Поднялся на Артемия другой обвинитель: бывший Троицкий игумен Иона. Он написал на соборе обличительные показания на Артемия. «Артемий, – писал он: – возлагал хулу на крестное знамение. Артемий произносил такие слова: «нет в том ничего, что не положить на себе крестное знамение; прежде клали на челе иное знамение, а ныньче на себе большие кресты кладут. На соборе о крестном знамении много толковали, да ни на чем не порешили.» – Я только говорил о соборе, что на нем не порешили о крестном знамении, а про самое крестное знамение так не говорил, сказал Артемий. – Вот ты сам сказал, отвечали ему: – что говорил о соборе; стало быть, и то говорил, что в крестном знамении нет ничего. Надобно в этом верить Ионе. Ты хулу говорил; это тебе вина. Потом явился третий обвинитель: Троицкий келарь Адриан Ангелов и доносил следующее: – Артемий в Корнильевом монастыре был в келье у корнильевского игумена Лаврентия и говорил там, что нет помочи умершим, когда поют по них панихиды и служат обедни; тем они муки не минуют на том свете. – Я говорил, объяснял Артемий: – что если люди жили растленным житием и грабили других, а потом хоть и станут за них петь панихиды и служить обедни, то Бог не принимает за них приношения: нет пользы от того: тем им не избавиться от муки. – Это ты говорил не гораздо, приговорили члены собора: – верить во всем Адриану; это тебе вина. Ты отсекал у грешников надежду спасения; ты уподобился Арию, который также говорил, что не следует приносить приношения за умерших. Об этом так написано в 75 гл. правил Епифания Кипрского . Явился четвертый обвинитель: троицкий старец Игнатий Курачев и написал по памяти: «Я слышал от Артемия про каноны. Говорил Артемий про иисусов канон: такой Иисусе, такой Иисусе, и про акафист говорил: радуйся да радуйся». Артемий на соборе ответил: – Я говорил так: в каноне читают: Иисусе сладчайший, и как услышат слово иисусово о его заповедях, как Иисус повелел пребывать, как и житие вести, так горько делается заповеди Иисуса исполнять (и услышат слово, слово иисусово о заповедях его, как велел быти и оне в горесть прелагаются, что заповеди сотворити), а про акафист я так говорил: читают: радуйся да радуйся чистая, а сами не радят о чистоте и пребывают в празднословии, стало быть, только наружно обычай исполняют, а не истинно (ино то обычаем водими глаголют, а не истину).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

160 Например, в несколько более смягченной форме идея изначальной подпорченности человеческого тела сатаной представлена в «Сказании, како сотвори бог адама» (XII в.) [Памятники древней Руси, 1980, с. 148]. 161 Богомильские идеи на Руси пытался распространять уже в 1004 г. некий монах Адриан. В летописи под 1071 г. отмечена встреча Яна Вышатича с двумя волхвами, виновными в погибели многих знатных женщин. Излагая свою несложную доктрину, они рассказывают, что бог с сатаною поспорили, кому сотворить человека, но уладили миром: второй создал человека (его тело), а первый вложил в него душу [Памятники древней Руси, 1978, с. 190]. Другая попытка распространения подобной идеи была предпринята в 1123 г. еретиком Дмитром. Среди памятников, через которые на Русь приходили наиболее популярные богомильские идеи, следует выделить прежде всего «Видение Исаево», «Еноха», «Варуха» и «Хождение Богородицы по мукам» (ср. [Ангелов, 1969, с. 436]). 162 Ограничиваясь одним примером, можно указать на то, что в Пролог (под 18 октября) было включено житие Макария Римского – классический образец отреченной агиографии. О том, что случай с рассмотренными сюжетами отреченной книги был отнюдь не единичным, свидетельствуют цитаты одного из первых оригинальных памятников «Повести временных лет», из отреченного «Откровения Мефодия Патарского ». «Толковая Палея», которая по самому своему полемическому назначению уже никак не должна была бы включать в свой состав апокрифы, стала почти «энциклопедией отреченных книг». Как справедливо замечает историк русской церкви П. Знаменский , «даже лучшие церковные писатели пользовались апокрифами с полным доверием; сами составители списка книг в числе истинных помещали и ложные» ([Знаменский, 1886, с. 95; ср. [Голубинский, 1881, с. 688]). То же наблюдалось и в последующие века. В XVI в., например, отреченные книги и ссылки на них встречаются в сочинениях митрополита Даниила, сборниках митрополита Макария, в определениях Стоглава и других авторитетных памятниках. Еще ранее сходное положение вещей констатировал и видный деятель русского духовного просвещения Нил Сорский .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А желала бы пить? Хорошо бы. Книга Алфавит священная, – что ли? Точно так. А в Прологах искать утешения? И это книги духовные. О поручении имения стараться, или оставить на волю Божию? Буди милость Твоя, Господи, на нас, чтобы мы уповали на Тебя! Н. А. прочитав письмо, сделалась грустна? Писано для нас: не восхотеть благословения, и удалиться от него. Малюточка не так здоров? Чаще причащать надобно, да поить Богоявленской водой. Боюсь за него? С малюткой Бог. Видела во сне большой величины образ в золотой раме? Это дивное вам Божественное утешение. Божия Матерь над моей головой и множество Ангелов в виде младенческом? С сего времени всеми силами вашей души, начните (уважать) слушаться Божией Матери. И мне слышался глас, которого ни передать, ни объяснить не умею о какой – то пере ходимости; чувствуя грусть, спросила: для чего же всё это? И мне, как будто за окном, вы, батюшка, отвечали: для будущей жизни. Я в ту же минуту проснулась. И теперь он тоже говорит: так пора бы, сударыня, Библию ту полюбить. 348 1851 года 17 Ноября. Осмеливаюсь обременить вас, батюшка, своим вопросом? Когда угодно извольте писать. Можно ли получить А. Н. условие для передачи знакомой? Странница не должна входить, ни в какие дела. У нас в св. воде появился сор? Будем молиться: просвети очи мои, Христе Боже: да некогда усну в смерть и проч. Образ Адриана Чудотворца упал со стены подобно грозному сошествию? Понуждайтесь ему молиться поусерднее. Не поропщите на мои длинные письма? Прошу не сомневаться. Не оставьте нас печальных? Постараемся попомнить повеление Господа: друг друга тяготы носите. 349 1851 года 17 Дек. Вы советовали Н. А. пить Богоявленскую воду: можно ли в чай класть утром? Натощак испивать молебную, а Богоявленскую только в болезнях. Н. Н. ищет места? Даруй, Господи! Не попросить ли чем начальников, производящих дело? Об этом полезно советоваться с искусными секретарями. Лечиться не начинала: боюсь, чтобы лекарствами не расстроиться? Не холодная, сырая вода натощак за всё отвечает.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Следуя этому уточнению, преп. Анастасий Синаит пишет: «О слове говорится в трех смыслах: есть восуществленное (νοσιον) Слово, или Бог Слово; есть внутреннее слово у Ангелов и у нас, когда оно произносится мысленно; наконец, есть слово, изрекаемое языком» и в другом месте: «Пророки возвещают явление собственного Лица Бога, то есть Единого от Святой Троицы, то есть Бога Слова, а не общей природы; и если нужно сказать яснее, они возвещают явление восуществленного Лица Бога, а не общее воплощение Трех Лиц Триипостасной Троицы». Итак, если в эпоху триадологических споров Святые Отцы употребляли выражение «ипостасное Слово», то в эпоху споров христологических более точным становится выражение «восуществленное Слово». Глава 3 «Христология преп. Анастасия Синаита » состоит из семи параграфов и посвящена непосредственному анализу христологического учения святого отца. Параграф 3.1 описывает изложение преп. Анастасием учения Церкви о том, что Христос является совершенным Богом и совершенным человеком. На это учение указывают мессианские места Ветхого Завета, что так не нравилось иудеям и заставляло их при переводе Писания на греческий язык искажать смысл оригинального текста, как это делал, например, Акила, о котором упоминает преп. Анастасий. Синаит кратко описывает историю многоразличных ересей, возводимых лукавым, и ответ на них Церкви. Так, лукавый желает, «во-первых, сразу же опровергнуть пришествие Христово». Преп. Анастасий этими словами намекает на свойственный многим гностикам докетизм. Затем лукавый, возжелав, «чтобы люди вместо Духа Святого поклонялись обманщикам», воздвигает уже «в среде родившихся силою Христовой» множество псевдоцерковных гностических сообществ, для которых наряду с докетизмом («Нечестивый Мани… полагал, что тело Христа, которое видели [Его современники], принадлежит тени и видимости, а не природе»), было провозглашение своих ересиархов тем самым Утешителем, «которого обещал Христос послать миру». Следующим этапом борьбы диавола против Церкви стало то, что он «начал поносить Божество Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

2 . Так говорит божественный учитель. А как уразумели предложенные изречения театральные хоры еретиков, об этом нужно сказать. А именно: Феодор Антиохийский, Диодор Тарсийкий и их исчадие, скверный дракон, халдейская ассирийская свинья, мышь, покушающаяся на Небесный Хлеб, Христа, Несторий – враг Бога и Божества, волк, ненавистник непорочной Девицы Богородицы Марии, грязный меч, расчленяющий и разделяющий Христа, лающий пес, раздирающий Доброго Пастыря Несторий, подлинно более нечестивый, чем иудеи, – ибо те, увидев обнаженный несшитый хитон Христа, подразумеваю же всесвятое тело Бога Слова, сжалившись на это зрелище, сказали: «Не станем раздирать его» 52 , словно бы пророчески говоря Несторию: «Не станем раздирать Христа. Не станем отрывать Слово от тела. Не станем отрывать хитона плоти от Божества Слова. Не станем раздирать Христа на две разделенные природы. Не станем раздирать Его на две ипостаси. Не станем раздирать Его на два лица. Не станем раздирать Его отдельно на Бога и отдельно на простого человека. Не станем раздирать Его на две воли, противные друг другу. Не станем раздирать Его на две противоположные друг другу энергии». Но это – должным образом уверовавшие во Христа духовные иудеи, из которых был и тот фарисей, что говорит: «Христос не разделился» 53 ; а язык учителя – [язык] его меч остр 54 – Несторий заявляет: «Я разделяю природы Христа»; подлинно отделен от Бога по природе и поистине тот, кто, услышав Дионисия, говорящего, что «после Воплощения уже не как Бог божественное 55 совершал Он» 56 , ухватившись, как зловонный пес, за это выражение как за некую благовидную опору своей ереси, утверждал: «Бог Слово, воплотившись, уже не совершал, как прежде, божественное как Бог, уже не действовал Он на небесах на престоле херувимском как прежде, уже не держал все словом силы Своей 57 , уже не наполнял как Бог и не действовал во всем творении, уже не созидал из небытия в бытие Божественной энергией, уже не посылал с неба, будучи на земле, ангелов на служение как Бог , уже не был в недре Отчем как прежде соработником как Сын и Бог, божественное совершая 58 с Отцом, но уничижившись и соединившись с плотью уже не совершал как Бог на небе, на земле, в морях и во всех безднах как Бог божественное Своей неописуемой, всемирной и премирной энергией». Так-то вот нечестивый, а вернее безбожный Несторий неистовствовал на слова: «Не как Бог божественное совершал».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Гайанит: Нельзя нам называть святое Причастие образом Христова тела или простым хлебом. Но мы истинно вкушаем само Тело и Кровь Христа Сына Божия, воплотившегося и рожденного от Святой Богородицы и Приснодевы Марии. Православный: И мы так веруем и так исповедуем по слову Самого Христа, которое Он сказал ученикам на Тайной вечери, передавая им животворящий хлеб: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» 1294 и, передавая им чашу, сказал: «сие есть Кровь Моя». 1295 Не сказал: «Сие есть образ Тела и Крови Моих». И в других многих местах Христос указывает: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную». 1296 Итак, если Сам Христос свидетельствует, что то, что мы, верующие, вознося, вкушаем, поистине есть Тело Его и Кровь, тогда дай нам от Причастия вашей якобы православной церкви, как ты ее называешь вопреки всей остальной церкви; и мы со всем почитанием отложим это святое Тело Христа и Кровь в сосуд; и когда пройдет несколько дней, если оно не истлеет, не изменится и не испортится, то станет очевидно, что вы справедливо проповедуете, что Христос от самого момента соединения существуют совершенно в нетленности, а если истлеет или испортится, то необходимо всем вам признать одно из следующего: или то, что вы вкушаете, не есть истинное Тело Христа, но только образ, или что из-за вашего зловерия не сошел на него Святой Дух, или что тело Христа до Воскресения тленно как приносимое в жертву, подверженное смерти и ранам, раздробляемое и вкушаемое. Ведь нетленная природа, как нетленная природа ангелов и душ, ни приносима в жертву, ни прободаема в ребро и руки, ни раздробляема, ни подвержена смерти, ни вкушаема, ни осязаема, и ее совершенно невозможно переварить [желудком], как пищу. 2. Гайанит: А почему мы находим, что многие из Святых Отцов называют тело Христа нетленным? Православный: О нетленном и тленном, как мы сказали в определениях, говорится в Божественном Писании в двух смыслах: то телесно, то душевно. Вследствие чего Бытие говорит: «И воззрел Бог, и вот, вся земля растленна», 1297 то есть все люди беззаконны, о которых и Давид говорит: «Растлились они и сделались омерзительными в беззакониях и нравах». 1298 Итак, поэтому тление греха нетленно, то есть безгрешно – мы говорим так о пресвятом и пренепорочном теле Христа, потому что никто из Святых Отцов никогда не говорил [о нем]: «совершенно в нетлении», как вы это говорите. Вследствие чего и триблаженный Афанасий так говорит о теле Господа: «Тело было тленное, поскольку и Мария была тварна». 1299 Как можно говорить, что тело Христа единосущно нашему, или: «Как дети причастны плоти и крови», 1300 или: «Он воспринял семя Авраамово», 1301 или: «Он, подобно нам, совершенно искушен», 1302 если Он якобы нетленен от самого момента соединения, как вы это проповедуете?

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Тогда мы, высмеивая их и насмехаясь над ними, сказали: «И вы не стыдитесь того, что называете бесстрастной и бессмертной Его душу, созданную Им, а Самого Бога Слово, Творца называете «Святой Бессмертный пострадавший и умерший за нас», тем самым оскорбляете Творца по сравнению с творением? Называете ангелов бессмертными и бесстрастными, называете души наши бессмертными, называете и демонов бесстрастными и бессмертными. И вы не смущаетесь, снова я говорю, их Создателя, единого по природе бесстрастного, называя Его страстным и смертным и тем самым унижая Творца по сравнению с творением? Послушай, что я говорю. На Кресте, когда Христос был пригвожден на нем, присутствовало пять следующих. Было солнце, которое первое обнаружило гвозди и копие, и оставалось неотделимым от Креста и бесстрастным к гвоздям. Было пресвятое тело Христа, была Его святая душа, был Бог Слово, было крестное древо. Четыре из них тварны, а Бог Слово – нетварен и их Творец. Две тварные вещи – солнце и пресвятая душа Христа – сохранились бесстрастными. И как, в конце концов, Божество Его могло умереть? Поэтому Христос бессмертен двумя – [Словом и душой], а смертен одной плотью. Стало быть, твои, акефал, верующие отделены от Петра и Павла, столпов, вождей и светочей вселенной, избранных проповедников веры? Поэтому уже не согласно твоему Петру Кнафею воспевай: «Святой Бессмертный пострадавший Бог Слово», но согласно рыбарю Петру: «Христос пострадал за нас плотию». 992 Уже не согласно Павлу из Самосата, но согласно Павлу из Тарса проповедуй, что Христос «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом». 993 Христос умер смертной плотью, а не бессмертным духом. А поющие «Святой Бессмертный распятый и пострадавший за нас» называют умерщвленным или бессмертного Бога Слова, или бессмертную Его душу, однако гроб Христов посрамляет их, содержа не Бога Слова умерщвленного, не разумную душу умершую, а вобоженное мертвое тело. Поэтому, как только ты слышишь: «Господь славы распят», 994 или «Бог пострадал от рук израильских», 995 или «Позвольте мне подражать страданиям Бога моего», 996 или «Капли Божией крови», 997 или «Божия смерть, гроб и Крест», никоим образом не говори, что страсть и смерть Бога Слова были по природе, но что они были по плоти Его, соединенной по ипостаси. Ибо как плоти из-за неизреченного и нераздельного соединения с Богом Словом усвояется божественное, так часто и сущему в ней Богу Слову усвояется человеческое, страстное и смертное; усвоив Себе в известном отношении по домостроительству и по совместному бытию страсти собственной Своей плоти, Он, как Бог по природе и по истине, остается бесстрастен и бессмертен».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Центром Владимирского собора является огромное изображение Богоматери на верхней части запрестольной стены. В. Л. Кигн описывает, как было принято решение о помещении именно этого изображения в запрестольной нише. Большинство членов комиссии по отделке храма склонялись к изображению в этом месте святого Владимира. Однако А.В. Прахов настаивал на «Богоматери» Васнецова: и потому, что ценил это изображение, и потому, что в киевском Софийском храме за престолом находится мозаичное изображение Богородицы Оранты (Нерушимая Стена) почти такого же размера. Во время посещения собора в разгар споров вице-­губернатор Александр Петрович Баумгартен и Адриан Прахов на только что оштукатуренной запрестольной стене увидели пятна, которые образовывали контуры человеческой фигуры. При более внимательном рассмотрении стали проступать очертания васнецовской «Богоматери» того размера, который и предполагался для заалтарного изображения. Пятна были сфотографированы, и в протоколе зафиксировали единогласное решение, что быть здесь изображению Богоматери. Изображение Богородицы в центральной апсиде храма, на создание которого было потрачено целых два года, — самая масштабная работа Васнецова в соборе. Выступая из золотого света, образ Божией Матери господствует над всем окружающим Ее пространством. Ее волосы и часть лба закрывает омофор традиционного бордового цвета. Печально лицо Ее с правильными чертами и большими глазами, полными скорби и одновременно сознания величия и важности этой скорби. Богоматерь стоит на облаке в окружении ангелов и прижимает к Себе Младенца Христа. Этот образ Богоматери чрезвычайно близок византийскому типу, при этом в нем есть чисто «васнецовские» черты. Мы видим, что руки Младенца Иисуса Христа находятся не в классическом благословляющем положении, а в открытом, всеохватывающем жесте. Он распростертыми руками хочет обнять этот мир, за который идет на жертву. Васнецов отступает от канона, создавая свою оригинальную художественную трактовку христианской истории.

http://patriarchia.ru/db/text/6058519.ht...

Адриан Коринфский, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Адриан Коринфский, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Адриан Коринфский, мч. Мученик Адриан Коринфский (память 17 апреля по старому стилю) Пострадал за Христа во время гонения на христиан в 251 году. За отказ принести жертву языческим богам и за разрушение языческого жертвенника святой Адриан был жестоко мучим, а потом сожжен в огромной печи. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Адриан Коринфский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1657

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010