Это было выражением требования демократизации книжного учения и состава самих учителей: заявлялось право простолюдинов учить слову Божьему взамен «лживых учителей», поставленных церковью. Церковь преследовала такие действия. Она разработала чин избрания и поставления в священники и диаконы и формы благословенных и ставленных грамот архимандриту, духовнику, протопопу, священнику, протодиакону и диакону, тем самым нарушая издревле сложившуюся в приходах практику . Знаменательно в данном случае, что миряне боролись за устоявшиеся обычаи поставления в низшее рядовое духовенство не только словом, каким было, например, «Слово о лживых учителях», но и «делом», каким явилось столь, казалось бы, кощунственное нападение на монастырь и жестокая расправа с самими монахами. Это, конечно, свидетельство жестокости нравов, глубоко противоположных нормам христианской этики, равно жестоких как с одной, так и с другой стороны. Борьба крестьян с монастырями — явление широкое и устойчивое на протяжении многих веков. Этой теме посвящены исследования И. У. Будовница и В. И. Корецкого, к которым мы отсылаем интересующихся этой темой читателей . Приведенный ряд примеров крестьянского религиозного вольнодумства, их прямых столкновений с церковью (монастырями) невелик. Мы, впрочем, не ставили целью мобилизацию источников, которые могли бы пополнить этот ряд. Несомненно, что крестьянские выступления, о которых идет речь, были зафиксированы в доступных нам источниках, как и в источниках до нашего времени не дошедших. В пользу того, что в данном случае мы имеем дело не со случайным набором фактов, говорят такие обстоятельства, как краткий хронологический отрезок времени, в котором они нашли место и, в еще большей степени, широкая география их распространения. Таким образом, мы имеем дело с явлением в духовной жизни крестьянства, тем более требующим внимания, что оно проявило тенденцию к росту и явному усилению идеологической мотивации в течение середины и второй половины XVI в. (см.: «Житие Адриана Пошехонского»  — о бурных событиях в Пошехонском монастыре в 1550 г., «Похвальное слово св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

В 1930-х годах храм лишился своего завершения. Изящная шатровая колокольня, судя по фотографиям, была разобрана в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Во время разрушения она частично повредила трапезную. До 1970-х годов в закрытом храме располагались торговые конторы. После перевода городского базара в другое место, вологодские власти всерьез рассматривали вопрос о строительстве на Торговой площади высотного административного здания. При реализации этого проекта древний храм планировалось снести. В конечном итоге новое здание облисполкома было возведено на улице Герцена, а в бывшую Казанскую церковь переехала служба ревизоров автоколонны 1117. Возрождение Покровско-Казанского прихода началось в начале 1990-х годов стараниями протоиерея Василия Павлова и общины верующих, которую возглавила Д.Н. Тихомирова. В 1992 году обезглавленное здание Казанской церкви было передано Покровской общине. С того времени и началось восстановление храма. В 1995 году указом президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года 176 " Церковь Казанская, 1760 г. каменная, Торговая площадь, 6 " поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения. На начало 2010 года восстановлено завершение четверика, две главки над трапезной. Многие годы помощь в возрождении Казанского храма Вологды оказывает ООО " Вологдарегионгаз " . В реставрацию памятника предприятие вложило около двух миллионов рублей собственных средств. В настоящий момент ведутся работы по восстановлению колокольни церкви. 16 июня 2014 года образован приход храма Казанской иконы Божией Матери города Вологды . 11 мая 2015 года освящен южный придел храма в честь святых апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра . Казанский храм вместе с храмом Покрова на Торгу входит в Архиерейское Покровское подворье. Архитектура и убранство Форма постройки храма - кубическая с одной главой, низкая трапезная с двумя главками над приделами. Над трапезной стояла колокольня шатрового типа с маленькой главкой. Храм имел три придела: апостола Андрея Первозванного , преподобного Адриана Пошехонского и святых апостолов Иасона и Сосипатра . Убранство фасадов здания состояло из плоских лопаток, расположенных по углам, и простых карнизов в завершении. Вход в храм открывал перспективный портал с рядом арок и колонн. С южной стороны к церкви было пристроено каменное крыльцо с колоннами, а над входом помещался живописный образ Знамения Божией Матери.

http://drevo-info.ru/articles/13675714.h...

Тропарь преподобному Герасиму Вологодскому, глас 4 Яко безплотным единонравен,/и преподобным сообщник, преподобне Герасиме,/един на Вологду пришел еси,/прорицая ту быти граду великому/и в нем святей церкви воздвигнутися/и святителем водворитися./Темже и сподобился еси/близ того погребен быти/и по преставлении своем многими чудесы исцелений просиял еси./Молися всегда о нас,/яко да обрящем от Бога милость. Кондак, глас 8 От юности, премудре, мирский мятеж оставил еси,/и многоценныя ризы тленныя возненавидел еси,/и святую одежду ангельскую любезно восприял еси,/и ту соблюл еси в чистой совести/и во благих делех, и до преставления своего/бысть Божественнаго ради жития Троицы селение/и просветил еси верою приходящия к тебе;/темже вси зовем ти:/радуйся, отче Герасиме всечестный. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Герасиме,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь благоверному великому князю Георгию (Юрию) Владимирскому, глас 8 На высоте великаго княжения седя,/явился еси благочестием и верою сияя отечеству своему, яко солнце;/по Святей Троице ревностнию разжегся,/и за веру крепко пострадав, кровь твою пролиял еси./Тем и отсеченная твоя за Христа глава свидетельствует яве о тебе,/прилепшая по смерти к телеси твоему:/с неюже и до днесь нетленны пребывают мощи твоя,/от нихже источаеши исцеления душам и телесем нашим./Но яко дерзновение имея ко Христу, страстотерпче Георгие,/непрестанно моли державу твою и сродник твоих/безвредну сохранити молитвами твоими. Кондак, глас тойже Христове смерти подобяся,/и Того испита чашу возжелев, яко Живота,/за Негоже мужески подвизался еси, презрев земное царство,/от безбожных варвар пострадав до смерти,/Георгие Богомудре,/тем моли спастися верным людем молитвами твоими. Величание Величаем тя,/святый благоверный княже Георгие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 5/18 Мученика Конона Исаврийского (I). Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За Александровым шел Куприянов день (31 авг.) (см.: Куприян). Считалось, что собираются в этот день журавли на свое первое вече на болотине, в лесной чаще уговор держать, каким путем-дорогой на теплые воды лететь. Лит.: Коринфский А. А. Народная Русь. М., 1995; Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1957. Авдей Радетель Народное название дня памяти пророка Авдия 19 нояб./2 дек. В этот день по русскому поверью, чтобы нечистая сила не проникла в дом и не осталась в нем зимовать, каждый хозяин с молитвой св. Авдию должен был простучать обухом топора все двери и окна. Молились святому также о помощи в хозяйстве. Считалось, что родившийся в этот день будет думать не только о своем хозяйстве, но стараться помогать другим. В этот же день русские вспоминали св. прп. Варлаама, игумена Киево-Печерской Лавры (1065), а также св. Адриана Пошехонского, ярославского чудотворца. Авдотьин день Народное название дня памяти прмц. Евдокии (362–364), 4/17 авг. В разных местах России этот день называли днем Авдотьи Сеногнойки, Авдотья, Евдокия, Ягодница, Евдокия Огуречница, Сладостница, Малинуха, Малиновка, а также Семь отроков эфесских, День семи отроков. Последние два названия связаны с празднованием в этот день памяти Семи отроков эфесских (V в.). Авдотьин день падал на уборочную страду. Русские крестьяне верили, что при уборке урожая им помогает сама св. Авдотья (Евдокия). Когда Авдотья устает жать, а серп ее от работы накаляется, она бежит к реке серп остудить, освежить лицо свежей водой. Авдотьин день богат овощами. С гряд собирают огурцы, Авдотье кланяются за хорошо выращенные огурцы. Ходят за малиной в лес, поэтому Авдотью еще называют Малинухой. В этот день парни невест не выбирали – считалось, что в этот день невесты пригожи, как красна ягодка-малина и поэтому можно ошибиться. В этот день часто бывали дожди. Если сено не успели собрать, все сгниет. Поэтому Авдотью называли еще и Сеногнойкой. Авдотья свистунья см.: Евдокия Весновка Авраамий и Анастасия Народное название дня памяти прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почитание усопших подвижников благочестия состояло, с одной стороны, в том, что при их гробах возносимы были молитвы о них, а с другой стороны – в том, что над их гробами устроились некоторые так сказать монументы в честь их, вместе с чем соединялось и некоторое вещественное или видимое их (подвижников) чествование. Возношение молитв состояло в том, что усердствовавшие к памяти подвижников христиане приходили и пели при их гробах панихиды о них и что в дни их преставления совершались о них заупокойные литургии. Автор сказания об обретении и открытии мощей святителя Митрофана, которое вкратце мы передали выше, говорит: «Память христианских и пастырских добродетелей святителя Митрофана чтима была в Воронеже со времени кончины его: усердствующие приходили на место погребения его и просили совершать о нем панихиды». Так это было и в древнее время в отношении к тем подвижникам, память которых начинала быть чтимою с самого времени их погребения. Что касается до за- —77— упокойных литургий в день кончины, то пусть читатель сравнивает приведенные нами выше распоряжения: архиепископа Новгородского Феодосия о заупокойной литургии по преп. Иакове Боровицком (стр. 97) и игумена Троицкого Сергиева монастыря Арсения о заупокойной литургии по преп. Стефане Махрищском (стр. 201). В объяснение усердия, которое побуждало людей совершать заупокойные моления о подвижниках, сейчас названный автор Сказания о обретении и открытии мощей святителя Митрофана, говорит в приложении к сему последнему, что усердие можно изъяснять не иначе, «как возникавшею из опытов уверенностью, что молящемуся на земли о святителе Митрофане сей святитель на небеси ответствует своею за него молитвою и таким образом небесный молитвенник благодетельствует молитвеннику земному». Устроение некоторых монументов над гробами подвижников, соединявшееся с вещественным их чествованием, состояло в следующем. Если подвижник погребен был в церкви, т. е. под церковью (под полом её), то на полу церкви, над местом могилы, устроялась гробница или надгробница, имевшая вид раки с мощами, подражанием которой она была или вид гроба, памятника, 2080 а если подвижник погребен был вне церкви, на открытом кладбище или погосте, то над могилой ставилась небольшая часовня, а в часовне на могиле устроялась та же гробница или надгробница, что выше. Затем, в обоих случаях гробница покрывалась покровом и перед нею ставилась свеча, – об устроении гробниц или надрогробниц говорится в сейчас указанных нами распоряжениях архиепископа Феодосия и игумена Арсения и еще в распоряжении патр. Филарета о перенесении тела преп. Адриана Пошехонского из пустого места, в котором он был погребен, в его монастырь (стр. 228). 2081 Иногда вместо покровов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тот стучит. Выходит Иоанн: «Чего тебе?» - «Корзины». «Ах да», - делает два шага, и опять углубляется в молитву. Какая же это дисциплинированность и трудолюбие? Представьте, позвали мы строителя облицевать ванну плиткой. Он положил одну - и ушел в молитву. Мы его прогнали бы в первый день. А может это второй Иоанн Колов? Я уже молчу про логичность действий преподобного Алексия, человека Божия , святых мучеников князей Бориса и Глеба, преподобного Сергия Радонежского, уходящего из собственного монастыря после выходки брата, юродивых Христа ради и многих-многих святых, чьи поступки не вмещаются в мирское сердце. Вот уж точно: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14). С этой нелогичной церковной точки зрения труд - лишь инструмент для отсечения праздности и лености. Поэтому мы и поставлены Богом в зависимость от труда - чтобы вконец не разлениться. Но христианство никогда не мыслило о труде в обезьяньих эволюционных категориях. Христианство никогда не говорило, что труд сам по себе «облагораживает». Облагораживает тот труд, который соединяется с молитвой, и только по причине соединения с этим высшим духовным трудом. Да, православный человек должен быть добросовестным и старательным работником, но вряд ли он должен быть трудоголиком. Я люблю православных. Да, я встречал всяких, но эти «всякие» встречались всю историю Церкви, начиная от первохристианской общины, и заканчивая нашими днями. Святитель Иоанн Златоуст был осужден неправедным собором православных епископов и умер в ссылке, святителя Епифания Кипрского прямо в алтаре хотел убить диакон, преподобного Адриана Пошехонского убили «по благословению» священника, от рук православных крестьян погиб преподобный Агапит Маркушевский, преподобного Симеона Нового Богослова чуть не выгнали из монастыря собственные монахи... А мелких пакостей и неприятностей, причинявшихся святым от своих же, и вообще исчислить невозможно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 2)/фрагмент/. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собр. Файл 3493.jpg:   Размер: 240x1200, 0.29 MPix, 43 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (160) , (1) . Описание: [Москва. 1962-73.] Собор Ярославских святых (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1962-73 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского). Файл 3494.jpg:   Размер: 567x503, 0.29 MPix, 32 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (146) , (1) . Описание: Икона " Св. Адриан Пошехонский " . Дерево, левкас, темпера, творёное и сусальное золото. 37Х30,5. Вологода (?), последняя треть XVIIIb. Раскрыта, в превосходной сохранности. В местной вологодской традиции святой почитался как покровитель рыболовного промысла. Икона представляет значительную ценность как образец высококлассного письма и произведение на редкий сюжет. Житиё святого повествует о том, как в 1540г. таинственно явившийся инок указал Адриану место новой обители на берегу речки Вотхи. Адриа[...] Файл 13593.jpg:   Размер: 663x842, 0.56 MPix, 252 Kb. Дата: 2011-09-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (222) , (4) . Описание: 1902, изд-во: хромолит. Е. И. Фесенко., город: Одесса, формат: 11, 8 х 14, 5, состояние: Очень хорошее. Святой христианин и подвижник Андриан, призывавший народ к православной вере, любви и миру, был убит разбойниками-безбожниками, предположительно, в XVI веке. Его мощи были найдены в 1626 году в Пошехонье, в старой церкви под полом, и с почестями перенесены в Андрианову пустынь. По преданию, во время торжественного шествия свершилось множество чудес. Приложившиеся к мощам люди горячо молились [...] Файл 28964.jpg:   Размер: 665x800, 0.53 MPix, 142 Kb. Дата: 2017-03-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (134) , (0) . Описание: Изображение святого преподобномученика Адриана Пошехонского Чудотворца. Сер. XIX в. 44х38 см. Частное собрание (Dr. Fischer Fine Art Auctions, 2014).

http://pravicon.com/icon-1067

Скачать epub pdf Схимонах Иоанн Молчальник Схимонах Иоанн (в миру – Иларион Родионов) родился в 1810 году. Происходил из крестьян Ярославской губернии, из семьи старообрядцев. С отроческих лет Иларион был обучен грамоте. Находясь в расколе с Православной Церковью , юноша стремилась узнать истину, и Господь не оставил Своего раба пребывать во тьме. В пяти верстах от Пошехонья находился основанный по благословению митрополита Макария Адриановский Пошехонский монастырь, в котором почивали мощи преподобного Адриана Пошехонского. В обители подвизался старец, известный в округе своею подвижнической жизнью и духовной мудростью. Иларион часто посещал эту обитель. Духовные беседы старца-подвижника благотворно подействовали на его восприимчивую душу. Вскоре Иларион, оставив своих родных, обратился в Православие из раскола, и около четырех лет проживал в Адриановском монастыре. В 1835 году, в возрасте 25 лет, Иларион прибыл на Валаам при игумене Вениамине. Ревнуя о подвижнической жизни, он с усердием выполнял все послушания. Но враг рода человеческого, желая удалить юношу из святой обители, навел на него искушения. Однажды, когда он был в келье, ночью диавол вошел к нему в виде седого старика, схватил за ногу и потащил, приговаривая: «Выходи вон из монастыря!» Потом явились и родственники, которые стали звать Илариона обратно в мир. Не выдержав таких искушений, Иларион решил уйти из монастыря, отпросившись у игумена съездить домой за увольнением от общества. Когда он возвратился в мир, родные стали уговаривать его жениться. Поддавшись их уговорам, Иларион женился и стал проводить обычную мирскую жизнь: торговал, ездил на Нижегородскую ярмарку. Внешне все шло как будто благополучно, но душа томилась от суеты житейской. Но милость Божия не оставила будущего подвижника. Вскоре жена и дети умерли. Лишившись близких сердцу людей, Иларион, как бы очнувшись от сна, оставил хозяйство родным и в 1840 году снова возвратился на Валаам, уже при игумене Дамаскине. 27 февраля 1843 году Иларион был определен в послушники, 6 августа 1847 года пострижен в монашество с именем Ириней. С полным самоотвержением и совершенным отречением своей воли нес он все тяжелые послушания: обрабатывал поля, убирал и молотил хлеб. В течение 28 лет он нес еще одно тяжелое послушание, совершая поездки по озеру в г. Сердоболь с почтой и по другим монастырским делам. В этих поездках его жизнь многократно подвергалась опасности. Однажды зимой ехал он на лошади с почтой по льду озера. В пути, переезжая разлом льда, лошадь у него провалилась в воду. Он был один, и помочь ему было некому. Долго он бился, вытаскивая ее, пока не обратился с молитвой к своим покровителям – преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и тут словно невидимая сила помогла ему – лошадь мгновенно очутилась на льду. Отличительной чертой отца Иоанна была живая, горячая вера в помощь Господа Бога и Его святых угодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Адриан нёс с собой написанную им икону Успения Божией Матери . 13 сентября 1540 года, под праздник Воздвижения Креста Господня, преподобный Адриан и старец Леонид прибыли в дикий Пошехонский лес, находившийся между селениями Белти, Патрабольшим, Шельшедольским и Ухорским, и остановились на берегу реки Вотхи. И там ведший их старец вдруг стал невидимым. Изумленные путники начали воспевать канон и службу празднику, со слезами благодаря Бога. И как предвестие будущей славной обители - места прославления Бога - по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон. Прмч. Адриан Пошехонский в молении перед образом Успения Божией Матери. Икона (Ярославль, 1-я треть XVIII в. 31,9×27,6 см.) из имения Петровское Рыбинского уезда. Собрание Рыбинского музея Три года прожили преподобный Адриан и старец Леонид в пустынном одиночестве, терпя нужду, преодолевая искушения от диавола и поношения от злых людей, а затем приступили к осуществлению заветного намерения. Выбрав удобное время, подвижники отправились в Москву к митрополиту Макарию испросить благословение на основание в Пошехонской стороне, на реке Вотхе, обители и храма в честь Успения Божией Матери. Святитель Макарий благословил подвижников устроить монастырь, вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во пресвитера и возвел в сан игумена . В ставленной грамоте, выданной преподобному Адриану, святитель повелел " священноинокам, диаконам, инокам и простым людям слушати его и во всем повиноваться, яко пастырю и учителю " . В Москве пошехонские пустынники нашли и щедрых благотворителей, которые, видя дерзновение старцев, подали обильные пожертвования на воздвижение храма. Вернувшись в свою пустыню 31 мая 1543 года, святой игумен Адриан заложил церковь с трапезою в честь Успения Пресвятой Богородицы. Украсив и освятив новую церковь, преподобный Адриан приступил к устройству новой обители . В монастыре был введён строгий устав Корнилия Комельского . Не имея ничего своего, довольствуясь во всем малым, большую часть времени иноки посвящали молитве, церковной и келейной, немало времени уделялось и на чтение Священного Писания. Причем чтение это совершалось " не велегласно, ни красно, но смиренным гласом и кротким; один читает, а второй рассуждает о прочтенном " , читали также и наедине.

http://drevo-info.ru/articles/9478.html

Известия о жизни Сергия Обнорского передавались из уст в уста иноками соседнего Павлова монастыря в продолжение ста лет, пока игумен этой обители Протасий не записал их в своих свитках, по которым уже около 200 лет спустя после кончины святого игумен опять чужого Дионисиева монастыря на Глушице составил биографию Сергия, а братия Сергиева монастыря только «в скорби и печали бяше зело», что житие доселе не написано «и в забыть прииде многим». В продолжение 122 лет жизнь Варлаама Своеземцева оставалась не описанной «простоты ради инок» обители его, все «памятухи» уже вывелись, предание о святом начинало гаснуть, а монахи сетуя все ждали, не напишет ли им кто жития, пока не посетил и их проездом тот же биограф Сергия Обнорского. Часто случалось, что в пустынном монастырке были еще живы старцы-памятухи основателя, но житие поручалось какому-нибудь «новоуку», недавно постриженному, никогда не видавшему святого, но грамотному монаху. По литературе житий XVI и XVII в. легко можно следить за действием рассматриваемого условия: чем дальше углублялась она в глухие пустыни, тем больше краски ее тускнели, литературные приемы и слог становились проще В большинстве вышедших отсюда житий приятно читать ровный и простой, хотя не совсем правильный грамматически рассказ; одним из лучших образчиков их можно назвать житие Арсения Комельского; но, как легко заметить по их предисловиям, эта ровность рассказа происходила оттого, что биографы едва могли справляться с общими местами и ораторскими отступлениями и старались избегать их в рассказе. Биограф Адриана Пошехонского, очень желая выражаться по-церковнославянски, даже с пожертвованием грамматики, часто, однако ж, должен был отказываться от своего желания, а составитель жития Александра Куштского, по-видимому, даже плохо понимал церковно-славянскую речь с отвлеченным содержанием: пародируя в своем труде предисловие к житию Дионисия Глушицкого, он внес в него такие перемены и ошибки, какие делают, копируя малопонятные слова. Рассмотренные условия позволяют сделать вывод, что искусственность стиля житий находилась в обратном отношении к их литературному распространению: этот стиль падал и упрощался по мере того, как расширялся круг производительности житий и их читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010