Есть некое таинственное движение от страшного дня Пятидесятницы, когда вся тварь прияла как бы огненное крещение Духом, и в ней утвердилась нерушимая сокровищница благодати, – к тому последнему пределу, когда явлен будет святый град Новый Иерусалим, сходящий с небеси, где не будет уже храма, ибо Господь Бог Вседержитель будет храмом и Агнец, и светильник – Агнец. Предельного исполнения Церковь достигнет в Воскресении мертвых и в жизни будущего века. И об этом исполнении таинственно свидетельствует Откровение Апостола Иоанна, – «се скиния Бога с человеком, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». В церковном бытии предваряется прославление твари, и предвосхищается. И потому среди томления и суеты не смущается наше сердце и не устрашается. Ибо имеем обетование: «Се Аз с вами во вся дела до скончания века...» Прага – Париж 1925–1927 Часть 1 «Никто же да рыдает убожества, явися бо общее царство...» (Из Пасхального огласительного слова). Святая Евхаристия совершается в память о Христе. И прежде всего – в воспоминание о Тайной Вечере, когда Господь установил и Сам впервые совершил святейшее таинство Нового Завета со учениками Своими и дал заповедь: сие творите в Мое воспоминание... Но это не только воспоминание. Вспоминают о бывшем и прошедшем, о том, что некогда случилось и чего уже нет. А Тайная Вечеря не только была единожды совершена, но таинственно продолжается и до века, – «дондеже приидет...» Это исповедуем мы каждый раз, приступая к евхаристической чаше: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими... Продолжается, не повторяется. Ибо едина жертва, едино приношение, един Иерей, «приносящий и приносимый...» «И ныне предстоит тот же Христос; Кто приготовил ту трапезу, Тот же приготовляет и эту теперь», – говорит Златоуст. И прибавляет: «Та трапеза, за которой было установлено таинство, ничем не полнее каждой последующей, потому что и днесь совершающий вся и преподающий есть Он, как и тогда». В этом открывается тайна соборности, тайна Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Зачем Спаситель идет в Иерусалим? Пострадать за нас, чтобы этими страданиями и смертью вымолить нам у Отца Небесного прощение грехов. Он идет теперь как Агнец, назначенный на заклание за грехи рода человеческого от сложения мира. Его изображал агнец пасхальный, вкушаемый евреями в праздник Пасхи. Его изображали и все ветхозаветные жертвы. Но с другой стороны, Он шел как Царь, через страдания, крестную смерть и воскресение покорить всех врагов наших под ноги Свои, чтобы разрушить ад, уничтожить власть диавола, сделать чтобы верующих в Него беспрепятственно приводить к вечному покою в устроенном Им Царстве Его. Он есть тот Царь кроткий, спасающий, вседший на жребя подъяремного, которого видел за несколько сот лет пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима», – говорил Он тогда( Зах.9:9 ). Вот мы, держа свечу, и радуемся, видя в Христе нашего Владыку Избавителя, нашу утеху, нашу надежду при смерти и по смерти. Но истинной ли радостью исполнено, христианин, твое сердце? Истинно радуется о Христе тот, кто дорожит спасением, устроенным Христом, кто думает об этом спасении, живет для него, всю деятельность свою направляет к приобретению Его. Так ли у тебя? Но что если земное благополучие ты ставишь выше вечного спасения? Что если приобретение этого благополучия занимает весь ум твой, все время твое, все силы твои? Что если ты временным, земным занят так, что некогда тебе и подумать о душе, о Боге, о вечности? Что если при этом грехи, грехи тяжкие лежат на душе твоей? О, нет, тогда тебе нечему радоваться, сначала отряси с себя суету мирскую, сначала разорви дружбу с грехом, притеки к покаянию, соединись со Спасителем, – и только тогда возрадуешься радостью истинной. А до того радость твоя будет ложная, видимая, кажущаяся. Свеча горящая еще означает пламенную любовь нашу к Спасителю. И можно ли не любить Его? Он идет за нас душу Свою положить, – Он, безгрешный, идет страдать за нас – грешников, и кто же останется холодным и бесчувственным в отношении к Нему? И какое сердце не тронется при мысли о тех поруганиях и биениях, о тех крестных невыносимо тяжких мучениях, которые Он идет претерпеть за нас? И какая душа останется неблагодарной при представлении тех благ, какие подает Он через эти страдания? «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», – говорит апостол ( 1Кор.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И вот поэтому мы празднуем с вами: Един Суббот Царь и Господь, праздников Праздник . Вот Христос прошёл мимо, как Ангел-Губитель проходил мимо домов, которые были помазаны жертвенной кровью пасхального агнца (см. Исх. 12:12–13,23 ). Вот искупительное значение крови. Прообраз этого Искупления – пасхальный агнец, которого нужно было заколоть к вечеру Исхода, испечь на огне, не сокрушая его костей, и съесть с горькими травами с великой поспешностью, потому что вечером надо было в ночь покидать Египет (см. Исх. 12:6–8 ). Так и Господь, как пасхальный Агнец, един Суббот Царь и Господь, является нашей Пасхой, нашим Спасением и Воскресением. И хотя смерть по-прежнему берёт свой оброк, но в лице Его она, силы её подорваны. И на вопрос: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой? Христос Марфе говорит: Воскреснет брат твой (см. Ин. 11:21–23 ). Она не допускает и мысли, что это произойдёт сейчас: Знаю, что в последний день (см. Ин. 11:24 ), то есть в конце веков при παρουσα, при Втором Пришествии. Но Он же его воскрешает и этим воскрешением показывает, что это воскрешение коснётся некогда всех: «Общее прежд Твоея страсти увряя» – удостоверяя, что будет всеобщее воскресение, Ты прежде Своих страданий воскресил Лазаря . И вот этот Лазарь действительно самое такое доказательство того, что Господь силён воскресить и весь род человеческий. Апостол Павел в Послании к Фессалоникийцам . Откройте все Первое Послание, находите 4-ю главу. Здесь мы читаем с вами его учение, 13-й стих: «Не хочу же оставить вас, братие, в об умерших [то есть, я хочу, чтобы вы знали, что мы должны думать об умерших от века], дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды [Сирах говорит: О мертвом плачь семь дней и прекрати плач (см. Сир. 22:11 ; Числ. 19:16 ). Дальнейший плач будет уже оскорблением Бога, а вот о глупце плачь все дни жизни его. А о мёртвом – семь дней и довольно. Остальное – поминай в молитвах. Так вот, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды]. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним [Обратите внимание на первую часть фразы: если мы веруем. Всё ставится вопрос о нашей вере ( Евр. 11:6 ), как мы относимся к этому свидетельству: если веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним. Если не веруем – не будем иметь и того, что дальше сказано]. Ибо сие говорим вам словом Господним [не своим словом, а словом Господним], что мы, живущие [на тот момент], оставшиеся до Пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещени и [что это за при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздэхе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

...и Моисей воззвал к Господу о жабах... жабы вымерли... и возсмердела земля... (исх. 8:12–14). Таким образом, прекращение казни от жаб, в соответствие нераскаянности и упорству Фараона, имело характер новой казни; ибо лягушки не удалены были обратно в воды рек, озер и болот, а только все вымерли, так что от громадного множества трупов их воссмердела земля Египетская. Гл. XII, 1–27. Закон о Пасхе И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев... ( Исх. 12:1, 2 ). каком месяце здесь идет речь и с какою целью он полагается в начало месяцев? Здесь говорится о месяце, соответствовавшем половине нашего марта и половине апреля. Еврейское название этого месяца авив, т е. месяц колосьев 470 , заменилось, после плена вавилонского, халдейским названием нисан, точно так же, как и другие еврейские месяцы стали называться по халдейски. Авив или нисан полагается в начало только церковного года, между тем как гражданский год у Евреев начинался по прежнему месяцем тисри, который соответствовал половине нашего сентября и половине октября. Новый год учреждается в соответствие с началом новой жизни еврейского народа – по освобождении его от египетского рабства и в память сего освобождения. Сей год был, кроме сего, прообразовательным началом новозаветной церкви. «А дабы показать предварительно, что освобождение Евреев точно и единственно есть дело Божие, то учреждение Пасхи и нового лета сделано еще в Египте 471 . Скажите всему обществу (сынов) Израильских: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца... И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером... ( Исх. 12:3, 6 ). В какие именно часы вечерние закалался агнец пасхальный? По буквальному выражению подлинника еврейского, сие заклание происходило между двумя вечерами, т. е. между тем временем, когда солнце только что начинало склоняться к западу (по-еврейски первый вечер) и тем, когда оно совсем уже заходило (второй или другой вечер). Сие продолжение времени было между нашими вторым или третьим и шестым часами пополудни. Большая часть отцов церкви полагают, что ветхозаветная пасха должна была совершаться в то именно время, когда заклан был агнец Божий и Спаситель мира, а смерть Господня произошла между 2-ы и 3-м часами пополудни или, по еврейскому счету, в 9-м часу дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху «Возьмите овча по домам и принесите в жертву, как повелел Законоположник», – перефразирует так этот стих св. Иоанн Златоуст , и, сопоставляя прообраз с Первообразом, продолжает, – «но Христос не так сделал; Он не повелевает этого, а Сам становится, как овча, принося Отцу Себя Самого в жертву и приношение» («Беседы на Евангелие от Иоанна» т. 1, стр. 166). Гл. 12, 22 возмите же кисть иссóпа, и омочивше в крóвь, яже близ двéрий, помáжите прáги, и на обою подвóю, от крóве, яже éсть близ двéрий: вы же да не изыдете кийждо из двéрий дóму своегó до заýтрия и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра «С иссопом соединяется кровь. Этот образ, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – косвенно показывает нам, что честная кровь Христова избавляет нас не только от гибели, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри нас» (тв. ч. 3, стр. 250–251). Гл. 12, 23 и мимо прóйдет Госпóдь избити Египтяны, и ýзрит крóвь на прáзе и на обою подвóю, и минéт Госпóдь двéри, и не попýстит погубляющему внити в дóмы вáша убивáти И пойдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдёт Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в дома ваши для поражения «Если агнец при Моисее удалял погублявшего ангела, – замечает св. Кирилл Иерусалимский , – то Агнец Божий, вземлющий грех мира, не паче ли освободить от грехов? ( Ин.1, 29 )» («Огласительные поучения» XIII, 3; стр. 240). «Иудеи заклали агнца из стада овец и кровью его избавились от ангела-истребителя; а мы, – рассуждает св. Иаков Низибийский , – кровью Агнца, избранного Сына, исхищены от дел греха, совершённых нами» («Слово о Пасхе» стр. 35). Уясняя прообразовательный смысл пасхального агнца, и св. Григорий Нисский говорит в том же духе: «Назначается пищей для нас соделаться тому телу, из которого излита кровь, и показуемая на дверях удаляет от нас губителя египтян» (тв. ч. 1, стр. 292).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И Я пройду в эту ночь по земле египетской и поражу всякого первенца у Египтян, от человека до скота, а когда у вас увижу кровь на домах, пройду мимо вас и не дам губителю войти в дома ваши для поражения. В последующее время этот день празднуйте во все роды, и в продолжение семи дней ешьте пресные хлебы». Все это установление о Пасхе было предъизображением будущего избавления рода человеческого от рабства греху и диаволу. Агнец Пасхальный знаменовал Искупителя Сына Божия, Которого бытие не измеряется числом лет, а представляет само в себе один беспредельный год вечности, и Который не имеет в Себе греха: и Его-то кровь, которою мы знаменуемся в таинствах, спасает нас от вечной смерти. Все, что Бог заповедал Моисею и Аарону касательно Пасхального Агнца, было пересказано чрез старейшин Израилевых всему народу. В каждом семействе был отделен и в свое время приготовлен Агнец. У всех Евреев двери были помазаны кровью и заперты, никто не выходил из них до утра. В полночь Ангел погубляющий прошел по Египту и поразил всех первенцев у Египтян, от первенца фараона до первенца узника, заключенного в темнице, и всех первородных из скота. Не было дома, где бы не было мертвеца. По всему Египту разносились вопли горести и ужаса. Фараон призвал Моисея и Аарона и повелел им вывести весь народ еврейский со всем скотом их. И Египтяне до такой степени понуждали его выйти, что он не успел заквасить теста для хлебов на дорогу, и понес его пресным, и уже в дороге напек себе опресноков. Впрочем, Египтяне не отказали Евреям в золотых и серебряных вещах и в одеждах, которые, по наставлению Моисееву, Евреи выпросили у Египтян, и получили как плату за долговременные и тягостные труды свои в пользу своих притеснителей. Когда Израильтяне выходили, Египтяне хоронили первенцев, которых поразил у них Господь. Впрочем, страх и горести скоро уступили место сожалению, зачем они отпустили Израильтян, которые работали на них. Фараон обрадовался, когда услыхал, что они направили путь к Чермному морю и сказал: «они заблудились; пустыня преградит им дорогу».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Иисус Христос, как видно из Евангелия, соблюдал иудейский обычай благодарения Бога при преломлении хлеба. На правах главы семьи Христос-Учитель, «взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» ( Мф.14:19 ); «и, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу» ( Мф.15:36 ); в Эммаусе на правах гостя, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» ( Лк.24:30 ). Так поступали и апостолы: «взяв хлеб, он (апостол Павел) возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть» ( Деян.27:35 ). Вне сомнения, что и на последней вечере Христа с апостолами, которая справлялась как пасхальная, Христос совершал подобного рода благодарения как над хлебом, так и над вином. Сопоставляя данные синоптиков о ходе Тайной вечери в связи с пасхальным ритуалом, как он изложен в Талмуде, можно полагать, что, когда ученики выпили положенные в начале пасхального стола чаши ( Лк.22:17 ) и ели пасхальные блюда, «и когда они ели» ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ), Иисус Христос взял лежавший на столе во образ пасхального агнца кусок хлеба и, благословив его, разломил его на куски и, вкусив Сам, как требовал обычай пасхальной трапезы, преподал его им, сказав: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается» ( Лк.22:19 ). Хлеб, до этого момента напоминавший апостолам пасхального агнца, преподан был им как Тело Того, о Ком еще древле пророк Исайя сказал: «…Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ), – и Кого видя, Предтеча сказал будущим апостолам: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Апостолы, вкусив хлеба, причастились Божественного Тела. После этого Христос взял чашу «благодарения», «также и чашу после вечери» ( Лк.22:20 ) и, возблагодарив Бога и испив от нее 17 , преподал ее апостолам как Свою Кровь, проливаемую за них. Во всем происшедшем для апостолов было важно то, что им было преподано Тело и Кровь Спасителя и что эта непостижимая для человеческого ума тайна была совершена Христом в связи с благодарениями Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Иосиф Аримафейский. Восточное христианство до сих пор оставляет также без истолкования эту черту повествования о смерти Спасителя, которая, конечно, по меньшей мере, так же важна и драгоценна, как и все остальные. Правда, упоминание о нем введено в евхаристическую символику, именно: в последовании проскомидии эти евангельские слова произносятся при «прободении» Агнца копием, что сопровождается вливанием вина в евхаристическую чашу. Однако очевидно, что эта символика берет событие лишь с внешней стороны, само же по себе оно евхаристического значения не имеет и с Тайной Вечерей не связано. 22 Спрашивается, что же содержится в автентичном истолковании рассматриваемого события, в истинности которого с такой исключительной настойчивостью заверяет Евангелист, на основании приводимых им двух ветхозаветных текстов. Первый из них, из 12-й главы Исход, целиком относящийся к установлениям относительно пасхального агнца, очевидно, имеет подтвердить жертвенный характер смерти Христовой, как Агнца Божия: «Христос новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляющий грех мира» (пасхальный гимн). В символике же несокрушения костей здесь можно прозревать и указание на то, что каждый состав, определяющий собой строение тела, сохраняется нерушимым, даже когда съедается мясо. Агнец-Христос пребывает в каком-то особом смысле в среде народа Своего. Другой же текст относится к мессианскому пророчеству об Израиле и его прославлении (Зах. гл. 12), именно царственному величию дома Давида и его служению: «Дом Давидов будет как Бог, как Ангел Господень пред ними... А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (8, 10). Общий контекст, из которого берется пророчество, относится к земному царству Израиля, дома Давидова, который как бы воплощается в одном лице, и таковым для Евангелиста является Христос. Таким образом «прободение» на Кресте неожиданно истолковывается в смысле победного земного царственного служения, одоления врагов, всеобщего признания и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Когда брату Вениамину стала угрожать опасность остаться в рабстве, братья в лице Иуды, когда-то продавшие брата в рабство и огорчившие отца почти до смерти, теперь готовы сами стать рабами, спасая брата. Иуда сказал: «Я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: «если не приведу его к тебе [и не поставлю его пред тобою], то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни». Итак, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего» ( Быт.44:32-34 ). Так и Господь готов принять нас, только при условии покаяния, ибо в Его Царстве нет места для греха. В истории исхода еврейского народа из Египта, Господь дает нам прообразы христианского возрождения, преображения на пути от рабства греху к свободной жизни в Земле обетованной, в Царстве Небесном. Жизнь израильского народа – это прообразы жизни христианина. Бог является Моисею в Неопалимой Купине – прообразе Божьей Матери. Именно Бог находит человека, а не наоборот. Он открывает Свое имя – Яхве (Сущий). Так и в нашей жизни бывает момент, когда Бог находит нас. Я помню, как однажды с увлечением пытаясь познать тайну происхождения и устройства космоса и исчеркав множество страниц формулами, я где-то около полуночи ясно почувствовал, что Бог рядом. И хотя понимал, что Бога увидеть нельзя, вышел на балкон – так явно было Его присутствие. …Начинается пора испытаний, метаний, борьбы. Последовать за Призвавшим или не менять привычную жизнь? Египетские казни – это Божьи призывы и ответ на них человека. Как трудно отрывается человек от привычного! Кто-то слышит эти призывы, а кто-то озлобляется и упорствует в своей неправде. Ведь не только евреи, но и египтяне видели эти чудеса, но одни поверили, а другие сопротивлялись до конца. Пасха – это исход, изменение места. Решение принято, и вот пасхальный агнец заклан, как будет заклан Агнец-Христос. Косяки дверей обагрены кровью, как обагрится Кровью Христа Крест.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Крещение Иисуса Христа в Иордане было явлением миру Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Спаситель свидетельствует вступление в Церковь через таинство Крещения. Это вступление “совершается Духом, Которого посылает Бог в таинстве крещения” 21 . Дальнейший путь новой “Скинии собрания” свидетельствуется Иисусом как путь восхождения в Иерусалим, как путь Страстей. Об этом “оглашает” Иоанн Креститель. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). Это происходило в Вифаваре… Здесь Христос является как Пасхальный Агнец, здесь воссиял миру светильник Небесного Иерусалима, воссияла Новая Пасха — иного жития вечного начало (7-я песнь канона), здесь начинается новое время — время спасения, начало возвращения творения к Творцу, человека к Богу. Иордан как образ преграды Грехопадение человека отделило его от Бога. Между Творцом и тварью возникла греховная преграда вражды и разделения, ведущая к смерти. Началась жизнь людей в “доме скорби” — Вифании. Греховная преграда разделила весь мир: человека с человеком, человека со своей совестью, человека со всем, что есть в мире. Все разделилось в себе самом, противоположилось: по эту сторону — и по ту сторону. Разделение (“Вавилон”) становилось причиной войн и бесконечных переходов и переселений по всей земле. Господь избрал Аврама и он стал ходить по пути, указанному Богом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля (Быт 13:3). С Аврамом ходил его племянник Лот. И у Аврама, и у Лота был мелкий и крупный скот и шатры. Имущество их было так велико, что стало им тесно жить вместе. Пастухи “скота Аврамова” начали враждовать с пастухами “скота Лотова” и родственники решили разделиться. Аврам сказал Лоту: “Если ты направо, то я налево”. Именно здесь, при разделении близких по родству людей, впервые в Библии упоминается река Иордан: И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую и раскинул шатры до Содома (Быт 13:11–12). Эта река занимает особое место в библейской истории, она — не только реальное разделение Палестины на две половины — восточную и западную, но образ преграды, разрушающей цельность и умертвляющей жизнь.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010