С последним утверждением можно согласиться, но оно требует пояснения, ведь на первый взгляд самым иудейским Евангелием выглядит Мф. Однако иудейскость в случаях с Ин. и Мф. – разного рода. В Мф. она очевидна в обилии ветхозаветных цитат, в семитическом строе языка, в раввинистической манере строить материал поучений и т.п. (см. § 43. 2) В Ин. же иудейский характер проявляется не на уровне формы. Он глубже, на уровне богословия. Исход, пасхальный агнец, манна, вода, виноградная лоза, пастырь, свет, «Я есмь» (эквивалент Священной тетраграммы) – все эти темы и понятия, используемые как язык Благовестия об Иисусе, корнями уходят в Ветхий Завет и иудейское богословие. Так же как и в Мф., в Ин. иногда приводятся пророчества из Ветхого Завета, но как неожиданно и смело! Например: 34 Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода... 36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится (Ин, 19, 34. 36; ср. Исх. 12, 46 ). Имеется в виду именование Христа Агнцем Божиим, вземлющим на Себя грех мира (см. Ин. 1, 29. 36 ). За этим стоит образ ветхозаветного пасхального агнца, закалаемого в воспоминание об Исходе из Египта: «это – Пасха Господня» ( Исх. 12, 11 ). Когда приходит воин, чтобы перебить голени распятым и тем ускорить их смерть, он не касается уже умершего Христа, и таким образом кость Его, как кость пасхального агнца, согласно Закону остается нетронутой. Кстати, именование Христа Агнцем есть специфическая черта именно Иоаннова лексикона, нашедшая себе развернутое использование в другом Иоанновом труде – Книге Откровения. В самом Ин. имеется прямое указание Христа: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5, 39 ). В богослужении Православной Церкви тонко и остроумно подмечена перекличка Ин. с Ветхим Заветом. Почему, например, в неделю Фомину (Антипасхи) на Утрене полагается такой прокимен: Похвали2, i3epycaлu1мe, гдса, хвали2 бг7а твоего2, ciw1he. Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего ( Пс. 147, 1 )? Да потому, что исповедание апостола Фомы (читаемое в составе литургийного чтения, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Установление Причащения Данное обетование исполнил Господь на последней пасхальной вечере со Своими учениками следующим образом. Пред наступлением Пасхи Иисус послал в Иерусалим двух учеников приготовить место для празднования и велел сказать хозяину дома: Учитель говорит: время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими (Мф. 26, 18). Он, пришедший исполнить Закон, и вместе Агнец, закланный за грехи рода человеческого, Сам благоволил совершить и тем заключить ветхозаветную прообразовательную Пасху прежде принесения Себя в жертву на жертвеннике крестном. И в то же самое время Спаситель установил новозаветную бескровную жертву — истинную Пасху — в воспоминание Своей беспредельной любви к миру, Своих страданий и смерти за грехи мира. Когда Иисус и ученики Его пришли в горницу, приготовленную для празднования Пасхи, и возлегли за вечерей, Иисус воззвал: Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания (Лк. 22,15 ). По окончании пасхальной вечери, Иисус, научая Своих учеников тому, как должны они пользоваться великими дарами и преимуществами, подает им удивительный пример смирения. Он встает из-за стола, слагает с Себя одежды, опоясывается полотенцем, вливает воду в умывальницу, умывает и отирает ноги ученикам. Затем, возлегши, Иисус объяснил, для чего это сделал: Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 14—15).  После, снова предсказав ученикам скорое Свое отшествие из мира, преподав наставления и указав предателя (Лк. 22, 16—27; Мф. 26, 21—25), Иисус совершает то, что было тогда предметом Его сильного желания: устанавливает таинство Причащения. Три евангелиста — Матфей, Марк и Лука — и апостол Павел следующим образом свидетельствуют об этом великом деле. Евангелист Матфей повествует: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чаилу и возблагодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26—28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

II. Первосвященническое служение Иисуса Христа. Иисус Христос совершил наше спасение не только Божественным Своим учением, но преимущественно первосвященническим Своим служением, Своими крестными страданиями и смертию, как Агнец непорочный, принесши Себя в жертву за грехи мира. Истина эта представляется господствующею во всем Св. Писании Ветхом и Новом Завете. В Ветхом Завете она прообразована была жертвами, которых начало восходит к самому началу рода человеческого, которые имели умилостивительную и очистительную силу ( Евр. 9:22 ), но которые сами по себе, без отношение к жертве Христовой, не могли иметь такого действие ( Евр. 9:9, 10, 10:1–4 ). Сюда в особенности относятся: Агнец пасхальный ( Исх. 12 ) и жертва, приносимая в день очищение ( Лев. 16 ); и потом истина эта предсказана и раскрыта пророками. Она изображается в псалмах Давида ( Пс. 21, 101, 109 ); у прор. Исаии, гл. LIII. «Той... язвен бысть за грехи наши, – пишет пророк, – и мучен бысть за беззаконие наши, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом. Вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших» ( Ис. 53:5, 6 ). Подобн. обр. о Мессии, как священнике, примирителе и искупителе говорится и у других пророков (см. напр. Иер. 31:34, 33:6, 8, 15, 16 ; Дан. 9:24–26 ; Зах. 3:8, 9, 6:12, 13, 12:10–14, 13:7 ). В Новом Завете предтеча называет Его Агнцем Божиим, Который берет на Себя грехи мира ( Ин. 1:29, 36 ). Сам Иисус Христос говорит о Себе, что Он пришел не для того, чтобы служили Ему, но чтобы служить и отдать душу Свою для искупление многих ( Мф. 20:28 ), что Он есть добрый пастырь и душу Свою полагает за овцы ( Ин. 10:2, 14, 15 ), что Он есть хлеб жизни, сшедший с неба; ядущий хлеб этот будет жить в век; и хлеб этот, который Он даст, есть плоть Его, которую Он даст за жизнь мира ( Ин. 6:48–51 ); и во время тайной вечери, преподавая хлеб ученикам Своим, сказал: «приимите, ядите, сие есть тело Мое», и преподавая чашу сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ; сн. Лк. 22:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А когда он отпустит вас совсем, тогда выгонит вас, как изгнанников выгоняют из города. Поэтому скажи тайно людям, чтобы испросили каждый у соседа и соседки своей сосуды золотые и серебряные и одежды. Господь устроил так, что израильтяне на этот раз вошли в милость у египтян, и они дали им все по требованию израильтян. Между тем Моисей и в глазах египтян, и самого фараона и чиновников его стал весьма великим человеком. И сказал Моисей: вот что говорит Господь: в полночь Я войду в Египет, и изомрут все первенцы в земле египетской – от первенца фараона, который сидит на престоле, и до первенца рабыни, что у жерновов, и до первенца всякого скота: и будет сильный плач по всей земле египетской, какого не было и не будет. А между сынами Израиля не пошевелит и пес языком своим [ст.7], не только не умрет ни один первенец израильский и ни одно животное, чтобы ты видел, как прославится Господь между египтянами и израильтянами. И все эти отроки твои придут ко Мне с поклоном, говоря: ступай же ты и все люди твои, которых ты хочешь вести с собою. Затем Я уже перестану посылать казни Мои на Египет. Моисей вышел от фараона с гневом. И сказал Господь Моисею: не послушает вас фараон, чтобы Я умножил знамения и чудеса в земле Египетской. И Моисей и Аарон сделали все чудеса пред глазами фараона, но он ожесточился и не захотел отпустить израильтян. Гл.12. Господь устанавливает для сынов Израиля пасху – в память изшествия их из Египта. Праздник этот должен был начаться с 14-го числа первого месяца, или того месяца, в который они вышли из Египта, и продолжиться до 21-го числа до вечера. Семь дней никто не должен был есть кислого, но должны были все есть опресноки с мясом (пасхального агнца) и горькими травами. Все это надлежало есть ночью и к утру следующего дня не оставлять ничего. Пасхальный агнец должен был съедаем без раздробления костей. Каждое семейство должно было закалать агнца; если число членов семейства было очень мало, так что печеного агнца могла остаться значительная часть, то надлежало занять несколько человек из другого семейства, чтобы агнец съеден был весь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Адом называется духовная темница, место, удаленное от Бога, лишенное света и блаженства, где царствует сатана. Слово «ад» в отношении к душам умерших людей означает состояние сильной скорби и мучений, отчуждения от лицезрения Бога. Туда, в преисподние места земли (Еф. 4:9), сошел Христос и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3:19), так что и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотню, жили по Богу духом (1 Пет. 4:6). Ни во время страданий и смерти на Кресте, ни после них человеческое естество Спасителя не отделялось от Божественного естества. Даже при разлучении души Спасителя с телом Божество Его было соединено и с душой, и с телом: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси Христе со Отцем и Духом вся исполняли, Неописанный» (из пасхальной службы). Христос одновременно и в аду, и в раю, и на земле, и на небе, и с людьми, и с Отцом и Духом — всё наполняет Собою, не будучи «описуем», то есть ограничен чем-либо. Слова Символа веры «страдавша и погребена» сказаны против еретиков, ложно учивших о том, что Господь не мучился на Кресте и что страдания Его были только видимостью страданий. Предав Себя вольной смерти, Сын Божий навсегда сокрушил ее власть, поскольку смерть не смогла победить Богочеловека. Страдал Спаситель не Божеством, Которое не страдает, а по Своему человеческому естеству; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода. Человек без греха, Первенец нового человечества, освобожденного от рабства диаволу, Христос предстал Отцу как чистая жертва, как непорочный Агнец: Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира (Ин. 1:29). Жертва Иисуса Христа стала совершением и завершением всех ветхозаветных жертвоприношений, целью которых было снискание Божественного умилостивления для прощения грехов (см. раздел «Священная история Ветхого Завета»), Ветхозаветные жертвоприношения были предвестниками и прообразами совершенной Жертвы Христа— последней, единственной истинной Жертвы, о чём говорит апостол Павел: Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

В своем 1-м Послании апостол Петр свидетельствует: «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» ( 1Пет.1:18–20 ). А на острове Патмос апостол Иоанн Богослов видел и слышал «многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» ( Откр.5:11–12 ). То есть само заклание обеспечило Агнцу «принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение». Так что же осуществлялось на совете синедриона, когда постановили, « положили в совете взять Иисуса хитростью и убить », – величайшее в мире злодеяние, или законное избрание Истинного Пасхального Агнца? – Скорее всего, и то и другое, ибо на тот момент и первосвященник и его совет (Сангедрин) были законной Церковью Бога, ибо завеса в Храме еще не разодралась. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Дьявол не хотел, чтобы Христос пострадал в Пасху, для того, чтобы страдание Его не сделалось известным; а они (то есть иудеи. – О.С.)  – чтобы не сделалось возмущения… потом, найдя предателя (то есть Иуду. – О.С.) , они не ждали времени, но совершили убийство в праздник. Почему же они взяли Его в это время? Потому что и гневом кипели, как я сказал, и надеялись Его найти в то время, и во всем действовали, как ослепленные. Правда, сам Он воспользовался злобою их для совершения Своего служения… » 490 Итак, получается, что архиереи и старцы не хотели смерти Христа на Пасху (ибо боялись возмущения народа), и дьявол этого не хотел (зная из Писания, что истинный Агнец должен умереть в Пасху), и апостолы этого не хотели (см. Мф.16:22–23 ), но все получилось так, как получилось, то есть по воле Бога. Некоторые задаются вопросом, а почему сказано: « собрались первосвященники », – разве по Закону Божию такое возможно? Златоуст отвечает и на этот вопрос: «И сколько же было первосвященников? По закону, должен быть один; но тогда было их много.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

(В это время священник должен взять хлеб в руки). Подобным же образом Он взял после вечери чашу и, возблагодарив, дал се им, говоря: пейте из нее все, ибо это кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая, во оставление грехов: сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание“. (В это время священник должен взять чашу в руки). – Все эти слова священник произносит обращённый лицом к алтарю и без всякого поднятия и показывания даров народу. „Сего ради, продолжает священник, Господи и Отче небесный, согласно установлению Твоего возлюбленнейшего Сына, Спасителя нашего Иисуса Христа, мы смиренные рабы Твои совершаем здесь пред Твоим Божественным величием, с сими святыми дарами, воспоминание, какое благоугодно было Сыну Твоему. Мы воспоминаем Его благословенную страсть, всесильное воскресение и славное вознесение; мы приносим Тебе сердечнейшее благодарение за те бесчисленные благодеяния, которые при сем нам ниспосланы; мы молим Твою Отеческую благость милостиво принять сию нашу жертву хвалы и благодарения; мы смиренно просим Тебя, чтобы, заслугами смерти Сына Твоего И. Христа и верою в кровь Его, мы и вся церковь могли стяжать отпущение грехов наших и все другие благие плоды Его страданий. Мы приносим Тебе, Господи, в жертву здесь себя самих, свои души и тела, дабы были они разумною, святою и живою жертвою Тебе; мы смиренно умоляем, чтобы причастники сего святого приобщения могли достойно принять драгоценное тело и кровь Сына Твоего; чтобы исполнились они Твоею благодатью и небесным благословением; чтобы стали они одним телом с Сыном Твоим, И. Христом, дабы и Он пребывал в них и они в Нем. По многим грехам своим, мы не достойны принести какую либо жертву пред Тобою; но молим Тебя: прими сие наше почитание и служение и повели святым ангелам своим вознести наши моления и прошения во святую сень Твою пред лице Твоего Божественного Величия, не презирая заслуг наших, но прощая вины наши, ради Христа, Господа нашего“ и т. д. После молитвы Господней, священник говорит: „Христос, наш Агнец Пасхальный, принесён в жертву за нас единожды за всех, когда Он понёс грехи наши на Своём теле на кресте, ибо Он есть истинный Агнец Божий, вземляй грехи мира; сотворим посему радостный и святой праздник о Господе“. Обращаясь к причастникам, священник приглашает их преступить к приобщению и предварительно исповедать коленопреклонённо грехи свои. Приглашение это и самое исповедание предписываются здесь в тех же выражениях, как они были введены в известном нам чине приобщения. – После исповедания грехов, священник встаёт и говорит: „Всемогущий Бог и Отец наш небесный, обещавший, по великой милости Своей, прощение грехов всем, с сердечным покаянием и истинною верою обращающимся к Нему; да умилосердится над вами, да простить и избавит вас от всех грехов ваших, да утвердит и укрепит вас во всяком добре и да приведёт вас к вечной жизни, Иисусом Христом, Господом нашим. Аминь“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Глава 12 1–28. Установление Пасхи. 29–32. Десятая казнь. 33. Начало исхода евреев из земли Египетской. Исх.12:1 .  И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: Исх.12:2 .  месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. С исходом из Египта началась для евреев новая жизнь, ознаменованная целым рядом милостей Господних к Своему народу. Воспоминание об этих последних составляет содержание так называемого церковного года. И так как первое из благодеяний – изведение из Египта падает на месяц авив, месяц колосьев ( Исх. 13:4 , Втор. 16:1 ), названный после плена вавилонского нисаном, то он и делается первым в церковном году. Исх.12:3 .  Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; Превращение авива в первый месяц церковного года закрепляло воспоминание об избавлении от рабства египетского; та же самая цель достигалась установлением праздника Пасхи («песах» – прохождение мимо, Исх.12:11–12 ). Чествуя в празднике Пасхи историческое событие исхода из Египта, народ израильский вместе с тем праздновал и свое избрание в народ Божий, свое рождение, творение, так как исход и имел своею целью возрождение Израиля в народ Божий ( Исх. 19:4–6 ). Пасха – праздник рождения, праздник жизни. Этот общий смысл праздника и выражается в его отдельных обрядах. Чтобы быть достойным избрания Божия, еврейский народ должен очиститься. Единственным средством к этому служили в Ветхом Завете жертвы. Жертвой начинается и в ней сосредотачивается пасхальное торжество. Жертвой праздника Пасхи служил агнец, называемый «пасхальною жертвою Господу» ( Исх. 12:27 ) и «жертвою праздника Пасхи» ( Исх. 34:25 ). Тот же смысл усвояется ему еврейским названием «zebach», употребляемым для обозначения кровавых жертв. Предназначаемый для Всевышнего, для богослужебных целей, агнец избирался за четыре дня до заклания 10-го авива, в целях, может быть, внимательного наблюдения, нет ли в нем недостатков, избирался каждым семейством, так как избавлены от рабства и приняты в народ Божий все евреи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь сжалился над угнетенными израильтянами и потребовал от фараона отпустить их хотя на короткое время в пустыню для совершения служения Господу. Фараон не слушался. Господь послал на Египет десять чудесных казней и последней из них – избиением через ангела-губителя в одну ночь египетских первенцев от человека до скота – заставил фараона отпустить их из Египта. В ночь этого события евреи должны были принести в жертву непорочного агнца, кровью его намазать двери своих жилищ и затем употребить его в пищу. Эту жертву и вечерю Господь повелел назвать пасхой Господнею. Пасха значит прохождение мимо. Так названо это установление потому, что в ночь совершения этой жертвы и вечери ангел-губитель, поражавший первенцев египетских, проходил мимо жилищ еврейских, отмеченных кровью агнца и оставлял неприкосновенными живущих в них первенцев ( Исх.12:12–13 ). С тех пор обряд пасхальной жертвы и вечери, по повелению Господа, должен был совершаться ежегодно, и время совершения его сделалось главнейшим ветхозаветным праздником как праздник избавления евреев от египетского рабства. Господь заповедал праздновать его вечно, во все роды ( Исх.12:14 ), – не до скончания века, а в продолжение всего времени существования ветхозаветного закона, то есть до пришествия Христова, ибо «конец закона (ветхозаветного) – Христос» ( Рим.10:4 ). Закон о ветхозаветной пасхе потерял обязательную силу с тех пор, как в лице Христа явилась новая Пасха, новая пасхальная жертва, которая прообразована была ветхозаветной пасхальной жертвой. На это прообразование указует св. Иоанн Богослов, когда, говоря о том, что воины не перебили голеней распятому Иисусу, замечает, что «Сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» ( Ин.19:36 ). Свидетельство о сем Писании содержится в ветхозаветной, данной Господом и записанной Моисеем заповеди, чтобы при употреблении в пищу пасхального агнца, кости его не были сокрушаемы, то есть не были выделяемы из туловища ( Исх.12:10 ). Стало быть, пасхальный агнец в сем отношении был образом Христа, Который есть Агнец Божий, вземляй грехи мира, предназначенный к закланию за нас прежде сложения мира ( Откр.13:8 ) и действительно закланный на кресте за нас, как жертва, подобная ветхозаветной пасхальной жертве, о чем говорит и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Другим, не менее важным является вопрос о значении 14 нисана в библейских нормах праздника Пасхи. Ответ находим также у свят. Кирилла Александрийского: «Агнец закалается в четырнадцатый день месяца, когда круг луны имеет полный свой блеск и как бы ложным светом озаряет вселенную, впрочем, так, что уже начинает мало-помалу прекращать этот свет и как бы по необходимости уже сокращает присущую ему честь и благодать. Отсюда ты можешь уразуметь, как бы от образа и сени предлагаемого вниманию дела, руководимый к восприятию истиннейшего, что по всей вселенной славился князь ночи, то есть диавол, означаемый луною как бы в образе (так как луна положена в «начало нощи», Быт. 1: 16), и как бы ложный некий свет, премудрость мира сего, проливающий в сердца заблуждающихся, чем приобретал себе полнейшую славу. Умер же ради нас и за нас Христос, истинный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29), и разрушил славу диавола. Ибо она необходимо должна была прекращаться и уничтожаться мало-помалу, по мере того, как множество язычников стало поспешать восходить к миру и любви к Богу чрез обращение к Нему и веру в Него. И это именно древле воспеваемо было в псалмах о Христе: «во дни Его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна» (Пс. 71: 7). Действительно, воссияла во дни Христа правда чрез веру, множество же мира чрез обращение к Богу. И, кроме того, еще отъят и князь нощи, то есть диавол. Заметь же, что луна, говорится, не просто изъята, но более того, отъята взамен чего-то, так как убивший исперва человека диавол, в возмездие за то и сам убиваем бывает» Фактически в этих рассуждениях свят. Кирилла Александрийского содержатся новозаветные богословские осмысления ветхозаветных библейских установлений о «снопе возношения» и о праздновании Пасхи после 14 нисана. IV В структуре александрийской пасхалии воплотились библейские нормы праздника Пасхи. В подтверждение этого тезиса рассмотрим структуру александрийской пасхалии. Для определения сроков наступления нисана, его 14-й луны и дня Св. Пасхи создатели пасхалии ввели в солнечный александрийский календарь 9 два цикла – лунный и солнечный. С помощью 28-летнего солнечного цикла определялся день недели для любой календарной даты и высчитывались пасхальные воскресенья.При этом в Александрии признавали пасхальным воскресенье в промежутке с 15 по 21 нисана включительно, именно в эти дни, согласно библейским указаниям , ветхозаветные иудеи справляли праздник опресноков.

http://bogoslov.ru/article/4733283

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010