира эту информацию. Официальное заявление епархии последует в ближайшее время. 18 ноября, 2011 В столкновениях в Каире вновь пострадали люди

http://pravmir.ru/category/news/page/523...

Состоялось первое собрание духовенства обновленной Владикавказской епархии 6 марта 2013 г. 17:57 5 марта 2013 года в столице Северной Осетии в актовом зале на территории собора святого Георгия Победоносца состоялось первое собрание духовенства преобразованной Владикавказской и Аланской епархии . Епархиальное собрание, на которое прибыли более 50 священнослужителей, возглавил правящий архиерей — архиепископ Зосима . Открывая собрание, владыка подчеркнул важность решений, принятых в декабре минувшего года Священным Синодом, который постановил образовать на Северном Кавказе Махачкалинскую епархию и избрать во епископа Махачкалинского и Грозненского игумена Варлаама (Пономарева) . Архипастырь также рассказал об итогах состоявшегося в феврале 2013 года Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Затем с отчетным докладом о деятельности Владикавказской епархии в 2012 году выступил секретарь епархии священник Савва Гаглоев. Заслушав сообщение, священнослужители выразили признательность владыке Зосиме за понесенные в истекшем году архипастырские труды, а также поблагодарили Священный Синод за историческое решение об учреждении Владикавказской и Аланской епархии. Собранием был избран епархиальный совет, в который вошли: Председателем епархиального совета является правящий архиерей. Также был избран епархиальный суд, в состав которого вошли: Участники собрания заслушали отчеты, которые зачитали руководители епархиальных отделов: по взаимодействию с казачеством — протоиерей Василий Шауэрман; религиозного образования и катехизации — протоиерей Артемий Пономаренко; по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями — протоиерей Тимофей Остаев, а также отчет епархиального бухгалтера. Собравшиеся поблагодарили протоиерея Константина Джиоева за труды, понесенные в должности председателя отдела по благотворительности и социальному служению, и утвердили новым руководителем отдела священника Савву Гаглоева. Собрание также утвердило П.Р. Павлова в должности председателя молодежного отдела Владикавказской епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Владикавказская епархия Дата создания: 22 марта 2011 г. Описание: 3 апреля 1875 г., был издан указ императора Александра II об учреждении Владикавказского викариатства. Оно должно было «непосредственно заведовать церквами и причтами г. Владикавказа и Алагирского завода». В 1885 г. Владикавказское викариатство было преобразовано во Владикавказскую епархию в составе Грузинского экзархата в результате реорганизации Кавказской и Екатеринодарской епархии (с центром в Ставрополе), из которой была изъята Терская область, включенная в состав новообразованной Владикавказской епархии. 10 сентября 1894 г. Владикавказская епархия была выведена из подчинения экзарха Грузии. Территория епархии включала в себя Терскую область. В 1922 г. Управление Владикавказской епархии прекратило деятельность. До 2011 г. православные приходы на территории Северной Осетии входили в состав Ставропольской епархии . Архиерейская кафедра во Владикавказе была восстановлена решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. ( ). В состав Владикавказской и Махачкалинской епархии вошли приходы и монастыри Республики Северная Осетия Алания, Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Республики Дагестан. Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. ( журнал 126 ) из состава епархии была выделена  Махачкалинская епархия . Епархиальному архиерею Синод постановил иметь титул «Владикавказский и Аланский». Границы епархии соответствуют административным границам Республики Северная Осетия Алания. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Епархиальные СМИ Страна: Россия Город: Владикавказ Адрес: 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Церетели, 8 Телефон: (8672) 53-17-25 (приемная), 53-17-33 (канцелярия) Факс: (8672) 53-17-33 Web-caйm: www.blagos.ru E-mail: vladikavkaz@mpatriarchia.ru Правящий архиерей: Герасим, архиепископ Владикавказский и Аланский (Шевцов Виталий Николаевич) Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда 23 Ιανουαρου 2024 τος © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 Με την επιφλαξη παντς νομμου δικαιματος © Сделано в Κατασκευ απ Stack Group

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5200059...

Общество Все рубрики Новостная служба Епископ Назарий: Важнее всего было создать в Лавре атмосферу монастыря Владыка, давайте начнем наш разговор с события более чем полувековой давности. В ставленническом слове при наречении во епископа Вы вспомнили случай из детства. Ученику 2-го класса после посещения вместе с мамой Пасхальной службы учительница в качестве наказания и назидания для остальных школьников выстригла крест на голове и запретила стричься, чтобы другие ученики подольше могли издеваться […] Новостная служба Архиепископ Елисей: даже самые напряженные отношения не мешают наводить духовные мостики — Судя по сообщениям, это будет первый в истории визит Патриарха Кирилла в Великобританию. Правильно ли я понимаю, что он приурочен к 300-летию присутствия Русской Церкви на Британских островах? — Можно назвать предстоящий Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла историческим. Он совершается в год 300-летия освящения первого русского храма в Лондоне. Это — точка исторического отсчета […] Новостная служба Елена Альшанская: потерявшие семью дети не прокаженные, нет повода держать их за забором — Что удалось сделать за год, прошедший с момента вступления в силу постановления о переформатировании работы детских домов? — Я всегда с трудом отвечаю на вопрос «что изменилось?», потому что прошел всего год. Вышло так, что правила работы были серьезно изменены, какого-то федерального финансирования под это выделено не было, а регионы с учетом сложной экономической ситуации […] Новостная служба Владыка Леонид: я заснул епископом Аргентинским, а проснулся Владикавказским и Аланским — Владыка, как Вы оцениваете положение дел во Владикавказской епархии спустя три месяца после Вашего внезапного перевода из Южной Америки на Северный Кавказ? — Действительно, все случилось внезапно. Лег спать епископом Аргентинским и Южноамериканским, а проснулся епископом Владикавказским и Аланским. Диаметральная смена континента, службы — я трудился в самой большой административно-территориальной епархии Русской Православной Церкви, […]

http://pravmir.ru/category/obshhestvo/sm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010