Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла AGNUS DEI [лат. Агнец Божий]. 1. Именование Спасителя в лат. переводах Свящ. Писания - см. Агнец Божий , Агнец пасхальный . 2. Часть ординария мессы рим. обряда, состоящая из многократной (с IX в. троекратной) аккламации: «Agnus Dei, qui tollis peccata mundi: miserere nobis» (лат.- Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас), в к-рой объединены тексты Ин 1. 29б и Мф 9. 27б. Текст «А. D.» восходит к стиху из «Gloria» «Domine Deus, Agnus Dei, Filius Patris, qui tollis peccata mundi» (лат.- Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, берущий на Себя грехи мира) - великого славословия ,- к-рое появилось на греч. Востоке, а позже (вероятно, во 2-й пол. IV в.) было введено и в лат. богослужение. Кроме того, «A. D.» имеет близкие параллели с текстом литании Всех святых (кон. VI в.), где чередуются прошения: «Exaudi nos Domine» (лат.- Услыши нас, Господи) и «Miserere nobis» (лат.- Помилуй нас). В качестве песнопения, сопровождающего преломление хлеба, «A. D.» был введен в богослужение рим. обряда папой Сергием I в кон. VII в. (LP. Т. 1. N 376) и первоначально пелся только народом, с IX в.- клиром и народом, с XIII в.- священником. С распространением гостии (IX-XII вв.) «A. D.» стал сопровождать или лобзание мира , или Причащение и с IX в. повторялся лишь троекратно. С X-XI вв. при третьем повторении аккламации вместо «Miserere nobis» поют: «Dona nobis pacem» (Даруй нам мир), вероятно, в связи с лобзанием мира; в Великий четверг из-за отсутствия лобзания мира «Dona nobis pacem» не поют; не поются эти слова и за богослужением в Латеранской базилике, где сохраняются элементы древней практики. В реквиеме с XI в. слова «Miserere nobis» заменяют на «dona eis requiem» (Даруй им покой), а «Dona nobis pacem» - на «Dona eis requiem sempiternam» (Даруй им покой вечный). В ср. века текст «A. D.» нередко расширялся за счет вставки тропов . Начиная с позднего средневековья «A. D.» занял место последнего или предпоследнего (перед «Ite, missa est» - Идите, служба совершилась) из песнопений ординария. Римский Миссал 1970 г. после литургической реформы Ватиканского II Собора вновь соединил «A. D.», исполняемое кантором или хором вместе с народом, с хлебопреломлением. Число аккламаций не ограничено. Кроме мессы рим. обряда «A. D.» входит в состав реквиема амвросианского обряда , а также (в греч. переводе) в состав литургии ап. Петра .

http://pravenc.ru/text/63354.html

Образ агнца восходит к ветхозаветным временам, где он ассоциируется с ягненком, приносимым в жертву для очищения народа от грехов, и в особенности с пасхальным ягненком (агнцем), мясо к-рого евреи вкушали в праздник Пасхи , а кровью его помазали косяки и перекладины дверей домов, в к-рых они жили в Египте (Исх 12. 7), благодаря чему их не поразил ангел-истребитель, посланный уничтожить всех егип. первенцев. Пророчество о Божественном Искупителе, спасшем человечество от смерти, наиболее полно представлено в Книге прор. Исаии , где грядущий Мессия именуется «Рабом» («Отроком» Господним) (Ис 52. 13-15; 42. 1; 53. 7). К этому образу возвращается евангелист Матфей , когда размышляет о мессианском достоинстве Христа: «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Мф 12. 18). Ап. Филипп комментирует одно из мест о Мессии из Книги прор. Исаии. Услыхав, что евнух Эфиопской царицы читает мессианский текст из этой книги: «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян 8. 32-33), он указал читавшему на то, что страдающий агнец, о к-ром повествуется в этом тексте, прообразует собой Иисуса Христа (Деян 8. 35). Наименование «А. Б.» применительно ко Христу впервые использует св. Иоанн Креститель : «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Свящ. Писание видит во Христе «непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 19), искупительное посланничество Которого и даже Его заклание в Божественном Предвечном Совете было предначертано «еще прежде создания мира» (1 Петр 1. 20). Прослеживая символическую связь Христа с пасхальным агнцем, ап. Иоанн в своем Евангелии отмечает даже такую подробность относительно крестной смерти Спасителя: «Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней... Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин 19. 32-33, 36). Это примечание св. евангелиста отражает предписание Торы , запрещавшее при употреблении пасхального агнца раздроблять его кости.

http://pravenc.ru/text/63318.html

свящ. Николай Богатырёв А Агиасма (греч. γιασμς – святыня). Так называется: 1) Вода, освященная по чиноноследованиям или св. богоявлений (великая агиасма), или малого освящения воды (малая агиасма). 2) „Кроме сего агиасма, т. е. святыня, по словам преосвященного автора Нов. Скрижали, означает и антидор. И потому запрещенные (и вообще не удостоившиеся причащения за литургией Тела и Крови Христовых) ради утешения вместо Тела Христова не лишаются благословенного хлеба или антидора, а вместо Крови могут пить богоявленскую воду“ (Нов. Скриж. ч. IV. гл. 9, §7. Изд. Кораблева и Серякова, Спб. 1870 г.). Агнец – слово заимствованное и происшедшее от греч. слова γνς – чистый, незлобивый. (Слов. правосл. церк. богослуж. языка свящ. В. Михайловског о. Спб. 1875 г.). Буквально – ягненок, по своим природным свойствам, кроткий, незлобивый. – В ночь исхода израильтян из Египта и освобождения их от рабства египетского именно это кроткое животное Божиим изволением избрано было для жертвы пасхальной (исходной) и его кровью помазаны были двери домов израильтян. Этот жертвенный агнец, кровь которого спасла евреев от руки ангела, избившего первенцев египетских и плоть которого питала евреев пред их путешествием в землю обетованную, был прообразом Спасителя мира, И. Христа, Который, яко единолетний агнец, волею за всех заклан быст (Пасх. песн.). Посему Иоанн Креститель, увидев мимошедшего Иисуса Христа, и, указывая на Него, сказал своим ученикам и народу, приходившему к нему креститься: „Се Агнец Божий. вземляй грехи мира!“ ( Ин.1:30 ). Самому Господу Иисусу Христу угодно было усвоить Себе имя Агнца в царстве славы – на небе. Именно св. Иоанн Богослов и Тайновидец видел Его под образом Агнца, яко заколенного, стоящего на престоле небесном и приемлющего славословие Церкви небесной, пред Которым святые прославленные оставляют престолы свои и слагают венцы свои и поют Ему: аллилуиа! ( Откр.4:4–10 ; Откр.5 ; Откр.14 ). Посему и св. Церковь , согласно с словом Божиим, усвояет имя Агнца Иисусу Христу в таинстве Евхаристии, называя Агнцем ту часть св. хлеба, которая во время проскомидии вынимается из просфоры и предназначается к таинственному пресуществлению в самое Тело Господа Иисуса Христа. (Слов. свящ. В. Михайловског о).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные предметы — предметы, используемые при совершении богослужения. Агнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа). Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него. Антидор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии. Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Артос (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день  Пасхи . Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами. Богослужебные книги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – Таинства Брака. Воздух – прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа. Дароносица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах. Дарохранительница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-predmety

Скачать epub pdf Глава четырнадцатая «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» ( Откр. 14:1 ). Здесь мы видим собрание великих праведников, пребывающих на Святой Земле Бога, на Сионе, куда сходил Святой Дух – это место, где находится Иерусалим. Гора Сион – прообраз небесной Горы, неких небесных высот, где обитает Бог и Его праведники. Вот как об этом говорит апостол Павел: «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, [что и] Моисей сказал: „я в страхе и трепете». Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр. 12:18–24 ). Иоанн Богослов видит Церковь праведников, которые собираются вокруг Агнца, вокруг Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву, чтобы очистить нас от грехов. Кто называется Агнцем? Тот, Кто Кровью Своей спас нас от вечной гибели, как кровь ягненка пасхального избавила евреев от смерти во время египетского исхода. Христос умер не за одного Адама, а за всех тех, кто верит в Него, кто поклоняется Ему, кто почитает Его. В этом отрывке Апокалипсиса апостол сообщает, что видит противоположное собрание: на святой горе Сион, в Царстве Бога, стоит Агнец, и с ним – 144 тысячи людей, имеющих имя Отца, написанное у них на лбу. Эта печать Божия – противоположность той печати, которую будет ставить антихрист. Эти 144 тысячи праведников породила Церковь во времена антихриста, и они прославят своего Бога в последние дни. Они восхищаются с земли и очищаются через свои страдания. Эти праведники мыслят, как повелел им Бог Отец, исполняют волю Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа. Бог написал на их челах, что Он – их Отец. Мы знаем, что в древности Бог открывал Себя под разными именами: Яхве – Сущий, Эль Элион – Бог Всевышний, Эль Рой – Бог Видящий, Адонай – Господин мой и так далее. В Новом Завете Бог открывается людям как Отец верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Скачать epub pdf Тайная вечеря ( Мф. 26:26–30 ) Когда Господь освободил Свой народ от египетского рабства, то Он заповедал им, чтобы они, вкушая пасхальный агнец, праздновали этот день вечные времена и чтобы при этом прославляли могущество и милость Своего Бога. Причем Он велел им сказать: «Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?», скажите (им): «это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил» ( Исх. 12, 25–27 ). Мы, христиане, тоже имеем Пасхального Агнца ( 1Кор. 5, 7 ), и этот Агнец есть Христос, ради нас закланный. Но мы имеем еще и нечто другое, что гораздо лучше и величественнее освобождения ветхозаветного народа, так как Единородный Сын Живого Бога избавил нас не от земного рабства, но освободил нас от всех наших грехов, смерти и власти диавола. Об этом великом даре, который мы получили через Него, мы должны вспоминать в своих тихих комнатах, с верою обращая наши молитвенные взоры на первосвященническую Жертву. Об этом мы должны свидетельствовать в своих домах, читая и рассказывая истории святых страстей нашим детям и прислуге. Это спасение мы должны праздновать в наших храмах, воспевая здесь наши чудные церковные песнопения и слушая проповеди о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Это же спасение мы должны также возвещать и в Святом Таинстве Евхаристии, к чему усиленно приглашает нас ап. Павел, когда говорит: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11, 26 ). Перенесемся же мысленно в убранную горницу, находящуюся в городе Иерусалиме. Там мы застаем небольшой, близких друг другу кружок людей, собравшихся сюда, по обычаю своих отцов, вкусить пасхального агнца. Среди них сидит удивительный Муж. Он одет в простую без всяких украшений одежду и не отличается внешним, земным лоском и величием. Но, несмотря на это, в Его глазах и на лице отражается небесное величие и божеское могущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Слово в третью неделю св. Великого поста 63 . О причащении Со страхом Божиим и верою приступите. Выслушав сии начальные слова и постигая их значение, вы можете, христиане, легко предусматривать, о чем будет говорено в настоящей беседе моей с вами, – о причащении. Нельзя полагать, чтобы кто сомневался в святости и важности предмета, скорее можно усомниться в возможности представить его во всей полноте и изложить отчетливо и удовлетворительно для благочестивой любознательности. Изложим его так, как учит Слово Божие и внушает Св. Церковь . Начнем с первых приготовлений Божественной трапезы. Где составлен первый чертёж её и кем? Этот вопрос разрешает св. ап. Пётр, свидетельствуя, что Божественный Агнец, которого мы приобщаемся, уже был заклан ещё до сложения мира, заклан в предопределении Бога Отца и Его собственном. Вот как заботлива и промыслительна любовь Божия о человеке; ещё он не сотворён, а трапеза Господня уже приготовляется ему! Тем более, когда он был сотворён, ещё более, когда пал. Вникая в некоторые предметы, события и действия Ветхого Завета, мы находим величественные знамения будущей трапезы Господней. Что означало древо жизни в раю, которое имело силу преобразовать тело человека из душевного в духовное, и сообщать человеку бессмертие? Оно было прообразование Божественной трапезы. Что знаменовала манна, которая сходила с неба каждое утро, кроме субботы, и составляла единственную пищу для народа израильского, во время его странствования в пустыне? Она была символом нашего причащения. Что предизображал пасхальный Агнец, которого вкушая Израильтяне, спаслись от ангела-губителя, посланного поразить Египет? Он предизображал крестную смерть Иисуса Христа, Его последнюю таинственную вечерю. Все эти знамения, конечно, были не более, как тенью истины, как сенью грядущих благ, но тем не менее самою знаменательною и самою величественною. Люди с верою в промысл Божий, люди праведные и Святые не могли не видеть в этих знамениях высших духовных благ. Они видели и радовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Проповедь «О Пасхе» святителя Мелитона Сардского Полный перевод Сошествие во ад. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 63) Святитель Мелитон Сардский, «великое светило Азии», по выражению Евсевия, умер после 180 года. Современники называли его пророком, очевидно, по причине вдохновенности его проповедей. Две из них – «О Пасхе» и «О душе и теле и страстях Господних» – дошли до нас и, очевидно, относятся к 60–70-м годам II века. Гомилия Мелитона Сардского всегда привлекала внимание историков гимнографии в связи с исследованием происхождения кондак и антифонов Великой пятницы . И действительно, мы находим немало параллелей между проповедью святителя Мелитона и скорбно-торжественными песнопениями Великой пятницы . Вот лишь одна из параллелей. Святитель Мелитон: Повесивший землю – повешен. Устроивший небеса – пригвожден. Утвердивший все – утвержден на древе. Оскорблен Владыка. Убит Бог. Царь Израиля умерщвлен рукой Израильской. 15-й антифон Великой пятницы: Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый. Венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь… Однако святитель Мелитон является и благовестником Воскресения. Некоторые темы его пасхальной проповеди перешли в Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина: Святитель Мелитон: Он есть Тот, Кто облек смерть позором и диавола погрузил в печаль, как Моисей Фараона. Он есть Тот, Кто избавил нас от рабства к свободе, от тьмы для света, от смерти к жизни, от тиранства для Вечного Царства И соделал нас священством новым и народом избранным и вечным. Пасхальный канон, ирмос 1-й песни: Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к Небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. Ниже предлагается полный перевод пасхальной проповеди святителя Мелитона. О Пасхе 1. Писание еврейского исхода днесь читается, и таинства слова днесь разъясняются, как агнец в жертву приносится и как народ спасается. 2. Итак, поймите, о возлюбленные, так есть новое и древнее, вечное и временное,

http://pravoslavie.ru/52897.html

Скачать epub pdf Примечание составителей сборника Ниже помещается канон свт. Андрея Критского (+740) на Св. Пасху, имевший общецерковное употребление с IX века, рано переведенный на славянский язык и исполнявшийся за богослужением в Русской Православной Церкви до XIV-XV вв. наряду с общеизвестным каноном прп. Иоанна Дамаскина . Изменение Устава повлекло за собой вытеснение этого сочинения свт. Андрея из богослужебной практики и книг. В основу настоящей публикации положено издание канона по двум славянским рукописям XI и XIII вв., выполненное прот. Сергием Правдолюбовым : «Пасхальный канон святителя Андрея Критского ». М., 1996. Редакция ограничилась некоторыми поправками в изложении канона по-церковнославянски. Песнь 1: Ирмос: Песнь победную поим вси Богу, сотворшему дивная чудеса мышцею высокою и спасшему Израиля, яко прославися. Христос воскресе из мертвых. Зиждитель и Избавитель мой на древе висит, и на судищи стоит, и Бог страждет, безстрастен сый, и терпит вся досаждения нас ради, да мы спасемся. Егоже трепещут Ангели, волею распинается и погребается, и связует смерть, и терпит вся нас ради, и Страстию страсти убивает, Безстрастный стражда. На Кресте распинался, солнце омрачил еси в полудни, Господи, и месяц яко в сени постави, и солнце потаи лучи, и потом свет возсия. Велия дела Твоя, и дивны муки, Христе Боже наш. Страшна же чудеса Твоего Воскресения: Крестом бо ад разруши и гробы истощи. Свыше сошед Ангел, камень от Гроба отвали, и на нем седя, мироносицам вопияше: не требует мира, ни плача Воскресый из мертвых. Что плачетеся со Пречистою, что ужасаетеся? Воскресе Господь: шедше рцыте апостолом скоро, – Ангел женам плачущимся глаголаше. Со Петром тецем и Иоанном ко гробу и видим ризу, идеже лежит, и убрус иже бе на главе Иисуса Воскресшаго. Омертвеша стражие сущии пред Гробом: Христос востал есть, и иудее мятутся, земля же веселится и небо играется светло и вси роди земнии. Светло празднующе веселимся: Пастырь пожреся, Агнец предлагается, Христос востал есть, всем просветившимся воскресением Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - август 2008 г.   Каждый день люди читают газеты, смотрят телевизор, слушают новости. Кажется, это естественно. Нормально для человека желать знать, что происходит в мире, особенно сегодня. Но мало кто задумывается, что значат эти события в духовном плане, и потому, как сказано в церковной молитве, «исчезают в суете дни наши». Я пишу это письмо главным образом для того, чтобы поблагодарить Вас, отец Александр, за Ваш недавно вышедший двухтомник «Евангелие дня». Эта книга - хлеб насущный для тех, кто вдумчиво, не отвлеченно читает «книгу жизни».  Хочется привести фрагмент отзыва об этой книге, прочитанный мною в Литературной газете: «Священнику эти книги, несомненно, послужат большим подспорьем. Но понимание канонических текстов будет полезно и тому, кто не собирается произносить проповеди, ибо как угадать наперед, когда придется христианину защищать свою веру в разговоре с насмешником? Да и без подобных споров обретение веры - не всегда легкий путь. «Душой принимаю», «умом понимаю», говорим мы, часто противопоставляя одно другому. «Евангелие дня» способно помочь и тому, кто нуждается в умственном понимании, чтобы уверовать, и тому, кто, искренне веруя, не находит слов, чтобы говорить о вере даже в кругу близких людей». От всего сердца, благодарю Вас за эту поистине уникальную книгу, которая, как мне кажется, может стать настольной для многих любящих слово Божие. Преподобный Антоний Великий говорил, что есть две Библии: одна - Священное Писание, другая - книга природы, и обе написаны одним автором. А Вы, в одной из своих проповедей, приводя эти слова, добавляете, что мы живём в такое время, когда книга природы, можно сказать, исчезает и остаётся, кроме Священного Писания, грозная книга событий. Как научиться нам её читать? Сергей Тихомиров, г. Москва В руке Христа Живого почти на всех иконах - свиток Писания: Господь, Господин истории, Агнец закланный, распятый и воскресший - Он единственный, Кто может открыть все печати, потому что Он в нас и мы в Нём. В свете Пасхальном наше прочтение жизни должно всё более и более освещаться чтением Писания. Господь хочет «открыть наш ум к уразумению» событий, даровать нам способность видеть Его живое присутствие во всякой нашей смерти, потому что смерть побеждена Им. «Не бойся, Я был мертв, но вот, Я жив во веки веков» (Откр. 1, 17-18).

http://moral.ru/dom_0808.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010