Исаак понимает под молитвой всю совокупность деланий, сопровождающих собеседование ума с Богом: Всякая беседа, совершаемая втайне, всякая мысль благого ума о Боге, всякое размышление о духовном является молитвой и называется именем молитвы. Под этим именем объединяются и понимаются различные чтения, или голос уст в славословии Бога, или сосредоточенная печаль о Господе, или телесные поклоны, или псалмы-славословия, или все прочее, из чего составляется учение чистой молитвы 571 . Согласно традиционному для православной аскетики пониманию, молитва является основой духовной жизни христианина, источником и причиной всех благ. Исаак определяет молитву следующим образом: Молитва есть прибежище помощи, источник спасения, сокровище упования, пристань, спасающая от треволнения, свет пребывающим во тьме, опора немощных, покров во время искушений, помощь в решительную минуту болезни, щит избавления от брани, стрела, изощренная на врагов 572 . В другом месте Исаак определяет молитву как «свободу и упразднение ума от всего здешнего – сердце, совершенно обратившее взор свой к вожделению уповаемого в будущем» 573 . Во время молитвы, когда ум собран и все чувства приведены в гармонию, происходит встреча человека с Богом. Поэтому все духовные дарования и мистические видения бывали у святых во время молитвы. «Почему все откровения от Бога происходят у святых во время молитвы? – спрашивает Исаак. – Потому что нет времени более подходящего для чего-либо священного, чем время молитвы» 574 . Захарии во время молитвы явился ангел, предвозвестив рождение Иоанна 575 ; Петру во время молитвы шестого часа было видение 576 ; Корнилию во время молитвы явился ангел 577 . Когда архиерей однажды в год, «в страшное время молитвы», входил во Святое Святых и там возносил молитву, упав на лицо, он слышал Божии неизреченные глаголы в страшном и неизглаголанном видении. О, как страшно это таинство, которому служил при сем архиерей! Но таковы и все видения, являвшиеся святым во время молитвы. Ибо какое другое время так свято и по святыне своей столь соответствует принятию дарований, как время молитвы, в которое беседует человек с Богом? В это время, в которое совершаются молитвословия и молитвы перед Богом, человек с усилием отовсюду собирает воедино все свои движения и помышления и погружается мыслью в единого Бога, и сердце его наполнено бывает Богом, и оттого уразумевает он непостижимое 578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Стемма основных редакций «Искателя непрестанной молитвы» представлена ниже: К сожалению, по сравнению со всеми редакциями меньше всего известно именно об «Искателе непрестанной молитвы». Единственным источником сведений об авторской редакции служит уже упоминавшаяся переписка иркутского архиепископа Вениамина. В письме от 18 марта 1881 года он сообщает отдельные сведения о рукописи отца Михаила: «Искатель непрестанной молитвы» – это «рассказы странника», повествующий о том, как рассказчик «сперва сам, без руководства, клал множество поклонов», а затем «под руководством старца творил тысячами поклоны с Иисусовою молитвою», что и было способом к обретению непрестанной молитвы, так как «другого способа к обретению молитвы он (рассказчик. –  А. П.) не указывает». Также этот текст содержал «отзывы странника о проповедях» (которые архиепископ Вениамин «понял так, что он (рассказчик. – А. П.) не нашел в них того только, что искала его душа» (то есть разъяснения апостольских слов о непрестанной молитве)), а опыты непрестанной молитвы были изображены в тексте «в лицах, в простом и живом разговоре» (Харлампович, 1913, с. 143, 144). Итак, описываемый архиепископом Вениамином текст содержит те же самые элементы, что и «Рассказ странника, искателя молитвы». Но далее владыка Вениамин отмечает, что в рукописи отца Михаила не упоминается о «внешних действиях сердечной молитвы» (Харлампович, 1913 с. 144), описания которых составляют одну из особенностей «Рассказа странника, искателя молитвы» и всех последующих редакций. Замечание архиепископа Вениамина побуждает еще раз обратиться к наиболее ранней известной редакции – Оптинской. На первый взгляд текст «Рассказа странника, искателя молитвы» представляется достаточно однородным, все большие и малые рассказы связаны между собой, благодаря чему создается видимость целостности (заметим, что даже издания 1881 и 1884 годов не вызывали сомнений в однородности составляющего их текста). Однако при последующих прочтениях обращают на себя внимание некоторые повторения, прежде всего при описании ощущений и действий Иисусовой молитвы, в изложении техники совершения Иисусовой молитвы, а также отдельные несоответствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

106. Что относится к сущности Молитвы Иисусовой? Правильный способ творения этой молитвы вытекает из верного понятия о Боге и об имени Иисусовом. Бог превыше постижения и изображения. Поэтому ум должен быть только в молитве и чуждым всякого воображения. А «моление именем Господа Иисуса Христа требует нравственной жизни» (Еп. Игн. Брянч. т. I, стр.122). Первое и необходимое состояние творящого Молитву Иисусову есть покаяние. Дальнейшее, если надобно, подаст Господь Бог . Сила этой молитвы «в самом призывании имени Богочеловека» (Там-же, стр. 124). Имя это Божественно и его призывание дает непрестанное врачевание, убивая греховныя страсти. «Сущность призывания имени Иисуса Христа заключается не в произнесении только слов, а в постоянном молитвенном воспоминании Христа, в постоянном молитвенном к Нему обращении, в каковом самыя слова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», являются лишь внешним выражением их мысли и чувства» (Бес. инока с иер., стр. 12) «Молящийся в духе и истине не от сотворенных заимствует мысли к величанию Творца, но из Него Самого почерпает созерцания к воспеванию Его» (Доброт, т. II, Нил Синайск., гл. 65). 107. Как Церковь применяет Молитву Иисусову? 1) Молитвой Иисусовой, произносимой один раз, начинается текст утреннего молитвенного правила. Она произносится, когда «утишатся вся чувствия» после пробуждения. Тогда эта молитва возносится как вступительная. 2) Многократное повторение Иисусовой Молитвы вводится для усиления умно-сердечной молитвы, явившейся во время чтения молитв утренняго, вечернего и друтих молитвенных правил. Тогда повторение Иисусовой Молитвы удерживает умиление, посланное молящемуся во время произнесения той или другой молитвы правила. Произнесению среди молитв правила – Иисусовой Молитвы придается важное вспомогательное значение для всей творимой молитвы. 3) Наконец третий способ употребления Молитвы Иисусовой содержит в себе огромное, вполне самостоятельное молитвенно-нравственное значение. Способ этот заключается в долголетних усилиях для духовного усовершенствования, тесно связанного с творениями этой молитвы, качество которой возвышается благодаря благодатному воздействию Святого Духа. Тогда отдавшийся этому молитвенному подвигу человек видит себя на особом пути непрестанного творения Молитвы Иисусовой и проходит опыт умного делания.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поэтому все духовные дарования и мистические видения бывали у святых во время молитвы. «Почему все откровения от Бога происходят у святых во время молитвы? — спрашивает Исаак. — Потому что нет времени более подходящего для чего–либо священного, чем время молитвы»  . Захарии во время молитвы явился ангел, предвозвестив рождение Иоанна  ; Петру во время молитвы шестого часа было видение  ; Корнилию во время молитвы явился ангел  . Когда архиерей однажды в год, «в страшное время молитвы», входил во Святое Святых и там возносил молитву, упав на лицо, он слышал Божии неизреченные глаголы в страшном и неизглаголанном видении. О, как страшно это таинство, которому служил при сем архиерей! Но таковы и все видения, являвшиеся святым во время молитвы. Ибо какое другое время так свято и по святыне своей столь соответствует принятию дарований, как время молитвы, в которое беседует человек с Богом? В это время, в которое совершаются молитвословия и молитвы перед Богом, человек с усилием отовсюду собирает воедино все свои движения и помышления и погружается мыслью в единого Бога, и сердце его наполнено бывает Богом, и оттого уразумевает он непостижимое  . Обозначим основные качества, которыми, по Исааку, должна характеризоваться молитва. Во–первых, молиться следует внимательно и нерассеянно: внешняя активность не должна отвлекать от молитвы. Исаак приводит в пример отшельника, который говорил: «Удивляюсь, слыша, что некоторые в келлиях своих занимаются рукоделием и могут без опущения совершать правило свое и не смущаться… Честно говоря, если выхожу за водой, то чувствую замешательство в своем обычае и в порядке его и встречаю препятствие к совершенствованию своей рассудительности»  . Во–вторых, необходимо во время молитвы бороться с посторонними помыслами: «Чтобы чуждые помыслы возбуждались или не возбуждались в нас — это от нас не зависит; от нас же зависит, размышлять о них или не размышлять»  . Говоря так, Исаак следует традиционному для восточно–христианской аскетической письменности учению о трезвении (греч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Молитва по причащении «Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче» имеется во всех названных выше ранних списках литургии Иоанна Златоуста 61 . Сомнений в принадлежности Златоусту она не вызывает. Молитву «Исполнение закона и пророков», которая имеется в Порфирьевском и Севастьяновском списках 62  и отсутствует в Барбериновском 63 , проф. Η. Ф. Красносельцев не считает принадлежащей Иоанну Златоусту на том основании, что в Севастьяновском евхологионе, где все молитвы литургии разбиты на группы, группа, начинающаяся молитвой проскомидии, имеет надпись о принадлежности молитв Иоанну Златоусту , перед группой же, начинающейся с заамвонной молитвы, такая надпись отсутствует 64 . Аргумент проф. Красносельцева не представляется убедительным, так как данное деление молитв на группы, по-видимому, было сделано не по признаку их авторской принадлежности, а по иным соображениям, а именно: группа А содержит молитвы литургии Василия Великого от молитвы приготовления Даров до молитвы оглашенных, т. е. те, большинство из которых в тех случаях, когда литургии предшествовала лития вне храма, не читались; группа В – молитвы оглашенных и верных той же литургии; группа С – собственно евхаристические молитвы литургии Василия Великого , читаемые у престола; группа D – молитвы этой же литургии, читаемые в конце ее вне алтаря; группа Ε – молитвы оглашенных и верных литургии Златоуста; группа Ζ – молитвы собственно Евхаристии Иоанна Златоуста , читаемые у престола, и группа Η – молитвы той же литургии, читаемые в конце ее вне алтаря. Но по существу проф. Красносельцев прав. Молитва на потребление Даров «Исполнение закона и пророков» не могла принадлежать Златоусту, поскольку, как сказано было выше в связи с аналогичной молитвой из литургии Василия Великого , в то время потребления Даров как особого литургического действия не было. Итак, существующие данные позволяют определить творчество Василия Великого в современном православном чине литургии семью молитвами: 1) молитва приношения, или проскомидии, «Господи Боже наш, создавый нас»; 2) анафора «Сый Владыко, Господи Боже, Отче Вседержителю»; 3) молитва ко причащению «Боже наш, Боже спасати»; 4) молитва главопреклонная «Владыко Господи, Отче щедрот»; 5) молитва возношения Даров «Вонми, Господи Иисусе Христе»; 6) молитва благодарственная по причащении «Благодарим Тя, Господи Боже наш» и 7) молитва заамвонная: «Благословляяй благословящия Тя, Господи»; творчество же Златоуста – четырьмя: 1) молитва приношения «Господи Боже Вседержителю, едине святе», 2) анафора «Достойно и праведно Тя пети», 3) молитва ко причащению «Тебе предлагаем живот наш весь» и 4) благодарственная по причащении «Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В Хлуд. 123 в конце 9-го почасия замечено: «и се веждь: егда нес(ть) пол’часия, пой молитвы на часех». Таким образом здесь назначаются одни и те же молитвы как для часов, так и для почасий; при чем для каждой службы указывается по две молитвы – на 1-м часе и почасии – обычные, а на остальных – сначала – приведенные выше молитвы Василия Великого , которому они усвоятся и здесь, а затем – нынешние. Не менее разнообразен и состав междочасных молитв. Теперь у нас на 1-м междочасии положено две молитвы, а на остальных – по одной. На 1-м междочасии читаются молитвы «Боже вечный, безначальный и присносущный свете» и «Посылаяй свет, и идет», на третьем – молитва «Господи Боже наш, Твой мир давый человеком», а на 6-м и 9-м почасиях – молитвы, указанные вторыми на часах. Все эти молитвы приписываются св. Василию Великому . Из древних памятников нынешний состав междочасных молитв содержат те же рукописи, в которых приводятся и нынешние часовые молитвы, т. е. Афоно – Андр. 12 и 861, Афоно-Пант. 71, Син. 866 и Афоно – Афанас. 306; при чем в последней рукописи на 1-м междочасии положена только одна вторая молитва. В других древних памятниках указываются иные молитвы. В Ватопед. 350 1-е междочасие утрачено, а остальные имеют молитвы, совсем не совпадающие с нынешними. На 3-м почасии положена «молитва св. Василия» «Боже, Твоим образом почтый человека», на 6-м – «молитва преп. Никона» «Боже праведный и хвальный» (см. Син. 12, 3 час), на 9-м – молитва «Владыко Господи Боже сил и всякия славы, услышавый святых Твоих апостолов Петра и Иоанна». По Син. 865, на 1-м почасии читается вышеуказанная молитва преп. Никона и «Иже на всякое время»; на 3-м почасии в самом начале, впереди псалмов, положена нынешняя молитва 3-го часа («Владыко Боже»), а в конце – молитвы: «Господи, высоту и землю пядию измеривый» и «Господи, несмь достоин о чесом помолитися»; на 6-м почасии указана молитва «Боже вечный и Царю всякаго создания видимаго и мысленнаго» и «молитва Иоанна», «Боже, сердцеведче всех, призри на мя грешнаго и избави мя от лукаваго замысла». Вследствие утраты в рукописи нескольких листов, нельзя указать двух молитв 9-го почасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Молитва – оружие против злых демонов 9.10. Молитва – мать всех добродетелей 9.11. Молитва – просвещение и освящение ума, тела и души 9.12. Молитва – средство единения человека с Богом 9.13. Наивысший результат молитвы – спасение человека по дару благодати Божией Глава 10. Условия плодотворной молитвы 10.1. Молиться необходимо с чистым сердцем, с любовью и со слезами 10.2. Предстоять перед Богом на молитве нужно со вниманием, страхом и трепетом 10.3. Гнев, многоядение и печаль – причины рассеянности на молитве 10.4. Необходимость борьбы с помыслами во время молитвы 10.5. Разумное благочинное пение и знание смысла молитвословий – помощники в борьбе с помыслами 10.6. Послушание старцу-руководителю и помощь Божия – средства, облегчающие достижение чистой молитвы 10.7. Внешние приемы борьбы с помыслами 10.8. Созерцание красоты окружающего мира, чтение Святого Писания и писаний святых отцов – орудия, способствующие чистой молитве 10.9. Воздержание от неполезных бесед, понуждение себя к молитве из глубины сердца, хранение совести, отрешение от суетных забот, а также трезвение – помощники на пути к чистой молитве Глава 11. Добродетели, необходимые для совершенной молитвы 11.1. Зависимость силы молитвы от исполнения заповедей 11.2. Смирение – первая добродетель, способствующая истинной молитве 11.3. Дом молитвы – терпение 11.4. Слезы во время молитвы – знамение милости Божией 11.5. Умиление сердечное – необходимое условие истинной молитвы 11.6. Любовь к ближним – и как результат молитвы, и как ее опора Глава 12. Препятствия к чистой молитве и пути их преодоления 12.1. Празднословие, нецеломудрие, сребролюбие – несовместимы с чистой молитвой 12.2. Память о смерти – мать непрестанной молитвы 12.3. Второстепенность доброгласия при молитве 12.4. Значение внешнего положения молящегося 12.5. Советы святых подвижников о том, как поступать при ослаблении молитвы от утомления 12.6. Уныние и леность, их причины и меры борьбы с ними 12.7. Влияние различной литературы на состояние духа молящегося 12.8.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Заканчивая наставлениями о. Иоанна Кронштадтского нашу сегодняшнюю беседу, прошу Вас твердо запомнить, что подвиг прохождения Иисусовой молитвы и вообще внутреннего духовного делания, как это ясно видно из предыдущих бесед, всегда существовал и всегда был почитаем в Православной Церкви, и в частности в Русской Церкви, как важнейшее и действительнейшее средство к внутреннему сердечному единению с Господом Иисусом Христом, составляющему необходимое и главное условие подлинной и успешной христианской жизни в каждом человеке. Мы привели многочисленные свидетельства из писаний древних и новых подвижников, подтверждающие сказанное. Если бы нужно было, мы могли бы привести этих свидетельств еще больше. Но и сказанного достаточно для нашей цели – показать важность и необходимость делания Иисусовой молитвы для нашей духовной жизни, для нашего спасения. Если у Вас имеются какие-нибудь вопросы или недоумения, выскажите их, прежде чем мы закончим эту нашу беседу. Иерей. У меня лично нет. Но я думаю, что мои миряне могут сказать мне: из всего сказанного в этих беседах видно, что делание Иисусовой молитвы заключает в себе целый ряд ступеней, постепенно возводящих делателя молитвы от земли к небу, причем высшие ступени этого делания совершенно недоступны огромному большинству делателей молитвы, так что едва находится один из тысячи, достигающий чистоты молитвы, а той молитвы, которая находится еще выше, за пределами чистой молитвы, достигает разве только один в целом поколении. Огромное же большинство делателей молитвы не поднимается выше первой – делательной, или трудовой, ступени Иисусовой молитвы, и лишь немногие удостаиваются достигнуть второй ступени – молитвы самодвижной, благодатной. Принимая все это во внимание, а также считаясь с трудностью самого делания, с недостатком наставников, с возможностью ошибок и даже с опасностью впадения в прелесть, думаю, не может ли у многих ослабевать усердие к этой молитве? Больших успехов от занятий ею ожидать нельзя, трудностей много, много опасностей... Не лучше ли, скажет кто-нибудь, совсем не браться за такое непосильное дело и скромно ограничиться благоговейным, по мере сил, выполнением обычных христианских обязанностей: посещением церковного богослужения, выполнением домашнего молитвенного правила и деланием, насколько возможно, добрых дел?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Внимательная молитва приобретается не сразу. Новоначальному нужно с постоянством приучить себя к ней. Сколько бы раз ум его ни отлетал от молитвы, его нужно опять и опять возвращать, вводить в слова молитвы. Внимательной молитве способствует неспешное произнесение слов молитвы. Медленное произнесение молитвы способствует уму быть заключенным в словах молитвы. Новоначальному полезно, когда он находится один, произносить молитвы вслух (вполголоса) — это также способствует сохранению внимания. Иноку лучше всего приучить себя к внимательной молитве при исполнении келейного правила. Находясь в храме, читая или слушая молитвословия, нужно также понуждать свой ум не отлучаться от молитвы. Труд этот нелегок, но он необходим для духовного преуспеяния инока. Плод внимательной молитвы весьма обилен. Он состоит «в просвещении ума и умилении сердца, в оживлении души жизнью Духа». Полное непоколебимое внимание при молитве есть величайший дар благодати Божией. Инок, желающий получить этот дар, должен доказать это постоянным принуждением себя к внимательной молитве. За постоянство и терпение Бог в Свое, Ему Одному известное время может даровать иноку непоколебимое внимание в молитве. Молитва святых была одушевлена вниманием и божественною Благодатию, которая соединяла воедино разделенные грехом силы человеческие. Облагодетельствованная молитва святых производила непреодолимое впечатление на тех, кому удавалось ее услышать. В рукописном житии преподобного Илариона Суздальского повествуется, что когда он читал в Церкви акафист, то слова вылетали из его уст наподобие огня и с необъяснимой силой действовали на слушателей. Молитва, произносимая святыми устно, была неразрывно соединена с умом, сердцем и всем существом их, они произносили свои молитвы от всей крепости своей. Во время такой молитвы преподобный Сергий сподобился посещения Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном. Но чтобы грешному человеку иметь хотя бы слабое подобие молитвы святых, ему нужно непрестанное понуждение к внимательной молитве. Св. Иоанн Лествичник пишет, что к молитве нужно понуждение в течение всей жизни, весьма редкие подвижники избавлялись от понуждения к молитве, пребывая в ней постоянно. От постоянного понуждения себя к внимательной молитве инок начинает постепенно ощущать утешение от молитвы, это утешение облегчает ему понуждение, делает молитвенный подвиг радостным. Внимательная молитва со временем может перейти в постоянную, постоянная молитва возводит инока к более высоким ступеням духовного совершенства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Действие молитвы одного человека на другого не понятно для разума. III, 298. Необходимость продолжительных молитв церковных. III, 300. Должно внутренне участвовать в молитве церковной. II, 202. Высокое достоинство оной. III, 59. Примеры ее благотворного действия. II, 197, 198, 199. Молитвы церковные приемлются Святыми. 308. Предметы сей молитвы. 202. Необходимость молитвы за царей и всех властвующих. III, 20, 21. Благоуспешность молитвы о царе земном зависит от любви к Царю небесному. 27, 31, 32. Пример царственной молитвы в пустыне. 519. Требовать молитв церковных и получать от них пользу может только соблюдающий чистоту – II, 201, и желающий исправить жизнь свою. 203. Почему сильные молитвенники имеют нужду в молитве других, даже немощных членов Церкви? 199, 200. Примеры молитвы о Святых. 301. Святые возносят молитвы наши к Богу. 157. Их молитвы не помогают нераскаянным грешникам. 203. Они могут быть действительны, когда сами неленостно подвизаемся для спасения. 308. Чудесные действия молитвы подобострастного нам праведника. I, 191, 192. Успех молитвы Моисеевой за народ еврейский. 194. Почему молятся и язычники? 187, 188. Сила молитвы язычника. 192. Молитва ввела Корнилия в царство благодати. 193. Молитва за усопших. См. «Усопшие». МОЛЧАНИЕ. Побуждения к оному. I, 444. Молчание, как средство к сохранению благодати. 439. Должно хранить оное во всех обстоятельствах жизни. 442, 443. Образец духовного молчания в лице Иосифа, 438, и преимущественно Мариами. 439–442. Смотр. «Безмолвие». МОНАШЕСТВО. Откуда ведет свое начало? II, 105. Побудительная причина к избранию жизни монашеской – вера.110. Каков должен быть приступающий к монашеству. 440, 441. Смотр. «Пустынножительство». МОНАХ. Ему необходимо самоиспытание. II, 112. Он должен быть совершенно удален от мира. 442. Для чего монахи удаляются от мира? 111. Живущий в пустыне, как в мире, привлекает на себя троякий суд. 113. См. «Отшельник» и «Пустынножитель». МОЩИ. Сила Христова производит нетление мощей и чудодействует чрез них.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010