С. Девятова Скачать epub pdf Схиигумения Акатовского монастыря Олимпиада (Иванова) (1871–1954) Недалеко от древнего города Клина в Подмосковье, в окружении густого леса, на краю деревни Акатово до недавнего времени можно было видеть заброшенный пионерлагерь. Обычные кирпичные строения, обычный забор. Только выделялась старая башня, да вход обрамляла арка с изящными старинными узорами. Тихое, спокойное место в стороне от больших дорог. И вот несколько лет назад здесь стали появляться священники, монахини, строители. Окрестные дачники с удивлением узнали, что здесь был до революции женский монастырь, Акатова Свято-Троицкая Александро-Невская пустынь – одно из сотен мест на земле России, где люди, собравшиеся во имя Христа, трудились и славили Бога, где день и ночь не умолкала смиренная молитва за наш народ, теплились лампады пред святыми иконами. Возрождение обители с помощью московского Заиконоспасского монастыря пошло очень быстро, уже можно видеть сияющий куполами храм и преображение всей заброшенной территории. Сюда вернулась главная святыня монастыря, икона Божией Матери «Скоропослушница» (дар преподобного Аристоклия Афонского – великого московского старца начала XX века), игуменский посох последней настоятельницы схиигумении Олимпиады (Ивановой). Троицкий Александро-Невский женский монастырь был преобразован из женской общины в 1889 году на средства купца Федора Осиповича Захарова. Официальной датой основания считается 1898 год, когда община получила статус монастыря и стала именоваться Троицким Александро – Невским Акатовским общежительным женским монастырём.  Число сестер небогатой обители быстро достигло семидесяти, были построены деревянный Свято-Троицкий храм, сестринский корпус, странноприимный дом, за оградой появилась школа с маленькой церковью. Вскоре был заложен каменный храм во имя святого Александра Невского, но до конца его так и не успели достроить. Ежедневно в два часа ночи читался акафист перед иконой «Скоропослушница». Матушки усердно трудились, все необходимое для жизни общины производили сами. Дружной семьей акатовских сестер на момент революции управляла схиигумения Олимпиада (Иванова). Перед революцией в Акатовском женском монастыре проживало около 200 монахинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛПИДИФОР (Бенедиктов Алексей Иванович; 1804, с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ.- 31.05.1860, С.-Петербург), архиеп. Таврический и Симферопольский. Род. в семье священника. В «Завещании» местом своего рождения указал с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ., однако в лит-ре и некрологах XIX в. называлось с. Григорово Пошехонского у. той же губ. Первоначальное образование получил дома. В 1821 г. окончил Ярославскую ДС, в 1825 г.- СПбДА со званием кандидата богословия, «с правом на получение степени магистра по выслуге двух лет». 1 сент. 1825 г. назначен преподавателем греч. и франц. языков в Архангельскую ДС. 10 сент. 1827 г. утвержден в степени магистра богословия. 1 окт. 1829 г. переведен в Новгородскую ДС на должность инспектора семинарии и профессора философии. 28 нояб. в Новгороде принял монашеский постриг с именем Елпидифор. 1 дек. рукоположен во диакона, 6 дек.- во иерея. С 30 янв. 1830 г. Е.- соборный иеромонах Александро-Невской лавры . С марта по май 1831 г. исполнял обязанности ректора и профессора Новгородской ДС. 11 (по др. сведениям, 14) апр. 1832 г. Е. переведен в Курск на должность ректора семинарии и профессора богословия. В 1831-1837 гг. в Курской ДС учился буд. митр. Московский Макарий (Булгаков) , на к-рого Е. оказал большое влияние своим «аскетическим подвигом и чистотой» и к-рого познакомил с трудами ректора КДА архим. Иннокентия (Борисова ; впосл. святитель). 22 мая 1832 г. Е. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Николая Чудотворца мужского монастыря Суджанского у. Курской губ. С 15 июля 1832 г. служил присутствующим в Курской духовной консистории, с 1 авг.- благочинным епархиальных мон-рей и цензором проповедей духовенства. 29 нояб. 1833 г. назначен настоятелем Святой Троицы мужского монастыря Белгородской епархии. В 1835 г., при Е., в обители была построена и освящена каменная теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». 30 апр. 1837 г. Е. назначен ректором Воронежской ДС, 21 мая того же года - настоятелем Акатова во имя святителя Алексия монастыря . Одновременно в Воронежской епархии служил присутствующим в духовной консистории, благочинным епархиальных мон-рей, цензором проповедей духовенства. По предложению обер-прокурора гр. Н. А. Протасова Е. составил учебник по герменевтике для семинарского курса (не изд.).

http://pravenc.ru/text/189913.html

Воронеж. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь, подворье Акатова монастыря Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. При взгляде на церковь возле улицы Сакко и Ванцетти трудно сейчас представить ее былую красоту — и не только потому, что скрыта она лесами. Изъеденный временем красный кирпич не сохранил прежние ажурные формы здания. Только специалист-искусствовед может узреть здесь типичное барокко, да еще растреллиевской школы. Иное было до революции и в первые годы после нее. Вот что писал в 1922 году известный историк местный архитектуры Юрий Успенский: «Стройный восьмерик главного нефа, стоящий на четверике нижнего этажа; покрыт изящною барочного профиля крышей, из которой выглядывают маленькие локарны; на крыше восьмигранный барабан, увенчанный главкой. Углы восьмерика обтянуты рустованными пилястрами; окна имеют сложный полуциркульный фронтон в виде. зубчатого-колеса. Наличники окон сложного рисунка. Главная красота храма во входящей в план церкви колокольне. Не второй и третий этажи украшены изящными колонками. Расположение колонн второго этажа напоминает композицию Пятницкой церкви. Полукруглые с ломаным профилем фронтоны венчают звон второго этажа колокольни; в верхнем этаже с каждой стороны поместились две отдельно стоящие колонны, поддерживающие четырехугольные выступы карниза, и на этих выступах на крыше поместились изящные пирамидки». В этом сооружении Ю. И. Успенский чувствовал несомненное знакомство строителя с проектом Андреевского собора в Киеве, возведенного по чертежам Бартоломео Растрелли в 1747—1767 годах. Такое проникновение идей знаменитого зодчего он считал вполне возможным при тесной связи воронежского и киевского духовенства, существовавшей во второй половине XVIII века. Старожилы Воронежа, конечно же, догадались, что речь в этом описании идет о Введенской церкви на улице Освобождения Труда. Ее полное название — Введения во храм Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вот как трактуется это библейское событие.

http://sobory.ru/article/?object=00820

Воронеж. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Старой Отрожке. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Самая удаленная от центра Воронежа церковь в Отрожке была последней в городе и его окрестных селениях, строительство которой было начато в дореволюционные годы. Позже нее освящался только Владимирский собор, но к его возведению приступили на десятилетие раньше. Отрожка — другие ее названия Рожки, Атрошки, Отрожки, Трегубово — возникла на левом берегу реки Воронеж в XVII веке и относилась к владениям Алексеевского Акатова монастыря. Во второй половине XVIII века ее жители стали именоваться экономическими, а потом государственными крестьянами. Она не причислялась к пригородным слободам, а входила в Придаченскую волость Воронежского уезда. В канун реформы 1861 года здесь насчитывалось 92 двора и проживало 700 человек. Вплоть до начала XX века это была деревня, то есть крупный населенный пункт, не имевший собственного храма. Все религиозные обряды отправлялись в ту пору в Рождественской церкви на Придаче. С конца 1860-х годов, когда в Воронеж пришла железная дорога, на левом берегу близ деревни появилась узловая станция Раздельная, потом ставшая тоже Отрожкой. Число жителей резко возросло. К тому же, если старожилов отделяли от церкви Рождества Христова две версты, то для жителей пристанционного поселка это расстояние увеличивалось более чем вдвое. В начале текущего столетия отроженцы решились па строительство собственного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1579 году в недавно завоеванной Иваном Грозным Казани девятилетней девочке Матрене явилась во сне Богоматерь и повелела возвестить духовным и светским властям города, чтобы они вынули ее икону из земли, и указала место — на пепелище дома родителей отроковицы. После третьего подряд видения Матрена сказала об этом матери, а та — архиепископу Иеремии. На указанном месте обретена была икона Пресвятой Богородицы и препровождена в ближайший храм святого Николая. С иконы сняли копию и отослали Ивану Грозному в Москву. В 1595 году царь Федор Иванович повелел построить на месте обнаружения иконы церковь и открыть при ней монастырь. В эту обитель постриглись Матрена и ее мать.

http://sobory.ru/article/?object=08968

Воронеж. Церковь Петра и Павла. Крестовоздвиженская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Улочки Вайцеховского (прежде Вигелевская) и Цюрупы (прежде Сахаровская, потом Петропавловская) сходятся к улице Каляева (прежде: вторая Петропавловская) под острым углом, и трудно поверить, что на стесненном пространстве между ними мог поместиться церковный двор. И тем не менее это так: почти два века здесь стояла церковь. Сейчас никаких зримых примет ее на местности обнаружить невозможно, следы сохранились лишь в старых публикациях и архивных документах. Официально церковь именовалась Крестовоздвиженской, но в обиходе употреблялось ее более раннее имя, по которому и улица Цюрупы прежде была Петропавловской... Петропавловская церковь в Воронеже была построена в 1730 году и освящена 26 февраля 1731 года. Ее приход составляли казенные мастеровые суконной мануфактуры Максима Сергеевича Тулинова (1682 - после 1763), расселившиеся от Поповорыночной улицы (ныне улица Степана Разина) до Акатова монастыря.Первоначально церковь была деревянной, она находилась между усадьбами промышленников Сахаровых и Тулиновых, ближе к пересечению с теперешней улицей Каляева. В 1758 году сколотивший большое состояние фабрикант начинает строительство на свои средства каменной церкви немного выше прежней. Тулиновы на протяжении многих десятилетий жертвовали большие суммы на ремонт и благоустройство храма, который, по сути дела, стал для них родовым духовным очагом. В августе 1765 года св. епископ Тихон Задонский освятил церковь в честь апостолов Петра и Павла. Придел в трапезной предназначили Димитрию, митрополиту Ростовскому, незадолго перед тем канонизированному (вторично освящен 17 сентября 1805 года). Из «Синодика купцов Елисеевых» видно, что в XVIII веке у Петропавловской церкви были похоронены купцы Глумовы, Титовы, Клочковы, Сахаровы. Здесь же, неподалеку от собственного жилья, находили вечный покой и сами Тулиновы: в октябре 1763 года - Ирина Борисовна, жена фабриканта Василия Максимовича; в сентябре 1771 года - ее невестка Елизавета Федоровна. А похороны молодого хозяина мануфактуры произвели впечатление на весь город: «1764 года мая 3 дня представися раб Божий воронежский купец и суконной фабрики содержатель Иван Васильев сын Тулинов и погребен сего ж мая 5 дня в день Преполовения Господня в приходе верховных апостолов Петра и Павла Преосвященным епископом Тихоном со всеми соборными и приходскими священниками, а жития его было от роду 31 год; гроб был покрыт голубым цветным штофом; крышка - малиновым глазетом; а на погребении было народу так много, что хотя в большом ходу столько и не возможно было одному человеку проминовать, чтобы не плакать о таких честных людях в г. Воронеже, нельзя сказать, чтоб был кто с таким состоянием жил, как он, упокойник; а на который день он погребен, тот день и рождение его, да и того ж дня покойная матушка его Ирина Борисовна была именинница, а во гроб положен в голевом кофейном кафтане».

http://sobory.ru/article/?object=35341

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНОР († после 1704, Воронеж), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря (1700 (?) - 1704), церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме. Сведений о происхождении и ранних этапах биографии Н. нет. По данным архим. Леонида (Кавелина) , Н. был одним из «белорусских отроков», отданных на воспитание царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону (Минову) после Польского похода 1654 г. Др. таким «отроком» был архим. Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря Герман († 1682), к-рому Н. впосл. посвятил стихотворную надпись на надгробии. Вероятно, Н. прибыл в Россию, имея некоторое образование, о чем свидетельствуют сохранившиеся его подписи лат. буквами (Nikanor) (Устав. 1875. С. 78). Духовная карьера Н. связана с Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мужским монастырем . Он был воспитанником и учеником патриарха Никона, к-рый постриг его в монашество. В 1667 г. Н. заведовал монастырским книгохранилищем, затем был назначен строителем московского Илиинского подворья Новоиерусалимского мон-ря, а в 1674 г.- строителем Галилейской пуст. на оз. Велье ( Дорошенко. 2009. С. 133). Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. Н., вероятно, был монастырским уставщиком: как очевидец он рассказывает о посещении царем Феодором Алексеевичем мон-ря 5 сент. 1678 г. ( Позднеев. 1961. С. 422). 17 янв. 1686 г. из монастырских казначеев Н. был поставлен архимандритом Новоиерусалимского мон-ря. Период игуменства (1686-1698) Н. пришелся на время возобновления интереса к Воскресенскому мон-рю со стороны царского двора. По просьбе Н. в марте 1686 г. обитель получила царскую «вечную утвержденную» жалованную грамоту на все ее вотчины и угодья, «дабы та святая обитель в православии и в благочестии и в изобилии в век непременно и неподвижно паче сияла» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 638-648). Особое покровительство обители оказывала царевна Татьяна Михайловна, ее попечением были построены и обновлены неск. церквей, на освящении к-рых она присутствовала: Богоявления Господня (1690), Рождества Христова (освящена в 1692 патриархом Адрианом , строительство велось в 1686-1692) и др. В 80-90-х гг. XVII в. в монастыре нередко бывали цари Феодор Алексеевич, Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич , царицы Наталья Кирилловна, Прасковья Феодоровна.

http://pravenc.ru/text/2565300.html

Острогожск. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1783 и 1787. Год утраты:Не установлен. Архитектор:К.С. Сокольников Адрес: Россия, Воронежская область, Острогожский район, г. Острогожск, ул. Коммунаров. Координаты: 50.858137, 39.080604 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Композиционным прототипом собора послужил собор Покрова Пресвятой Богородицы (1753-1768) в Ахтырке Для земель Острогожского полка и уезда собор сам стал объектом архитектурных заимствований. Вот его заметным влиянием построены: Карта и ближайшие объекты Соборная Троицкая церковь изначально была построена вместе с Острогожским острогом основателем его стольником и воеводой, полковником, князем Федором Юрьевичем Арсеньевым. Церковь деревянная с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Постройка окончена вместе с острогом 7 ноября 1653 года. Через 68 лет вместо прежней была выстроена новая, каменная, которая освящена в 1721 году. К ней была пристроена трапезная с колокольней, оконченные в 1766 году. В трапезной имелось два придела - во имя Введения в храм Богородицы и во имя Николая чудотворца. В этом же году были освящены архимандритом Воронежского Алексеевского Акатова монастыря, Сампсоном, первый 4, а второй 6 мая. Через 14 лет, а именно 13 мая 1780 года, вторично построенную церковь начали разбирать снова. Третий собор, двухэтажный начал строиться в 1780 году 31 мая, каменщиком Тульского оружейного завода прибывшим сюда Федором Медведевым, по новому проекту, сделанному поручиком Сокольниковым из того же тульского завода и сотником Дмитрием Петровичем Синельниковым, местным избранным депутатом. К 1781 году закончен был первый этаж с тремя приделами: Введения в храм Пресвятой Богородицы, освящен 30 января 1782 года, Святителя Николая Чудотворца, освящен 1 февраля и Всех Святых, освящен 5 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=36308

Харламова Татьяна Егоровна Родилась в 1895 г. в д. Половкино Московской губ. Насельница Свято-Троицкого Акатова монастыря. В июле 1923 г. была послана игуменией Олимпиадой (Ивановой) сопровождать священномученика епископа Германа (Ряшенцева) 892 в сибирскую ссылку. После возвращения Владыки проживала с ним в г. Вязники Владимирской обл. После повторного ареста епископа Германа была арестована и Татьяна Егоровна. Приговорена к 3 годам лишения свободы. После освобождения работала гардеробщицей на Центральном телеграфе. Известны несколько писем Владыки Германа к ней, написанные в 1935–1936 гг. 893 Не позднее 21 мая 1957 г. Х[ристос] В[оскресе]. Дорогой и родной Отец. В[ладыко] св[ятый], земно я Вам кланяюсь и прошу Вашего бл[агословения] и св[ятых] молитв. Когда я узнала, что Вы заявились, и я не могу в себя прийти, правда это? Но когда [узнала] от верных источников и поверила, а то часто я задумываюсь, живы ли? Ведь и о Влад[ыке] Германе до сих пор я ничего не знаю. То молюсь о упокоении, то кто скажет – жив. Но верно не знаю. О Влад[ыке] Варлааме 894 , это уже верно, он умер в 1942 году, сколько лет прошло, и мне так охота Вас повидать! Но как Вы бл[агословите]? Можно ли? Я все еще работаю, я и бросила бы, да есть запятая в жилище. В письме все не опишешь, а пока за все слава Богу. Живу на частной площади, заставит хлопотать, будет ли толк? Но как Господу угодно, если можно, черканите? Посылаю с Таней, простите, примите, я все время не знаю, как и молиться, вспоминаю, всегда за Ваши св[ятые] молитвы мне Господь во всем помогает, но Вы меня простите за все Бога ради. Но я так за Вас рада, что Вы на родной стороне. Еще раз земно Вам кланяюсь, прошу бл[агословения], целую Вашу св[ятую] ручку. Недостойная многогрешная Татьяна, помните, видались на морсплаве. Это был 30 год, 27 лет прошло, и я все жива, а отца своего я последний раз видела в 36 году в Сыктывкаре (в Сусольске 895 ). В 37 году он написал 22 февраля: еду, кончил и вечером отправился в другое место, и не знаю, жив или нет? Помолитесь за него, В[ладыку] Гер[мана]. Жду весточки. Живу в Москве, работаю с 35 года на телеграфе центральном гардеробщицей. Адрес писать мне: Москва К, 9-е п/о. До востребования Харламовой Т. Е., я на работе и получаю почту при телеграфе, удобнее...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Во встрече приняли участие: иерей Роман Ткачев, ректор Воронежской духовной семинарии, руководитель курсов; игумен Алексий (Сукачев), благочинный Монастырского церковного округа, наместник Успенского Дивногорского мужского монастыря Воронежской епархии , заместитель руководителя курсов; игумения Варвара (Сажнева), настоятельница Алексеево-Акатова женского монастыря Воронежской епархии; игумен Илия (Ждамиров), наместник Воскресенского Белогорского мужского монастыря Россошанской епархии ; преподаватели курсов. Игумения Елена (Золотухина), настоятельница Спасского Костомаровского женского монастыря Россошанской епархии, в связи с карантинными мерами принимала участие во встрече с помощью платформы видеоконференций Zoom . В ходе мерприятия состоялось обсуждение вопросов организации работы курсов, особенностией преподавания каждой из дисциплин. Члены выездной группы ответили на вопросы собравшихся и рассказали о положительном опыте соискателей 2018-2020 годов. Комиссии были предоставлены документы курсов, учебный и календарный графики занятий. Учебный план открывающихся курсов соответствует единому учебному плану Церковного стандарта. Рабочими программами курсов приняты программы рекомендованного минимума дисциплин базовой части, утвержденные Межведомственной комиссией по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви 6 июля 2020 года. Затем в сопровождении игумена Алексия (Сукачева) члены выездной экспертной комиссии посетили все учебные площадки Воронежской митрополии. Первой из них стал Серафимо-Саровский мужской монастырь Борисоглебской епархии , где комиссия провела встречу с секретарем епархиального управления Борисоглебской епархии иереем Павлом Приступом и будущими слушателями. К беседе в онлайн-режиме присоединился настоятель Серафимо-Саровского мужского монастыря игумен Дионисий (Шумилин). В этот же день члены экспертной группы посетили учебную площадку на базе Алексеево-Акатова женского монастыря. В обители гостей встретили игумения Варвара (Сажнева) с сестрами. Здесь также была проведена встреча с будущими слушательницами курсов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5822498...

Воронеж. Алексеевский Акатов монастырь. Собор Алексия, митрополита Московского. Алексеевско-Владимирский храм Карта и ближайшие объекты Церковь в верхнем этаже в Воронежском Акатовом Алексеевском мужском монастыре каменная, начата постройкою в 1804 г. на средства воронежской купеческой жены Евдокии Васильевны Акимовой (20 000 руб.) и добровольные пожертвования; освящена 5 мая 1819 г. настоятелем монастыря Ельпидифором, епископом Осторогожским; нижняя церковь во имя св. Алексия, митрополита Московского, была освящена 20 мая 1812 г. Церковь имеет круглую форму в виде корабля, с одною главою. В этой церкви иконостас весьма хороший, живопись отличная, но темная. Местные иконы Воскресения Христова и Владимирской Божией Матери в серебряных позлащенных ризах с венцами, украшенными драгоценными камнями. Замечательны в этом храме иконы: живоносного источника Пресвятой Богородицы, в серебряной позлащенной ризе этой иконы хранятся частицы многих святых; икона Троеручицы Божией Матери в серебряной ризе, украшенной драгоценными камнями. Эта последняя икона считается чудотворною и граждане нередко берут ее в дом для молебствий. По преданию, эта икона списана с чудотворной Афонской иконы Троеручицы и с Афона была перенесена в Новый Иерусалим (Воскресенский монастырь) архимандритом Феофаном. Из Воскресенского же монастыря в Алексеевский монастырь была перенесена архимандритом Никанором. Празднество этой иконе совершается в Алексеевском монастыре 12 июля. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Церковь Алексия, митрополита Московского, в нижнем этаже Воскресенского храма в Акатовом Алексеевском монастыре в г. Воронеже построена и освящена 20 мая 1812 г. Первая церковь устроена основателем Акатова монастыря игуменом Кириллом и посвящена св. Московскому митрополиту Алексию, вследствие чего и самый монастырь стал называться Алексеевским. О побуждениях посвятить храм св. Алексию составитель описания Акатова монастыря архимандрит Илларион (Воронежские Епархиальные Ведомости 1883 г. 19) говорит: «иноки этой обители поселились на пути татар к Москве, а так как память св. Московского Алексия была в то время еще свежа и уважение к нему, как ревностному патриоту и чудотворцу русскому от жителей Москвы и соседних провинций России было, то и избрали своим молитвенником и покровителем того святителя, который чудесным исцелением ханской жены Тайдулы смягчил жестокость татар и своим заступничеством не раз спасал Россию от ига иноплеменных». Может быть, и игумен Кирилл был постриженик Чудовской обители в Москве, построенной св. Алексием.

http://sobory.ru/article/?object=05153

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010