О Боже вечный, Создатель наш, избравший нас ко спасению прежде сотворения нас, помилуй нас и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 3 ноября 1. Священномученик Акепсим, епископ Наессонский, Иосиф пресвитер и Аифал диакон . Восьмидесятилетний старец Акепсим, исполненный всякой христианской добродетелью, сидел однажды у себя дома с гостями. Вдруг некое дитя, осененное благодатью Святого Духа, подбежало к маститому епископу, поцеловало его в голову и сказало: «Блаженна сия глава, ибо за Христа примет она мучение!» Сие пророчество вскоре исполнилось. Царь Сапор воздвиг лютое гонение на христиан по всей Персии, так что и святой Акепсим был схвачен и выведен на суд некоего жреческого князя. К связанному епископу приступил кто-то из домочадцев и спросил, что завещает он в отношении дома. Святитель ответил ему: «Это больше не мой дом, я отхожу безвозвратно в дом вышний». После великих истязаний был он ввержен в темницу, куда на следующий день были приведены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. После трехлетнего заточения и многих мук Акепсиму отрубили голову, а Иосифа и Аифала жестокие палачи закопали по пояс в землю и приказали христианам побивать их камнями. Тело Иосифа в ту же ночь, по Божию Промыслу, исчезло, а над телом Аифала выросло миртовое дерево, исцелявшее всякую болезнь и всякую немощь в людях. Так это продолжалось в течение пяти лет, а затем злобные и завистливые язычники срубили то дерево. Сии Христовы воины пострадали в IV веке в Персии, в правление нечестивого царя Сапора. 2. Св. великомученик Георгий . В сей день празднуется перенесение мощей святого Георгия из Никомидии в Лидду Палестинскую, где пострадал он в правление царя Диоклетиана. Страдания сего дивного святого описаны под 23 апреля. Перед мученической кончиной святой Георгий упросил своего слугу взять по смерти его тело и перенести в Палестину, откуда родом была и его мать и где находилось у него много имущества, которое раздал он нищим. Слуга так и поступил. В правление царя Константина благочестивые христиане воздвигли прекрасный храм святого Георгия в Лидде. По случаю освящения этого храма в него были внесены мощи святого великомученика. От [этих] чудотворных мощей совершились бесчисленные чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О преподобном Маркиане Кирском читать под 18 янв. 3-е число Мученики: Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон пострадали в IV веке в персидском царстве. Когда царь Сапор воздвиг гонение на христиан, то языческие жрецы прежде всего разыскивали епископов и пресвитеров. Представлен был к начальнику Акепсим, 80-летний старец, и он сказал святому: «Тебя, я слышал, считают мудрейшим между христианами, а между тем ты нисколько не умнее несмысленных детей, потому что не поклоняешься солнцу и огню, которым поклоняется сам царь». – «Царь ваш и вы вместе с ним потеряли разум, почитая тварь вместо Бога», – отвечал святой. Начальник приказал бить его железными прутьями. «Где же твой Бог ? Что же Он не избавляет тебя от мучений?» – смеялея начальник. «Бог мой везде, – отвечал Акепсим. – Он мог бы избавить меня от твоих рук, но я молю Его о том, чтобы Он дал мне силу перенесть мучения и получить награду за это на небесах». Его бросили в темницу. На другой день представлены были к начальнику пресвитер Иосиф и диакон Аифал. И их мучили, когда они отказались поклониться солнцу и огню, говоря: «Мы не настолько слепы, чтобы кланяться твари», – и затем посадили в темницу. После еще не один раз пытались заставить святых изменить Христу и жестоко мучили за непреклонность. Наконец, побили их камнями. В то же время пострадала и св. Снандулия. Она приходила к святым мученикам в темницу, где морили их голодом, приносила им пищу и омывала их раны. Ее заставляли бросать камни в св. Иосифа, но она сказала: «Лучше пронзите меня самое, но я не решусь поднять руку на святого человека». Чтобы христиане не погребли тела мучеников, приставлена была стража; но сделалась страшная гроза, и молния поразила стражей. Тела же святых Господь Сам сокрыл. Мученики: Аттик, Агапий, Евдоксий, Натерий, Истукарий, Пактовий, Никтополион с дружиной пострадали в Севастии при Декии. Они служили в императорском войске, были ревностными христианами и научали других вере во Христа. Когда донесли о них военачальнику Маркеллу, тот предал их мучениям и сожжению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А., Иосифа и Аифала в «профитеоне св. прор. Елиссея» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), зафиксирована она также в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского и др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342). В Студийско-Алексиевском (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330) и Мессинском Типиконах (Arranz. Typicon. P. 48) указана память мучеников, на утрене предписано читать их житие. По Типикону, принятому в РПЦ, в день памяти этих святых положено совершать службу двум святым без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), тогда как в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. обозначена шестеричная служба вмч. Георгию с прибавлением последования А., Иосифу и Аифалу. Последование, используемое в рус. и греч. Церквах, зафиксировано уже в ранних рукописях студийской редакции (напр., XII в. Ath. Philoth. 28). В совр. греч. Минее помещен канон Иосифа Песнописца с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθη τ τερπν μαρτρων παινσω», в рус.- анонимный (4-го гласа, «Троицы равночисленнии Пресвятыя всебогатии»). На вечерне на «Слава» поется стихира Ефрема Карийского . Из рукописей христ. Востока известны 2 канона А., не вошедшие в печатные Минеи,- поэта Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 143v-146v. XI-XII вв.) и анонимный (XIII в. Ath. Xeropot. 116. Fol. 66v-68, и XII в. Hieros. Sab. 10. F. 78-79 - Ταμεον. Σ. 106-108. N 79-285). Иконография Святые изображаются в соответствии с церковным служением каждого: А. в омофоре, с кодексом в руках, пресв. Иосиф в священнической фелони, диак. Аифал в далматике, все трое с бородами. Подобные образы мучеников имеются в минологии Служебного Евангелия (3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 85об.) - Иосиф изображен с кадилом и чашей в руках, Аифал - с кадилом и ладаницей; на фресках Каппадокии - Каранлык-килисе в Гёреме, XI в., и капелле 23, 1220 г.; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в росписи трапезной Великой лавры на Афоне, 1512 г. На рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА) дано изображение одного А. На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 157) представлено мученичество святых (А. отрубают голову, Иосиф и Аифал подвешены к кольцам головой вниз). Подобное изображение сохранилось на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 15v); в настенных минологиях нартексов ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что святые «скончались в различных мучениях», и указан их возраст: «Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою» (Ч. 3. § 22. Нояб. 3. 3); отдельно отмечено, что Иосиф - «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 70), а Аифал - «юный, без бороды» (Ч. 3. § 9. 7).

http://pravenc.ru/text/63854.html

Святые Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист скончались в раскаленной печи. Акиндин молод, с остроконечною бородою, Пигасий стар, с круглою бородою, Аффоний и Елпидифор юные, с бородами едва показавшимися, Анемподист без бороды. 3. Святые Акепсим, Иосиф, Аифал, скончались в различных мучениях. Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою. 4. Святые Никандр и Ермий , старцы, скончались, быв пронзены гвоздями в головы и сердца и положены в гроб. 5. Святые Галактион и Епистимия были усечены мечом. Он молод, с бородою, едва показавшеюся. 6. Святой Павел Исповедник во время совершения литургии был удавлен арианами его же омофором. Он молод, с короткою раздвоенною бородою. 9. Святые Онисифор и Порфирий, юные, скончались, быв влекомы конями. 10. Святой Орест, с проседью, скончался, быв пронзен гвоздями в ноги и влеком конем, к которому его привязали цепями. 11. Святые Мина, Виктор и Викентий скончались в разных муках. Мина – старец с круглою бородою, Виктор и Викентий молоды. 13. Святые Антонин, Никифор, Зевина, Герман были усечены мечом, а Марафо был сожжен. Антоний стар, а прочие – молоды. 14. Святой апостол Филипп скончался, быв пронзен в лодыжки и повешен на дереве вниз головою. 15. Святые Гурий и Самон молодые, с едва показавшимися бородами, были обезглавлены, а Авив юный, без бороды, был сожжен. 16. Святой апостол Матфей, прикованный к земле за руки и ноги, был сожжен. 17. Святой Лазарь живописец, плешивый старец с длинною бородою, скончался после того, как сожгли ему руки раскаленным железом. 18. Святой Платон, юный, без бороды, был усечен мечом. 19. Святой Варлаам с остроконечною бородою, скончался, держа на ладони огонь с курившимся ладаном. 20. Святой Дасий юный, без бороды, был усечен мечом. 22. Святые Валериан, Тивуртий и Кикилия, юные, были усечены мечом. 23. Святой Сисиний, старец, скончался от того, что ему влили уксус в ноздри. 24. Святая Екатерина. 25. Святой Климент, старец с длинною бородою, был брошен в море с якорем на шее. 27. Святой Иаков, молодой, с раздвоенною бородою, скончался, когда ему отсекли пальцы, руки и ноги и отрубили голову. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Акакий, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Акакий, муч. Милитский (в Карии) при Ликинии. 28 июля. Акакий, пресв. Прусский, муч от Иулия, правителя Вифинского, с Патрикием еп. 19 мая. Акакий преп., еп. Мелитинский, 5 века. 17 апр. и 15 сент. Акакий, преп. Синайский, иже в Лествице. 7 июля и 29 ноября. Акепсим еп., Иосиф пресв. и Аифал диакон, мучч. Персидские в 380 году. 3 ноября. Акепсим, преп. Сирийский. 3 ноября. Акепсий и Аифала, мучч. Аравильские. 11 дек. Акила, или Аквила, ап. из 70. 14 июля. Акила, муч. Трапезундский, с Валерианом и др. при Диоклетиане. 21 янв. Акилина, мученица Вивлийская (в Финикии) 290 года. 13 июня. Акилина, мученица Синопская ок. 310 г., с Руфином диаконом. 7 апр. Акиндин, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Виктором и друг. 18 апр. Акиндин муч. Фракийский при Максимиане, с Агафоником. 22 авг. Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и друг., мучч. Персидские ок. 345 года. 2 ноября. Акутион, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и друг. 21 апр. Алвиан, еп. Апейский, и ученики его, мучч. при Максимиане. 4 мая. Алевтина Египтяныня. мученица Кесарийская (в Палест.) при Максимине, с Павлом, братом своим. 16 июля. Александра царица, супруга Диоклетиана, муч. ок. 303 года. 23 апр. Александра, из 7 дев, мучениц Анкирских ок. 304 г., с Феодотом. 18 мая. Александра, Клавдия, Евфрасия и др. мучч. Амисские при Максимиане. 20 марта. Александра, мученица Коринфская, с Текусой и др. 6 ноября. Александр, муч. Римский, из 7 сынов св. Филицаты, ок. 164 года. 25 янв. Александр, муч. Африканский при Декии, с Терентием и друг. 10 апр. Александр, еп. Иерусалимский, муч. при Декии. 12 дек. Александр иерей, муч. Памфилийский при Аврелиане. 15 марта. Александр, муч. Киликийский при Нумериане, с Фалалеем. 20 мая. Александр муч. и с ним другой, того же имени, постр. ок. 305 г., с Агапием. 15 марта. Александр, Алфей, Зосима и др., мучч. Антиохийские в Писидии при Диоклетиане. 28 сент. Александр, из 10 мучч., постр. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   2. Святой мученик Иаков Персянин († 421) и царь Издигерд. Царь обращается к мученику: «Знай, что я осуждаю тебя на смерть. Но не поражу тебя мечом, а буду долго подвергать различным мукам, чтобы умер ты горькой смертью». — Святой Иаков отвечает: «Царь, делай немедленно все то, чем хвалишься, что будешь делать. Однако знай: не испугают меня твои слова, подобные ветру, дующему на камень, и не устрашат меня твои угрозы; не боюсь я смерти, потому что знаю, что временная смерть — не смерть, а сон: ибо при страшном Пришествии Христа моего все люди восстанут из гробов, как ото сна» (т.е. воскреснут).    3. Святой мученик Тивуртий († 230) говорит царскому епарху в Риме Флавиану: «Ты грозишь нам мучениями? Но разве нам, христианам, страшно страдать за Бога нашего? Угрожаешь мечом? Но ведь он лишь освободит нас из этой темницы плоти, и мы получим небесную свободу. Грозишь огнем? Но мы угасили великий пламень похоти в нашей плоти, и нам ли после этого бояться огня вещественного? Угрожаешь изгнанием? Но Бог наш — повсюду; и где бы мы ни находились с Богом нашим, там нам и место».    4. Святой мученик Мина († 304) и царский наместник Ермоген, мучитель христиан. — Ермоген требует от святого Мины выполнения царского указа. Святой Мина отвечает: «Святое это дело — почитать царей за власть и порядок. Но когда цари неправильно и неблагочестиво почитают Бога, Который и есть Верховная Власть, и не воздают Ему должного поклонения, тогда их чтить не подобает».    5. Царский наместник Агриппин предупреждает святого мученика Платона († 306) и угрожает ему, если он не исполнит царских повелений. Но святой Платон ему отвечает: «Я знаю повеления Бога моего и поступаю так, как предписывают мне Его святые и животворящие заповеди».    6. Святые мученики — епископ Акепсим, пресвитер Иосиф и диакон Аифал (пострадали около 376 г.) — и их мучитель, князь персидских магов. Святым мученикам, которых он подвергает мучениям, князь советует: «Не противьтесь царской воле». А они ему отвечают: «Всякий исполняющий волю вашего беззаконного царя — противится Богу».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

Патермуфий и Коприй. 2 июля. Лонгин Евнатский, Иосиф, Нисферой, Петроний, Питирун и Сармат. В субб. с. Нитрийские: Памва. 18 июля. Аммоний, Афр и Ниор. В субб. с. Панефизские: Пиннуфрий и Херимон. Субб. с. Скитские: Агафон. 2 марта. Исаия. Субб. с. Моисей МурИн.25 авг. Тавеннисиотская Исидора, юродивая. 10 мая. Фермский Феодор. Субб. с. Евлогий. Субб. с. Таисия. 8 окт. Амфилохий, еп. Иконийский. 23 ноября. Домнина и дочери ее, Виринея и Проскудия, мучч. Иерапольские. 4 окт. Кириак св., явльший крест Господень царице Елене. 28 окт. Макрина преп., сестра Василия В. Субб. с. Евлагий, еп. Кесарии Капп. Субб. с. Аркадий, преп. Кипр. 6 марта. Нифонт, еп. Кипрский. 23 дек. Текуса, Александра и другие, семь дев, мучч. Коринфские. 6 ноября. Трифиллий, еп. Левкусии Кипр. 13 июня. Василисса св., жена муч. Мелитинского Евдоксия. 6 сент. Иулиан, пустынник Месопотамский. 18 окт. Отрий, еп. Мелитинский. 17 апр. Нонна прав., мать Григория Богослова . 5 авг. Павел, еп. Неокесарийский. 23 дек. Еввула св., мать Никомид. муч. Пантелеимона. 30 марта. Препп. Писивийские: Иерия, Вриенна и Фоманда. Субб. с. Платонида. 6 апр. Клеопатра, блаж. Палест., и сын ее Иоанн. 19 окт. Снандулия, преп. Персидская. 3 ноября. Иосиф Аналитин, преп. Раифский. 14 янв. Сирийские преподобные: Акепсим. 3 ноября. Мафсима. 23 янв. Палладий. 28 янв. Малх. 26 марта. Марфа, мать Симеона Столпника. 1 сент. Зотик (сиропитатель, преп. Цареградский). 30 дек. Феодул, епарх времен Феод. Вел. 3 дек. Ахафодор, Василий, Евгений, Елпидий и Ефрем, епп. Херсонские, мучч. 7 марта. Александр и Маркеллина свв., родители муч. Астиона, 7 июля. Каллисфения св., дочь муч. Давикта. 4 окт. Полихромий преп., муч. от ариан. 7 окт. 403.             Епифаний, архиеп. Кипрский. 12 мая. 405.             Макарий Александрийский, преп. Келлийский. 19 янв. 407.             Иоанн Златоустый, архиеп. Цареградский. 14 сент. 409.             Вассиан, еп. Лавдийский. 10 июня. 410.             Евпраксия, преподобная Фиваидская. 25 июля. Перенесение мощей мучч. Персидских в Мартирополе. 16 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Чет. Минея . ( Act. SS. Febr. II p. 581. Assem. Kal. un. eccl. V. р. 328. Morcelli Kalend. CPlit. I. р. 211). Мес. В. Соименные бессеребренники воспоминаются 1 июля и 17 октября. В службе дня канона: второй – Иоанна Дамаскина . Св. муч. Ерминигельда, царевича Готфского. Сын Лувигильда, царя Готфского, обращенный в православие из арианства св. Леонардом, еп. Испалийским (Сивильским). Обезглавлен в темнице, по приказанию отца в 584 году. Чет. Минея из св. Григория Двоеслова (кн. 3. Гл. 31). Март. Р. 13 апр. Свв. мучениц Кириены и Иулиании. Кириена из Тарса, Иулиания из Россона. Преданы огню игемоном Маркианом, при Максимиане. Пролог. Мес. В. Март. Р. Свв. мучч. Кесария, Дасия и прочих пяти. Скончались в Дамаске от меча. Пролог Март. Р. Свв. священномучч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, глаголемого Ревнителем. Пострадали в Персии при Сапоре, ок. 345 года. Пролог. Мес. Вас. Март. Р. 2 Свв. мучч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними. Пострадали в Персии от Сапора, ок. 345: св. Аффоний усекнут, прочие сожжены. Ради их уверовали во Христа п приняли мученическую кончину более семи тысяч человек, в том числе мать Сапора. Чет. Минея от Метафраста. (Latine apud Surium h. d.). Март. P. В службе канон Феофана. Преп. Маркиана, иже от Кира. См. 18 янв., где вторично воспоминается. Март. Р. 3 Свв. мучч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона. Пострадали от Сапора II в последний год его царствования и гонения, в 380 г. по Р. Хр. в Арбеле. Св. Акепсим, еп. Наессонский, обезглавлен, Иосиф и Аифал побиты камнями. Чет. Минея от Метафраста и Созомена (II. 22). (Vita Memaphrasmea apud Surium et in Actis SS. 22 apr. Ev. Assem. Acta marti. осс. р. 171. Христ. Чтение 1827. XXVIII. 127). Март. Р. 22 апр. Мес. В. Аифал воспоминается вторично 1 сент. Имеют службу. Преп. жены Снандулии. Имела мужество отречься от участия в побиении камнями Иосифа, пресвитера Персидского. Чет. Минея в Страдании Акепсима епископа. Свв. мучч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона воинов, и дружины их.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Ноябрь 1. Св. бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан Верблюд изрекает волю Божию Одна женщина, получивши от болезни исцеление, умолила св. Дамиана, во имя Святой Троицы, принять от нее три яйца, и он взял; за это св. Косма запретил по смерти положить Дамиана близ себя, – и только верблюд, уврачеванный от беснования, человеческим голосом уверил, что Дамиан не ради мзды, но ради имени Божия взял те три яйца, – и положили его гроб подле святого Космы. 2. Св. муч. Акиндин, Пегасий и другие Сами мучители умирали от ужасов мук Царь, видя страшное бичевание св. мучеников и удивительное терпение, пришел в ужас, упал с престола и умер бы, если бы мученики не поддержали его словом и молитвою. Явление Господа в виде человека Мучимым в огне св. мученикам явился Господь, как человек, со светлым лицом, как солнце, – отчего узы их разрешились, и огонь угас. Того молитву Бог слушает, кто веру свою подтверждает делами Когда св. мученики, положенные на железный одр, молились об обращении мучителей; с неба слышен был голос: «так как веру вашу вы делами подтверждаете, то молитва ваша исполнится». Этот голос слышали многие и обратились. Сын предает матерь свою на смерть После этого на смерть осуждено до семи тысяч; остальных же мучеников и матерь свою за то, что она обратилась ко Христу, сперва мучитель ударил по лицу, потом всех повелел сжечь в печи. Неугасимый светильник Преп. Маркиан в своей хижине во всю жизнь не зажигал свечи для чтения, но всегда светил ему некий Божественный свет. 3. Св. муч. Акепсим епископ и другие Духовное завещание Св. мученика Акепсима, ведомого на смерть, некто спросил о его доме; на что он отвечал: «это дом не мой, потому что я иду сейчас к горнему дому». Нищета духовная На вопрос волхва: «какое учение справедливейшее; то ли, которого держится царь и вельможи, или сие, которому внемлют человеки худые, отверженные, нищие и ничто незначущие, как вы?» Св. Иосиф пресвитер отвечал: «мы – худые и отверженные человеки – в жизни настоящей, ибо Бог благоволит в жизни не к душевредным сокровищам и гордости, но к нищете и смирению нашему; поэтому многие из нас самопроизвольно делаются нищими и смиренными, расточивши имение свое на убогих; за что надеемся сторицею от Бога получить; и если бы заботились о состоянии богатства, то, своими руками делая, более себя обогатили бы, нежели ты ничего неделающий, а похищающий только достояние нищих; а для нас достаточен хлеб, зарабатываемый своими руками для пропитания себя и нищих; ибо богатым путь в царствие небесное труден, и обогащающиеся впадают в напасти». Еретик не переносит мучения

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др. В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года. Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010