Знамение это, однако ж, совершено не ради их лично, но потому, что, как говорит Иегова, вот, Я веду раба Моего, отрасль (там же). Кто этот раб, что это за отрасль, которую ведет Господь, из пророческой речи не видно; но из тех качеств, какие приписываются далее в речи этому рабу, этой отрасли, видно, что это не простой раб – верный исполнитель воли Божественной, не обыкновенная отрасль – потомок богоизбранного благочестивого рода, – но это раб, который установит на земле новое истинное священство, – это отрасль, на которой самой, как на краеугольном камне, оснуется новая Церковь Божия, в которой, по устроению этой отрасли, от века предопределенной, будут сосредоточены все благодатные дары Божии, чтобы спасать верных членов ее, – это раб, который, изгладив в один день порок земли, тем самым, уничтожит греховное рабство между людьми, – это отрасль, которая оснует вечное царство мира и любви на земле. Ибо вот, камень, который Я полагаю пред Иисусом; на одном камне семь очей; вот Я Сам вырезал, что надлежало вырезать на нем, говорит Иегова воинств; и изглажу порок сей земли в один день. В тот день, говорит Иегова воинств, будете приглашать друг друга под виноград и под смоковницу (ст. 9, 10). По, приписываемым здесь, обетованной Богом отрасли чертам, нельзя не узнать в ней той дарственной отрасли, о которой пророчествовали еще Исаия и Иеремия, – той отрасли от усеченного древа Иессеева, той праведной отрасли Давидовой, на которой почиет Дух Иеговы, Дух премудрости и разума, Дух совета и мужества, Дух ведения и страха Иеговы, которая воцарится и будет действовать благоразумно, и будет производит суд и правду на земле ( Исх. 11:1–2 ; Иер. 23:5; 33:15 ; сравн. Откр. 5:5 ; Рим. 15:12 ). Особенность этой отрасли, по изображению пророка Иеремии, состоит в том, что она, происходя от дома Давидова, будет иметь, в то же время, и Божественное достоинство: вот имя, которым нарекут ее, говорит пророк: Иегова праведность наша ( Иер. 23:6; 33:16 )! И Божественной отрасли, описываемой в книге пророка Захарии, приписывается изглажение порока на земле, – действие, принадлежащее одному Богу 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

в Минее Четье, пис. Германом Тулуповым в 1627 г. (Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 681. Л. 74 об. 129]) и в других рукописях XVII века (Рукописи Ундольск. 293 172 Есть в лаврском Каноннике 1616 года (Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 283. Л. 368 и в следованной Псалтири, принадлежавшей архимандриту Дионисию, настоятелю лавры (рукоп. Моск. Дух. Акад. 73. Гл. 80. Л. 958 Кем составлен этот канон трем святителям? Не Гришкою ли Отрепьевым, впоследствии Димитрием самозванцем? По крайней мере, он хвалился чернецу Варлааму, что когда жил в Чудовом монастыре у архимандрита в келье, то «сложил похвалу Московским чудотворцам Петру, и Алексию, и Ионе» (А. э. 2. 64. С. 142 хотя под именем похвалы мог разуметься не канон, а похвальное Слово святителям. Известен и другой канон трем Московским святителям, но писанный несколько позже князем Семеном Шаховским (Рукоп. Моск. Дух. Акад. 201 203 173 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 628. Л. 88 Рукоп. Ундольского. 363. Л. 21 174 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 659. Л. 34 Рукоп. Царск. 397. Л. 322 175 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 681. Л. 164 Рукоп. Царск. 564. Л. 184 Снес.: Опис. рукоп. Румянц. муз. С. 209–210 176 Опис. рукоп. Румянц. муз. 361. Л. 196 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 694. Л. 82 Рукоп. Ундольск. 380 177 Рукоп. Царск. 563. Л. 486 Рукоп. Ундольск. 329. Л. 82 178 Рукоп. Ундольск. 274, 300, 345 81, 78]; Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 672. Л. 86 об. 179 Сказание Авраамия об осаде Тр.-Сергиева монастыря в первый раз напечатано в 1784 г. в Москве, а потом печаталось несколько раз 180 Петрей. История о вел. княжестве Московском. Ч. 6, в Чтен. М. истор. общ. 1867. 2. Отд. 4. 418 рукоп. сборн. Тр.-Серг. лавры. 700. Л. 323 181 Отрывок из этого послания Гермогенова напечатан у Сахар. Исследов. о русск. церк. песнопении. С. 11–12. СПб., 1849 182 Сказания современн. о Димитрии самозван. 1. 43–44 Карамз. 11. Прим. 190 183 Петрей. Истор. о вел. княж. Москов., в Чтен. М. истор. общ. 1867. 2. Отд. 4. 431, 435 Маржерет, в Сказ. современн. о Димитрии самозв. 3. 28–29

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

24 А раб Мой ( , «авди», «слуга», «отрок» Мой) Давид будет Царем ( , " мелех») над ними и Пастырем всех их, и они будут ходит в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой ( , " авди») Давид будет князем ( " наси») у них вечно ( , «лэолам», " во веки»). Это пророчество Иезекииля не только прекрасно согласуется с рассмотренной в предыдущей главе концепцией книги Исаии, разделяемой небиблейскими кумранскими текстами (согласно которой Мессия будет происходить из рода Давидова и царствовать вечно), но и объединяет в лице Мессии-потомка Давида два важных для данной работы понятия: князя ( , " наси») Израиля и слуги ( , «эвед», иначе: «отрока», «раба») Господня , о котором также повествует книга Исаии (рассмотрено в главе 6). («наси») может быть переведено как князь (см. в Син. пер. Иез. 19:1; 21:12 и др.) или «начальствующий» (см. в Син. пер. Иез. 12:10, 12 и др.). В данном случае, конечно, речь идёт о Князе как царствующем правителе, власть Которого никогда не прекратится, причём личность Давида у Иезекииля выступает всего лишь прообразом Мессии. Рассмотрение пророчеств Исаии, Иеремии и Захарии об Отрасли Иессеевой совместно с кумранской рукописью «Мессианский лидер» и пророчеством Иезекииля о Слуге Господнем из рода Давида, вечного Князя народа Израилева, позволяет сделать вывод: при равноправном использовании трех синонимичных еврейских слов («хотер»), («нецер») и ( " цемах») для наименования Отрасли, палестинские иудеев периода Второго храма разумели под Отраслью Иессеевой Мессию, Князя собрания Израиля. Об этом свидетельствует и таргум Ионафана, который в 1-ом стихе 11-ой главы содержит специально вставленное упоминание о Мессии: «И произойдёт царь из сынов Иессея, и Мессия из сыновей сынов его возрастёт» 364 . В сознании евангелиста Матфея явление Мессии – Господа Иисуса Христа – в мир, также было неразрывно связано с произрастанием Отрасли от корня Иессеева, поскольку, повествуя о поселении святого семейства в Назарете, евангелист замечает: «и, придя, поселился [Иосиф] в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он [Христос] Назореем наречется» ( κα λθ ν κατ κησεν ες π λιν λεγομνην Ναζαρτ πως πληρωθ τ ηθν δι τν προφητν τι Ναζωραος κληθ σεται, Μф. 2:23). Взяв название города Назарета как удобный повод , Матфей видит действительное исполнение пророчества об Отрасли ( , " нецер») от корня Иессеева на Богомладенце Иисусе в связи с Его необычным рождением, чудесным спасением от руки Ирода и благополучном возрастанием в Назарете.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Следовательно, ясно, что речь идет у пророка о Мессии, Господе нашем Иисусе Христе, такими, именно, чертами изображаемом у евангелистов. Он спасет людей Своих, читаем в евангелии, от грехов их (Мф. 1:21); потому что будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца ( Лк. 1:32–33 ). По дальнейшему изображению пророка Захарии, описываемая в его книге, чудная отрасль представляется камнем, который Иегова полагает перед первосвященником Иисусом для того, чтоб убедить его, что и Церковь ветхозаветная зиждется на той же Божественной отрасли, как краеугольном камне ее (см. Ис. 8:14; 28:16 ; сравн. Рим. 9:33; 10:11 ; 1Пет. 2:6–8 ; Пс. 117:22 ), а не на священстве Израилевом, которое само милуется только ради той же отрасли 77 . Этот драгоценный, крепко утвержденный Камень, имеет семь очей, через которые он наблюдает за целостью и неприкосновенностью Церкви Своей и под которыми, без всякого сомнения, разумеются те семь даров Св. Духа, которые, по изображению св. пророка Исаии, почиют на отрасли от усеченного древа Иессеева ( Ис. 11:1–2 ) с тем, чтобы составить потом основное жизненное начало Церкви 78 . Вот Я Сам вырезал, что надлежало вырезать на нем – этом дивном камне, говорит Иегова воинств. То есть, Иегова предоставит обетованной Им отрасли все средства к тому, чтобы ей исполнить цель, ради которой она ведется на землю. А цель эта состоит в том, чтобы через эту Божественную отрасль изгладить порок земли в один день 79 . Но, для достижения этой цели, действительно, нужно, чтобы как Отец имеет жизнь в Самом Себе: так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин. 5:26 ), да всякий, верующий в Него, не будет постыжден ( Рим. 9:33 ; сравн. Ис. 28:16; 8:14 ). Цель эта – не личная цель, обетованной Богом, отрасли, но от века предопределенная воля Иеговы о спасении рода человеческого; поэтому Спаситель и говорит о Себе: Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин. 5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Понятно, почему Татищеву хотелось подтвердить историчность легенды о «бабе папе»: эта история еще долгое время использовалась для дискредитации папского престола, а отношение рационалиста и просветителя Татищева к римскому первосвященству было самым негативным: в его мировосприятии «папежство» было на враждебной, темной стороне, в одном ряду с невежеством, суевериями и бунтом против благодетельного светского абсолютизма. В «Духовной» своему сыну Татищев, предвосхищая парадоксы князя Мышкина, сомневался даже в праве «папистов» называться христианами ! Опасность «папежства», по Татищеву, усугублялась еще и происками иезуитов, которым историограф посвятил особую статью в своем «Лексиконе». В статье подчеркивался как фанатизм последователей Лойолы, так и тайный характер деятельности. «У нас в 1718 году за злопредприятие выгнаны и пущать не велено, — писал историограф — однако ж в другом платье часто находятся» . Трудно не увидеть связи между страхом Татищева перед хитрыми иезуитам и патриаршими предостережениями Владимиру: «взирая на их весьма коварные льсчения и обманы, весьма от переписки с ними уклониться должно» из второй редакции «Истории Российской». У патриарха Николая Хрисоверга еще не могло накопиться большого опыта противостояния коварным прельщениям и обманам латинян, не знал он ничего и о поднаторевших в маскировке иезуитах; зато обо всем этом хорошо был осведомлен тайный советник Василий Никитич Татищев. Затрагивая вопрос о различии Православной и Католической Церквей, Татищев, как человек просвещенный и широких взглядов, не касался брадобрития или количества погружений при крещении, а концентрировался на важнейших, принципиальных пунктах: «яко о евхаристии, о чистительном огне, о происхождении святаго духа, також и власть и безпогрешность папежская» . За исключением чистилища и субботнего поста, этот список в целом соответствует пунктам, указанным в мнимом письме патриарха Владимиру. Сколь высоко ценил Татищев переданные ему Хрущевым сведения о «папессе», видно из того, что в случае расхождения «манускрипта» с книгой Ланфана историограф больше доверял первому — например, в вопросе о времени смерти «бабы папы».

http://bogoslov.ru/article/6194555

Все указанные циклы предварялись программной вводной статьей еще 2017 года «Стратегия разрушительных сил в Белоруссии: от “десоветизации” к дерусификации, дебелорусизации и дехристианизации» . И всё это делалось не прозападной оппозицией, а субъектами той же самой государственной гуманитарно-идеологической сферы в коллаборации с западными эмиссарами и фондами! Дело стало доходить до откровенной вакханалии! Добавим, что в значительной мере данная история продолжается и по сей день, – хоть уже и в новом «спящем» режиме. Укажем, например, на «литературно-документальную экспозицию “Залатая беларускага Адраджэння” в Государственном музее истории белорусской литературы» . Как раз упоминаемая в статье А.Муковозчика среди прочих «заведующая научно-экспозиционным отделом музея истории белорусской литературы Ольга Гулева рассказала, что выставочный проект готовился на протяжении года: “Эта выставка возвращает нас в 1920-1930-е годы прошлого века. Именно они считаются одними из самых ярких страниц в истории белоруской литературы. В этот период выходило много книг, звучали имена молодых писателей, поэтов и критиков. Время было благоприятным для развития национальной культуры и науки”». А ведь БЧБ-змагары вроде бы демонизируют клятых безбожников-большевиков и советскую эпоху! А тут «самая яркая эпоха» (очевидно, до «сталинских репрессий»)! На самом же деле этот период – «беларусизации» – период погрома Церкви, торжества литвинизма и русофобии, насаждения «прогрессивной» безнравственности в «новой культурной политике». Вот, что дорого БЧБ-змагарам! И Сталина они ненавидят отнюдь не за репрессии, а именно за прекращение (и то неполное) этой антихристианской, антирусской и антибелорусской вакханалии. Но ведь и историческая политика белорусского государства во главе с ведущими учеными-историками по сей день хвалит и превозносит революцию 1917-го года и послереволюционного БССР как «торжество белорусской национальной государственности»! Очень показательной является ситуация с финансируемой соросовскими структурами ультрарусофобского и антиправославного (притом и антисоветского) журнала «Наша ricmopыя» , До августа 2020-го года, как отмечалось , было «достаточно посетить Центральный книжный магазин Минска или главный научный книжный магазин “Академкнига” и непосредственно отделы белорусской истории в них, дабы узреть, что все полки буквально завалены русофобской антиправославной псевдоисторической литературой, прославляющей польских магнатов, революционеров, польско-литовскую эпоху и культуру, уничижающей Россию и православную Церковь как вражеских, оккупационных», среди которой особое место принадлежало «Нашай ricmopыi». Ныне доступ к сайту данного издания в Беларуси запрещен . И однако же он свободно продается в массе торговых центров Беларуси вплоть до прэсы розных па Здесь вся ситуация с идеологическо-гуманитарной сферой в Белоруссии и со повсеместными «спящими» в одном!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/13/na...

Это пророчество Иезекииля не только прекрасно согласуется с рассмотренной в предыдущей главе концепцией книги Исаии, разделяемой небиблейскими кумранскими текстами (согласно которой Мессия будет происходить из рода Давидова и царствовать вечно), но и объединяет в лице Мессии-потомка Давида два важных для данной работы понятия: князя (, «наси») Израиля и слуги (, «эвед», иначе: «отрока», «раба») Господня , о котором также повествует книга Исаии (рассмотрено в главе 6). («наси») может быть переведено как «князь» (см. в Син. пер. Иез.19:1; 21:12 и др.) или «начальствующий» (см. в Син. пер. Иез.12:10, 12 и др.). В данном случае, конечно, речь идет о Князе как царствующем правителе, власть Которого никогда не прекратится, причем личность Давида у Иезекииля выступает всего лишь прообразом Мессии. Рассмотрение пророчеств Исаии, Иеремии и Захарии об Отрасли Иессеевой совместно с кумранской рукописью «Мессианский лидер» и пророчеством Иезекииля о Слуге Господнем из рода Давида, вечного Князя народа Израилева, позволяет сделать вывод: при равноправном использовании трех синонимичных еврейских слов («хотер»), («нецер») и («цемах») для наименования Отрасли, палестинские иудеев периода Второго храма разумели под Отраслью Иессеевой Мессию, Князя собрания Израиля. Об этом свидетельствует и таргум Ионафана, который в 1-ом стихе 11-ой главы содержит специально вставленное упоминание о Мессии: «И произойдет царь из сынов Иессея, и Мессия из сыновей сынов его возрастет» 46 . 7. «Он назореем наречется...» В сознании евангелиста Матфея явление Мессии – Господа Иисуса Христа – в мир, также было неразрывно связано с произрастанием Отрасли от корня Иессеева, поскольку, повествуя о поселении святого семейства в Назарете, евангелист замечает: «и, придя, поселился [Иосиф] в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он [Христос] Назореем наречется» (κα λθν κατκησεν ες πλιν λεγομνην Ναζαρτ· πως πληρωθ τ ηθν δι τν προφητν τι Ναζωραος κληθσεται. Мф.2:23 ). Взяв название города Назарета как удобный повод , Матфей видит действительное исполнение пророчества об Отрасли (, «нецер») от корня Иессеева на Богомладенце Иисусе в связи с Его необычным рождением, чудесным спасением от руки Ирода и благополучном возрастанием в Назарете.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Сохранилась ли до нас такая древнейшая запись александрийской литургии, которая могла бы служить точкою отправления и опоры для обозрения и оценки дошедших до нас списков этой литургийной отрасли, служить их первоосновою? Этой первоосновы мы не знаем, и приурочивать ее к тому или другому из сохранившихся списков нет сильных и неоспоримых оснований. Из многочисленных списков литургий египетско-александрийской отрасли особенным значением в науке пользуются всего четыре, из которых один греческий и три коптские. Первый список есть так называемая литургия св. апостола и евангелиста Марка, сделавшаяся известною в ученом мире с 1583 года, когда парижский каноник Иоанн à S. Andrea 14 . нашел ее в Южной Италии, именно, в Калабрии, в Одигитриевском монастыре 15 , и издал в Париже. В этом кодексе X века найдены были и три коптские литургии с именами: Василия В., Григория Назианзена и Кирилла Александрийского . Последняя коптская литургийная запись имеет значительное сходство с так называемою греческою литургиею еванг. Марка. Затем, в конце XVII в„ некто Людольф (в 1691 году) открыл (в коптском, или эфиопском, кодексе Апостольских Постановлений), перевел на латинский язык и издал в своем сочинении: Historia aethiopica очень краткий по составу текст литургии еванг. Марка, который в сравнительно недавнее время был принят Бунзеном за древнейший из всех известных текстов литургии и им положен в основу критических соображений при сравнении с другими более полными записями. С издания поименованных нами списков, собственно говоря, и является на свете вопрос о происхождении греческой литургии–вопрос, который перешел теперь в более специальный и касается уже генезиса литургий египетско-александрийской отрасли, ее древнейшей, примитивной записи. Не считая вместе с Бунзеном Людольфова списка образцом древнейшей редакции апостольской литургии, мы вполне разделяем мнение ученого, что список этот может служит основным при обозрении и оценке других литургийных списков египетско-александрийской отрасли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Но нельзя же было вконец погибнуть роду Иессееву, пока не явится из среды его, по обетованию, Мессия. Именно ради Мессии надлежало сохраниться этому роду. И вот хотя этот род дошел до того уничиженного по внешнему виду состояния, по которому он походил на оставшийся от срубленного древа пень, но это не сухой пень: в нем сохранились еще жизненные силы или соки. В избранной части потомства Иессеева, под конец ветхозаветной истории, сохранился живой дух веры и благочестия, питаемый надеждой на пришествие Мессии, тем более крепкой, чем менее было утешительно внешнее положение этого потомства и вообще всего избранного народа, давно утратившего государственную самостоятельность. И вот, когда наступило время пришествия Христова, уже готова была среда в потомстве Давидовом, способная в лице Девы Марии послужить воплощению Сына Божия. И таким образом от пня Иессеева произросла Отрасль, которая подобно древу жизни, насажденному в раю, долженствовала соками своими и плодами своими оживотворить и обновить все человечество, избавить его от смерти духовной и вечной. Соки этой благословенной Отрасли, т. е. самого Христа, обновляющие и оживотворяющие людей, это кровь Христова, пролитая за нас на кресте. Плоды от этой Отрасли, питающие и укрепляющие людей в жизни духовной, – это многообразная благодать Св. Духа – просвещающая, очищающая, освящающая, – подаваемая верующим в искупительную силу крови Христовой. На эти спасительные плоды благословенной Отрасли Иессеевой указывает и то, что в рассматриваемом церковном стихе, вслед за пророком, сказано о возникновении от корня Иессеева не только отрасли, но и цвета на ней. Жезл от корене Иессеева, и цвет от него, Христе, прозябл еси. Известно, что цвет есть та часть растения, которая рождает плод и семя. Вторая часть рассматриваемого церковного стиха составлена на основании песни пророка Аввакума ( Авв.3 ). Аввакум в этой песни, в виду бедствий, грядущих на Иудеев от Халдеев, молит Господа помянуть древние милости Его к избранному народу и изображает угрожающее Халдеям наказание чертами, заимствованными от чудесных событий, в которых проявились милости Божии к этому народу при исшествии его из Египта, при странствовании его в пустыне и при завоевании ханаанской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В таком же положении будет находиться и будущий Мессия 45 . Похожее пророчество об Отрасли Давида находится в книге пророка Иеремии, жившего несколько позже Исаии. В 23:5 Иеремия возвещает от имени Господа: Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную ( , «цемах цаддик») и воцарится Царь (, «мелех») и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. В сходных выражениях это пророчество повторяется у Иеремии в 33:15. В обоих случаях Иеремия использует другое еврейское слово, нежели Исаия, называя Отрасль Давида («цемах», «побег, росток»). Это же слово употребляет при описании мессианского видения и пророк Захария ( Зах.3:8, 6:12 ). В первом стихе перикопы о «святом остатке» ( Ис.4:2–6 ) у Исаии также звучит («цемах»), но не в отношении Отрасли Давида, а «отрасли Господа» ( , «цемах Ягве»). Вероятно, в данном случае Исаия также имеет в виду Мессию ( Ис.4:2 ): В тот день отрасль Господа ( , «цемах Ягве») явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших [сынов] Израиля. Как объяснить, что вместо слова « росток » (, «цемах»), употреблявшегося Иеремией, Захарией и, вероятно, самим Исаией в 4-ой главе, в 11-ой главе он использует другие два слова, сходные по смыслу и означающие молодой побег и уже более зрелую плодоносящую веточку (, «хотер» и , «нецер»)? – В целях наилучшего выражения с помощью символических образов бывшего ему Откровения, чтобы нарисовать в 11-ой главе яркую и впечатляющую картину уничижения израильской государственности другими, более мощными империями в момент прихода Мессии. Чтобы указать на то, что Мессия произойдет из царского рода Давида, который потеряет свое влияние и будет похож на мертвое дерево, не имеющее ни ствола, ни листвы, ни плодов... Символы отрасли и зеленой ветви из 11-ой главы Исаии в той же степени относятся к Мессии, что и символ ростка у других пророков и у Исаии в 4-й главе . Подтверждение этой мысли имеется в замечательной рукописи Мертвого моря 4Q285, условно называемой в разных изданиях «Мессианский лидер» или «Война Мессии».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010