В Воронежской епархии пройдут торжества, посвященные 225-летию со дня преставления святителя Тихона Задонского 18 августа 2008 г. 12:06 В этом году по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия наряду с традиционным Крестным ходом из Воронежа в Задонск впервые состоится Крестный ход православной молодежи. 20 августа, в день памяти святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе он отправится из Воронежа, где святитель Тихон в 1763-1767 гг. нес свое архипастырское служение, до Толшевского монастыря, где владыка провел первые годы после удаления на покой. По пути следования Крестного хода городская молодежь познакомится с жизнью российской глубинки, в пунктах остановки пройдут встречи и концерты духовных песнопений. 24 августа торжества в обители начнутся Божественной литургией под открытым небом, которую совершит митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в сослужении воронежского духовенства. По окончании богослужения с приветствием к паломникам обратятся губернатор Воронежской области В.Г. Кулаков и глава Воронежской областной думы В.И. Ключников. Продолжатся мероприятия семинаром, основной темой которого станет доклад преподавателя Воронежской духовной семинарии М.А. Прасолова на тему: «Личность и труды святителя Тихона Задонского — архипастыря, педагога и духовного наставника в жизни современного православного христианина». С концертом духовных песнопений выступят мужской хор Воронежской православной духовной семинарии, сестринский хор Алексиево-Акатова женского монастыря г. Воронежа и хор молодежного отдела Воронежской епархии . Всем паломникам в обители будет предложена праздничная трапеза. Святитель Тихон (в миру Тимофей Савельевич Соколовский) родился в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в семье дьяка Савелия Кириллова. В тринадцатилетнем возрасте он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казённое содержание в открывшуюся в Новгороде семинарию. Окончил Новгородскую семинарию и остался там преподавать, сначала греческий язык, а затем риторику и философию. |
Взирая на прошедшие годы моей жизни — детство, юность, время воинской службы, вспоминая успехи и неудачи, профессиональные взлеты и падения, ошибки и их преодоление, понимаю, что все было во благо, все было для вразумления, все было по Промыслу Божию. Моему духовному становлению я обязан человеку, который сейчас несет монашеский подвиг в миру и, по смирению своему, просил не именовать его. Однако испытывая к нему глубокую благодарность, не могу не почтить его в этот важный для меня день. Низкий поклон настоятельнице Алексеево-Акатова монастыря в городе Воронеже игумении Варваре, которая поддерживала меня советом и молитвой. Приношу благодарность протоиерею Димитрию Смирнову, с которым мы долгие годы служили у Престола Божия и работали в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Сердечно благодарю всех сотрудников Синодального отдела, с которыми мы, как с самыми близкими людьми, продолжаем развивать церковно-армейское сотрудничество. Обращаю слова уважения и признательности к военачальникам и к руководителям правоохранительных органов, ко всем сотрудникам воинских формирований, с которыми мне довелось работать и, надеюсь, еще доведется потрудиться на ниве духовного просвещения, патриотического и нравственного воспитания воинов и правоохранителей. Да упокоит Господь душу архиепископа Орехово-Зуевского (впоследствии Костромского) Алексия, чрез возложение рук которого я принял священный сан диакона. Многая и благая лета митрополиту Истринскому Арсению, рукоположившего меня во пресвитеры. Низкий поклон моим родителям: маме, которая до сих пор переживает за меня, всем родственникам, знакомым, армейским сослуживцам, священнослужителям, всем, с кем Господь свел меня в течение жизни. Ваше Святейшество, зная Вашу искреннюю и непрестанную заботу о Церкви, в Вашем лице имею пред собой образец отвержения себя и беззаветного служения Богу, которому буду учиться всю свою жизнь. Смиренно благодарю Вас, Ваше Святейшество и членов Священного Синода за внимание к моим скромным трудам и за доверие, выразившееся в избрании меня викарием Святейшего Патриарха. Буду стремиться с новыми силами и еще большим усердием совершать свое служение к духовной пользе людей и к славе Божией. |
Казанский храм (Воронеж) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский храм - православный храм в честь Казанской иконы Богородицы в Воронеже. Содержание История [ править править код ] Век стоит в Отрожке храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Век разбивались о его каменные стены бури XX столетия, но он выстоял. Много повидал на своем веку старый храм. И ныне, как и сто лет назад, каждый день призывно звучат с его звонницы колокола, собирая на молитву верующих. Согласно историческим сведениям Отрожка (Рожки, Атрошки, Отрожки, Трегубово) возникла в XVII веке у выступов, или «отрогов» (отсюда и название), левого берега реки Воронеж. Поселение было приписано к владениям Алексиевского Акатова монастыря и в 1629 году насчитывало всего шесть крестьянских дворов. Наиболее интенсивно застройка Отрожки велась в XIX веке, когда к нескольким деревенским кварталам, расположенным вдоль единственной улицы, стали прибавляться новые в восточном и южном направлениях вдоль дороги, ведущей на Придачу. В середине XIX века Воронежское земство ходатайствовало перед правительством о строительстве железной дороги между Воронежем и Рязано-Козловской линией. Ходатайство было удовлетворено. Дорогу построили за 1867 год, а в следующем году началось регулярное движение поездов. Вблизи Отрожки появилась узловая станция Раздельная. В конце 1870 года был построен однопутный участок дороги от Раздельной до Лисок. Вплоть до начала XX века Отрожка, несмотря на резко возраставшее число жителей, оставалась деревней, то есть крупным населенным пунктом, не имевшим собственного храма. Ближайшая церковь Рождества Христова располагалась на Придаче. В начале XX столетия отроженпы решились на строительство собственного храма. Согласно преданию среди жителей Отрожки разгорелись жаркие споры о том, в каком месте должен стоять храм и в честь какого события его освящать. И вот однажды местный житель И.Д. Колбешкин, выйдя вечером из дома, увидел сходящий с неба столп света, в центре которого находилась Казанская икона Божией Матери. Он указывал на пустырь среди домов. О своем видении он рассказал односельчанам, споры прекратились, и на этом пустыре в 1903 году был заложен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. |
Архив Пн Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронежа 18 сентября 2011 г. 01:00 Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии , был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Место для строительства было выбрано на Акатовой поляне — покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города, давшей название новой обители. Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства. В недолгий период пребывания в Воронеже Петра I монастырь оказался в крайне стесненных обстоятельствах — в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII — начала XIX века Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита. В царствование императрицы Екатерины II, когда число православных монастырей было резко сокращено, Алексиевская обитель была отнесена к второклассным; по штату ей полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли. Из материалов об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII-XIX веках известно о трудах настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительской деятельности (с 1796 года должность настоятеля традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859 г.), наиболее полное для своего времени. В конце XIX века отмечается особый расцвет просветительской деятельности в стенах обители во многом благодаря трудам ее настоятеля преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал епархиальный училищный совет и епархиальный комитет православного миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам владыка Владимир). |
Священники Иеромонахи Всего на курсе Всего в Академии Культурно-просветительские и учебные мероприятия 21 ноября 2003 г. – встреча в Большом актовом зале с участниками международной богословской конференции «Православное учение о Церкви», которые кратко резюмировали свои доклады —788— на конференции. Среди выступавших епископ Иоанн (Ядзиги), К. Скутерис, X. Стамулис, И. Ж. Димитров и др. 22 января 2004 г. – лекция Костаса Фотопулоса на тему «Византийское пение как неотъемлемая часть Православного Предания» и выступление византийского хора (Афины). 12 февраля – показ слайдов с рассказом епископа Анкориджского, Ситкинского и Аляскинского Николая о Православной Церкви в Америке. В марте группа преподавателей и студентов по инициативе депутата В. Гальченко посетила Государственную Думу РФ. В марте – апреле профессор иеромонах Анатолий (Берестов) прочел курс лекций на тему «Духовные причины наркомании». 22 апреля – лекция доктора физико-математических наук, профессора физического факультета МГУ Хунджуа Андрея Георгиевича на тему «Научная картина мира и эволюция». 1 июня – выступление оркестра Музыкального училища им. С.С. Прокофьева под управлением художественного руководителя и дирижера, заслуженного артиста России Геннадия Аркадьевича Галкина. 5. Регентская и иконописная школы при МДА Регентская школа Регентской школой был проведён праздничный концерт на Филаретовском вечере 2 декабря 2002 г., на котором 11 выпускниц сдали экзамен по дирижированию. Смешанный хор школы выезжал для участия в праздничном богослужении в храм г. Талдома. Однородный женский хор выступил с концертом в Ростове Великом на Сергиевских чтениях. Учащиеся Регентской школы несли послушания по уходу за престарелыми и одинокими больными, помогали в тюремном служении и оказывали помощь в подготовке к изданию студенческого журнала «Встреча». Они также принимали участие в миссионерской поездке на Чукотку. —789— В отчётном году Регентскую школу окончили 26 человек. Иконописная школа В Иконописной школе проходили стажировку два преподавателя Курской иконописной школы, иноки Киево-Печерской лавры, насельницы монастыря Панагия Евру (Греция), обители из Черногории, Суздальского, Дивеевского, Нерехтского, Аносина, Воронежского Алексеево-Акатова, Варсонофьевского (в Мордовии) женских монастырей, иконописцы «Дома милосердия» г. |
Хиротонию в московском Петропавловском храме возглавил Патриарх Алексий I . Одним из первых дел в архиерейском служении И. стала организация 6 благочиннических округов (впосл. был организован 7-й округ). Из 85 районов Воронежской обл. 26 не имели действующих храмов. Поэтому, управляя епархией, И. стремился к открытию новых приходов и храмов, что негативно воспринималось уполномоченным Совета по делам РПЦ и отмечалось в его отчетах (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 64. Л. 9). За 1945 г. в епархии было открыто 19 приходов. С 1945 г. И. пытался вернуть епархии здание Покровской ц., отданное краеведческому музею, где находились как экспонат мощи свт. Митрофана Воронежского. И. безуспешно добивался их передачи Церкви (состоялась только в сент. 1989). В 1948 г. Покровская ц. была передана епархии и этот храм стал кафедральным собором Воронежа. И. регулярно совершал богослужения в епархиальных храмах, знакомился с состоянием церковной жизни в приходах. Также И. неоднократно обращался к властям с просьбой об открытии мон-рей в епархии, прежде всего Акатова во имя святителя Алексия монастыря . С 1947 г. в епархии стали проводить съезды благочинных и епархиальные собрания духовенства. Под руководством И. в храмах шли ремонтные работы. В 1954 г. были освящены отреставрированные Казанский и Покровский храмы в Воронеже, в 1955 г.- Вознесенский в Ельце и Троицкий в Задонске. Возобновились богослужения в городах Чаплыгине, Лебедяни, Новохопёрске, Калаче, Бутурлиновке, в селах Воловчик, Давыдовка, Двуречки, Каменное, Костомарово, Крутчинская Байгора, Княжая Байгора, Б. и М. Грибановка, Нов. Ольшанка, Новотолучеево, Панино, Русаново. С открытием новых приходов и в связи с преклонным возрастом большинства иереев в епархии возникла необходимость в новых священнослужителях. С апр. 1944 по окт. 1946 г. были совершены 33 священнические и диаконские хиротонии. Попытка И. открыть в епархии ДС для подготовки священнослужителей встретила в 1947 г. сильное сопротивление местных властей. Тем не менее в февр. |
Но особенно трогательно прошение святителя относительно его сердечного предсмертного желания, свидетельствующего о его нелицемерном и непостижимом смирении: «Еще молю и прошу великим прошением: не презрите моего прошения, сподобите меня святого, и великого, и ангельского образа схимонашеского и, по пострижении во образ тот, положите во одеянии том по чину схимонахов, как все святые греческие архиереи, и по образу и завещанию отца нашего архипастыря, Святейшего господина Иоакима, Патриарха Московского и всея России, ибо он заповедал о себе и нам образ предал; архиерейскими же ризами отнюдь не облачайте меня». Сподобившись приять на смертном одре напутствие в жизнь вечную, святитель с несомненной надеждой на милосердие человеколюбивого Господа непрестанно молился Ему. Перед смертью святитель по собственному желанию и по примеру Патриарха Иоакима и других Преосвященных был пострижен в схиму и наречен Макарием, в честь преп. Макария Желтоводского, к которому святитель имел особенное усердие и любовь. Блаженная кончина избранника Божия, святителя Митрофана, в схиме Макария, последовала 23 ноября 1703 года. Ему было около 80 лет. Более двадцати из них он посвятил святительскому служению на Воронежской кафедре. Из Воронежа немедленно сообщили в Москву Государю о кончине уважаемого им Воронежского архипастыря, и Петр вследствие этого донесения немедленно отправился в Воронеж для торжественного погребения святителя. В день погребения 4 декабря 4 в собор стеклись многие тысячи воздать последний долг почившему архипастырю, и сам Государь Петр Великий со всеми воинскими и морскими чиновниками и кораблестроителями благоволил быть у гроба преставившегося для участия в общественном молении о нем. И здесь Государь показал редкий, яркий пример своего благоговейного уважения к добродетельному архипастырю. Когда знатнейшие лица духовные уже готовились выносить честное тело святителя из Архиерейского дома в храм, Монарх обратился к своей свите и сказал: «Стыдно нам будет, ежели мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем тело его сами». Сказав это, Государь первый взялся за гроб святителя и с первейшими военачальниками понес его в соборный храм. Погребение совершал архимандрит Акатова монастыря Никанор со всем городским духовенством. |
С 1820 г. и до конца жизни был иереем Богословской церкви. Сын его Федор (1802-1843), преподававший одно время философию в духовной семинарии, стал крупным ученым-лингвистом. Составленный им «Корнеслов русского языка, сравненного с главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» был удостоен Демидовской премии в 1842 году. Возможно, к той же фамилии принадлежал и настоятель Алексеевского Акатова монастыря, викарный епископ, а затем глава Воронежской епархии в 1923-1926 годах митрополит Владимир (Шимкович). По ревизии 1815 года в Богословском храме служили: священник Иаков Иванович Климентов (ок. 1774 - 1824), священник на диаконском месте Ермил Ефимович Ефимов (ок. 1779 - после 1827), диакон на дьячковской вакансии Михаил Борисович Демидов (ок. 1789 - после 1827), пономарь Михаил Иванович Перов (ок. 1779 - после 1827). В 1809 году «отослан за непорядочные поступки в военную службу» прежде служивший здесь пономарь Антон Яковлевич Ключанский. В XVIII в. в церкви долго священствовал протоиерей Иоанн Симеонов (ок. 1729 - 1811), в 1800 году он вышел за штат. Священник Александр Смирнов 22 сентября 1824 года внес в метрическую книгу Богословской церкви запись о рождении днем ранее у «мещанина Савелия Евтеева сына Никитина от жены его Параскевы Ивановой сына Ивана». При крещении восприемниками младенца от купели были купец Федор Тимофеев сын Бухонов и коллежская регистраторша Елизавета Финогенова дочь Кутянская. Семья будущего поэта жила тогда в начале тихой Богословской улочки недалеко от церкви. Случайно уцелевшая метрическая книга Богословской церкви за 1814-1817 годы дает нам статистику жизни прихода: число браков за эти годы колебалось от 5 до 15, рождений от 41 до 75, смерти от 15 до 60. Наиболее неблагоприятными для жителей были 1822 год (5 браков, родились 61 человек, умерли 60) и 1824 год (10 браков, родились 55 человек, умерли 56). В 1842-1847 годах настоятелем Богословского храма был отец Павел Эсманский (1808-1863), ставший позднее кафедральным протоиереем в Смоленском соборе. |
Феодосий, епископ Екатеринославский и Таганрогский (Макаревский Александр) Родился в 1822 году (по другим источникам, в 1825 году) в Черниговской губернии в семье диакона. Сначала учился в Черниговской духовной семинарии, затем поступил в Киевскую духовную академию. В 1849 году окончил курс академии со степенью магистра. 31 января 1850 года назначен профессором Смоленской духовной семинарии и учителем в училище девиц духовного звания. 28 мая 1852 года рукоположен во священника к Вяземскому Свято-Троицкому собору. Состоял цензором проповедей, членом Вяземского духовного правления, катехизатором, членом-корреспондентом губернского статистического комитета, членом строительного комитета. 29 июня 1855 года возведён в сан протоиерея. 16 марта 1861 года (после смерти жены) переведён в Смоленск инспектором духовной семинарии. 3 мая 1861 года пострижен в монашество. 29 марта 1862 года переведён инспектором Санкт-Петербургской семинарии. 29 апреля 1862 года возведён в сан архимандрита. 28 августа 1863 года назначен ректором Воронежской духовной семинарии и настоятелем Алексеевского Акатова монастыря. Состоял членом Воронежской духовной консистории и благочинным монастырей Воронежской епархии. С 10 декабря 1866 года – редактор «Воронежских епархиальных ведомостей». 28 января 1867 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. С 23 июня 1871 года – епископ Екатеринославский и Таганрогский. Скончался 5 февраля 1885 года от апоплексии. Епископ Феодосий, ласковый, приветливый и доступный, скоро снискал себе любовь и духовенства, и светского общества. Он учредил в Екатеринославской епархии окружные, благочиннические и епархиальные съезды духовенства и выборы благочинных. Много времени епископ Феодосий посвящал учёным занятиям, любил историю, интересовался историей местного края. Принимал участие в составлении «Памятной книжки Смоленской губернии», а в Воронеже – в составлении акафиста святителю Тихону. Много историко-церковных материалов печатал в епархиальных ведомостях, но всегда без подписи. |
С 12 июня 1896 года - епископ Екатеринбургский и Ирбитский . Прибыл на кафедру 28 июня. С 2 июня 1897 года был уволен на покой в Корсунский Богородичный монастырь города Каховки , а затем - в Херсонский Владимирский монастырь . С 31 января 1900 года - епископ Острогожский , викарий Воронежской епархии . Резиденцией его стал Алексеевский Акатов монастырь . Деятельно участвовал в делах епархии - инспектировал приходы и училища, рукополагал священников, освящал храмы, участвовал в работе церковного историко-археологического комитета и миссионерского общества, председательствовал в епархиальном училищном совете и много приложил труда в деле образования в церковноприходских школах. По его настоянию в Алексеевском Акатовом монастыре была отремонтирована двухэтажная церковь, организованы для прихожан воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинками. В первом ярусе надвратной колокольни была устроена крестовая церковь, освященная 27 июня 1903 года во имя преподобного Сергия Радонежского . В мае 1913 года владыка предстательствовал при погребении архиепископа Анастасия (Добрадина) . 2 марта 1920 года при участии епископа Новохопёрского Модеста (Никитина) отпевал архиеп. Тихона (Никанорова) . Воронежский архипастырь в годы гонений После того как Воронежский архиепископ Тихон (Василевский) ушел в обновленчество в 1922 году, приверженцы канонической Церкви сплотились вокруг владыки Владимира и Алексеево-Акатова монастыря. Однако церковная дисциплина мешала епископу Владимиру прямо заявить о своем неповиновении епархиальному архиерею и проводимой им ложной политике. Лишь в августе 1923 года собрание группы духовенства и верующих в Никольском храме постановило просить патриарха Тихона принять епархию в каноническое общение и утвердить во главе её епископа Владимира. Патриарх принял это предложение и 8 августа 1923 года епископ Владимир был назначен управляющим Воронежской епархией с возведением в сан архиепископа " за долговременную службу архиереем " . В то время православному архиерею в Воронеже подчинялись пять храмов: в Акатовом и Покровском монастырях, церкви Воскресенская , Петропавловская и Троицкая на Терновой поляне . |
| |