1515 Когда Аммония, ученика Памво, жители одного города хотели насильно привести к епископу Тимофею для рукоположения его в епископа, то подвижник ножницами отрезал Свое левое ухо до корня ( φαρπσας ψαλδα το αριστερν ος αυτου ως του πυθμνος ψλισεν), а когда и это не помогло, поклялся отрезать и язык у себе, если станут еще принуждать ( δ διωμσατο αυτυυς; επν, δτι εν αναγκασητε με και την γλσσαν μου αποτεμνω). 1516 Итак, хотя то или другое отрицательное отношение к церковности и иерархии и наблюдалось в среде известной части строго уединенного, созерцательно-отшельнического монашества, однако такое отношение не имело принципиального характера и не относилось к церкви и иерархии самим по себе. Напротив, в некоторых случаях сами подвижники объясняли, что они отказываются от принятия священства именно вследствие глубокого сознания своего недостоинства, благоговения перед высотой сана и боязни тяжкой ответственности перед Богом. В других случаях подвижники старались избегать посещения церковных собраний, отказывались принять иерархическое посвящение, неохотно принимали к себе посещавших их епископов и под. собственно вследствие того, что они боялись нарушить свою сосредоточенную созерцательность, молитвенную самособранность. О подвижнике Акепсиме рассказывается, что незадолго до его смерти «пришел к нему предстоятель Церкви“ ( τς Εκκλησας πρεδρος) и убеждал его принять иго пресвитерства ( του πρεσβυτρου την ζεγλην), говоря: я знаю и высокое твое любомудрие и крайнюю мою нищету; но, будучи удостоен служения епископского, совершаю рукоположение по силе такого призвания, а не по своему недостоинству ( οιδα.... κα τς σς φιλοσοφας το υψος, και τς μς πενας την υπερβολν. A= λλα τς ρχιερωσνης την οικονομαν πεπιστευμνος, τατη τς χειροτονας, λλ’ οκ εκενη προβλλομαι). Прими же дар священства ( τς ιερωσνης το δρον), через возложение руки и по действию благодати Всесвятого Духа. На это Акепсим сказал: так как я, спустя немного дней, отойду отсюда, то нисколько не спорю против этого ( κιστα περ τοτων ζυγομαχσω); но если бы я надеялся долго прожить, то уклонился бы от тяжкого и страшного бремени священства, страшась будущего отчета (....

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Преподобномученик Дометий (память 7 августа), родом перс, родился и вырос в язычестве. Достигши зрелого возраста, он познал ничтожность языческой веры, удалился из отечества в пределы греческой империи и в городе Сергиополе принял христианство . Наставленный в христианской вере, он всем сердцем возлюбил Христа и решил благоугождать и служить Ему одному. Для этого Дометий избрал путь уединения и подвижничества. Обходя Кирскую область, встретил он в одном месте пещеру, которую нашел удобною для жительства; в ней он и поселился и стал жить и в подвигах строгого воздержания, непрерывной молитвы, злострадания и терпения провел всю жизнь. Он достиг высокой степени нравственной чистоты и духовного совершенства, стал близок и угоден Богу и удостоился от Него благодатных дарований. Далеко распространилась о подвижнике слава, и к нему в пещеру стали приходить во множестве всякого звания и состояния люди, ища у Божия человека удовлетворения своих душевных нужд. Явились у него и два ученика, коих он руководил па пути подвижничества. Но не судил Господь рабу Своему мирной кончины: ему выпал жребий мученичества. Когда богоотступник Юлиан, отправившись из Антиохии в поход против персов, увидел в одном месте около пещеры народ и узнал, что он собрался к Дометию, жившему с учениками в этой пещере, то сильно разгневался, и тотчас же приказал заложить пещеру толстыми камнями: старец и ученики его мученически скончались. Преподобный Акепсим Молчальник Преподобный Акепсим Молчальник (память 3 ноября) жил во 2-й половине 4-го в. и подвизался в окрестностях Кира. Он был великий подвижник. Решившись проводить подвижническую жизнь, Акепсим заключился в небольшой хижине и прожил в ней 60 лет во всецелом отрешении от мира и людей и в полном уединении; он избрал трудный подвиг молчальничества и во все это столь продолжительное время никого не видел, ни с кем не беседовал. В хижине, в стене, проделано было небольшое отверстие. Отверстие это было устроено не прямо, а извилисто и это для того, чтобы снаружи никто не мог заглянуть в его жилище и видеть, что том подвижник делает. Чрез это отверстие он принимал и пищу, которую доставляли ему знакомые. Пищей служила ему чечевица, размоченная в воде. Воду же приносил подвижник сам из ближайшего источника, для чего и выходил раз в неделю ночью. Молитва , самоуглубление и богомыслие наполняли все время безысходного пребывания великого подвижника в заключении. Он постоянно был углублен в свою душу и сердце, вникал в помыслы ума, наблюдал за движениями сердца и в тоже время мыслью и чувством, возносился к Богу, созерцая Его беспредельное величие, премудрость, благость и любовь к грешным людям. В этом затворник находил для себя все утешение, по слову царя Давида: утешайся Господом и Он исполнит желание сердца твоего. 54 Душа его очистилась от всего нравственно-нечистого и греховного, прониклась добром и стяжал он Божие к себе благоволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он отворил двери своей хижины и принимал всех, желавших видеть его. Прибыл к нему и предстоятель Кирской Церкви и стал убеждать его принять на себя священную степень пресвитера. Я знаю, говорил святитель, и высокое твое любомудрие и крайнюю мою нищету; но будучи удостоен служения епископского, совершаю рукоположение по силе такого призвания, а не по своему недостоинству. Прими же дар священства чрез возложение моей руки и по действию благодати Всесвятого Духа. Но это Акепсим, говорят, сказал: так как я спустя не много дней отойду отсюда; то нисколько не спорю против этого; но если бы надеялся долго прожить, то уклонился бы от тяжкого и страшного бремени священства, страшась будущего ответа. Поскольку же, оставив все здешнее, я скоро отойду из этой жизни, то с покорностью приму то, что ты мне повелеваешь. Несколько дней провел Акепсим в сане священства и в пятидесятый день, как предсказал, мирно отошел в другую жизнь. Жители ближайших селений наперерыв спешили восхитить труженическое тело раба Божия и погребсти его у себя: поднялся сильный спор. Спор прекратил один известный в тех местах человек, объявив в слух всех завещание скончавшегося подвижника: он завещал предать погребению тело его в известном именно ему одному месте. Так-то граждане небесные, заключает повествование свое о Акепсиме Феодорит, заботятся о простоте и по смерти; чуждые гордости при жизни, они не ищут почестей от людей и по смерти; но всю любовь сердца, отдав небесному Жениху, они подобны целомудренным женам, которые заботятся об одном только, чтоб их любили и хвалили супруги их, а сторонними похвалами пренебрегают. За это-то, когда они и не желают, небесный Жених соделывает их известными, щедро даруя им славу и от людей. Преподобный Мавсима Сирин Преп. Мавсима имел и дар чудотворения. Чудес он совершил много; бл. Феодорит в Истории Боголюбцев 56 передает только два случая. Так силою своей молитвы Мавсима исцелил сына одной благородной и благочестивой жены от болезни, которая врачами признана была неизлечимою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епархия Кирская была довольно обширна: при бл. Феодорите в ней считалось до 800 приходов. Кирская Церковь имела своих мучеников. Таков преп. Дометий, подвизавшейся с двумя мучениками в одной пещере и закладенный в ней камнями по приказанию императора Юлиана. 52 Подвижничество в Кирской епархии стояло на высокой степени развития. Уже в 5-м веке, по свидетельству блаж. Феодорита, 53 в городах и селениях находились обители подвижников благочестия. Много было и женских общежительных обителей, в которых благочестивые подвижницы жили вместе по 250 и более, принимали одну пищу, спали на рогожах и занимались рукоделием, пели псалмы и священные песни, прославляя Господа. Но особенно процвело в Кирской области отшельничество. Везде, близ городов и селений, на горах и в долинах, рассеяны были хижины отшельников; спасались они и в пещерах, и в ущельях, подвизались и под открытым небом, не имея никакого убежища. Высотою своих подвигов, богатством духовных дарований, они удивляли современников и привлекали их к себе тысячами. Имена Кирских обителей и подвижников, в них трудившихся, неизвестны: зато сохранились в истории и в памяти христианской Церкви имена многих великих Кирских отшельников. Вечная благодарность бл. Феодориту, епископу Кирскому, который оставил в своих творениях описание жизни и подвигов Кирских подвижников. Об одних он слышал от современников их, очевидцев их подвигов, других лично знал, с некоторыми находился в близком духовном общении. Вот имена Кирских отшельников, помещенные в Истории Боголюбцев Феодорита: Акепсим, Мавсима, Марон, Зевин, Мар, Евсевий, Фалассий, Лимний, Иоанн, Моисей, Антиох, Антонин, Полихроний и ученики его: Моисей и Домиан, Домнина, Иаков Кирский, Фалалей, Асклипий, Иаков Нимизский. К ним причислим преп. мученика Дометия, скончавшегося в царствование Юлиана и самого бл. Феодорита, который своею подвижническою жизнью дал нам на это право. Акепсим и Мавсима скончались в конце 4-го века, все же прочие св. подвижники жили в 5-м веке. Преподобномученик Дометий

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Любопытный не занят поиском истины, но занимается поиском слухов, новостей, не относящихся к нему, и сплетен. Любопытный, как правило, – разносчик сплетен и слухов, доносчик и стукач. В библейские времена таких людей называли соглядатаями. Любопытство есть страсть, чаще присущая женщинам, но иногда и мужчинам. Святитель Василий Великий учил: «Не будь любопытен и не желай все видеть, чтобы не удержать тебе в сердце своем гноя страстей» . Блаженный Феодорит в книге «История боголюбцев» рассказывает: «Некто из неблагонамеренного любопытства, пожелав узнать, что делает подвижник Акепсим, дерзнул влезть на дерево, посаженное вблизи его кельи, но тотчас же пожал плоды своей дерзости. Онемев половиною тела от головы даже до ног, он с покорностью явился к блаженному и признался в своем проступке. Тот сказал ему, что он возвратит себе здоровье, когда срубит дерево. Акепсим приказал срубить дерево для того, чтобы другой кто-нибудь не сделал того же, что сделал этот любопытный, и не потерпел подобного наказания. За посечением дерева, действительно, последовало и освобождение от наказания» . Особенно греховным является любопытство, когда один человек подглядывает и подслушивает за другим с целью обнаружения чужих грехов. Преподобный Ефрем Сирин учил: «Перестань любопытствовать о чужих пороках, чтоб естественным образом не растлился от сего благочестивый твой помысл» . Златоуст резко осуждает любопытных. Он учит: «Нет ничего в такой степени неприличного женщине, как всячески разузнавать чужие дела; впрочем, не только женщине, но и мужчине, потому что это величайший признак бесстыдства и наглости» .Любопытный собирает все слухи и сплетни и сам разносит их. Преподобный Авва Исаия сравнивает таких людей с отхожим местом. Он пишет: «Не расспрашивайте с любопытством о временных делах мира сего, дабы не уподобиться отхожим местам, в кои всякий идет для извержения излишеств чрева, от чего оные места всегда наполнены смрадом» . О молодых беспечных и болтливых вдовах апостол Павел писал: «притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» ( 1Тим.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Аглаий , ( светлый, греч.) из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Агния (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв. Агн (агнец, лат.) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Агрипина , мученица римская, 23 июня. Агриппа (дикая конница, греч.), 18 февр. Адам (красный, муж, евр.) преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Адриан , (из Адрии, италийского города, или на адриатическом море живущий), муч. коринфский, 17 апр. Адриан , муч. никомидийский, 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии палест., 3 февр. Аетий (орел, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Аетий , из 42 мучч. амморейских, 6 марта. Аза , муч. исаврийский, 9 ноября. Азадан диакон, муч. персидский, 10 апр. Азария (помощь Божия, евр.) пророк, 3 февр. Азария , из трех отроков, 17 дек. Азат скопец, муч. персидский, 17 апр. Азат скопец, муч. персидский, 20 ноября. Аифала , муч. арвильский, 11 дек. Аифал диакон, муч. персидский, 1 сент. и 3 нояб. Акакий , (незлобивый, греч.) муч. птолемандский, 4 марта. Акакий сотник, муч. византийский, 7 мая. Акакий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Акакий , муч. милитский (в Карии), 28 июля. Акакий , пресв. прусский, 19 мая. Акакий преп., еп. мелитинский, 17 апр. и 15 сент. Акакий , преп. синайский 7 июля и 29 ноября. Акепсим еп., муч. персидский, 3 ноября. Акепсим , преп. сирийский, 3 ноября. Акепсий , муч. арвильский, 11 дек. Акила (орел лат.), или Аквила , ап. из 70, 14 июля. Акила , муч. трапезундский, 21 янв. Акилина (орлиная, лат.), мученица вивлийская, 13 июня. Акилина , мученица синопская, 7 апр. Акиндин (безопасный, греч.), муч. никомидийский, 18 апр. Акиндин , муч. фракийский, 22 авг. Акиндин , муч. персидский, 2 ноября. Акутион и Акутий (острый, острее, лат.), муч. путеольский, 21 апр. Алвиан или Олвиан (богатый, греч.), еп. анфйский, 4 мая. Алевтина (Валентина) египтяныня, мученица кесарийская, 16 июля. Александра (мужественная, отгоняющая, греч.), царица, 23 апр. Александра из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая. Александра , муч. амисская, 20 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

    Адриан, (из Адрии, италийского города, или на адриатическом море живущий), муч. коринфский, 17 апр.     Адриан, муч. никомидийский, 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии палест., 3 февр.     Аетий (орел, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Аетий, из 42 мучч. амморейских, 6 марта.     Аза, муч. исаврийский, 9 ноября.     Азадан диакон, муч. персидский, 10 апр.     Азария (помощь Божия, евр.) пророк, 3 февр.     Азария, из трех отроков, 17 дек.     Азат скопец, муч. персидский, 17 апр.     Азат скопец, муч. персидский, 20 ноября.     Аифала, муч. арвильский, 11 дек.     Аифал диакон, муч. персидский, 1 сент. и 3 нояб.     Акакий, (незлобивый, греч.) муч. птолемандский, 4 марта.     Акакий сотник, муч. византийский, 7 мая.     Акакий, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Акакий, муч. милитский (в Карии), 28 июля.     Акакий, пресв. прусский, 19 мая.     Акакий преп., еп. мелитинский, 17 апр. и 15 сент.     Акакий, преп. синайский 7 июля и 29 ноября.     Акепсим еп., муч. персидский, 3 ноября.     Акепсим, преп. сирийский, 3 ноября.     Акепсий, муч. арвильский, 11 дек.     Акила (орел лат.), или Аквила, ап. из 70, 14 июля.     Акила, муч. трапезундский, 21 янв.     Акилина (орлиная, лат.), мученица вивлийская, 13 июня.     Акилина, мученица синопская, 7 апр.     Акиндин (безопасный, греч.), муч. никомидийский, 18 апр.     Акиндин, муч. фракийский, 22 авг.     Акиндин, муч. персидский, 2 ноября.     Акутион и Акутий (острый, острее, лат.), муч. путеольский, 21 апр.     Алвиан или Олвиан (богатый, греч.), еп. анфйский, 4 мая.     Алевтина (Валентина) египтяныня, мученица кесарийская, 16 июля.     Александра (мужественная, отгоняющая, греч.), царица, 23 апр.     Александра из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая.     Александра, муч. амисская, 20 марта.     Александра, мученица коринфская, 6 ноября.     Александр, (мужественный, отгоняющий муж, помогающий, греч ) муч. римский, из 7 сынов св. Филицытаты, 25 янв.     Александр,муч. африканский, 10 апр.     Александр, еп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

Господь хранил раба своего, благоугождавшего Ему и служившею день и ночь. В Истории Боголюбцев 55 записаны два случая, во всей очевидности показывающие Божие о нем промышление. Один пастух в темноте принял Акепсима, шедшего за водою к источнику, за полевого зверя и натянул было пращу, чтобы пустить в него камень; но рука его вдруг онемела и оставалась неподвижною во все то время, пока отшельник, почерпнув воды, не скрылся. Познал свою ненамеренную ошибку пастух, догадался, что зверь, которого он хотел было убить, был старец-затворник, о коем он слышал, явился на утро к его жилищу и просил у него прощения в своем неумышленном поступке. Старец простил пастуха, выразив это не голосом, а движением руки. Необычайным образом жизни преподобный Акепсим возбудил в народе сильное любопытство; многие желали знать, как проводит время в безысходном заключении подвижник, коего уже много лет никто не видит, который ни с кем не говорит, о котором никто не знает, что он делает, чем занимается. И вот один человек, увлеченный любопытством, взлезает на дерево, стоявшее близь хижины затворника, чтобы видеть, что он делает; но тут же получает и наказание за свое неуместное любопытство: половина тела его с головы до ног онемела. Сознав свою вину, любопытный посетитель слез с дерева, с покорностью явился к подвижнику и смиренно просил Св. старца простить его неблагоразумный поступок и помолиться о нем Богу. Раб Божий изнутри своего жилища сказал, что виновный посетитель возвратит себе здоровье, когда срубит дерево. Дерево было срублено, и любопытный посетитель совершенно выздоровел. Срубить же дерево приказал подвижник для того, чтобы другой кто не допустил того-же, что сделал этот любопытный, и не потерпел подобного же наказания. Такое-то имел терпение, восклицает Феодорит, рассказав о двух опытах промышления Божия о дивном затворнике, и такую-то благодать получил от Подвигоположника этот блаженный муж. Преп. Акепсим предузнал свою кончину и в одно время объявил, что он проживет еще 50 дней и затем отойдет ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Любопытство Не расспрашивайте с любопытством о временных делах мира сего, дабы не уподобиться отхожим местам, в кои всякий идет для извержения излишеств чрева, от чего оные места всегда наполнены смрадом (прп. авва Исаия , 59, 42). Не будь любопытен и не желай все видеть, чтобы не удержать тебе в сердце своем гноя страстей (свт. Василий Великий , 9, 48). Источник. Не любопытствуй о чужом, чтобы не погубить своего (прп. Ефрем Сирин , 30, 158). Источник. Перестань любопытствовать о чужих пороках, чтоб естественным образом не растлился от сего благочестивый твой помысл (прп. Ефрем Сирин , 30, 498). Источник. Сходясь с другими, не будем пытливы, но не станем давать и глупых ответов (прп. Ефрем Сирин , 31, 626). Источник. Не спеши вызнавать дела всякого, и не будешь предателем себя самого (прп. Ефрем Сирин , 31, 630). Источник. Не присматривай за другими, и не будут подозревать в тебе врага (прп. Ефрем Сирин , 31, 630). Источник. Кто занимается чужими делами и любопытствует узнавать их, тот часто через такое любопытство подвергает ее опасности (свт. Иоанн Златоуст , 54, 585). Нет ничего в такой степени неприличного женщине, как всячески разузнавать чужие дела; впрочем, не только женщине, но и мужчине, потому что это величайший признак бесстыдства и наглости (свт. Иоанн Златоуст , 54, 727–728). Источник. ...Некто из неблагонамеренного любопытства, пожелав узнать, что делает подвижник Акепсим, дерзнул влезть на дерево, посаженное вблизи его кельи, но тотчас же пожал плоды своей дерзости. Онемев половиною тела от головы даже до ног, он с покорностью явился к блаженному и признался в своем поступке. Тот сказал ему, что он возвратит себе здоровье, когда срубит дерево. Акепсим приказал срубить дерево для того, чтобы другой кто-нибудь не сделал того же, что сделал этот любопытный, и не потерпел подобного наказания. За посечением дерева, действительно, последовало и освобождение от наказания... Такую-то благодать получил от Подвигоположника этот блаженный муж! (117, 143–144). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

22, а Зевин, Полихроний и Дамиан 24 февраля, 3 ноября Акепсим. Трудно представить, чтобы Петр и в отношении означенных подвижников приспособлялся к прологу Илии, как приспособлялся к Василиеву месяцеслову в отношении к Марине и Кире, хотя это и возможно, и при том выражение в прологе Илии 22 февр.: и инех троих говорит, что он несамостоятельно привел этих безымянных троих, и указывает на другой известный агиологический памятник. В Сирмундовом древнем прологе, также согласно с Петровским, 24 февр. показаны Зевин, Полихроний и Дамиан, а 3 нояб. Акепсим, но Сирмундов не мог быть исследован нами вполне, составлен же позднее Петрова синаксаря, о чем выше.     Вторая славянская редакция месяцеслова Василия, распространенного особыми сказаниями (около 130), почти не имеет новых памятей без сказаний. В марте она сходствует с супрасльскою минеею в расположении памятей. Вто был автор ее? Славянин. И это ясно подтверждается следующим: 1) самая большая часть распространенных или новых сказаний сей редакции объясняется из древних славянских четиих миней. Распространенные и новые проложные сказания находятся под теми числами, под какими жития тех святых стоят в древних славянских четиих минеях; а в четиих минеях жития часто расположены оригинальным образом, так что некоторые святые под теми числами доселе не найдены во всех известных памятниках; таким образом во 2-й редакции об отцом и том же святом иногда оказываются два сказания: одно по первой редакции, а другое в другой день и месяц новое, составленное из миней; замечается даже буквальное сходство с древними минеями (супрасльскою) и сказаниями проложными. Конечно, наши древние четии минеи суть переводы с греческих, и следовательно автор и грек мог распространить на основании тех же миней первую редакцию Илии и Константина мокисийского, но мы не нашли ни одного из означенных сказаний (130) второй редакции во всех известных нам греческих прологах. 2) Самый характер распространения сказаний первой редакции или составления новых говорит за происхождение второй редакции от славянина: берется сказание или часть его буквально из первой редакции пролога; в начале, или в средине, или в конце сказания прибавляется несколько сведений о святом из миней или других источников, так 26 сент.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010