Воронеж. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь, подворье Акатова монастыря Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью При взгляде на церковь возле улицы Сакко и Ванцетти трудно сейчас представить ее былую красоту — и не только потому, что скрыта она лесами. Изъеденный временем красный кирпич не сохранил прежние ажурные формы здания. Только специалист-искусствовед может узреть здесь типичное барокко, да еще растреллиевской школы. Иное было до революции и в первые годы после нее. Вот что писал в 1922 году известный историк местный архитектуры Юрий Успенский: «Стройный восьмерик главного нефа, стоящий на четверике нижнего этажа; покрыт изящною барочного профиля крышей, из которой выглядывают маленькие локарны; на крыше восьмигранный барабан, увенчанный главкой. Углы восьмерика обтянуты рустованными пилястрами; окна имеют сложный полуциркульный фронтон в виде. зубчатого-колеса. Наличники окон сложного рисунка. Главная красота храма во входящей в план церкви колокольне. Не второй и третий этажи украшены изящными колонками. Расположение колонн второго этажа напоминает композицию Пятницкой церкви. Полукруглые с ломаным профилем фронтоны венчают звон второго этажа колокольни; в верхнем этаже с каждой стороны поместились две отдельно стоящие колонны, поддерживающие четырехугольные выступы карниза, и на этих выступах на крыше поместились изящные пирамидки». В этом сооружении Ю. И. Успенский чувствовал несомненное знакомство строителя с проектом Андреевского собора в Киеве, возведенного по чертежам Бартоломео Растрелли в 1747—1767 годах. Такое проникновение идей знаменитого зодчего он считал вполне возможным при тесной связи воронежского и киевского духовенства, существовавшей во второй половине XVIII века. Старожилы Воронежа, конечно же, догадались, что речь в этом описании идет о Введенской церкви на улице Освобождения Труда. Ее полное название — Введения во храм Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вот как трактуется это библейское событие.

http://sobory.ru/article/?object=00820

Макария Желтоводского, к которому Святитель имел особенное усердие и любовь. Преставление же избранника Божия, Святителя Митрофана, в схимонасех Макария, последовало в 1703 году ноября в 23 день в 6-м часу пополудни. А скончался он 80 лет с полумесяцем. Правил же Воронежской паствой 20 лет и 8 месяцев (Опис. Ворон. Епархии, стр.198). Из Воронежа немедленно дано было знать в Москву Государю о кончине уважаемого им Воронежского Архипастыря и Петр, вследствие этого донесения, немедленно отправился в Воронеж для торжественного погребения Святителя 19 . В день погребения, 4-го декабря, в собор стеклись многие тысячи воздать последний долг почившему Архипастырю и сам Государь Петр Великий со всеми воинскими и морскими чиновниками, и кораблестроителями благоволил быть у гроба преставившегося для участия в общественном о нем молении. И здесь Государь показал редкий и беспримерный пример своего благоговейного уважения к добродетельному Архипастырю. Ибо когда занятнейшие лица духовные приготовлялись уже выносить честное тело Святителя из Архиерейского дома в храм; тогда Монарх обратился к своей свите и сказал: «стыдно нам будет, ежели мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему Пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем тело его сами». Сказавши это, Государь первый принялся за гроб Святителя и с первейшими военачальниками понес его в соборный храм. Погребение совершал Архимандрит Акатова монастыря Никанор, со всем градским духовенством. По совершении литургии и погребения, Государь с своими помощниками отнес тело его в усыпальницу, устроенную по завещанию самого Святителя под помостом придела Архистратига Михаила 20 и по окончании погребения Святителя, Государь вслух всех сказал: «не осталось у меня другого такого святого старца» 21 . Так как в домовой Архиерейской казне, как видно из завещания, денег не осталось, то сам Государь приказал из монастырского приказа выдать 700 рублей на поминовение души Святителя, на служение сорокоуста и на милостыню. (Опись грамот Митроф.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

26. Иоанн Островский с 1775 Сентября 1 до 1785; потом был Архимандритом Гамалеевским, потом Новогородско-Юрьевским, а с 1800 Епископом Пермским и там 1801 г. скончался. 26. Димитрий Устимович с 1785 г. Генваря 12, в чине Игумена Золотоношского Красногорского монастыря и с того же года Сентября 1, обучал Богословии вместо Ректора, будучи Выдубицкого уже монастыря Игуменом; в 1791г. произведен во Архимандрита Переяславского Вознесенского монастыря, а с 1793 г. был Епископом Переяславским и Викарием Киевской Митрополии. Скончался Епископом Смоленским 1805 г. 28. Амвросий Келембет с 10 Сентября 1791 до 1792 г. потом Воронежской Семинарии Ректор и Архимандрит Акатова монастыря, потом Ректор Новогородской Семинарии и Архимандрит Антониева, потом Юрьева монастыря; с 1799 г. Епископ Оренбургский; с 1806 г. Архиепископ Тобольский, а с 1822 г. на покое в Полтавском Лубенском монастыре. 27. Афанасий Корчанов в конце 1792 г; определен Академии Префектом и был до Августа месяца 179З г; с того времени именовался Вицеректором, будучи и Настоятелем Киево-выдубицкого монастыря до 1799 г., в котором Апреля 8 переведен в первокласный Черниговский Елецкий монастырь и был Черниговской Семинарии Ректором до 1811 г., в котором 5 Сентября посвящен во Епископа в Пензу, где и ныне по увольнении живет на покое. 30. Анатолий Ставицкий с 1793 г. был Академии Префектом и Богословии учителем до 1795 г., в котором перемещен в Киево-Печерскую Лавру; в 1801 г. произведен во Архимандрита Костромской Епархии в Галицкий монастырь, после переведен в Ростовский Яковлевский, а потом в Новгородский Юрьевский, где и ныне по увольнении пребывает на покое. З1. Иннокентий Ставецкий с 1795 г. был Академии Префектом и Философии учителем до и 1800 г., в котором Мая месяца произведен во Архимандрита Каменец-Подольской Епархии в Шаргородский монастырь и был тамошней Семинарии Ректором, где и скончался. З2 . Иакинф Лагановский с 8 Мая 1800 до 30 Марта 1804 г. Он 180З г. Сентября при звании Префекта и Философии учителя произведен во Архимандрита Братского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

25. ИОАНН Островский, с 1775 года, Сентября 1, по 1785 год. Потом произведён в Архимандрита в Знаменский Гамалеевский монастырь. Наконец, был Епископ Пермский. 37. ВАРЛААМ Миславский, в 1784 году, Августа 10, определён из Архимандритов Ростовского Борисо-Глебского монастыря. В 1787 году, Марта 8, за упразднением Киево-братского монастыря, переведён в Киево-Николаевский монастырь с оставлением по-прежнему в Ректорской должности. В 1791 году, Июля 30, скончался. 26. ДИМИТРИЙ Устинович, в 1785 году, Января 12, определён из учителей Академии Киевской и произведён в Игумена в Золотоножский Красногорский монастырь, и того же 1785 года, Сентября 1, определён учителем Богословия. За упразднением же помянутого монастыря, определён в Киево-Георгиевский Выдубицкий монастырь Игуменом же с оставлением при прежних по Академии должностях. Потом произведён в Архимандрита в Переяславский Вознесенский монастырь, а оттуда хиротонисан Викарием Киевской Митрополии, Епископом Переяславским. Наконец, переведён в Смоленск, где и скончался. 38. ИЕРОНИМ Блонский, в 1791 году, Сентября 9, определён из Архимандритов Киево-злато-верхо-Михайловского монастыря. В 1795 году переведён в Киево-Николаевский монастырь, где в 1797 году скончался. 27. АМВРОСИЙ Келембет, в 1791 году, Сентября 10, из учителей Киевской Академии. В 1792 году произведён в Архимандрита Акатова Воронежского монастыря, и определён Ректором Воронежской Семинарии. Оттуда переведён в Новгородский Антониев и после того в Юрьев монастырь. Потом произведён в Епископа в Оренбург. 39. ФЕОФИЛАКТ Слонецкий, в 1795 году, Августа 17, определён из Архимандритов Киево-злато-верхо-Михайловского монастыря. В 1798 году, Декабря 10, переведён в Киево-Николаевский монастырь. В 1803 году, Апреля 26, хиротонисан в Епископа в Вологду. 28. АНАТОЛИЙ Ставицкий, в 1792 году определён Префектом и Богословия учителем из учителей. В 1801 году произведён в Архимандрита Костромской Епархии в Галицкий Пансеин монастырь. 29. ИННОКЕНТИЙ Ставицкий, в Сентябре 1796 года определён из учителей. В 1800 году, в Мае, произведён в Архимандрита Каменец-Подольской Епархии в Шаргородский монастырь, и определён тамошней Семинарии Ректором.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АКАТОВСКИЙ ТРОИЦЕ-АЛЕКСАНДРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Акатовский Александро-Невский храм Женская община была устроена выходцем из крестьян, небогатым купцом Фёдором Осиповичем Захаровым, в память об отмене крепостного права и во имя небесного покровителя Царя – освободителя . Землю для будущего монастыря он приобрёл у местного помещика Г. Глебова – Стрешнева в его имении в 1889 в Клинском уезде Московской губернии неподалёку от села Акатова, почему и монастырь зачастую называли Акатовским. Права общины, из–за крайней бедности, новая обитель получила от Св. Синода только в 1890 году, когда её первого устроителя уже не было в живых. Управлять общиной было поручено инокине московского Новоалексеевского монастыря Евтихии, известной своим благочестием и ко времени назначения уже сорок лет проведшей в молитвенных подвигах. На небольшие средства, которыми располагала община, быстро возвели деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Вскоре выстроили и крайне необходимый жилой корпус, ибо число сестёр достигло семидесяти. В 1891 году известный афонский инок Аристоклий передал в Троицкий храм благословение Афонского Пантелеимонова монастыря – иконы Божией Матери « Скоропослушница » и святого великомученика и целителя Пантелеимона , которые стали главными святынями Акатовской общины. В 1894 году община получила списки с чтимых икон Всемилостивого Спаса и Божией Матери «Боголюбская» . В 1898 году получил статус монастыря с общежительным уставом и стала именоваться Троицким Александро – Невским Акатовским общежительным женским монастырём. Сестры Акатовского монастыря выполняли самые различные послушания – от тяжёлых сельскохозяйственных работ до шитья золотом и писания икон. Обитель сама обеспечивала себя всем необходимым для жизни. Важнейшим событием в жизни обители стало давно ожидаемое инокинями и местными крестьянами начало строительства каменного храма святого благоверного князя Александра Невского. 30 августа 1892 года, в день памяти святого, архимандрит Сергий совершил закладку нового храма, который сооружался по проекту известнейшего русского зодчего А.С.Каминского. Строился он шесть лет, в популярном тогда русском стиле. После освящения эта чудесная церковь стала украшением Акатовского монастыря и достойным памятником Царю-освободителю. В канун страшных бед, испытанных Россией в XX веке, Акатовский Троице-Александро-Невский монастырь – вполне благоустроенная обитель, где в служении Богу, под управлением игуменьи Анатолии, пребывало полторы сотни монахинь и послушниц.

http://drevo-info.ru/articles/3606.html

Архив Пн Состоялась аттестация слушателей курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Воронежской митрополии 7 марта 2024 г. 16:36 5-6 марта 2024 года Воронежскую митрополию посетила выездная аккредитационная комиссия, в ее состав вошли: иеромонах Аполлинарий (Панин), ректор Перервинской духовной семинарии, первый заместитель председателя  Учебного комитета Русской Православной Церкви , — председатель выездной комиссии; иеромонах Серафим (Лопухов), руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих  Ивановской митрополии , первый проректор Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии, — сопредседатель и секретарь выездной комиссии. Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Воронежской митрополии были организованы по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия на базе Воронежской духовной семинарии и получили представление Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви в 2021 году. Выездную комиссию встречал и сопровождал заместитель руководителя курсов, ответственный за взаимодействие с Межведомственной комиссией, благочинный Монастырского церковного округа, наместник Успенского Дивногорского мужского монастыря игумен Алексий (Сукачев). По прибытии в Воронежскую духовную семинарию члены выездной комиссии провели встречу с ректором семинарии и руководителем курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Воронежской митрополии иереем Романом Ткачевым. На базовой учебной площадке аттестацию знаний по дисциплине «Священное Писание Нового Завета» успешно прошли 38 слушателей курсов. Аттестацию проходили насельники и насельницы монастырей Воронежской , Россошанской и Борисоглебской епархий: Успенского Дивногорского мужского монастыря, Алексиево-Акатова женского монастыря, Воскресенского Белогорского мужского монастыря, Спасского Костомаровского женского монастыря, Серафимо-Саровского мужского монастыря. Комиссия отметила отличный уровень знаний и подготовки слушателей, что говорит о высокой квалификации преподавательского состава курсов.

http://patriarchia.ru/db/text/6109119.ht...

Нынешний Викарий Воронежской епархии именуется епископом Острогожским; местопребывание имеет в городе Воронеже в Акатовом Алексеевском монастыре, который предоставлен в управление Викария, с тем, что Викарий пользуется настоятельским жалованьем и частью братских доходов этого монастыря; при этом на содержание Викария отчисляется из доходов Задонского Богородичного монастыря по две тысячи руб. сер. В год, в том числе пятьсот руб. на певчих; ризницею и прочими принадлежностями архиерейского служения Викарий на первый раз снабжен из архиерейской ризницы Благовещенского Митрофаниева монастыря, а впоследствии таковая должна быть устроена на средства Акатова-Алексеевского монастыря 63 . (9 Ноября 1866 г. П. С. 3. 43835. Указ. 14 Ноября 1866 г. Выс. утв. 20 Марта 1867 г. опред. 7 – 9 Марта Св. Синод. Дело 30 Марта 1866 г. 97 – 100.) Викарий Харьковской епархии именуется епископом Сумским; местопребывание имеет в Харьковском Покровском монастыре; на содержание викария обращены: а) настоятельские жалованье и доходы Старо-Харьковского Преображенского Куряжского монастыря, с предоставлением ему данного монастыря в управление и б) тысяча руб. сер. в год, производившихся Харьковскому Епархиальному преосвященному, по ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 17 Мая 1858 г. определению Святейшего Синода, из процентов с капитала, предоставленного на усиление содержания преосвященных; ризницей и прочими принадлежностями архиерейского служения Викарий снабжается от Харьковского архиерейского дома. (9 Ноября 1866 г. П. С. 3. 43835. Указ.14 Ноября 1866 г.) Викарий Вятской епархии именуется епископом Сарапульским; местопребывание имеет в Вятском Успенском, Трифоновом монастыре, который предоставлен в управление Викария, при чем сверх жалованья и настоятельской части доходов, Викарий получает из церковной суммы данного монастыря четыреста руб. ежегодно; ризницею и прочими принадлежностями архиерейского служения предоставлено на первый раз пользоваться Викарию от Вятского кафедрального собора 64 . (23 Января 1868 г. П. С. 3. 45420. Указ. 5 Февраля 1868 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В 1791 году, Августа 22, переведён в Иверской монастырь. В 1795 году скончался и погребён в Антоньеве монастыре. 57 . ИННОКЕНТИЙ Дубравицкий, в 1791 году, Августа 22, из Архимандритов Вяжицких. 13 Марта 1795 года переведён в Иверский монастырь. В 1799 году, Декабря 25, скончался и погребён в Юрьеве монастыре в паперти соборной церкви. 58 . ДОСИФЕЙ Ильин, 13 Марта 1793 года, из Архимандритов Сергиевой пустыни, и того же года, Марта 23, хиротонисан в Епископа Старо-Русского. Ныне Епископ Орловский. 59 . ИОАНН Островский, определён 6 Мая 1795 года из Архимандритов Коломенского Голувтина монастыря и Коломенской Семинарии Ректоров. 25 Августа 1796 года переведён в Юрьев монастырь. 60 . АМВРОСИЙ II Келембет, 25 Августа 1796 года, из Архимандритов Воронежского Акатова монастыря и тамошней Семинарии Ректоров. 24 Сентября 1797 года переведён в Юрьев. Ныне Архиепископ Тобольский. 61 . ИОАНН Островский, 31 Декабря 1797 года определён опять Настоятелем сего монастыря со степенью Юрьева. 10 Ноября 1798 года переведён в Тверской Калязин монастырь со степенью Юрьева же. Наконец, был Епископом Пермским. 62 . ФЕОФИЛАКТ Русанов, 8 Ноября 1798 года, из Архимандритов Троицкой Сергиевой, что по Петергофской дороге, пустыни. Того же года, месяца и числа пожалован Членом Святейшего Синода. 8 Октября 1799 года переведён в Иверский монастырь, но не имел пребывания в сих монастырях. Ныне Архиепископ Рязанский. 63 . АМВРОСИЙ III Протасов, с 8 Октября 1799 года по 18 Ноября того же года из Сергиевой пустыни. Потом обратно переведён в оную со степенью Антоньева монастыря, но не имел пребывания в Антоньеве монастыре. Ныне Епископ Тульский. 64 . ФЛАВИАН Ласкин, 18 Ноября 1799 года, из Архимандритов Троицкой Сергиевой, что по Петергофской дороге, пустыни и Префектов Невской Академии. 12 Января 1804 года, переведён в Иверский монастырь и определён Ректором в Невскую Академию. 2 Февраля 1808 года скончался и погребён в Невской Лавре за алтарём Благовещенской церкви. 65 . АФАНАСИЙ II Савинский, 12 Января 1804 года определён, а 2 Февраля произведён из Игуменов Кириллова Новгородского монастыря и Префектов Новгородской Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

вратах недоделанные деревянные кельи, а материал употребить на нужное в монастыре устроение». При том же Игумене Иннокентии в 1791 году похищено из ризничного шкафа 100 руб. денег и драгоценная архимандритская шапка, пожертвованная в обитель еще боярином Б. М. Хитрово . В последствии прислано в обитель (в 1796 году) за часть отысканного с нее жемчугу 575 руб. асс. Преемником Иннокентия был Игумен Филарет Баженов (1794 – 1804), назначенный в должность Настоятеля Троицкого монастыря из Наместников Боровского Пафнутьева монастыря, которым он управлял в течение 5 лет. Филарет любил церковное благолепие и постройки: он украсил трапезные приделы Пр. Сергия и Св, Николая и умножил монастырскую библиотеку назидательными книгами; скончался в той же обители в 1804 году. Преемником Филарета был Феофан из Префектов Калужской Семинарии (1804 – 1807), а с 1805 года был Ректором Калужской Семинарии. Он сперва управлял обителью в сане Игумена, а в 1807 году вместе с восстановлением в Троицком Лютиковом монастыре третьеклассной Архимандрии, был возведен в сан Архимандрита с правом носить на мантии зелёные бархатные скрижали. Скончался в том же году. С этих пор Настоятелями Троицкого монастыря начали назначать Архимандритов, занимающих духовно-учебные должности, из Ректоров и Инспекторов Калужской Семинарии. Таким образом после Феофана управляло 5 Архимандритов. 1. Архимандрит Иона бывый Протоиерей Калужской Казанской церкви (1808 – 1811), возведен в Архимандриты из законоучителей С.-Петербургского Коммерческого Училища и назначен Ректором Калужской Семинарии; в последствии он был Епископом Тамбовским и наконец Экзархом Грузии, Митрополитом Карталинским и Кахетинским. Он оставил вечную по себе память в Троицком Лютиковом монастыре постоянной памятью о своём коротком в нем Настоятельстве, или постоянными в монастырь благотворениями, в то время когда уже стоял на высших ступенях Иерархической лествицы 24 . 2. Архимандрит Мефодий (1811 – 1812); он возведен в Архимандриты из законоучителей С.-Петербургского Коммерческого Училища. Не быв в монастыре, прямо из Петербурга назначен Ректором Воронежской Семинарии и Настоятелем второклассного Алексеевского Акатова монастыря. В последствии был Епископом Нижегородским.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, его высокопреподобию, настоятелю Московского второклассного Высокопетровского монастыря ректору Московской духовной академии архимандриту Савве. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали Высочайше утвержденный Его Императорскими Величеством, в 14-й день сего октября, всеподаннейший доклад Синода об учреждении кафедры второго викария Московской епархии и об избранных кандидатах на сию вакансию. В докладе сем изъяснено: Во исполнение Высочайшего Вашего Императорского Величества соизволения к ходатайству преосвященного митрополита Московского о назначении второго викария Московской кафедры, Синод, обозрев список архимандритов, признает способными и достойными к прохождению епископского служения в звании викария Московской епархии: 1. настоятеля второклассного Московского Высокопетровского монастыря, ректора Московской духовной академии архимандрита Савву; 2. имеющего лично степень настоятеля второклассного монастыря, ректора Рижской духовной семинарии архимандрита Ефрема 999 ; 3. настоятеля Воронежского Акатова Алексеевского монастыря, ректора Воронежской духовной семинарии архимандрита Феодосия. 1000 Представляя послужные списки сих кандидатов на всемилостивейшее благоусмотрение Вашего Императорского Величества, Синод, вместе с тем всеподданейше испрашивает Высочайшего соизволения на следующие свои предположения: I. второму викарию Московской епархии именоваться епископом Можайским и иметь помещение в Московском Высокопетровском второклассном монастыре, с управлением оным. II. Викарию сему производить оклад, определенный на содержание первого викария Московской епархии, именно 358 р. 98 к. в год, взамен же угодий, коими пользуется архиепископский дом Московского викария, назначить добавочного в год содержания новому викарию по 2.141 р. 2 к. и весь сей расход в количестве двух тысяч пятисот рублей отнести на сумму, определенную на содержание городского и сельского духовенства, впредь до возможности вносить назначение сие в смету расходов по духовному ведомству на счет Государственного Казначейства. III. Потребностями архиерейского служения частью пользоваться ему из ризницы Московской архиерейской кафедры, частью устроят оные на счет способов означенного монастыря. IV. Распределение обязанностей и занятий между обоими викариями Московской епархии, предоставить непосредственному усмотрению митрополита Московского. V. Наречение и посвящение удостоенному епископской степени произвести в Москве».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010