В Воронежской епархии пройдут торжества, посвященные 225-летию со дня преставления святителя Тихона Задонского 18 августа 2008 г. 12:06 В этом году по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия наряду с традиционным Крестным ходом из Воронежа в Задонск впервые состоится Крестный ход православной молодежи. 20 августа, в день памяти святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе он отправится из Воронежа, где святитель Тихон в 1763-1767 гг. нес свое архипастырское служение, до Толшевского монастыря, где владыка провел первые годы после удаления на покой. По пути следования Крестного хода городская молодежь познакомится с жизнью российской глубинки, в пунктах остановки пройдут встречи и концерты духовных песнопений. 24 августа торжества в обители начнутся Божественной литургией под открытым небом, которую совершит митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в сослужении воронежского духовенства. По окончании богослужения с приветствием к паломникам обратятся губернатор Воронежской области В.Г. Кулаков и глава Воронежской областной думы В.И. Ключников. Продолжатся мероприятия семинаром, основной темой которого станет доклад преподавателя Воронежской духовной семинарии М.А. Прасолова на тему: «Личность и труды святителя Тихона Задонского — архипастыря, педагога и духовного наставника в жизни современного православного христианина». С концертом духовных песнопений выступят мужской хор Воронежской православной духовной семинарии, сестринский хор Алексиево-Акатова женского монастыря г. Воронежа и хор молодежного отдела Воронежской епархии . Всем паломникам в обители будет предложена праздничная трапеза. Святитель Тихон (в миру Тимофей Савельевич Соколовский) родился в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в семье дьяка Савелия Кириллова. В тринадцатилетнем возрасте он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казённое содержание в открывшуюся в Новгороде семинарию. Окончил Новгородскую семинарию и остался там преподавать, сначала греческий язык, а затем риторику и философию.

http://patriarchia.ru/db/text/449111.htm...

Взирая на прошедшие годы моей жизни — детство, юность, время воинской службы, вспоминая успехи и неудачи, профессиональные взлеты и падения, ошибки и их преодоление, понимаю, что все было во благо, все было для вразумления, все было по Промыслу Божию. Моему духовному становлению я обязан человеку, который сейчас несет монашеский подвиг в миру и, по смирению своему, просил не именовать его. Однако испытывая к нему глубокую благодарность, не могу не почтить его в этот важный для меня день. Низкий поклон настоятельнице Алексеево-Акатова монастыря в городе Воронеже игумении Варваре, которая поддерживала меня советом и молитвой. Приношу благодарность протоиерею Димитрию Смирнову, с которым мы долгие годы служили у Престола Божия и работали в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Сердечно благодарю всех сотрудников Синодального отдела, с которыми мы, как с самыми близкими людьми, продолжаем развивать церковно-армейское сотрудничество. Обращаю слова уважения и признательности к военачальникам и к руководителям правоохранительных органов, ко всем сотрудникам воинских формирований, с которыми мне довелось работать и, надеюсь, еще доведется потрудиться на ниве духовного просвещения, патриотического и нравственного воспитания воинов и правоохранителей. Да упокоит Господь душу архиепископа Орехово-Зуевского (впоследствии Костромского) Алексия, чрез возложение рук которого я принял священный сан диакона. Многая и благая лета митрополиту Истринскому Арсению, рукоположившего меня во пресвитеры. Низкий поклон моим родителям: маме, которая до сих пор переживает за меня, всем родственникам, знакомым, армейским сослуживцам, священнослужителям, всем, с кем Господь свел меня в течение жизни. Ваше Святейшество, зная Вашу искреннюю и непрестанную заботу о Церкви, в Вашем лице имею пред собой образец отвержения себя и беззаветного служения Богу, которому буду учиться всю свою жизнь. Смиренно благодарю Вас, Ваше Святейшество и членов Священного Синода за внимание к моим скромным трудам и за доверие, выразившееся в избрании меня викарием Святейшего Патриарха. Буду стремиться с новыми силами и еще большим усердием совершать свое служение к духовной пользе людей и к славе Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/5416551.ht...

Казанский храм (Воронеж) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский храм - православный храм в честь Казанской иконы Богородицы в Воронеже. Содержание История [ править править код ] Век стоит в Отрожке храм в честь Казанской иконы Божией Мате­ри. Век разбивались о его каменные стены бури XX столетия, но он выстоял. Много повидал на своем веку старый храм. И ныне, как и сто лет назад, каждый день призывно звучат с его звонницы колокола, собирая на молитву верующих. Согласно историческим сведениям Отрожка (Рожки, Атрошки, От­рожки, Трегубово) возникла в XVII веке у выступов, или «отрогов» (от­сюда и название), левого берега реки Воронеж. Поселение было при­писано к владениям Алексиевского Акатова монастыря и в 1629 году насчитывало всего шесть крестьянских дворов. Наиболее интенсивно застройка Отрожки велась в XIX веке, ког­да к нескольким деревенским кварталам, расположенным вдоль един­ственной улицы, стали прибавляться новые в восточном и южном на­правлениях вдоль дороги, ведущей на Придачу. В середине XIX века Воронежское земство ходатайствовало перед правительством о строительстве железной дороги между Воронежем и Рязано-Козловской линией. Ходатайство было удовлетворено. Дорогу построили за 1867 год, а в следующем году началось регулярное движе­ние поездов. Вблизи Отрожки появилась узловая станция Раздельная. В конце 1870 года был построен однопутный участок дороги от Раздель­ной до Лисок. Вплоть до начала XX века Отрожка, несмотря на резко возраставшее число жителей, оставалась деревней, то есть крупным на­селенным пунктом, не имевшим собственного храма. Ближайшая цер­ковь Рождества Христова располагалась на Придаче. В начале XX столетия отроженпы решились на строительство соб­ственного храма. Согласно преданию среди жителей Отрожки разгоре­лись жаркие споры о том, в каком месте должен стоять храм и в честь ка­кого события его освящать. И вот однажды местный житель И.Д. Колбешкин, выйдя вечером из дома, увидел сходящий с неба столп света, в центре которого находилась Казанская икона Божией Матери. Он ука­зывал на пустырь среди домов. О своем видении он рассказал односель­чанам, споры прекратились, и на этом пустыре в 1903 году был заложен храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_храм...

Архив Пн Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронежа 18 сентября 2011 г. 01:00 Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии , был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Место для строительства было выбрано на Акатовой поляне — покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города, давшей название новой обители. Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства. В недолгий период пребывания в Воронеже Петра I монастырь оказался в крайне стесненных обстоятельствах — в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII — начала XIX века Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита. В царствование императрицы Екатерины II, когда число православных монастырей было резко сокращено, Алексиевская обитель была отнесена к второклассным; по штату ей полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли. Из материалов об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII-XIX веках известно о трудах настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительской деятельности (с 1796 года должность настоятеля традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859 г.), наиболее полное для своего времени. В конце XIX века отмечается особый расцвет просветительской деятельности в стенах обители во многом благодаря трудам ее настоятеля преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал епархиальный училищный совет и епархиальный комитет православного миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам владыка Владимир).

http://patriarchia.ru/db/text/1624711.ht...

Священники Иеромонахи Всего на курсе Всего в Академии Культурно-просветительские и учебные мероприятия 21 ноября 2003 г. – встреча в Большом актовом зале с участниками международной богословской конференции «Православное учение о Церкви», которые кратко резюмировали свои доклады —788— на конференции. Среди выступавших епископ Иоанн (Ядзиги), К. Скутерис, X. Стамулис, И. Ж. Димитров и др. 22 января 2004 г. – лекция Костаса Фотопулоса на тему «Византийское пение как неотъемлемая часть Православного Предания» и выступление византийского хора (Афины). 12 февраля – показ слайдов с рассказом епископа Анкориджского, Ситкинского и Аляскинского Николая о Православной Церкви в Америке. В марте группа преподавателей и студентов по инициативе депутата В. Гальченко посетила Государственную Думу РФ. В марте – апреле профессор иеромонах Анатолий (Берестов) прочел курс лекций на тему «Духовные причины наркомании». 22 апреля – лекция доктора физико-математических наук, профессора физического факультета МГУ Хунджуа Андрея Георгиевича на тему «Научная картина мира и эволюция». 1 июня – выступление оркестра Музыкального училища им. С.С. Прокофьева под управлением художественного руководителя и дирижера, заслуженного артиста России Геннадия Аркадьевича Галкина. 5. Регентская и иконописная школы при МДА Регентская школа Регентской школой был проведён праздничный концерт на Филаретовском вечере 2 декабря 2002 г., на котором 11 выпускниц сдали экзамен по дирижированию. Смешанный хор школы выезжал для участия в праздничном богослужении в храм г. Талдома. Однородный женский хор выступил с концертом в Ростове Великом на Сергиевских чтениях. Учащиеся Регентской школы несли послушания по уходу за престарелыми и одинокими больными, помогали в тюремном служении и оказывали помощь в подготовке к изданию студенческого журнала «Встреча». Они также принимали участие в миссионерской поездке на Чукотку. —789— В отчётном году Регентскую школу окончили 26 человек. Иконописная школа В Иконописной школе проходили стажировку два преподавателя Курской иконописной школы, иноки Киево-Печерской лавры, насельницы монастыря Панагия Евру (Греция), обители из Черногории, Суздальского, Дивеевского, Нерехтского, Аносина, Воронежского Алексеево-Акатова, Варсонофьевского (в Мордовии) женских монастырей, иконописцы «Дома милосердия» г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хиротонию в московском Петропавловском храме возглавил Патриарх Алексий I . Одним из первых дел в архиерейском служении И. стала организация 6 благочиннических округов (впосл. был организован 7-й округ). Из 85 районов Воронежской обл. 26 не имели действующих храмов. Поэтому, управляя епархией, И. стремился к открытию новых приходов и храмов, что негативно воспринималось уполномоченным Совета по делам РПЦ и отмечалось в его отчетах (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 64. Л. 9). За 1945 г. в епархии было открыто 19 приходов. С 1945 г. И. пытался вернуть епархии здание Покровской ц., отданное краеведческому музею, где находились как экспонат мощи свт. Митрофана Воронежского. И. безуспешно добивался их передачи Церкви (состоялась только в сент. 1989). В 1948 г. Покровская ц. была передана епархии и этот храм стал кафедральным собором Воронежа. И. регулярно совершал богослужения в епархиальных храмах, знакомился с состоянием церковной жизни в приходах. Также И. неоднократно обращался к властям с просьбой об открытии мон-рей в епархии, прежде всего Акатова во имя святителя Алексия монастыря . С 1947 г. в епархии стали проводить съезды благочинных и епархиальные собрания духовенства. Под руководством И. в храмах шли ремонтные работы. В 1954 г. были освящены отреставрированные Казанский и Покровский храмы в Воронеже, в 1955 г.- Вознесенский в Ельце и Троицкий в Задонске. Возобновились богослужения в городах Чаплыгине, Лебедяни, Новохопёрске, Калаче, Бутурлиновке, в селах Воловчик, Давыдовка, Двуречки, Каменное, Костомарово, Крутчинская Байгора, Княжая Байгора, Б. и М. Грибановка, Нов. Ольшанка, Новотолучеево, Панино, Русаново. С открытием новых приходов и в связи с преклонным возрастом большинства иереев в епархии возникла необходимость в новых священнослужителях. С апр. 1944 по окт. 1946 г. были совершены 33 священнические и диаконские хиротонии. Попытка И. открыть в епархии ДС для подготовки священнослужителей встретила в 1947 г. сильное сопротивление местных властей. Тем не менее в февр.

http://pravenc.ru/text/578531.html

Но особенно трогательно прошение святителя относительно его сердечного предсмертного желания, свидетельствующего о его нелицемерном и непостижимом смирении: «Еще молю и прошу великим прошением: не презрите моего прошения, сподобите меня святого, и великого, и ангельского образа схимонашеского и, по пострижении во образ тот, положите во одеянии том по чину схимонахов, как все святые греческие архиереи, и по образу и завещанию отца нашего архипастыря, Святейшего господина Иоакима, Патриарха Московского и всея России, ибо он заповедал о себе и нам образ предал; архиерейскими же ризами отнюдь не облачайте меня». Сподобившись приять на смертном одре напутствие в жизнь вечную, святитель с несомненной надеждой на милосердие человеколюбивого Господа непрестанно молился Ему. Перед смертью святитель по собственному желанию и по примеру Патриарха Иоакима и других Преосвященных был пострижен в схиму и наречен Макарием, в честь преп. Макария Желтоводского, к которому святитель имел особенное усердие и любовь. Блаженная кончина избранника Божия, святителя Митрофана, в схиме Макария, последовала 23 ноября 1703 года. Ему было около 80 лет. Более двадцати из них он посвятил святительскому служению на Воронежской кафедре. Из Воронежа немедленно сообщили в Москву Государю о кончине уважаемого им Воронежского архипастыря, и Петр вследствие этого донесения немедленно отправился в Воронеж для торжественного погребения святителя. В день погребения 4 декабря 4 в собор стеклись многие тысячи воздать последний долг почившему архипастырю, и сам Государь Петр Великий со всеми воинскими и морскими чиновниками и кораблестроителями благоволил быть у гроба преставившегося для участия в общественном молении о нем. И здесь Государь показал редкий, яркий пример своего благоговейного уважения к добродетельному архипастырю. Когда знатнейшие лица духовные уже готовились выносить честное тело святителя из Архиерейского дома в храм, Монарх обратился к своей свите и сказал: «Стыдно нам будет, ежели мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем тело его сами». Сказав это, Государь первый взялся за гроб святителя и с первейшими военачальниками понес его в соборный храм. Погребение совершал архимандрит Акатова монастыря Никанор со всем городским духовенством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2147...

С 1820 г. и до конца жизни был иереем Богословской церкви. Сын его Федор (1802-1843), преподававший одно время философию в духовной семинарии, стал крупным ученым-лингвистом. Составленный им «Корнеслов русского языка, сравненного с главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» был удостоен Демидовской премии в 1842 году. Возможно, к той же фамилии принадлежал и настоятель Алексеевского Акатова монастыря, викарный епископ, а затем глава Воронежской епархии в 1923-1926 годах митрополит Владимир (Шимкович). По ревизии 1815 года в Богословском храме служили: священник Иаков Иванович Климентов (ок. 1774 - 1824), священник на диаконском месте Ермил Ефимович Ефимов (ок. 1779 - после 1827), диакон на дьячковской вакансии Михаил Борисович Демидов (ок. 1789 - после 1827), пономарь Михаил Иванович Перов (ок. 1779 - после 1827). В 1809 году «отослан за непорядочные поступки в военную службу» прежде служивший здесь пономарь Антон Яковлевич Ключанский. В XVIII в. в церкви долго священствовал протоиерей Иоанн Симеонов (ок. 1729 - 1811), в 1800 году он вышел за штат. Священник Александр Смирнов 22 сентября 1824 года внес в метрическую книгу Богословской церкви запись о рождении днем ранее у «мещанина Савелия Евтеева сына Никитина от жены его Параскевы Ивановой сына Ивана». При крещении восприемниками младенца от купели были купец Федор Тимофеев сын Бухонов и коллежская регистраторша Елизавета Финогенова дочь Кутянская. Семья будущего поэта жила тогда в начале тихой Богословской улочки недалеко от церкви. Случайно уцелевшая метрическая книга Богословской церкви за 1814-1817 годы дает нам статистику жизни прихода: число браков за эти годы колебалось от 5 до 15, рождений от 41 до 75, смерти от 15 до 60. Наиболее неблагоприятными для жителей были 1822 год (5 браков, родились 61 человек, умерли 60) и 1824 год (10 браков, родились 55 человек, умерли 56). В 1842-1847 годах настоятелем Богословского храма был отец Павел Эсманский (1808-1863), ставший позднее кафедральным протоиереем в Смоленском соборе.

http://sobory.ru/article/?object=35984

Феодосий, епископ Екатеринославский и Таганрогский (Макаревский Александр) Родился в 1822 году (по другим источникам, в 1825 году) в Черниговской губернии в семье диакона. Сначала учился в Черниговской духовной семинарии, затем поступил в Киевскую духовную академию. В 1849 году окончил курс академии со степенью магистра. 31 января 1850 года назначен профессором Смоленской духовной семинарии и учителем в училище девиц духовного звания. 28 мая 1852 года рукоположен во священника к Вяземскому Свято-Троицкому собору. Состоял цензором проповедей, членом Вяземского духовного правления, катехизатором, членом-корреспондентом губернского статистического комитета, членом строительного комитета. 29 июня 1855 года возведён в сан протоиерея. 16 марта 1861 года (после смерти жены) переведён в Смоленск инспектором духовной семинарии. 3 мая 1861 года пострижен в монашество. 29 марта 1862 года переведён инспектором Санкт-Петербургской семинарии. 29 апреля 1862 года возведён в сан архимандрита. 28 августа 1863 года назначен ректором Воронежской духовной семинарии и настоятелем Алексеевского Акатова монастыря. Состоял членом Воронежской духовной консистории и благочинным монастырей Воронежской епархии. С 10 декабря 1866 года – редактор «Воронежских епархиальных ведомостей». 28 января 1867 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. С 23 июня 1871 года – епископ Екатеринославский и Таганрогский. Скончался 5 февраля 1885 года от апоплексии. Епископ Феодосий, ласковый, приветливый и доступный, скоро снискал себе любовь и духовенства, и светского общества. Он учредил в Екатеринославской епархии окружные, благочиннические и епархиальные съезды духовенства и выборы благочинных. Много времени епископ Феодосий посвящал учёным занятиям, любил историю, интересовался историей местного края. Принимал участие в составлении «Памятной книжки Смоленской губернии», а в Воронеже – в составлении акафиста святителю Тихону. Много историко-церковных материалов печатал в епархиальных ведомостях, но всегда без подписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 12 июня 1896 года - епископ Екатеринбургский и Ирбитский . Прибыл на кафедру 28 июня. С 2 июня 1897 года был уволен на покой в Корсунский Богородичный монастырь города Каховки , а затем - в Херсонский Владимирский монастырь . С 31 января 1900 года - епископ Острогожский , викарий Воронежской епархии . Резиденцией его стал Алексеевский Акатов монастырь . Деятельно участвовал в делах епархии - инспектировал приходы и училища, рукополагал священников, освящал храмы, участвовал в работе церковного историко-археологического комитета и миссионерского общества, председательствовал в епархиальном училищном совете и много приложил труда в деле образования в церковноприходских школах. По его настоянию в Алексеевском Акатовом монастыре была отремонтирована двухэтажная церковь, организованы для прихожан воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинками. В первом ярусе надвратной колокольни была устроена крестовая церковь, освященная 27 июня 1903 года во имя преподобного Сергия Радонежского . В мае 1913 года владыка предстательствовал при погребении архиепископа Анастасия (Добрадина) . 2 марта 1920 года при участии епископа Новохопёрского Модеста (Никитина) отпевал архиеп. Тихона (Никанорова) . Воронежский архипастырь в годы гонений После того как Воронежский архиепископ Тихон (Василевский) ушел в обновленчество в 1922 году, приверженцы канонической Церкви сплотились вокруг владыки Владимира и Алексеево-Акатова монастыря. Однако церковная дисциплина мешала епископу Владимиру прямо заявить о своем неповиновении епархиальному архиерею и проводимой им ложной политике. Лишь в августе 1923 года собрание группы духовенства и верующих в Никольском храме постановило просить патриарха Тихона принять епархию в каноническое общение и утвердить во главе её епископа Владимира. Патриарх принял это предложение и 8 августа 1923 года епископ Владимир был назначен управляющим Воронежской епархией с возведением в сан архиепископа " за долговременную службу архиереем " . В то время православному архиерею в Воронеже подчинялись пять храмов: в Акатовом и Покровском монастырях, церкви Воскресенская , Петропавловская и Троицкая на Терновой поляне .

http://drevo-info.ru/articles/11699.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010