Мишна, IV, 1; Айнс, стр. 31; Странник, стр. 164–5: „На судилище прежде всего высказывали свои мнения судьи, и притом сперва те из них, которые усматривали в подсудимом невинность, им-то, защитникам обвиняемого, предоставлено было преимущество – подавать первый голос, и со всею свободою излагать свои убеждения. А те, которые находили обвиняемого виновным, говорили после, и всегда должны были говорить с величайшею, всевозможною умеренностью. Кто из слушателей изъявляет желание – от своего ли имени, или от имени обвиняемого, представить что-либо в защиту его невинности, того тотчас допускали на кафедру, с которой он и говорил речь судьям и народу. Но слово такого оратора обыкновенно не имело никакой силы и не находило сочувствия, если клонилось к осуждению обвиняемого.» Насколько еврейское судопроизводство клонилось к оправданию обвиняемого, об этом можно судить уже по тому, как суд относился к показаниям самого обвиняемого. ,,Если сам обвиняемый хотел говорить, то ему давалась полная свобода защищаться во взносимом на него преступлении, и собственное его оправдание долженствовало быть выслушано с самым напряженным вниманием; собственное же признание подсудимого в вине, без постороннего свидетельства, признаваемо было совсем недействительным. „Основание такого положения, – говорили раввины, – мы находим в том, что никто, с надлежащим сознанием, не решится взнесть беду на самого себя. Если кто обвиняет себя судебным порядком, то ему не должно верить, по крайней мере до тех пор, пока собственное его признание не подтвердится двумя свидетелями“ (Мишна, De Synedrüs, VI, 52). „Наш закон, – говорит Маймонид, – никого не осуждает на смерть на основании его собственного признания». „Наше основное правило, – говорит Бартенора, – что никто не может повредить себе тем, что он говорит на суде» (Мишна, De Synedrüs, VI, 2– примечание). Кокцей пишет: „наставники заповедуют, что никого нельзя предать смерти на основании его признания, или пророка на основании его пророчества». И даже Сальвадор говорит: „наш закон никогда не осуждает на основании одного собственного сознания обвиняемого» (Айнс, стр. 56). Мало того: „когда осужденного вели уже на казнь, и он объявлял сопровождавшим его судьям, что припомнил нечто в свое оправдание, что ускользнуло было из его памяти; то он имел право, для оправдания себя, возвращаться в судилище до пяти раз» (Странник, стр. 167). Если таков был дух еврейского уголовного судопроизводства, то осуждение Невинного Христа является чудовищным событием, необъяснимым в истории явлением, абсолютным попранием Божественной правды и человеческой справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

25 Тем непонятнее становится суд Каиафы над Христом, где правда и закон попраны были до такой степени, до какой никогда еще не доходила неправда человеческая. По истине суд Каиафы – суд сатаны! 26 Закон запрещал брать в залог одежду у бедняка и вдовы по гуманным побуждениям: верхняя одежда бедняка была единственной защитой от холода в ночное время в Палестине. 28 В древние времена у евреев народный суд совершался публично, на площади у городских ворот, на что и указывает в данном месте премудрый Соломон. 29 Закон говорит; „не внимай пустому слуху»; а Каиафа на суде сам ищет лжесвидетелей против Христа! 30 Этими словами внушалось евреям, что перед законом на суде все равны: богатые и бедные, знатные и незнатные, сильные мира и убогие рабы, а потому пристрастие на суде и лицеприятие к богатым и знатным строго было преследуемо Богом. 31 Взятие под стражу прежде следствия, по еврейскому уголовному праву, не признавалось законным, если арестуемый не проявлял сопротивления или попытки к бегству. Тем более законом не дозволялось арестованного подвергать допросу ночью. Мы видим, что взявшие под стражу Петра и Иоанна «отдали их под стражу до утра, ибо уже 6ыл вечер» ( Деян. 4:3 ). С Иисусом поступили совсем иначе (Тэйлор Айнс, стр. 21–22). 32 Еврейское судопроизводство начиналось с показаний свидетелей. Никаким официальным допросам, как в России, Франции и Шотландии, взятый под стражу не подвергался до публичного суда. Обвиняемый освобождался от всякого личного допроса, пока его не представят, для разбора дела, перед собранием его братии. Принцип еврейского судопроизводства – «гласность и свобода». Этот принцип не допускал никаких тайных допросов, " при которых и невинный мог в смятении дать смертельные оружия против себя» (Тэйлор Айнс, стр. 24 – 25; Salvador, Instit. de Moise, I, 366). В суде над Христом это требование закона было нарушено: тайный допрос был произведен у первосвящ. Анны, на суд к Каиафе Он отправлен в полночь, связанным, под конвоем вооруженной стражи, суд начался без свидетелей на лицо, которые обязаны были предъявить и доказать преступление обвиняемого, при народе, публично ( Втор. 19:15–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

67 Местом собрания синедриона, но мнению талмудистов, была зала в отделениях при храме Иерусалимском. Но так как великий синедрион, состоявший из 70 членов, подразделялся на три отделения, по 23 члена в каждом, то, соответственно такому делению, эти три комитета собирались обыкновенно в разных местах; в Лискат Гаггацциф или мощеной зале; в Беф Мидраш – в отделе храма, и у ворот на горе, на которой стоял храм (Фаррар, Жизнь И. Христа, часть 2-я, стр. 206, изд. 1876 г.). 68 Когда первосвященник-судья произносил заклинание перед каждым свидетелем, то последний обязан был во все время смотреть в лицо обвиняемому. (Айнс, стр. 36). 69 На вечери в Вифании в доме Симеона прокаженного за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос, защищая добрый поступок Марии, от всего усердия помазавшей ноги Его драгоценным миром, сказал в обличение корыстолюбивого порицания (осуждения) Иуды и в предостережение его от пагубного замысла: „оставьте ее“; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда“ ( Иоан. 12:1–8 ). 71 По правилам еврейского уголовного судопроизводства, когда показания свидетелей признавались достаточными к обвинению подсудимого, „приглашали свидетелей в защиту его» (Айнс, стр. 48). Мало того, когда осужденного вели уже на казнь, то глашатай, при всенародном провозглашении вины осужденного, делал вызов к его защите во все время следования до места казни. Обращаясь к народу, он громко говорил: „этот человек (называл его по имени) ведется на казнь за такое-то преступление; свидетели, которые сделали донос на него, такие и такие. Кто может представить в его пользу какие-нибудь сведения, пусть представит поскорее“ (Странник, стр. 167). 72 В 15 гл. кн. Чисел (ст. 32–36) говорится, как все общество израильтян побило камнями вне стана человека, собиравшего дрова в субботу. Так строго хранили евреи закон о покое субботнего дня. 73 Первый храм Иерусалимский построен был Соломоном в течение семи с половиной лет ( 3Цар. 6:37–38 ). Над сооружением его трудилось 30 тысяч из евреев ( 3Цар. 5:13 ) и 150 тысяч из иноплеменников, под присмотром 3600 приставников ( 2Пар. 2:17–18 ), след., всех трудившихся было 183600 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

17/ Созомен Схоластик ( Ермий Созомен Саламанский) (л. 56, 56 об.) (в списке НБ РК просто «Созомен») – греческий церковный историк V в., автор единственного дошедшего до нашего времени сочинения – «Церковной истории», оконченной предположительно в 40-х гг. V в. 18/Руфин (Тиранний; Tyrannius Rufinus; также известен как Руфин Аквилейский – Rufinus Aquileiensis) (л. 56) (345–410) – римский писатель. Среди сочинений Руфина следует отметить перевод на латинский язык «Церковной истории» Евсевия Кесарийского , к девяти книгам которой переводчик добавил две свои книги, продолжив повествование с 324 г. до смерти императора Феодосия в 395 г. («Historia ecclesiastica»). 19/Филосторгий (Φιλοστργιος, лат. Philostorgius) (л. 56, 56 об.) (368–433) – греческий церковный историк-арианин, автор «Церковной истории», служащей хронологическим продолжением «Церковной истории» Евсевия, то есть начинающейся с середины царствования Константина Великого и доведенной до 425 г. В полном виде «История» Филосторгия не сохранилась, в настоящее время существует лишь ее сокращение, сделанное патриархом Фотием (ср. у Феофана Прокоповича : «Филосторгий в сокращении истории церковной, книга 7, число 9» – л. 56). Первое издание этого сокращения «Historia ecclesiastica» вышло в 1643 г. в Женеве, с латинским переводом – в Париже в 1673 г. 20/Никифор Каллист Ксанфопул (л. 56 об.) (в списке НБ РК «Никифор Ксантопул») – патриарх Константинопольский в 1350–1362 гг., автор «Церковной истории», описывающей события от Рождества Христова до 610 г. 21/Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus) (л. 56 об.) (в списке НБ РК «Аммиан Маркеллин») (ок. 330 – ок. 400) – римский историк, грек по происхождению, автор «Деяний» («Res gestae»), задуманных как продолжение «Анналов» и «Историй» Тацита. Из 31 книги «Деяний» до нашего времени дошли лишь книги 14–31, описывающие события с 353 по 378 гг. 22/Юлиан Отступник, Флавий Клавдий (Flavius Claudius Julianus Apostata) (лл. 6 об., 55 об., 56 об., 57) (в списке НБ РК «Апостат Иулиан» (л. 56 об.), «Иулиян Апостат» (там же) или «Иулиан Отступник» (лл. 6 об., 55 об.), а также «Иулиан» (л. 57) и «Иулиян» (лл. 56, 57)) (331–363) – римский император в 361–363 гг. В качестве автора Феофан Прокопович упоминает Юлиана только на лл. 56 об.–57, где ссылается на одно из изданий его писем (какое именно, нами не установлено; перечень изданий см. в журн.: Вестник древней истории. 1970. 1. С. 235). Феофан Прокопович цитирует в русском переводе фразу из сохранившегося фрагмента письма к жрецу (ср.: Вестник древней истории. 1970. 3. С. 232), а также имеет в виду обещание восстановить «святой город Иерусалим», данное императором осенью 362 г. в послании «К иудейским общинам» (у Феофана Прокоповича – «в послании к иудеом» (л. 57)).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

308. Bultmann R. Primitive Christianity in Its Contemporary Setting. London, 1964. 309. Schweitzer F. Geschichte der Leben-Jesu Forschung. Tьbingen, 1913. 310. Twentieth Century Theology in the Making, v. I. Themes of Biblical Theology. Ed.J.Pelikan. London, 1969. IV. Частные аспекты евангельской истории 311. Айнс Т. Суд над Иисусом Христом. Пер. с англ. – ХЧ, 1878, N 9,10. 312. Аквилонов Н., прот. На рубеже двух Заветов. СПб., 1888. 313. Его же. Беседа Господа нашего Иисуса Христа об истинном хлебе жизни. – Ст, 1894–1895. 314. Алексий, архим. Время Рождения Спасителя и вифлеемская звезда. — Ст, 1914, N 12. 315. Алфеев П. , прот. Перепись Квириния как неизгладимый исторический документ неопровержимой достоверности евангельских событий Рождества. Рязань, 1915. 316. Его же. От Гефсимании до Голгофы. Вып.1–2. Рязань, 1915. 317. Его же. Иуда-предатель. Рязань, 1915. 318. Андреев А. Братья Господни. – НЭС. Т.7. 319. Антоний (Радонежский), еп. Иисус Христос на Голгофе. М., 1914. 320. Антоний, архим. Согласование евангельских сказаний о Воскресении Христовом. – ВР, 1914, N 18. 321. Бенкендорф М. Искушение Господа в пустыне. Пер. с англ. – ПО, 1887, N 3–4. 322. Бий. Вход Господень в Иерусалим. – ЖМП, 1962, N 3. 323. Бланк Р. Иуда Искариот в свете истории. Берлин, 1923. 324. Богданов М., свящ. Вкушал ли Иисус Христос ветхозаветную Пасху на последней вечере с учениками? – Руководство для сельских пастырей, 1861. 325. Богдашевский М. Вход Господень в Иерусалим. – ТКДА, 1910, N 5. 326. Его же. Отношение ко Христу Спасителю книжников и фарисеев. — ТКДА, 1912, N 5. 327. Его же. Христос Спаситель в округе Вифсаиды Юлии. – ТКДА, 1913, N 1. 328. Его же. Христос Спаситель в земле Геннисаретской, в пределах Тира и Сидона и в Десятиградии. – ТКДА, 1913, N 3. 329. Его же. Христос Спаситель в Гефсимании. – ТКДА, 1913, N 4. 330. Его же. Христос Спаситель в пределах Магдалинских, в Вифсаиде и в окрестностях Кесарии Филипповой. – ТКДА, 1913, N 7,8. 331. Его же. Последнее пребывание Христа Спасителя в Галилее. – ТКДА, 1913, N 10.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/9

Судьи продолжают сидеть, и если кто-нибудь берется доказать, что осужденный невинен, то стоящий у дверей машет платком, а верховой в тот же миг скачет за осужденным и призывает его защищаться опять». (Айнс, стр. 33; Странник, стр. 166). Если такой гуманностью отличался еврейский уголовный суд и с таким усилием он старался избежать пролития человеческой крови, смертной казни действительных преступников, то как могли осудить на смерть Невинного Праведника, Богочеловека-Христа?! Невольно является мысль, что суд Каиафы-не человеческий суд, а „власти тьмы», «князя мира сего», который действовал через Иуду, первосвященников, книжников и фарисеев ( Лк. 22:53 ; Ин. 12:31, 14:30, 16:11 ; Еф. 2:2 ). 80 Действительно, если саддукеи не признавали воскресения мертвых, то что обидного для себя могли найти в исповедании Христа, что Он придет судить живых и мертвых? К такому исповеданию Христа они, при строгом следовании своему учению, должны бы отнестись, со своей точки зрения, как к жалкому заблуждению, а отнюдь не как к личному оскорблению, за которое следовало бы так бесчеловечно мстить. 81 Действительно, если саддукеи не признавали воскресения мертвых, то что обидного для себя могли найти в исповедании Христа, что Он придет судить живых и мертвых? К такому исповеданию Христа они, при строгом следовании своему учению, должны бы отнестись, со своей точки зрения, как к жалкому заблуждению, а отнюдь не как к личному оскорблению, за которое следовало бы так бесчеловечно мстить. 85 См. Скворцов, К. И. Жизнь И. Хр. по евангелиям и народн. преданиям, стр. 272; Фаррар, Жизнь И. Хр., пер. Матвеева, 1872 г. ч. 2, стр. 214. Ев. Лука говорит: „и как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион» ( Лк. 22:66 ), который обыкновенно заседал в мощеной зале Газит. Но из слов Ев. Иоанна „от Каиафы повели Иисуса в преторию“ – выходит, что заседание синедриона было в доме Каиафы ( Ин. 18:28 ). Нет оснований отыскивать в словах Евангелистов какое-либо противоречие: потому что как Ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

22 Трогательными чертами и с глубоким проникновением в душу Петра передает нам ап. Иоанн это восстановление Петра в правах апостольства. Явившись ученикам своим, по воскресении из мертвых, при море Тивериадском, „Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему, так, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам, и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки свои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же сие, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И сказав сие, говорит ему: иди за Мною“ ( Ин. 21:15–19 ). 23 Жизнь свою закончил ап. Петр мученичеством за Христа, согласно с предсказанием Его. Существует предание, которое вполне гармонирует с характером Петра и оправдывает предостережение Христа: „иди за Мной“! „Во время Неронова гонения он будто бы, по настойчивым просьбам христиан, хотел удалиться из Рима. Но когда он вышел за Капенския ворота, то встретил Господа, несущего свой крест, и спросил Его: „Господи, куда Ты идешь?“ – „Я иду в Рим, – сказал Христос, – вновь потерпеть распятие за тебя“. Апостол, чувствуя всю силу этого кроткого укора, возвратился назад, был заключен в темницу и 29 июня, на вершине Яникула, был распят, но не в обычном положении; а, по его собственной просьбе, вниз головой, потому что он считал себя недостойным умирать так, как умер Христос» (Фаррар, стр. 159). 24 „Все современные читатели знают, что еврейское общество и управлявшие им учреждения были проникнуты глубоким чувством правды и закона«, говорит английский адвокат Тэйлор Айнс, изучивши по Талмуду еврейское уголовное судопроизводство (стр. 14). Если таков был дух и характер еврейского суда, то возможно ли ожидать осуждения Невинного Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

56 Письма к Е. З. 56.1 332. Что ты не приносишь пользы монастырю, неправильно 56.2 333. Не смущайся своим несносным характером. Отчего кажется тебе, что ты лишняя. Читанное приводи в дело. Значение книги 56.3 334. Не ревнуй сестрам 56.4 335. Совершенно избавиться от помыслов невозможно 56.5 336. Почему не писал раньше.–Не унывай, что упала 56.6 337. Потерпи сестер 56.7 338. Пойдем за Петром, а не за Иудою 56.8 339. Ни матушки, ни батюшки тебя не спасут, а только терпение 56.9 340. Слова Св. Исаака Сирина об искушениях 56.10 341. Смирение достигается не сразу. Ложныя подозрения не повредят. Уныние от гордости 57 Письма к Е. 57.1 342. Как избавиться от злых людей 57.2 343. Не возбраняем избрать полезное. Страх колдуньи есть страх деревенской бабы 57.3 344. Сестрою милосердия ехать не нужно 57.4 345. Плох тот купец, который радуется, что на торгу мало покупателей 57.5 346. Молитвенный порядок дня 57.6 347. Не смущайся тем, что тебя не жалуют 57.7 348. В Москву в монастырь не советовал поступать еще и Св. Тихон Задонский. Обетования исполняются иногда не скоро 58 Письма к М. Р. 58.1 349. Демонския страхования бывают от самооправдания 58.2 350. Сознанием в грехах побеждается диавол. 58.3 351. Скорбь– эпитимия за грех 58.4 352. Пример томления греховнаго 58.5 353. Спеши высказаться 59 Письма к казначеее N. 59.1 354. Враг препятствует откровению. Неумеренная скорбь о почившем старце–неуместна 59.2 355. Надо нести Крест послушания и быть снисходительной к немощным 60 Письма к А. Л. 60.1 356. Проходи набранные уроки делом 60.2 357. Рождественское пожелание понимать цену мирских радостей 60.3 358. Как молиться при домашних. Об истинном покаянии 60.4 359. Чему учит басня: Стрекоза и Муравей 60.5 360. Окончательнаго решения не бери, а попробуй погостить в монастыре 60.6 361. Понять суетность мирской жизни дается от Бога 60.7 362. Не делайся рабой миру – послужи Господу. Святою сразу не сделаешься. Мирския блага– ничто 60.8 363. До последняго вздоха не теряй надежды на исправление

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

...Зло, которому подвергаешься от других, переноси мужественно, потому что терпение – великое оружие в искушениях (свт. Иоанн Златоуст , 56, 249). ...Ничто столько не пристыжает делающих зло, как если мы мужественно переносим наносимые (оскорбления) и не мстим ни словом, ни делом; это и нас умудряет, уготовляя нам большую награду, и им приносит пользу (свт. Иоанн Златоуст , 56, 249). Источник. ...Нужно, в виду венца, который приготовляет Бог для хороших и добрых, быть стойким и кротко терпеть гневающихся (свт. Иоанн Златоуст , 56, 392). Источник. Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящею, если не через терпение? Приобрев, возлюби его... как мать мужества... (свт. Иоанн Златоуст , 56, 446). Источник. ...Тот, кто терпит что-нибудь несправедливо и мужественно переносит обиду, приобретает через это большое дерзновение перед Богом (свт. Иоанн Златоуст , 56, 630). ...Блаженного Иова то особенно показало чистым, то прославило, что во время испытания, болезни, бедности сохранил твердый, непоколебимый дух, что принес Богу слова благодарности, принес эту духовную жертву (свт. Иоанн Златоуст , 56, 1027). Ничто не может служить... таким свидетельством о совершенной разумности, как долготерпение (свт. Иоанн Златоуст , 56, 1114). Источник. Ничто так не сильно, как долготерпение; такой не терпит ни от кого бедствия, так как бесстрастен по душе (свт. Иоанн Златоуст , 56, 1121). Ты не должен ожидать своего терпения от добродетели других, т. е. что будто ты приобретешь его только тогда, когда никто не будет огорчать тебя, что, впрочем, не в твоей власти, но лучше приобретай его своим смирением и великодушием, кои в твоей власти (прп. Иоанн Кассиан , 57, 48). Источник. ...Цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться только справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться (прп. Иоанн Кассиан , 57, 112). Источник. ...Творец всех Бог, лучше всех зная врачевство для своего творения, и что не в других, а в нас самих заключаются корни зла и причины оскорблений, заповедал не оставлять сообщества братии, не избегать тех, которых мы оскорбили или которые нас оскорбили, а повелел смягчаться, зная, что совершенство сердца приобретается не столько удалением от людей, сколько добродетелью терпения. Если терпение будет твердо укреплено, то может сохранить нас мирными даже и с ненавидящими мир; если же не будет оно приобретено, то постоянно будем в несогласии даже и с совершенными и лучшими нас. Ибо случаи смущений, из-за которых спешим оставить тех, с которыми имеем соотношение, не могут не быть в сообращении с людьми, и потому не избегаем, а только переменяем причины печали, по которым уклоняемся от первых (людей) (прп. Иоанн Кассиан , 57, 116).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мы должны не только не роптать в настоящих бедствиях, но и воздавать Богу величайшую благодарность за них ради благ будущих (свт. Иоанн Златоуст , 56, 267). Человек духовный, хотя бы нападали на него бесчисленные бедствия, не колеблется и не уловляется ни одним из них... Пусть нападают на него бедность, болезнь, обиды, злословия, клеветы, раны, всякого рода наказания, всякого рода насмешки, поношения и оскорбления; но так как он живет вне мира и свободен от телесных страстей, то он над всем будет смеяться (свт. Иоанн Златоуст , 56, 281). Трезвая и бодрствующая душа показывает свое благородство не только тогда, когда дела идут успешно, но и в случае злоключений воздает одинаковую благодарность Богу, нисколько не ослабевая вследствие перемены обстоятельств (свт. Иоанн Златоуст , 56, 511). Источник. Бог силен прекратить все бедствия, но пока не увидит совершившегося обращения, не прекращает скорбей (свт. Иоанн Златоуст , 56, 620). Когда ты увидишь, что какой-нибудь праведный муж отличается великими добродетелями и терпит бесчисленные бедствия, не удивляйся, наоборот, нужно было бы удивляться, если бы диавол, получая множество ударов, стал молчать и спокойно переносить раны (свт. Иоанн Златоуст , 56, 640). Источник. Когда случится с тобою какое-нибудь горе, подай скорее милостыню, возблагодари за то, что оно случилось, и ты увидишь, какая найдет на тебя радость (свт. Иоанн Златоуст , 56, 665). Источник. Постигающие нас бедствия мы видим, а тех оскорблений, которые мы ежедневно наносим Господу, не видим, почему и приходим в смущение; между тем если бы мы точно сосчитали наши грехи в течение хотя бы одного дня, то хорошо узнали бы, каких зол достойны мы (свт. Иоанн Златоуст , 56, 681). Для того диавол и наводит бесчисленные беды, чтобы ввергнуть тебя в бездну ; и если видит, что ты хулишь Бога, легко умножает и делает более тяжкой твою скорбь, чтобы ты от огорчения потерял терпение; а если видит, что ты переносишь мужественно, и чем более усиливается страдание, тем более благодаришь Бога, то тотчас же отстает, чувствуя, что уже напрасно и бесцельно строит козни (свт. Иоанн Златоуст , 56, 730).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010