Схолия . Следует отметить, что лживы и презренны те, кто говорит о детских чудесах Христа. Итак, если Христос в течение 30 лет был искушен во всем из всех наших свойств, как говорит [апостол] Павел, 1074 то пусть еретики узнают, что Он, рожденный добровольно как Бог от Святой Девы, как человек по-младенчески плакал. И в течение всех Своих первых трех лет Иисус был искушен во всем по нашему подобию: по природе много раз по-младенчески плакал, много раз испытывал голод и жажду и добровольно по детской природе ел и пил, много раз спал природным и безгрешным сном, много раз плевал и через кожу и уста проявлял текучесть тела, много раз утомлялся, добровольно и в образе раба, как говорит евангелист Лука, подчинялся Своим родителям, 1075 много раз как дитя, но без страсти и греха, тревожился и тяготился; «Ибо Христос имел тело свободным от греха, не освобождаясь от телесных потребностей», 1076 как учит Иоанн Златоуст в толковании На Евангелие от Матфея. Ведь если бы Он отклонил природные и безупречные слабости и потребности нашей природы, то тогда отклонил бы и саму природу, как снова нам указывает сам Златоуст. Этот богомудрый отец сказал это не от себя, но будучи наученный [апостолом] Павлом, ведь он услышал в его [Послании] К Евреям о Христе: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» 1077 Пусть, наконец, еретик мне скажет, какие есть страстные природные безупречные свойства плоти детей, которые Слово причислило [Себе] незадолго до этого [в момент Рождества] и которым Христос был причастен, если не еда, питье, сон, усталость и так далее? Вот ведь апостол о Христе говорит: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным», 1078 и далее: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» 1079 Искушен в чем? Ясно, что в наших безупречных природных немощах, из-за которых Он добровольно вочеловечился. Итак, когда [апостол] Павел свидетельствует, что «Христос искушен во всех немощах нашей природы кроме только греха», ты возмущайся уже больше не из-за наших слов о том, что, родившись, Христос воспринял все наши природные детские свойства тела и безупречные страсти. Поэтому я и привел эти свидетельства, в которых не мной было сказано: «Откуда ясно, что Христос, став человеком без семени и без греха, воспринял все наши чистые и безупречные природные действия?»

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Содержание Работа эта приписывается Юлию Африкану. Евсевий Кесарийский пишет, что она была частью «Историографии», однако из «Историографии» сохранились лишь фрагменты, и потому трудно с уверенностью утверждать, что история святой Симфорозы была написана Африканом. Впрочем, нет и достаточных оснований, чтобы оспаривать его авторство. Есть две святых Симфорозы — одна — Симфроза Римская, исповедница. Другая — Симфроза Тивурская, мученица. Здесь, вероятнее всего, речь идет о первой.          Однажды император Адриан построил себе дворец, и пожелал посвятить его богам, прибегнув для этого к нечестивым языческим обрядам. Когда он принес богам жертвы, то жившие в идолах демоны сказали императору: «Вдова именем Симфороза и ее семеро сыновей день за днем притесняют нас, молясь своему Богу. Если она с детьми согласится принести нам жертву, мы обещаем исполнить всякое твое желание и благословим тебя». Тогда Адриан приказал привести вдову с сыновьями, и со всей вежливостью попросил их принести жертвы богам. Но благословенная Симфороза отвечала ему: «Мой супруг Гетулий с братом Амантием были народными трибунами, служа тебе и Риму. Оба они претерпели гонения за имя Христово, отказавшись принести жертвы идолам, и как добрые воины Христовы своей смертью победили твоих демонов. Они предпочли казнь отречению, решив, что лучше быть обезглавленными, чем быть идолопоклонниками. И в смерти своей, хоть и пережили они позор и бесславие со стороны людей, но обрели вечную славу и почет среди ангелов небесных. Сейчас, на небесах, они пожинают плоды своих подвигов, наслаждаясь вечной жизнью в присутствии Вечного Царя».    Адриан ответил: «Либо ты с сыновьями своими принесешь жертву всемогущим богам, либо я сам принесу в жертву тебя с детьми». Благословенная же Симфороза сказала на это: «Откуда же мне выпала такая честь — что я сочтена была достойной стать жертвой для Господа Моего»? Император не понял: «Я принесу тебя в жертву моим богам».Симфороза же ответила: «Твои боги не могут принять меня в жертву, но если меня сжечь за имя Христово, то своей смертью я скорее уничтожу твоих богов». На это Адриан сказал: «Выбирай: или принеси жертву моим богам, или умрешь мучительной смертью». Благословенная же Симфороза отвечала ему: «Ты думаешь с помощью угроз изменить мое решение. Я же не боюсь смерти, но наоборот, желаю поскорее встретиться с моим возлюбленным супругом Гетулием, которого ты предал смерти за имя Христово». Тогда император повелел отвести ее в храм Геркулеса, где ее стали бить по щекам и подвешивать к потолку за волосы. Когда же ни уговорами, ни угрозами не удалось склонить ее к идолопоклонству, император приказал привязать ей большой камень на шею и бросить в Тибр. Брат же ее, Евгений, будучи управителем того района, выловил ее тело и предал земле за городом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3475...

приблизилось его время воспеть песнь Богу. Раввин Адриан вопросил однажды раввина Иошуа: вы говорите, что ни одно воинство ангелов не воспевает Богу дважды, но что Бог ежедневно творит воинство новых ангелов, воспевающих перед Ним песнь хвалы и в свою очередь исчезающих. Отвечал ему Иошуа: именно так. Куда же воспевшие ангелы идут? Отвечал ему: Туда идут, откуда они взяты. А откуда взяты? Отвечал ему: Из реки Динура. Итак грубые материалистические представления об ангелах во внебиблейском иудаизме несомненны. Такой физизм в учении об ангелах действительно привнесенное явление в еврейской ангелологии, равно как и обилие ангельских собственных имен, поставляемое талмудом в связь с заимствованиями из парсизма: имена месяцев года, равно как и имена ангелов – из Вавилона (Рош гашшана). В завершение своего обзора иудейских экзегетических памятников по интересующему нас вопросу, мы приведем один уже позднейший (средневековый) Богослужебный гимн праздника кущей: «Каждое утро вновь создается верное воинство ангелов. Все они устремляются по назначению, где и в чем должны служить. Но прошел час, и никогда более не раздастся хвала из их уст». Здесь ангелы описываются, как такие существа, которых бытие тесно сливается со служением: по исполнении своей служебной миссии, они исчезают без надежды на воскресение. Однако, при изучении еврейского Богословия нужно точно различать между библеизмом и раввинизмом, не делать вывода de parte ad totum. При разборе 4 стиха 103 псалма мы, во-первых, остановимся на глаголе ποιων, в еврейском осе. В масоретской вокализации этот глагол в рассматриваемом месте пунктирован как причастная форма, чему соответствует и греческое ποιων, но сопоставляя 5 ст. того же псалма по еврейскому тексту с переводом LXX, мы находим, что той же причастною формой θεμελτων – утверждающий переданное слово ясад, пунктированное масоретами как perfectum каль (у Иеронима fundavit), таким образом ничто не препятствует допустить, что причастие ποιων у LXX носит логический характер perfectum, тем более, что в еврейском оригинальном языке псалма причастие способно обозначать все 3 времени глагола, отсюда возможен на основе аса=осе перевод ποιων creavit, создал.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

- Спес. Спес... Господь...Господь благословит тебя... Сапиэнтия была настоящей римлянкой. Она очень старалась не только не плакать, но и вовсе не показывать своих эмоций. Поэтому она сразу не смогла подобрать слов. Сказать нужно было много, но все слова вдруг обесцветились, и ни одно не подходило. - Поминайте меня... Держись, Каритас. Просто держись... Главное - потерпеть вначале. Потом - все другое... Объяснить, что именно другое она не успела, потому что ликтор взял её за локоть и потащил за собой. Глаза Спес светились надеждой. Это выражение осталось на её лице и после того, как голова отделилась от тела. Когда к допросу вызвали Каритас, взгляд Сапиэнтии полыхнул голубой яростью. Ликтор, подошедший, к ним, чтоб сопроводить Каритас на допрос, отшатнулся, потому что ему показалось, что на него метнулись две голубые пантеры. Очень сосредоточенная и серьезная Каритас предстала перед императором. - Я вижу, что ты разумное дитя, и не откажешься принести жертву Диане. То, что я говорил твоим сестрам, повторю и тебе. Я готов удочерить тебя официально. Ты понимаешь, что это значит? - Чего тут понимать? Я в детстве мечтала стать принцессой. Но у меня есть свой папа, - серьезно, как взрослая, ответила Каритас. - Ты будешь жить в большом красивом доме, и у тебя будет много рабов. Император явно не знал, как разговаривать с детьми - своих-то у него не завелось. Поэтому соблазнял ребенка тем, что ему неинтересно. Впрочем, и интересным Каритас ему было не купить. - У Господа дом больше, и служат там ангелы. - А ты откуда знаешь? - Так это понятно. Господь куда больше тебя, и дворец у него больше. - А про ангелов? - Мама рассказывала. - Забила тебе мама голову глупостями. - Это не глупости, это правда. А про Диану - глупость. - Нет, вы подумайте, от горшка два вершка, а туда же. Тебя мама наказывает? - Зачем? Я послушная. - А тебя родители не учили, что нужно слушаться представителей власти? - Папа так и говорил, только я думаю, он был не совсем прав. - Почему же не совсем? - съехидничал Адриан.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

А.) мыслится двояко: как [действие] мыслящее и как [действие] чувственное. Чувственное есть то [действие], которое ощущаемо, слышимо и подвержено тлению; а умопостигаемое есть нетленное и вечное [действие], ведь мыслящее [действие] есть то, которое созерцает незримые умозрения». Действие выражает собой природу. Природа, не имеющая своего действия, не существует: «Естественное действие всякой природы есть то, что обозначает и определяет ее, – когда оно прекращается, то вместе с ним разрушается и гибнет природа. Ведь вместе с прекращением жара тухнет огонь». Синаит доказывает, что все, что приобщается природе, приобщается на самом деле к природному действию. И само название той или иной природы определяется по естественному действию. Так, имя «Бог» (Θες) «представляет нам не саму непостижимую и безымянную сущность Творца», но выражает Его созерцательное действие ( θεωρητικ νεργεα) [так в издании вместо θεωρητικ νργεια. – Редакция АВ], имя «ангел» (γγελος) «обнаруживает не саму сущность и бытие природы ангелов, но происходит от возвещающего (ναγγελτικ) действия и ангельского служения их». Имя «человек» (νθρωπος) преп. Анастасий также производит от характерного для людей и этим отличающего их от животных действия – «вверх глядящий» (νω–θροπος: от νω – вверх и θρω – глядеть, рассматривать), что связано и с отличительным от животных действием прямохождения. В «Книге определений» преп. Анастасий Синаит также дает дефиницию воли ( θλημα, θλησις): «Воля есть устремленность мыслящей и разумной души к тому, что любезно ей». Если каждой природе соответствует характерное ей природное действие, то разумной природе, то есть Богу, ангелам и человекам, присуща еще и воля. Параграф 2.9 посвящен термину «воипостасное» (νυπστατον). Так как человечество Христа не составляет ипостась, отдельную от Ипостаси Бога Слова, ибо иначе «окажется, что мы утверждаем, будто Христос воспринял и спас некоего одного человека» (II, 3, 115–117), отрицать же реальность человеческой природы означает впадать в докетизм, то преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Бог есть беспричинная Сущность, всесильная Причина, некая сверхсущностная Причина всякой сущности. Бог есть безымянное и невыразимое людьми Бытие, творящее всякое бытие. Ибо Соломон сказал, что Бог есть «несообщимое Имя», 333 а «несообщимое Имя» есть то, которое не воспринимается слухом или мыслью ни людей, ни Ангелов. В скольких смыслах употребляется в Писании слово «Бог»? Ясно, что в двух: по естеству и по причастию: по естеству есть Творец, а по причастию и по благодати и праведники называются «богами». 334 Вопрос: Слово «Бог» относится в первую очередь к сущности, лицу, энергии, или же это образ или метафора? Ответ: Ясно, что оно энергийное, ибо оно не обнаруживает для нас сущность Божию (ведь познать ее невозможно), но слово «Бог» являет нам лишь доступную для созерцания Его энергию. Что есть Отец? Почему называется Отцом? Сколькими способами [мыслится] Отцовство в Боге? Отцом в собственном смысле слова называется беспричинная Ипостась, рождающая и нерожденная. Она называется Отцом, поскольку либо оберегает все, либо оберегает собственных чад, что и значит слово «отец». 335 Бог именуется Отцом в двух смыслах: по природе и по благодати; по природе Он [Отец] собственного и единосущного Бога Слова, а по благодати Он – [Отец] и нас, ибо [сказано]: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы». 336 Что есть Сын? Почему называется Сыном? И сколькими способами мыслится Сын? Сын в собственном смысле слова есть либо удвоение ипостаси при тождестве природы, либо однородное приумножение лиц, либо выход естества, познаваемый в сродстве. Также в собственном смысле слова о сыне говорится словно о «подобном», ибо каков отец по сущности, таков и единородный сын: от Нетварного – Нетварный, от смертного – смертный и от человека – человек. Наконец, о сыновстве в Боге говорится в двух смыслах: по природе и по благодати; Бог Слово является Сыном по природе, а праведники – по благодати. 337 Что есть дух? Почему называется духом? И в скольких смыслах говорится в Писании о духе? Дух 338 есть тонкое, невещественное, лишенное образа и исходящее бытие. О духе говорится словно о «все мановении», 339 потому что как некое мановение подает он знак всему, и все приводится в движение. О нем говорится в Писании в четырех смыслах: Дух – Святой Дух, Ангел – дух, и душа – дух, и ветер – дух; иногда же и ум называется духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Поэтому мы и говорим о двух волях и энергиях во Христе, дабы нам не сказать о неодушевленном теле и неразумной душе Его; ибо энергия одушевленного тела является ходьба и труд, а энергия разумной души – волящее, логическое и рассудительное сознание ее. Не только в одушевленных и движущихся, но и в неодушевленных и неподвижных обнаруживаются естественные энергии, как свидетельствует скаммония 376 и очищающие [растения], обладающие слабительным действием; ртуть, производящая смертельное действие, и цикута, также губительная. Удивительно то, что некоторые самые различные природы, часто лишаясь своих естественных энергий, порождают другие энергии. Например, раскаленный камень теряет свое охлаждающее действие, но приобретает (будучи неугасимым) способность жечь тела. Равным образом и кедр, обжигаемый, лишается своего растительного, возрастающего и порождающего действия, но [огонь] наделяет кедр неким целительным и уничтожающим червей действием. Итак, для тех, кто со знанием дела и рассудительно подходит к рассмотрению и суждению о названиях сущих, не составляет труда обнаружить, что большинство наименований любой существующей вещи соотносятся с энергией, а не с естеством, ибо они имеют имена, производимые от их собственных энергий. Для доказательства этого следует начать с самого Божия названия и имени. Ведь слово «Бог» 377 представляет нам не саму непостижимую и безымянную сущность Создателя, но Бог так именуется вследствие Своей созерцающей энергии. 378 Равным образом слово «Ангел» обнаруживает не саму сущность и бытие природы Ангелов, но они имеют наименования Ангела от их возвещающей 379 энергии и служения. Точно так же и человек 380 называется человеком не от сущностного своего качества, но потому что он, устремляющий взгляд вверх и именуемый «вверхглядящим», 381 единственный из всех живых существ, глядящих в землю, возводит очи горе; по причине своего «вверхглядящего» действия, он и называется человеком. Другие же говорят, что он называется человеком, так как из всех живых существ, ходящих согнутыми и с опущенной вниз головой, он один обладает действием прямохождения. 382 Итак, если оба названия сущностей Христа, имею в виду «Бог» и «человек», имеют имена от своих естественных энергий, то почему некоторые не стыдятся отрицать две энергии в Нем? Они без всякой другой ссылки из Писания или Отцов посрамляются самими названиями Христа, то есть «Бог» и «человек». Ибо, как мы только что говорили, почти всякая природа именуется от сущностной энергии своей. Например, «дева», 383 то есть «умерщвляющая огонь», 384 происходит от «умерщвлять разжигание плоти». 385 И опять же, когда мы говорим «голубь», 386 то обозначаем не естество этого живого существа или качество плоти его, но действие, которое им совершается – ведь название «голубь» происходит от «летать устойчиво». 387 И другие наименования соотносятся с энергией, а не с естеством. В частности, «олень», 388 «по-змей», 389 [происходит] от «поражать змей», 390

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

нужно постепенно упразднить пенсии и возложить материальную ответственность за родителей на детей. Родители будут заинтересованы вкладывать в образование детей, чтобы они больше зарабатывали не отменить вообще, не повышать возраст выхода на пенсию, как было сделано под давлением " из-за океана " и МВФ, а именно просто отменить пенсию с отпределенного поколения. Например, объявить, что послденим поколением, которое будет поулчать пенсию, будут родившиеся по 31.12.1979 включительно. А вот родившиеся 01.01.1980 и позже - уже нет. При этом родившимся до 01.01.1980 выплачивать пенсию во время и в срок, в полном размере - как положено. За задержку выплаты пенсии карать по всей строгости! И отменить повышение пенсионного возраста. Почему такая дата рождения? Потому что родившимся после 01.01.1980 сейчас 40 лет или немногим более, самое время увидеть свои ошибки и скорректировать свою жизнь 20. Ответ на 11, Адриан Послушник: Вот эту связь поколений надо возродить! Я уже здесь писал об этом, что нужно постепенно упразднить пенсии и возложить материальную ответственность за родителей на детей. Родители будут заинтересованы вкладывать в образование детей, чтобы они больше зарабатывали. И количество их будет гарантией безбедного существования стариков. Эта мера вряд ли понравится развращенным индивидуалистам и гедонистам. Но она необходима, чтобы спасти страну от вымирания. Разве у нас много зарабатывают хорошо образованные люди? 19. Ответ на 18, Бармалей: Для этого должна возродиться вера в Бога и Богу. Вера никому не должна. Это мы ей должны. Андрей, не надо уподобляться теософам, споривших о том, сколько ангелов может уместиться на кончике иглы. Тем более вы прекрасно поняли, что я говорил о людях, в которых вера в Бога мертва и она в них должна возродиться, воскреснуть и.т.п. В том-то и дело... Язык - это слепок наших понятий. И мы проговариваем то, что находится внутри нас, хотя хотели, вроде бы, сказать совсем другое. Пока мы не изменим нашу манеру речи, те формулы, которыми мы пользуемся, ничего не изменится. Пока мы будем говорить обезличено, относя должествование не к нам самим, ничего не изменится. Потому как в нас не живут ещё нужные изменения. Вот когда я скажу себе, что я должен возродить в себе веру, потому как та вера, которая у меня как бы есть, это лишь тень истинной веры, вот тогда формулировка будет правильной. И тогда я начну меняться (может быть). И тогда, видя меня, могут начать меняться другие, кто меня окружает. Но пока я отношу долженствование к самой вере (ну или к обществу, абстрактным людям или даже конкретным другим субъектам, которые просто отвернутся от моих слов), никакого позитивного сдвига не будет.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/01/ka...

Это, кротко улыбаясь, сказал я монаху Иоанну. 2, 4. И, повернувшись к церковному народу, я сказал: «Клянусь в любви к вам! Слыша, как севириане неустрашимо и неосмотрительно проповедуют и исповедают ипостаси во Христе, я знаю, какие ипостаси они подразумевают. Как только они слышат слово «природы», они считают, что это нечто неподходящее и нелепое, в том числе мужские и женские половые органы; и из-за этого они избегают этого слова, словно ученики сарацинов. Ибо, слыша о божественных родах и о рождении Бога, они сразу злословят его, подразумевая брак, размножение и плотское сочетание. Если севириане имеют в виду не это, почему, называя тело Господа разными наименованиями, чуждыми и недостойными Бога и ангелов, отвергаются исповедовать в Нем человеческую природу? Посмотри, в самом деле. Они называют тело Господа смертным, называют его тленным, называют его страстным, текучим, материальным, состоящим из земли и праха, жаждущим, голодающим, устающим – эти наименования, как я сказал, нельзя отнести ни к ангелам, ни к духам; только природой, то есть истинной реальностью отказываются называть его. Разве, говорю я, произносимое вами не более грубо? Они исповедуют, что Христос из-за плоти стал проклятием и стал грехом, как говорит Писание. 893 Они исповедуют, что Он был искушаемым сорок дней диаволом; 894 но не допускают называть [человеческую] природу, то есть истинную реальность. Мы спрашиваем их: какая природа Христа росла? Какая умерла? Какая подвергалась поруганию? Какая утомлялась? Какая плакала? И вообще, мы спрашиваем о всех уничижительных словах и действиях Христа: согласно какой природе они сделаны и сказаны? [Еретики] отвечают: по видимой плоти, состоящей из праха, по необходимости в пище, по человечеству, по телу Христову. Этими и другими наименованиями называя человечество Христа, они не решаются исповедовать Его природой, хотя, как я сказал ранее, называют Его ипостасью. Видел ли ты где более упрямых людей?» 2, 5. Противники сказали: «Если мы назовем тело Христа природой, то со всей необходимостью проявим себя последователями Халкидонского Собора, исповедующего в Нем две природы, то есть два лица, ибо нет безличной природы».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Схолия. В Писании говорится о человеке в четырех смыслах: человеком является Бог, Ангел, [сатана], внутренний и наш внешний человеке. 448 Ангел есть разумное, славословящее, огненное и неусыпающее живое существо. 6. О вере. Что есть вера? Почему она называется верой? Сколькими способами мыслится правая вера? Вера есть добровольное согласие. Схолия. Вера есть внутреннее бытие. Она называется «верой» 449 от «быть убежденным в чем-либо». 450 Правая вера понимается в двух смыслах: ведь есть вера «от слышания» 451 проповеди, и есть более прочная вера – «осуществление ожидаемых» 452 благ. Верой «от слышания» могут обладать все люди, а вторую стяжают только праведники. Правоверие есть неложное мнение о Боге и творении; или – истинная мысль обо всем; или – представление о сущих, как они есть. О слове. Что есть слово? В скольких смыслах понимается слово? Почему называется словом? О слове говорится в трех смыслах: Бог Слово есть Слово восуществленное; есть внутреннее слово Ангелов и произносимое в нашем мышлении; есть слово, произносимое языком. Слово называется так от «говорить». 453 Произнесенное слово есть вестник мысли. Христианин есть истинное разумное жилище Христа, основанное из благих дел и благочестивых догматов. Еретик есть клеветник и порицатель истины, а ересь – ложное приятие того, что не существует. 7. Неизменное есть то, что всегда остается одинаковым. Естественное есть либо то, что находится в естестве; либо происходящее в соответствии с общим и всецелым обыкновением; либо то, что истинно познается истинным. Противоестественное есть либо то, что Бог таким не создавал, либо то, что Он вообще не создавал – например, грех и смерть; сверхъестественное есть усвоившее себе то, что превосходит тварное; например, брак естественен, блуд противоестествен, а рождение Христа сверхъестественно. Обожение есть восхождение к более высшему, а не умаление или изменение естества. Икономия есть добровольное снисхождение могущества, свершаемое ради спасения некоторых. Быть обоженным означает быть возведенным в большую славу, но не изменение собственного естества. Смешение иногда означает соединение, а иногда обнаруживает слияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010